2012 год - юбилейный год истории.. Большое внимание уделялось изучению истории родного края: городов, сёл, людским судьбам, поэтому и работа отображает историю нашей малой Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_ushedshih_dereven.doc | 80.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Нет на карте деревни…
(История ушедших деревень
Андреевской волости)
Выполнили: Горбунова Екатерина, Смирнова Алёна
учащиеся 11класса
Руководитель: Собакина Наталия Евгеньевна
учитель предмета «Истоки»
Андреевское
2012 год
Актуальность темы объясняется тем, что 2012 год - юбилейный год истории.. Большое внимание уделялось изучению истории нашего края: городов, сёл, людским судьбам, поэтому и работа отображает историю нашей малой Родины.
Предмет исследования – история исчезнувших деревень Андреевской волости
Цель работы – восстановить историю исчезнувших деревень Андреевской волости
Задачи исследования:
а) происхождение названия деревни;
б) к каким территориальным единицам она относилась;
в) численность населения в разные годы существования.
3. Описать хозяйство и быт.
Методы исследования:
Анкетирование
Интервьюирование очевидцев событий
Опрос
Работа с имеющимися материалами школьного историко-краеведческого
музея
Работа с периодикой и литературой.
Оглавление.
Введение.
1. Деревня – это наша Родина.
2. Причины исчезновения деревень.
3. Андреевская волость в документах.
4. Планировка деревень
5. Судьбы деревень:
Введение.
Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Октябрьской революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но, вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941-1945 годах – наша. Первый шаг человека в космосе – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма.
Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Нам эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов на нашей Андреевской земле насчитывается несколько десятков. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни?
Цель настоящей исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувших населенных пунктах, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили, чему радовались и огорчались их жители, а также попытка проследить, по возможности, их судьбы.
Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы.
Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь – печаль, а радость здесь ярче и открытее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост – деревня – это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом – чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением. И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива, приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна…
Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни…
Зарастают пашни, затягиваются бурьяном поля, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен. А прежде было иначе - задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, исход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков наш удел, людей, проживающих на этой земле? Сегодня мы все – здесь, и нам решать, какой быть русской деревне. Никто, никакая столица, никакой «чужой дядя» помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти – вот то, что сегодня интересует «их», навязывается и нам.
А что с деревней?
Результаты последней переписи показали, что больше трети российских деревень – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В нашем Андреевском сельском поселении около 15 деревень исчезли с лица земли, а ещё около пяти находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых домах проживают старые или пожилые люди, которые вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в городах. Это ли не настоящая трагедия для нас?
Нам как жителям сельской глубинки очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении сёл и деревень. И мы не хотим, чтобы такое произошло с нашим родным селом.. Поэтому мы считаем своим долгом сделать всё, чтобы память о нем и его жителях не исчезла. Перед вашими глазами пройдет судьба нескольких деревень, полной жизни, праздника, счастья, но угасших по чьему- то злому замыслу или недальновидной политике.
Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно. Всегда остаются документальные свидетельства тех или иных событий, на основании которых и пишется история.
1. воспоминания старожилов
2. летопись родного края
3. госархив Костромской области
4. статьи в районной газете «Сусанинская новь»
Для Вселенной 100 лет - лишь мгновение, пылинка сквозь миллионы лет, но для человека – это целая жизнь из тысячи обычных дней и минут, заполненных повседневными делами и заботами. Жизнь, насыщенная событиями, переживаниями, бурная, полноводная, как река во время разлива. Андреевская волость упоминается в источниках с XV века. Это подтверждается церковными ведомостями
Андреевская земля имеет интересную, порой трагическую историю.
Менялось и название его, изменялось название района, район несколько раз расформировывался, входил в состав других районов. Но он жил, работал и развивался. Трудились на земле крестьяне, росли дети.
Какая же она, наша малая Родина? Как она выглядит? Мы пройдём по деревне, приглядимся к ней, прислушаемся. Расположена она, как правило, по берегам рек, вблизи «большой воды». Обязательно рядом ключ или родник. Почти в каждом дворе выкопан глубокий колодец, иногда он доходил до 10 метров высотой.
