Это исследование посвящено школе, ее проблемам, ученикам и их будущему.
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_uspehu_-_naumova.doc | 233.5 КБ |
Содержание
стр.
Введение 2
Основная часть 4
поставленных целей (по результатам анкетирования) 8
5. Как добиться успеха 13
Заключение 14
Список литературы 15
Примечания 16
Приложения
«Живите полной жизнью, живите самозабвенно, делайте все, что в ваших силах, чтобы принимать
тех людей, кто живет именно так. Все наши усилия
к тому, чтобы пройти путь от рождения до смерти.
И не достичь этой цели просто невозможно. Даже если
вы прожили всего пять минут, вы уже преуспели».
Майя Англеу 1928
Человеку и счастье, и радость. Если, поставив себе цель и напрягая волю, вы не получаете в конечном счете удовлетворения,— знайте, вы насилуете свою природу, уродуете изумительное создание жизни — «высочайшую разумную машину» и, в итоге, приносите вред не только себе, но и всему обществу.
Радость, испытываемая личностью, в процессе преодоления тяжелейших препятствий чаще всего обратная сигнализация о том, что ваш волевой порыв действует в правильном направлении. Вот почему главное в жизни - найти истинную, большую цель и направить на ее достижение свою волю.
Найти свой, ни на чей другой не похожий смысл жизни — это значит не только и не столько решить теоретически, что он состоит в том-то и в том-то. Например, в служении людям. Или в достижении успеха в какой-либо сфере. Эти теоретические определения действительно придают осмысленность индивидуальному бытию лишь тогда, когда они получают подкрепление в практике.
Если решено, что смысл моей жизни в том, чтобы обнаружить новое созвездие, то для того, чтобы это решение действительно стало компасом, необходимо, по меньшей мере начать читать книги по астрономии, вести наблюдения ночного неба, И тогда либо станет ясно, что это действительно то дело, ради которого стоит «жизнь положить» (не вообще, а свою собственную). Либо наступит разочарование и — этап новых поисков.
Или, решив, что смысл жизни в служении людям, человек стремится это сделать немедленно, а может реальную заботу о людях заменить мечтаниями и фантазиями о том, как он блестяще будет это делать в будущем. И это его на определенное время (иногда и на длительное) вполне удовлетворит. Смысл жизни найден. И нельзя категорически утверждать, что это не так. Мечты, фантазии — великий Двигатель прогресса и мотор человеческого самосовершенствования (но лишь в том случае, если они не приходят в вопиющее противоречие с поведением человека в реальной обстановке).
В повседневной жизни мы слышим и говорим: «Он способный» или «Он начисто лишен способностей». Учителя объясняют родителям: «У него большие способности» или «У вашего ребенка средние способности, но он прилежен». Или, наконец, убийственный «приговор» восьмикласснику: «Он абсолютно неспособный, забирайте его в ПТУ».
А уже на каком-то этапе, порой довольно рано, и сами ученики начинают говорить про себя, а чаще думать: «Я Неспособный». И происходит страшная вещь — человек, еще совсем юный, а иногда просто еще маленький, теряет веру в себя, в свой успех в настоящем, в свое, простите за высокий стиль, счастливое будущее. А раз так, зачем о нем думать? Зачем о чем-то мечтать? Зачем к чему-то стремиться? А это уже страшно не только для самого человека, но и для его близких, для общества в целом.
«Путь к успеху» - название моего исследования, цель которого – составить «Мини советник - как школьнику от 1-го до 9-11 класса сохранить интерес к учебе, быть успешным, иметь хорошие результаты, которые неизбежно помогут быть успешными и в будущем при выборе и освоении профессии». А началом, стартом работы явился поиск ответа на один, казалось бы, с первого взгляда, простой вопрос: «Почему снижается успеваемость школьников по мере их взросления?». Ведя поиск , используя литературу по психологии, педагогике, биологии, проводя исследование через анкетирование и просто опрос, анализируя полученные результаты, я решала следующие задачи:
- выяснить, что значит быть успешным для учащихся различных возрастов, людей различных профессий,
- что является тормозом, а что двигателем успеха в учебе, в жизни, профессиональной деятельности,
- чем является для большинства школьников учеба в школе: необходимостью или интересом,
- какова зависимость выбора профессии от успешности учебы в школе.
Если говорить об актуальности данной темы, то, по-моему, проблемы, затронутые в ней, будут волновать людей до тех пор, пока не будут целиком и полностью разрешены. Что также в данный момент при существующих взаимоотношениях между детьми и взрослыми, между учениками и учителями, а также при возрастающей зависимости «осуществления мечты» от финансовых возможностей можно сказать практически невозможно. Возможно, данная тема ненова, особенно для ученых-психологов. Но в школьной программе она не рассматривается, потому для меня и моих одноклассников, которые помогали мне в опросе, она показалась интересной. Некоторые доводы, найденные в литературе, удивили нас. Но еще большее удивление возникло в результате анализа ответов на вопросы анкеты, составленной мной под руководством моего научного руководителя. Советы гениальных, знаменитых людей; советы учителей нашей школы, учащихся старших классов вошли в составленный мной буклет «Советник или как добиться успеха». Я собираюсь продолжить работу над данной темой
«Человек – это звучит гордо»
Только приступив к работе над данным исследованием, я одной из первых прочла книг «Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих», в которой каждая из глав начиналась эпиграфом. Я выписала их в той последовательности, в которой они прописаны. Один из них указывает: «Всякий человек есть творец своей судьбы»; другой предупреждает: «Самое трудное — познать самого себя»; третий поучает: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их»; четвертый настораживает: «Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны»; пятый иронизирует: «Как много есть на свете вещей, которые нам не нужны»; шестой утверждает: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может»; седьмой отвечает на вопрос, что такое характер» а это как раз то, с чего следует начинать всякий конкретный разговор о самоусовершенствовании.
