Автор: Кудрявский Султан Николаевич
Место учебы, класс: МОБУ Новобурейская СОШ № 3, 9 «б» класс
Научный руководитель: Нечаева Татьяна Николаевна
Место работы: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа № 3
Аннотация на работу
«История детского движения. Бурейская районная детская организация «Бурейские ребята» (опыт социального исследования и анализа)»
Кудрявский Султан в своем исследовании «История детского движения. Бурейская районная детская организация «Бурейские ребята» (опыт социального исследования и анализа)», опираясь на источниковедческую базу: отчёты Бурейской районной детской организации «Бурейские ребята», исследовательскую работу Фирсанова Алексея «История БРДО «Бурейские ребята» от 2007 года и на воспоминания руководителей детской организации в разные годы её деятельности. В своей работе он впервые прослеживает взаимосвязь между развитием детского движения и социально-экономическими, политическими процессами, идущими в обществе, делает на основе этого выводы, показывает влияние детского движения на процесс социализации личности. Показывает направления деятельности детской организации и ведущие формы работы с подростками.
Вложение | Размер |
---|---|
kudryavskiy_sultan_issledovatelskaya_rabota.docx | 38.38 КБ |
Кудрявский Султан Николаевич
«История детского движения. Бурейская районная организация «Бурейские ребята»
(опыт социального исследования и анализа)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
Список литературы исследовательской работы………………………………….13
Приложение 1 ……………………………………………………………………...14
Приложение 2 ……………………………………………………………………...15
Приложение 3 ……………………………………………………………………...16
Приложение 4 ……………………………………………………………………...17
Приложение 5 ……………………………………………………………………...18
Приложение 6 ………………………………………………………………….......19
Введение.
«Чем можем, друг другу поможем,
в беде не оставим друзей».
Девиз БРДО «Бурейские ребята»
В конце 80-х годов ХХ века наша страна пережила сильнейший идеологический кризис, который проявился в том, что деятельность Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина и Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи была прекращена. А ведь это были не просто организации. Они были массовыми, всесоюзными, объединяли многомиллионные отряды школьников разных возрастов: от 10 лет до 17 лет. Разрушился уклад школьного воспитания, изменились школьные традиции. И оказалось, что воздействовать на детей просто нечем. Школьная воспитательная система попадает в полосу тяжелейшего кризиса.
Начиная с 90-х годов ХХ века, в России начинается процесс формирования новой системы образования, ориентированной на социализацию личности, формирование жизненной позиции молодого гражданина на основе позитивного опыта. В этом неоценимую роль сыграла идея о возрождении детского и молодёжного движения. Но возрождали уже совсем другие организации, те, которые были запрещены после октября 1917 года, например, скауты. В это время растёт количество религиозных, экологических, патриотических, спортивных и других ассоциаций детей. Происходит их организационное самоопределение и самосознание. Формируются они уже совсем на других принципах, идеях, идеалах, чем пионерская и комсомольская организации. [1]
Наш Бурейский район не стал исключением из правил. Школьное и внешкольное воспитание переживало все тяготы идеологического кризиса. В 1993 году в нашем районе создаётся новая детская организация «Бурейские ребята». Организации скоро исполнится 20 лет, дата значительная. Настала пора проанализировать результаты деятельности, обзавестись собственной историей. С этой точки зрения считаю свою работу своевременной и актуальной для нашего района. Историю тоже надо успевать писать вовремя. Пока есть организации, работают люди, стоявшие у истоков их создания, пока мы молоды и счастливы и причастны к этим организациям! А не возвращаться к руинам прошлого, когда многого уже невозможно вернуть, вспомнить, восстановить.
Объектом моего исследования является процесс формирования и развития детского движения в Бурейском районе.
Предметом исследования стал анализ деятельности Бурейской районной детской организации «Бурейские ребята».
Цель исследования – проанализировать эволюцию становления детского движения в Бурейском районе с конца ХХ века до сегодняшнего дня.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
В ходе работы использовались логические методы общественно-исторического исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, общенаучные методы: метод теоретического исследования, метод обобщения и сравнительного анализа, а также социологические методы – опрос, интервью. [2]
Глава 1. Анализ использованных источников.
В ходе подготовки исследовательской работы изучил отчёты Бурейской районной детской организации «Бурейские ребята» за 1993 – 1995 г.г. и за 1998 – 2011 г.г., план работы детской организации на 2012 год. Познакомился с исследовательской работой Фирсанова Алексея, бывшего ученика нашей школы, «История детской районной организации «Бурейские ребята», которая была первой попыткой осветить историю создания организации. Работа была написана в 2007 году, когда появилось новое направление в деятельности организации «История детского движения». Работа носит описательный характер, дублируя отчёты детской организации.
