Введение ограниченного контингента Советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан до сих пор приковывает к себе интерес политиков и историков. Потери живой силы в прошедшей войне огромные, а это гибель конкретного человека, сына, мужа, отца, друга – разрывает сердца болью утраты. Афганский «синдром» прошелся и по судьбам семей нашего села, моей семьи. Горько осознавать, что их песня не допета, а память о них так кратковременна.
Вложение | Размер |
---|---|
prekt_afganskaya_voyna_moey_semi.docx | 77.76 КБ |
МБОУ «Караванненская СОШ»
Лиманского района, Астраханской области
Тема проекта:
«Афганская война моей семьи»
Выполнил: Трубицин Анатолий
Ученик 8 класса
МБОУ «Караванненская СОШ»
Лиманского района, Астраханской области
Руководитель проекта: Анцупова Т.В.
Учитель географии
Караванное 2012 года
Оглавление:
1 Из истории Афганской войны:
а.Цели и планы СССР в войне
б. Основные моменты из истории войны
4 Участие земляков в истории войны
5. Отношение мирового сообщества
к вводу советских войск в Афганистан:
а. Позиция ООН и западный политиков
6 Оценка до и после распада СССР
7 На перекрестке памяти войны
8 Заключение
Введение
Введение ограниченного контингента Советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан до сих пор приковывает к себе интерес политиков и историков. Потери живой силы в прошедшей войне огромные, а это гибель конкретного человека, сына, мужа, отца, друга – разрывает сердца болью утраты. Афганский «синдром» прошелся и по судьбам семей нашего села, моей семьи. Горько осознавать, что их песня не допета, а память о них так кратковременна.
Актуальность
Выбирая советско-афганскую войну для исследования, я руководствовался желанием посмотреть на эту войну, как на страничку прошлого нашей страны в мировой истории. Проанализировать оценку событий с разных позиций - на международной арене, представителей разных поколений моих современников. Личным мотивом обращения к данной теме стало и то, что наш дядя по маминой линии Меретин Виктор Владимирович был участником боевых действий в этой точке планеты и погиб на афганской земле. Мы с братом с раннего детства видели неутешные слезы деда над фотоальбомом сына, над могилой дяди Вити. Работая в краеведческой группе «Поиск» в школьном историко - краеведческом музее, я знал имена выпускников воинов интернационалистов. Посоветовавшись, принял решение более тщательно изучить исторический материал, собрать воспоминания у родных и знакомых о ребятах земляках участниках афганской компании.
Проблема
История судьбы нашего дяди, выпускников - интернационалистов школы. В учебном курсе предмета Истории есть скудные сведения, в районе нет систематизированного материала об участниках в афганской операции. Воины Советской армии, входившие в ограниченный контингент войск, честно и самоотверженно выполняли свой воинский долг. Проявляли примеры мужества и героизма, как и их деды в далеких сороковых годах прошлого столетия. Во избежании потери памяти, повторения страшного урока, нашему и будущим поколениям, надо обязательно помнить о тех, кто уже не придет никогда. Долговременная память основывается на знаниях.
Разработанность
По теме « Военного участия ограниченного контингента Советских войск на территории Демократической Республики Афганистана» мною прочитано:
1. «Выполняя интернациональный долг», Д.А.Волкогонов, Москва, издательство политической литературы,1986 г., где генерал-полковник рассказывает о военных операциях на афганской земле воинов- интернационалистов, называя имена конкретных участников.
2. «Памятник в Кабуле» А.Олийник, Москва «Молодая гвардия» 1988 г., журналист писал по горячим следам военных событий со слов свидетелей и участников событий на земле Афганистана честно, искренне, с душой.
3. Работа кадровых военных Окорокова А. В. «Секретные войны Советского Союза» и Ляховского А. А. «Трагедия и доблесть Афгана» помогла рассмотреть причины, ход войны, её итоги, историю отношений двух стран.
4. В Интернет-ресурсах увидели достаточное количество воспоминаний участников афганской компании от солдата до генерала.
5. «Помним… книга памяти» астраханцам погибшим в локальных воинах и конфликтах, посвящается.
Цель
- знать основные моменты истории советско - афганской войны, разные точки зрения на оценку прошедших событий;
- исследовать вклад ребят земляков в лепту солдатского героизма;
- передать работу в музей военного комиссариата для его пополнения сведениями о всех воинах интернационалистах района;
- содействовать увековечиванию их памяти на местах погребения.
Задачи
• Изучить военно-историческую литературу по войне СССР в Афганистане.
