Данная работа, представленная как научно-исследовательская, соответствует заявленному виду работ и связывает воедино сведения по краеведению, истории, генеалогии. Работа состоит из оглавления, введения, основной части и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, формируются цели и задачи. Основная часть работы разделена на три раздела. Основываясь на исторических и литературных источниках, архивных материалах, личных воспоминаниях, автор увлекательно и доступно смог рассказать о жизни и деятельности известных и уважаемых людей своего рода, которые являются примером достойного поведения для подрастающего поколения. Нельзя не одобрить начинания автора, который ведет поиски преданий, легенд и обычаев своего рода для дальнейшего исследования.
Данная работа может стать источником информации для молодого поколения и может быть использована на уроках истории, бурятской литературы, в работе кружка по краеведению. Определяется суть изучаемой проблемы и ее актуальность, дан анализ использованных источников информации.
Автор в исследовательской работе выполнил поставленные задачи. Им собран и обобщен большой фактический материал. Считаю, что работа заслуживает внимания и хорошей оценки.
Вложение | Размер |
---|---|
pishu_moyu_rodoslovnuyu.docx | 32.37 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КУРУМКАНСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «ДЫРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция «Краеведение»
Направление «Родословная»
Тема:
«Пишу мою родословную…
История семьи в истории страны»
Выполнил: Бадмаев Дандар,
ученик 9 кл. МБОУ «ДСОШ»
Руководитель: Аюшеева
Светлана Цыбиктуровна,
учитель музыки
с. Алла
2012 г.
Рецензия на научно-исследовательскую работу
«Пишу мою родословную… История семьи в истории страны»
Автор: Бадмаев Дандар, ученик 9 класса
МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Данная работа, представленная как научно-исследовательская, соответствует заявленному виду работ и связывает воедино сведения по краеведению, истории, генеалогии. Работа состоит из оглавления, введения, основной части и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, формируются цели и задачи. Основная часть работы разделена на три раздела. Основываясь на исторических и литературных источниках, архивных материалах, личных воспоминаниях, автор увлекательно и доступно смог рассказать о жизни и деятельности известных и уважаемых людей своего рода, которые являются примером достойного поведения для подрастающего поколения. Нельзя не одобрить начинания автора, который ведет поиски преданий, легенд и обычаев своего рода для дальнейшего исследования.
Данная работа может стать источником информации для молодого поколения и может быть использована на уроках истории, бурятской литературы, в работе кружка по краеведению. Определяется суть изучаемой проблемы и ее актуальность, дан анализ использованных источников информации.
Автор в исследовательской работе выполнил поставленные задачи. Им собран и обобщен большой фактический материал. Считаю, что работа заслуживает внимания и хорошей оценки.
Руководитель: _____________ С.Ц. Аюшеева, учитель музыки
МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Оглавление
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите и цените счастье,
Оно рождается в семье.
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?
В этих строках очень просто толкуется понятие «человеческое счастье». Оно – в семье. «Где одному не справиться, там род поддержит», гласит народная мудрость. И на самом деле это так. В самые трудные минуты жизни именно близкие, родные люди становятся надежной опорой и защитой. Человек же, любой человек, - лишь звено в цепочке поколений… Одно поколение сменяется другим, передается какой-то опыт. А передать детям, внукам можно материальные ценности, но самое главное наследство – это бесценный духовный опыт. Я уверен, что учитывая ошибки прошлого, легче познать себя, определить свое предназначение и место в жизни, познать свою собственную ответственность перед семьей. Почитать и уважать предков, хранить память о них – это едва ли не священная обязанность каждого из нас?
«Одно из высших ценностей нашего народа – знание того, «кто мы есть?», «откуда произошли?». Это знание и память хранит нас, дает нам силы и дух. Мы буряты, должны знать свою родословную до двенадцати колен» пишет Д. Дагбаев в своей книге «Тысячи мудрых шагов». И я с ним вполне согласен, но если человек знает свою родословную дальше двенадцати колен, то это прекрасно. Моя семья большая и дружная. Родители мои, отдавая дань бурятским традициям, да и просто по доброте душевной, очень гостеприимные люди. С малых лет они учили меня с уважением относиться к памяти предков. Но и они не всегда могут ответить на некоторые вопросы по родословной, мы не знаем всех легенд и преданий, сложенных про наш род… А я хочу, чтобы мои дети знали, кем были их отцы, прадеды, прапрадеды, чем они занимались, какое место они занимают в истории своей малой Родины, страны.
