Более 366 лет прошло с тех пор, как был основан город Саранск. За это время из небольшой крепости на сторожевой черте он вырос в современный красивый город – столицу республики Мордовия. Наш город невелик, территория его – 71,5 кв. км, население – 320 тыс. чел. Большинство жителей – русские, мордва, татары. Но дело совсем не в величине и количестве. Дело в том, что для многих жителей наш город любимый и самый красивый.
Вложение | Размер |
---|---|
samye_krasivye_zdaniya_saranska.zip | 2.55 МБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Самые красивые здания Саранска
Исследовательская работа
Выполнила: Журавлева Екатерина
ученица 4В класса
Руководитель: Мелякина С. А.
учитель начальных классов
Саранск 2008
МОЙ САРАНСК
Стихотворение из конкурсного
сочинения школьников,
посвященного 360 – летию
города Саранска
Мой Саранск, старинная столица!
Над тобой сияет ясный свет.
Мне ль, скажи, тобою не гордиться?
Для меня тебя прекрасней нет.
Для тебя мое открыто сердце.
Дорог, город мой, твоя земля.
И искришься ты прекрасным светом,
Когда пух роняют тополя.
И горят на солнце, ослепляя,
Церкви золотые купола.
И любуюсь я тобой, моя столица,
Мой Саранск, мордовская земля!
С каждым годом ты еще моложе,
С каждым годом ты еще растешь,
Несмотря на разные невзгоды.
Ты цветами вешними цветешь.
Я горжусь тобой, мой ясный город,
Хорошей, расти хоть сотни лет.
Старый Город! Ты все также молод,
Словно девушка в семнадцать лет.
ВВЕДЕНИЕ
Все [в архитектуре] …должно делать,
принимая во внимание прочность, пользу,
красоту.
М. ВИТРУВИЙ
Начать свою работу я хочу с высказывания известного мордовского живописца и графика Валентина Попкова. «Человек устроен, воспринимать мир богатым, разнообразным, он стремится к красоте. Наслаждается пластикой природы, ее сложность не утомляет, но радует и удивляет. Так должно быть и в архитектуре…» [6, с. 114]. А ведь именно с этого начинается любовь к месту рождения или проживания. Человек незаметно для себя, подсознательно впитывает красоту вокруг, и природную, и архитектурную.
Более 366 лет прошло с тех пор, как был основан город Саранск. За это время из небольшой крепости на сторожевой черте он вырос в современный красивый город – столицу республики Мордовия. Наш город невелик, территория его – 71,5 кв. км, население – 320 тыс. чел. Большинство жителей – русские, мордва, татары. Но дело совсем не в величине и количестве. Дело в том, что для многих жителей наш город любимый и самый красивый. Одним он дорог весенний, накрытый белой фатой цветущих садов, другим – осенним, в золотом убранстве, третьим - в таинственном очаровании зимнего вечера.
Совсем недавно о Саранске можно было услышать пренебрежительное мнение: некрасив, неказист, разбросан, неуютен… Но за последнее время наш Саранск заметно преобразился, стал красивым городом. Сейчас строятся здания по-настоящему его украшающие. Нам можно гордиться, что мы живем в красивом городе.
Проведенное в нашем классе анкетирование также показало, что большинство учащихся (85 %) считают наш Саранск красивым городом. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Является ли Саранск красивым городом?
ДА | НЕТ | И ДА, И НЕТ |
17 | 2 | 1 |
85% | 10 % | 5 % |
Однако, на второй вопрос анкеты: «Какое здание можно считать красивым?» учащиеся дали множество разнообразных ответов:
- ухоженное;
- хорошо украшенное;
- хорошо продуманное, над которым долго трудился архитектор;
- красочное, разноцветное и разрисованное;
- современное;
- красиво построенное, необычное;
- высокое, чистое;
- аккуратное и др.
Так как единых признаков красоты зданий в ответах ребят я не нашла, то решила обратиться к книгам и понять, почему наш город стал красивым и что еще надо дальше делать для сохранения его красоты.
