Тема моей работы «Старинные единицы измерения длины ».
Цель: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена, что они обозначали и почему не используются в настоящее время.
Задачи:
- изучить теоретический материал о мерах длины, которые существовали на Руси, что они обозначали;
- выяснить, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины;
- познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины;
- провести опрос среди знакомых мне людей;
- провести эксперимент с измерением длины;
- подготовить памятку «Старинные меры длины»;
- сделать выводы;
- предположить пути дальнейшего исследования
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_egora.docx | 60.67 КБ |
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Первоцвет»
Проблемно-исследовательская работа
по теме: «Без меры лаптя не сплетёшь!»
(Математическая секция)
Выполнил:
Коцай Егор,
ученик 4 «Б» класса
ГБОУ СОШ муниципального
района Кошкинский c. Кошки
Руководитель:
Гусарова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Кошки
Кошки
2013 год
Введение
Тема моей работы «Старинные единицы измерения длины ».
Актуальность.
Данная тема мне показалась актуальной по нескольким причинам:
- читая литературные произведения, встречаю строки с непонятными для меня словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.;
- слышу пословицу или поговорку - не понятен смысл.
Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?
Цель: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена, что они обозначали и почему не используются в настоящее время.
Задачи:
- изучить теоретический материал о мерах длины, которые существовали на Руси, что они обозначали;
- выяснить, что означают пословицы, поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины;
- познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины;
- провести опрос среди знакомых мне людей;
- провести эксперимент с измерением длины;
- подготовить памятку «Старинные меры длины»;
- сделать выводы;
- предположить пути дальнейшего исследования
Гипотеза: Я предполагаю, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
Методы исследования:
Основная часть.
Глава 1 . Теоретическая часть.
1.1 Старинные меры длины в литературных произведениях.
Названия старинных единиц измерения длины я встречал во многих произведениях поэтов и писателей. (Приложение 1).
Старинные меры длины мы часто встречаем не только в стихах и сказках, но и в пословицах и поговорках. Мне не всегда понятен их смысл. (Приложение 2).
1.2 История возникновения мер длины.
С древности, мерой длины и веса всегда был сам человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Первые общегосударственные системы мер возникли очень давно: не менее четырех тысячелетий «тому назад», в Древнем Вавилоне.
Опыт Вавилона и особенно Египта был воспринят и Древним Римом, и Россией, и ее предшественницей — Киевской Русью.
К XVIII веку насчитывалось до 400 различных по величине единиц мер, употребляемых в разных странах. Разнообразие мер затрудняло торговые операции. Поэтому каждое государство стремилось установить единообразные меры для своей страны.
В Древней Руси мерами длины были верста, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Верста (исконно русское) - первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
Верста = 1км 076м.
Межевая верста - равная двум верстам.
Межевая верста = 2км 160м.
Сажень - самая распространенная на Руси мера длины.
Простая сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.
Простая сажень = 1м 51см.
Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.
Косая сажень = 2м 13 см.
Саженей было больше десяти, которые применялись при измерении расстояний и в строительстве.
Аршин - мера длины, равная длине вытянутой руки взрослого человека. Аршин = 71см 12 мм.
Было и другое название этой меры - шаг. Счёт производился парами шагов взрослого человека.
Образцом меры длины при определении величины аршина и сажени послужила линейка, принадлежавшая ранее Петру I. На линейке был обозначен полуаршин, равный 36см. По этой полуаршинной мере были изготовлены образцы мер длины.
В 2012 году у линейки был день рождения. Ей исполнилось 223 года.
Локоть - равнялся длине руки от пальцев до локтя. Локоть = 38-48 см.
Ладонь - 1/6 часть локтя. Ладонь = 6-8 см.
Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении = 19-23 см
Коршок - равен ширине кулака, происходит от слова корх (кулак). Коршок = 9 см.
Вершок — длина верхней части указательного пальца.
Вершок = 4,5 см.
Перст - равен ширине указательного и среднего пальцев. Перст = 2 см.
В России, ещё в XVI и XVII вв. были определены единые для всей страны системы мер.
В 1736 г. были созданы образцовые меры – эталоны.
В 1893 г. в Петербурге была образована Главная палата мер и весов, которую возглавлял до 1907г. великий русский ученый Д.И. Менделеев.
В 1960 г. собралась конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц (русское название СИ) .
С 1963 г. ею пользуются во всех областях науки и техники.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Опрос друзей, одноклассников, учителей, родственников.
Я провел опрос (Приложение3) одноклассников, друзей, родителей, учителей. В нём приняли участие – 38 человек. Одноклассники - 16 человек; друзья и знакомые – 8 человек; родственники -10 человек; учителя -4 человека.
Результаты опроса представлены в таблице. (Приложение 4)
Знакомы с современными мерами длины: 38 человек.
Слышали о старинных мерах длины – 24 человека. Знают их-4 человека!!
Область использования результатов моей работы.
Выяснив, что многие знакомы со старинными мерами длины, но не
знают, что они обозначают, я составил памятку «Единицы мер длины» (Приложение 5).
2.2.Эксперимент.
Я решил провести эксперимент и измерить длину своей комнаты с
помощью старинных и современных мер длины.
Решил измерять длину комнаты аршинами. Мы знаем, что аршин имеет и другое название - шаг (измеряли парами шагов). Поэтому измерять стали шагами.
Результаты эксперимента измерения длины комнаты. (Приложение 6)
Произведя вычисления, я выяснил, что длина комнаты имеет различия в вычисленных результатах.
Оказывается, одна и та же единица измерения получилась у всех «измерителей» разной и длина комнаты - разная. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода? Ведь получатся разные показатели.
Вспомнилось выражение: «Всяк на свой аршин меряет».
Заключение.
В ходе эксперимента пришёл к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются неточными, они неудобны для измерений.
Провёл опрос и эксперимент с измерением длины среди знакомых мне людей;
Подготовил памятку «Старинные меры длины»;
Сделал выводы и предположил пути дальнейшего исследования.
Гипотеза.
Выполнив все задачи моего исследования, можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие, сохранились, в основном, в виде пословиц
и поговорок.
Перспектива моей дальнейшей деятельности:
-узнав много полезного и интересного, поделиться с друзьями;
-продолжить решать задачки со старинными единицами длины;
- изучить другие старинные меры.
Список литературы:
Задачи со старинными мерами длины.
Из Москвы в Вологду.
Послан человек из Москвы в Вологду, и велено ему в хождении своём совершать во всякий день по 40 вёрст. На следующий день вслед ему послан второй человек, и приказано ему проходить в день по 45 вёрст. На какой день второй человек догонит первого?
(На 8 день)
Через сколько дней встретятся путники?
Идёт один человек в другой город и проходит в день по 40 вёрст, а другой человек идёт навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 вёрст.
Через сколько дней путники встретятся?
(Через 10 дней)
Задачка: Какого роста человек «от горшка два вершка»?
Решение:
Возможно в данном выражении под словом «горшок» наши предки понимали «коршок» (единица измерения равная ширине
кулака). Коршок = 9 см, вершок = 4,5 см. Значит найти рост человека «от горшка два вершка» не составит труда:
Коршок + вершок + вершок = рост
9 см + 4,5 см +4,5 см = 18 см
Приложение 5
Памятка «Единицы мер длины».
Старинные меры длины | Современные меры длины |
Верста | 1 км 076 м |
Межевая верста | 2 км 160 м |
Маховая сажень | 1м 76 см |
Косая сажень | 2 м 48 см |
Аршин | 71см 12 мм |
Локоть | 38-48 см |
Ладонь | 6-8 см |
Коршок | 9 см |
Вершок | 4,5 см |
Пядь | 19- 23 см |
Перст | 2 см |
Приложение 1
А. С. Пушкин «Зимняя дорога»
На огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег... навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
П. П. Ершов « Конёк-горбунок»
Да еще рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
С. Я. Маршак «Сказка про козла»
Эй, не плачьте, баба с дедом!
Накормлю я вас обедом,
Испеку пирог грибной
В два аршина шириной.
«Былина об Илье Муромце»
Да отъехал-де ведь старый за три поприща,
Да по-русски-то сказать, да за три верстоньки.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах.., а сам с ноготок!
Приложение 2.
Пословицы, поговорки. | Значение. |
Слышно за версту. | Разговаривать очень громко. |
За семь вёрст киселя хлебать. | Добираться куда-то без особой надобности. |
Коломенская верста. | Шутливое прозвище для высокого человека. |
От слова до дела - целая верста. | Задумка сделать что-либо, да все не приступаешь к работе. |
На версту отстанешь - на десять догоняешь. | Отставание трудно преодолеть. |
Для милого дружка семь вёрст не околица. | Любовь не знает преград. |
Семь вёрст до небес, и всё лесом. | Очень далеко. |
Мерить версты. | Долго ходить, находиться в пути. |
Косая сажень в плечах. | Говорят о сильном человеке, богатыре. |
Полено к полену - сажень. | Накопление богатства разумной экономией. |
Всяк на свой аршин меряет. | Оценивать на свой вкус. |
Общим аршином мерить. | Относиться ко всему как к обычным явлениям. |
Писать аршинными буквами. | Писать очень крупно. |
Проглотить аршин. | Говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «натянут как струна». |
Видеть на три аршина под землёй. | Говорят о внимательном человеке, от которого ничего невозможно утаить. |
Аршин с шапкой. | Говорят о человеке невысокого роста. |
Аршин на кафтан, два на заплаты. | Говорят о том, что починка вещи станет дороже покупки новой. |
Семь аршин говядины, да три фунта лени. | Говорят о чём-то бессмысленном. |
Рукой подать. | Находиться на близком расстоянии. |
Из омута в ад - как рукой подать. | Находиться на близком расстоянии. |
Расстояние на бросок камня. | Находиться на близком расстоянии. |
Не продвинуться ни на шаг. | Дело не продвинулось с места. |
На шаг от беды. | Очень близко от плохого. |
Идти мерными шагами. | Равномерно идти. |
Приложение 3
Опрос друзей, одноклассников, учителей, родственников.
3. Знаете ли вы, что обозначают старинные меры длины?
Приложение 4
Опрос друзей, одноклассников, учителей, родственников.
Знакомы с современными мерами длины | Знакомы со старинными мерами длины | Знают, что обозначают старинные меры длины | |
Одноклассники | 16 | 7 | 0 |
Друзья и знакомые | 8 | 7 | 1 |
Родственники | 10 | 6 | 2 |
Учителя | 4 | 4 | 1 |
Всего | 38 | 24 | 4 |
Приложение 6
Результаты эксперимента измерения длины комнаты:
Единицы измерения | Примерное количество единиц измерения | Примерная длина комнаты | |
Мама | 110 | 3 | 3м 30см |
Папа | 140 | 3,5 | 3м 50см |
Я (Егор) | 90 | 4 | 3м 60см |
Аршин | 71см12мм | 5 | 3м50см |
Рулетка | 100см | 3,5 | 3м50см |
Произведя вычисления, я выяснил, что длина комнаты имеет различия в вычисленных результатах.
Оказывается, одна и та же единица измерения получилась у всех «измерителей» разной и длина комнаты - разная.
И тут появился изобретатель
Как я избавился от обидчивости
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Сказка на ночь про Снеговика
Простые летающие модели из бумаги