В период 1950-2010 годов наше государство пережило несколько локальных войн: афганская, чеченская войны, военные действия в Грузии и др. Изучение причин и последствий этих войн актуально. Анализ событий этого времени необходим, так как выводы, сделанные в результате этого анализа, будут являться своеобразным уроком будущим поколениям.
Изучение биографий героев-воинов злободневно. Их жизнь – пример образца жизни и нравственного ориентира для молодого поколения, ведь в основном это были не только сильные, но и творческие личности. Жизнь и творчество Александра Викулова – доказательство этому
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_stacura_sokrashcheno.doc | 106.81 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»
города Перми
Поисково-исследовательская работа на тему:
«ВИКУЛОВ АЛЕКСАНДР: судьба и творчество
выпускника школы №27. г. Перми»
Работу выполнила:
Стацура Екатерина,
17 лет, 10А класс
Пермь, 2013
Введение
В период 1950-2010 годов наше государство пережило несколько локальных войн: афганская, чеченская войны, военные действия в Грузии и др. Изучение причин и последствий этих войн актуально. Анализ событий этого времени необходим, так как выводы, сделанные в результате этого анализа, будут являться своеобразным уроком будущим поколениям.
Изучение биографий героев-воинов злободневно. Их жизнь – пример образца жизни и нравственного ориентира для молодого поколения, ведь в основном это были не только сильные, но и творческие личности. Жизнь и творчество Александра Викулова – доказательство этому. Изучение биографии этого человека, рассмотрение его стихотворения – цель данной работы. Данная цель конкретизируется в задачах:
- подобрать исторический материал о войне в Афганистане;
- проследить жизненный путь героя-воина Александра Викулова;
-выполнить анализ стихотворения А. Викулова «Афганистан»
Глава 1. Афганская война 1979-1989гг
Афга́нская война́ 1979—1989 гг. — многолетнее политическое и вооруженное противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов — душманов с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и части исламского мира — с другой.
Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии с секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“».
С целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистан по решению узкого круга членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропова, Д. Ф. Устинова, А. А. Громыко и Л. И. Брежнева) были введены Вооружённые силы СССР. С этой целью действующий президент Х. Амин был заменен на ставленника СССР — чрезвычайного полномочного посла республики Афганистан в Праге Б. Кармаля.
Официальный режим Б. Кармаля получал значительную и разностороннюю — военную, финансовую и гуманитарную — поддержку Советского Союза. Политическую, военную, финансовую и иную помощь моджахедам оказывали США, западно-европейские и ряд азиатских стран.
Результатом военных действий с 1978 по 1992 год стала массовая миграция беженцев в Иран и Пакистан, немалый процент из которых остаётся там и по сей день. Известно, что моджахеды подвергали пленных пыткам, среди которых широко известна такая как «красный тюльпан». Оружие применялось столь широко, что многие из деревень в буквальном смысле слова были построены из ракет, оставшихся после ухода советской армии, жители использовали ракеты для возведения домов, в качестве потолочных перекрытий, оконных и дверных балок, однако заявления администрации США о применении 40-й армией химического оружия, озвученные в марте 1982 года, так и не были документально подтверждены
Потери СССР
Глава 2. Викулов Александр Анатольевич
Выпускник средней общеобразовательной школы №27. Родители – Викулов Анатолий Иванович и Викулова Таисья Кирилловна. Родился 9 ноября 1960 года в селе Мысы Краснокамского района города Перми. 1 сентября 1968 года Саша поступил в 1 А класс средней школы № 27 города Перми.
Учился хорошо, был активен на уроках, всегда помогал товарищам. Лучший друг и помощник – родная сестра Наташа.
Саша принимал активное участие в жизни класса. Он был и командиром звездочки, и председателем совета отряда. В 1971 году был принят в пионеры, а в 1974 году в ряды ВЛКСМ. Являлся отличником Ленинского зачета. У Саши было много товарищей, дружбу которых он высоко ценил. Вместе с ними он ходил в поход, рыбачил.
Были у Саши и особые увлечения: он коллекционировал значки и марки. Любимое увлечение – занятие в секции самбо. Он обладал хорошей дикцией и отличной памятью, поэтому часто выступал с чтением стихотворений.
Школу Александр закончил в 1978 году, успешно сдав государственные экзамены.