Мною были использованы данные Интернет-ресурсов, которые помогли мне правильно осознать такие понятия как объект и предмет исследования, цели и задачи исследовательской работы, сформулировать их (www.vseslova.ru, философский словарь); познакомиться с причинами распада пионерского движения (www.wikipedia.ru, пионерское движение: причины распада): увидеть деятельность Бурейской детской организации на уровне России (www.kostry.nspt.ru.)
Я встречался с Клапковой Людмилой Григорьевной, инициатором создания детской организации «Бурейские ребята», Самоловских Ниной Ивановной, руководителем детской организации в 1998 – 2002 годах, Поляковой Еленой Васильевной, руководителем организации с 2002 года до сегодняшнего дня, подростками - членами организации. (см. Приложение 1) Встречи расширили диапазон имеющейся информации о деятельности детской организации.
Глава 2. Процедура исследования, её этапы, результаты интервью и бесед.
Свою исследовательскую работу я начал в мае 2012 года, когда в школу пришло Положение о муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». В процедуре исследования можно выделить 4 этапа: 3 этап (май – август 2012года) – подготовительный. Были подобраны и изучены, имеющиеся источники по теме. 2 этап (начало сентября 2012 года) – диагностико-теоретический. Были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, понятийный аппарат и подобран инструментарий для проведения исследования. 3 этап (конец сентября – конец октября 2012 года) – практический. Проведение встреч, написание краеведческой исследовательской работы. Выступление на районной краеведческой конференции «Отечество».
В результате встреч с руководителями Бурейской районной детской организации «Бурейские ребята» в разные годы её деятельности я собрал воспоминания о деятельности организации, уточнил некоторые факты, тенденции, которых нет в отчётах детской организации. Многое из того, о чём я узнал из интервью, не вошло в мою работу. Этот материал может послужить источником для дальнейших исследований истории детского движения в Бурейском районе.
Беседуя со своими сверстниками, участниками детской организации, мне удалось ответить на вопрос о роли детской организации в их жизни, а проведя системный анализ и обобщение, я пришёл к общему выводу о роли детского движения в социализации личности.
Глава 3. Общие сведения о Бурейской районной детской организации «Бурейские ребята». Причины возрождения детского движения.
Бурейская районная детская организации (БРДО) «Бурейские ребята» была основана в 1993 году. Первыми руководителями и основателями являются – Ленских Светлана Александровна и Клапкова Людмила Григорьевна. (см. Приложение 1) Главным вдохновителем возрождения детского движения в нашем районе была, конечно же, Людмила Григорьевна. Человек неутомимого беспокойного характера, она не могла видеть, как «пропадают» в бездействии и бездеятельности подростки. И она решила возродить пионерское движение, но уже на новой основе в новых социально-политических условиях, учтя опыт и ошибки пионерии.
В 1993 году районная детская организация «Бурейские ребята» объединила 15 первичных детских организаций городских и сельских школ Бурейского района, общей численностью 2952 человека. Справочно: в 90-х годах в районе насчитывалось 5 поселковых и 10 сельских общеобразовательных школ. Высшим руководящим органом Бурейской районной детской организации является Слёт, который созывается один раз в год. На первом Слёте детских организаций были приняты правоустанавливающий документ организации – Устав детской самоуправляющейся организации и её основная символика: девиз, эмблема и законы, которые назвали заповедями. В этом же году 15 ноября будет учреждена газета БРДО «Бурейские ребята» «Сами с усами», которая выходила как вкладыш к газете «Советское Приамурье сегодня». Всего вышло чуть более 10 номеров газеты. Затем из-за финансовых трудностей редакция отказалась её выпускать. Организация является структурной единицей областной детской организации «Амурчата». [4] (см. Приложение 2)
Не было только у новой организации своего гимна. Он появится через 10 лет, на юбилейном Слёте детских организаций Бурейского района. Гимн «Как здорово!» был исполнен представителями детской организации «Союз вихрастых» Родионовской школы. Слова были положены на музыку песни О.Митяева «Изгиб гитары жёлтой». Автором слов является Луханина Галина Владимировна, в те годы руководитель детской организации Родионовской школы. Гимн был хорошо принят делегатами Слёта и назван Гимном районной детской организации «Бурейские ребята». [6] (см. Приложение 3)