• Проанализировать фонды школьного музея по теме
• Записать воспоминания родственников, одноклассников, односельчан.
• Сделать фотографирование мест захоронения воинов-афганцев
• Написанный материал использовать на уроках истории и сохранить в историко-краеведческом музее школы
Методы
- анализ военно-исторической литературы, Интернет ресурсов
- подбор материала из школьного архива
- взятие интервью
- подбор фотодокументов
- работа с личными документами.
- встреча с представителями местной и районной власти
- опрос – анкетирование жителей села
Из истории Афганской войны
Причины, цели СССР в войне
«Переворот 27 апреля 1978 г. («Апрельская революция») левые военные передали власть двум марксистским партиям («Хальк» и «Парчам»), объединившимся в Народно-демократическую партию. Новое правительство жестоко подавляло внутреннюю оппозицию». С учётом геополитического расклада: неизбежное усиление влияния США в Центральной Азии и защита среднеазиатских республик, подтолкнули советское руководство к вводу в декабре 1979 г. войск в Афганистан под предлогом предоставления интернациональной помощи. Ввод начался на основании постановления Политбюро ЦК КПСС в лице: Ю. В. Андропова, Д. Ф. Устинова, А. А. Громыко и Л. И. Брежнева, без формального решения Верховного Совета СССР. 12 декабря 1979 года было принято решение о вводе войск на заседании Политбюро ЦК КПСС, а оформлено секретным Постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“»
Основные причина войны:
* оказать помощь союзному правительству ДРА;
* угроза прихода к власти исламской оппозиции, а отсюда опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР, что исламский фундаментализм захлестнет всю Среднюю Азию;
* нельзя было допустить усиления на своих южных границах Пакистана и Ирана;
* не допустить на юге СССР укрепления США и НАТО. Которые вооружали исламскую оппозицию и тоже желали переноса войны на территорию СССР. Плюс к этому военные базы США и НАТО, плюс контроль США афганского наркотрафика;
* недопустимо было позволить усиление КНР. Китай всевозможно поддерживал исламскую оппозицию. С конца 1960-х годов отношения между СССР и КНР были очень напряженными
* ответная мера Советского Союза на развертывание ракет США в Европе;
Цель СССР усилить собственные позиции в регионе и против КНР, Ирана, Пакистана. ( Пакистан был в состоянии конфликта с Индией, а Афганистан был хорошим плацдармом для оказания помощи Индии). Мы видим, что война в Афганистане для нашей страны была неизбежна. Это не личная прихоть советского руководства и не авантюра. Это необходимость. И нельзя рассматривать причины этой войны обособленно друг от друга, их рассматривать надо все вместе и не предвзято, на основе слухов и домыслов, а объективно, на основе военно-исторической литературы и документов.
Основные моменты из истории войны
«Ограниченный контингент» советских войск «составлял 100 тыс. военнослужащих. В ходе боевых действий приняли участие 546 255 советских солдат и офицеров, 71 воин стал Героем Советского Союза», вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан с одной стороны - вооруженная оппозиция (моджахеды или душманы) при поддержке военных специалистов США, ряда европейских стран-членов НАТО, пакистанские спецслужбы - с другой. «За 1980–1988 годы материальная помощь стран Запада моджахедам составила 8,5 миллиардов долларов, одну вторую из них предоставили США». Война продолжалась 2238 дней. Ввод советских войск начался 25 декабря 1979 года по трём направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. Во время захвата президентского дворца в Кабуле погиб президент Хафизулла Амин. Мусульманское население не смирилось с советским присутствием, и в северо-восточных провинциях вспыхнуло восстание, распространившееся на всю страну. . В условиях «холодной войны» США были заинтересованы в том, чтобы СССР как можно дольше не мог выйти из «капкана», в который попал в Афганистане. Пребывание советских войск в Афганистане и их боевую деятельность можно разделить на четыре этапа:
I: декабрь 1979 - февраль 1980 Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
II : март 1980 - апрель 1985 Ведение активных боевых действий , совместно с афганскими соединениями и частями, укрепление вооруженных сил Д Р А.
III: май 1985 - декабрь 1986 Переход от активных боевых действий к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями, отрядами спец назначения, которые вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Произошел вывод 6 советских полков на Родину.
IV: январь 1987 — февраль 1989
Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения, поддержка боевой деятельности афганских войск. Самое важное - подготовка советских войск к возвращению на Родину до полного их вывода.
15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов. Это событие не принесло мира на афганской земле.
