Статья на в сборник научно-исследовательских работ. Небольшой отрывок из исследовательской работы. "Город открываемый заново. Петербургские адреса В.Сидорова."
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.rar | 42.32 КБ |
Шуйская Анна.
Город, открываемый заново. Петербургские адреса Виктора Сидорова.
Рисует мальчик - ему двенадцать лет.
Рисует он не пушку, не балет.
Рисует он блокадный трудный день.
Он слаб и очень худ, как собственная тень.
Теперь картины эти перед нами все висят,
И много сотен глаз на них внимательно глядят.
Дарья Михайлова.
Нашей, 155 гимназии уже 116 лет. Ни одно поколение детей ходило по коридорам нашей школы, училось в ее классах. О судьбах некоторых выпускников мы узнаем и на экспозиции школьного музея, и на временных выставках, организуемых в нем.
Однажды, на встрече выпускников в День гимназии ученики познакомились с Виктором Александровичем Сидоровым. Выпускник школы блокадных лет рассказал о своем детстве, о школе, о тяжелейших днях блокады. Поведал он и о том, что всю свою жизнь он работает над циклом картин, посвященным тому трагическому времени. И гимназистам захотелось увидеть эти работы. В гимназии была организована выставка работ В.А. Сидорова под названием «Ленинград 1941-1945гг.». Эта выставка явилась первой выставкой художника в родном городе. Я в это время училась только во втором классе, но осенью 2012 года в библиотеке на Стремянной улице вновь выставлялись его работы. Эту выставку посетили наши восьмиклассники, оставили о ней удивительные отзывы. Посетила эту выставку и я, оказалось, что работники библиотеки дружат с Виктором Александровичем, периодически устраивают встречи читателей с его работами и их автором.
Выставка произвела на меня огромное впечатление. Вглядываясь в лица изображенных художником людей, я захотела узнать больше об их судьбах, как и о жизни и творчестве самого художника, сумевшего талантливо донести до нас образы своего блокадного детства, проходившего в моей школе и в окружающих ее, хорошо знакомых мне, домах, улицах, скверах, переулках.
В своей исследовательской работе я рассматриваю биографию В.А. Сидорова, насколько возможно, анализирую его произведения, устанавливаю петербургские адреса его и мест, изображенных в работах художественного цикла. Моей целью является стремление, с одной стороны, привлечь внимание к творчеству этого пока еще мало известного у нас художника, с другой стороны, еще раз обратить внимание на трагическую и героическую страницу истории нашей страны и моего города – блокаду Ленинграда. Сохранить память о подвиге города и людей, отстоявших его, – важная задача для всех нас.
Актуальность темы не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что многих своих героев и свои сюжеты Виктор Александрович увидел в домах и на улицах нашего района.
В работе использованы воспоминания В. А. Сидорова «На всю оставшуюся жизнь», опубликованные в 1985 году в сборнике «Стояли со взрослыми рядом», каталоги выставки художника, экспонировавшиеся в нашей 155-ой гимназии, Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина и Центральной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова. Материалы исследовательской работы Т.Непомнящей «Биография блокадного времени» (2006 г.) Важными источниками для понимания школьного быта в годы блокады стали материалы фондов музея истории нашей гимназии:
«Дневники пятого класса 155-ой средней школы 1943-1944 гг»., которые вела Кира Алексеевна Калмакова, классный руководитель В. Сидорова, и воспоминания его одноклассника Всеволода Николаевича Розенберга.
При анализе картин и рисунков В.А. Сидорова, я, прежде всего, старалась понять, чем и как жили мои ровесники в осажденном городе, какие события отражены в его произведениях, какое значение эти события имели для города и для Виктора Александровича.
Если мы посмотрим названия работ художника в каталоге его работ, то увидим, что они охватывают все стороны жизни блокадного города: «Ополченцы», «Беженцы на Московском вокзале», «Вода из Невы», Возвращение тепла и трамвая», «Выжили. Блокада снята» и другие. В статье мне хочется остановиться только на анализе одного произведения «Горят «Американские горы» (работа выполнена в живописном и графическом вариантах).
Аттракцион «Американские горки» располагался в саду Госнардома (ныне Александровский парк). Однажды в начале ХХ века у кромки Невы между Кронверком и Биржевым мостом, аккурат позади Петропавловской крепости выросли почти настоящие Кордильеры - это были "американские горы", потешная горная железная дорога с крутыми подъемами, спусками и поворотами.
Первые "горы" были построены тут купцом С.Елисеевым и просуществовали до 1932 года. В ноябре 1932 года случился в Госнардоме пожар: сгорел старый театральный корпус. Сгорели и "американские горы".
Ленсовет пообещал было восстановить их к весне 1933-го. Увы. "До 1 мая, обычной даты открытия летнего сезона, осталось меньше месяца, писала "Вечерняя Красная газета". Восстановления сада Нардома фактически еще не начато". Новые "горы", построенные по проекту инженера П. В. Старцева, заработали только в середине мая 1934 года. "Не американские, а советские", как писали газеты...
Семь поездов в два вагончика везли пассажиров по 1200-метровому пути, поднимая их от земли на высоту до 34 метров _ над садом, вдоль Зоопарка, над берегом Кронверки, проскакивая туннели и выбираясь на простор. Развлечение для любителей острых ощущений...
Довоенная фотография аттракциона «Американские горы» (http://gordin.livejournal.com/734901.html)
Аттракционы были популярны у ленинградцев, как у взрослых, так и у детей. Наверняка, маленький Виктор Сидоров бывал на них вместе с родителями или друзьями.
«Американские горки» ассоциировались с отдыхом, беззаботностью, счастьем, радостью и миром, с семейным времяпрепровождением. Поход на аттракционы был всегда подарком для детей, да и взрослые после тяжелой рабочей недели всегда могли найти занятие для себя в таком огромном комплексе.
«Закончился учебный год, пролетел выпускной бал. У папы появилось свободное время, и он согласился покатать нас на аттракционе «Американские горы», находящемся около кинотеатра «Великан». Наконец, мы на «Американских горах»: вверх – вниз, вправо-влево летит открытая тележка. Мгновение! И мы стремительно падаем в темный тоннель, и снова вертикально - вниз несётся тележка, преодолевая множество переворотов, падений и поворотов. Радость и страх захлестнули меня. Это было здорово, запомнилось на всю жизнь!» (Вера Озерова. Давайте вспомним годы эти. http://www.proza.ru/2008/02/10/608). Думается, что схожие чувства испытывали и многие ленинградцы.
16 октября 1941 года, четверг, аттракцион «Американские горы» сгорел. «Гитлеровцы начали сегодня наступление, стрелы которого нацелены на Грузино, Будогощь, Тихвин, Лодейное Поле. Цель этого наступления — выйти в районе реки Свири на соединение с финскими войсками и окружить Ленинград вторым кольцом. Идут тяжелые бои…
В городе сегодня было не менее опасно, чем вблизи переднего края. В 19 часов 35 минут началась бомбежка. Фугасок, правда, было сброшено немного — всего 4. Зато зажигательных бомб на город обрушилось до 2 тысяч. Большой пожар возник в саду Госнардома. Сгорели деревянные строения, в том числе известные в ту пору всем ленинградцам «Американские горы». (Буров А. В. Блокада день за днем http://blokada.otrok.ru/library/burov2/05.htm)
В.А.Сидоров «Горят «Американские горки»
На картине художник изобразил мальчика, который с крыши наблюдает за пожаром. Этот мальчик сам Виктор, который действительно с крыши своего дома наблюдал, как горят «Американские горки». Картина написана на контрасте, на переднем плане темный ленинградский дом, фигура мальчика на крыше, на втором плане перекрещивающиеся лучи прожекторов и яркое зарево. В городе уже начинало темнеть, когда начался пожар, этим и объясняются темные цвета переднего плана картины. В темное время дня в городе использовалось затемнение, действовал комендантский час, нахождение мальчика на крыше было очень рискованным. Однако мальчишеское любопытство преодолевало все преграды. «Наш дом на Мытнинской набережной. Пятиэтажный, но с его крыши видно ой как много... По небу мечутся прожектора, грохочут зенитки и всё вокруг дома загорелось: институт прикладной химии, сенат, фондовая биржа, завод авиационных моторов, стадион, Госнардом и зоосад... А вот и первые зажигалки, сразу три — термитные. Пробили крышу. Одну щипцами сбросил в окошко, другую утопил в бочке, а третью Зойка засыпала песком. Вдруг среди минутного затишья (такое бывает и в аду) мы услышали четыре глухих удара, четыре бомбы воспламенили Американские горы. Сначала дым, потом огонь, и вскоре горящие брёвна взмывают вверх и с шипеньем падают в Неву... Лечу в убежище, кричу: «Люди! Выходите, такое можно увидеть раз в жизни!» Смельчаки выбегают на набережную поглазеть. Милиционер всех загоняет обратно...» (Александр Мерлин. http://www.germaniaplus.de/2008/07/25/aleksandr-merlin-sem-mgnoveniy-oseni/)
«Американские горки» горели несколько часов и пламя от них было очень ярким. потому что аттракцион был деревянным, и только штукатурка имитировала каменные утесы и скалы. Сухие конструкции вспыхнули мгновенно, осветив весь центр города, обшивка гор полыхала ярко, фанера трещала. Вторая причина такого сильного и яркого пожара заключалась в том, что внутри гор располагался склад с горючим. Среди блокадников бытует мнение, что немецким летчикам помогали сигнальными ракетами с земли. Кроме всего прочего внутри «Горок» располагался и продовольственный склад и сюда после пожара, также как и на сгоревшие Бадаевские склады в самый разгар Блокады приходили ленинградцы, чтобы собрать вместе с землей рассыпавшийся сахар. Сгоревшие «Американские горки» еще послужили ленинградцам: обгоревшие бревна долго еще пилили на дрова, когда не стало в городе тепла.
Пожар «Американских горок» - это событие начального периода Блокады Ленинграда. Тяжелая, голодная, холодная зима 1941-1942 годов была еще впереди… По несколько раз в сутки выли сигналы воздушной тревоги, слышался ноющий звук мотора, и рвались бомбы… Полыхали пожары, подсвечивая низкие тучи, и рушились стены домов. Виктор видел закоченевшие человеческие трупы и худые изможденные лица живых... Все что Виктор видел, слышал, переживал, он старался зарисовать. Может быть этим рисованием детская душа неосознанно пыталась спастись от страха и отчаянья. Весной 1942 года умер отец от истощения, в конце ноября 1942 мальчик заболел брюшным тифом. Почти месяц Виктор боролся со смертью, выписался из Боткинской больницы лишь к весне 1943 года. Сентябрь 1943 – в 155 мужской школе возобновились занятия, и Виктор пошел в пятый класс. В апреле 1944 года, вскоре после снятия Блокады погибла мама. Из воспоминаний В.А. Сидорова: «Ко всему исчез интерес. Напоминание о прошлом было невыносимо, и я сделал то, чего не прощу себе никогда: сжег все рисунки довоенного времени и Блокадной поры. Потом сдал в школьную библиотеку почти все свои книги.»
Детские, сожженные в Блокаду, акварели и рисунки восстанавливал по памяти в 70-е годы, потому что война не отпускала. И снова тяжело зависал в небе немецкий бомбардировщик, жались друг к другу в ночном холоде беженцы на Московском вокзале, уходили из города ополченцы, горели и рушились дома, гибли люди. Худенькая девушка, подняла бледное лицо к теплым лучам солнца, - все это события и люди цикла «Ленинград 1941-1945гг».
Виктор Александрович говорит: «Стечение обстоятельств сделало меня одним из носителей памяти о Блокаде Ленинграда, и, если в меру своих сил и способностей я смогу оставить эту память людям, большего счастья мне не надо.»
«Нужно помнить о войне, чтобы не уставать ненавидеть ее» - говорят ветераны. «Нужно помнить о подвиге Ленинграда и ленинградцев, никто и ничто не должно быть забыто» - утверждала Ольга Берггольц. Мне бы хотелось, чтобы моя работа стала частью этой памяти и напомнила моим сверстникам о подвиге простого человека и его роли в истории огромной страны.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Юрий Визбор. Милая моя
Два Мороза
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея