Цель урока:
познакомить учащихся с понятием “толерантность”, развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей, уметь находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между родителями и детьми
Учащихся в классе (аудитории): 25
Используемое оборудование:
мультимедийный проектор, магнитные доски, ватман, маркеры, видофрагменты
Используемые ЦОР:
презентация, видеофрагменты
Краткое описание: Открытый классный час
Ход классного часа
“Без сострадания и милосердия
невозможно жить в мире”.
Зигфрид Ленц
Классный
Руководитель: Добрый день дорогие друзья, мы рады видеть Вас на нашем мероприятии, оно необычное. Мы проведем его в форме философского стола, где присутствуют и наши родители. Мы сегодня посвящаем наш классный час проблеме всех времен и народов….. Проблеме отцов и детей.
(Слайд № 1 «Тема классного часа»)
Эта проблема одна из древнейших на земле. Ведь еще Сократ живший в (5 в. до н.э.) говорил об этом (зачитывается цитата).
(Слайд № 2 «Цитата»)
“Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителя” (Сократ).
Как видите, проблема отцов и детей существовала и во времена Сократа, и Тургенева, остро стоит она и сегодня. Мы собрались для того, чтобы попытаться найти ответ на вопросы: Разрешим ли конфликт между отцами и детьми? Отчего возникают конфликты? Кто виноват в том, что мы часто попадем в ловушки семейного общения.
Среди обучающихся и родителей было проведено анкетирование (Приложение 2)
Каковы же результаты данной анкеты?
(Слайд № 3, 4. «Анализ анкет детей и родителей»
Классный руководитель:
Работа в группах
Итак, конфликт между родителями и детьми. Есть ли они в ваших семьях, что становится причиной и как выйти из состояния конфликта с наименьшими потерями.
Я предлагаю Вам поработать в группах. В течение 5 минут каждая группа должна будет ответить на вопросы. По окончании мы заслушаем представителей, их ответы мы расположим на магнитной доске, каждый может, дополнить выступление или не согласиться с ним. Любое мнение дорого для нас.
Вопросы:
1)Что такое конфликт?
2)Каковы его причины?
(Слайд № 5 «Вопросы для работы в группах»).
Примерные ответы:
Что такое конфликт? столкновение двух мнений, взглядов на одну и ту же ситуацию;
столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.
Каковы его причины?
Нет согласия, равноправия
Несовпадение интересов.
Непонимание.
Недоверие, насмешки.
Излишняя опека.
Не умение слышать друг друга.
Равнодушие.
Неуважение к личности.
Ложь и неискренность.
Вредные привычки.
Досуг.
Поведение.
Просмотр и обсуждение видеоряда
Но всегда ли неизбежен конфликт?
Можно ли его избежать? Давайте посмотрим, как это бывает в жизни. (Вниманию обучающихся и родителей предлагается видеофрагмент из фильма «Сваты – 5», где подросток протестует своим видом против сложившейся ситуации в доме и портит родителям вечер, на который приглашены посторонние люди)
(Видеофрагмент № 1)
Обсуждение данного фрагмента. Поиск ответа на вопрос «Как вы думаете, чем может завершиться данная ситуация для подростка, а для родителей и семьи в целом». «Каковы на ваш взгляд выходы из данной ситуации, развитие событий» (Обсуждение и высказывание мнений по принципу «Свободный микрофон»)
Примерные ответы:
наказание подростка
запрет на использование Интернета
запрет на встречи с друзьями
домашний арест и т.д.
Что же мы можем посоветовать семьям, которые попадают ежедневно в конфликтные ситуации?
Давайте подумаем и предложим правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям. (Обсуждение и высказывание мнений по принципу «Свободный микрофон»)
Примерные ответы:
Нужно:
Стараться понять друг друга в любой ситуации.
Никогда не повышать голос друг на друга.
Уметь дать совет, выслушать совет другого.
Уметь поддержать в трудную минуту.
Доверять друг другу.
Уметь слышать и слушать.
(Слайд № 6 «Правила»)
Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои действия в отношениях друг к другу, насколько бы меньше было неверных поступков.
Скажите какое чувство должно победить все конфликты? Ответы детей. (Любовь, конечно любовь и терпимость).
Классный руководитель:
Послушайте одну народную притчу.
Китайская притча “Ладная семья”
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
– Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи на листе бумаги?
Работа в группах
Работа в группах. «Незаконченные предложения»
Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей. (Группа детей)
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка. (Группа родителей)
Третья группа - составит портрет идеальной семьи. (Группа детей)
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения (Слайд № 7 «Незаконченные предложения», читает предложения для каждой группы):
Идеальные родители - это...
Идеальные дети - это...
Идеальная семья - это...
На выполнение этого задания каждой группе дается 5 минут, по окончании этого времени представители каждой группы озвучат свои мнения и расположат найденные решения на магнитной доске.
Примерные ответы:
Первой группы: не ругают, все разрешают, все покупают, дают денег, ничего не заставляют делать, строгие, но справедливые, уважают детей, никогда не кричат, не унижают детей, приучают к труду, много рассказывают и т. п.
Второй группы: слушают, подчиняются, помогают по хозяйству, уважают, жалеют родителей, хорошо учатся, самостоятельные, не огрызаются, и т. п.
Третьей группы: дружная, трудолюбивая, где у всех все есть, все уважают друг друга, где есть взаимопомощь, поддержка, забота, тепло и уют, откуда не хочется уходить, где всем хорошо и т. п.
Классный руководитель:
Наше общение подходит к концу, и завершить я хочу его строками стихотворения:
Родители, они всегда друзья!
Без них прожить ни дня нельзя!
Без них нам не осилить бед...
Без них не может быть побед!
Друзья, они всегда друзья!
В общении с ними жизнь моя!
Мы с ними не кривим душой,
И остаемся мы собой!
Друзья, они всегда друзья!
Помогут, выручат меня!
И в мирной жизни и в бою
Я им доверю жизнь мою!
Друзья, они всегда друзья!
Мне с ними связь терять нельзя,
Они мне дарят радость встреч,
Их дружбу буду я беречь .
Подведение итогов (рефлексия)
Какие чувства остались у вас после классного часа? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?
Высказывание мнений детей, родителей
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Вода может клеить?
Сказка об осеннем ветре
Галка в чужих перьях
Мать-и-мачеха