Не секрет, что все дети любят сладости. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но оказывается, фантики могут напомнить и про правила русского языка.
Разглядывая яркие блестящие конфетные обертки, я предположила, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. В нашем исследовании приводятся примеры того, какие изученные правила можно встретить на конфетных обертках. Фантики собирались от реально съеденных конфет.
Вложение | Размер |
---|---|
chto_svyazyvaet_fantik_i_uroki_russkogo_yazyka.doc | 216.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»
Что связывает фантик
и уроки русского языка?
Работу выполнила
ученица 4 «Б» класса
Усачёва Лада
Руководитель: Батожапова Э. Б.
пгт Могойтуй, 2013 г.
Введение
Не секрет, что все дети любят сладости. Каждый ребенок под Новый год ждет и получает сладкий подарок, в котором много конфет. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но оказывается, фантики могут напомнить и про правила русского языка.
Разглядывая яркие блестящие конфетные обертки, я предположила, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. В нашем исследовании приводятся примеры того, какие изученные правила можно встретить на конфетных обертках. Фантики собирались от реально съеденных конфет.
Цель исследования: изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего применения на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Собрать различные наименования конфет.
2. Рассмотреть названия с точки зрения русского языка (лексики, морфологии и др.)
3. Классифицировать наименования конфет.
4. Подобрать материал для составления карточек по русскому языку.
Методы исследования: основными методами исследовательской работы являются наблюдение, классификация, описание
Какая гипотеза проверялась?
Мы предположили, что можно использовать названия фантиков для того, чтобы сделать уроки русского языка интересными.
1
Обзор литературы
Глава 1.1. Из истории
Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон веков использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафинированной бумаги, целлофана появилась и упаковка. Например, целлофан изобрел в 1908 году швейцарский доктор Жак Эдвин Бранденбергер. Фольга появилась еще раньше – в середине XIX века. Все остальные конфетные фантики – лишь усовершенствованные производные от этих изобретений.
Томас Алве Эдисон
Когда говорят о великом изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку. И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. А это его “несерьёзное изобретение” мало кто помнит, хотя изобретал он парафинированную бумагу для телеграфа. Но получилось так, что ее стали использовать и кондитеры. 2
Глава 1.2. Понятие «фантик» и его признаки
В Толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. фантик – это
1) Конфетная обертка.
2) Особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики.
В словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка»- 1987 год
фантик – это конфетная обёртка, употребляемая детьми для игры, собирать пёстрые фантики.
В словаре В.И. Даля «Толковый словарь живого великорусского языка»- 2007 год, Том 4 фант – это залог, заклад в домашних семейных играх. Чей фант вынется, то тому и делать.
К основным признакам фантика относятся яркость, красочность обертки и указание на название конфеты.
3
Глава 2. Методики исследований
2.1. Список исследуемых наименований конфет
Для своего исследования я использовала 77 различных наименований конфет, которые распределила следующим образом: на фантиках встретились 38 имён существительных, 7 имён прилагательных, 32 словосочетания. Глаголы и наречия среди рассмотренных нами конфет не встретились.
Имя существительное | Имя прилагательное | Словосочетание |
Африкушки | Молочная | Морская звезда |
Дюшес | Халвичная | Весёлые гуси |
Снежок | Сливочные | Премьера артиста |
Король лев | Мятная | Гусиные лапки |
Молоко | Театральная | Солнечное настроение |
Желе | Апельсиновая | Золотой ключик |
Барбарис | Ореховая | Дарёнка дивная |
Алёнка | Золотой ключик | |
Живинка | Ананасовый аромат | |
Нерпёнок | Ореховая роща | |
Детям | Хрустящее чудо | |
Лёвушка | Итальянские тайны | |
Котя | Шоколадная ириска | |
Мечта | Орешки в шоколаде | |
Загорье | Вкус лета | |
Рачки | Бухта песчаная | |
Масленица | Ласточкина Ангара | |
Умка | Байкальская загадка | |
Пилот | Английский стиль | |
Маска | Золотая лилия | |
Нива | Молочное трио | |
Марсианка | Звёздный бриз | |
Снеженка | Коровка ирисная | |
Эклер | Фруктовый сад | |
Пчёлка | Золотой телёнок | |
Ромашка | Вечерние берега | |
Буревестник | Золотая резеда | |
Цветень | Птичье молоко | |
Фрукко | Молодёжные истории | |
Лукоморье | Весёлым детишкам | |
Маша и медведь | Клубника со сливками | |
Китаянка | Шоколадная ночь | |
Хрумка | ||
Вишня | ||
Южанка | ||
Вивьен | ||
Француженка | ||
Рома+Машка |
5
2.2. Классификация наименований конфет
Все рассмотренные мною названия конфет (фантики) можно классифицировать как по структуре (составу), так и по лексическому значению.
Состоят из одного слова | Состоят из двух и более слов |
42 наименования | 35 наименования |
Кроме того, каждое название конфеты что – либо обозначает, т.е. содержит свое лексическое значение
Имя существительное | Имя прилагательное |
Масленица - праздник Загорье - населённый пункт Алёнка – женское имя Халва - восточная сладость Ромашка - цветок | Мятная – вкус мяты Апельсиновая – вкус апельсина Ореховые – вкус ореха Сливочные – вкус сливок |
Среди рассмотренных названий конфет встретились:
Надписи, указывающие на число имён существительных | а) Единственное число - 68. б) Множественное число – 9 названий. |
Надписи, указывающие на географическую принадлежность | Загорье, Африкушки, Бухта песчаная, Ласточкина Ангара |
Надписи, в которых встречаются имена и клички животных | Алёнка, Вивьен, Рома+Машка |
Надписи, указывающие на животных | Коровка, Лёвушка, Умка, Пчёлка, Рачки, Котя, Король лев, Нерпёнок, Золотой телёнок, Буревестник, Весёлые гуси |
Надписи, указывающие на национальность | Китаянка, Француженка |
Надписи, указывающие на место проживания | Южанка, Марсианка |
Надписи, указывающие на растения | Вишня, Цветень, Ромашка, Золотая лилия, Золотая резеда |
6
2.3. Темы по русскому языку
Внимательно рассмотрев все представленные названия, я выделила несколько тем по русскому языку, при изучении которых можно использовать названия конфет.
1.Способы словообразования.
Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:
Корень | Суффикс | Слово |
Снеж- Коров - Лев- Орех – Нерп - | - ОК- -К- -УШК- -ОВ- -ЁНОК- | Снежок Коровка Левушка Ореховая Нерпёнок |
2.Лексическое значение слов.
Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть.
Название конфеты | Лексическое значение |
Француженка Ореховые Снежок Мятная | Женщина французской национальности, живет во Франции Имеют вкус ореха, в состав входит орех Мелкий снег Имеет вкус мяты |
3.Словосочетания.
Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно использовать при изучении словосочетаний. Например, Золотая резеда, Гусиные лапки, Премьера артиста, Золотой телёнок, Молодёжные истории, Байкальская загадка.
4.Эпитет и метафора.
На примере различных названий можно показать эпитеты и метафоры,
которые содержат переносное значение слова:
Шоколадная ночь, Золотой телёнок – эпитеты, т.к. употреблены в переносном значении
5.Морфемный разбор
7
Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор.
8
Заключение
На данном этапе работы я могу сделать следующие выводы:
Все изученные нами названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка.
Поскольку имя существительное - это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет.
С точки зрения лексического значения фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку.
Многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
Составленные карточки планируем применить на уроках русского языка в своем классе.
Результаты исследования:
1)Составлен список названий фантиков (77 названий конфет)
2) Изучены и классифицированы названия конфет: 38 существительных, 32 словосочетания, 7 прилагательных.
3)Составлена таблица по результатам классификации.
4)Составлены карточки по темам:
1. Способы словообразования.
2. Лексическое значение слов.
3. Словосочетания.
4. Эпитет и метафора.
5. Морфемный разбор.
9
Литература
1. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф.
2. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»- 1987 год
3. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»- 2007 год
4. Учебник «Русский язык» 5 класс, Разумовская М.А.
5. Учебник «Русский язык» 4 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
6. Ресурсы Интернета
10
Приложение к главе 2.3.
Карточка №1
Определите способ образования слов.
Запишите его.
Сделайте морфемный разбор выделенных слов
Масленица, Африкушки, Коровка, Снежок, Алёнка, Лёвушка, Лимончики, Француженка, Детям, Живинка, Нерпёнок, Котя, Рачки.
Карточка №2
Определите лексическое значение указанных слов.
Запишите их.
С указанными словами составьте словосочетания.
Масленица, Мечта, Загорье, Лимончики, Маска, Желе, Нива, Марсианка, Эклер, Живинка, Лукоморье, Фрукко, Дюшес.
Карточка №3
Сделайте разбор словосочетаний (выделите главное и зависимое слова), определите падеж имён существительных.
Весёлым детишкам, Шоколадная ночь, Птичье молоко, Гусиные лапки, Золотая резеда, Клубника со сливками, Орешки в шоколаде
Карточка №4
Распределите словосочетания в 2 столбика
Прямое значение Переносное значение
Шоколадная ночь, Золотой телёнок, Премьера артиста, Птичье молоко, Гусиные лапки, Золотая резеда, Солнечное настроение, Итальянские тайны, Байкальская загадка, Молодёжные истории, Звёздный бриз, Вкус лета, Фруктовый сад.
11
Содержание
Глава 2. Методики исследований
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Госпожа Метелица
О чем поет Шотландская волынка?
Сила слова