Любой человек — существо активное (даже если о ком-либо говорят: «он пассивный»). Активное, в первую очередь, в том смысле, что в течение всей своей жизни человек что-то делает (ведь «пассивно» слушать музыку — это тоже значит что-то делать), он чем-то занят (хотя бы тем, что ест), он чего-то достигает (даже не рекорда, а просто того, чтобы модно выглядеть) и т. д. Его активность направлена на самые различные предметы, проявляется в различных делах, поступках, отношениях. Конечно, в одних случаях он более активен, в других — менее. Но человек, абсолютно лишенный активности, — явление невозможное, ибо он не живет (ни в физическом, ни в ином смысле). Поэтому все наши житейские рассуждения на темы «он способный» или «она бездарна» имеют под собой весьма шаткие основания. На самом деле в каждом нормаль ном человеке заложены самые разнообразные задатки, которые могут развиться более или менее, либо не развиться совсем в те или иные способности, которые разделяют на несколько групп, например, интеллектуальные, художественные, инструментальные, социальные, спортивные. (см. приложение 1). Практически у каждого человека есть задатки, которые могут развиться в способности всех названных групп. В большей или меньшей степени, но развиться. Естественно, они разовьются в большей степени, если человек специально озабочен этим. И любые задатки могут заглохнуть, если их не развивать. Способности развиваются в процессе той деятельности, в которой человек участвует.
Человек, существо особое, способное к самоанализу и самосовершенствованию. Он живет, учиться, работает и постоянно «познает свое Я». У Андрея Вознесенского есть такое стихотворение: «Я — семья»
Во мне как в спектре живут семь «я»
невыносимых как семь зверей,
а самый синий
свистит в свирель!
А весной мне снится,
что я —
восьмой.
Это поэтический образ. Но он имеет под собой вполне реальное основание. Исследования различных ученых показывают, что у человека одновременно сосуществуют несколько образов «Я». Число их различно как у реальных людей, так и в тех или иных научных классификациях. Наиболее часто встречаемы: образ «наличного Я», образ «желаемого Я», «представляемые Я» (подробнее см. Приложение 2). Все эти я, по-моему, и составляют сущность самого человека. А от того, как он ими управляет, как он их соотносит друг с другом, зависит многое, что в конечном счете приводит к успеху или не успеху. Поэтому важным является желание и умение человека познать себя. Интересны, на мой взгляд, следующие высказывания о «познании самого себя»:
«Не зная себя, трудно разбираться в том, что с тобой происходит, почему так, а не иначе складывается твоя жизнь, чем вызвано то или иное отношение к тебе окружающих и твое отношение к ним.
Не зная себя, нельзя определить, что ты можешь, а чего нет, на что ты способен, на что можешь претендовать в жизни — сегодня и завтра.
Не зная себя, довольно сложно определить свои сильные и слабые стороны, т.е. целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые.
Не зная себя, очень трудно строить самого себя, а конечном итоге влиять на свою собственную жизнь.
Не зная себя, можно оказаться слепым орудием своих неосознанных, вредных для тебя и (или) окружающих общества в целом желаний.
Не зная себя, можно стать слепым орудием в руках другого человека, потерять возможность сознательно управлять собой, своей жизнью. А это страшно.»1
Но что стоит за словами «познай себя»?
«…физические свойства рост, вес, сила, внешность, здоровье. Затем … различные качества — доброта, честность, принципиальность и еще около полутора тысяч определений, которые есть в русском языке. После этого можно назвать многочисленные интересы, стремления, отношения, которые есть у каждого. Но и этим данный перечень не исчерпывает того, что может человек познать в самом себе.»2 Но если говорить о школьнике, то, по-моему, познание им самого себя должно, прежде всего, быть сведено к тому, что он должен реально оценить себя, свои возможности, чтобы регулировать сое поведение, свои действия и поступки, строить свои отношения с окружающими и с самим собой. Тогда уже он получит возможность реально планировать свою будущую жизнь и уже сегодня что-то делать для реализации этих планов.
«Успех» - что значит быть успешным
Но вернусь к слову успех. Что оно значит? В словаре Ожегова читаю: «Успех – удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в работе»
Подсознательно к успеху стремится каждый, только кто-то это делает открыто, а кто- то тихо, в тени, порой медленно продвигается вперед. Но есть и те, кто, пережив горечь поражений, отступает от намеченного, сам тормозит свое продвижение вперед. Проведя с научным руководителем анализ успеваемости учащихся за несколько лет, сопоставив его с результатами анкетирования, я обнаружила четко проступающую кривую спада успешности учащихся по мере их взросления, но параллельно ей идут еще две кривые: интереса и неуверенности в себе, в своих силах, которые тоже идут вниз. (Приложение 3)
Но одновременно с этим растет так называемая «кривая лени». У Зюзько читаю: « Важнейший этап волевого действия — это борьба... Здесь сталкиваются «надо» и «не хочу», «хочется»! и «не следует», «быть или не быть». Помните монолог! Гамлета, вошедший в поговорку:
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Терпеть безропотно позор судьбы иль надо оказать сопротивление, Восстать, вооружиться, победить или погибнуть?»
В быту, в повседневной жизни, среди мелочей поведения, отдельных наших действий, мы часто не обращаем внимания на акт «хотения». Мы обычно забываем, что хотеть — это значит мочь! Хотеть и сделать должны быть слитны. Недаром говорят: волевой человек хочет, а безвольный — только хочет хотеть.
Ситуации волевых проявлений весьма разнообразны. Бывают случаи, когда человеку ради решения общей для многих людей задачи приходится терпеть тяжелые страдания, не получая взамен радости, счастья. Тут возникает наиболее сложная ситуация для проявления воли: надо заставить себя, приказать себе ощущать удовольствие от выполнения своего долга. «Долг,— говорит Гёте,— там, где любят то, что сами себе приказывают».»4
Я целиком и полностью хочу согласиться с автором выше сказанного. И, переводя разговор на свою тему, добавлю, что многим школьникам не хватает именно силы воли для достижения успеха. Достаточно часто бытует в школьной среде, особенно в подростковом возрасте слабоволие. Причины его многообразны: распущенность, невоспитанность, отсутствие сильных мотивов, порой и наследственные факторы. «Пожалуй, отсутствие сильных мотивов — одна из наиболее существенных причин. У многих людей набор жизненных интересов беден, и поэтому не возникает поводов для «включения» волевого аппарата.
В этих случаях полезно расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление само призовет на помощь волю, заставит ее работать.
Управлять своими хотениями может человек, обладающий эмоционально-волевым усилием, умеющий заявлять себя работать, сконцентрировав свое внимание на определенном деле.
Этим умением обладали великие писатели, показав гигантскую трудоспособность. Л. Толстой, Бальзак, Джек Лондон и многие другие до сих пор удивляют нас своей продуктивностью.
Эмоционально-волевому усилию помогает слово. Словесный стимулятор важный фактор — о нем не следует забывать. Доброе слово друга, умное слово книги, совет родителей, товарищей — стимул к действию.»5
Школа, как звено на пути к достижению цели
Лишь собрав воедино способности, стремление к познанию нового, накопленные знания и опыт, силу волю, можно добиться успеха, по- моему, на любом поприще, и можно, поставив цель, дойти до нее.
