В настоящее время стало популярно украшать свой дом оберегами, иметь личные обереги – амулеты. Но зачастую, приобретая подобные предметы, люди не подозревают о том, что тот или иной оберег имеет определённую символику. Это первая причина выбора данной темы. Вторая: почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные?
Люди стараются внести в свою жизнь духовность, уберечь своих близких, сохранить здоровье, посредством использования оберегов, как это делали наши предки. У нас в Башкортостане множество собственных оберегов, талисманов.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 937 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ОКТЯБРЬСКИЙ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Исследовательская
работа
ТАЙНЫ ОБЕРЕГОВ
БАШКИРСКОГО НАРОДА
Выполнила: Газизова Айгуль Ильясовна
ученица 7Б класса
МБОУ СОШ №20
Руководитель НОУ Наигматуллина Надежда МБОУ СОШ№20: Александровна
г. Октябрьский
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………………...........3 Культ волка у башкир………..……………………………………………....…4
Башкирский орнамент в роли оберега ………………………………………..5
Обереги в одежде башкирского народа…………………………………….....7 Украшения - обереги………………………………………………………..….7
Мой дом – моя крепость………………………………………………………..8 Имена – обереги…………………………………….………………………..…9
Современные обереги…………………………………………………………10
Выводы…………………………………………………………………………11
Используемая литература……………………………………………………..13
Приложения………………………………………………………………….....14
Введение
Мы живем в эпоху глобализации, которая делает наш мир универсальным, наполняет нашу жизнь стандартами. Но не все народы желают терять свою самобытность. Они стремятся сохранить уникальность, обращаясь к историческим корням. Поэтому очень актуальной стала тема этнических культур, которая вобрала в себя духовный опыт тысячелетий. В данной исследовательской работе я обратилась к культурному наследию башкирского народа, а именно, к теме оберегов.
В настоящее время стало популярно украшать свой дом оберегами, иметь личные обереги – амулеты. Но зачастую, приобретая подобные предметы, люди не подозревают о том, что тот или иной оберег имеет определённую символику. Это первая причина выбора данной темы. Вторая: почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные?
Цель исследования: изучить обереги башкирского народа и что они символизируют.
Задачи:
1. Исследовать обереги башкирского народа, выявить их символику.
2. Найти применение оберегов башкир.
3. Доказать актуальность данной темы.
4. Проанкетировать учащихся об их отношении к оберегам.
5. Познакомить школьников с оберегами башкирского народа.
6. Опубликовать результаты работы в СМИ.
Гипотеза: люди стараются внести в свою жизнь духовность, уберечь своих близких, сохранить здоровье, посредством использования оберегов, как это делали наши предки. У нас в Башкортостане множество собственных оберегов, талисманов.
Оберег – это предмет, оберегающий от несчастья, амулет[1]. Обереги можно разделить на группы:
орнамент украшения имена-обереги
обереги
тотемы обереги для дома личные амулеты
Наши предки за многие века практических наблюдений и экспериментов узнали сочетания предметов, помогающих в делах и охраняющих от неприятностей. Мечты, веру в добро и счастье люди связывали с определёнными символами, заключёнными в оберегах. К сожалению, в вихре скоростей современного мира многие из нас забыли о мудрости прошедших дней, но всё же эти знания и тайны сохранились.
Культ волка у башкир
У древних башкир особенно был развит тотемизм. Это было связано с их представлением, что вся природа вокруг разумна. Тотем — это животное, растение, предмет или явление природы, которое, по мнению древнего человека, охраняет, оберегает и защищает его.[2] Волк был одним из тотемов башкир.
Название башкирского народа «башкорт». Что обозначает это слово? В науке существует множество объяснений. Наиболее распространёнными являются следующее: с корнями «баш» - главный, «корт» - волк связывают происхождение этнонима «башкорт». Такое объяснение связано с древними верованиями башкир. У башкирского народа сложено немало легенд о волке-спасителе, волке-проводнике, волке-прародителе. У юго-восточных башкир (племена бурзян, тангаур, усерган) зафиксированы легенды о переселении их предков на Южный Урал и волке, появившемся из могилы умершего родоначальника (ырыу башлыгы) и указавшем место новой родины. Культ волка нашел отражение в семейно-брачных отношениях башкир: невестка обращается к свекру "буре". Изображение волчьей головы до XVII-XVIII вв. служило знаком административной власти старшин у юго-восточных башкир. Части тела волка наделены магическими свойствами. Клыки, когти, шерсть служили оберегами от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели, одежде ребенка. Волчью голову закапывали под фундамент дома, чтобы оградить хозяев от колдовства и сглаза. Для облегчения трудных родов и лечения бесплодия женщину пропускали через сильно растянутую и высушенную волчью губу. Как лечебное средство при грудных заболеваниях, кашле, бешенстве использовалась волчья желчь и т.п. Когти волка являлись распространенными оберегами. Для защиты ребенка от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели. Для устрашения злых духов к подолу и рукавам одежды пришивали волчьи когти и клыки. Для защиты ребёнка от сглаза волчий коготь с солью и кусочком хлеба зашивали в одежду. Женщины в то время носили когти и клыки в ожерелье или на цепочках, прикреплённых к одежде на плече или к поясу вместе с другими амулетами.
