Исследовательская работа, в которой была восстановлена история деревни Глядково Сосновского района Нижегородской области.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_net_zabytyh_dereven_2microsoft_word_7.docx | 390.29 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово
Районный исторический исследовательский конкурс
«Моя семья в истории страны»
Исследовательская работа по теме:
«Нет забытых деревень»
Работу выполнила: Пчелова Юлия Сергеевна
ученица 2А класса МБОУСОШ № 10
Классный руководитель:
Голубева Светлана Владимировна,
учитель начальных класов МБОУСОШ № 10
Адрес: Нижегородская область,
Г. Павлово, ул. Фаворского д.66/2-709
Индекс: 606108
Контактный телефон: 89506010328
89524400635
г. Павлово, 2013
Содержание.
- генеалогическое древо
- план-схема села
Введение
Все осмыслится не скоро,
Почему-то, как назло,
Часто тянет сельских в город,
Городских - назад в село...
И не важно, стар ли молод,
Жизни суть свое взяла -
Завлекает модой город,
Тяжко сердцу без села...
Современная Нижегородская область по праву гордится своим настоящим. Но с таким, же правом она может гордиться и своим ярким самобытным прошлым, тесно связанным с историческими судьбами нашей страны.
С чего начинается любовь к Родине, к своей земле, где давно живут наши отцы и деды и прадеды? Наверное, с памяти. Но помнить непросто… Как гнулись крестьянские спины над плугом, как до седьмого пота молотили цепями хлеб, как пряли долгими вечерами.
Память для человека, как корни для дерева. Чтобы не засохли наши корни, мы должны заботиться о них. По ниточке, по всплеску памяти восстановить историю родного края. Поэтому я и выбрала тему моего исследования. Мне захотелось узнать: как жили мои предки, чем занимались. Чем были знамениты земли, на которых располагалось моё село.
Цель исследования: изучить историю родного края.
Задачи исследования:
- изучить историю моего села
- изучить истоки моей семьи
- создать генеалогическое древо
- обозначить роль жизни предков для следующих поколений
Объект: село Глядково, Нижегородской области.
Предмет: исследование истории жизни села и его людей.
Методы исследования:
- метод опроса
- изучение архивных материалов
- беседа
- анализ исторических фактов
История нашего села.
Наше село Глядково образовалось ещё в начале 16 века, и служило как одно из пограничных поселений государства Российского. В нашем селе стоял гарнизон солдат.(1; 3) Так как село у нас находится на самой высокой точке, поэтому были построены вышки, где дежурили солдаты и глядели в разные стороны, чтобы не подошли враги: мордва, татары. Отсюда произошло название нашей деревни – Глядково, от слова «глядеть». На этих вышках делали колы из деревьев, сена и всего подручного материала. Например, в соседнем с нашим селе Виткулово, которое, кстати, произошло от слова «Вит на кон» поджигали эти колы. А из нашей деревни люди наблюдали за этим и передавали дальше в другие поселения. В соседнем Батманово, от слова «Батман» - хлебная мера, находились склады с зерном, которые тоже охраняли солдаты. Сейчас в этой деревне живёт моя бабушка Пчелова Ирина Александровна. Недалеко от наших мест в 1552 году проходил на Казань царь Иван Грозный.(1; 35) С завоеванием Казани наше село Глядково стало не пограничным селом, а превратилось в окраину русского государства. В селе в основном жили русские люди. У нас в селе нет больших лесов, есть только небольшие перелески. Например, один из таких перелесков имеет название «Яшин лес», когда – то оно принадлежало богатым людям Яшиным, которые имели свою мельницу. Люди нашей деревни в основном занимались сельским хозяйством. Также были в нашем селе знатные портные: это Новиковы, Колбецковы, которые шили кафтаны, полушубки и другие изделия на свою округу.
В 1860 году в нашем селе была построена деревенская церковь, и состоял приход из трёх деревень: Глядково, Батманово, Боловино.(1;46) Церковь была посвящена нашему великому святому Николаю Чудотворцу, поэтому наш престольный праздник в деревне Никола. Отмечается он 19 декабря и 22 мая. Позднее в 1895 году церковь была перестроена и стала каменной. В ней служил отец Порфирий, к сожалению, фамилия неизвестна.
Церковь была построена с пятью куполами с богатым убранством внутри. При церкви была образована приходская школа, в которой преподавал сам отец Порфирий. Позднее была построена школа, в которой преподавали его дочери: Марья Порфирьевна, Ольга Порфирьевна, а ещё позже его внук Вячеслав Васильевич Меньшов и его правнучка Торгова Надежда Вячеславовна. К сожалению, в 1931 году церковь была полностью разрушена. Всё убранство из церкви было разграблено. Однако многие иконы сохранились в нашем селе. (1;37)
В нашем селе есть самые распространённые фамилии: Бахоревы, Хомутовы, Мартыновы. Кстати моя бабушка Пчелова Ирина Александровна по папиной линии была Мартынова.(2)
Жили также в нашем селе и богатые люди это Маляксины и Бахаревы. После революции их раскулачили и куда – то увезли вместе с семьями. От Бахарева Фёдора осталась каменная палатка, в которой сейчас находится магазин.
В 1931 году один житель села поджог свой дом и сгорела до тла вся деревня. Все жители в это время были в «лугах» на заготовке сена. Все крыши домов были из соломы.
В 1933 году в селе образовался колхоз «Красный путь». К сожалению, сведений о первом председателе колхоза не сохранилось, известно лишь то, что он был прислан из Сосновского.
Перед войной 1941 года председателем стал человек по фамилии Шемаров. Люди в колхозе работали с утра до вечера. В войну всех мужчин забрали, в деревне остались лишь женщины и дети. Из нашего села было призвано 420 человек. К сожалению 118 человек погибли на этой войне. В войне участвовали и мои родственники: прадед Мартынов Геннадий Александрович и Мартынов Николай Геннадьевич. Николай Геннадьевич был младшим лейтенантом. Мои родственники героически погибли на войне.(1;50-67)
В нашем селе остался один ветеран ВОВ – Серов Николай Фёдорович 1925 года рождения.
Ещё в нашем селе в 1954 году был построен цех по сборке складных ножей, филиал Давыдовского завода «Заря». На этом заводе трудилась моя прабабушка Мартынова Клавдия Алексеевна. А мой прадедушка – Мартынов Александр Геннадьевич прославился на всю деревню первоклассным каменщиком и столяром – плотником. Сколько домов в деревне было построено его руками.
В Советские времена в нашей деревне процветала животноводческая ферма - филиал отделения Суруловского совхоза. На ферме было более 1000 голов крупного рогатого скота, и конный двор. Моя бабушка Ирина Александровна и мой дедушка Пчелов Владимир Иванович трудились в этом совхозе. Мой папа Пчелов Сергей Владимирович, после окончания ПТУ п. Сосновское пошёл работать в родной совхоз трактористом.
В страшные 90-е годы весь совхоз развалился, люди остались без работы, школа закрылась, завод сожгли. Ученикам приходилось добираться каждый день до ближайшей школы в Сосновском за 5 км по бездорожью. Молодёжь стала бежать из села в город, потому что не было работы. Вот так моя семья и стала жить в городе Павлово.
Теперь наша деревня оживает только летом. Туда съезжаются дачники из Нижнего Новгорода и Москвы. Там очень живописные места. Недалеко от деревни находится «Лебединое озеро». Из рассказов моей бабушки на этом озере жили два лебедя. Злой охотник убил одного лебедя – самца, а другого ранил. Всё лето лебедь жил на этом озере в тоске, раненый, потом исчез. Поэтому озеро назвали «Лебединым». Наш край богат ягодами и грибами.
Заключение.
Подводя итоги своей работы, я могу сделать следующие выводы о том, что всякий человек должен знать историю родного края. Это - непреложное утверждение, которое редко кто решится оспорить. Тем более, что давно известна не пустая фраза - без истории нет будущего. Необходимо знать как историю всей страны в целом (хотя бы ключевые моменты), так и историю своего города, края - малой Родины. А ведь история может быть очень давней и очень увлекательной! Вот как история моего родного села Глядково. Сквозь времена протянулась прочно связующая нить нас живущих сейчас и людей, живущих много лет назад. Мои предки трудились, занимались сельским хозяйством на благо нашего села, не раз восстанавливали его.
В результате исследовательской работы я изучила историю родного села, создала генеалогическое древо, узнала о жизни и быте моих предков, изучила истоки своей семьи, узнала о том, какую роль сыграла жизнь моих предков в моей жизни.
Проделав исследовательскую работу, я постараюсь сохранить в памяти историю моего села и буду передавать её из поколения в поколение, внося в неё всё новые факты.
Источники.
Мартынов Александр Геннадьевич 1927 года рождения – прадед по линии папы.(3)
Мартынова Клавдия Васильевна 1902 года рождения с папой Пчеловым Сергеем Владимировичем – прабабушка по линии папы. (3)
Мартынова Клавдия Алексеевна 1929 года рождения – прабабушка по линии папы.(3)
Рисуем белые грибы пастелью
В поисках капитана Гранта
Почта
Сказки пластилинового ослика
Сказка "Колосок"