Но нельзя сказать, что этот путь прост. Порой человеку приходится идти «к своим звездам через тернии», через множество испытаний.
И начинается этот путь с того самого момента, когда ребенок становится школьником, переступая порог своего первого класса.
Нахожу в словаре определение: «Школа – учебное воспитательное учреждение; здание такого учреждения - государственные и частные школы. Школы бывают: государственная или частная, общеобразовательная, начальная, средняя, вечерняя, музыкальная, художественная.» (толковый словарь Е.Н. Ожегова и н. Ю. Шведовой), » Она учит и воспитывает одновременно; и ведь стремится учить только хорошему, воспитывает чувства прекрасного, уважения человека как личность, любви к родному краю, родной стране. Учитель, придя на урок, дает нам установку на восприятие знаний. Но не все учащиеся принимают ее, и, чем старше они, тем больше становится таких детей. В чем же причина такого негатива?
Мы живем в эпоху разнообразия типов школ, систем обучения, школьных программ. Лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением различных дисциплин как правило дают наибольший результат обучения. Здесь на изучение отдельных предметов отводится большее число учебных часов, играет роль и предварительный отбор для поступления в такое учебное заведение. В обычной общеобразовательной школе стандартный учебный план, учащиеся всех социальных слоев и разных изначальных способностей, которые имеют немаловажное значение. Различна и степень подготовленности к школе. Анализируя ответ на вопрос анкеты: «изменилось ли отношение к каким-либо предметам ходе учебы», установила, что в начале обучения просматривается зависимость успешности обучения от степени подготовленности к учению. Но при переходе из начальной школы в основную эта зависимость уменьшается, особенно в тех случаях, где велико стремление ребенка к хорошим оценкам, или же усилена в сравнении с дошкольным периодом помощь родителей. Но в литературе я нахожу следующее изречение: «Общепризнано, что дети, поступающие в школу, очень сильно различаются по степени подготовленности к учению в ней. Тогда возникает вопрос: как сократить разрыв между хорошо и плохо подготовленными детьми уже в самом начале обучения, поскольку в противном случае он будет увеличиваться? Некоторые специалисты считают, что, когда дети приходят в школу, уже поздно что-либо предпринимать или что ничего нельзя сделать без непосредственного влияния на семьи неблагополучных детей.» Не знаю как вы, но я не могу согласиться с этим целиком и полностью. Конечно, ребенку из такой семьи требуется больше внимания, больше помощи; но стоит помнить, что эти труды окупятся в дальнейшем, дадут возможность ребенку стать успешным. Поэтому, в первую очередь, успех школьника зависит от того, какой будет «его первый учитель» - Учитель с большой буквы, знающий, понимающий, мудрый, строгий и добрый. Или «обыкновенный, хороший специалист».
«Школьники живут и учатся жить»
«Первые несколько лет в школе все, кажется, идет прекрасно. Дети любознательны, оживленны и довольны. Как правило, в школе царит атмосфера самостоятельности, которая побуждает детей исследовать, открывать и создавать. Во многом она создается учителями с высокими педагогическими идеалами. Подобное положение дел отчасти справедливо даже для слоев общества, находящихся в далеко не привилегированных условиях. Однако стоит нам обратиться к тому моменту, когда дети становятся подростками, как приходится признать, что надежды первых лет обучения часто так и остаются неосуществленными. Очень многие выходят из школы с горьким ощущением поражения, не овладев даже на посредственном уровне теми основными навыками, которые требуются обществу, но еще в меньшей степени они представляют собой людей, получающих удовлетворение от занятия творческой умственной деятельностью.
В таком случае проблема в том, чтобы понять, почему столь хорошее начало часто имеет столь плачевный конец. Столкнувшись с подобной проблемой, люди неизбежно должны задать себе вопрос: действительно ли школьное обучение начинается так хорошо, как это кажется, или блеск первых лет таит в себе тень последующих разочарований?»6
Возрастные особенности
При обсуждении данного вопроса не стоит забывать о возрастных физиологических и психологических особенностях детей различного возраста (в том числе и школьного). (Приложение 4), о так называемых сложных, переходных периодах, во время которых также меняется отношение учащихся к процессу постижения знаний. Анализируя эти данные, я, прежде всего, отметила для себя такой факт, что знания этих особенностей каждым учителем должны быть просто на оценку «пять». Ведь есть в жизни каждого школьника моменты, когда он в силу этих самых возрастных особенностей просто не может быть успешным. И если знать об этом, помнить, тогда можно избежать ситуаций, когда ребенок напрочь, демонстративно отказывается от продвижения вперед в данном предмете. Но при умелом отслеживании негатива, при некоторой терпеливости учителя можно помочь учащемуся справиться с тяжелым жизненным периодом, и открыть путь для дальнейшего продвижения вперед - к успеху.
Интересными показались мне сведения, которые мой научный руководитель взяла из доклада специалиста департамента образования нашего города: «Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема стойкой неуспеваемости учащихся. Трудности в обучении, по данным разных авторов, испытывают от 15 до 40 % учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему увеличению их количества. Понятие «школьная неуспеваемость» и «трудности в обучении» тесно связаны с понятием «задержка психического развития». Эти понятия неравнозначны, однако рассматриваются, как правило, совместно в числе актуальных проблем общей и специальной педагогики и психологии.
Кто входит в категорию детей, имеющих трудности в обучении и адаптации к школе?
К категории детей с трудностями в обучении и адаптации к школе относятся все варианты задержки психического развития детей, кроме того, сюда входят дети с парциальными нарушениями (как вариант ЗПР, но усложненный, с частичной органикой) в развитии и с педагогической запущенностью. Реалии сегодняшней жизни таковы, что в школах обучается до 15 % детей с высокой степенью педагогической запущенности.
Дети с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем, из неблагополучной социальной и микросоциальной среды, недостаточно подготовленные к обучению в школе, в первую очередь испытывают трудности в освоении учебного материала, в адаптации к школе и нередко в подростковом возрасте пополняют «группу риска». Все они нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.»
Но это особый я бы сказала тип детей. По словам моего научного руководителя, такие дети, конечно, есть в каждой школе, но работа педагогов, и в первую очередь учителей начальной школы, направлена на выявление таких учащихся как можно раньше с целью своевременной помощи или же для определения в специальные коррекционные классы, которых в нашей школе нет.