Моя работа состоит из двух частей. В первой я расскажу о тех представлениях, которые издавна сложились о красоте архитектуры. Вторая часть посвящена исследованию красивых зданий нашего города.
В процессе работы мною было изучено большое количество исторической и краеведческой литературы о Саранске и Мордовии, а также по вопросу золотого сечения и его применения в архитектуре. За сбором информации я обращалась в музеи, в центральный архив города.
1. КРАСОТА АРХИТЕКТУРЫ
Красоту архитектуры можно выразить с помощью математики. Об этом я узнала из книги А.В. Волошинова «Математика и искусство» [2].
Архитектура зарождается вместе с человеком и сопровождает человечество на всем его историческом пути. По образному выражению Гоголя, «… архитектура – тоже летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе». Да, зодчество – это и «каменная летопись истории».
Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника и искусство. Только соразмерное единство этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры, неподвластным времени, подобно памятникам литературы, скульптуры, музыки. Если же какой – то из элементов – наука, техника или искусство – начинает подавлять остальные, то истинная красота этого здания пропадает.
«Прочность – польза – красота» -
такова знаменитая формула единого архитектурного целого, выведенная два тысячелетия тому назад древнеримским архитектором и инженером Витрувием (жившем в I в. до н.э.).
Прочность не случайно стоит в этой формуле на первом месте. Вся история архитектуры есть история создания прочности, история борьбы с действием всемогущей силы тяготения. Мелькали годы, проходили эпохи, менялись строительные материалы, а значит, и конструкции архитектурных сооружений, но всегда соображения прочности были определяющими в выборе новой архитектурной конструкции.
Но если относительно «прочности» у архитекторов никогда сомнений не возникало, то «польза» и «красота» являются предметом постоянных дискуссий. «Прекрасно то, что хорошо служит данной цели», - учит Сократ. «Дома строят для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы ими любоваться», - вторил Сократу через 2000 лет английский философ Френсис Бэкон. Увлечение формулой Бэкона еще через 300 лет привело к тому, что невозможно стало отличить не только два новых дома, но и два новых района и даже два новых города. Архитектурная безликость сделала возможными смешные ситуации типа той, что произошла в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!». Очень хорошо, что на сегодняшний день ошибочность увлечения одной только пользой в архитектуре осознана всеми и делаются серьезные шаги по преодолению этого заблуждения.
В дальнейшей своей работе мы подробно остановимся лишь на третьей составляющей этой формулы, поскольку ей зодчие придают особое значение, так как без красоты, без искусства архитектуры вообще нет. Памятник архитектуры может стать непрочным и бесполезным, но не может быть некрасивым, так как он из памятника превращается в строение. Вот почему в формуле архитектуры, данной известным архитектором, лауреатом Государственных премий Ф.А. Новиковым, искусство стоит не слагаемым, а сомножителем:
АРХИТЕКТУРА = (НАУКА + ТЕХНИКА) • ИСКУССТВО.
И сколько бы мы ни увеличивали стоящие в скобках слагаемые, как бы ни были глубоки научные изыскания, и сколь современна ни была бы строительная техника, здание не будет привлекательным, пока его не оживит волшебный сомножитель искусства. Вот оказывается, как важен этот сомножитель!
В чем же заключается красота и очарование зданий, признанных жемчужинами архитектуры? Лучше всего на этот вопрос ответил выдающийся русский зодчий, автор гостиницы «Москва», Казанского вокзала в Москве академик А.В. Щусев (1873 -1949): «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщили бы им необходимую гармонию».
Пропорциональность является наиболее ярким, объективным и математически закономерным выражением архитектурной гармонии. Пропорция – это математическая закономерность.