Участие земляков в истории войны
МЕРЕТИН Виктор Владимирович
Родился 5 ноября 1960 года в селе
Михайловка Лиманского района
Астраханской области.
Призван в армию 30 июля 1979 года.
Погиб 29 января 1981 года.
Награжден орденом Красной Звезды
(посмертно).
Владимир Игнатьевич - отец Виктора
- Трудолюбивый. Я порой удивлялся, какой он настырный в работе. Не боялся, когда она выпадала тяжелой. После школы послали от военкомата учиться на шофера. И там все нормально. Я так думаю, что это от нашей жизни. На селе, если ты умеешь трактор водить, сено косить, урожай растить и убирать - это главное. Виктор мог все. В колхозе у нас перед призывом работал трактористом. Бригадиры на утренних планерках всегда его у председателя просили. Ответственно, добросовестно все делал. Я тогда кукурузу выращивал - у меня трактористом был.
Провожали - чуть не все Караванное пришло. Шатёр среди улицы, песни, пляски... От правления ему наказ: не подкачать, служить честно, командиров слушаться, уставы выполнять.
Попал сразу, считай, на границу с Афганистаном - в Кушку. Там и карантин, и «учебка». Письма шли хорошие. Они даже из этой Кушки в Волгоград приезжали машинами. Там каким-то снаряжением загружались и опять в Кушку. В письмах все жалел: дом вроде бы рядом, а мимо него с песнями. Нельзя было. Их из Афганистана в такие же рейсы посылали. Везли груз до границы, а там по дорогам Афганистана уже под охраной. Обстреливали. Чего уж говорить. В последнем рейсе конвой отстал от колонны по каким-то причинам. Тут и обстреляли. Вот в Книге Памяти написано.
Из Книги Памяти советских военнослужащих, погибших в Афганистане
«Меретин Виктор Владимирович. Рядовой, водитель. В Республике
Афганистан с 1980 года. Проявил себя стойким и мужественным воином.
29.01.81 года при доставке материальных средств в часть колонна, в составе которой он вел автомобиль, подверглась обстрелу. Смело и решительно Виктор со своими товарищами отражал нападение противника. В этом бою он погиб.
Награжден орденом Красной Звезды (посмертно)».
Тамара Меретина- сестра Виктора
- Возьму фотографию и разговариваю с ним. Хороший у меня был брат. В
обиду нас, сестер, никогда не давал. Не то чтобы там кулаками защищал. Нет. Умел разговаривать с теми, кто его девчатам, так он нас с Ольгой называл, угрожал.
Это вот тоже из Афгана. Его боевые друзья. Все водители. Сфотографировались,
как он рассказывал в письме, в Кушке после того, как приехали из Волгограда.
Двадцать с лишним лет прошло. Наверное, это на всю жизнь. В школе есть уголок впамять о нем. Любил технику. Это от отца. Батя у нас механизатор. Утром, бывало, где-то в 4 часа встанет, надо трактор прогреть, - и он с ним.
Сколько помню его - с гайками, болтами, ключами, напильниками. Отец пока встанет утром - он уже воду ему подогрел. Специально на час раньше, как отец подойдет к своему трактору.
По выходным в поле с отцом. Это для него наслаждение. Сам на тракторе. Понимаете, какая радость для сельского мальчишки.
В письмах: «не беспокойтесь, приеду и расскажу обо всем». И
приехал. Привезли гроб. Окошечко. Фонариком светим...
Как случилось, что в Кушке им пришлось ждать конвоя .12 часов? Ночь, опасно. Вот тебе и охрана справа, слева и с воздуха.
Просил прислать альбом. Хотел оформить его фотографиями о своей службе. Привезли альбом пустым. Был у него блокнот-дневник. Записывал в нем, как попали в засаду, как проходили боевые рейсы. Песни там были, стихи о матери, о доме, Афганистане... Жаль, не сохранился.
Воспитание о матери Виктора Меретина
В семье Меретиных : Марии Андреевны и Владимира Игнатьевича росло трое детей : сын Виктор и две дочери. И настал момент, когда дети уже повзрослели. Старший сын Виктор, после окончания школы, по направлению РВК окончил автошколу. 30 ноября 1979 года призван в армию. Дочь Тамара в том же году закончила школу и поступила в АГПИ. Младшая осталась рядышком с родителями
Больше всех тревожил маму сын, который служил в Афганистане. Ежедневно она ждала весточки. Виктор всегда писал очень нежные , но короткие письма. Он никогда не жаловался на службу, все всегда у него было хорошо. В своих письмах он часто писал стихи:
Я никогда не говорил тебе об этом,
Но, думаю, ты знала и сама,
Что я люблю тебя
сильнее всех на свете
Ведь ты мне мать,
а мать всегда одна.