Что помогает и мешает успешно учиться и достигать
поставленных целей (по результатам анкетирования)
Но все же, как справиться «с проблемой стойкой неуспеваемости школьников»? Я попыталась найти ответ у самих школьников.
Разработав анкету для опроса, которую я так и назвала «Путь к успеху» (Приложение 5), я провела опрос среди учащихся 1-х, 4-х, 7-х, 9-х, 11-х классов. Некоторые его результаты меня удивили, некоторые озадачили, но в целом они помогли ответить на некоторые вопросы, решить задачи, поставленные в начале исследования.
Большинство первоклассников на первое место поставили письмо, чтение и математика! А ведь это самые сложные для них предметы. Не менее интересен аргумент: «хочу узнать побольше нового, научиться писать, считать, рисовать, читать». Лишь двое из опрошенных 35 первоклассников не знают, чем их привлекли те или иные предметы. Но все же в целом, ребята пришли с целью – научиться всему. Отрадно, что предметов, которые не нравятся, у большинства из опрошенных, нет. Нескольким (6) не нравятся письмо и математика, при чем одному трудно писать левой рукой, троим просто трудно, и еще двое – не успевают! Но все дают себе установку: учиться только на пятерки. 30 детей посещали детский садик, где их научили читать, в меньшей степени читать. Из 5 детей, не посещавших садик, лишь двое занимались с бабушкой и умели читать, считать и даже писать. А вот еще трое «домашних детей» к школе совсем не подготовлены, они же и не успевают, им же не нравятся основные предметы и главное занятие в свободное время – гулять. Другие же смотрят телевизор, играют на компьютере, в куклы, с домашними животными. Лишь один человек читает! И двое занимаются с компьютером.
У четвероклассников картинка меняется. Из 38 опрошенных – 14-ти нравится математика, потому что много узнают и надо думать, 9 предпочитают – творчество, им интересно и легко! На одном уровне: по 6 человек русский язык и физкультура, первый, потому что узнают много нового, а второй «прибавляет здоровье, полезно». А вот в числе первых из отрицательных предметов – русский язык (8), причина – много пишем. Хотя на вопрос: Снизилось ли твое отношение к каким-либо предметам? 26 детей ответили словом «нет», остальные примерно в одинаковом отношении называли «к литературе, русскому языку, английскому, математике». Не намного снизилась и успеваемость: из 27 детей, успевавших в начале только на «4» и «5», 24 имеют такой же результата и обучаясь в 4-м классе. Но вот у троих учащихся из числа имеющих на начало оценку «3» результаты последнего года обучения близки к не успеванию по отдельным предметам. Снижение оценочного результата наблюдается по предметам: русский язык(13), математика (10). Но что характерно для этой параллели: все дети посещали до школы садик, 3-е из них еще и минишколу, все дети умели читать и считать до 10! Четверым добиваться хороших результатов помогают родители, троим – занятия спортом и лишь двоим – чтение книг. Но особенно заставили насторожиться ответы на вопрос: Как родители относятся к твоим школьным успехам и неуспехам? У 10 человек родители нейтрально относятся к успеху своих детей, у остальных – положительно, при чем, троих поощряют, стимулируют! Но а неудачи воспринимаются родителями следующим образом: шестерым родители пытаются помочь справиться с неприятностями, у десяти – нормально, у двоих вообще ничего не знают, а возможно и не хотят знать (оказалось, что это дети из социально неблагополучных семей), остальных – ругают и только. Основное занятие в свободное время – гулять и смотреть телевизор. Хотя уже 11 детей посещают секции и кружки и 7 читают книги!
Примерно такое же соотношение по использованию свободного времени у семиклассников, у которых четко прослеживается (Приложение 6 ) снижение оценочного результата, особенно по математике (14), по русскому языку (15), 3 – по всем. Хотя все 36 опрошенных ходили в садик, 4 – еще и в минишколу, но считать умели лишь 30, читать – 17 и 18 – даже писать. Поразительно, что и отношение родителей к успехам и неудачам своих детей такое же, как и у четвероклассников, хотя троих родители поощряют деньгами и лишь пятерым неуспевающим родители пытаются помочь. А вот среди предметов, которые больше всего нравятся приоритет отдан биологии (17), потому что интересно. Математика нравится – 10, потому что понятно объясняют. Остальные предметы набрали от 6 до 1 сторонника, потому что: нравится, узнаешь много нового, интересно и легко, многому учишься, добрые учителя. Но нет в списке географии и истории, предметов, где учащиеся получают много информации, узнают много интересного, знания по которым, по-моему, жизненно важны для любого человека. Также нет и русского языка, который на первом месте в числе предметов, которые не нравятся (14), потому что не нравится учительница (другой причины учащиеся не называют), хотя на геометрии (5) – не понимают, иностранном языке (2) и физкультуре (6) – трудно, на музыке (3) –«зачем мне это». Если вернуться к таблице возрастных особенностей школьников, то можно увидеть, что семиклассники находятся в периоде больших изменений, как физиологических, так и психологических, это начало так называемого переходного возраста. Они начинают осознавать себя как личности, поэтому для них важным, приоритетным становится не суть какого-либо школьного предмета, а то кто его ведет и как преподает. Этот период сложен, конечно же, и для учителя, ведь хороший результат по его предмету зависит от его профессионализма, от умения понять ребенка, порой пойти даже на уступки, которые не допустимы при других обстоятельствах. И не менее важно отношение родителей, ведь их равнодушие, как к неуспеху, так и к успеху ребенка, переживающего «взросление», является своеобразным «шлагбаумом», который может подняться вверх и пропустить ребенка вперед к новым победам, а может и остановить, заставить топтаться на месте. Но любое промедление в этом самом продуктивном с точки зрения психологии возрасте скажется в будущем на успеваемости, на качестве получаемых знаний.
Именно от качества полученных в школе знаний зависит дальнейший, жизненный путь выпускных 9 и 11 классов. Каковы же их ответы? 53 девятиклассника назвали 9 любимых предметов: химия(интересно), физкультура(любят спорт, движение), алгебра(интересно, познавательно), литература(легко воспринимается), история(хороший учитель, интересно), обществознание(нужно в будущем!), биология(интересно, хороший учитель), физика(легко!), ОБЖ (жизненно важный предмет), соотношение их по отношению друг к другу от 7 до3. В числе тех предметов, которые не нравятся: алгебра и геометрия (очень трудно) – 11, химия (не понимаю, трудно) – 8, искусство (за чем оно, в жизни не пригодится) – 7, физкультура (не люблю спорт) – 6. У остальных учащихся таких предметов нет. Снижение успеваемости аналогично другим категориям опрошенных: не много в начальной школе, резко к седьмому классу, и небольшое повышение к девятому классу. Хотя эта параллель, по-моему, была наиболее подготовлена к школе: все посещали садик, а восемь человек еще и минишколу, считать умели все, читать – 48, писать печатными буквами – 15, с большей частью занимались дополнительно родители или бабушки-дедушки, которые хвалят за школьные успехи (39), нейтральны как к успехам, так и неуспехам(14). За плохие оценки ребят утешают (12), иногда ругают(13), помогают исправить (14). И как видно никого не поощряют деньгами! Хотя помощь родителей очевидна, что очень отрадно, вероятно это объясняет и некоторое повышение успеваемости. А вот досуг – прежний: гуляют(15), смотрят телевизор или играют на компьютере (14), занимаются спортом (12), в кружках (7), читают(5).
А вот среди одиннадцатиклассников (опрошено 32) в свободное время читают уже 15 человек, компьютер увлекает лишь пятерых, улица влечет семь человек, лишь пять всему прочему предпочитают телевизор, кроме того, 14 из этих же учащихся занимаются спортом. И если кривая успеваемости у этих детей медленно снижалась по девятый класс, то к одиннадцатому классу она в основном осталась на прежнем уровне, а у некоторых даже и поднялась вверх. Одно объяснение на мой взгляд проступило четко – это увеличение числа детей, которые в свободное время читают и занимаются спортом или в кружках. Казалось бы это дополнительная нагрузка, но эффективность ее воздействия очевидна. Ведь если говорить о подготовленности к школе, то единицы из опрошенных учащихся не посещали детский садик (среди одиннадцатиклассников - 5), почти все умели хотя бы немного читать и считать. Аналогично и отношение родителей, большинство интересуется учебой своих детей, хвалят за успехи и ругают за не успехи. Конечно же, есть и родители, которым все равно какую оценку принес их ребенок из школы сегодня, что получил он вчера. И судя по анкетам, самая низкая успеваемость, ее снижение год от года наблюдается, прежде всего, именно у этих детей. Но играет роль и заинтересованность учащихся в изучении тех или иных предметов, отношение к ним учителей, и кроме того, если судить по анкетам выпускников и выбор ими будущей профессии. Учащиеся 11-го класса в числе любимых предметов называли ни один, а два и даже три, при чем были названы все предметы. И одной из первых объяснений этому было – необходимость для получения дальнейшего образования, кроме того увлекательно, интересно, жизненно важно, а некоторым и легко. Не нравятся лишь математика, потому что ужасно трудно и непонятно, русский язык – неинтересно, физика и биология – не пригодится.
А что же, по мнению школьников, мешает и помогает им успешно учиться? Такие вопросы тоже были заданы всем, кроме первоклассников.
69% из числа опрошенных главной помехой успешной учебы назвали собственную лень, при чем у большинства старшеклассников это единственная причина. Если ленятся все возрастные категории исследуемых, то вот нехватка времени, как фактор, мешающий достичь успеха в учебе, нашел место лишь в анкетах учащихся 11 классов (11%) и 9 классов (2%). И если в анкетах девятиклассников, назвавших эту причину, я обнаружила основным проведением свободного времени – игра на компьютере и выполнение домашних заданий за 1 – 1,5 часа; то у одиннадцатикласников эти дети тратят на домашние задания ! от 3 до 7 часов (к слову все эти дети имеют хорошие результаты, но, вероятно, хотели бы их повысить). Именно они же считают, что уменьшить временные затраты на выполнение домашних заданий невозможно, иначе результаты просто снизятся. Этот вопрос, мне кажется должен подниматься и решаться на каком-то высоком уровне. Может быть тогда увеличиться число детей желающих учиться лучше, может быть тогда у детей перестанут опускаться руки при одной только мысли о том, сколько еще предстоит сегодня сделать, выучить.
Что еще названо младшие школьники: (8%) – не имеют причин, они просто не учат, не хотят учить, не считают нужным это делать. Еще 3% называют невнимательность, 1% непоседливость, 3% обвиняют соседей по парте, разговоры других на уроке. И 3% признаются в «нехватке ума».
Но вернусь к фактору, набравшему наибольший процент. Лень, это чувство знакомо каждому. Но не всякий позволяет себе лениться. Многое определяет внутренняя организация, стремление к чему – либо, к самосовершенствованию и, прежде всего, к воспитанию силы воли.
«Надо быть режиссером своей жизни.
Поставив цель, пусть даже самую простую,— например, делать по утрам зарядку - надо стремиться во что бы то ни стало достичь ее. Это докажет, что у вас есть воля.»7
«Воля — это не умение тупо идти к случайно выбранной цели, терпя трудности, а умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и общества дело и стремление к его выполнению, изыскивая при этом терпеливо и рационально - программу преодоления препятствий, находя и реализуя оптимальные варианты решений в самых разных ситуациях.
Всякое волевое действие раскладывается на несколько этапов. Вначале — это осознание цели. Затем — стремление к ее достижению. Потом — осознание ряда возможностей. За ним следует осознание мотивов, их подкрепляющих и опровергающих. После этого наступает борьба мотивов. Завершается она выбором решения! И, наконец, наступает осуществление решения.
Как видите, волевое действие не так просто. «Воля! не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением,— говорил Сеченов, — это деятельная сторона разума и морального чувства».
Развить в себе эти качества целеустремленности и свободы нелегко. Однако и тут при желании можно достичь существенных результатов. Один из методов — тренировка в решении головоломок. Они не только дают возможность «вычислительной машине», которая заложена в нашей голове, решать задачи, находить выход из сложных ситуаций, а пробуждают в человеке потребность к целесообразному мышлению, развивают фантазию, придают гибкость логическому мышлению.
В качестве пособия для этого занятия можно рекомендовать прекрасную книгу занимательных задач, опытов и игр — «Твое свободное время».»8
Не мало важным для достижения успеха, по мнению самих учащихся, является желание учиться (45%), наличие цели (23% - называли 11-классники 18% и 9-классники 5%), помощь родителей, знакомых, друзей (12%), материальный стимул (5%), чтение книг(6%), занятия спортом(4%).
Учеба – с интересом или по необходимости?
Наконец, хочется озвучить ответы еще на один вопрос анкеты: «Учеба для вас – интерес или необходимость?»