Анализ итогов работы, подводимых за каждый год работы на Слёте, показывает, что ребятам интересны туризм и краеведение, экология и журналистика, они заботятся о малышах и ветеранах, их волнуют проблемы сохранения мира, окружающей среды и многое другое. Однако, изучая отчёты БРДО «Бурейские ребята» я у узнал, что в период с 1996 по 1998 год организация фактически распалась из-за того, что, с одной стороны, её первый руководитель Ленских С.А. переехала в г. Благовещенск, а больше никто этой работой не хотел заниматься. С другой стороны, чиновникам было не до детей и их проблем, в стране шли массовые забастовки, социально-экономический и политический кризисы в стране достигли своего апогея. В таких условиях не до детских проблем! В 1998 году Президент РФ Ельцин Б.Н. и правительство вновь вспомнили о проблемах детей, издаются всевозможные постановления и распоряжения правительства о возрождении детского движения, кризис пошёл на спад. Нина Ивановна Самоловских становится вторым руководителем БРДО «Бурейские ребята». Деятельность организации оживает, Нина Ивановна проводит большую методическую работу, организуя учёбу руководителей детских организаций района. [11]
Как видим, БРДО полностью дублирует структуру, организационные моменты пионерской и комсомольской организаций. Только в отличие от прежних символов новые символы лишены идеологического признака. Чего только стоят названия первичных детских организаций – «Союз вихрастых», «Солнечная страна», «СМИД», «Планета добра», «Искорка», «Радуга», «Ритм», «Галактика», «Светлячок», «Юниоры», «Школяндия», «Факел», «Школьная республика», «Истоки». [5] Полёт фантазии и свободы, никаких формализованных правил! Государство, политические партии, общественные организации находятся в состоянии развала и их мало интересуют проблемы детского движения. Более того, проблема возрождения детского движения малоинтересна руководству образовательной сферы всех уровней под чьим крылом формируются новые организации. И только педагоги, непосредственно и увлечённо работающие с подростками, ощущают потребность в появлении детских организаций. Именно им понятна истинная роль этих организаций. [10]
Детская организация – это особый социальный институт, в котором мы, подростки, реализуем свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал. Вступая в детское объединение, подросток попадает в ситуацию максимального проявления его личностных качеств, в котором необходимо заявить и утвердить свою социальную роль, где сама обстановка заставляет действовать. Именно детские объединения и организации, помогают нам осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему миру, личной ответственности за результаты деятельности.
Глава 4. Направления деятельности Бурейской районной детской организации «Бурейские ребята».
Программа деятельности организации первоначально включала шесть основных направлений: историко-краеведческое, экологическое, спортивное, шефское, социальное, досуговое. В 2006 году направления работы организации получили свои именные названия и стали не направлениями, а программами. Каждая программа имеет свои цели и задачи. Основные программы деятельности:
«Амурские роднички» («Возрождение»), «Зеленый мир» («Юный эколог»), «От Олимпийского фестиваля к «Неделе радуги»», «Детский Орден милосердия» («Дом без одиночества»), «Четыре плюс три» («Шефы и подшефные»), «Коллеги» («Своя игра»).
В последние годы нет чёткости в понятиях, то есть одновременно существуют и направления деятельности и программы деятельности. Шефское направление деятельности претерпело многократное изменение названия. Оно было и тимуровским, и социальным, и волонтёрским. Веяния времени накладывают свой отпечаток на название деятельности. Хотя, по сути, оно остаётся прежним – оказание посильной добровольной помощи нуждающимся. Недаром девизом Бурейской районной детской организации служат слова: «Чем можем, друг другу поможем в беде не оставим друзей!», это выражает основную суть деятельности организации. [12]
В 2007 году появилось новое направление деятельности – история детского движения. «Бурейские ребята» сразу же активно включились в поисковую работу. Был объявлен районный конкурс исследовательских работ по теме «История детского движения в Бурейском районе». Результатом конкурса стал сбор материала о пионерских организациях каждой школы Бурейского района. [8] В рамках этого направления «Бурейские ребята» в 2009 году стали участниками всероссийской интерактивной акции «Костры детства». Акция заключалась в зажжении костра в 18 часов местного времени. Целью акции являлось создание информационного повода для привлечения внимания общественных институтов и средств массовой информации к детскому движению, его возможностям и проблемам. Информация об участии нашей организации есть на сайте в интернете. [3] (см. Приложение 4)
С 2009 года активным направлением деятельности становится патриотическое направление. Это связано с подготовкой к 65-летнему юбилею Великой Победы. Президент обратил пристальное внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения. В связи с этим руководители образования, молодёжных отделов разных уровней активно стали вносить в свои планы мероприятия по патриотическому воспитанию. Соответственно, все проводимые мероприятия финансировались. Это дало возможность «Бурейским ребятам» провести и творческие конкурсы «Спасибо за жизнь!», «Содружество поколений» и акции «Мы – внуки праведной Победы», «Есть у подвига и женское лицо», «Синий платочек», «Аллея Победы», организовать и провести экспедицию «Забытые могилы». [9] (см. Приложение 5)
Глава 5. Анализ форм деятельности.