Я люблю тебя , мама
И тем только живу.
Каждый день утром рано
Тебе письма пишу.
Защищаю Отчизну,
Твое небо и сны
Тебе будет не стыдно,
Если спросят, где сын.
Ты одна из тех женщин,
которые ждут,
В ком любовь и надежда
Рядом с верой живут.
Как мать, она понимала, сколько нужно было душевных сил, находясь от смерти в двух шагах, чтобы написать эти строки.
Хотя правительство скрывало, что в Афганистане война и мальчишки гибнут. В газетах писали «идут учения», «бой с условным противником».
Какие учения? Какой условный противник?
И вот 29 января 1981 года черный день для всей семьи. А для матери скорбный час.
Там, в Афгане, её день угас Сын... Зачем? Почему? За что? Не ответит, пожалуй, никто.
Гибель сына -это большая трагедия для матери. Каждую секунду, каждую минуту Мария Андреевна таяла на глазах близких. И ничего не смогло возобновить в ней смысл жизни: ни смех маленькой Анечки ни удачи средней дочери Тамары. Все осталось позади. И оборвалось тогда 29 января 1981 года
Для матери нет больше горя , чем потерять родного ребенка, которого проводила здоровым, красивым, а домой привезли в цинковым гробу. Холодеет душа, рушатся надежды, жизнь становится бессмысленной, пустой. И так не смирившись с этой огромной потерей, Мария Андреевна уходит из жизни.
Из писем Виктора я узнал, что смертельная опасность подстерегала наших солдат не только днём, но и ночью: «ночи здесь саженно - тёмные, на расстоянии вытянутой руки ничего не видно и часовой на посту полагается только на слух. Ребята придумали «погремушки» - на верёвку привязывали пустые консервные банки и натягивали её по периметру охраняемого объекта, желающий проникнуть за такое заграждение натыкался на «погремушку». В ночной тишине её грохот поднимал всех, караул открывал огонь на поражение.». У меня такие строки вызвали усмешку, но мама сказала: «Это в письме сынок писал как будто в шутку, а потом-то отцу рассказывали: спали мальчишки в обнимку с автоматами, одетыми - ночи там холодные, а эти погремушки много раз спасали от неминуемой гибели. Выходили сколько раз на них вооруженные банды душманов и завязывался настоящий бой. . Вот так внучек прошел твой дядя страшное испытание, не дай бог тебе такого». Мне, завтрашнему защитнику отечества стало стыдно за своё несерьёзное восприятие дядиных строк письма. Я сидел и задавал кому-то далёкому вопросы: в чьих интересах стране Победителей была нужна эта война? За что погибали или становились калеками парни чуть старше меня?...
Оценка до и после распада СССР
Официальная оценка афганских событий советского, а потом российского правительства войны неоднократно изменялась.
Можно выделить четыре периода:
с 1979 по 1983 год - замалчивание военного характера операции, правовой статус участников кампании ограничивался статусом военнослужащего ОКСВ. Погибшие не имели права на захоронение с указанием места и условий гибели;
второй связан с Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 января 1983 г: участники получили право на льготы «за успешное выполнение заданий Правительства СССР», предоставлялся статус «военнослужащих, проходивших службу в составе ограниченного контингента советских войск и временно находящихся в Демократической Республике Афганистан».
В годы перестройки политика замалчивания сменилась на прославление мужества и героизма солдат, на пропаганду романтики военных будней. Воины-«афганцы» наделяются, «революционным взглядом», для активного участия в реформировании советского общества.
Третий - 1988-1994 годы: мнение академика А. Д. Сахарова о вторжении в Афганистан находит поддержку на Втором съезде народных депутатов СССР в 1990 году, где было принято Постановление о моральном и политическом осуждении решения о вводе советских войск в Афганистан. К 1989 году воины-интернационалисты получают дополнительные права и льготы в полутора десятках нормативных актов.