Все избы обращены на реку – на «весёлое», отрадное место. Стоит такая деревня на берегу, смотрится в чистые, прозрачные воды, словно красна девица в зеркальце. Поутру умывается в них, в непогоду притаится угрюмо, а в волшебные летние ночи тихо грезит в зыбкой полудрёме…
Сзади к самым огородам подступает лес. У крестьянина с ним сложные отношения: лес для него и друг, и недруг. С лесом сплелась его жизнь, но у него же он отвоёвывает землю под пашню и луга, рубит, корчует пни, очищает от кустарника и камней.
Деревеньки, как правило, небольшие: пять-семь дворов. Если десять – пятнадцать, то это считается уже большая деревня, иногда с часовней.
Избы крупные, добротные, красивые. Неподалёку – амбары, на задворках – риги, у самой воды – банька «по-чёрному». Огороды, поля и вся деревня окружены изгородями из наискось поставленных жердей. Ворота на самозапирающейся щеколде, чтобы скот не топтал посевы.
Глянешь на такую деревню со стороны – вроде бы избы и сараи ставили как кому Бог на душу положит. Но в целом, если присмотреться, в планировке деревни есть железная, нерушимая закономерность: чтобы и хозяину было удобно, и соседу не мешало. И вид деревни не портило. Планировка не «под линейку», не «по шнурку», свободная, непринуждённая. Она соответствует естественным потребностям и вкусам человека и в то же время общим планировочным принципам того времени, рождённым многовековым опытом народа.
Мы встретили в ходе исследования три вида планировки деревни. Предлагаем вашему обозрению.
1 вариант. Деревня из одной улицы. Избы и огороды поставлены на солнечную сторону. Каким же образом умудрились так организовать жители деревни своё жилище? А вот как: избы стоят только по одной стороне улицы. На другой стороне, напротив изб посажен огород, с закрывающейся калиткой. И так стоят все хозяйства. У самой ограды растут посаженные людьми ветвистые черёмуха, рябина, иногда фруктовые деревья. И всем хватает солнца и тепла(деревни Фефелово, Репниково)
2 вариант. Деревня состоит из двух улиц и нескольких переулков (прогалов – так называют эти улочки в нашей стороне). Избы стоят в «шахматном» порядке: поставлена изба, рядом огорожен участок. Напротив огорода соседа стоит другая изба и так же устроен огород. Таким образом, все огороды и избы не мешают друг другу, не заслоняют солнце (деревни Волково, Панкратово)
3 вариант. Деревни большие, состоят из нескольких длинных улиц. Избы поставлены по обе стороны деревни. Огороды огорожены за дворами. Мы считаем, что в эти деревни пришла уже современная планировка: не должно быть пустых мест. Почему мы так считаем? Во время поисков мы обнаружили, что старые улицы в этих деревнях построены по первому варианту. А уже потом позднее поставлены новые дома и образовались боковые улицы. В основном эти улицы и дома появились после Октябрьской революции, после начала укрупнения колхозов. Планировка улиц уже современная.( деревни Дьяково, Гульнево, Косково)
У каждого из нас придет время, такая минута, когда сердце позовет в родные места, где прошли наше детство и юность. Ты увидишь, как журавли потянулись на юг. И не надо стесняться слез, которые побегут, когда вспомнишь свою деревню, друзей. Это сердце позвало тебя в дорогу. И надо, надо поехать туда – и отдать последний земной поклон. Ведь твоей деревушки только на карте нет, но в твоем сердце она всегда занимала главное место.
Из воспоминаний старожилов Андреевкой волости
Приложение №1
Из воспоминаний Борисовой Антонины Александровны: «Родилась 4.04.29. года Сусанинском районе Костромской области деревни Ракуниха Андреевского сельского совета. В семье было 6 детей, я была 2 ребенком отец – был коммунист работал председателем колхоза, сельсовета, директором организации « Заготзерно», мелькомбината. Мать – работала простой рабочей в колхозе. Я закончила 7 классов Андреевской школы. В годы войны работала в колхозе рабочей: косила, молотила, пахала на быках, убирала лен, картофель. В 1949 году я приехала в Кострому и работала на комбинате имени В.И. Ленина – мотальщицей пряжи. Отработала там 17 лет. 2 года работала в Ярославле на шинном заводе – шлифовальщицей. В1969 году поступила на работу в ПАТП 1 в качестве кондуктора, затем стала работать линейным контролером. До 1987 года работала на этом предприятии старшим контролером. Награждена почетными грамотами, медалями, является ударником коммунистического труда». |
В настоящее время деревня Ракуниха не существует.
