Аннотация
К проектно-исследовательской работе
по окружающему миру
«Лекарственные растения»
Описана польза лекарственных растений, правила сбора, сушки и хранения растений. Приведены рецепты приготовления этих растений. Обоснованы и описаны данные о дикорастущих лекарственных растениях, о применении их для ряда лекарственных препаратов. Собрана информация об активных веществах лекарственных растений. Приведены данные о соцопросе и сделаны выводы. Описаны выводы по исследованию лекарственных растений.
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstvennye_rasteniya.docx | 64.06 КБ |
salomatina_nastyalekarstvennye_rasteniya.pptx | 2.94 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Проектно-исследовательская работа
по окружающему миру
«Лекарственные растения»
Учащаяся:
Саломатина Анастасия
ученица 3-б класса
Руководитель:
Аверина Любовь Владимировна учитель начальных классов
г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА 2013 год
Лекарственные растения
Цель моей работы – узнать, какие растения полезны людям.
Исходя из цели, ставлю перед собой следующие задачи:
изучить литературу о лекарственных растениях;
узнать из литературы, от других людей, чем полезны эти растения;
узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений;
узнать от родных рецепты приготовления этих растений;
подготовить слайдовую презентацию;
Приложение 1.Сообщения о лекарственных растениях.
Объект исследования — лекарственные травы.
Ожидаемый результат:
Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Сформированные знания о лекарственных растениях.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, если использовать лекарственные растения в качестве лечения. Решили это проверить.
Актуальность темы.
С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения нашей страны. Наряду с развитием медицинских учреждений и аптечной сети много внимания уделяется дальнейшему росту медицинской промышленности. Выяснили, что дикорастущие лекарственные растения являются исходным материалом для ряда лекарственных препаратов, а во многих случаях используются и без специальной переработки. Тогда возникает вопрос: Зачем таблетки? Продолжили своё исследование.
В мировой практике 40%, а в нашей стране более 45% лекарственных средств, выпускаемых химико-фармацевтической промышленностью, изготовляются из растительного сырья, а среди препаратов, применяемых для профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта три четверти вырабатываются из лекарственных растений.
Совсем недавно в сознании наших людей считалось, что использование лекарственные растения ассоциировались с пережитком глубокой старины. Действительно, трудно совместить наш век научно-технической революции с пучком сушеных трав, от которых в прошлом человечество со слепой верой ждало чудесных исцелений. Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений. Они прочно вошли в современную медицину и по-прежнему продолжают целить больных.
Лечебные свойства растений, эмпирически установленные в древние времена, находят научное обоснование в современной медицине. В настоящее время в нашей стране используется около 150 видов лекарственных растений.
Растительный мир Сибири богат и разнообразен. Более 1000 видов лекарственных растений произрастает на территории Сибири. Уже 5000 лет назад люди пользовались лекарственными травами. Обычными лекарствами были полынь, крапива, хрен, подорожник, мята и т. д. До XIX века люди лечились в основном с помощью лекарственных растений. Для лечения многих болезней растительные средства играют большую роль. И в наше время ведутся научные исследования в области изучения старых и открытия новых лекарственных растений.
Активные вещества лекарственных растений.
Растительное лекарство – содержат протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы. Также неорганические соли, витамины, дубильные вещества.
Дубильные вещества применяют в качестве вяжущих, противовоспалительных и кровоостанавливающих средств при воспалительных процессах: в полости рта, пародонтозе, ожогах, различных заболеваниях кожи.
Эфирные масла — летучие вещества, обладающие приятным запахом, применяются обычно для улучшения вкуса и запаха лекарств. Эфирные масла содержатся в липовом цвете, багульнике, полыни, шалфее, тысячелистнике, мать-и-мачехе.
Микроэлементы находятся во всех тканях растений. Многие из них входят также в состав ферментов, витаминов, гормонов, участвуют в различных биохимических процессах. Некоторые микроэлементы имеют лечебное значение. Витамины — органические соединения разнообразного химического строения. Они обладают высокой биологической активностью. В незначительном количестве витамины находятся во многих растениях. Однако такие из них, как плоды шиповника, калины, рябины, околоплодник ореха, крапива, тысячелистник обладают большим запасом этих веществ и могут служить хорошим источником получения природных витаминов.
Органические кислоты содержатся в клеточном соке многих растений. Попадая в организм, они участвуют в биохимических реакциях, играют важную роль в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Наиболее распространенными органическими кислотами являются аскорбиновая, лимонная, винная и яблочная, содержащиеся в плодах малины, земляники, клюквы. Высоким содержанием кислоты аскорбиновой отличаются плоды шиповника, черемухи, черники и брусники. В бруснике, кроме того, находится кислота бензойная, имеющая антисептические свойства.
