Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло:
она вместилище и блага, и зла,
смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
Мишель де Монтень
Волонтёрское движение «Сердце отдаём людям»!
1. Осмысление проблемы.
Молодое поколение России переживает кризисную социальную ситуацию. Устаревшие стереотипы поведения и ценностные ориентации разрушены. А выработка новых если и происходит, то происходит бессистемно, бессмысленно и хаотично. У подростков утрачивается ощущение происходящего. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но и защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать их в сложных жизненных ситуациях. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Добровольчество в современном обществе становится распространенной формой социальной активности, позволяющей проявлять свою гражданскую позицию.
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло до наших времен.
Волонтерство – это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. Основными характеристиками волонтерской деятельности является отсутствие материального вознаграждения, наличие доброй воли ее участников. Волонтеры могут участвовать в трудовой, творческой деятельности, помогать в сборе средств, создавать общественное мнение о волонтерском движении.
Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой - либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Таким образом, волонтерская деятельность носит гражданский характер. Опыт деятельности показывает благотворительную направленность работы. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Работая социальным педагогом, я поняла, что в нашей школе возникла необходимость создания волонтёрского отряда. Создавая отряд ,мы с ребятами в первую очередь осмысляли идею волонтерство . Главное , что мы решили – это не просто развлечение и способ покрасоваться. Это – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
2.Тема опыта:
Волонтёрское движение «Сердце отдаём людям».
Актуальность выше обозначенных проблем позволила определить цели и задачи.
3.Цель:
•Развитие волонтерского движения в школе, формирование личностных и коммуникативных качеств.
•Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно- полезную деятельность.
•Дать возможность подросткам, вовлеченным в реализацию проекта, участвовать в программе сопровождения и поддержки, дать взрослым, окружающим ребенка необходимые знания о проблеме и навыки поведения, обеспечивающие поддержку со стороны взрослых в реализации программы.
Данные цели достигаются через реализацию следующих задач:
1. Формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
2. Разработка плана и определение деятельности волонтера.
3. Формирование лидерской компетентности.
4. Привлечение общественного внимания к социально значимым проблемам.
5 Условия.
Работа по формированию волонтёрского движения строилось пошагово. С учетом этого было разработана девять организационных шагов:
Шаг 1. Организовали инициативную группу – нас пятеро. Мы генераторы идей.
Шаг 2. Провели анкетирование среди ребят нашей школы с целью узнать: готовы ли они добровольно и безвозмездно помогать жителям нашей станицы, участвовать в благотворительных акциях, вступить в волонтерское движение.(Приложение1)
Шаг 3. Провели анкетирование среди руководителей предприятий нашей станицы, на предмет необходимости волонтерского движения в станице.(Приложение2)
Шаг 4. Придумали название и эмблему нашего отряда.(Приложение3)
Шаг 5. Разработали листовку с информацией о волонтерах для ребят.
Шаг 6. Разработали способы оповещения населения о работе нашего отряда.
Шаг 7. Определили цели и задачи нашего движения.
Шаг 8. Разработали положение нашего движения.
Шаг 9. Составили план работы.
6. Направления нашей деятельности:
- В выборе дел сомнений нету – сделаем чистой нашу планету!
- Акции – нужное дело и важное. Мы донести хотим до каждого!
- Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
- Не требуется особого усердия, чтобы проявлять милосердие!
- Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
- Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
- Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение.)
- Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование!
7. Результат:
Работа в волонтерском отряде «Горящие сердца лицеистов», помогает ребятам меняться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратился в горящий и заинтересованный. Сам подросток обрёл самоуважение, стал уверенным и привлекательным для окружающих.
1. Ребята обучаются волонтёрскому движению у специалистов:(посещают семинары в молодёжном комитете при администрации сельского поселения, один из наших учеников Торосян Алексей работал волонтёром в лагере дневного пребывания «Лучик» МБОУ лицей эта работа пришла ему по душе. Для того чтобы стать волонтером на Олимпиаде в Сочи нужно зарегистрироваться на сайте volunteer.sochi2014.com и пройти все тесты, в том числе на знание английского языка. С английским у Алексея все в порядке, твердая «4», начальный волонтерский опыт есть. Остается зайти на сайт, рекомендованный КубГУ, и зарегистрироваться там, представив свое резюме, в котором обосновано желание стать волонтером в Сочи.