Приложение №2
Из воспоминаний Сухаревой Анны Ивановны (1904 г.р)
«Деревня Мальгино была большой до революции, но небогатой. 4 ряда домов в два порядка. Наша семья рано осталась без отца. После смерти отца хозяйство пришло в упадок, стали жить бедно, ходили даже по миру, просили милостыню,. У нас была корова, но лошади не было. Земли было мало, давали ее на мужскую душу. Сенокос был в виде надела «блоха»- так называли тогда болотные угодья, отданные под сенокос.
Большинство мальгинцев жило средне, было много бедняков. Самыми богатыми были Панов, Ленидов, Головачев. У них было много земли, они сдавали ее в аренду, нанимали работников.
Мальгинские жители были барские люди, но барин в Мальгине не жил.
Ремеслом в Мальгине не занимались, занимались отходничеством: плотники, жестнянщики. Между Никоновым и Мальгино стоял кирпичный завод помещика Смирнова, ему же принадлежала мельница и маслозавод.
Через Мальгино проходила дорога из Андреевского на Кострому. Через болото на деньги Бландова построена была лава широкая.
В доме Сухаревых устраивали ликбез. В колхоз мальгинцы вошли охотно».
В настоящее время в деревне остался один жилой дом.
Приложение №3
Из воспоминаний Ушановой Марии Филипповны(1906 г.р.)
«Родилась в крестьянской семье в д.Новое. Жили справно, имели три коровы, лошадь и овец. Отец держал постоялый двор. Бывало и до 10 лошадей ночевало на постоялом дворе. В колхозы шли неохотно. Я помню , как раскулачивали сопротивляющихся. Например, раскулачили хозяина небольшой кузницы Тощева И.А.
В колхозной столовой первоначально была школа».
В настоящее время деревня Новое слилась в единое село Андреевское, от коренных жителей не осталось никого.
Приложение № 4.
Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Коноплева Александра Петровича, 1915 г.р.
«В деревне Тыково было 29 домов. Наша семья имела две коровы, лошадь, овец. В деревне ремеслом занимались Тычинкин (сапожник), Пименов (портной), остальные – плотничали. В 1929 году образовался колхоз «Красный пахарь». В колхозы загоняли. В колхозе обобществляли все, даже кур. В 1930 г. после статьи Сталина «Головокружение от успехов» из колхоза почти все ушли. На реке стояла ферма. За работу платили трудоднями, а деньгами стали платить с 1960 года.
В 1937 году наступил голод. За хлебом ходили в Кострому, выстаивали большие очереди, в руки давали две буханки.
После войны стали строить электростанцию силами трех колхозов. Шапкин А. был начальником электростанции. При председателе Корневе второй раз обобществили коров. В речке поставили ларек для продажи молока.»
В настоящее время деревни Тыково и Починок не существуют.
Приложение № 5.
Из воспоминаний Изюмовой Екатерины Александровны, 1920 г.р.
«В деревне Панкратово было 42 дома. Наша семья была крепкой, имели трех коров, лошадь, овцам не было счета. Имели пять сараев. В колхоз мы вступили через год после его образования, приглядывались. В Кирилкове жил зажиточный крестьянин Буфетев, после раскулачивания он уехал в Кострому, а в его доме стала школа. В Панкратове была кузница, мельница, маслобойка. Маслобойку держал крестьянин Горюнов».
В настоящее время деревни Панкратово, Кирилково, Волково не существуют.
Приложение № 6.
Из воспоминаний Буракова Василия Фёдоровича, 1920 г.р.
Василий Федорович вспоминает о деревнях Быково, Дьяково, Демино.
«Жители деревень Быково, Дьяково, Демино были самые бедные. Зимой, чтобы как-то прокормить семью , уходили на заработки. В деревне сапожничал Румянцев, портными были Бураковы и Грековы, а Окружновы – жестянщитили (делали и лудили ведра, тазы, самовары). Остальные жили землей и занимались скотоводством. Мы пережили сильный голод. Наш колхоз носил имя Молотова, председателем был Бураков Ф.И. В д.Ямок было 24 дома. Жили богаче, чем мы».
В настоящее время деревни Быков, Дьяково, Демино не существуют, а в д.Ямок проживает две семьи.
Приложение № 7.
Из воспоминаний Синяева Николая Павловича.
