Мы выбрали эту тему не случайно. Мы очень любим слушать музыку.
Информация нашего исследования может быть полезна всем людям .
Громкая музыка одна из важнейших характеристик, которая сопровождает современную молодежь. Как она влияет на здоровье человека? Какие последствия могут вызвать пристрастия подростков к различным направлениям музыки? Все это предстоит выяснить нам в ходе исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_muzyka_vo_vred.doc | 216 КБ |
Министерское образование Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
гимназия №25
Исследовательская работа:
«Когда музыка во вред ?»
Работу выполнила ученица
10Б класса: Портнягина Анастасия
Руководитель: учитель физики
Хабарова Ольга Николаевна
Благовещенск2013
Содержание
Введение…………………………………………………………..……………………………… 2 I. Теоретическая часть
1. Всё или почти всё о музыке
1.1. Характеристика звуковой волны…………………………………………………………. 3-4
1.2. Свойства звуковых волн …………………………………………………………………….. 4
1.3. Различные типы музыки: ……………………………………………………………………. 5
1.3.1. Рок-музыка………………………………………………………………………………….. 5-6
1.3.2. Классическая музыка …………………………………………………………………….… 6
1.3.3. Популярная музыка………………………………………………………………………… 7
II. Влияние музыки
2.1. Понятие звука и шума………………………………………………………………………. 7
2.2.Влияние шума и звуков на организм человека……………………………………………... 7-8
2.3. Влияние музыки на психику человека……………………………………………………… 8
III. Экспериментальная часть
1. Социологический опрос
1.1. Какую музыку слушают учащиеся?....................................................................................... 9-10
1.2. Сколько времени слушают музыку учащиеся?..................................................................... 10-11
2.Влияние музыки на организм человека:
2.1. Тест. Влияет музыка на память? ........................................................................................... 11
2.2. Влияет ли музыка на ЧСС и на АД? ……………………………………………..………... 12
3. Опыты, доказывающие негативное влияние агрессивной музыки
3.1. Опыт №1 «Влияние музыки на всхожесть
и рост рассады помидоров» …………………………………………………………….……… 12-13
3.2. Опыт №2 «Влияние музыки на структуру белка яйца»………………………………………..……... 13
3.3. Опыт №3 «Влияние музыки на рыб»………………………………………………………. 13
IV. Заключение………………………………………………………………………………… 14
V. Литература………………………………………………………………………………….... 15
VI. Приложения………………………………………………………………………………… 16-20
Введение
Мы выбрали эту тему не случайно. Мы очень любим слушать музыку.
Информация нашего исследования может быть полезна всем людям .
Громкая музыка одна из важнейших характеристик, которая сопровождает современную молодежь. Как она влияет на здоровье человека? Какие последствия могут вызвать пристрастия подростков к различным направлениям музыки? Все это предстоит выяснить нам в ходе исследовательской работы.
После того как портативные аудиоустройства (кассетные плееры, CD-плееры, mp3-плееры) стали доступны, они приобрели огромную популярность среди молодого населения. Слишком громкое и долгое прослушивание музыки на таких плеерах может привести к преждевременному нарушению слуха или даже к его потере. [2]
Актуальной проблемой для каждого человека должна стать задача выяснения особенностей собственной среды обитания, особенностей звукового режима, допустимого для нормального существования организма.
Для практического использования знаний в этой области необходимо накопление огромного числа сведений о состоянии групп разного возраста реагирующих на шумовые загрязнения. В нашем случае, за шумовое загрязнение будет принята громкая музыка, которая будет «оказывать» влияние на организмы (людей, растений и яиц) [5] . Музыка вызывает разноречивую реакцию у людей . Одна из реакций людей – это агрессия.
Агрессия - очень частое явление в современном обществе. Агрессивные проявления, например, жестокость и насилие, если не стали нормой жизни, то, по крайней мере, рассматриваются как важная составная ее часть.
Известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние человека. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию…
Музыку регулярно ежедневно слушают все подростки. Музыкальные предпочтения подростков меняются с возрастом в сторону более тяжелой музыки, что согласуется с процессами самоутверждения ребенка в мире взрослых.
Цель: Убедиться в том, что громкая агрессивная музыка влияет на память, на артериальное давление, на частоту сердечных сокращений, на всхожесть и рост рассады помидоров, на рыб и на куриный белок.
Задачи:
Гипотеза: Предположим, что агрессивная громкая музыка оказывает негативное влияние.
I. Теоретическая часть
1.1. Характеристики звуковой волны
Звуковая волна (звуковые колебания) – это передающиеся в пространстве механические колебания молекул вещества (например, воздуха). Распространение звуковых волн в пространстве происходит в результате каких-то возмущений (например, в результате колебаний громкоговорителя или гитарной струны), вызывающих движение и колебания воздуха в определенной точке пространства, возникает перепад давления в этом месте, так как воздух в процессе движения сжимается, в результате чего возникает избыточное давление, толкающее окружающие слои воздуха. Эти слои сжимаются, что в свою очередь снова создает избыточное давление, влияющее на соседние слои воздуха. Так, как бы по цепочке, происходит передача первоначального возмущения в пространстве из одной точки в другую. Этот процесс описывает механизм распространения в пространстве звуковой волны. Тело, создающее возмущение (колебания) воздуха, называют источником звука. [6], [8]
Звуковые колебания, а также вообще все колебания, как известно из физики, характеризуются амплитудой (интенсивностью), частотой и фазой.
Количество колебаний воздуха в секунду называется частотой звука. Волны с разной частотой воспринимаются нами как звук разной высоты: волны с малой частотой воспринимаются как низкие, басовые звуки, а волны с большой частотой - как высокие. Частота измеряется в Герцах (Гц): 1 Гц = 1 колебание в секунду; или килогерцах (кГц): 1кГц = 1000 Гц. Большинство людей от 18 до 25 лет реально способны слышать колебания воздуха с частотой от 20 до 20000 Герц (с возрастом верхняя граница восприятия уменьшается). Именно этот диапазон волн называется звуковым диапазоном. Частота волны обратно пропорциональна длине волны - отрезку на оси распространения волны, в котором умещается полный цикл (период) изменения плотности воздуха. Чем больше частота звука, тем меньше длина волны и наоборот.
Длина волны есть расстояние, проходимое волной за время периода.
Поэтому: = T.
В отношении звуковых колебаний очень важно упомянуть такую характеристику, как скорость распространения. Скорость распространения звуковых волн определяется скоростью передачи взаимодействия между частицами. Чем больше потенциальная энергия взаимодействия молекул вещества, тем больше скорость звука, поэтому скорость звука в твёрдом теле больше скорости звука в жидкости, которая, в свою очередь, превышает скорость звука в газе:
Vтт > Vж > Vг.
На скорость влияют такие факторы, как упругость среды, ее плотность и температура. Так, например, чем выше температура среды, тем выше в ней скорость звука. В нормальных условиях ( t = 0 0С, р = 100 кПа) скорость звука в воздухе составляет приблизительно 330 м/с. Таким образом, время, через которое слушатель начинает воспринимать звуковые колебания, зависит от удаленности слушателя от источника звука, а также от характеристик среды, в которой происходит распространение звуковой волны. [7]
Диапазон интенсивностей звука, воспринимаемых нашим ухом, очень широк. Интенсивность самого громкого звука, который может вынести ухо, примерно в 1014 раз больше минимальной, которую оно способно услышать. Полная мощность источников звука охватывает столь же широкий диапазон. Так, мощность, излучаемая при очень тихом шепоте, может быть порядка 10 Вт, тогда как мощность, излучаемая реактивным двигателем, достигает 105 Вт. Опять - таки интенсивности различаются в 1014 раз.
Источник звука | Уровни звука , дБл |
Спокойное дыхание | 10 |
Мурлыкание кошки | 15 |
Шелест страниц | 20 |
Шепот | 30 |
Холодильник | 40-43 |
Кондиционер | 40-45 |
Разговор людей | 55 |
Плач ребенка | 78 |
Домашний кинотеатр (макс. громкость) | 100-110 |
Рок-концерт | 120 |
Космическая ракета | 180 |
Поскольку звуки столь сильно различаются по интенсивности, принято рассматривать ее как нелинейную величину и измерять в децибелах.
1.2. Свойства звуковых волн
Звуковым волнам присущи различные свойства, связанные с особенностями распространения волн в пространстве. Перечислим наиболее важные из них.
Звуковая волна, при ее падении на границу раздела с другой средой, может отразиться от границы раздела, пройти в другую среду, изменить направление движения - преломиться от границы раздела (это явление называют рефракцией), поглотиться или одновременно совершить несколько из перечисленных действий. Степень поглощения и отражения зависит от свойств сред на границе их раздела . [4]
Интерференция - усиление колебаний звука в одних точках пространства и ослабление колебаний в других точках в результате наложения двух или нескольких звуковых волн. Когда мы слышим звуки разных, но достаточно близких частот сразу от двух источников, к нам приходят то гребни обеих звуковых волн, то гребень одной волны и впадина другой. В результате наложения двух волн, звук то усиливается, то ослабевает, что воспринимается на слух как биения . [1]
Способность огибать препятствия – еще одно ключевое свойство звуковых волн, называемое в науке дифракцией. Степень огибания зависит от соотношения между длиной звуковой волны (ее частотой) и размером стоящего на ее пути препятствия или отверстия. Если размер препятствия оказывается намного больше длины волны, то звуковая волна отражается от него. Если же размеры препятствия оказываются сопоставимыми с длиной волны или оказываются меньше ее, то звуковая волна дифрагирует . [12]
Эффект Допплера – еще один интересный эффект, связанный с распространением звуковых волн в пространстве. Заключается он в том, что длина волны изменяется соответственно изменению скорости движения слушателя относительно источника волны. Чем быстрее слушатель (регистрирующий датчик) приближается к источнику волны, тем регистрируемая им длина волны становится меньше и наоборот.
Объясняется это тем, что когда источник звука движется нам навстречу, то гребень каждой следующей волны приходит чуть быстрее, так как был испущен уже ближе к нам. Волны воспринимаются ухом, как более частые, то есть звук кажется выше. При удалении источника звука, каждая следующая волна испускается чуть дальше и доходит до нас чуть позднее предыдущей , а мы ощущаем более низкий звук . [15]
1.3. Различные типы музыки
Звучание электронных музыкальных инструментов или звуковоспроизводящих устройств мы все чаще воспринимаем как шум. Многие "меломаны" все достоинства музыки видят в ее громкости. Не задумываясь, они вынуждают своих домашних и соседей участвовать в электронных "звуковых оргиях", даже не осознавая, что их ближние страдают от этого. В экологии человека предложено даже понятие "шумовое опьянение" – возбуждение, возникающее в результате резонанса клеточных структур в ответ на громкие ритмические звуки. Это "опьянение" по субъективным ощущениям аналогично алкогольному опьянению или одурманиванию наркотиками. "Шумовое опьянение" – одна из причин успеха современной шумной музыки. Уровень шума, создаваемый современной электронной музыкой, иногда превышает болевой порог – 130 дБ.
Практически каждый подросток имеет плеер. Но вряд ли кто-то из них задумывается о последствиях использования этого прибора. Исследования показывают, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя сам он об этом не всегда догадывается. Причина – злоупотребление переносными плеерами и шумы на дискотеках: уровень шума на дискотеках составляет от 80 до 100 дБ, а уровень интенсивности плеера – 110 дБ. Но для рабочих при наличии источников звука с такими данными предусмотрена шумовая защита!
Злоупотребление повышенным шумовым фоном вызывает массу негативных последствий. Это звон в ушах, головокружение, головная боль, переутомление, снижение способности к концентрации внимания, падение производительности труда, неуравновешенная психика.