На языке пропорций говорили зодчие всех времен и всех направлений: древние египтяне и древние греки, средневековые каменотесы и древнерусские плотники, представители барокко и классицизма и другие. Однако, единственное дошедшее до нас античное сочинение о зодчестве – это знаменитые «Десять книг об архитектуре» Витрувия, время написания которых относят к 27 – 14 гг. до н. э. После падения Рима о Витрувии, как и о всей античной «премудрости», надолго забыли, и только через 1000 лет, в 1414 г., в монастыре Сен-Галлен в Италии был случайно обнаружен единственный экземпляр трактата. «Десять книг» мгновенно стали настольной книгой зодчих итальянского Возрождения, страстных поклонников античной классики. Авторитет Витрувия был огромен. И вот с тех пор «точную соразмерность», о которой говорит Витрувий, стали понимать в простейшем арифметическом смысле – как кратность всех частей сооружения основному модулю.
Модуль (в переводе с латинского означает мера) в архитектуре – это единица измерения, принимаемая для согласования размеров частей сооружения между собой и со всем сооружением. В качестве модуля в зависимости от особенностей конструкции принимались различные величины, например, диаметр колонны в античной архитектуре или диаметр купола. Еще чаще использовали линейный модуль, когда архитектурной мерой являлась непосредственно мера длины. В истории всех народов меры длины всегда естественным образом связывались с человеком: шаг, сажень, стопа, пядь, фут…10 декабря 1799 г. впервые была повсеместно введена искусственная мера длины – метр.
«Точную соразмерность» теоретики Возрождения поняли арифметически: модуль должен целое число раз («точно»!) откладываться в каждой из частей архитектурного сооружения. Таким образом, в теории архитектуры допускались только такие пропорции. Но сами шедевры древней архитектуры свидетельствовали и о других пропорциях.
Наиболее известной является «золотая пропорция», основанная на понятии «золотого сечения».
_____________________________
А М В
Если разделить отрезок АВ точкой М на две части так, что
8
АВ : АМ = Φ =----,
5
то такое деление отрезка называют золотым сечением (такое название ввел Леонардо да Винчи и этот термин сохранился и до наших дней). Он считал, что идеальные пропорции человеческого тела должны быть связаны с числом Φ. В эпоху Возрождения золотое сечение было очень популярно среди художников, скульпторов, архитекторов. Соразмерность, выражаемая числом Φ, по свидетельству многих исследователей, наиболее приятна для глаза. Поэтому, например, выбирая размеры картины, художники старались, чтобы отношение длины большей стороны к меньшей равнялось бы Φ. Такой прямоугольник стали называть «золотым».
Почему же закон золотого сечения так часто проявляется в архитектуре? Этому есть математическое объяснение. Известно, что для достижения гармонии в произведении искусства (в том числе и в архитектурном произведении) должен выполняться принцип Гераклита: «Из всего – единое, из единого – все». В самом деле, гармония в архитектурном произведении зависит не столько от размеров самого сооружения, сколько от соотношений между размерами составляющих его частей. Для того чтобы выполнялся основной принцип гармонии «все во всем», взаимосвязь частей и целого в архитектурном произведении должна иметь единое математическое выражение. Иными словами, архитектурное целое а и его части
а1, а2, а3, а4, …должны находиться в одинаковых отношениях
а а1 а2 а3
--- = --- = --- = --- = …=р.
а1 а2 а3 а4
Но части архитектурного целого должны «сходиться» в целое, то есть, разделив «целое» а на части а1 и а2, необходимо, чтобы
а =а 1 + а2 .
И далее:
а1 = а2 + а3 ,
а2 = а3 + а4 …
Таким свойством обладают только величины, образующие ряд золотого сечения, то есть подчиняющиеся соотношению
а а1 а2 а3 8
--- = --- = --- = --- = …Φ ≈ ---.
а1 а2 а3 а4 5
Φ и φ – прописная и строчная формы греческой буквы «фи». Числа Φ и φ связаны между собой соотношением
Φ = 1 + φ.
Такие обозначения приняты в честь древнегреческого скульптора Фидия, жившего в V веке до н.э. Фидий руководил строительством храма Парфенон в Афинах. В пропорциях этого храма многократно присутствует число φ ≈ 6/10 ( см рис. 1 ).
Изучая соотношения частей различных зданий нашего города, у двух из них, а именно у здания городской администрации и здания государственных театров драмы и музыкальной комедии я обнаружила соотношения, также подчиняющиеся закону золотого сечения (см. рис. 2 и рис. 3).
2. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ЗДАНИЯ САРАНСКА
В данной части я хочу рассказать о самых красивых зданиях столицы Мордовии, потому что именно они и украшают наш город. Хочу заметить, что много в красоте современных зданий играет и оригинальность формы, и цветовое оформление, и предназначение здания.
А есть ли в Саранске самое – самое красивое здание? С таким вопросом я обратилась во второй части моей анкеты к ученикам нашего класса, причем предлагалось указать только одно здание. После обработки ответов учащихся мною получены следующие результаты (таблица 2) и гистограмма 1.
Таблица 2.
Самое красивое здание Саранска | Количество голосов учащихся |
1. Кафедральный собор в честь св. праведного воина Федора – адмирала Ушакова | 10 |
2. Мордовский национальный драматический театр | 3 |
3. Здание государственных театров драмы и музыкальной комедии | 2 |
4. Дом Республики | 2 |
5. Ледовый дворец | 1 |
6. Стадион «Старт» | 1 |
7. Дом Финансов | 1 |
Я задумалась: «Почему же именно Собор был назван самым красивым зданием Саранска?». Ответ на этот вопрос я нашла в статье искусствоведа, доцента кафедры архитектуры Мордовского государственного университета В.Б. Махаева. Он пишет о том, что в любом поселении особо выделяются места, куда люди приходят, чтобы испытать сильные возвышенные чувства. До революции 1917 года в нашем уездном городе, каким был Саранск, таким зданием, определяющим облик города, был Спасский собор (построенный в 1886 году). В ХХ веке, с его утратой, город потерял свою яркую индивидуальность.
2006 год можно считать годом преображения Саранска, и не только архитектурного. Храм издавна рассматривался, в первую очередь, как место почитания, преклонения, памяти, насыщенное образами героики и жертвенности. Недаром многие из храмов строились в память о важных событиях в жизни народа. Собор целенаправленно создавался как архитектурный символ, выражающий всю историческую судьбу, прошлое, настоящее и будущее города. Вот поэтому наш кафедральный собор построен в честь нашего выдающегося земляка святого праведного воина Феодора – адмирала Ушакова.
По мнению В.Б. Махаева собор завершает композицию одной из больших площадей города, находящихся в самом сердце города. Располагаясь в центре площади, на краю верхней террасы города, параллельно реке Саранке, он окружен открытым пространством, что еще больше придает величия этому прекрасному зданию. Собор построен так, что с какой бы стороны к нему не направляйся, все время нужно подниматься, поэтому еще больше ощущаются его величие и важное предназначение. От реки Саранки сделаны живописные подъемы к зданию. Достоинством выбранного места является и то, что золотые купола Собора прекрасно просматриваются как уже при подъезде к городу со стороны Рузаевки, так и со многих других центральных улиц города.
Новый собор имеет сложную, живописную объемную композицию, со всех сторон богато украшенную колоннами и золотыми куполами. Сочетание небесно – голубого, белого и золотого цветов также придает необыкновенную красоту зданию. Собор имеет щедро декорированные, красочные фасады, в силу чего окружающие здания предстают лишь как его фон.
Ответы на вопрос о десяти самых красивых зданиях Саранска, с которыми учащиеся рекомендуют познакомиться гостям нашего города обобщены мною в таблице 3.
Хочу отметить, что наибольшее количество голосов учащиеся отдали за административные здания и здания, в которых расположены учреждения культуры и спорта.
Таблица 3.