В этом же году он поступил в ТУ №14 в группу слесарей КИП и А. По рекомендации Кировского райвоенкомата в этот же период Саша осваивает профессию водителя. Осенью 1979 Александр зачислен на вечернее отделение Политехнического института на факультет инженерный химико-технологический.
17 октября 1979 года Саша был призван в ряды Советской Армии.
Службу начал в Свердловске, прошел школу молодого бойца, принял присягу на верность Родине. С февраля 190 года служил в республике Афганистан.
Глава 3. Творчество Александра Викулова
В Армии у Саши открылся талант. Это стихотворение он написал 9 марта 1980 года, когда пересек границу СССР – ДРА. Стихотворение «Урал» Саша посвятил своему другу Тисенкову Сергею, который погиб в бою 8 ноября 1980 года за Гальян.
Афганистан
Прощай, Союз,
Прощай, любимый сердцу край!
И не забудем мы теперь твою печаль,
Твоих лугов, твоих лесов красивый стан,
В далекий едем мы служить Афганистан.
А там в засаде затаились басмачи,
Мальчишке снова в бой приходится идти.
Чтоб защитить людей земли от разных бед.
Но как не хочется погибнуть в 20 лет.
Мальчишка вскрикнул, повалился на песок,
Глаза его все смотрят вдаль наискосок
Туда, где бьют его товарищи врага,
Он туда пойти не сможет никогда.
А там, вдали, все рвутся грады напролет,
Мальчишку снова кто-то в бой зовет.
Но не пойдет гулять с девчонкой он в кино.
Заплачет мать, узнав о гибели его,
Слезу смахнув, отец не скажет ничего.
Идут туда мальчишки – пылкие сердца.
Идут оттуда похоронки без конца.
В стихотворении звучит тема войны. Ее герой – молодой боец, которому только исполнилось двадцать лет. Образ этот, безусловно, обобщенный, это не конкретный человек, а солдат вообще…образ, вбирающий в себя судьбы многих.
По первым же строчкам можно сказать многое: «Прощай, Союз, Прощай, любимый сердцу край! » Мы понимаем, что мальчишкам, которые отправились в Афганистан очень тяжко на душе, эмоции переполняют, ведь они идут на войну, эти ребята ещё не набегались по улицам, не успели встретить первую любовь и уже оказываются в очень сложной жизненной ситуации.
Звучат мотивы ухода, прощания с Родиной. Автор использует риторическое обращение («Союз», «край») и эпитет «любимый», что передает его трепетное, нежное отношение к родной земле. Родина – это не только государство, интересы которого он защищает, но и родная природа – луга, леса. Все ему кажется милым, дорогим, «красивым».
Общее настроение и в природе, и в душе героя – состояние грусти, печали. Автор умело использует прием параллелизма в стихотворении. Герой-воин не отделяет себя от других солдат, он заодно с той силой, с теми людьми, которые встали на защиту родины. Не случайно используется прием лексического повтора: автор дважды употребляет местоимение «МЫ».
Афганистан кажется далеким и чужим миром. Герой видит врага – басмачей – людей иной веры, иных жизненных принципов. Сам он еще совсем юный, «мальчишка», но настроен решительно. Он рвется в бой, так как цель определена – это защита людей от «разных бед», желающих мирной жизни.
Мотив смерти звучит во втором четверостишии. Нет, герой не предчувствует гибель, человек, любящий жизнь, юный, всего лишь двадцатилетний, не может и не должен ее предчувствовать, напротив, сильно стремление жить. Это желание автор передает с помощью противительного союза «НО», наречия «КАК», отрицательной частицы «НЕ», глагола, выражающего чувства и стремления героя «ХОЧЕТСЯ». Умирать не хочется, хочется жить!
И все же смерть немилосердна, она не щадит никого, герой смотрит на смерть, словно со стороны, лишь один крик, и нет человека, нет юной жизни, но есть живые солдаты, его товарищи, которые будут стоять до конца: «Глаза его все смотрят вдаль наискосок. Туда, где бьют его товарищи врага». С горечью и болью пишет автор о погибшем солдате, для которого уже ничего «НИКОГДА» не будет.
Война – страшная лавина, лишающего человека будущего: любви (« но не пойдет гулять с девчонкой он в кино»), семейного счастья («заплачет мать, узнав о гибели его», «слезу смахнув, отец не скажет ничего»), жизни
(«мальчишка вскрикнул, повалился на песок», «он туда пойти не сможет никогда»).
Автор использует в тексте приемы: анафору, синтаксический параллелизм («Идут туда мальчишки – пылкие сердца. Идут оттуда похоронки без конца»). За счет чего жизнь военного времени рисуется кА замкнутый круг, из которого, кажется, нет выхода. Но выход есть, ведь сердца «пылкие», и бьются они за жизнь, пусть бьются насмерть, но жизнь стоит того. Желание жить, желание отстоять свое право на жизнь окажутся сильнее всего.
Александр Викулов, автор этого стихотворения, сам находился в Афганистане, и ему удалось передать в нем все тяготы и слёзы того военного времени. Автор смог показать рвение и надежду в глазах мальчишек, которые шли навстречу смерти, но шли на защиту людей, на защиту мира!
Всем свои стихотворением Александр Викулов отрицает войну и утверждает ценность жизни, любви, семьи, Родины. Самому Александру не удалось вернуться живым, но его подвиг учит нас ценить каждую минуту мирного времени, жизни без войны.
Погиб 21 июня 1981 года. За проявленные мужество и отвагу Александр Анатольевич Викулов награжден Орденом Красной Звезды (посмертно).
Имя Александра Викулова занесено в 13 том Книги Памяти РФ Пермской области (стр. 355).
В нашей общеобразовательной школе №27 регулярно проводятся уроки мужества, на которые для беседы с детьми приглашаются ветераны и их родственники. Эти беседы проходят всегда в теплой душевной обстановке.
Со слезами на глазах с болью в сердце мы вспоминаем выпускников своей школы – солдатов-воинов.
На одну из встреч были приглашены мама и сестра Александра Викулова. Сестра и мать гордятся своим сыном и братом…о нем у них лишь добрые, светлые воспоминания…и говорят об Александре словно о живом…а ведь жив, хоть и нет его с нами…жив, потому что остался в нашей памяти на веки.
Заключение
Почему от нас уходят лучшие? Наверное, потому что они нужны Богу. Бог ведь всегда забирает только самых лучших – так говорят на похоронах многие…и невольно съеживаешься от этих слов… Выходит, если хочешь жить долго, не надо высовываться, не надо совершать хорошее, быть серенькой мышкой, незаметной посредственностью.
Уходят лучшие мальчишки. Еще ничего в мире не познав, не успев насладиться жизнью, не испытав любви, не познав чувства отцовства. Гибнут, выполняя свой патриотический долг, защищая нашу Родину
Не хочется, чтобы гибли наши ребята. Ведь они уходят в армию не навсегда. Однако многие из них оказываются лицом к лицу с врагом. Поэтому понятие «защищать Родину» приобретает для них иной смысл. Ради этой защиты они и отдают свои жизни.
Для каждого из нас Родина - это в первую очередь мать, семья, любимая. Ради этого самого святого и стоят до конца солдаты, ради этого святого и отдают свои жизни совсем молодые ребята.
На одной из площадей Грозного ещё в 70-е годы был воздвигнут памятник - скульптурная группа: плечом к плечу стоят русский, чеченец, ингуш. В народе сразу прозвали это место «площадью трёх богатырей». В этом монументе, по замыслу авторов, должна была воплотиться память о легендарных героях революции и гражданской войны, а также символ дружбы народов многонациональной страны. Жаль, что люди не понимают важности и ценности этой дружбы, не осознают цену мирной жизни…а значит, и жизни вообще!
Ужасно когда от нас уходят молодые солдаты, защищая свою родину. Жизнь дана человеку, чтобы он прожил её счастливо. Как на войне, так и в мирное время только от человека зависит его собственная жизнь и жизнь другого человека. Так давайте прекратим войны, ведь многое зависит от нас!
Локальные войны - это страшное прошлое нашей истории, но нельзя закрывать глаза на это прошлое, каким бы суровым оно ни было. Знать, помнить наше прошлое – это возможность не совершать новых ошибок, возможность строить иное будущее… Мы должны помнить героев локальных войн, потому что наша память о них – это продолжение их жизни и благодарность за то, что было ими сделано.
Фотографии из архива школьного музея (МБОУ «СОШ №27»)
Интернет-ресурсы
Ночная стрельба
Заяц-хваста
Хрюк на ёлке
Медведь и солнце
Сказочные цветы за 15 минут