«В деревне Дьяково было 28 домов, большинство бедняки. Было два двухэтажных дома, рядом находился хутор Ивановых. В деревне Городино было семь домов. Семья моего отца имела двух коров и двух лошадей. В деревне были портные- Грековы, сапожники – Павловы, плотники – Табелевы, Николаевы, Смирнов имел свой кирпичный завод. Колхоз назывался «Путь к новой жизни». Председателем был Виноградов Ф.И.
В деревне Демино было 24 дома. Жители были бедные, нищие, многодетные. В нашей деревне появился первый агроном – Смирнов В.Д.
В настоящее время деревни Быков, Дьяково, Демино не существуют.
Приложение № 8
Из воспоминаний Шкановой Анны Ивановны, 1908 г.р.
«Деревне Гульнево была богатой. Имела три чайные лавки, школу, сельский совет.
Косково славилось печниками.»
В настоящее время деревни Гульнево и Косково не существуют.
Приложение № 9
Из книги «Андреевская волость. Деревня на новых путях» (издание 1929 года)
«Хорзинское машинное товарищество. Кооператив возник в виде сельхоз.общества и работал с 1911 года. До революции 1917 года снабжали членов кооператива семенами, пользовались купленными на паях сеялкой, боронами, льномяльной машиной, соломорезкой, плугами».
«Андреевская молочная артель. Артель работала с 1915 года, имела Устав, членские взносы состояли из 10 коп. и 50 коп. паевых. Членов – 249, носчиков молока – 292 человека. Молоко сдается ежедневно. Перерабатывается за год молока 12843 пуда, из которого производят сыр как для личных нужд, так и для продажи».
«Фефеловская молочная артель. Работает с 1915 года. За год переработано 5144 пуда молока. Артель имеет удовлетворительный завод и оборудование. Производимый сыр раздается на руки, сбывается в с.Андреевском в отделении «Сырсоюза», кооперативному товариществу и Комиссаровым».
Приложение №10
Презентация «Исчезнувшие деревни Андреевской волости»
Приложение №11
Карта Андреевской волости
Приложение №12
Деревни Андреевской волости середины XIXвека.
Заключение
Все мы, жители одной планеты, - земляне. Все мы, соотечественники – россияне. В то же время мы живем на земле, являющейся исторической родиной русского народа. Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях. Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником своего родного уголка.
Интерес к истории своей деревни, села, района, к собственному происхождению никогда не угасал, но особенно возрос он в последнее время. Это показывают и организованные бывшими жителями деревень встречи с земляками на малой Родине. Вот и съезжаются внуки и правнуки тех, кто родился и вырос на этой земле. Люди всё чаще стали интересоваться историей своей Родины, как будто боятся что-то забыть, растерять в суматохе обыденных дней. Уходит старое поколение, и вместе с ним исчезают события, сведения об исчезнувших деревнях. Когда встречаешься с бывшими жителями деревень, ощущаешь какой-то особенный трепет. Но сегодня зачастую память о тех деревнях хранят только одинокие черёмухи, заглядывавшие в окна, кусты смородины, заросшие крапивой, кое-где оставшиеся фундаменты домов, да ещё старики, жившие когда-то в этих деревнях.
В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа сбора материалов по истории исчезнувших деревень Андреевской волости . Опрошены десятки людей, восстановлены местоположение и планировка деревень. Собраны воедино архивные материалы. После встреч записаны воспоминания.
Целью работы было восстановление памяти об исчезнувших деревнях, сбор свидетельств очевидцев событий о том, как жили их жители.
К сожалению, информацию о всех деревнях собрать не удалось. Эти деревни исчезли ещё в 60-е годы. Старожилов деревни нам обнаружить не удалось, а поколение, появившееся после 60-ых годов, о жизни деревень не помнит ничего. Кое-что всё-таки удалось найти: архивные данные на жителей деревни, примерное местоположение деревень на карте.
Такие результаты дают нам право продолжить поиски жителей этих деревень, которые могут ещё помнить что-то.
И как чтят минутой молчания павших на поле боя, так давайте и мы вспомним исчезнувшие с карты деревни Андреевской волости. Ведь в каждой из них рождались и умирали люди, трудились, воевали, мечтали о счастливой жизни.
Литература
1. Воспоминания жителей
2. Книга «Андреевская волость. Деревня на новых путях»
3. Карта Андреевской волости
4. Книга «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии», 1870 г.
Юрий Визбор. Милая моя
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
«Течет река Волга»
Ласточка