10 самых красивых зданий Саранска | Количество голосов учащихся |
Ледовый дворец | 17 |
Кафедральный собор в честь св. праведного воина Федора – адмирала Ушакова | 15 |
КиноМакс «Победа» | 15 |
Дом Республики | 14 |
Мордовский национальный драматический театр | 11 |
Краеведческий музей | 11 |
Спортивный комплекс «Мордовия» | 10 |
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи | 8 |
Здание государственных театров драмы и музыкальной комедии | 8 |
Республиканский дворец культуры | 7 |
МОУ «Саранская средняя школа № 9» | 7 |
Дом Финансов | 6 |
МОУ «Гимназия № 12» | 5 |
Дом на перекрестке улицы Коммунистической и проспекта им. В.И. Ленина | 3 |
Детская художественная школа № 1 | 3 |
Детская музыкальная школа № 1 | 3 |
Музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 гг. | 2 |
Гостиница «Саранск» | 1 |
Дом Быта | 1 |
Центральный рынок | 1 |
Современный Саранск состоит из нескольких районов: центральный, Светотехника, Юго – Западный, Химмаш, ТЭЦ – 2 и др. Наиболее красивой частью Саранска является центральная часть города и здания именно этой части города в большей мере и называли учащиеся нашего класса. Центр расположен в пределах ул. Васенко – пр. Ленина – ул. Советская – ул. Титова.
Одним из старинных зданий, сохранившихся в нашем городе, является здание городской администрации, расположенное на Советской площади. Построено оно было еще в начале XX века по инициативе городского главы Михаила Георгиевича Никитина. В здании располагалась учительская семинария. И после революции у здания была интересная история. В январе 1918 года в нем был организован Саранский уездный комитет РСДРП (б). А в январе 1930 года провозглашена Мордовская Автономная область (об этом свидетельствует прикрепленная на здании памятная доска). В стену дома вмонтирована капсула с письмом, которое наши предшественники написали будущим поколениям жителей Саранска. Оно будет прочитано в 2017 году.
В советские годы центр города проектировался и застраивался в несколько этапов. С 1934 г. начата его реконструкция как столицы Мордовии. В это время многие храмы, украшающие центр Саранска, были снесены или реконструированы. Например, построенная в стиле барокко Трехсвятская церковь в нижней части города (действующая с 1765 г.) в 1935 году была закрыта, колокольня сломана. А с 1936 года в ее здании размещается Республиканский краеведческий музей. И Трехсвятская улица также была переименована и стала называться Московской. В 70 гг. к зданию пристроены 2 этажа. В настоящее время в музее представлены сотни экспонатов, интересно рассказывающих нам о прошлом Мордовской земли. Сейчас Здание Краеведческого музея радует наш взгляд и интересным архитектурным сооружением (мне он представляется как храм истории нашего края), и красивым сочетанием цветов, в которые окрашен его фасад.
В 1940 году на месте снесенного Спасского собора по проекту И.А. Меерзона было построено величественное здание с колоннами – Дом Советов, а перед ним установлен памятник вначале И.В. Сталину, а затем В.И. Ленину. Долгое время именно это здание считалось главным на Советской площади. Сейчас в этом здании работает Правительство нашей Республики.
В конце 30 – 50 –х гг. в архитектуре жилых и общественных зданий использовались приемы стиля неоклассицизма под руководством архитекторов С.О. Левкова, Н.М. Николаевой и др. По проектам С.О. Левкова построены здания первого корпуса Мордовского государственного университета, детской музыкальной школы № 1,клуба «Строитель» и др. Особо отличается здание Дома Союзов на перекрестке проспекта Ленина и улицы Б. Хмельницкого (архитектор С.О. Левков). Первый этаж выполнен в виде цоколя с рустовкой. Угловая часть имеет полукруглую форму с парадной входной террасой и колоннадой на два верхних этажа. Угловая часть крыши увенчана куполом, возвышающимся над зданием.
Самый большой вуз Саранска – Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева. Здание, где сейчас располагается институт физики и химии, было построено в 1938 году. Здание первого корпуса (математический факультет) построено в конце 50-х гг. Объединяет воедино университетский комплекс, находящийся на улице Большевистской, главный корпус, построенный в начале 80-х гг. Это высотное здание с красиво оформленным входом, перед которым находится памятник Н.П. Огареву. А замечали ли вы справа от входа в главный корпус на стене мозаичное панно, на котором запечатлены замечательные слова из стихотворения Н.П. Огарева:
«Учись! Пойми, что знание есть власть;
Умей страдать вопросом и сомненьем,
Умей людей любить с благоговеньем
И претворяй бунтующую страсть
В смысл красоты и веры благородной;
Живи умно, как человек свободный ».