Цель моей работы: исследование истории и родословной моей семьи.
Задачи:
Структура исследовательской работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии.
Все народы на Земле придают большое значение своему происхождению, почитанию своих предков. Исторически признано в мире, что у монголов и монголоязычных народов свято сохраняются имена самых отдаленных предков. Многие бурятские сказители помнили родословную до 18-20 колена, то что было 5-7 веков назад.
Знание фамильной истории связано с глубоким почитанием старших, дедов и прадедов. Глубокое отношение к памяти давно умерших предков было продиктовано и тем, что считалось: духи предшественников оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий и за это предкам воздаются почести.
По обычаю бурят каждый человек обязан знать своих предков до 7-8 колена, а также, какого рода и племени. На 7 колене родственные связи заканчивались и могли выдавать замуж дочь или женить сына; эта традиция сохраняла род от смешения крови. Смешение крови считалось грехом – потомство рождалось слабым, род мог постепенно выродиться.
«Буряты придавали большое значение «удха» - происхождению, корням человека. Вопрос «Ямар угайбши?» - «Какого ты рода-племени?» был таким же обыденным и даже обязательным, как приветствие «Здравствуйте». И это было не просто дань этикету. Знание того, из какой местности человек, кто его родители, уже создается некий собирательный образ. Просто имя человека мало что значило по сравнению с его родословной, родословная характеристика была весомее и значительнее собственного имени» 3.
Здесь я хочу рассказать легенду о родах Галзууд и Баяндай, которую поведал мне дед. Я услышал, как наша соседка бабушка Санжидма говорила про свой род – род Баяндай боятся грома и молнии. Меня заинтриговало это выражение, и я спросил у деда, почему так говорят, и услышал такую легенду: однажды в старые добрые времена ехал Баяндай на конной повозке по степи. И решил его Бурхан наделить даром «дархан» (кузнеца). Загремел гром, небо почернело и начало метать молнии. Бросил Бурхан кузнечные инструменты перед Баяндаем. Испугался Баяндай грома и молний и спрятался под повозку. А мимо шел Галзууд, он был бесстрашный и гром и молния не могли его испугать. Он поднял кузнечные инструменты. В результате дар «дархан» перешел на Галзууда. И сейчас в наше время про Галзуудов говорят, что они бесстрашные и в роду Галзуудов много шаманов с даром дархан.
К чему я рассказал эту легенду? К тому, что буряты по моральному облику предков часто давали оценку нравственных качеств и предстоящей судьбы потомков. В народе говорят: «Мууhаа муу гараха, модонhоо – хθθ гараха». (От плохого появляется плохой, от дерева сажа). И поэтому наши предки всегда наставляли младших, чтобы они не позорили свой род, племя.
Родословные предания – это живая история родов, история обычаев, нравов. И наш долг сохранить их в первозданной красоте и передать своим потомкам.
Мой отец – Замбулан Заятович является потомком рода Басай Шоно, значит и я отношусь к этому роду, так как принадлежность тому или иному роду у бурят выявляется по отцовской линии. Мы восстановили родословную по отцовской линии до 10 колена: Дандар – Замбулан – Заято – Эрдыни – Ухин – Хамар – Тангай – Боонэй – Матуунай – Суйхэнэй (Приложение 1).
В родословном древе моей семьи по отцовской линии особое место занимает имя моего деда Заято Потельхоновича. Многие говорят, что я очень похож на него. Родился он в 1925 году. Детство и отрочество его прошло в тяжелые предвоенные годы. Подростком он работал на Аллинских Куйтунах трактористом. А когда ему исполнилось 16 лет, началась Великая Отечественная война. Годы Великой Отечественной войны – это годы тяжелых испытаний для нашей страны, для нашего народа. И нет семьи, которого не затронула эта война. И моя семья не исключение. Мой дед Заято в октябре 1942 года семнадцатилетним парнем призвался в армию добровольцем. Прошел краткосрочные курсы молодого бойца в Читинской области, а затем был отправлен на Запад учиться на курсах танкистов-механиков. Попал в танковую армию генерала А.М. Ротмистрова и сразу же вступил в бой под Белгородом. Этот первый бой он запомнил навсегда: то как их экипаж разбомбил немецкий танк, и то как первыми в атаку пошел батальон «штрафников», и то как они погибли под пулями своих же… В этом бою они одержали победу и их полку присвоили звание «гвардейского». До сих пор мой дед любит говорить нам «Гвардии сержант Бадмаев!». Затем их 394-й гвардейский полк участвовал в битве под Курском близ села Прохоровка. Такой битвы еще не было в истории войны. Участвовали 1336 тысяч солдат, 3740 танков, 2172 самолетов. И со стороны фашистов участвовало около миллиона солдат и неимоверное количество танков. «Немецкие танки неповоротливые были, увязали в грязи» вспоминает мой дед, - «Тогда командование провела правильную операцию», говорит дед Заято, и мы выиграли сражение. После этого сражения мой дедушка был награжден первой медалью.