100% первоклассников ответили утвердительно, что им учиться интересно.
92% четвероклассников также учатся с интересом, а остальные, потому что родители заставляют.
У семиклассников соотношение уже несколько иное: 54% называют главным интерес, 23% считают, что учиться необходимо, потому что без школьных знаний они не смогут получить профессию, 18% заставляют учиться родители и ! 4% учатся потому, что дома сидеть скучно.
Лишь 10% девятиклассников учатся по велению родителей, 13% главным называют интерес, остальные считают, что для будущих успехов без школьных знаний не обойтись, при чем большая часть этих детей отмечает, что учиться им интересно. Правда, не по всем предметам.
И наконец, выпускники, стоящие, можно сказать на пороге школы: все отмечают необходимость учебы, успешной учебы, только некоторые предметы для них лишние, мешающие больше времени отдать на усвоение знаний по нужным для поступления предметам. 15% отмечают, что учиться, не смотря на трудности, им интересно, 32 % интересно, но не на всех уроках.
Как добиться успеха
Я не буду озвучивать подробно результаты вопросов о том, кем хотели и хотят стать опрошенные учащиеся. Это как бы задел для будущей работы, которую я собираюсь написать на основе работы этого года. Но отмечу, что перечень профессий разнообразен: у пришедших в школу есть даже такие, как фея и волшебник, директор школы, писатель, дрессировщик и великий ученый. Малый процент учащихся не сменил свой выбор за годы учебы. Выбор выпускников, я бы сказала идет в ногу со временем: переводчики, психологи, юристы, экономисты, менеджеры, врачи, дизайнеры, учителя, парикмахеры, милиционеры, директора чего-либо(несколько человек).
«Мало что так способствует счастью человека, как работа, которую человек любит и ценит, которая его интересует, которую он делает хорошо. Мало что делает человека таким несчастным, как работа, на которую он обречен вопреки своим желаниям и способностям.
Помните образ себя как дерева и как садовника?
Ваша будущая работа — одна из самых больших веток вашего дерева. Пора завершать описание себя как дерева.
Ствол ваш — ваши жизненные цели. Ключевые области, где вы собираетесь добиться успехов в жизни, — ваши большие ветки (кроме работы, где вы еще думаете проявляться?).
По стволу и веткам уже можно определять породу дерева Опытный садовник сразу скажет, какая почва благоприятна для данной породы, каки«е у нее есть болезни и вредители, как вовремя распознать их и предотвратить их распространение.
А какие плоды будут на вашем дереве? И богатый ли вы планируете урожай?
Появились ли на вашем дереве веточки (конкретные оперативные задачи), листья на этих веточках (ваши дела и поступки)?»10
В старших классах выбор профессии становится необходимостью и реальностью. Этот выбор в ранней юности — один из важнейших. В нашем обществе делать профессиональный выбор не так просто именно потому, что оно предоставляет каждому огромные возможности для этого. Однако чем шире возможности для выбора, тем труднее его сделать. Для того чтобы осуществить его, принять решение о том, «кем я буду», необходимо для начала хотеть сделать такой выбор.
Ситуация сейчас такова, что часть старшеклассников не только не спешат определить свою будущую профессию (до половины десятиклассников понятия не имеют о том, кем они будут), но и вообще не считают нужным это делать. В результате некоторые выбирают профессию скоропалительно или по подсказке (а потом — разочарование, хотя очарования ведь и не было). Другие, окончив школу, вообще не торопятся приступать к трудовой деятельности и сидят на родительском иждивении. Страдают из-за этого и общество в целом, и сами юноши и девушки (в перспективе!), и их родные.
Выбрать профессию действительно трудно. Для этого в идеале необходимо следующее. Во-первых, иметь представление о себе самом, своих интересах и способностях, о своих сильных и слабых сторонах. Необходимо иметь достаточный багаж знаний, которые в большей степени должны быть приобретены в школьные годы. Эта база знаний будет сопутствовать успеху. Во-вторых, важно осознать, как тебя воспринимают другие. И, в-третьих, узнать мир профессий, требования и возможности той или иной профессии
При познании себя в отношении выбора профессии необходимо прежде всего осознать, какие моменты любого занятия или труда вызывают у нас положительную эмоцию. Но это уже тема для другой работы.
В заключении хочу представить советы гениальных людей: ученых, художников, писателей и т.п.; советы учителей нашей школы и советы учащихся, участвовавших в опросе. (Приложения 6,7,8)
Заключение.
Большинство учащихся только, заканчивая школу, начинает сознавать, какую величайшую ценность представляют для них знания. Знания - вот истинный золотой запас человечества. Главное назначение человека, его «сверхзадача» — добывать, хранить, обрабатывать и практически использовать все новую информацию об окружающем мире.
Как бы ни были удивительны ваши задатки, вне деятельности они развиваться не могут. Способности расцветают в труде и гибнут в бездействии. Где проявятся ваши способности? Там, где быстрее всего вы добьетесь успешной деятельности. Значит, прежде всего необходимо дать себе возможность проявить себя в самом широком диапазоне деятельности. И не просто проявить, а творчески, создав оригинальное изделие (решение задачи, сочинение и т. д.), в процессе работы над которым вы самостоятельно примените знания, умения, навыки .
Во всей природе только человек осознает наличие у него выбора и способен осуществлять свой выбор. Этим выбором человек сам себя определяет.
В каждый момент времени человек осознает свой выбор между защитой, безопасностью, страхом возможных неудач и риском, уверенностью в выигрыше. Такие люди «поражения от победы не смеют отличать». Поражение — временное, вполне исправимое состояние, которое имеет свой плюс — показывает вам ваши слабые стороны, готовит вас к неизбежной победе. «У кого бывают поражения, тот и побеждает» (афоризм древних греков).
Если ребенка считают неудачником, он почти наверняка потерпит провал, по крайней мере в тех вещах, которые любители точных характеристик считают ценными, и, вероятно, впоследствии он ополчится на тех, кто дал ему такую характеристику. Эту истину должны осознавать все, кто учит такого ребенка.
Протянуть вовремя руку помощи – еще один важный момент, который поможет не потеряться ребенку, не отстать от других в учебе.
Заинтересовать, это трудно, но для успеха необходимо.
Учиться вместе с сыном или дочерью, проживать их школьные годы вместе, помогая, порой сочувствуя, направляя, советуя и помня, что даже маленький ребенок уже является личностью.
Кто обычно помогает найти, выявить способности? И семья, и школа, и друзья, и коллектив — все. Но главным помощником должен быть сам ищущий. Каждый нормальный человек обладает широким диапазоном различных качеств, индивидуальных особенностей, которые проявляются под действием социальных условий.
Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны.
Важно не терять веру в себя. Знать, чего хочешь, твердо идти к цели — это должно быть золотым правилом каждого. Оно приведет через трудности и неудачи к победе, к радости от достижения цели. И радость от достижения цели тем больше, чем значительнее цель, чем труднее досталась победа.
Приложение 1
Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, необходимых для определенного рода деятельности. Они обнаруживаются и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения приемами и способами деятельности. Они определяют успешность обучения определенной деятельности, ее выполнения и совершенствования в ней. Способности развиваются в процессе воспитания, самовоспитания и в процессе профессиональной деятельности человека. (Подробнее см.: Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.)
Интеллектуальные (умственные или мыслительные способности) | художественные, или экспрессивные (дающие возможность выразить эмоциональное состояние) способности | инструментальные |
Благодаря им, каждый человек более или менее успешно может познавать и понимать предметы и явления объективной действительности, их существенные связи и закономерности. Интеллектуальные способности проявляются в первую очередь в мышлении и творческом воображении. Развитость этих способностей (а они развиваются у каждого как в процессе целенаправленного обучения и самообразования, так и под влиянием сложившихся обстоятельств) во многом определяет общий интеллектуальный уровень человека, его возможности заниматься так называемыми интеллектуальными видами деятельности, его достижения в подобной работе. От развитости этих способностей зависит, станет он, например, хорошим научным работником, талантливым математиком, оригинальным философом и т. д. | Хотя они тоже есть у каждого, но с ними дело обстоит сложнее. У одних эти способности проявляются в музыкальном, художественном, литературном и иных видах творчества. А другие могут и не сочинять музыку, и не писать картины, но сильно развитые экспрессивные способности позволяют им сильнее, глубже, тоньше, чем окружающим, воспринимать произведения искусства, ценить их, наслаждаться ими. У третьих экспрессивные способности проявляются в отношениях с людьми — они глубоко чувствуют состояние другого, могут сильно переживать и сопереживать, проявляют истинный талант в дружбе, любви и т. д. | Имеются в виду способности что-то делать руками, искусно обращаться с инструментами и материалами. Великий Страдивари обладал гениальными руками, которые делали непревзойденные до сих пор скрипки. Все физики мечтают найти сотрудника, обладающего особым талантом изготавливать необычные приборы. Но это об инструментальном таланте. А ведь есть очень много людей с сильно развитыми инструментальными способностями, которых образно можно назвать «Моцарт в токарном деле» или «Портной-Паганини». |
Наконец, есть еще одна группа способностей, которые условно можно назвать социальными. Это способность взаимодействовать с людьми, общаться.
Есть все основания выделить и спортивные способности.
Приложение 2
образ «наличного Я» | образ «желаемого Я». | «представляемые Я» |
Это то, каким человек видит себя в данный момент, а точнее, то, каким человек кажется себе в действительности, как он относится к самому себе в настоящее время. Этот образ «Я» может храниться глубоко в себе. Его могут тщательно скрывать. Он может противоречить тем оценкам, которые дают человеку окружающие. Но может быть, все и не совсем так. Во всяком случае, «наличное Я» нередко совпадает с мнением о человеке его близких, и он стремится вести себя в соответствии с этим своим представлением о себе. В случае же угроз этому представлению о себе в действие вступает психологическая защита этого представления (например, «не могу, и не надо» и другие варианты) либо это представление о себе изменяется, что бывает реже. | Это то, каким человек хотел бы себя видеть. Каким он поставил себе целью быть. То, каким, он знает, надо быть в соответствии с нормами общества. Наконец, то, каким он может стать, исходя из-за чего представлений о своих возможностях. «Желаемое Я» не просто фантазия, мечта. Это часто и движущая сила поведения и действий человека. Нарисовав этот образ, он может наметить пути его достижения и затрачивать немалые усилия для этого. | Это те образы, те маски, которые он демонстрирует или хотел бы показывать окружающим людям. Их может быть очень много, а может быть совсем чуть-чуть. У всех по-разному, в зависимости от того, насколько «наличное Я» удовлетворяет самого человека, насколько его одобряют окружающие, насколько он хочет скрыть от них какие-то свои черты, показать себя определенным образом в той или иной ситуации, перед теми или другими людьми и т. д. Причем часто это происходит бессознательно, как это бывает, когда ведение становится привычным, и сам человек, постоянно получая психологическую выгоду от своей «масочности», - не осознает ее. «Маска» становится лицом. Здесь важно то, что этот механизм общий и для «хороших», и для плохих» (с точки зрения морали) «масок». |
(Психология старшеклассника., И.С. Кон, стр. 62)
кривая приложение 3
Приложение 5
Анкета для первоклассников.
1) Кем ты хочешь стать?_____________________________________________
2) Какие школьные предметы тебе нравятся?____________________________
Почему?_____________________________________________________
3) Какие не нравятся?________________________________________________
Почему? _____________________________________________________
4) Насколько был подготовлен к школе: (подчеркни)
Ходил в садик.
Занимался с мамой (бабушкой, папой и др.)
Ходил в мини школу.
Умел читать.
Умел писать.
Умел считать.
5) Нужна ли вам помощь родителей в учебе? (подчеркни).
ДА НЕТ
6) Чем ты занимаешься в свободное время? (подчеркни):
Смотрю телевизор.
Играю на компьютере.
Читаю книги
Занимаюсь спортом
Хожу в кружок
Другое___________________________________________________________.
Анкета для старших классов
1)Кем хочешь стать? ____________________________________________.
2) Кем хотел стать, когда пошел в 1-й класс? ______________________.
3) Какие школьные предметы тебе нравятся
4) Какие не нравятся? ____________________________________________.
Почему? ______________________________________________________.
5) Снизилось ли отношение к каким-либо предметам в ходе учебы?
Да Нет
Если да, то к каким? _________________________________________.
6)Какие оценки преобладали в дневнике за:
2-й класс ___________________.
4-й класс ___________________.
7-й класс ___________________.
9-й класс ___________________.
11-й класс __________________,
7) По каким предметам снизился оценочный результат с 1-го по сей класс? ___________________________________________________________.
8) На сколько была подготовка к школе?
Ходил в садик.
Занимался с мамой (бабушкой, папой и др.)
Ходил в мини школу.
Умел читать.
Умел писать.