Четвертый - с 1994 года по настоящее время - связан с принятием Федерального закона РФ «О ветеранах»:участники Афганской войны получили статус ветеранов боевых действий на территориях других государств. Создаются организации воинов-«афганцев», сеть клубов воинов-интернационалистов. Союз ветеранов Афганистана - 1989 год, Российский Союз ветеранов Афганистана - 1990 год и Российский Фонд инвалидов войны в Афганистане - 1991 год
Очень хорошо охарактеризовал действия Советских Вооруженных Сил второй Президент России, ныне Председатель Правительства РФ, а в годы Афганской войны офицер КГБ СССР В. В. Путин, что часто говорят о поражении Советского Союза в Афганистане. Но, если мы внимательно и профессионально посмотрим на то, что происходило в те годы в Афганистане, мы увидим, что собственно военного-то поражения Советского Союза не было. Он достиг всех целей, которые перед собой ставил в военном плане.
Следует согласиться с мнением современных военных историков, что Советская Армия переиграла душманов. Потери наших войск уменьшались, а потери душманов и террористов были чудовищными. Наша армия нейтрализовала все усилия исламской оппозиции и стран её поддерживающих - США, Великобритании, ФРГ, КНР, Франции, Италии, Австралии, Саудовской Аравии, Пакистана, Ирана, Египта и усилия их спецслужб. Нашим воинам пришлось одновременно вести самые настоящие войны, параллельно громя душманов, террористов, наемников и наркобаронов. Итак, государственная политика в отношении Афганской войны изменялась по ходу: её замалчивания, установления запрета на информацию, героизации, публичного осуждения и, наконец, легитимности в Федеральном законе.
Гражданский личностно- ориентированный подход к оценке
Я сегодня – ученик, завтра полноправный гражданин страны и должен иметь собственную точку зрения как на прошедшие события, так и на предстоящие.При прочтении Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между СССР и Демократической Республикой Афганистан, подписанным в декабре 1978 года я увидел, что согласно четвертой статьи Договора, Устава ООН - страны будут консультироваться и принимать меры для обеспечения безопасности, независимости и целостности территорий обеих государств. Это позволило афганскому руководству обратиться с просьбой по поводу ввода в ДРА различных контингентов советских войск в 1979 году. Я считаю, что принятое решение об удовлетворении просьбы советской стороной имело правовую основу своих действий
В то же время, мне импонируют слова М.Гареева, заместителя начальника оперативного управления Генерального Штаба, что ввод войск был непродуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон нашей стране и афганскому народу. Был бы я военным, то, как и многие из армейского руководства и Генштаба, был бы против введения войск вообще или ввести не 4-5 дивизий, а сразу 30-40. Это бы позволило быстро привести к стабилизации страну, прекратить боевые действия, перерезать каналы помощи оппозиции из-за рубежа. Возможно, во мне говорит юношеский максимализм или непонимание духа времени.
В Интернете я прочитал письмо от 17 мая 1987 года советского солдата-десантника Андрея Цветкова из 9-ой роты 345 отдельного гвардейского парашютно-десантного полка, погибшего на этой войне: «Отец, ты пишешь, что мы тут теряем здоровье, порой жизнь из-за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг, но, кроме этого, мы ведь выполняем патриотический долг, ведь мы, защищаем южные границы и нашей Родины, а стало быть, вас. Вот это-то и является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая бы угроза нависла над СССР, если бы здесь были американцы и на границе стояли их ракеты».
Из всего этого мой краткий вывод:
СССР защищал свои интересы, свою территорию, своих людей – это плохо, а США делает сегодня тоже самое, не чураясь любых методов, вплоть до вооружения террористов – это хорошо и правильно. Мое глубокое убеждение, что введение двойного стандарта, один народ плохой ему ничего нельзя, а другой хороший, ему всё можно, - это одна из форм расизма и фашизма.
Перекрестки памяти войны
Военное братство, национальное российское самосознание, православное покаяние или политический контракт, где в полной мере реализуется личностно ориентированный подход, выражающий символы личной утраты, общей судьбы с погибшими - это есть истинная память о погибших в Афганской войне.
2 августа День десантника стал праздником и своим Днем победы для воинов-«афганцев», его начали праздновать ещё в ходе войны – он был близок по духу, независимо от рода войск, праздник посвящен героям, настоящим воинам. Эта живая память ежегодно зримо предстает перед моими современниками об их и моих родственниках, знакомых, о наших выпускниках. В нашем школьном музее оформлен материал о ребятах афганской войны, их имена мы слышим при прохождении темы по истории
« Внешняя политика СССР в 70-80 годы 20 века», на экскурсиях у военно- патриотических стендов.