С 50 по 80 годы прошлого века началась массовая застройка Саранска типовыми высотными и крупнопанельными зданиями. Но и в это время появлялись здания, украшающие наш город. Улица Советская богата культурной жизнью. Именно на ней в настоящее время расположены театры. На театральной площади в 1961 году было построено здание, в котором сейчас действуют государственные театры драмы и музыкальной комедии. В июле 2007 г., во время проведения первого Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов, состоялось открытие Мордовского национального театра. Интересное архитектурное решение, удачное сочетание окраски, множество колонн, национальный орнамент, скульптурные композиции делают здание торжественным и привлекательным.
Заметные изменения в формирование улицы Коммунистическая внесли здания музея им. С.Д. Эрьзи и Мордовской государственной филармонии (Республиканский Дворец Культуры). Национальной гордостью республики и города является Музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи. Здание музея было построено в 1976 году, в связи с празднованием 100-летия со дня Рождения нашего великого земляка. Всего в музее разместились свыше 200 его работ. В 1984 году к зданию сделан пристрой и образована галерея. В музее можно увидеть картины известных мордовских художников Федота Васильевича Сычкова и Ивана Кузьмича Макарова. В музее часто бывают выставки современных мастеров кисти. Несколько лет назад фасад здания музея реконструирован и покрашен, что придало ему еще более выразительный вид.
Республиканский Дворец культуры (РДК) распахнул свои двери в 1975 году. В нем проводятся торжественные собрания, праздники предприятий, различные городские и республиканские фестивали, смотры. Помещение фойе нередко становится местом проведения различных выставок. На сцене Дворца систематически выступают гастролирующие в нашем городе творческие коллективы.
На Советской площади в 1987 году было построено белоснежное здание – Дом Республики, где работают Глава Мордовии и его советники. Автор проекта – заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Ленинской премии, герой социалистического труда Г.Г. Исаакович. Это здание и сейчас можно считать главным украшением площади. Удивляет его необычная форма: развернутого, гордо развевающегося на ветру знамени. Все здание как бы стремится вверх. Его официальное предназначение подчеркивает и скульптурное оформление из нержавеющей стали – символ труда – серп и молот, расположенное в верхней части композиции. Особенно красиво смотрится здание в вечернее время, когда зажигается разноцветная подсветка и фасад начинает переливаться нежными голубыми, розовыми и золотистыми красками.
В 90 –е годы центр города начал изменяться в лучшую сторону: ряд старых построек были снесены и на их месте возведены современные и красивые здания.
Каждый год в День Победы горожане и гости города стремятся прийти на площадь Победы поклониться памяти погибших за освобождение нашей Родины. И рядом с мемориалом погибших в Великой Отечественной Войне установлен Музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 гг. Он открыт 6 мая 1995 года, в год 50-летия Победы над фашистской Германией во второй мировой войне. Здание это уникальное, по своей архитектуре аналогичных музеев в других городах не имеется (авторы проекта - московские архитекторы А.Костин и Р. Кананин). При проектировании здания были совмещены национальный колорит и элементы храмового зодчества. По всему фасаду здания проходит шестиметровый пояс, конфигурацией повторяющий контуры границ Республики Мордовия. Полированные гранитные плиты (черные и оранжевые) собраны в своеобразную Георгиевскую ленту – символ российской воинской доблести и славы. Главная кровля здания стилизована под женский национальный головной убор – кокошник, обращенный в сторону памятника «Навеки с Россией». В музее собраны бесценные исторические материалы о боевых и трудовых подвигах нашего народа.
В 1994 году была образована одна из крупных строительных фирм – «Саранскстройзаказчик». Современные красивые общественные здания и дома, построенные этой фирмой, заметно преобразили Саранск, особенно центральную его часть. Здание этой фирмы, НИИ регионологии, новое здание гимназии № 12 (открыто 1 сентября 2001 года, архитекторы С.П. Ходнев, С.Н. Павлов) по праву можно считать архитектурными украшениями города.