В 1944 году в битве за Беларусь мой дед был ранен. Лежал в госпитале. Вылечившись, продолжил службу в рядах Советской Армии. Он часто нам рассказывал разные истории, произошедшие на войне. Однажды они нашли 10 немецких танков «Тигр». Оказалось, что вся электропроводка в танках была изгрызена мышами, потому что немцы накрыли свои танки соломой и мыши съели проводку вместе с зерном.
Танкист Заято Бадмаев на танке Т-34 прошел всю Украину, Беларусь, участвовал во взятии Кенигсберга, Берлина. За боевые заслуги имеет благодарности Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, награжден орденом Славы 3-й степени, Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина».
Вернулся с войны в 1950 году, отслужив 5 лет в резервных войсках. Проработал на Улан-Удэнском ПВЗ, а затем в 1955 году вернулся в родное село Алла.
С 1955 года и до выхода на пенсию в 1985 году Заято Потельхонович работал лесничим Аллинского лесничества Верхне-Баргузинского лесхоза.
Вспоминает его коллега по работе и просто друг Леонид Николаевич Кобелев, который живет в селе Майск Курумканского района: «Вместе с Заято Потельхоновичем работали в 70-х годах. Тогда люди были серьезные, надежные, искренние не то, что в нынешнее время. Таким человеком был Заято Потельхонович. Работал он техником-лесоводом. Он и его односельчанин Николай Власов были так сказать «людьми дела», на них можно было положиться. Я знаю, что Заято Потельхонович добровольцем ушел на фронт, участвовал во взятии Берлина. Отличался он порядочностью и трудолюбием. Знал его жену Софью, которая родила ему 6 сыновей. Я с уважением отношусь к памяти Заято Потельхоновича».
Вместе с супругой Софьей Никоновной вырастил шестерых сыновей, все получили высшее образование. Старший сын Мунко окончил физико-математический факультет БГПИ и до выхода на пенсию работал учителем физики в родной Дыренской школе. Сын Зоригто по образованию инженер лесного хозяйства, окончил Сибирский технологический университет г. Красноярска, работает мастером участка в «Бурят Золото». Сын Зана окончил терапевтический факультет Читинского медицинского института и сейчас работает рентгенологом в Центральной районной больнице Муйского района в с.Таксимо. Зандан успешно окончил физико-математический факультет БГПИ и работает в Статистическом управление республики Бурятия. Заян окончил географический факультет Иркутского Государственного Университета, а сейчас возглавляет Селенгинское районное управление образования. Замбулан – мой отец – окончил индустриальный педагогический факультет БГПИ и работает учителем технологии МБОУ «Дыренская СОШ». У моего деда 17 внуков и 12 правнуков.
9 мая 2005 года в 60-летие Великой Победы мой дед, единственный оставшийся в живых из нашего села ветеран Великой Отечественной войны участвовал в митинге. Тогда я еще маленький, учащийся 2 класса стоял в строю со своими одноклассниками. А мой дед ехал на открытой машине с развевающимися флагами по площади. Помню как у многих взрослых, присутствовавших на том празднике, прослезились глаза. А я… Я был горд, очень горд, что являюсь его внуком. Мне хотелось кричать, что это мой дед. И только сейчас я начинаю осознавать, через что пришлось пройти моему деду. Да, я горд за него, я горжусь тем, что являюсь внуком Заято Потельхоновича Бадмаева.
У бурят принято особенно почитать родственников по материнской линии (нагаса). Моя мама Лариса Анатольевна – представитель рода Галзууд. Ее отец – мой дедушка – Антолий Эрхитуевич был сыном Аюшы. Я знаю свою родословную по этой линии (нагаса) до 20 колена: Дандар – Лариса – Анатолий – Аюша – Эрхито – Ринчин – Сандаг – hалхалта – Энхэрэй – Ахадан – Обхор – Ухин – Ирээн – Наажад – Уhэлэй – Жэнхээн – Галзууд – Хоридой – Барга-батар – Тогоон Тумэр Хан (Приложение 2, 3).
Я помню, как меня маленького ребенка, каждый раз при встрече дедушка спрашивал «Нагасаш хэн бэ?» и я отвечал «Толя». И так с ранних лет мой дед прививал мне знание родословного древа. Я слышал, что есть много преданий и легенд в моем роду по материнской линии, но я не знаю их. И я решил начать архивацию данных своего рода. Начать хочу с рассказа о человеке, который открыл для меня тайны нашего рода, который привил мне знание о том, что нужно свято хранить имена своих отдаленных предков, о моем дедушке Анатолии Эрхитуевиче.
Это человек с очень интересной судьбой. Аюшеев Анатолий Эрхитуевич родился в улусе Ягдык Баргузинского района 22 марта 1940 года, в многодетной семье Эрхитуева Аюши Ринчиновича. В семье он был десятым ребенком. В 7 лет пошел учиться в Кучигерскую 7-летнюю школу. «В школе он отличался склонностью к точным наукам, слыл математиком и шахматистом» пишет о нем в своей книге «В кругу друзей и земляков» Климентий Бадмаев. После окончания Кучигерской школы продолжил учебу в школе-интернате №1 г. Улан-Удэ, а затем в Восточно-Сибирском технологическом институте на инженерном факультете. Окончив институт, вернулся на родную землю, женился на моей бабушке Альбине Пойдоновне.
И вот начинается трудовая деятельность тогда еще молодого «прораба совхоза «Дыренский» 1 Анатолия Эрхитуевича Аюшеева. Затем он работал управляющим отделением, заместителем директора совхоза «Дыренский». И, наконец, в 1976 году моего деда утверждают на должность директора совхоза «Дыренский».
«В период работы Анатолий Эрхитуевич сумел создать собственную хозрасчетную строительную бригаду с мощной производственной базой из пятнадцати опытных строителей села. Эта «строительная болезнь» никогда не покидала его в период длительной работы на совхозном производстве» 1. И до сих пор, когда дедушки Толи уже нет, мы находим везде: в книгах, в журналах, тетрадях схемы домов, разных зданий, которые чертил мой дед. Находясь уже на пенсии, он не переставал работать. Сейчас я понимаю, что он был человеком, увлеченным своим делом, читал много литературы. Часто к нему домой приходили люди, которые собрались строить новый дом, здание, спросить у него совета, как сделать лучше и никому он не отказывал, помогал чем мог, делал для них чертежи, давал советы какой материал лучше, как провести отопление и т.д.
В годы, когда мой дед работал прорабом совхоза «Дыренский» ежегодно велось строительство жилья, социально-культурных и производственных объектов. «Можно сказать, что строительство многих объектов в Алле было осуществлено благодаря умению директора совхоза Сультима Абидуевича «выбивать» в республике деньги, а бессменному прорабу совхоза Анатолию Эрхитуевичу выполнять огромный объем строительных работ по объектам первостепенной важности для села» 1. Под руководством моего деда ежегодно сдавались новые объекты: это были жилые дома на центральной усадьбе села, жилье на полевых станах и летниках, Дом культуры, врачебная амбулатория, лагерь труда и отдыха для детей, спортивный зал школы, дом быта, стадион, аллея ветеранов, ремонтно-механическая мастерская, теплый гараж на тридцать машин и т.д. В результате центральная усадьба села Алла стала одним из красивейших и благоустроенных сел республики и Дыренский совхоз удостоился переходящего Красного знамени и награжден денежной премией Совета Министров, и в этом немалая заслуга моего деда Анатолия Эрхитуевича, который награжден Почетной Грамотой Обкома КПСС и Совета Министров Бурятской АССР за активное участие в подъеме культуры, и за благоустройство и озеленение населенных пунктов
«В период работы Анатолия Эрхитуевича директором совхоза была организована лугомелиоративная бригада во главе со знатным механизатором совхоза Д.-Ц.-Б. Бишидаевым в течение трех лет в сельскохозяйственный оборот было введено 800 гектаров бывших закустаренных и покрытых мелколесьем земель в Сорюрах, Шибирсо, Гахане, Хурай-Баргажан… Только это мероприятие дало совхозу более 50 процентов кормов для всего поголовья животноводства и получило одобрение, положительную оценку районного и республиканского руководства» 1. И сейчас многие односельчане с благодарностью вспоминают Анатолия Эрхитуевича, благодаря которому мы до сих пор пользуемся этими землями, обеспечивая скот кормами.
«Умелый руководитель, талантливый организатор, новатор производства Анатолий Эрхитуевич был активным участником художественной самодеятельности и актером народного театра»
Мой дед был приветлив и внимателен к коллегам и друзьям, иначе не было бы у него столько друзей, которые никогда не забывали о нем. И когда он после перенесенных операций сидел дома, многие приезжали к нему только для того чтобы увидеть его, встретиться с ним и просто поговорить о жизни. Каждый, кто работал с ним считал своей обязанностью приезжать иногда к Анатолию Эрхитуевичу, рассказать о своей жизни, о детях, о том, чем он сейчас занимается, как его дети, родные. И с каждым из них было что вспомнить, а иногда вынут из шкафа шахматы и сидят играют, шутят, смеются, вспоминая прежние времена. «Он был не только талантливым руководителем, но и душевным, понимающим человеком с большим чувством долга и ответственности. Как руководитель никогда никого особо не выделял, но был очень объективен и справедлив в оценке труда каждого… Много общего связывало нас по жизни. И светлая память о нем навсегда сохранилась у меня» вспоминает о нем его «друг, товарищ и шурин» Климентий Бадмаев.
Анатолий Эрхитуевич умел вести за собой людей, обладал даром убеждения. Вспоминает водитель совхоза «Дыренский» Бадмаев Бальжин Аюшеевич: «Я работал тогда в совхозе «Улюнханский». Однажды приехал к нам в совхоз Анатолий Эрхитуевич к директору нашего совхоза Владимиру Баторову. Тогда мы с ним разговорились, и он начал убеждать меня переехать в Аллу и работать там. Я, конечно, сначала отнекивался, ведь не просто все бросить и уехать. Но он меня убедил, и, в конце концов, я переехал в Аллу. Всю жизнь я работал в совхозе «Дыренский» бок о бок с Анатолием Эрхитуевичем. Я благодарен своей судьбе, за то, что мне посчастливилось работать рядом с таким замечательным человеком. Работать с ним было легко. Он быстро улавливал все новое, все то, что необходимо сейчас и в будущем. Анатолий Эрхитуевич был человеком добрым, внимательным, уважительным»
За многолетний и многогранный труд Анатолий Эрхитуевич награжден Почетной грамотой от Госагропром Бурятской АССР, удостоен знаками «Победитель Соц.соревнования» в 1976 и 1979 гг. Награжден медалью, посвященную 50-летию образования колхоза имени Ленина (совхоз «Дыренский»). Ему присвоено звание «Заслуженный инженер-строитель Бурятской АССР».
Со своей верной спутницей жизни, моей бабушкой Альбиной Пойдоновной они родили и достойно воспитали пятеро детей. Их старшая дочь Лариса – моя мама – сейчас работает экономистом в администрации поселения «Дырен эвенкийское». Старший сын Евгений живет и работает в г. Улан-Удэ. Сын Александр – специалист финансового отдела администрации МО «Курумканский район». Сын Михаил – учитель биологии и географии, сейчас работает педагогом дополнительного образования в МБОУ ДОД «Центр детского творчества». Дочь Людмила – кандидат экономических наук, работает экономистом на предприятии «Икат плюс». Мой дед всегда мечтал, чтобы у него было много внуков. Сейчас нас 10. Но именно мне, моему брату Жене, моим двоюродным сестрам Люде и Дари посчастливилось быть внуками ему при жизни.
Я всегда знал, что мой дед Анатолий Эрхитуевич занимал особое место в истории нашего села. Но я и не представлял, какой огромный вклад внес он в развитие своего родного совхоза. И я неимоверно горд тем, что Анатолий Эрхитуевич – мой дед.
Я воссоздал родословное древо по отцовской линии до 10 колена. А по материнской линии оно было воссоздано еще до меня, но я немного дополнил ее. Еще многое предстоит разыскать, понять, изучить. Проделав эту работу, я изучил историю своего рода, узнал, кто были мои предки, и какой вклад внесли они в развитие родного села. Теперь я могу передать историю своим родственникам, а в дальнейшем своим детям, чтобы память о предках всегда была жива.
Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и буду продолжать исследовать, узнавать, писать и стараться чтобы, в конце концов, получилась более полная версия истории моей семьи со всеми преданиями, легендами, историями из жизни и т.д.
Мои родственники прожили достойную жизнь. Каждый из них оставил свой след в истории своей Родины.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Волшебная фортепианная музыка
Снежная сказка
Рисуем белые грибы пастелью
Почта