Среди форм работы детской организации ведущей является акция. Акция является наиболее массовым мероприятием, в котором задействовано большое число подростков. В акциях ребята принимают участие с большим удовольствием. Такая форма массовой работы помогает подросткам почувствовать свою значимость и полезность обществу. Особенно, если это акция взаимопомощи. Акции бывают разного уровня от федерального до школьного. В основном это акции помощи ветеранам войны, тыла, труда, помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Традиционными в районе стали акции «Ветеран рядом», «Твори добро» - акция поддержки детям-инвалидам, «Дом без одиночества» - акция помощи детям-сиротам, акция «Тимуровское движение».
Ещё одной ведущей формой работы детской организации «Бурейские ребята» является конкурс. Заочный творческий конкурс – наиболее приемлемая форма работы, так как требует минимальных финансовых затрат. Творческие конкурсы проводятся по различным направлениям: туристско-краеведческое, историческое, литературное, экологическое, досуговое. Это и написание сценариев, и рефератов, и сочинений, и исследовательские работы, и создание видеофильмов.
Отчётной формой работы детской организации являются Слёты. Так в сентябре 2005 года впервые прошёл областной Слёт тимуровских отрядов. От детской организации «Бурейские ребята» в этом Слёте принимала участие делегация Старорайчихинской школы. Ребята встречались с ветеранами тимуровского движения, посетили выставку, посвящённую тимуровцам разных лет в областном краеведческом музее, участвовали в митинге, делились опытом. В мае 2006 года был проведён 1-й районный слет тимуровских отрядов. Слёт прошел удачно, несмотря на то, что не все первичные детские организации приняли в нём участие. Делегаты представляли творческие визитные карточки своих отрядов, посадили Аллею Дружбы, поучаствовали в игре-путешествии «Тимур и его команда». Ребята приняли участие в торжественном митинге, где выступали ветераны тимуровского и детского движения п. Новобурейский. До сих пор хранится в ЦДТ плакат настроения, созданный всеми участниками Слёта, и ставший уже глубокой историей и реликвией. Слёт тимуровских отрядов продолжает оставаться ежегодным традиционным мероприятием в районе. Хотя собираться на Слёты становиться всё труднее, сказывается недостаток финансирования деятельности детского движения. [7] (см. Приложение 6)
Заключение.
Подводя итоги моего исследования можно с уверенностью сделать следующие выводы. Процесс развития детского движения в России в целом, и в Бурейском районе в частности, идёт трудно и сложно. Для его динамичного развития не хватает поддержки властных структур различного уровня как финансовой, так и кадровой. Так и не появилось у чиновников осознание того, что именно детское движение воспитывает в подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни, отвлекает их от дурного влияния «улицы». Мы увидели, что социально-политические события в обществе влияют на развитие детского движения.
Важным для современного детского движения России становится многообразие содержания, видов и форм организации подростков. Различные направления, по которым работают детские организации, дают возможность подросткам не только реализовываться как личности, но и способствуют развитию их гражданско-патриотических качеств.
Несмотря на то, что современные детские организации называются новыми, они базируются на старых принципах организации, которые были развиты ещё пионерским и комсомольским движением. Они взяли из этих движений всё то лучшее, что там было. И их по праву можно назвать правопреемниками этих организаций.
Считаю, что данная исследовательская работа будет иметь своё практическое воплощение. Она послужит источником для дальнейшего сбора информации об истории детского движения в Бурейском районе. И к своему юбилею Бурейская районная организация «Бурейские ребята» получит хороший подарок – готовую историю своего становления и развития.
Список литературы исследовательской работы
[1] www.wikipedia.ru Пионерское движение: причины распада.
[2] www.vseslova.ru Философский словарь.
[4] Отчёт БРДО «Бурейские ребята» за 1993 год.
[5] Отчёт БРДО «Бурейские ребята» за 1998 год.
[6] Отчёт БРДО «Бурейские ребята» за 2003 год.
[7] Отчёт БРДО «Бурейские ребята» за 2006 год.
[8] Отчёт БРДО «Бурейские ребята» за 2007 год.
[9] Отчёт БРДО «Бурейские ребята» за 2009 год.
[10] Воспоминания Л.Г. Клапковой.
[11] Воспоминания Н.И. Самоловских.
[12] Интервью с Е.В. Поляковой.
Рисуем крокусы акварелью
Ах эта снежная зима
Тупое - острое
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Лиса и волк