Башкирский орнамент в роли оберега
Не менее интересен башкирский орнамент, которым славится наш народ. За многовековую историю башкирского народа его декоративно-прикладное искусство выработало яркий самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачеств и вышивке, декоративной обработке дерева, металла, оформлении костюма и организации интерьера, где проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями.[3]
Башкирский народ славится орнаментальным искусством. Башкирский орнамент включал в себя знаки - обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Башкирский орнамент, основу которого составляет тотемическая тамга, вобрал в себя самые сильные свойства духа башкирского народа. Оберег “Башкирская тамга” - символ принадлежности и любви к своему народу и своим корням. Благоприятствует гармоничным отношениям в семье и в коллективе. Каждый человек принадлежит к какому-нибудь роду. Каждый род имеет свою родословную (шежере) и знак (тамга), используемый в качестве тавра для скота, “знака качества” на предметах оружия и архитектуры, или родового символа. Каждая башкирская тамга имеет свое значение и богатую историю, которая иногда может рассказать больше, чем родословные и письменные источники.
Орнамент является одной из древних форм изобразительной деятельности со времен палеолита. Необычайно богатый орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих народностей. Каждый род имел свой родовой знак - тамгу. Для каждого рода тамга имела свои очертания, которые отражали вид деятельности, род занятий в семье. И если девушка выходила замуж, то рисунок ее родовой тамги изменялся, дополнялся, обогащаясь элементами семейной тамги жениха.
Тамга, как оберег, встречалась на одежде, головном уборе, обуви, резной деревянной утвари, ковшах ижау, боевом оружии. Таким образом, повторение тотемического элемента вело к возникновению орнамента. В основе семантики этого орнамента лежит кускар - рогообразный элемент, символ завитых бараньих рогов, символ трав. Кускар - символ кочевого народа.[4]
Самой простой и распространенной в башкирском орнаменте формой оберега-амулета был треугольник, реже ромб. Обе эти фигуры являются символическим изображением глаза: треугольник – глаз в профиль, ромб - в фас. Глаз в изображении наделялся магической силой, являясь самым надежным средством от сглаза.[5] Представление о том, что изображение треугольника способно оградить от вредных воздействий, было распространено у многих народов. Оберег, рассчитанный на то, что в любой момент он должен препятствовать злым силам, изображался направленным на все четыре стороны света, в крайнем случае - на две.
Ромб - элемент геометрического характера, земледельческий культовый символ. Одиночный ромб с завитками - символ плодородия земли и скота, он должен быть украшен элементами орнамента как внутри, так и снаружи. Цепочка ромбов означает дерево жизни. Ромб также является символом добра и изобилия, позже трактуется как знак удачной охоты. Этот атрибут связан с культом солнца и плодородия.
Занавеси шаршау служили и для разделения жилого помещения на мужскую и женскую половины, для отделения гостевой части юрты или дома от хозяйственной комнаты. Орнамент на занавесях покрывал все центральное поле, обрамленное широкой каймой. На центральном поле расположены узоры из многоугольников, восьмиконечных звезд, квадратов. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, черный, желтый цвета. Красный - символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал носителя от злых сил и дурного сглаза. У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим в себе большую жизненную силу. Зеленый цвет символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Желтый символизировал свет солнца, цвет возрождения жизни и богатства осени. Синий - свидетельствовал о мечтательности башкир, об их философском и созерцательном мышлении. Белый - символизирует чистоту, невинность. Милосердие, стремление делать добро, душевность на протяжении веков являлись жизненными ценностями башкир.
Башкирский орнамент многоцветен, в нем преобладают теплые оттенки красного, зеленого, желтого. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте контрастно.
Национальная традиция в восприятии цвета возникла еще в мифологическую эпоху, когда цвету предавалось различное информационное и символическое значение. Цвет имел важное значение в той или иной вещи. Способными отвлечь дурной глаз считались красный, черный и белый цвета. Запястье ребенка перевязывали красной ниточкой, к волосам прицепляли кораллы, на лбу делали мазок красной краской.[6] Можно сказать, что в
традиционных цветах башкирского орнамента нашли свое отражение наиболее яркие черты национального духа башкир: духа, сформировавшегося и закаленного в ходе насыщенной событиями истории
башкирского народа.
Обереги в одежде башкирского народа
С помощью знаков-амулетов человек полагал оградить себя от вредных духов, сглаза и прочих несчастий. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде и на жилище. В одежде украшались орнаментом, прежде всего края, разрезы, отверстия: воротник, вырезы, застежки, края рукавов и подола. Одежда сама по себе считалась достаточно надежной защитой человека от вредоносных воздействий извне, но уязвимым местом одежды были отверстия, через которые могли проникнуть злые духи, и потому они нуждались в дополнительной защитной силе. Края, украшенные узором, считались недоступными для отрицательных воздействий, швы же делались двойными, а у некоторых народов одежда вдоль швов дополнительно прошивалась цветными нитками. "Не случайно на декоративных изделиях большинства народов узоры вышивки расположены по линии швов и бортам одежды или по краям плоских изделий. В этом свете небезынтересно заметить, что общепринятые в башкирском языке древнетюркские термины для обозначения вышивки - сигеу, тайну - в их изначальном смысле восходят к понятиям "ограничивать", "обрамлять", "окаймлять".[7]
Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка — вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.
Украшения – обереги
В башкирском народном костюме немало украшений. В прошлом многие украшения у башкир играли роль талисманов, оберегов и служили показателем родовой принадлежности. Большинство украшений башкирок включали ожерелья (муйынсаk), затылочные заколки (елкэлек, елкэмес), подвески (суk, сулпы), бляхи для нагрудников и головных уборов (kаш), серьги (алkа, пырhа), браслеты (белэзек, безэлек), перстни и кольца (йэзэк, балдаk), застежки (kаптырма).
В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Селтэр - нагрудное женское украшение. Селтэр - означает "кружево", "сетка". Это украшение представляло собой плетенную из коралловых нитей коралловую сетку, которую украшали монетами. Сакал - женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным
убранством являлись художественно расположенные узорчатые бляхи, полудрагоценные камни в серебряной оправе. Нагрудник закрывал грудь и
спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны. Большую группу представляли украшения из нашитых на ткань кораллов, монет, раковин, бисера, серебряных монет, ювелирных изделий: нагрудники (селтэр, hаkал, яга, муйынса, башкизеy, алмизеy), наспинники (инhэлек), перевязи (эмэйзек, дэyэт, хэситэ), накосники (kаралыk, сэсмэy, сэстэнкэ, арkалыk, сэсkап, сэс yргес), сплетенные из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья. К ним относятся нагрудное и наспинное украшение, нагрудное украшение, женский головной убор.
Для отпугивания злых духов в башкирском костюме использовались шумящие подвески. Впоследствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе "сосуда греха"). В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила. Постепенно эти представления забывались, люди привыкали смотреть на необычные предметы с чисто эстетической точки зрения.
Возможно, в какой - то мере нехваткой собственных ювелирных изделий объясняется широкое распространение у башкир оригинальных украшений, изготовление которых требовало творческого участия женщины.
Мой дом – моя крепость
В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо было украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшали, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы. Например, форму пологой ярки, концы которой представляли собой прямые отрезки, загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками.
На подоконной доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц, которые символизировали мир. Они приносили благословения небес, душевное равновесие и надежды на лучшее. Окна домов снабжали ставнями. Ставни оформлялись резьбой или росписью. Мастера-резчики выполняли на небольшую глубину элемент башкирского орнамента - кускар, круг, полукруг, ромб в сочетании с другими простейшими формами. Башкирские мастера-резчики внесли в украшение жилищ немало элементов, обусловленных сложившимся характером народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору “кускар”.
В украшении жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используются красный, белый, синий цвета, несколько реже — голубые и светло-голубые тона в сочетании с белым.
Башкирский орнамент очень древний, но и сейчас не потерял своей актуальности. Если пройти по городу или какому- либо селу, можно увидеть на домах, зданиях башкирский орнамент. Радует, что его используют в современных архитектурных постройках и в интерьере: в оформлении интерьера в современных гостиницах, кафе и ресторанах. К примеру, здание конгресс - холла в городе Уфе, здесь установлен большой остекленный фасад с самым большим башкирским орнаментом, протяженность которого составляет 179 метров и площадью- 2377 кв. метров. Это впечатляет!
Можно сделать вывод, что многонациональный народ Башкирии высоко чтит традиции края и любит свою культуру - культуру наших предков. А это значит, башкирский орнамент будет передаваться из поколения в поколение.
Имена – обереги
Состав личных имен людей (фамилии, имена, прозвища) связан опосредованно с реальной действительностью, отражает мировоззрение и эстетические взгляды их носителей.
В прошлом имена башкир были более конкретными, их значение прозрачным, понятным, со временем они все более абстрагировались, это произошло особенно после принятия Ислама. Домусульманские имена стали употребляться все меньше и меньше, они до наших дней сохранились в большинстве своем в фамилиях и документах.
Названия диких и домашних животных занимали значительное место в общем именнике башкир. Эти имена, очевидно, возникли в тот период, когда люди верили в магическую силу слова (имени) и старались придать имени то качество, которое хотели видеть в своем ребенке: здоровье, крепость, силу, ум, находчивость и др.
Поэтому преимущественно применялись в качестве имени названия сильных, могущественных зверей: Арслан (лев), Юлбарыс (тигр) и тотемных животных, как Айыусы, Айыухан (медведь), Буребай (волк), Тулкусура (лиса), hеляуhен (рысь). Но никогда не называли ребенка именем kуян (заяц), кузян (хомяк), йомран (суслик) и т.п. Они встречаются сейчас в качестве родовых подразделений или уничижительных прозвищ.
Среди прирученных животных особое место занимает собака (эт) и щенок (кучук). Это имена-обереги. Они сохранились сейчас только в фамилиях, хотя их носители свои фамилии переименовывают на русский лад, чтобы избежать отрицательных восприятий (Итбаев, Иткулов, Итдимасов) и кучук (Кучуков, Аккучуков, Иткучуков, Кучукбаев, Кучуккулов) и др. Тем самым стирается истинный смысл древнего имени.
Встречаются больше всего общие наименования животных, как Йылкыбаев (от слова йылкы “конь”), Малбаев (от слова мал “скот”). Но башкиры никогда не давали имени угез (вол), хыйыр (корова), бейэ (кобыла) и т.п., хотя в русских именах их сплошь и рядом.
В составе древних имен имеются названия детенышей животных: колонбай (жеребенок), конанбай (двухлетний жеребенок), кузы, кузыбай (ягненок).
Только в фамилиях сохранились названия видов верблюда: Нартайлаков (нар+тайлак “двухгодовалый жеребенок одногорбого верблюда”), Нарбутов (нар+бута “детеныш одногорбого верблюда”).
В именовании своих детей названиями детенышей животных выражаются также особо почтительное отношение к этим животным и тотемистические взгляды. Кстати, наименования растений не имеют места в именнике башкир.[8]
Именник всегда подвижен, постоянно меняются его состав и формы. А значит, движение башкирского именника имеет тенденцию к краткости, звучности и абстрагированности по смыслу. К примеру, жители города Октябрьского в 2005 году для девочек предпочли Алину и Элину, а для мальчиков - Руслана, Рината, Рустема. Эти имена вышли на ведущее место.
В целом именник сужается, то есть количество наиболее употребительных имен становится меньше, частотность одних и тех же имен больше.
Обереги современной молодёжи
В процессе изучения данной темы я решила выяснить, а верит ли в обереги современная молодёжь? Если - да, то какие обереги используются? Для этого я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Результаты таковы:
- верят в силу оберегов – 68%
- не верят – 22%
- не придают значения данной теме – 10%
Используют следующие обереги:
- личные обереги (кулоны, подвески) -56%
- обереги – игрушки - 4% -
- домашние обереги (подковы, венички, китайские монеты и т.д.) – 23%
Выводы по работе
Тема «Тайны оберегов башкирского народа» достаточно обширна и интересна. Сколько ещё нераскрытых загадок, тайн связанных с оберегами?
В результате исследования темы «Тайны башкирских оберегов» я составила таблицу символов изучаемых оберегов. Таким образом, можно считать, что мною получены ответы на вопросы и задачи, поставленные в начале работы над темой.
обереги | символ |
волк | тотем башкирского народа |
волчьи клыки, когти | от сглаза и болезней |
волчья голова | от колдовства и сглаза |
высушенная волчья губа | лечение бесплодия |
тамга | гармоничные отношения в семье, принадлежность и любовь к своему народу |
элементы орнамента: кускар | символ бараньих рогов, трав, кочевого народа и гостеприимства |
ромб | земледельческий символ, символ добра, изобилия |
ромб с завитками | символ плодородия земли и скота |
цепочка ромбов | дерево жизни |
красный цвет | тепло, огонь, кровь; от дурного сглаза |
зелёный цвет | символ оазиса, природы, жизни, отдыха |
жёлтый цвет | свет солнца, возрождение |
белый цвет | символ чистоты и невинности |
украшения | защита от сглаза и нечистой силы |
шумящие подвески | от злых духов |
украшение дома орнаментом | от различных неблагоприятностей |
имена: | |
Арслан | лев |
Юлбарыс | тигр |
Айыусы | медведь |
Буребай | волк |
Тулкусура | лиса |
фамилии: | |
эт | собака |
Итбаев,Иткулов,Итдимасов | |
кучук | щенок |
Кучукбаев, Аккучуков, Иткучуков,Кучуков и т.п. | |
Йылкыбаев | конь |
Малбаев | скот |
Нарбутов | детеныш одногорбого верблюда |
Да, современный человек верит в существование сверхъестественных сил, имеющих оберегающее значение. В дизайне учитывается фэн-шуй, в продаже широко распространены различные восточные эфирные масла, благовония, статуэтки, украшения, несущие в себе целебную и оберегающую силы. Многие люди всерьез увлекаются оккультными науками, верят в лечебную силу тех или иных оберегов, и что интересно, некоторым все это действительно помогает.
Но почему иноземные обереги вытесняют свои собственные, родные и не менее полезные вещи? При этом невольно возникают вопросы: почему мы охотно верим, что нэцке приносят счастье и удачу? Или в то, что если 300 (!) раз погладить по животу Хоттея (Хоттей - фигурка, в виде толстого улыбающегося человечка, лежащего или сидящего на мешке), то заветное желание непременно исполнится. Кто знает, что происходит с травами, благовониями, магическими предметами пока они доходят к нам из далеких краев. Быть может, по пути они растрачивают всю свою чудодейственную силу... И тогда уже хоть гладь, хоть не гладь толстяка Хоттея - все бесполезно...
А ведь у нас в Башкортостане есть собственные обереги-элементы культуры и искусства. И в их экологической безопасности сомневаться не приходится. Конечно, кто-то может сказать, что всё это вымысел, но эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. И если человек хочет верить и видеть силу в простеньком обереге-амулете, то эта сила всегда будет помогать ему во всём.
Используемая литература:
1. Хисаметдинов Ф.Г История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащащихся ср. спец.уч.з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003 г.;
2. Прохоров А.М. Энциклопедический словарь, Издательство «Советская энциклопедия», Москва 1984 г.;
3. Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979г.;
4. Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995г.;
5. Бенин В.Л. Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, изд-во: Китап, 1994 г.:
6. Каримов К.К. «Культура Башкортостана(1917-2000)» Уфа: Галем,2006г.;
7. Мавлетов В.С. История и культура Башкортостана, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», Уфа, 2004 г.;
8. Мавлетов В.С. Благославенный край, учебное пособие для учащихся, Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2005г.;
9. Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия, Весна 2005г.;
10. http://www.bashedu.ru/evrazia/f_s/f_uraksin.rtf
Приложение 1
Амулет – волчий коготь Амулет – волчий клык
Родовой знак - тамга
Элемент орнамента – кускар Кускарная вышивка
Приложение 2
Башкирский орнамент (использование ромбов и восьмиконечных звёзд)
Убранство башкирской юрты
Приложение 3
Башкирский народный костюм Национальные башкирские костюмы
Нагрудник – наспинник Нагрудник Башкирский женский
головной убор
Приложение 4
Использование башкирского орнамента в оформлении домов.
Конгресс – холл, фасад которого оформлен башкирским орнаментом
[1] Прохоров А.М., Энциклопедический словарь, Издательство «Советская энциклопедия», Москва 1984 г., с. 904.
[2] Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия, Весна 2005г. с. 74-78.
[3] Мавлетов В.С. История и культура Башкортостана, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», Уфа, 2004 г. , с. 44.
[4] Бенин В.Л. Очерки по культуре народов Башкортостан, Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана», Уфа, Китап, 1994г., с.53.
[5] Мавлетов В.С. Благославенный край, учебное пособие для учащихся, Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2005г. ,с.36
[6] Мавлетов В.С. Благославенный край, учебное пособие для учащихся, Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат», 2005г.,с. 25
[7] Н. В. Бикбулатова, Р. Г. Кузеева и С. Н. Шитовой "Декоративное творчество башкирского народа», г. Уфа, Китап, 1979 г., с. 126
[8] З.Г.Ураксин, Р.А.Уликанова, МИР ЖИВОТНЫХ В ЛИЧНЫХ ИМЕНАХ БАШКИР
Будьте как солнце!
Два плуга
Нарисуем попугая цветными карандашами
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как нарисовать лимон акварелью