Для того чтобы понять, как действует музыка на человека с точки зрения физики, рассмотрим более подробно жанры музыки. [11]
1.3.1. Рок-музыка
Рок (англ. от rock - качаться, трястись) - тип современной музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг. Важная характеристика рок-музыки - ее техническое оснащение и специфическая ритмика. [17]
Влияние на организм человека:
Были проведены различные исследования с целью оценки различных воздействий рок-музыки, влекущих за собой травмы зрения, слуха, эндокринной и нервной системы. Музыкальный терапевт Адам Книст, анализируя это явление, пишет: "Основная проблема действия рок-музыки на пострадавших вытекает из уровня ее звука, вызывающего неприязненность, истощение, нарциссизм, панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое состояние". Несколько лет назад нейрохирурги Университета штата Иллинойс открыли болезненный синдром, который они назвали "ритмическим токсикозом". У человека, злоупотребляющего прослушиванием рок-музыки, проявлялись все признаки алкогольного или наркотического отравления, хотя следов этих веществ в организме не обнаруживалось.
Еще в конце 80-х профессор Г.А. Аминев говорил о том, что после шумных дискотек с преобладанием металлического рока у некоторых школьников ухудшается память, внимание, скорость чтения, зато нарастают упрямство, агрессивность, может нарушаться сон. На предприятиях у молодых рабочих, слушающих такую музыку выработка снижается на 50 %. Известно также, что от избыточных музыкальных децибелов у людей снижается слух, снижается способность к творческому и продуктивному мышлению.
Ученые зафиксировали следующее: после 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А японские журналисты в крупнейших рок-залах Токио произвольно задали зрителям один простой вопрос: как вас зовут? И ни один из опрошенных не ответил на него. Временная потеря памяти происходит потому, что такая музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатленной в мозгу информации. [10]
Приемы воздействия на организм:
Почему молодежь любит рок? Один из первых распространителей рок-музыки Хэл Зигер писал еще в 50-х годах ХХ века: «Я понял, что эта музыка проникает в молодежь, потому что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто не сможет вышибить эту музыку из них...». Существуют четыре технических приема, которые создают условия, при которых рок- музыка оказывает максимальное воздействие на организм.
Личность утрачивает свои автоматические рефлексы и механизмы собственной защиты. Именно поэтому выражение «изнасилование сознания» означает тот умственный, нравственный и духовный ущерб, который испытывает аудитория рок-музыки.
Классическая музыка - в историческом смысле под классической понимают музыку второй половины XVIII века — начала XIX век западной культуры (а этот период традиционно соотносят с классицизмом). [18]
Влияние на организм человека:
Известный исследователь Дон Кэмбелл считает, что спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма. В ходе многочисленных опытов установлено, что спокойная музыка ведет к уменьшению амплитуды электромагнитных волн головного мозга. Это действует успокаивающе. Одновременно происходит синхронизация работы левого и правого полушарий, что резко повышает способность к интеллектуальной деятельности.
Новейшие исследования показали также, что под воздействием классической музыки происходят важные изменения в составе крови, когда резко сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы и усиливается иммунная защита организма от вирусов.
Ученые Центра нейро-биологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов. Правда, примерно через 15 минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертная музыка явилась причиной временного интеллектуального роста.
Уставшие клетки мозга должны время от времени подзаряжаться. Одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков - 5000-8000Гц.
1.3.3. Популярная музыка
Популярная музыка - музыка как принято считать, отражающая дух времени.
Влияние на организм человека:
Оказывает на человеческий организм благоприятное воздействие. Исследования показали, что от русского и французского шансона не только поднимается настроение, но и снижается артериальное давление, упорядочиваются аппетит и сон, нормализуется уровень сахара в крови. Это ярко выраженная мелодика, наложенная на оптимальный ритмический рисунок - 130 ударов в минуту. Исследования показали, что именно такой ритм наиболее благоприятен для человеческого организма. Он повышает жизненный тонус, раскрепощает, снимает нервные перегрузки.
II. Влияние музыки
2.1. Понятие звука и шума
В научной литературе дается понятие звука как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16 до 20000 Гц (1 Гц – 1 колебание в секунду). В воздухе при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330 м/с, в морской воде – около 1500 м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000 м/с. Упругие волны с частотой меньше 16 Гц называют инфразвуком, а волны, частота которых превышает 20000 Гц,- ультразвуком. [9]
Звук может распространяться в газообразной и жидкой среде только в виде продольных волн, а в твердых телах помимо продольных волн возникают также и поперечные волны.
Беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков носит название шума. Иными словами, шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
К шуму относятся длительные или кратковременные звуки, которые представляют собой сочетание множества различных тонов, частота, форма, интенсивность и продолжительность действия которых беспорядочно меняются. Шум, содержащий все частоты в широком диапазоне спектра примерно одинаковой интенсивности, называется белым шумом. [12]
2.2. Влияние шума и звуков на организм человека
Долгое время влияние музыки на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума.
Ныне воздействие звука на функции организма изучает целая отрасль науки – аудиология. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния музыки на здоровье человека. Музыка– такой же медленный убийца, как и химическое отравление.
Один из важнейших органов чувств является слух. Благодаря нему мы способны принимать и анализировать все многообразие звуков окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.
Ухо – один из наиболее сложных и тонких органов: он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки. Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения. Изменения, возникающие в органе слуха, некоторые исследователи объясняют травмирующим действием шума на внутренне ухо. Имеется мнение, что действие шума на орган слуха ведет к перенапряжению и при отсутствии достаточного отдыха приводит к нарушению кровоснабжения внутреннего уха. [7]
Как показали исследования, неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Длина инфразвуковой волны весьма велика (на частоте 3,5 Гц она равна 100 метров), проникновение в ткани тела также велико. Фигурально говоря, человек слышит инфразвук всем телом.
Звук малой интенсивности вызывает тошноту и звон в ушах, а также ухудшение зрения и безотчетный страх. Звук средней интенсивности расстраивает органы пищеварения и мозг, рождая паралич, общую слабость, а иногда слепоту.
2.3. Влияние музыки на психику
В области музыки существует огромное поле для исследования, а ее психическое влияние представляется очень мало известным современной науке. Влияние музыки, или звука и вибрации, приходит к нам и затрагивает наши чувства снаружи; но остается еще один вопрос: что является источником влияния, приходящего изнутри? Настоящий секрет психического влияния музыки спрятан в этом источнике, — источнике, откуда исходит звук. [3]
Просто и легко понять, что голос имеет определенную психическую ценность, что один голос отличается от другого и что каждый голос имеет свою психическую силу. Очень часто кто-то чувствует личность говорящего на расстоянии, по телефону. Чувствительный человек может ощущать эффект самого голоса, не видя говорящего. И многие не так сильно зависят от слов, как от голоса, произносящего слова. Это показывает, что уровень психического развития выражается и в разговоре, и особенно в пении.
На санскрите дыхание называется “прана”, — сама жизнь. А что есть голос? Голос есть дыхание. Если есть что-нибудь в человеке, в человеческой конституции, что может быть названо жизнью, — то это дыхание. А звук голоса является дыханием, проявленным внешне. Поэтому человек может лучше всего выразить себя в песне или в том, что он говорит. Если в мире есть что-то, что может дать выражение уму и чувствам, — то это голос. [14]
Ту же самую вещь можно найти в кончиках пальцев скрипача и в губах флейтиста. В соответствии с влиянием, приходящим из его мысли, музыкант производит воздействие посредством своего инструмента. Он может быть очень умелым, но если кончики его пальцев не производят чувство жизни, он не будет иметь успеха. Помимо музыки, которую он играет, есть влияние праны, или психической силы, которое он придает тому, что играет.
Есть различные способы слушать музыку. Существует некое техническое состояние, когда человек, обладающий развитой техникой и наученный ценить лучшую музыку, чувствует беспокойство от музыки более низкого качества. Но существует и духовный способ, который никак не связан с техникой. Он заключается в том, чтобы просто настроить себя на музыку; поэтому духовный человек не волнуется об уровне музыки. Без сомнения, чем лучше музыка, тем более он полезна для духовного человека. Нет лучшего средства для возвышения души, чем музыка. Без сомнения, сила музыки зависит от степени духовной эволюции, к которой прикоснулся человек. [13]
III. Экспериментальная часть
1. Социологический опрос
[Приложение №1]
1.1. Какую музыку слушают учащиеся?
Учащимся 5-11 классов была предложена анкета .
Какую музыку вы слушаете ?
В опросе участвовало 100 учеников.
Результаты анкеты :
№ | Клас-сы | Кол-во | рок | поп | рэп | классика | другая | никакая | ||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |||
1 | 5-ые | 10 | 2 | 20 | 2 | 20 | 4 | 40 | - | - | - | - | 2 | 20 |
2 | 6-ые | 10 | 1 | 10 | 1 | 10 | 2 | 20 | - | - | - | - | 6 | 60 |
3 | 7-ые | 10 | 3 | 30 | 2 | 20 | 3 | 20 | - | - | - | - | 2 | 20 |
4 | 8-ые | 10 | 5 | 50 | 2 | 20 | 1 | 10 | 1 | 10 | 1 | 10 | 0 | 0 |
5 | 9-ые | 20 | 16 | 80 | - | - | 2 | 10 | - | - | 1 | 5 | 1 | 5 |
6 | 10-ые | 20 | 16 | 80 | 1 | 5 | 1 | 5 | 2 | 10 | - | - | 0 | 0 |
7 | 11-ые | 20 | 17 | 85 | 2 | 10 | 1 | 5 | - | - | - | - | 0 | 0 |
100 | 60 | 60 | 10 | 10 | 14 | 14 | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 | 11 |
Вывод: По результатам видно, что учащиеся 9-11 классов отдают предпочтение: рок-музыке-60% ,14%-учащихся слушают рэп, а 11%-вообще не слушают никакую музыку.
1.2. Сколько времени слушают музыку учащиеся?
Анкета:
«Сколько времени в сутки вы слушаете музыку?»
А) от 1 часа до 3 часов
Б) от 3 часов до 5 часов
В) от 5 часов до 7 часов
В опросе участвовало 100 учеников
Результат опроса:
№ | классы | человек | От 1 до 3 часов | От 3 до 5 часов | От 5 до 7 часов | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
1 | 5 | 10 | 9 | 9% | 1 | 1% | - | - |
2 | 6 | 10 | 8 | 8% | 2 | 2% | - | - |
3 | 7 | 10 | 8 | 8% | 1 | 1% | 1 | 1% |
4 | 8 | 10 | 7 | 7% | 2 | 2% | 1 | 1% |
5 | 9 | 20 | 15 | 15% | 3 | 3% | 2 | 2% |
6 | 10 | 20 | 12 | 12% | 5 | 5% | 1 | 1% |
7 | 11 | 20 | 13 | 13% | 2 | 2% | 5 | 5% |
итог | 100 | 74 | 74% | 16 | 16% | 10 | 10% |
Вывод: По результатам анкеты видно что большая часть респондентов ,а именно 74 ученика слушают музыку от 1 часа до 3 часов в сутки, эти 74% у старшеклассников 13 человек слушают музыку от 3 часов до 7 часов в сутки это 33,8 % от общего количества учащихся 10-11 классов.
2.Влияние музыки на организм человека:
2.1. Тест. Влияет ли музыка на память?
В опросе участвовало 10 человек, которые долго слушаю агрессивную музыку (рок-музыку). Инструкция :
«Запомните приведённые 20 слов вместе с порядковыми номерами, под которыми они значатся в списке . На запоминание 20 слов даётся 40 секунд . По истечении этого времени запишите все слова (вместе с номерами),которые можете вспомнить).
Продуктивность запоминания Пз = n/20x100%, где n-число правильно воспроизведённых слов.
Память- процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки разнообразной информации .
В данном случаи мы делаем упор на образную память –слуховую и зрительную .
Результаты тестирования:
№ | Имя | После прослушивания музыки | |
n | Продуктивность запоминания | ||
1 | Саша Б. | 13 | 65% |
2 | Юля Р. | 12 | 60% |
3 | Сергей А. | 15 | 75% |
4 | Илья К. | 10 | 50% |
5 | Марина С. | 16 | 80% |
6 | Костя Ф. | 11 | 55% |
7 | Кирилл М. | 15 | 75% |
8 | Яна Ш. | 8 | 40% |
9 | Виталий М. | 16 | 80% |
10 | Елизавета С. | 16 | 80% |
Вывод: Самая низкая продуктивность запоминания у трёх человек (40%,55%, 50%) . Это говорит о том, что всё же агрессивная музыка отрицательно влияет на здоровье . Даже если это три человека из десяти , то в массе всех учебных заведений эта цифра преобразуется до неузнаваемости –это будет очень много ,поэтому нужно принимать меры .
2.2. Влияет ли музыка на ЧСС и АД?
Прежде чем измерить ЧСС и АД у учащихся, которые достаточно долго (от 1 до 7 часов) слушают рок-музыку, а их количество 68 учеников, медицинские работников гимназии выбрали 10 учеников абсолютно здоровых, без патологии сердечнососудистой системы.
Результаты измерений:
Имя | До прослушивания музыки |
| После прослушивания музыки |
|
| ЧСС | А/Д | ЧСС | А/Д |
Юля | 68 | 120/80 | 69 | 120/80 |
Сергей | 72 | 110/80 | 72 | 110/70 |
Илья | 70 | 115/75 | 74 | 120/80 |
Настя | 65 | 120/80 | 69 | 125/80 |
Дима | 74 | 115/70 | 80 | 125/80 |
Кирилл | 80 | 120/80 | 90 | 130/90 |
Яна | 74 | 110/80 | 80 | 120/80 |
Виталий | 79 | 120/80 | 90 | 130/90 |
Саша | 69 | 110/70 | 70 | 110/70 |
Валерия | 70 | 110/70 | 70 | 110/70 |
Вывод: По результатам измерения ЧСС и АД можно отметить, что у 4-х учеников давление повысилось незначительно, а у 2-х учеников увеличилось существенно (на 10 мм рт.ст)
Из этого видно что рок-музыка , агрессивная музыка отрицательно влияет на здоровье человека, вызывая либо усталость, либо раздражительность или сильное возбудимость.
3.Опыты, доказывающие негативное влияние агрессивной музыки
3.1. Опыт №1 «Влияние музыки на всхожесть и рост рассады помидоров»
Цель: Выявить отрицательное воздействие агрессивной музыки на всхожесть и рост рассады помидоров.
Оборудование: семена ,почва, источник музыки
Ход работы:
1.Разделить семена на 4 группы
2.Первую группу семян поместить на 3-х часовое «облучение» тяжелой музыки
3.Вторую группу семян поместить на 3-х часовое «облучение» классической музыки
4.Третью группу поместить на 3-х часовое «облучение» попсовой музыки
5.Четвертую группу не подвергали воздействию музыки
6.Поместить семена в питательный раствор для прорастания
7.Наблюдать за всхожестью семян
8.Один раз в неделю проводить фотосъемку рассады
9.Условия содержания рассады одинаковые
Фото отчет: [Приложение №2]
Вывод: Спустя некоторое время, когда рассада взошла, выяснилось что самые маленькие растения в первой группе , а самых высокие и здоровые в третьей группе, отсюда результат: растения в начинающей стадии реагируют на агрессивную музыку.
3.2. Опыт №2 «Влияние музыки на белок»
Цель: Выявить , что агрессивная музыка влияет на структуру белка.
Оборудование: яйцо куриное, источник музыки
Порядок выполнения:
1.Поместить куриное яйцо под воздействие агрессивной музыки на 3 часа
2.Проверить изменения структуры белка
3.Фото или видео отчет [Приложение №3]
Вывод: Под воздействием агрессивной музыки белок куриного яйца «свернулся» на стенках скорлупы. Так какой же эффект происходит с человеческим мозгом? Когда мы подвергаем различным шумам и долгим прослушиванием музыки.
3.3. Опыт №3 «Влияние музыки на рыб»
Цель: Выявить отрицательно ли влияет агрессивная музыка на аквариумных рыбок?
Оборудование: банка с водой, аквариумная рыбка, источник музыке, стробоскоп.
Порядок выполнения:
1.Банка с водой и рыбкой подвергается воздействию агрессивной музыки одни раз в сутки.
2.Освещать банку с водой и рыбкой мерцающим светом стробоскопа в течение одного часа в сутки.
3.Фото или видео отчеты [Приложение №4]
Вывод: К концу недели рыбка, не выдержав эксперимента, умерла всплыв брюшком к верху.
После проделанной работы мы выявили ,что агрессивная музыка действительно оказывает негативное влияние на организм человека: нарушает рост растений, ухудшается внимание, снижает работоспособность мозга , а так же способствует изменению ЧСС и АД. Таким образом мы ответили на гипотезу.
В ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество учащихся отдаёт предпочтение именно агрессивной музыки, молодёжи нравятся специфика этой музыки, из-за низких и высоких частот . В течении прослушивания такой музыки начинается выработка эндорфинов - гормонов удовольствия.
Опасность кроется в том, что волны агрессивной музыки , накатываясь на человека, начинают вызывать головокружение, тяжесть в голове, пульсирующую боль и так далее. А так как большинство подростков слушают эту музыку через наушники, выявлено ухудшение слуха из-за громких звуков относится к неизлечимым заболеваниям. Восстановить поврежденный нерв хирургическим путем практически невозможно.
Рекомендации :
V. Литература :
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфразвук
2. http://www.supervita.ru/articles/?id=8856
3. http://www.opium335.narod.ru/psyxolog.htm
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Преломление_звука
5. http://www.muszone.ru/articles/16.html
6. http://www.razumniki.ru/chto_takoe_zvuk.html
7. http://www.rusblind.ru/investigations/420/
8. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/88426/Звук
9. http://www.moluch.ru/archive/48/6120/
10. http://literus.narod.ru/Christian/rockmusic.htm
11. http://vk.com/topic-34974409_26098442
13. http://xreferat.ru/77/360-1-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka.html
14. http://www.erlib.com/Лев_Выготский/Психология_искусства/2/
15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F4%F4%E5%EA%F2_%C4%EE%EF%EB%E5%F0%E0
16. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%F1%F2%EE%F2%ED%E0%FF_%EC%EE%E4%F3%EB%FF%F6%E8%FF
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Рок-музыка
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EB%E0%F1%F1%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%EC%F3%E7%FB%EA%E0
Приложение №1:
Прежде чем начать социологический опрос учащихся ,было получено разрешение родителей. Уважаемые родители !
Просим разрешить проведение социологического опроса вашего сына (дочери), по следующим вопросам:
1. Какую музыку вы слушаете ?
a)рок б)рок в)рэп г)классическую д)другую е)никакую
2. Сколько времени в сутки вы слушаете музыку ?
а)от 1ч до 3ч б)от 3ч до 5ч в)от 5ч до 7ч
а так же проверить память, измерить частоту пульса и артериальное давление до прослушивания и после прослушивания музыки.
Опрос и анализ анкет , а так же тестирование проводилось в присутствии психолога гимназии Блиновой О.Н., измерение артериального давления и пульса происходило в присутствии медицинского работника Мышенковой Т.А..
Фильм "Золушка"
Развешиваем детские рисунки дома
Рисуют дети водопад
Круговорот воды в пакете
Мороз Иванович