Проект,подготовленный учащимися МОУ "СОШ № 43" в рамках уроков по лыжной подготовке в январе 2013 года
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_lyzhnoy_podgotovke_v_shkole.doc | 167.5 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 43» г. Саратова
Проект по физической культуре
Тема: «Изучение и совершенствование основных технических приемов лыжной подготовки»
Участники проекта:
Афанасьев Илья
Аветисян Элеонора
Монаков Александр
Руководитель проекта:
Ванин В.А.
Саратов 2013 г.
Содержание
Организационно подготовительный этап 2
Актуальность, проблема 2
Цели и задачи 2 - 3
Конструктивно – технологический этап 4
Критерии комплексов 4
Генерация идеи 4
Планирование деятельности. Реализация плана 4 - 9
Заключительный этап 10
Подведение итогов, анализ результатов 10
Список использованных источников 11
Организационно – подготовительный этап
Актуальность проекта.
В июле 2007 года право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году было предоставлено городу Сочи Краснодарского края Российской Федерации.
Программы зимних Олимпиад включают в себя различные состязания, но одним из самых популярных является лыжный спорт. Традиционно в этом виде спорта сборная России демонстрирует высокие результаты. Это связано, в том числе и с тем, что лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Вместе с другими видами лыжный спорт является важным средством физического воспитания и всесторонней физической подготовки личности школьника.
Занятия этим видом спорта занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности, а также как пропаганду массовых занятий спортом особенно в преддверии XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году в г. Сочи.
Всё вышесказанное определяет актуальность данного проекта.
Проблема.
Физическое воспитание детей играет важную роль в общем воспитательном процессе.
Однако, слабая физическая подготовка современного ученика, малоподвижный образ жизни, отсутствие систематических занятий физической культурной приводят к низкому уровню освоения двигательных действий лыжной подготовки, что препятствует активному использованию данного средства в целях укрепления здоровья.
Необходимо проводить систематическую работу с детьми, чтобы вызвать интерес к подвижным играм, летним и зимним видам спорта, и к самостоятельной спортивной деятельности. При занятиях лыжным спортом происходит выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц, что заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности, положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.
Цель проекта: составить комплексы упражнений по лыжной подготовке на координацию движений, индивидуальных занятий, направленных на отработку технических элементов для систематических самостоятельных занятий.
Задачи проекта:
Конструкторно–технологический этап
Критерии комплексов
Генерация идеи
Во время занятий и тренировок мы проводили диагностику и самодиагностику в начале и в конце для выявления комплекса на состояние здоровья. Что повлияло на выбор наиболее оптимальных комплексов.
Систематическая диагностика индивидуальной техники и тактических действий проводилась еженедельно на внутришкольных занятиях в урочное и внеурочное время (секция), ежемесячно на товарищеских соревнованиях между классами и с соседними школами, во время массовых лыжных забегов «Лыжня России».
Планирование деятельности в рамках проекта
Вид деятельности | Ответственный | Сроки выполнения |
Проанализировать физические возможности каждого ученика и составить комплекс упражнений | Группа учащихся | 7 дней |
Комплекс упражнений на развитие силы рук | Ванин Владимир | 4 дня |
Комплекс упражнений на имитацию работы рук с лыжными палками | Смирнов Антон | 4 дня |
Комплекс упражнений на согласованность работы рук и ног | Сокенко Сергей | 3 дня |
Подвижные игры и имитационные упражнения при лыжной подготовке | Харитонова Ирина | 6 дней |
Отработка техники подъёма «ёлочкой» | Осокина Любовь | 4 дня |
Комплекс упражнений № 1
на развитие силы рук
Упражнения с отягощением собственным весом:
а) сгибание и разгибание рук в упоре лежа и на брусьях; б) подтягивание на перекладине и кольцах; в) переход из виса в упор на перекладине и кольцах (силой); г) лазание по канату без помощи ног; д) приседание на одной и двух ногах; е) поднимание ног в положении лежа или в висе на гимнастической стенке - в угол и, наоборот, поднимание туловища в положении лежа, ноги закреплены.
Упражнения с внешними отягощениями (гантели, набивные мячи):
а) броски, рывки, толчки и жимы указанных предметов одной или двумя руками в различных направлениях; б) вращательные движения руками и туловищем (с предметами) и наклоны (с предметами).
Упражнения в сопротивлении с партнером (различные движения руками, туловищем и т.д.): передвижение на руках в упоре, партнер поддерживает за ноги, скачки в таком же положении и т.п.
Результат диагностики упражнений на развитие силы рук.
Величина отягощений, количество повторений, интервалы отдыха и сочетание упражнений подбираются в зависимости от подготовленности учеников и уровня развития силы отдельных групп мышц (для ликвидации недостатков в развитии у каждого лыжника индивидуально).
Положительные результаты:
Отрицательные результаты:
Комплекс упражнений № 2
на имитацию работы рук с лыжными палками
Упражнения, позволяющие научить правильно надевать палки, а также имитационные упражнения с палками можно выполнять как стоя на лыжах, так и без лыж. Прежде чем выполнять упражнения, ремешки на палках надо правильно отрегулировать, чтобы петли школьнику были впору.
Упражнения для обучения правильному надеванию палок.
1. И.п. - палки стоят около крепления с внешней стороны; просунуть руки в петли снизу и поднять кисти вверх, большие пальцы отведены в стороны, палки при этом ремешками висят на запястьях; 1 - опустить правую руку вниз, чтобы ремешок и палка оказались между большим пальцем и кистью, при этом можно обхватывать или не обхватывать пальцами палку; 2 - вернуться в и.п. повторить несколько раз. Затем выполнить то же левой рукой.
2. И.п. - руки опущены вниз, палки висят на запястьях, кольца около пяток лыж; 1 - поднять руки вперед, увлекая за собой палки (за петли), не трогая палки пальцами; при этом палки шипами (наконечниками) чертят по снегу; 2 - опустить руки вниз, как в упражнении 1; 3 - произвольно вернуться в и.п. можно данное упражнение выполнить так: опустив руки на палки, оттолкнуться ими, упираясь в петли (пальцы полностью выпрямлены).
3. И.п. - основная стойка на лыжах, палки надеты и установлены кольцами около ботинок; 1 - поднять правую руку вверх, отпустив палку (она висит на петле); 2 - опустить руку вниз, правильно взяв палку4 3- то же левой рукой.
4. То же, но руку поднимать в сторону - вверх.
5. То же, но руку вытянуть вперед. именно так выполняют осаливание во
время игр, если играют с палками.
Имитационные упражнения с палками.
6. Выполнять маятникообразные движения палками вперед и назад, удерживая их вытянутыми вперед руками; пальцы разогнуты, палку слегка прижимать большим пальцем к кисти.
7. И.п - как в упражнении 2; 1 - поднимая руки вперед, маховым движением вынести палки кольцами вперед; затем палки опустить кольцами на снег; 2- вернуться в и.п.
8. И.п. - прямые руки отведены назад, палки отставлены назад так, что составляют с руками прямую линию, пальцы разжаты; 1 - вынести вперед почти прямые руки, придерживая палки так, чтобы кольца находились около креплений (ботинок); 2- поставить палки на снег; 3 - вернуться в и.п.
9. То же, но не опуская палки на снег впереди (т.е. без счета 20)
10. тоже, но не опуская палки на снег сзади, а придерживая их указательными пальцами; рука и палка составляют прямую линию. Тем самым выполняется имитация работы рук при одновременном отталкивании.
11. То же, но руки работают попеременно.
12. Имитация попеременного двухшажного хода.
Результат диагностики упражнений на имитацию работы рук с лыжными палками
Положительные результаты:
Отрицательные результаты:
Комплекс упражнений № 3
на согласованность работы рук и ног
Результат диагностики упражнений на согласованность работы рук и ног
Положительные результаты:
Отрицательные результаты:
Подвижные игры и имитационные упражнения при лыжной подготовке
На этапе первоначального изучения лыжной техники нужно проводить имитационные упражнения и подвижные игры, которые совершенствуют координацию движений и быстроту. К таким играм относят: «Прокладка железной дороги», «Поезд»,
«Быстрый лыжник», «Догонялки», «Гонка с выживанием», «Охота на лис» и др.
«Прокладка железной дороги» учащиеся выстраиваются в шеренгу боком по направлению движения с интервалом 1 м. Передвигаются приставным шагом, прокладывая «железную дорогу». Выигрывают те, у кого ровнее и четче проезжая лыжня на снегу.
«Догонялки». В четыре диаметрально противоположных места круговой лыжни обозначаются стартовые линии. В гонке участвуют одновременно 4 лыжника. По старту лыжники начинают гонку. Каждый стремится быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника. Как только один из лыжников догонит бегущего впереди, он становится победителем. Гонка заканчивается. (Игра проводится как классическими, так и коньковыми ходами).
«Гонка с выживанием». На замкнутой круговой лыжне одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша. После прохождения каждого круга лыжник, оказавшийся на финише последним, выбывает из игры. Например, стартовали 5 лыжников, а после завершения первого круга гонки продолжают 4, после второго круга – 3 и т.д.
«Охота на лис». «Лисы» – 2-4 лучших лыжника углубляются в лес на 400-500 м. «Охотники» – все остальные участники – через 5 минут выходят на поиск «лис». «Лисы» убегают, прячутся за деревьями, в оврагах, кустах, меняют направление, путают следы. «Охотники» стараются их найти и поймать. По сигналу игра прекращается, и игроки возвращаются на место сбора.
Результат диагностики подвижных упражнений
при лыжной подготовке
На этапе первоначального изучения лыжной техники ученики затрачивают много лишних усилий и при этом выполняют движения при общей напряженности всех или большинства мышц тела. Все это обуславливает повышенную утомляемость, недостаточную работоспособность. Для этого нужно проводить подвижные игры, которые совершенствуют координацию движений и быстроту.
Положительные результаты:
Ознакомление и разучивание техники подъема «елочкой».
Подъем «елочкой» применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда обучаемые не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание.
Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.
Результат диагностики отработки техники подъема «елочкой»:
При обучении мы столкнулись со следующими ошибками: недостаточное разведение носков, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они устраняются после нескольких повторений и проведении подвижных игр, совершенствующих координацию движений.
Заключительный этап
Подведение итогов, анализ результатов.
Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для детей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе в ходе лыжной подготовки у детей уменьшаются простудные заболевания, повышается умственная и физическая работоспособность.
В ходе работы над проектом:
Практическим результатом проекта стало участие учеников в спортивно-массовом празднике «Саратовская лыжня – 2013 г.» 2 марта 2013 г.
Решив не останавливаться на достигнутом, мы поставили себе цель занять призовое место в будущем году на соревнованиях «Саратовская лыжня»,
«Лыжня России», муниципальных соревнованиях по лыжному спорту в рамках Спартакиады.
Список использованных ресурсов
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Сорняки
Рисуем белые грибы пастелью
Заповеди детства и юности