Замечательно, что и старые здания реставрируются, им придается новый, современный вид. Например, здание нашей школы № 9, было построено еще в довоенный период, а в годы войны в нем размещался эвакогоспиталь. Сейчас оно представляет красивое, светлое, просторное здание, его фасад покрашен в оранжево – белый тон, что придает ему современный вид. В качестве другого примера можно привести отреставрированное в 2005 году административное здание по ул. Коммунистическая, 33, которое органично вписалось в единый архитектурный ансамбль со вновь построенным зданием Дома финансов. При использовании современных материалов и технологий возникают интересные, неповторимые, запоминающиеся архитектурные ансамбли, каждое здание становится неповторимым. Например, КиноМакс «Победа».
Большое внимание уделяется в нашей республике реконструкции и строительству спортивных сооружений. Реконструированы Дворец спорта и стадион «Светотехника». Здание Дворца приобрело более выразительный и современный вид уже после недавней облицовки фасада темно – синими стеклами. В нем проводятся массовые и спортивные мероприятия республиканского и международного уровня. В 2004 году закончено строительство спортивного комплекса «Мордовия», стадиона «Старт». И несомненным подарком городу в 2007 году явилось открытие Ледового дворца на улице Красная. Недаром большинство учащихся нашего класса при опросе назвали его в числе 10 самых красивых зданий Саранска.
Преобразования касаются не только административных зданий, но и жилых домов. Новостройки отличаются красивым современным обликом. Показательно, что и ответы анкеты на вопрос: «Можно ли твой дом считать красивым зданием?» распределились следующим образом (таблица4).
Таблица 4.
ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ |
12 | 7 | 1 |
60% | 35 % | 5 % |
Однако красоту города надо сохранять и преумножать. Поэтому мной и был предложен учащимся вопрос «Что надо еще сделать, чтобы украсить наш город?». На него учащимися были даны разные ответы, которые можно объединить в следующие группы:
предлагается построить новые здания и сооружения:
-сделать много церквей;
-сделать еще 1 парк, театр и собор;
-построить большой стадион и спорткомплекс.
предлагается украшать город:
-посадить больше цветов и деревьев;
-покрасить здания;
-украсить гирляндами на праздники;
-улучшить состояние жилых домов.
необходимо своевременно убирать город:
-убрать заброшенные дома и кусты;
-убрать весь мусор.
Действительно, многое сейчас делается и многое еще надо сделать в отношении благоустройства и улучшения внешнего облика города. И результаты на сегодняшний день нас радуют. Думаю, многим известно, что в третий раз с 2005 года Саранск входит в тройку призеров конкурса «Самый благоустроенный город России». И этот титул надо посильно поддерживать всем жителям нашего города, в том числе и учащимся.
Любить свой город – значит изучать и знать его прошлое, бережно сохранять исторические памятники, беречь его настоящий облик и делать все возможное для его развития и совершенствования, чтобы у города было будущее, чтобы он был красив и молод всегда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования по теме «Красивые здания Саранска» мною получены следующие результаты.
1. Красота архитектуры может быть описана формулой «Прочность – польза – красота». Причем, третья составляющая является наиболее важной и значимой. Красота архитектуры заключается в гармонии и пропорции соотношений, которые составляют части здания по отношению друг к другу. Самая известная пропорция – золотая. Мною обнаружено, что и в ряде соотношений частей зданий Саранска (здание городской администрации, здание театров драмы и музыкальной комедии) я обнаружила золотые пропорции.
2. В нашем городе к настоящему времени построены и реконструированы много зданий, украшающих наш город. И прежде всего это – Кафедральный Собор в честь святого праведного воина Феодора – адмирала Ушакова. Наибольшее количество голосов учащиеся отдали за административные здания и здания, в которых расположены учреждения культуры и спорта.
3. По результатам анкеты я сделала вывод, что учащимся нашего класса не безразлично, каким будет наш город в будущем и они задумываются о том, как сделать его краше и благоустреннее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Приложения 22
Мост Леонардо
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Подарок
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Попробуем на вкус солёность моря?