Умел считать.
Другое _________________________________________________________.
9) Назови причины мешающие успешно учиться _________________________________________________________________.
10) Как родители относятся к твоим
Успехам в школе __________________________________________________.
Неуспехам в школе ________________________________________________.
11) Чем занимаешься в свободное время?
Смотрю телевизор.
Играю на компьютере.
Читаю книги
Занимаюсь спортом
Хожу в кружок
Другое ___________________________________________________________.
12) Что тебе помогает или мешает быть успешным в учебе?
__________________________________________________________________.
13) Сколько времени ты тратишь на подготовку домашнего задания? _______.
14) Можно ли сэкономить это время без ущерба знаниям? ________________.
Если да, то как _____________________________________________________.
15) Помогут ли школьные знания добиться успеха в достижении успеха в на профессиональных поприщах? Да Нет .
16) Считаешь ли ты себя здоровым? Изменилось ли твое здоровье за годы учебы? Что на это повлияло? _________________________________________________________________________.
17) Как этого можно было избежать? ___________________________________________________.
18)Как на твой взгляд можно достичь успеха? _____________________________________________________________________________
Приложение 6
Как узнать свое призвание?
Заведите в своем дневнике отдельную страницу и озаглавьте ее «Творческая книжка». (Хорошо, если эту работу вы будете выполнять вместе с товарищами. Вы будете помогать друг другу, оценивать работы.)
В творческую книжку записываются только работы, выполненные сверх учебной программы и необязательные для всех. Выбор темы, техники и манеры исполнения -ваше дело.
И. П. Волков, педагог из Реутова, рекомендует следующие нормы записи в творческую книжку (обычное время выполнения работы — полгода);
1. Письменные работы (конспекты, рефераты, доклады). Указывается название работы, количество страниц, рисунков, фотографий, репродукций. Норма Л2—15 страниц.
2. Устные работы (сдается зачет по главе, разделу).
3. Переводы (с иностранного языка на русский — 200 строк и с русского на иностранный — 50 строк).
4. Решение задач (по математике, физике, химии, черчению — 20— 30 задач).
5. Модели, макеты (записываются в отдельности, указывается название, размер, количество деталей),
6. Техника (что сделал, количество деталей),
7. Литература (сочинение литературных произведений, литературоведение, искусствоведческие работы. Указать название, количество страниц, строк стихотворений).
8. Педагогическая деятельность (ведение кружка — не менее 4 занятий, ведение не менее 4 уроков в младших классах).
9. Рисование (5—10 рисунков карандашом, красками, тушью; 1—3 творческих композиции, выполненных в соответствии с соблюдением основных академических правил).
10. Эстрада, театр (не менее чем 10-минутное сольное или групповое выступления в концерте, занятия в драмкружке).
11. Цирковое искусство (записываются отдельные номера или выступления в концерте).
12. Музыка (концерт длительностью не менее 10 минут, сочинение музыкальных произведений, руководство музыкальным коллективом).
13. Фото (записывается, если сделано не менее 10 фотографий).
14. Конкурсы, олимпиады (записываются призовые места не ниже районных).
15. Спорт (записывается спортивный разряд или призовое место, занятое в соревнованиях не ниже районных).
16. Ремесла (записываются работы по всем видам ремесел).
17. Факультативные занятия и обучение в спецшколах и на курсах (записывается только один раз при условии, что посещались они не менее года),
Советы известных людей.
Ю. М. Орлов (психолог): «Если я стремлюсь к успеху, у меня сильная мотивация достижения, то любое дело может быть для меня источником радостных переживаний. Но только в одном случае: если оно спорится. Чем сильнее мое стремление к достижениям, тем сильнее я могу переживать страдание от неудачи, неуспеха».
Саллюстий: «Всякий человек есть творец своей судьбы».
Сенека Младший: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».
Ч. Дарвин писал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению... Все, о чем я размышлял или читал, было непосредственно связано с тем, что я видел или ожидал увидеть. Я уверен, что именно приобретенные таким образом навыки позволили мне осуществить все то, что мне удалось сделать в науке».
«Уверенность — залог успеха любого дела»
Арнольд Эдвин (1832-1904) «Используйте свои таланты справедливо, и они возрастут; упражняйтесь в том, что ты уже познал, и ты достигнешь высшего знания».
Бирн Роберт (1930) «Цель жизни заключена в том, чтобы жить ради цели»
Бетюн Мэри Маклеод (1875-1955)»наши дети не должны утрачивать свое стремление построить лучший мир. Нельзя отвращать их от тяги к великому, ибо они наши завтрашние вожди. В молодости мы обладаем мощным потенциалом, и нам должно хватать смелости изменять наши старые идеалы и методы, чтобы направить их силы на добрые силы»
Бовуар симона де (1908-1986) « Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости»
Браун Х. Джексон (1940) « Мы все время стремимся к успеху, славе и комфорту, а на самом деле для счастья нам нужно лишь, чтобы что-то или кто-то вызывал в нас энтузиазм»
Вашингтон Буккер Т. (1856-1915) 2 я понял, что успех должен измеряться не столько положением, которого человек достиг в жизни, сколько теми препятствиями, которые ему пришлось преодолеть на пути к успеху»
Советы учителей
Бачаева С.Б.- учитель истории и обществознания: « Только саморазвитие и самосовершенствование, но для этого надо хорошо надо знать свои способности и возможности. Познай самого себя! Конкретно по моему предмету успеха можно достичь, развивая интеллект (много читать, интересоваться общественной, политической, культурной и т.п. стороной жизни России и мира)»
Торочкова И.А. – учитель английского языка «Главное – быть уверенным в себе, не бояться рисковать, не стоять на месте, всегда двигаться вперед. А в английском языке – не бойтесь сделать ошибку, сказать неправильно, больше говорите по английски на уроке и больше заучивайте наизусть дома.»
Никулина Е.В. – учитель химии и биологии: «Необходимо всегда ставить пред собой цель и стремится к ее достижению. И никогда не отступать от намеченного ни при каких обстоятельствах. Химия и биология не столь сложны, но требуют подготовки к каждому уроку. Один, два пропуска, и можно бить тревогу!»
Советы учащихся
Иметь цель в жизни.
Упорный труд – залог успеха.
Развивать умственные способности.
Много читать.
Иметь хороших, умных друзей.
Иметь понимающих родителей.
Иногда нужны деньги.
Примечания
Список литературы.
Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М., 2004.
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Браво, Феликс!
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Астрономический календарь. Май, 2019