Резюме Алексея прочитали и стали присылать по «электронке» различные вопросы по истории олимпийского движения в России и в мире, тесты на знание английского языка. Потом пригласили на собеседование, предложив встречу в Краснодаре, или телефонный диалог.
Говорят, что волонтеры в Сочи будут работать по семи направлениям. Алексей подал заявку на работу в пресс-центре, так как для него это направление оказалось более интересным. После успешно проведенного собеседования его пригласили на учебу-тестирование в КубГУ, где всех ребят будут более детально готовить к волонтерской работе в Сочи.
2. Организовывают и проводят мероприятия по профилактике употребления ПАВ. (театрализованные представления «Суд над наркоманией», «Суд над вредными привычками», акция «Дети Кубани против наркотиков», «Лицей свободная территория от табака»)
3. Организовывают и проводят воспитательно-профилактические мероприятия (театрализованное представление «Сигарета не конфета , ты подросток помни это»)
4. Организовывают выступления добровольцев с результатами их работы на
научно - практических конференциях, отчетных собраниях. (Заседания ВУСЛ(верховный управляющий совет лицея)
5. Оказывают помощь в организации и проведении массовых мероприятий, акций. («День добра-поделись улыбкой своей», «Очистим землю». «Георгиевская лента»)
6. Привлекают подростков, имеющих отклонения в поведении, к участию в различных мероприятиях. (организация досуговой занятости учащихся СОП)
7. Оказывают шефскую помощь над младшими классами.
8. Организовывают и проводят мероприятия по благоустройству станицы (акция «Обилиск», «75 роз», «Парки Кубани», «Уход за памятниками», «Трудовой десант»)
9. Оказание социальной помощи (акция «Посылка солдату», «Ветеран живёт рядом», «Вторые руки», «Новогодний подарок в больницу», «Светик семи цветик», «Дети – ветеранам», велопробег «Победа деда, моя победа»)
Таким образом данная работа:
• Формирует здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.
• Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
• В процессе работы происходит мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, зачастую мнимо реализуемых в асоциальной и даже антисоциальной сферах.
• Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
• Происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.
Приложение 1
Анкета для учащихся
№ | Вопрос | «Да» | «Нет» | Количество опрошенных | Итог «Да» | Итог «Нет» |
1. | Готов ли ты добровольно и безвозмездно помогать жителям нашей станицы? |
|
|
|
|
|
2. | Ты хочешь, сделать что-нибудь, чтобы жизнь вокруг тебя стала лучше? |
|
|
|
|
|
3. | Возникало ли у тебя желание помочь кому то? |
|
|
|
|
|
4. | Хотел бы ты вступить в волонтерское движение (добровольных помощников)? |
|
|
|
|
|
5. | Хотел бы ты иногда участвовать в волонтерских акциях? |
|
|
|
|
|
Приложение 2
Анкета для руководителей предприятий
№ | Вопрос | Глава администрации сельского поселения Репин В.Б. | Руководитель ООО Калория Боева Н.П. | Руководитель ЦРБ |
1. | Сталкивались ли вы с ситуацией когда у вас, как руководителя предприятия, возникала потребность в помощи волонтеров? |
|
|
|
2. | Как вы считаете, найдется достаточно работы для волонтеров в нашей станице? |
|
|
|
3. | Ваше личное отношение к волонтерскому движению. |
|
|
|
4. | В ближайшее время есть ли какие-нибудь дела для волонтеров? |
|
|
|
5. | Мы можем рассчитывать на сотрудничество с вами? |
|
|
|
6. | Вы сможете оказать нам помощь в изготовлении печатной продукции? |
|
|
|
Как нарисовать ветку ели?
Свадьба в Малиновке
Мальчик и колокольчики ландышей
Дымковский петушок
Рисуем весеннюю вербу гуашью