Слизи — это вещества. Слизи используют как обволакивающие и смягчающие средства при заболевании верхних дыхательных путей, органов пищеварения, при ожогах.
Слизи содержатся в липовом цвете, листьях мать-и-мачехи, ромашке аптечной, кипрее, листьях подорожника большого.
Правила сбора лекарственных растений
Общий объем ежегодно заготавливаемых в нашей стране лекарственных растений весьма внушителен. А если учесть, что высушенные растения весят ничтожно мало, и что дикорастущие виды растут, как правило, рассеянно и не образуют плотных скоплений, то станет ясно, какого огромного труда стоит заготовка такого количества.
Заготовка проводится в строго определенное время. Распределяются эти вещества в растениях различно: у одних они сосредоточены в листьях; у других — в корнях и корневищах; у третьих — в цветках; у четвертых — в плодах. Надземные части растений накапливают максимальное количество действующих веществ чаще всего в период цветения — в это время их и следует собирать. Плоды наибольшее количество целебных веществ содержат во время полного созревания; кора пригодна к употреблению в период весеннего сокодвижения; корни и корневища — поздней осенью, после увядания надземной части растений; почки — ранней весной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост, обычно в марте-апреле. Все надземные части растений надо собирать в хорошую погоду, поскольку увлажненные росой или дождем они портятся при сушке. Подземные части растений можно выкапывать в любую погоду, так как перед сушкой их необходимо мыть.
Перед сушкой растительное сырье сортируют, удаляя случайно попавшие части других растений или части того же растения, не предусмотренные заготовкой (например, листья в цветочном сырье), а также побуревшие и поврежденные части и прочий мусор.
Процесс сушки собранных растений — самый существенный момент в ходе заготовки. Есть несколько способов сушки растительного сырья: воздушная теневая, воздушная солнечная и тепловая с искусственным подогревом.
Воздушная теневая сушка применяется для трав, листьев и цветков, которые под влиянием прямых солнечных лучей блекнут. Такая сушка производится в хорошо проветриваемых помещениях или на чердаках, а в хорошую погоду — на открытом воздухе, но в тени, под специальным навесом, и лучше на ветру.
Воздушная солнечная сушка применяется для корневого и корневищного сырья, содержащего дубильные вещества, а также для сочных плодов.
Сырье раскладывают тонким слоем (от 1 до 3 см) и не менее одного раза в сутки переворачивают; при солнечной сушке сырье на ночь убирают в помещение, а при теневой на ночь закрывают двери и окна помещения, в котором находится сырье.
Тепловая сушка с искусственным подогревом используется для всех видов сырья, но температурный режим задается для каждого вида. Травы, листья, цветки, корни, корневища и луковицы сушат при температуре 50-60°, плоды и семена — при 70-90°, все сырье, содержащее эфирные масла, — при 35-40°С. Для этого используются специальные сушилки. При отсутствии их сырье сушат на русских печах.
Почки следует сушить очень осторожно — длительное время и в прохладном помещении, так как в тепле они быстро распускаются.
При заготовке листьев следует срывать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоношению растений.
При заготовке травы сырье надо срезать, а не срывать, чтобы не вырвать с корнем все растение.
Цветки надо собирать в начале цветения растений. Срок хранения цветочного сырья до 2 лет. Плоды и семена следует собирать дозревшими.
При сборе цветков и при заготовке травы необходимо оставлять цветки для размножения.
Работа нас заинтересовала, и мы решили провести анкетирование по теме.
Вопросы.
1.Какие лекарственные растения вы знаете?
2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями?
3.При заболеваниях используете растения?
4.Известны рецепты приготовления трав?
Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.
Выводы по соцопросу.
Вопросы | Дети опрошенные | Взрослые опрошенные | Да | Нет |
1 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 0т 3-5 растений назвали 12 детей,8 детей назвали от 1-3 растений и 6 взрослых назвали более 6 растений | - |
2 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 5 детей и 3 взрослых | 15 детей- 75% и 3 взрослых-50% |
3 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | От 2-3 растений назвали 6 детей,6 взрослых5 и более растений. | 12 детей не знают.60% |
4 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 6 детей назвали, заваривать как чай. Взрослые ответили аналогично. | 14 детей не знают рецепты-70% Взрослые 80% |
Дети очень мало знают о лекарственных травах. Практически ничего не знают о способах приготовления трав. Единицы знают, при каких заболеваниях можно употреблять травы. Ребята считают, таблетки лучший способ вылечиться.
Рецепты:
Чай из черники: 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.
Настой из листьев крапивы: Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.
Отвар из брусники: Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай.
Мы решили, после выполненной работы рассказать детям о значении лекарственных трав и рецептов приготовления. Рассказали, какой вред приносят таблетки. При каких болезнях используют травы, и какие нужно употреблять. Провели вновь анкетирование.
Выводы по результатам анкетирования.
Вопросы | Дети опрошенные | Взрослые опрошенные | Да | Нет |
1 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 0т 3-5 растений назвали 13 детей,7 детей назвали от 5 и выше растений и 6 взрослых назвали более 8 растений | - |
2 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 14 детей и 4 взрослых | 6 детей,30% и 2 взрослых- 33,3% |
3 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | От 2-3 растений назвали 10детей, 5 детей редко1-2 растения,6 взрослых5 и более растений. | 5 детей знают,25% но взрослые не готовят. |
4 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 10 детей назвали, заваривать как чай. 6 детей назвали приготовления рецептов. Взрослые назвали рецепты. | 4детей не запомнили,20% |
Заключение по анкетированию.
После проведения бесед и показа слайдовой презентации ребята стали больше знать о лекарственных растениях, при каких болезнях их можно использовать. Увеличились знания о рецептах приготовления трав. Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
Вопросы | Дети опрошенные. | Взрослые опрошенные. | Ответы 1раз | Ответы 2 раз. | ||
1 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 100% | 100% | 100% | 100% |
2 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 75% | 50% | 50% | 33,3% |
3 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 60% | 10% | 100% | 100% |
4 вопрос | 20 детей | 6 взрослых | 70% | 80% | 80% | 100% |
Выводы по результатам исследования
При выполнении данной исследовательской работы мы:
Выводы по результатам исследования
Я считаю, что с проблемами, поставленными в цели работы, справилась. Я познакомилась научной литературой о лекарственных растениях, научилась правильно засушивать растения. Узнала много нового о классификации растений, о биологических особенностях растений. Эти знания мне пригодятся и в дальнейшем.
Собранный мною материал можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Лекарственные растения», а так же во время экскурсий. Проведенная работа носит исследовательский характер, полезна и является краеведческим материалом для курса экологии, природоведения.
Мне хотелось бы отметить, что забота о собственном здоровье — это серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Статистические исследования последних лет показали, что во всех странах отмечается общий рост заболеваемости. Это во многом объясняется тем, что мы живем в век загрязнения окружающей среды, химизации, искусственной ароматизации. Однако немаловажную роль играет и отношение человека к своему здоровью. В борьбе с болезнью немаловажным подспорьем является препараты растительного происхождения, т. к. они имеют ряд положительных характеристик:
А) малая частота побочных эффектов;
Б) дешевизна сырья;
В) более мягкое воздействие на организм;
Г) доступность, благодаря чему препараты растительного происхождения с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний. Я надеюсь, что таинственный и многообразный мир растений преподнесет немало находок и открытий, которые послужат надежным и гибким инструментом в борьбе за здоровье человека. Так как охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности.
Используя лекарственные растения , можно помочь своему организму избавиться от некоторых заболеваний, оказать первую помощь при порезах, ссадинах, укрепить свой иммунитет.
Список используемой литературы.
Слайд 1
Проектно- исследовательская работа «Лекарственные растения» Презентацию по Окружающему миру Выполнила: ученица 3Б класса МБОУ СОШ №6 Саломатина Анастасия Руководитель: Аверина Любовь ВладимировнаСлайд 2
Цель нашей работы — узнать, какие растения полезны людям. задачи: изучить литературу о лекарственных растениях; узнать из литературы, от других людей, чем полезны эти растения; узнать правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений; узнать от родных рецепты приготовления этих растений; подготовить слайдовую презентацию;
Слайд 3
Ожидаемый результат: Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. Сформированные знания о лекарственных растениях.
Слайд 4
Гипотеза исследования Мы предполагаем, что можно прожить без химических лекарств, используя лекарственные растения.
Слайд 5
Актуальность темы. С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения нашей страны. Аптекам много внимания уделяется в медицинской промышленности. Лекарственные растения используют для лекарственных препаратов. В мировой практике 40%, а в нашей стране более 45%.
Слайд 6
Применяются для профилактики и лечения сердечнососудистых заболеваний, заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта. Третья часть вырабатываются из лекарственных растений. Зачем покупать таблетки? Многие лекарственные растения прошли через века, дарили здоровье десяткам поколений.
Слайд 7
Лечебные свойства растений, установленные в древние времена, находят научное обоснование в современной медицине. В настоящее время в нашей стране используется около 150 видов лекарственных растений.
Слайд 8
До XIX века люди лечились в основном с помощью лекарственных растений. Для лечения многих болезней растительные средства играют большую роль. И в наше время ведутся научные исследования в области изучения старых и открытия новых лекарственных растений.
Слайд 9
Активные вещества лекарственных растений. Растительное лекарство - содержат протеины, эфирные масла, хлорофилл, микроэлементы, соли, витамины, дубильные вещества.
Слайд 10
Применение лекарственных растений. Дубильные вещества применяют в качестве вяжущих, противовоспалительных и кровоостанавливающих средств при воспалительных процессах: в полости рта, пародонтозе, ожогах, различных заболеваниях кожи.
Слайд 11
Эфирные масла — летучие вещества, обладающие приятным запахом, применяются обычно для улучшения вкуса и запаха лекарств. Эфирные масла содержатся в липовом цвете, багульнике, полыни, шалфее, тысячелистнике, мать-и-мачехе
Слайд 12
Витамины находятся во многих растениях. В плодах шиповника, калины, рябины, околоплодник ореха, крапива, тысячелистник обладают большим запасом этих веществ и могут служить хорошим источником получения природных витаминов.
Слайд 13
Слизи используют как обволакивающие и смягчающие средства при заболевании верхних дыхательных путей, органов пищеварения, при ожогах. Слизи содержатся в липовом цвете, листьях мать-и-мачехи, ромашке аптечной, кипрее, листьях подорожника большого.
Слайд 14
Правила сбора лекарственных растений Заготовка проводится в строго определенное время. Распределяются эти вещества в растениях различно: у одних они сосредоточены в листьях; у других — в корнях и корневищах; у третьих — в цветках; у четвертых — в плодах.
Слайд 15
Веществ полезных больше, когда плоды созрели. Кора пригодна к употреблению в период весеннего сокодвижения . Корни и корневища — поздней осенью. Почки — ранней весной, когда они набухли. Растений надо собирать в хорошую погоду. Влажные растения портятся .
Слайд 16
Перед сушкой растительное сырье сортируют, удаляя повреждённые.
Слайд 17
Способы сушки Воздушная теневая, воздушная солнечная и тепловая с искусственным подогревом. Сырьё раскладывается тонким слоем. Обязательно переворачивать, на ночь убирать.
Слайд 18
Срок хранения цветочного сырья до 2 лет. При заготовке травы сырье надо срезать, а не срывать, чтобы не вырвать с корнем все растение.
Слайд 19
Вопросы. 1.Какие лекарственные растения вы знаете? 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? 3.При заболеваниях используете растения? 4.Известны рецепты приготовления трав? Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.
Слайд 20
Анкетирование Вопросы. 1.Какие лекарственные растения вы знаете? 2.Можно ли заменить таблетки лекарственными растениями? 3.При заболеваниях используете растения? 4.Известны рецепты приготовления трав? Было опрошено 20 детей и 6 взрослых.
Слайд 21
Рецепты Чай из черники : 1 ст.л. ягод и листья заварить в стакане кипятка. Процедить, употреблять по 1 стакану 3 раза в день (взрослым) , 2 раза в день (детям от 4-5 до 10-12), для улучшения зрения, работы сердца, для уменьшения усталости глаз.
Слайд 22
Настой из листьев крапивы : Отвар из 100 гр. листьев крапивы на 0,5 л. воды. После получасового кипячения отвар процеживают, моют на ночь голову.
Слайд 23
Отвар из брусники : Листья брусники залить 0,5 л. воды. Настоять, процедить и применять, как витаминный чай .
Слайд 24
Выводы по результатам исследования При выполнении данной исследовательской работы мы: Изучили литературу по теме, узнали о значении лекарственных растений. Узнала правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений. Сделали сообщения по данной теме, поделились рецептами приготовления напитка. Рассказали одноклассникам о значении лекарственных растениях.
Слайд 25
Выводы по результатам исследования Забота о собственном здоровье — это серьезная потребность каждого человека. В борьбе с болезнью использовать лекарственные растения. имеют ряд положительных характеристик: А) малая частота побочных эффектов; Б) дешевизна сырья; В) более мягкое воздействие на организм; Г) доступность, с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний.
Слайд 26
Доктор на кухне Лекарственные растения помогут организму избавиться от некоторых заболеваний, оказать первую помощь.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Северное сияние
Горячо - холодно
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Какая бывает зима