Я провел опрос среди мужчин нашего села с целью узнать их отношение к прошлым событиям, связанным с их выполнением воинского долга. Взял четыре возраста, чтобы проследить изменения по отношению к военно - интернационального долга, необходимости сохранения памяти к бывшим героям или жертвам в выполнении приказа. В опросе приняли участие мужчины: 1 - группа в возрасте 80-70 лет; 2гр.- 60-50; 3гр.- 40-30; 4гр.-28-20лет по 10 человек в каждой.
№ | Вопросы | 80-70 лет | 60-50 | 30-40 | 20-25 | итого | |||||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | ||
1 | Проходил воинскую службу | 10 | 0 | 10 | 0 | 7 | 3 | 5 | 5 | 32 | 8 |
2 | Принимал участие в военных конфликтах | 1 | 9 | 0 | 10 | 5 Чечня. | 7 | 1 | 4 | 5 | 35 |
3 | Дал бы согласие на участие в военных действиях | 10 | 0 | 8 | 2 | 6 | 4 | 2 | 8 | 26 | 14 |
4 | Знаю об Афганской войне | 10 | 0 | 10 | 0 | 8 | 2 | 7 | 3 | 35 | 5 |
5 | Одобряю действия правительства СССР в ДРА | 9 | 1 | 10 | 0 | 7 | 3 | 5 | 5 | 31 | 9 |
6 | Смотрю фильмы о конфликтах в горячих точках | 0 | 10 | 7 | 3 | 8 | 2 | 8 | 2 | 23 | 17 |
7 | Читаю по теме | 0 | 10 | 4 | 6 | 1 | 9 | 0 | 10 | 5 | 35 |
8 | Я за сохранение памяти ушедших воинов-интернационалистов | 10 | 0 | 10 | 0 | 9 | 1 | 10 | 0 | 39 | 1 |
Из опроса видно, что старшее поколение наших дедов и отцов, воспитанное на героическом прошлом своих предшественников более ответственно относится к поставленным проблемам и мы им верим.
Менее патриотический настрой молодого поколения можно объяснить глобальными изменениями в стране: уход от военно-стратегического превосходства в мире, создание капиталистической экономики, отход от нравственно-духовных ценностей прошлого, падения статуса социальных институтов.
Организации родственников погибших в Афганистане сотрудничают с организациями воинов-«афганцев», проводя совместные проекты по увековечению памяти погибших. Память представлена в мемориалах погибшим по городам и весям моей Родины общей судьбы 15 051 человека погибших. Пули настигали их под Гератом, Кандагаром, обрывая молодые жизни. Их подвиг должен остаться в нашей памяти и памяти наших детей. Пусть они не оборвутся во второй раз от бездушия и забвения. И пусть эта память послужит предостережением тем, кто готов, не задумываясь, начать новую бойню в очередной «Горячей точке». У каждого из прошедших тропами войны ещё там, «за речкой», была мечта — вернуться живыми и сделать все, чтобы Память о погибших друзьях, честно исполнивших свой интернациональный и сыновний долг, жила Вечно. Сохранение вечной памяти об ушедших жертвах афганской компании есть и будет только в материнских сердцах, в памяти их детей и родственников.
Заключение
Многие источники стали объектом нашего изучения выбранной темы. Как я говорил в начале своей работы, я старался подойти к изучению афганской проблемы, прежде всего с точки зрения истории и истории международных отношений, попытался понять истоки этой уже 15 лет не прекращающейся трагедии и рассмотреть уже имеющийся международный опыт попыток умиротворения. Делать прогнозы на будущее очень трудно, да это и не входит в мои задачи. Хочется надеяться, что мир придёт в эту страну пусть не скоро. Тысячей молодых жизней нет, исковерканные судьбы их никак не исправишь, а на афганской земле не утих огонь войны. Ребята жертвовали собой, а наши границы и сегодня под обозримым прицелом тех, кто наводит мировой порядок в районе Ирака и Кувейта, Сомали, Югославии, Египта, Ливии.
Я с трепетом собирали материал о воинах – афганцах наших земляках, современниках, однокашниках и родственнике для сохранения памяти на родной земле. Я передадим работу в музей районного военного комиссариата с добрым пожеланием: ко дню Десантника сделать подарок для земляков интернационалистов пополнением материала со всех поселений района.
Работая над рефератом, брат Владимир набирала материал в Интернете, литературу в библиотеках, набирал черновой вариант текста; я весь материал проанализировал, отобрал, логически его выстроил. Мама очень за нас переживала, подбадривала и одобрила по завершению нашей работы.
Использованные источники
Зимняя сказка
Барсучья кладовая. Александр Барков
Твёрдое - мягкое
Всему свой срок
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым