Проектная работа выполнена в рамках урока кубановедения при изучении темы "Памятники природы". Продуктом работы является макет путеводителя по краю. Работа представлена на конкурс проектов в апреле 2013 года.
Актуальность.Памятники природы являются объектами путешественников. Многотысячный поток экскурсантов и туристов ежегодно устремляется к ним, чтобы обогатить себя новыми впечатлениями, укрепить нервы и мышцы, получить заряд бодрости- и здоровья.
Сегодня, когда уже начался отчет дней до начала Зимней Олимпиады 2014 года, а это означает огромный поток туристов не только во время олимпиады, но и после неё, мы должны ясно представлять, что интересного мы можем предложить для посещения туристам, и какие последствия это может повлечь за собой. Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 п.Степной
Кавказского района Краснодарского края
Краевой конкурс
«Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения»
Тема проекта:
«Памятники природы Краснодарского края»
Автор: Шкуратенко Виктория, ученица 6 класса МБОУ СОШ№10 п.Степной Кавказского района Руководитель: Белозерцева Наталья Викторовна преподаватель кубановедения МБОУ СОШ №10 п.Степной |
п.Степной 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………..……………….3
Глава1. Обзор литературы ……………………………………………..………………4
Глава 2. Практическая часть……………………………..……………………………..6
Выводы …………………………………………………………………………………..9
Список литературы …………………………………………………………………….10
Введение
Актуальность. Памятники природы являются объектами путешественников. Многотысячный поток экскурсантов и туристов ежегодно устремляется к ним, чтобы обогатить себя новыми впечатлениями, укрепить нервы и мышцы, получить заряд бодрости- и здоровья.
Сегодня, когда уже начался отчет дней до начала Зимней Олимпиады 2014 года, а это означает огромный поток туристов не только во время олимпиады, но и после неё, мы должны ясно представлять, что интересного мы можем предложить для посещения туристам, и какие последствия это может повлечь за собой. Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде.
Проблема. В нашем крае достаточно много интересных мест для посещения. Какие именно объекты природы могут заинтересовать туристов? И что может помочь им сделать этот выбор?
Цель: создать макет путеводителя по Краснодарскому краю «Семь чудес Краснодарского края».
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить литературу, интернет-ресурсы по данной проблеме;
- описать и выявить наиболее интересные памятники природы Краснодарского края;
- составить рейтинг памятников природы среди учащихся школы (5-11 кл) для выявления семи самых интересных, по их мнению объектов;
- разработать макет путеводителя «Семь чудес Краснодарского края».
Глава 1. Обзор литературы
Понятие «памятники природы» ввел в науку известный немецкий естествоиспытатель А. Гумбольдт в начале прошлого века. Это понятие он относил к особо интересным природным образованиям, которые необходимо было сохранить в первозданном виде. Позднее понятие «памятник природы» перенесли на целые местности, а также на отдельные виды растений и животных. Термин приобрел очень широкое и потому неопределенное содержание. Возникла необходимость его уточнения.
В настоящее время в зависимости от преследуемых целей и задач все охраняемые территории разделяются на следующие категории: государственные заповедники, государственные природные (национальные) парки, заказники, памятники природы.
Памятники природы — редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные, «точечные» «произведения природы», например скалы, пещеры, водопады, источники, многовековые и оригинальные деревья, так и целые урочища — небольшие участки территории, например горные массивы, ущелья, рощи, лиманы и др.
Необыкновенные природные объекты и явления привлекают внимание человека потому, что образовались они в силу какого то особого стечения обстоятельств. В них, как в фокусе, ярко «вспыхивают» или «гаснут» те или иные природные закономерности. В этом заключается их большая познавательная ценность.
Все памятники природы с точки зрения их значения для различных областей науки можно разделить на геолого-геоморфологические, гидрологические, ботанические, зоологические, а также комплексные памятники, когда в одном и том же объекте совмещаются несколько существенных признаков. Памятники природы в Краснодарском крае в основном представлены геолого-геоморфологическими, гидрологическими уникумами, ботаническими реликвиями и комплексными памятниками природы. Все они привлекают десятки тысяч туристов и экскурсантов.
В работах Борисова В.И., Даринскиго А.В., Ковешникова В.Н. описывается много природных ценностей нашего края. Ландшафты Кубани и Причерноморья исключительно разнообразны — от субтропиков до снежных вершин. Воображение человека поражают грязевые вулканы и дикие ущелья, причудливые скалы, ледники, водопады. пещеры и реликтовые растения. Они, словно драгоценные жемчужины, рассыпаны по горам и равнинам, по речным и морским берегам. Многие такие места овеяны легендами. И в каждой легенде заключена частица души народной, частица истории. Можно ли нам не дорожить подобными реликвиями?
В годы гражданской и Великой Отечественной войн отдельные ущелья, пещеры и перевалы, расположенные в горах Кавказа, являлись «горячими точками», местами ожесточенных боев. Они хранят память о славных подвигах героев, сражавшихся за Советскую Родину, и стали для нас священными.
Или, например, мыс Панагия. С ним тоже связаны исторические события времен Великой Отечественной войны. Здесь стояла в 1943—1944 гг. 743-я батарея капитан-лейтенанта С. Ф. Спахова, которая вела сражение с фашистскими оккупантами, находившимися на Крымском берегу. На невысокой гряде установлен обелиск в честь моряков-артиллеристов.
В результате изучения литературы были выбраны 24 памятника природы Кубани из разных групп по происхождению, которые в дальнейшем будут использованы для создания макета.
Глава 2. Практическая часть
Практическая работа направлена на выявление семи объектов природы, представляющих наибольший интерес с нашей точки зрения как туристические объекты.
Первый этап работы- составление рейтинга изученных объектов природы по трем признакам: доступность объекта, интерес в качестве туристического объекта и сохранность объекта. Каждый признак мы будем оценивать от 1 до 3 баллов: 1- слабо выражен, 2- выражен, 3- выражен достаточно хорошо. Для более качественных результатов мы привлекли три группы учащихся из 6-9 классов. Каждая группа состояла из 4 человек. На основе описания объектов, их изучения учащиеся оценили каждый представленный объект и получили следующее:
№п/п | Название памятника природы | Оцениваемый признак | ||
доступность | интерес | сохранность | ||
1 | Ахтанизовская сопка | 3 | 1 | 3 |
2 | Большая Азишская пещера | 2 | 2 | 3 |
3 | Воронцовская пещера | 3 | 3 | 3 |
4 | Гора Ленина | 3 | 3 | 2 |
5 | Карабетова гора | 2 | 2 | 3 |
6 | Сазальникская коса | 3 | 2 | 1 |
7 | Коса Долгая | 3 | 2 | 2 |
8 | Мыс Железный рог | 3 | 2 | 3 |
9 | Мыс Панагия | 3 | 3 | 2 |
10 | Мыс Тузла | 3 | 3 | 3 |
11 | Скала Киселева | 1 | 3 | 3 |
12 | Скала Парус | 2 | 3 | 3 |
13 | Скала Собор | 2 | 3 | 3 |
14 | Хаджохская Теснина | 3 | 3 | 3 |
15 | Турецкий фонтан | 3 | 3 | 3 |
16 | Агурские воджопады | 1 | 3 | 3 |
17 | Безымянный водопад | 2 | 3 | 2 |
18 | Ореховский водопад | 2 | 2 | 3 |
19 | Пшадские водопады | 1 | 2 | 3 |
20 | Дерево гинкго | 3 | 3 | 3 |
21 | Дерево Дружбы | 1 | 3 | 3 |
22 | Кедр Ливанский красавец | 2 | 2 | 3 |
23 | Медвежий орешник | 2 | 2 | 3 |
24 | Тюльпаново дерево | 3 | 3 | 3 |
Следует отметить, что при оценки «доступности» объекта оценивалась возможность самостоятельно добраться до объекта, время и силы затрачиваемые на пути к нему. Здесь же изначально мы включали характеристику- отдаленность от других объектов, но потом пришли к выводу, что это не должно влиять на оценку, а наоборот было бы лучше, если объекты, включаемые в путеводитель находились в разных частях края. Это даст возможность туристам увидеть большую часть территории Кубани и по достоинству оценить всю её красоту.
При оценке «интереса» отмечалось наличие интересных мифов, легенд об объекте, его происхождение, а так же значимость в истории Кубани.
Признак «сохранность» вызвал много споров: оценивать время существования объекта (в этом случае деревья, например, уступают во многом пещерам), или степень влияния окружающей среды (это подошло бы для природных комплексов, а мы брали отдельные объекты)? А может внешний вид? В итоге было решено ориентироваться на состояние объекта сегодня и категорию его охраны (по литературным источникам).
В результате исследования нам удалось составить список «Семи Чудес Краснодарского края»:
Второй этап практической работы заключался в разработке макета путеводителя с описанием выбранных объектов и указанием их места положения (Приложение 1).
Предлагаемый нами маршрут заканчивается в «Ривьере»- это Поляна Дружбы – парк г.Сочи. По нашему мнению для туристов из разных стран окончание путешествия именно здесь будет иметь символическое значение как знак дружбы и единства всех народов.
Выводы
В ходе изучения выбранной проблемы по источникам литературы и интернета удалось выяснить следующее.
1 Памятники природы — редкие или достопримечательные объекты природы, ценные в научном, культурном или оздоровительном отношении. К ним могут относиться как отдельные, «точечные» «произведения природы», например скалы, пещеры, водопады, источники, многовековые и оригинальные деревья, так и целые урочища — небольшие участки территории, например горные массивы, ущелья, рощи, лиманы и др.
2 Памятники природы в Краснодарском крае в основном представлены геолого-геоморфологическими, гидрологическими уникумами, ботаническими реликвиями и комплексными памятниками природы.
3 После анализа информационных источников мы выбрали 24 памятника природы Краснодарского края, каждый из которых вправе называться одним из чудес Кубани.
4 В рейтинге по признакам: доступность объекта, историческая значимость, сохранность, в совокупности «победили» семь объектов.
5 На основе полученных результатов нами разработан макет путеводителя «Семь чудес Краснодарского края».
6 Роль памятников природы многогранна, поэтому они должны быть сохранены в нетронутом виде. К сожалению, эта истина до сих пор далеко не всеми усвоена. О ней приходится еще и еще раз напоминать. Практическая значимость работы заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблеме охраны уникальных объектов природы.
Список литературы
были использованы материалы сайтов:
Лиса Лариска и белка Ленка
Вода может клеить?
Рисуем ананас акварелью
Акварельные гвоздики
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку