Счастье - одна из основных тем философского знания со времен античности до наших дней. Понятие счастья воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. В настоящее время под счастьем принято понимать полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 744 КБ |
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук Юных Исследователей им. Ю.А. Жданова
Секция общественных наук
Подсекция «философия и культурология»
Исследовательская работа
Тема:
«Счастье – это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ…»
Автор работы:
Роякина Элина Александровна
9 класс
МБОУ лицей №9
Научный руководитель:
Югринова Валентина Владимировна
преподаватель МХК, ИЗО, технологии
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………..4
Глава 1. Понятие счастья……………………………………4-5
1.1. Определение счастья…………………………………… 5-6
1.2.Теории удовольствия и боли……………………………7
1.3.Теории деятельности……………………………………..7
1.4.Моё понимание счастья…………………………………. 7-8
1.5. Ум и счастье…………………………………………….. 8
Глава 2. Категории счастья…………………………………. 8
2.1. Физиология счастья …………………………………… 9-10
2.2. Счастье как нравственная категория………………….. 11-13
2.3.Счастье как этическая категория………………………. 14-16
2.4.Счастье как эмоциональное переживание…………….. 16-17
Глава 3. Исторический обзор проблемы счастья………….. 17-19
3. 1. Значение счастья в деятельности………………………19
Глава 4. Философия счастья…………………………………20-22
Глава 5. Удовольствие и счастье…………………………….22-23
Глава 6. Факторы счастья…………………………………….23-24
Социологический опрос………………………………………25
Заключение…………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………28
Введение
«Счастье – это состояние совершенства, достигнутое сочетанием всех благ… К чему вне себя искать счастья, которое находится в нас самих».
Боэций «Утешение философией»
Счастье - одна из основных тем философского знания со времен античности до наших дней. Понятие счастья воспринималось древними философами как некое абсолютное благо. В настоящее время под счастьем принято понимать полное удовлетворение человеком своей жизнью, ее условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей. Однако, вопрос о том, как можно достичь счастья до сих пор остается открытым и продолжает вызывать множество споров.
Актуальность темы исследования. Значимость в жизни того, что люди называют словом «счастье», вряд ли можно ставить под сомнение. Счастье - одна из основных человеческих ценностей. Стремление к счастью заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Представления человека о счастье входят в смысложизненную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру. Сегодняшняя культура демонстрирует активнейший интерес к проблеме счастья, дефицит которого ощущается в современном обществе.
Цель исследования: рассмотрение понятия «счастье» как форму сознания, его смысловое наполнение, связь с социальной реальностью, а также его роль в контексте индивидуального бытия.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Методы исследования: анализ научной, публицистической литературы, обращение к материалам произведений авторов античной философии и художественном мировосприятии поэтов и писателей прошлых веков и современности.
Объект исследования - существующие в социуме объективные мыслительные формы, их смысловое содержание и взаимодействие с социальной реальностью.
Предмет исследования - счастье как объективно-субъективная реальность, как созданный в конкретном социуме социокультурный образец, форма мышления, возможное и достижимое состояние человеческого бытия.
Гипотеза: Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого бытия, всегда было одной из главных тем философского дискурса.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Установлено, что в исследованиях счастья в настоящее время преобладает эмпирический подход, который ограничивается выявлением многообразия представлений о счастье и его источниках и стремится выделить среди них основные, признаваемые большинством.
2.Сформулированы основные принципы социально-философского исследования феномена счастья, обосновано положения о том, что счастье должно быть рассмотрено как сложившаяся в рамках определенной культуры объективная мыслительная форма.
3.Проведен социально-философский анализ представлений о счастье, сложившихся в рамках античной и средневековой культуры, выделены основные особенности этих представлений и их связь с господствовавшей картиной мира.
4.Выделены основные характеристики социального бытия индивида современного социума, установлено, что степень удовлетворенности индивида современного общества определяется двумя основными факторами: постоянно растущими потребительскими запросами, ориентацией на демонстрируемые высшим классом стандарты потребления и ограниченными возможностями их достижения.
Основная часть исследования
«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что ещё слепить тебе?»- спросил Бог. Человек ответил: «Слепи мне счастье». Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Глава 1. Понятие счастья
Каждый хочет быть счастливым;
но чтобы достичь счастья, необходимо
знать, что такое счастье .
Ж. Ж. Руссо
Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы. Всякого, кто взялся за нее уже можно назвать счастливым. Счастье – это очень многое и прежде всего это умение радоваться жизни, сопереживать ближним, родным. Некоторое время назад на олимпиаде в Сиэтле девять атлетов стояли на старте 100-метровой дорожки. Они все были физическими или умственными инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно. Все. Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?». Потом они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители встали с мест и зааплодировали. Аплодисменты длились очень долго... Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему? Потому что глубоко внутри себя мы все знаем, что самая важная вещь в жизни — значит намного больше, чем побеждать для себя. Самая важная вещь в жизни - это помогать другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку. «Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча». Счастье - это состояние души. Счастье - психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения. Вплоть до сих пор феномен счастья изучается философией - этикой и психологией. Счастье - цель деятельности любого субъекта. Форма существования счастья - протекание (неизменчивость сути при изменении составляющих). Наборы источников счастья рождают разные наборы психологических состояний, составляющих счастье (переживаний, эмоций, настроений и др.). Строго говоря, разновидностей счастья не существует. Термины, схожие по смыслу (радость, удовлетворение, наслаждение, благодать и др.) суть лишь психологические состояния, рождающие счастье в своей совокупности и синонимами счастья могут являться лишь в обиходной, но не в научной речи.[4.17-18]
1.1. Определение счастья
«Счастье - это внутреннее солнышко»
Н.И. Козлов
Понятие «счастье» имеет многоаспектное, трудно поддающееся систематизации содержание. Польский исследователь В.Татаркевич, написавший фундаментальный труд «О счастье», выделил 4 основных значения этого понятия:
1) благосклонность судьбы, удача;
2) состояние интенсивной радости;
3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни;
4) чувство удовлетворения жизнью.
Татаркевич указывает, что эти четыре значения являются наиболее распространенными, но ни одно из них по отдельности, ни все вместе не исчерпывают смысл понятия счастья. [20.123] Кроме того, по каждому пункту можно найти контраргумент, доказывающий, что счастье не обязательно есть, например, удача или положительный баланс жизни. Можно привести иные понимания понятия счастья. Гедонизм понимает под счастьем удовольствия. Эвдемонисты утверждают, что счастье есть обладание высшими благами. Так на вопрос Диотимы: «Что будет с человеком, овладевшим благом?», Сократ отвечает: «Он будет счастлив». Моралисты говорят, что счастье в добродетельном поведении. И наконец, психологически счастье воспринимается как чувство удовлетворения жизнью.
Видимо человечество все время было столь несчастливо, что даже не смогло выяснить, что такое счастье. Шопенгауэр, например, считал счастье понятием отрицательным, а именно, счастье, по Шопенгауэру, есть отсутствие страданий. Многим известно изречение: «Счастье, как и здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть.» Все тот же Шопенгауэр, мрачно заметил: «Есть одна для всех врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья.» Не знаю, читал ли Салтыков-Щедрин Шопенгауэра, но как бы ответом звучит его реплика: «Человек так уж устроен, что и на счастье-то как будто неохотно и недоверчиво смотрит, так что и счастье ему надо навязывать.» И совсем уж полным контрастом отдает фраза Людвига Фейербаха: «Где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще. Стремление к счастью - это стремление стремлений»
Наиболее известным из ходячих определений является такое: «Счастье это, когда тебя понимают.» Само слово «счастье» трактуется как «соучастие» (в общем деле, в общей судьбе). По моему же дилетантскому мнению, слово «счастье» происходит от «сейчас», т.е. оно – «сейчастье». Человек счастливый живет здесь и сейчас, радостно переживая (не пережевывая, а целиком) данный конкретный момент жизни, неважно вызвана ли эта радость происходящими событиями, или каким-то воспоминанием, или же предвкушением будущего. [10.36] Таким образом, под счастьем мы будем понимать устойчивое эмоциональное состояние (кратковременную радость нельзя назвать счастьем), в котором доминирующей эмоцией является радость. Иные эмоции отнюдь не подавляются и не запрещаются. Счастливый может позволить себе любые чувства - даже печаль и грусть подобно тому, как в сладкую кашу добавляют щепотку соли. Именно тем и ценно счастье, что в нем доступны любые чувства, переживания, эмоции. Счастье есть ощущение полноты бытия.
1.2.Теории удовольствия и боли
По мнению Татаркевича, представление о том, что удовольствие и боль (состояние счастья и несчастья) взаимосвязаны, находит множество подтверждений. Так, например, те, кто испытывает наиболее интенсивно удовлетворение, также более интенсивно испытывают и негативные эмоции.
Еще одним доказательством того, что удовлетворение и боль взаимосвязаны, является подробное рассмотрение психологических затрат и вовлеченности в поставленную цель. Если человек имеет значимую цель и потратил много сил на ее достижение, то неудача будет причиной разочарования, а удача - ощущения счастья. Но если индивид не был особенно заинтересован в достижении цели, то и неудача не станет причиной сильного неудовлетворения. В терминах Татаркевича: при увеличении источников удовольствия автоматически увеличиваются и источники боли. [22.367] Интересной теорией, предполагающей взаимосвязь удовольствия и боли является теория обратного эффекта Соломона. В соответствии с ней потеря чего-то хорошего вызывает состояние несчастья, а потеря чего-то плохого, наоборот, ведет к счастью. При этом субъект будет привыкать к плохому или хорошему для него объекту и таким образом уменьшать это субъективное ощущение счастья или несчастья. [7.45]
1.3.Теории деятельности
Теории деятельности утверждают, что счастье - это сопутствующий продукт человеческой деятельности. Например, удовлетворенность от восхождения на гору может быть выше, чем достижение вершины. Сегодня теории деятельности рассматривают деятельность в самом широком смысле. Например, хобби, социальные взаимоотношения.
Очень распространено в этих теориях убеждение, что осознанная деятельность уменьшает субъективную удовлетворенность. Для достижения счастья необходима концентрация усилий на достижении целей и задач, а счастье при этом является побочным продуктом.
Если выполняемые действия слишком легки, то возникает скука, если же слишком сложны, возникает тревожность. Жизнь будет наиболее счастливой, если они вовлечены в интересную и увлекательную деятельность.
1.4.Моё понимание счастья.
Что такое счастье? Наверное, у каждого человека будут свои определения, потому что это риторический вопрос, на который люди отвечают веками и на который не может быть однозначного ответа. Вопрос этот относится к области философии, а она, в свою очередь, не является наукой точной, математической. Здесь нет аксиом и формул, но это не лишает ее привлекательности, скорее наоборот. Описать понятие "счастье" невозможно. Полагаю, что можно описать ощущения, чувства, состояние. Ощущение счастья может выражаться едва заметно, когда посмотришь в глаза человека, а они излучают радость, восторг. Бывает счастье, когда получила то, чего давно желала. А бывает, когда увижу закат невероятных красок или радугу в полнеба.
Счастье – это то, к чему надо стремиться, ради чего надо жить, благодаря чему могу быть полезной, в осуществление моей мечты, в надежде на будущее. Счастье – это когда я достигну своей цели в жизни.
1.5. Ум и счастье
«Ум, несомненно, первое условие для счастья.»
Софокл
Счастье есть переживание радости бытия. Это переживание окрашено множеством красок и имеет множество измерений. Пока не вмешается ум. Ум пережевывает переживания и переводит нас из многомерного пространства ощущений в плоскость понятий и определений. Даже не в плоскость, а еще беднее - в одномерность цепочки суждений. Непрерывный поток ощущений ум превращает в дискретный поток слов. Ум дробит целое на части и расставляет их по полочкам в соответствии с действующей в нем концепцией бытия. Это называется - понять мир. Вот, человек пришел в музей на картины посмотреть. Но ум не дает ему просто наслаждаться красотой. Никакого баловства! Ум привел человека в музей не ради наслаждения, а для повышения культурного уровня. А еще экскурсовод ходит и выдает кучу ненужной информации об авторе, о школе, о технике и т.д.. Ум с аппетитом все это пережевывает. И вот, вместо воспоминания о переживании встречи с прекрасным в памяти остается рассказ экскурсовода. Не так ли и в жизни? Мы можем вспомнить события, места, время, людей, но не можем вспомнить ощущений, связанных с ними, т.е. не просто выразить словами, а пережить заново. Мы живем в уме, а не в мире. Мы живем в плену умственных абстракций.
Глава 2. Категории счастья
Счастье - это слово вызывает у нас улыбку и какое-то приятное чувство. А что мы ощущаем, когда действительно испытываем счастье, и что же на самом деле оно значит? Определение счастья существует в нескольких сферах: медицине, философии, повседневной жизни. Рассмотрим эти определения подробнее.
2.1. Физиология счастья
Счастье представляет собой
удовлетворение жизнью в целом.
Г. Рэшдолл
С медицинской точки зрения человек испытывает счастье, когда в организме происходит химическая реакция, в которой участвуют так называемые "гормоны счастья", а именно серотонин и эндорфины. Серотонин содержится в шоколаде, бананах, финиках и инжире. Он снимает напряжение, положительно влияет на сон и аппетит и самое главное способствует возникновению чувства удовольствия и повышает настроение. Эндорфины содержатся в шоколаде и бананах. Даже смех и всеми нами любимое мороженое тоже обладают "гормоном счастья". Благодаря эндорфинам, у человека всегда много сил и энергии, он достаточно оптимистичен и чувствует себя абсолютно счастливым. Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека. Счастье может быть стойким, или, наоборот, внезапным и непродолжительным. К факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты. Т.о. депрессия выражает собой полную противоположность счастью и сопровождается чувством печали, отчаяния, неверием в возможность что-либо изменить, ощущением собственной незначимости, отрицанием смысла жизни вплоть до суицидальных намерений. Как альтернатива депрессии, а следовательно и связанному с ней пессимизму, счастье соответствует оптимизму. Общность понятий «счастье» и «оптимизм» очевидна; это дает основание многим авторам рассматривать оптимизм в качестве структурной составляющей счастья в его широком значении. Тем не менее, оптимизм, пересекаясь и даже совпадая по многим свои характеристикам со счастьем, по сути дела является самостоятельным и уникальным феноменом человеческой психики и личности. Уникальность оптимизма заключается, прежде всего, в том, что он включает в себя «векторный» компонент жизни, отражающий движение от настоящего к будущему, движение человеческого духа «вперед и выше». Именно этой своей ориентацией на лучшее будущее, верой в него, оптимизм отличается от счастья как состояния радости и удовлетворения настоящим. В тоже время без оптимизма счастье не является полноценным, т.к. перспективы на будущее, чувство веры и надежды имеют для него решающее значение. Равным образом и оптимистическое сознание предполагает уверенность человека в достижении более полного счастья и возможность быть счастливым не только в настоящем, но и в будущем. С повседневной жизнью всё складывается гораздо проще, ведь большинство людей не будут философствовать или уходить в глубины медицины при определении своего собственного счастья. Чтобы извлечь какие-то практические выводы, я решила опросить знакомых и узнать, что же для них значит счастье. Хотелось бы процитировать некоторые наиболее понравившиеся ответы на вопрос о счастье.
Некоторые ответы похожи, но у каждого своё и очень индивидуальное счастье. И хотелось бы закончить последней цитатой и, по моему мнению, наиболее глубоко раскрывающей понятие счастье: " Счастье - это состояние души, и часто это не объяснить словами, это полная гармония во всем".
2.2. Счастье как нравственная категория
Меня однажды озарило, что высшим
состоянием души является то состояние,
при котором слава – ничто, а
счастье даже не нужно.
Г. Флобер
Человек так устроен, что он стремится к обеспечению своих интересов. И чаще всего бывает, что достижение какого-то своего личного интереса человек рассматривает как элемент счастья. Получается, что мы часто пытаемся построить свое личное счастье за счет окружающих. Это «счастье» недолговечно, так как противоречит основному нравственному закону «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». Борьба за счастье - это борьба со своими пороками, недостатками, мешающими жить нам и окружающим нас. Жизнь освобождающегося от пороков человека наполняется особым смыслом - идеей нравственного совершенствования. Каждый шаг вперед на этом пути - радость маленькой победы, каждый шаг назад - боль и горечь поражения. Человек, вставший на этот путь, с одной стороны, испытывает наслаждение уже от того, что идет по нему, а с другой стороны, чувствует бремя огромной ответственности перед Богом, ближними и самим собой. С каждым успешным шагом на этом пути у нас прибавляется уверенность в своих силах, повышается самооценка, крепнет вера и любовь. У человека появляется все больше сил и возможностей для выполнения второй важнейшей христианской заповеди: "Возлюби ближнего своего как самого себя". С другой стороны, было бы большим заблуждением понимать счастье как результат достижения конечной цели устремлений человека - самого счастья. Если человек поставил высшей целью своей жизни достижение счастья и ничего более, то вряд ли это хоть сколько-нибудь согласуется с понятием нравственного мотива поведения. Не случайно японская мудрость гласит: «Счастье выпадает тому, кто его не ждет». Аналогичную мысль выражает и русская пословица: «Счастья искать - от него бежать». Убеждает в этом и французская писательница А.Л.Ж. де Сталь: «Человек, посвятивший себя погоне за полным счастьем, будет несчастнейшим из людей». О недопустимости превращения счастья в главную цель жизни говорит и замечательный русский писатель М.М. Пришвин: «Нельзя целью поставить себе счастье: невозможно на земле личное счастье как цель. Счастье дается совсем даром тому, кто ставит какую-нибудь цель и достигает ее после большого труда». Стремление к счастью и постоянное его ожидание, размышление о нем - разные вещи. Подсознательное стремление к счастью должно сочетаться с сознательным стремлением к добродетели, и только тогда оно приходит к человеку, образно выражаясь, совсем с другой стороны, нежели его ожидают. Главное - не мечтать о счастье, а думать о том, как стать достойным счастья. Поэтому, счастье есть итог длительного пути человека от порока к добродетели, результат борьбы с пороком, награда человека самому себе за свой упорный целенаправленный труд, как победа в описанной борьбе. О понимании счастья как заслуги говорил М.М. Пришвин: «Да, конечно, счастье необходимо, но какое?».
«Есть счастье - случай, это- Бог с ним».
«Хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга».
Все античные философские школы были едины также в том, что только нравственное и разумное поведение ведет к счастью. С этой точки зрения гедонисты были одного мнения с моралистами. «Не существует приятной жизни,– писал гедонист Эпикур,– которая не была бы разумной, нравственно возвышенной и справедливой, так же как не может быть разумной, нравственной, возвышенной и справедливой жизни, которая не была бы приятной». Наконец, существенно важным в стремлении к счастью является различение счастья как такового и средств его достижения. Люди давно обратили внимание на диалектическую взаимосвязь счастья и несчастья. Более того, достаточно часто в арсенале мировой философской мысли встречается убежденность в том, что несчастье порой является залогом счастья, исходной точкой движения к нему. Вспомним известную русскую поговорку: «Не было счастья, да несчастье помогло». Русские пословицы гласят также: «Натерпишься горя, научишься жить» и «Кто нужды не видал, тот и счастья не знает». Великий немецкий философ и поэт эпохи Просвещения Фридрих Шиллер (1759-1805) писал: «...Истинная нравственность вырабатывается лишь в школе несчастий и... постоянное счастье легко может стать роковой пучиной для добродетели».[24.21] Теория потребностей утверждает, что существуют врожденные и приобретенные потребности, которые человек стремится удовлетворить. Эти потребности могут быть как осознанными, так и неосознанными. В любом случае человек начинает себя чувствовать счастливым после осуществления своих желаний. В противоположность теории потребностей, в теории целей предполагается осознанность желаний. Личность осознанно пытается достичь некоторой цели, и счастье возникает в случае ее достижения. Цели и потребности могут соотноситься, например, лежащие в основе потребности могут побуждать к постановке определенных целей. Потребности могут быть универсальными, как у Маслоу, или же они могут значимо отличаться для различных людей, как у Мюррея. Тем не менее общепризнанным является то, что удовлетворение потребностей, реализация целей, желаний ведет к возникновению ощущения счастья. Маслоу предложил универсальную иерархию потребностей, возникающую, по его мнению, в одинаковой последовательности у всех людей. Личность должна переживать субъективное ощущение счастья, удовлетворяя потребности на определенном уровне, и по его мнению, возможна более интенсивная удовлетворенность на более высоком уровне пирамиды потребностей. Мюррей предложил множество потребностей различного происхождения.
Потребности различных людей значимо отличаются друг от друга, как, например, потребности достижения и аффиляции. Он считал, что люди счастливы, если удовлетворены их конкретные потребности. Цели и желания принято считать более осознанными, чем потребности. Предполагается, что большинство людей испытывают ощущение счастья по достижении значимой цели. Однако неизвестно, как долго может длиться это ощущение во времени. Некоторые теоретики, например, Шекола (Chekola M. G.) считают, что ощущение счастья зависит от последовательного исполнения жизненного плана и интегрированного набора личностных целей. Таким образом, в соответствии с этим подходом, субъективное ощущение счастья зависит от двух факторов: гармоничной интеграции целей в жизненный план человека, и их осуществления. Еще одним подходом, разработанным в данном направлении, является теория Палиса и Литла, в котором определяющим является жизненная стратегия, подчиняющая себе конкретные личностные задачи, связанные с достижением счастья. Палис и Литл утверждают, что люди имеющие долгосрочные жизненные цели с отодвинутым во времени вознаграждением несчастны. Большинство же счастливых людей имеют проекты менее сложные и приносящие больше удовольствий, значимых для индивида в данный период времени. Поэтому ощущение счастья зависит от множества факторов.
Во-первых, люди должны достигать цели, приносящей кратковременные моменты счастья, испытывая при этом продолжительную неудовлетворенность, из-за несоответствия кратковременной цели и цели, отодвинутой во времени.
Во-вторых, эти цели и желания могут находиться в конфликте, и поэтому их полное удовлетворение невозможно. А так как эти цели и желания могут быть и неосознанными, то будет трудно их определить и интегрировать, если они противостоят друг другу.
В-третьих, люди могут быть лишены возможности переживания счастья, если цели и желания отсутствуют.
И в-четвертых, люди могут быть не в состоянии достичь свои цели по причине отсутствия достаточных способностей и умений, а также если их цели слишком высоки.
2.3.Счастье как этическая категория
Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:
-гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;
-эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, что бы быть счастливым;
-утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;
-рагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатство, стремление к обладанию вещами, комфортом, престижем;
-корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
-перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнуты любовью к ним, с уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей. [10.12]
Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность — это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант — ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни — значит, найти свое «место под солнцем».
С категорией «смысл жизни» тесно связано понятие «счастье». Если смысл жизни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.
Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья - общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом - с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».
В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) - быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье - это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». Необходимые условия счастья:
Объективные - удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт - еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья.
Субъективны - внутренняя готовность и способность личности к счастью - своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете, это - нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни. Итак, для счастья необходимы следующие условия:
-оптимальное удовлетворение материальных потребностей;
-самореализация личности через профессиональную деятельность и бескорыстное общение. Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни. Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некоей «зоне непрекращающихся удовольствий». Это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни. Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.[10.25]
Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны другие: только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность. Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентируем нас на бережное отношение к счастью.
Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокой: внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».
Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.
Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.
2.4.Счастье как эмоциональное переживание
Счастье как эмоциональное переживание чрезвычайно "многоцветно". Основываясь на положительной (в целом) оценке человеком своей жизни, оно включает в себя разнообразные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Отождествление счастья с непрерывно длящимся наслаждением дезориентирует человека, установка на "сплошное блаженство" (выраженная на современном молодежном сленге девизом "все - в кайф") искажает систему ценностей и порождает, как правило, разочарование жизнью. Погоня за удовольствиями, в процессе которой легко прививается моральный релятивизм и даже цинизм, приводит к пресыщению (если погоня оказывается "успешной") или к остро ощущаемой неудовлетворенности своим существованием (если нет возможности утолить жажду наслаждений). В любом случае человек, ориентированный подобным образом, оказывается не в состоянии противостоять неблагоприятным обстоятельствам, достойно переживать неминуемые огорчения и страдания.
Сложность, противоречивость, многоаспектность человеческой жизни является основой разнообразия ее эмоционального восприятия, в котором причудливо переплетаются радость и грусть. "Изъять" страдание из жизни невозможно, поэтому стремление к счастью предполагает, вероятно, готовность к страданию, формирование правильного к нему отношения. Поскольку страдание многолико, нам позволительно классифицировать его, выделяя, например, деструктивное и конструктивное. Названия эти, возможно, не совсем удачны, но они позволяют поставить реальную проблему. В самом деле, деструктивное страдание разрушает самые важные для субъекта ценности, делает невозможной (на время или даже навсегда) положительную оценку им своей жизни. Конструктивное, напротив, может усиливать и обогащать ощущение счастья. Формы того и другого вида страдания и его мера существенно определяются индивидуальными особенностями. Тонко чувствующие, ранимые натуры, например, глубоко переживают малейшие нюансы в человеческих отношениях, непонятные и недоступные другим людям, с более грубой душевной организацией. Еще на заре становления этической рефлексии мудрецы зафиксировали истину, выведенную из житейских наблюдений: избыток удовольствий неизбежно приводит к страданию, а вот страдание от отсутствия удовольствия (правильно дозированное, конечно), воздержание дает возможность достигнуть впоследствии высшей степени наслаждения. Предвкушение удовольствия, отмечал Эпикур, способно облегчить наши страдания и даже, можем добавить мы, вызвать желание страдания. Последнее, правда, характерно для особо изощренных натур (примеры такого рода можно найти в произведениях Ф.Достоевского) и чревато патологией: упоением страданием, культом страдания. Кстати говоря, физиологические исследования состояний остpoгo наслаждения показывают, что при нем в работу вовлекаются две системы: парасимпатическая, связанная с положительными эмоциями, и симпатическая, являющаяся одним из нервных коррелятов отрицательных эмоций1. Не случайно, поэтому, отрицательные эмоции (слабой степени интенсивности) могут оказаться притягательными для индивида, который стремится (чаще всего бессознательно) утолить свой "эмоциональный голод".
"...Не миновать нам двойственной сей грани: из смеха звонкого и из глухих рыданий созвучие вселенной создано". (Вл. Соловьев)
Проблема счастья, конечно, не исчерпывается обрисованными здесь аспектами. Нужно отметить, что у счастья есть определенные количественные, если можно так выразиться, параметры. В различные моменты своей жизни человек может чувствовать себя или очень счастливым, или абсолютно несчастным, или находиться где-то посредине между этими крайними состояниями. Даже "первое приближение" к изучению проблемы счастья позволяет нам увидеть, что понятие это обозначает чрезвычайно сложное, многогранное переживание, в котором в противоречивом единстве сплетаются тончайшие оттенки индивидуального мировосприятия. Тем не менее, можно говорить и о некоторых основаниях этого индивидуализированного жизнеощущения или, другими словами, об условиях счастья. [24.35]
Глава 3. Исторический обзор проблемы счастья
Счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем, не, только духовное, но и подразумевающее материальное благополучие. Мы часто слышим такие слова: "Я счастлив" или "Это самый счастливый день в моей жизни!" Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке неких определенных качеств, наверное, особенно, чистоты, так как только тот, кто чист и светел душой, не обременен приземленными и низшими состояниями сознания: зависти, озлобленности, ревности, меркантильности, алчности и т.п. Первые попытки решения проблемы счастья можно найти уже в самых ранних литературных памятниках древности: Ведах и упанишадах, «Песне арфиста», «Поучениях Кагемни», «Поучениях Птаххетена» и др., относящихся к III-II тысячелетиям до н. э. Они представляют собой в основном своеобразные своды правил поведения, выполнение которых могло бы, по мнению их авторов, предохранить человека от всевозможных ошибок, потерь, разочарований и трагедий. Форма поучения сохранилась и в более поздние времена в практически всех этических системах.
Многие философы, учителя этики и религиозные реформаторы древности были увлечены попытками вывести своего рода «формулы» счастья, найти рецепты его изготовления, указать пути к нему, алгоритмы его достижения. К сожалению, мы очень мало знаем о том, что думали древние мыслители по поводу того, каким должен быть человек, чтобы стать счастливым, и начинаем «открывать Америку» заново. Не лучше ли обратиться к опыту прошедших веков? Анализ большого числа сентенций великих мира сего позволяет прийти к выводу о том, что стремление к счастью генетически заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Осуществление же этого стремления вручено человеку как дар его свободной воли. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пьетро Помпонацци (1462-1525) считал, что человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья. Французский философ, теолог, физик и математик Блез Паскаль (1623-1662), стоявший у самых истоков философии Нового времени, выразил свои мысли на этот счет в следующем высказывании: Все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна... Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.[9.14.]
Философское осмысление темы счастья нашло свое отражение и в русской литературе. Многие произведения русской прозы и поэзии являются своеобразными философскими сочинениями, облеченными в литературную форму. Выдающийся русский писатель В.Г. Короленко говорил, что общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление. Таким образом, значимость в жизни того, что люди называют словом "счастье", вряд ли вообще можно ставить под сомнение, и чтобы осознать это, не обязательно быть выдающимся моралистом, философом, богословом. Само по себе стремление человека к счастью - явление более чем очевидное. Приведенные же выше высказывания относительно данного предмета понадобились нам для того, чтобы высветить антропологический корень этого стремления - само существо человеческой природы.
Следовательно, решение вопроса о счастье, понимание счастья в большинстве своем зависит от решения вопроса о человеческой природе, понимании смысла и назначения бытия человека на протяжении веков, на протяжении всего периода существования человечества.
Скажем, рассмотрение категории счастья в плоскости социально-экономических отношений влечет за собой анализ степени удовлетворения потребностей физического уровня бытия человека, материального достатка, степени удовлетворенности его социальным положением и т.д. Словом, здесь вступают в силу показатели так называемого качества жизни человека. Здесь уместно вспомнить Гельвеция, сказавшего: «Несчастье почти всех людей и целых народов зависит от несовершенства их законов и от слишком неравномерного распределения их богатств». Августин Аврелий. Исповедь.: Пер. с латин. - М.: Республика, 1992. С.178
Психологический аспект счастья подразумевает под собой анализ некоего психического состояния человека, которое можно охарактеризовать данным термином. Здесь скорее можно говорить о кратковременном состоянии переживания радости, необыкновенного душевного подъема, ощущения полета, влюбленности, небывалого прилива сил и т.д.
3. 1. Значение счастья в деятельности
Можно утверждать, что каждый человек стремиться быть счастливым, ощущать себя счастливым. Я попробую дать собственное определение счастья: «Человек счастлив тогда, когда живет в согласии с самим собой». Что же значит жить в согласии с самим собой?
Каждый свой поступок, каждую ситуацию человек подсознательно сопоставляет с неким стереотипом, находящимся в подсознании. Это сопоставление происходит независимо от нашего желания и практически не подконтрольно сознанию. Наш внутренний стандарт никогда не осознается нами полностью. Люди, склонные к самоанализу и честные с собой, представляют его лучше, большинство людей хуже. Но никто не осознает себя полностью. Ну а чужая душа - вообще потемки.
Если мы хотим воспитать гармоничную личность, способную быть счастливой, мы, прежде всего, должны выяснить ее природные наклонности, или, что более реально, создать условия для самоопределения личности. Отрицание природных наклонностей может приводить к глубочайшим заблуждениям и трагическим ошибкам.
Конечно, все люди - разные. Хотя все дети примерно в равной степени активны и любознательны, с возрастом расслоение нарастает.
Люди честолюбивые, агрессивные и экспансивные.
Именно их стремление к счастью определяет основные черты и основные направления развития Техногенной Цивилизации.
Глава 4. Философия счастья
Кто нашел счастье, тот все нашел.
Ламетри
Вопрос о том, что такое счастье и что значит быть счастливым, с давних пор волновал человека. "Человек создан для счастья, как птица для полета". В этом хорошо известном крылатом изречении народная мудрость "зафиксировала то обстоятельство, что счастье относится к глубинным сторонам человеческого существования, к самой его природе. И уже только поэтому понятие счастья должно выражать определенный срез нравственной жизни человека". Сократ, Платон, Аристотель задумывались над целью человеческого бытия. Аристотель пришёл к выводу, что такой целью является достижение счастья. И вот Аристотель начал поиск источников этого стремления к счастью. Фундаментальной целью всякой религии и философии, а также психологии является оснащение человека инструментарием, который позволит ему достичь как можно большего удовлетворения. Что же нужно человеку для счастья? Споры о счастье, которые вели греки во времена Аристотеля, имели своим предметом счастье уже в этом новом понимании; прежде всего спор шел о том, какие блага необходимы для счастья. Сам Аристотель считал, что для него необходимы различные блага; даже наивысшие, моральные и духовные, сами по себе для него недостаточны. Чтобы быть счастливым, человек не может быть ни слишком уродливым, ни низкого происхождения, ни слабым и больным, ни нищим, ни одиноким, лишенным семьи и друзей; только сочетание различных благ составляет основу счастья человека.[24.76] Но послеаристотелевская эпоха не разделяет этого взгляда. Начались поиски единственного наивысшего блага, столь важного, что его одного достаточно для счастья. Наивысшим благом, достаточным для счастья, стоики считали добродетель, то есть то, что для Аристотеля было едва ли не одним из его факторов. Они имели то же самое понятие счастья как обладания наивысшим благом, но усматривали наивысшее благо в другом, и поэтому у них был иной взгляд на счастье.
В книге «Я - это Я, или как стать счастливым» Максуэль Мольц (М., 1994) пишет: “Человеческий мозг и вся его нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. «Человек- существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живёт нормально и естественно, когда сориентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым».
Если мы обратимся к словарю Ожегова С.И., мы узнаем, что счастье – это состояние полного высшего удовлетворения.
Счастье – понятие морального сознания, состояния человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
В философском энциклопедическом словаре найдём следующее определение: «счастье- это чувственно-эмоциональная форма идеала».
Макаренко считал, что счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку,- счастливым человеком надо уметь быть.
Таким образом, счастье – это душевное равновесие, радость, доверие, ответственность.
Счастливый человек заметно отличается от окружающих, он улыбается, он «светится», у него, за, что он ни берётся, получается.
Американские учёные утверждают, что у них есть все основания считать, что люди с позитивным стилем отношения к жизни живут дольше, имеют больше шансов излечиться от разных тяжёлых недугов и вообще меньше болеют.
Негативный стиль отношения, считает Д.Майерс, запускает и поддерживает цикл саморазрушения человека и на психическом, и на соматическом уровне.
Линкольн А. утверждал, что большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.
Если обратимся к Цицерону, узнаем, что для достижения спокойствия и счастья следует обладать четырьмя классическими добродетелями: мужеством, умеренностью, разумом, справедливостью.
Существует еще и определение счастья как "морального сознания, которое обозначает такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремление личности, а исполнения этих устремлений. Четкая аскетическая направленность характерна для большинства этических концепций древнеиндийских философов, ранних стоиков, затем и для христианской религии. Так наивысшим счастьем стоики считали добродетель. Кто хочет счастья, говорили они, пусть ограничивает потребности, ибо удовлетворение одних потребностей порождает другие. Потребности бесконечны, их невозможно удовлетворить
Обобщая все выше перечисленные теории, можно выделить главные принципы, в соответствии, с которыми следует описывать состояние счастья:
Таким образом, анализируя все возможные «приступы» счастья можно принять на веру, что оно есть, как неопределенное во времени состояние души. Скорее всего, счастье - это продолжительное «заболевание» разума и здравого смысла. Это некая постоянная составляющая человеческого бытия, существующая в неком временном отрезке жизни, либо на протяжении всей жизни «светлого», «лучезарного» человека, способного не влачить существование от рождения до смерти, а жить с большой буквы. Огромное множество определений счастья, будь то состояние души или результат гормональной деятельности организма, отражают важную роль этого чувства в нашей жизни, делают его краеугольным камнем нашего бытия, каждый выбирает свое определение счастья и путь к нему.
Глава5. Удовольствие и счастье
Счастье связано с радостью так же,
как радость связана с удовольствием.
У. Мак-Дугалл
Под «удовольствием» психологи понимают, всякие положительные чувства: сильные и слабые, устойчивые и мимолетные, физические и чисто психические. А под «неудовольствием» – все отрицательные чувства. Это два наиболее общих понятия в области чувств. Каждый знает их по опыту, но знает в виде сложных состояний, приятных и неприятных, в которых само чувство удовольствия или неудовольствия является лишь одним из составляющих. В конкретном состоянии удовольствия или неудовольствия помимо самих чувств и связанных с ними стремлений – например, стремления удержать то, что доставляет нам удовольствие и избавиться от того, что доставляет неудовольствие, – всегда содержатся ощущения, а точнее, представления и мысли. И от этих ощущений, представлений и мыслей зависят наши чувства. Удовольствие, получаемое от еды, происходит от вкусовых ощущений, а удовольствие, получаемое при чтении книги,– от мыслей, которые в нас пробуждает чтение. Одни из них – факторы внешнего мира, другие – нашего собственного организма. Приятное состояние, которое я испытываю при чтении, возникает еще и потому, что организм отдыхает, что я не чувствую голода; если бы я был усталым и голодным, чтение не могло бы вызвать ту же реакцию. [22.137]
Наивно полагать, что каждому фактору соответствует определенное количество удовольствия или неудовольствия и если действует много факторов одновременно, то возникает удовольствие, равное сумме удовольствий, получаемых от каждого отдельного фактора. На самом деле происходит иначе: удовольствия не суммируются, так же как неудовольствия не складываются одно с другим и не отделяются от удовольствий. Удовольствие, доставляемое отдельным фактором, например чтением или отдыхом, вообще не составляет постоянной определенной величины, различно не только у разных людей, но и у одного и того же человека при разных обстоятельствах. Человек, который добился успеха, радуется всему, все ему нравится, отрицательные факторы не привлекают его внимания и не влияют на его эмоциональное состояние. Но бывает и наоборот: хотя на человека воздействуют исключительно приятные факторы, его состояние нерадостное, неприятное, ибо от предыдущих переживаний у него осталось подавленное настроение и он не реагирует на приятные факторы. Приятные факторы не всегда обеспечивают состояние удовольствия. И интенсивность удовольствия не пропорциональна количеству и интенсивности воздействия приятных факторов.
Глава 6. Факторы счастья
Распространено мнение, что нужно жить по правде, чтобы быть счастливым. Чехов отметил в одной из своих записных книжек: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде». Но другие считают, что человек должен жить фикциями и иллюзиями, чтобы обрести счастье. «Очень часто ошибка является наивысшим счастьем», – сказал поэт XVII в., а Фонтенель заявил, что человек утратил бы мужество, если бы его не поддерживали фальшивые представления.
Сколько мыслителей утверждали, что счастье – в любви, сколько отстаивали противоположное названием («Счастье состоит в предоставлении счастья другим» Ст. Лещинского). А современный писатель Грэхем Грин в романе «Суть дела» пишет, что не стоит заботиться о счастье других. Для того чтобы быть счастливым, нужно иметь все, что человек только может иметь, ибо каждый недостаток ощущается болезненно; наоборот, ради счастья нужно себя ограничивать в чем-то, считал Виктор Гюго, а Шопенгауэр говорил, что каждое ограничение осчастливливает. Фактором счастья является человеческая солидарность, об этом писали многие известные поэты и писатели, среди них – Мицкевич и Корнель. Согласно другим, счастью способствует именно контраст собственного благополучия и невезения окружающих. Нужно делиться собственным счастьем, утверждает польский поэт Л. Стафф. А другие не согласны с этим. Во имя счастья нужно отказаться от привязанностей и желаний, считал Гёте; за ним повторил эту мысль М. Штирнер. Наоборот, счастье–именно в любви и надежде, говорил Ламенне. Счастье возможно только для тех, кто сможет забыть о смерти, так думали многие философы. Об этом рассуждает, например, Цицерон в «Тускуланских беседах»: «Какое может быть удовольствие от жизни, если дни и ночи думаешь о том, что ты вот-вот должен умереть». Счастье – в удовлетворении желаний, с неудовлетворенными желаниями нельзя быть счастливым. Наоборот, счастье – в самих желаниях, именно в неудовлетворенных, ибо хотя они и беспокоят, но побуждают к жизни и придают ей очарование. Счастье – в жизни, полной разнообразных впечатлений, человек должен искать все новые переживания, чтобы избежать скуки и пресыщения. Так думает, может быть, большинство людей, но некоторые смотрят на это совершенно иначе. Они видят счастье именно в жизни однообразной, урегулированной, привычной, как писал Шатобриан. Большинство людей воображает себе, что в жизни нужно иметь все, что только можно; если у человека все есть, то, несомненно, он будет счастлив. Однако и с этим утверждением спорит другой опыт. «Все у меня было, кроме счастья»,– говорит один из героев Э. Ожешко. Многие видят счастье в материальном достатке. Но стоики всех времен считали, что он может только помешать счастью. Согласно средней точке зрения, счастье определяет не достаток, а его соответствие потребностям. (Юмористически сформулировал такое счастье Диккенс: счастливым является тот, кто, имея 20 шиллингов дохода, еженедельно тратит 19 и ?, несчастливым – тот, кто получает 20 шиллингов, а тратит 20 и ?.) Счастье зависит от хороших условий жизни – так думает обычный человек. Наоборот, оно зависит только от нас самих, учат философы, начиная с Сократа и стоиков. И тех, и других корректирует Н.С. Шамфор: счастья достичь непросто; его трудно найти в нас и невозможно – в других. Чтобы быть счастливым, нужно иметь как можно больше удовольствий – таково мнение обычного человека, и это признавали некоторые философы, например из киренской школы. Однако большинство философов считают, что это наименее верная дорога к счастью; они советуют скорее избегать страданий, чем искать удовольствий. Многие считают семью источником счастья, Немецкий философ Г. Риккерт писал даже, что она – единственное, что может обеспечить полное счастье, и что на семейной жизни построено само наше представление о счастье. Но есть и другое мнение: французский поэт Поль Валери говорил, что семья таит в себе особое недовольство, которое побуждает к бегству каждого из ее членов, пока он сохраняет какую-то жизненную силу. Сильная любовь – наивысшее счастье на земле; для нее одной, пусть даже и короткой, стоит жить – так с давних пор пишут поэты. Однако в одной английской песне утверждается обратное: люби меня мало, но люби долго. «Есть в жизни много хорошего и без счастья»,– говорил Тургенев. И не только блага удерживают людей в жизни; удерживает также страх перед концом, чувство ненасыщенности жизнью, желание добиться успеха после постигнутых неудач и компенсации в дальнейшей жизни за прожитые, но не использованные годы.
Социологический опрос
Мною был проведен опрос учащихся, родителей и учителей нашего лицея, им был задан вопрос:
Из диаграммы видно, что самыми счастливыми, по их мнению являются учащиеся, за ними учителя и родители.
А) в здоровье
Б) в успехе
В) в работе
Г) семье
Д) деньгах
Из диаграммы я вывела свою формулу счастливого человека и вот как она выглядит: счастлив тот - кто здоров, имеет деньги, у него все хорошо в семье, ладится работа и придет успех.
Коллаж “Счастливый человек”
Заключение
Итак, счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Таким образом, значимость в жизни того, что люди называют словом "счастье", вряд ли вообще можно ставить под сомнение, и чтобы осознать это, не обязательно быть выдающимся моралистом, философом, богословом. Само по себе стремление человека к счастью — явление более чем очевидное. Приведенные же выше высказывания относительно данного предмета понадобились нам для того, чтобы высветить антропологический корень этого стремления — само существо человеческой природы.
Следовательно, решение вопроса о счастье, понимание счастья в большинстве своем зависит от решения вопроса о человеческой природе, понимании смысла и назначения бытия человека. Социально-философский анализ дает возможность рассмотреть счастье в контексте человеческого бытия, что позволяет сделать ряд теоретических обобщений и сформулировать положения, которые могли бы стать основой социально-философской концепции счастья. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы классиков философии, а также работы современных философов, социологов, психологов и экономистов, исследовавших проблему счастья.
В результате анализа литературы, описывающей данный аспект человеческого бытия, мною было выяснено, что счастье - одно из важнейших переживаний человека, носящих положительный характер. Я считаю, что данный вопрос являлся, и будет являться актуальным всегда. Поэтому он требует дальнейших изучений, которые, в конце концов смогут помочь людям оставаться счастливыми. Методы исследования: анализ научной, публицистической литературы, обращение к материалам произведений авторов античной философии и художественном мировосприятии поэтов и писателей прошлых веков и современности помогли мне справиться с поставленными задачами. Практическая значимость моей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть в дальнейшем использован на уроках общественных дисциплин, на классных часах, и на факультативных курсах. Материал исследования будет полезен, на мой взгляд, не только нынешнему поколению людей, но и будущим поколениям. Исследовательский материал обогатил меня знаниями в области теоретического осмысления представлений о счастье различными взглядами философов, писателей, ученых от античности до наших дней.
В заключение приведу лишь совет мудрого Горация, который поможет счастливым лучше сохранить свое счастье, а несчастных утешит в печали:
«Будь доволен тем, что в руках имеешь.
Ни на что не льстись. И улыбкой мудрой
Умеряй беду. Ведь не может счастье
Быть совершенным»
Лучше еще никто не сказал.
Будьте счастливы каждое мгновение каждого дня!!!
Список литературы
1. Антология мировой философии. - М., 1970
2. Аргайл М. Психология счастья. - Спб.,2003.
3. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А. М. - М., 1998.
4. Джидарьян И. А. Счастье и его типологические характеристики. - М.1997.
5. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания.// Психологический журнал. 2000. т. 21. №2.
6. Древнекитайская философия., - М., 1972, т. 1.
7. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов., 1981.
8. Краткий философский словарь / Под ред. Алексеева А. П. - М., 2001
9. Культура. Нравственность. Религия.(материалы круглого стола)// Вопросы философии. 1989.№11.
10. Ландесман П. А Счастье как социально- этическая проблема. - Баку., 1966.
11. Монтень М. Опыты. В 3-х т. М., 1999, т.3
12. Новиков М. И. О счастье. - М., 1965.
13. Панина Н. В. Индекс жизненной удовлетворенности. - М., 1993.
14. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. - М., 1998.
15. Сорокин П. А. Социологический прогресс и принцип счастья // Социологические исследования №4, - М., 1988.
16. Гораций Собрание сочинений СПБ.: Биографический институт. “Студиа биографика”, 1993 - 448с.
17.Диоген Лаэрций “О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.” М., 1979
18.Марк Аврелий Антонин “Размышления”, СПб.: 1993 - 248с.
19.Ницше Ф. “Веселая наука”/в кн. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб.: Худож. Лит., 1993 - 319с.
20.Ницше Ф. “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого.” М.: Интербук, 1990. - 301с.
21.Платон “Пир”/в кн. Платон Сочинения в трех томах. Т.2, М., 1970
22.Татаркевич В. “О счастье и совершенстве человека”, М.: Прогресс, 1981. - 367с.
23.Шекспир В. Сонеты, СПб.: Скорина, 1992 - 158с.
24.Энциклопедия мысли. Сборник мыслей, изречений, афоризмов, максимов, парадоксов, эпиграмм., Симферополь: Таврида, 1996. - 688с.
Счастливый человек тот,
кто смеется!
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Н. Гумилёв. Жираф
Хрюк на ёлке
Две снежинки