Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости духовно-нравственных ценностей красоты в искусстве.
Вложение | Размер |
---|---|
issl._rabota.doc | 285 КБ |
МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи
Донская Академия Наук юных исследователей
СЕКЦИЯ:
Архитектура и искусство
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
«Духовно – нравственные ценности
красоты в искусстве»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Светличная Александра Дмитриевна
Лицей № 9
11 «А» класс
г. Сальск
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Югринова Валентина
Владимировна
учитель технологии и ИЗО
г. Ростов – на – Дону
2010год.
Содержание
1.2.Обоснование проблемы, задач и целей ………………… 3
Глава 1. Определение понятия «духовности» ………………. 4
Глава 2. Определение понятия «нравственности»…………… 5
Глава 3. Определение понятия «ценности» ………………….. 5-6
Глава 4. Определение понятия «искусства»…………………...6
Глава 5. Теории искусства …………………………………..6-7
Глава 6. Функции искусства ………………………………….7
Глава 7.Искусство в моей жизни …………………………….8-9
Глава 8. Определение понятия красоты …………………… 9-10
Глава 9. История живописи …………………………………10-11
Глава 10. История русской живописи ………………………..11-12
Глава 11. Пейзаж в русской живописи ……………………… 12
Глава 12. Основные технические разновидности живописи .. 13
Глава 13. Обоснование своих картин ……………………… . 14-17
3. Заключение ……………………………………………… ..18
4. Приложение…………………………………………………...19
5.Список литературы …………………………………………...20
Введение
Обоснование исследовательской работы
“Красота в природе - это прекрасная вещь; красота в искусстве прекрасное представление о вещи”.
Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости духовно-нравственных ценностей красоты в искусстве.
Целью данного исследования является анализ эстетического представления духовно-нравственных ценностей красоты в исскустве живописи на примере своих картин и обоснование представлений человечества о красоте окружающего мира вещей, а также причин побуждающих к осмыслению и созданию истинных шедевров искусства.
Задачи исследования:
Предмет исследования: значимость духовно-нравственных ценностей красоты в искусстве живописи.
Объект исследования: эстетическое восприятие и понимание прекрасного на примере моих работ.
Гипотеза: Процесс исследования значимости духовно-нравственных ценностей красоты в искусстве живописи, через написание моих картин.
Год назад я успешно закончила «художку», так ласково ее называла. Участвовала во многих конкурсах, была победителем районных олимпиад по ИЗО. С возрастом у меня появилось желание написать картины маслом, так как на меня произвели большое впечатление работы моего преподавателя художественной школы Сусиной Елены Васильевны. Сейчас на моём счету уже несколько работ написанных маслом. И вашему вниманию я предлагаю свою исследовательскую работу на тему «духовно-нравственные ценности красоты в искусстве». Задачу, которую я поставила перед собой – это реализация моего духовно-нравственного потенциала, через написания моих работ. Мое стремление отобразить красоту природы родного края через гармонизацию моего внутреннего мира способствующего развитию моего духовно-нравственного потенциала. А моей основополагающей целью является единение разных жанров для духовно-нравственного развитие личности. В этой связи мне пришлось обратиться к разного рода источникам, работа с которыми поставила мои исследования на более высокий научный уровень.
Основная часть
Глава 1. Определение понятия «духовности»
Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Что такое духовность на мой взгляд? Под «духовностью» я понимаю состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.
В большой советской энциклопедии «духовность» – это совокупность положительных моральных качеств человека: чистота мыслей и намерений, доброта и человечность, душевность, взаимопонимание, поддержка, мир, гармония внутреннего мира и жизнь в мире с самим собой. Поэтому в моих работах очень четко, на мой взгляд, прослеживается мой внутренний мир, моя душа, мои взгляды на жизнь. Мои картины наполнены смыслом жизни, в них читаются мои душевные переживания, мое видение красоты, мое осмысление любви к родному краю, к его природе. Я живу в сложное время, в котором меняются устоявшиеся мировоззренческие ориентиры. Изменяется сама парадигма цивилизации, постепенно меняя людей, вне зависимости от их национальной и культурной принадлежности, трансформируя в первую очередь их нравственную природу.
Стимулирование мотивов контакта с высокохудожественными произведениями искусства помогает мне накопить разнообразный культурный и духовно- нравственный опыт, сформировать устойчивую систему этических и эстетических ценностей и связать с ними свои личностные качества. На этом этапе и происходит формирование устойчивых и глубоких этических убеждений, принципов и идеалов, ориентирующих меня на духовные ценности и традиции родной культуры, что может составить основу моего будущего мировоззрения личности. В повседневной жизни я постоянно использую многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются содержанием, вложенного в них труда. Формирование моей души проходит через культуру, литературу, историю, музыку и конечно живопись.
Глава 2. Определение понятия «нравственности»
Но разве в жизни, возможно, отделить нравственное понятие от духовного? Если исключить духовность, как я отвечу, почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многое другое.
Чем старше я становлюсь, тем больше я впитываю и ощущаю всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у меня возникает вопросов духовного характера, тем больше я задумываюсь над смыслом жизни. Многие считают, что духовно-нравственное воспитание – это сугубо религиозное воспитание. На мой взгляд, такое мнение ошибочно.
Духовно-нравственные ценности – неисчерпаемая, многогранная область: это литература, театр, естественные науки, декоративно-прикладное творчество. Если судить о понятии «нравственность» по «словарю русского языка» С.И.Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Я считаю, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.
Глава 3. Определение понятия «ценности»
Понятие «ценность» подобно «истине», «разуму», «человеку», «культуре». По-видимому, никогда не будет определено исчерпывающим и окончательным образом. Однако понимание этого обстоятельства не препятствует созданию некоторых понятийных конструкций для решения философско-мировоззренческих проблем. Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа, отмечу сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности:
Таким образом, искусство и ценности глубочайшим образом взаимосвязаны. Из системы «искусство – ценности» логически вытекает система «искусство – ценности – личность». Человек живет в окружении системы ценностей. Действует в четко очерченной ценностной среде, которая в то же время становится плодом его сознательного творчества, ценность – это то, что человек считает значимым лично для себя. «Только ценностная полнота – эта живая полнота ценностей Истины, Добра, Красоты» (В.С. Соловьев), позволяет поднять человека на высоту подлинной культуры.
Глава 4. Определение понятия «искусства»
Что такое искусство, что же стоит для меня за этим словом? Искусство создается - или творится, или «производится» Произведение искусства - представляет собой, некий предмет или объект, причем далеко не всякий предмет заслуживает того, чтобы быть причисленным к произведениям искусства: он должен иметь определенную эстетическую ценность. Иначе говоря, произведение искусства должно рассматриваться и оцениваться в свете присущих ему особых свойств. Свойства эти действительно особые: они отличают произведение искусства от всех прочих вещей и предметов - недаром искусству отводятся специальные хранилища, обособленные от повседневности: музеи, церкви и так далее (даже пещеры, если речь идет о древнейших его образцах). В большой советской энциклопедии, искусство - это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества.
Искусство - это самовыражение художника и воспроизведение действительности, язык чувств и игра воображения, особого рода игра и особого рода молитва, творение рук человеческих...
Глава 5. Теории искусства
Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии - «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.
Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным: «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, - солнце, звезды, дикие животные и деревья - и стимулирует простейшие, но сильные эмоции - страх, смятение, покой»
Эстетическая теория, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Одновременно создавались сказания о богах и богинях. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.
Глава 6. Функции искусства:
Познавательная. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире.
Мировоззренческая. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления.
Воспитательная. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом.
Эстетическая. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей.
Гедонистическая. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника.
Коммуникативная. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали).
Прогностическая. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения.
Медико-оздоровительная. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние.
Компенсаторная. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
Глава 7. Искусство в моей жизни
По моему мнению, искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Микеланджело и Данте, Петрарки и Моцарта.
Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, а может тернистый путь. Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон... Искусство - это величайшие творения Данте и Родена, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, гениальная музыка Баха и Шуберта, спектакли Станиславского и Мейерхольда, фильмы Феллини и Тарковского. Искусство - это, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях. Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах.
Не только древние творения привлекают мое внимание. Я постоянно сталкиваюсь с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, я приобщаюсь к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учусь понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и моей обычной жизни.
Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит миллионам. Я пытаюсь понять шедевры, созданные мастерами, приближаюсь к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека. И я с полной уверенностью могу утверждать, что я в этом мире меняюсь, становлюсь чище и добрее, я нахожусь в гармонии со своей душой и взглядами на истинные ценности красоты в искусстве.
Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще я созерцаю архитектурные шедевры, картины великих мастеров живописи, слушаю прекрасную музыку, тем становлюсь духовно богаче.
Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, и общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.
Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир. По каналам чувственного восприятия искусство проникает в наше сознание. Если убрать чувственное восприятие, подсознание, и сознание высохнет, как пруд без родников. Убрать образное мышление и образное чувствование и люди не сумеют даже улыбаться, а не то, что разговаривать друг с другом. Отказаться от образного мышления человек не может. Как вообще не может жить без искусства. Элементы искусства во всем. В цвете одежды, в форме предметов, в отделке интерьера, в рисунке обоев, в игрушках детей... Человек взялся за кисть потому, что не мог сказать то, что хотел, другим способом. Так родилось искусство Живописи.
Глава 8. Определение понятия «красоты»
О том, что такое красота, или “прекрасное”, мыслители спорят издревле и до сих пор. Причем, с одной стороны, постоянно подчеркивают неоспоримую существенность красоты, как одной из высших, абсолютных ценностей жизни и культуры. С другой стороны, столь же постоянно твердят об относительности красоты, изменчивости ее критериев, субъективности оценок. Как говорится в одной народной пословице: “для одних красота в волосах, для других в лысине”. И в то же время, за красоту умирают и убивают, к ней стремятся, надеются, что именно она поможет спасти мир.
Красота не является исключительной привилегией природы или искусства, она охватывает все явления в мире, заключена в каждой частице субстанции, не только в мире людей, но и в мире животных и растений.
Прекрасное в искусстве - его художественная ценность - обусловлена правдивым отражением жизни, выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.
Как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота?
Ответить на этот вопрос как целостный, в один раз тоже трудно. Для начала достаточно ответить на следующие два вопроса. Я задаюсь вопросом: «Должен ли объект искусства обязательно быть красивым, обязательна ли ассоциация с понятием искусство? Является ли каждый красивый объект автоматически так же и объектом искусства?» Я считаю, что нет. Красивый объект прикладного искусства, который вызывает только ассоциации "красивый объект", "используется для украшения помещений", "создан специально с этой целью", не является объектом искусства в прямом понимании этого слова.
Л.Н. Толстой говорил: “искусство, чтобы быть уважаемым, должно производить доброе” И, следовательно, о том, что произведение искусства ценно лишь тогда, когда в нем ясно выражено нравственное содержание, когда оно, очевидно, способствует нравственному совершенствованию человека. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенству. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия...
Осознать все прекрасное, чудесное, священное, что составляет жизнь как часть божественного начала - значит быть прекрасным, правдивым и счастливым”.
Историческая справка
Глава 9. История живописи
История живописи началась тогда, когда человек впервые что-то изобразил на первой попавшейся ему поверхности при помощи краски. Скорее всего, произошло это еще до того, как он в полной мере осознал себя человеком. И поскольку все время, пока человечество развивалось, его сопровождала живопись.
Живопись, – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
Толковый словарь русского языка Ушакова краток: Живопись, – искусство изображать предметы красками.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Глава 10. История русской живописи
Говоря об истории развития живописи, нельзя не упомянуть о русской живописи. Исследователи считают, что корни русской живописи лежат в традициях восточнославянского народа, который был хорошо известен в Европе VI в. Собственно русское искусство развилось из византийско-русского искусства Киевской Руси. Далее оно развивалось как искусство отдельных княжеств, отделившихся от галицко-волынских, ростово-суздальских и новгородских земель. К XII столетию русское искусство можно считать сложившимся окончательно. Новый подъем в истории русской живописи начался в XV столетии. Этот век часто называют золотым веком древнерусского искусства. В это время были созданы произведения, которые стали классическими образцами московской школы. Развитие русской культуры происходило по пути, общему для стран Европы. Как на Западе, так и на Востоке живопись являлась, прежде всего, церковной, поэтому в первую очередь это иконопись и монументальная живопись – фрески.
Русская иконопись унаследовала приемы византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастера как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты. Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине-конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, как Левицкий и Боровиковский. С того времени история русской живописи следовала общемировым тенденциям. Выдающимися художниками первой половины XIX века стали Кипренский, Брюллов, Иванов («Явление Христа народу»). Во второй половине XIX века произошёл расцвет реалистической живописи. Было основано творческое объединение российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники)», в которое входили такие великие художники, как Васнецов, Камской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов.
Так как я в своих картинах отобразила пейзажи, в которых показала разное время года, разное настроение, разное состояние души, мне захотелось больше узнать о русской пейзажной живописи, о великих художниках живописцах, чьё творчество и по сей день остается шедевром мирового искусства. В русской пейзажной живописи очень много произведений посвящено временам года, и мне захотелось в своих работах отобразить и осень в ярких красно-пурпурных красках, и теплую летнюю ночь, и ни с чем несравненное время весеннего цветения и нашу сальскую зиму. И мне, как творческому человеку, раскрылась эта неброская на первый взгляд обычного человека красота природы моего края в выразительности используемых приемов, в расположении предметов и выборе цвета.
Глава 11. Пейзаж в русской живописи
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких эстетических чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, я учусь знанию жизни, пониманию и любви к красоте мира и человека. В этом жанре раскрывались трепетная душа личности, отношения художника с окружающим миром и волнения эпохи. Мотив пейзажа – это образ типичного явления (или уголка) природы, вызывающий определенные переживания (воспоминания, размышления) у людей одной культурной общности. Художники разных эпох и разных школ, изучая явления и состояния природы, искали изобразительные средства, колорит и выразительные приемы передачи полученных эмоциональных переживаний и впечатлений того, что они видели. В своих работах они оставили многочисленные примеры трактовки восприятия окружающего мира. Природа – это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому всегда привлекала художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ибо как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что устроено как живой организм и функционирует настолько совершенно! Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, я учусь знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.
А. Федоров-Давыдов писал: "образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру".
Пейзаж - это не только изображение ландшафта, природы, но и изображение города. В пейзаже наиболее сильно выражено авторское сознание. В русском искусстве ХIХ века, сознание автора особенно сильно проявилось в меланхолических пейзажах Алексея Саврасова, в эмоциональных - Исаака Левитана и в романтических - Ивана Айвазовского. В середине ХIХ века пейзаж стал одной из ведущих сил искусства. В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима — любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX в. Среди мастеров старшего поколения И.И.Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к красоте родного края, к неброской прелести северной природы.
Глава 12. Основные технические разновидности живописи:
ЖИВОПИСЬ обладает широким кругом выразительных средств, среди которых важнейшие - композиция, рисунок и цвет (колорит). Живопись может пользоваться как оттенками одного цветового тона, так и системой взаимосвязанных тонов (красочная гамма), неизменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и среде; рефлексы обнаруживают взаимодействие различно окрашенных объектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой.
Я думаю, вы согласитесь, что взгляд художника отличается от взгляда обычного человека, порою глядя на работы некоторых мастеров, удивляюсь: "Надо же, я тысячи раз проходила мимо этого места и не замечала насколько это красиво!" Действительно, художник видит мир несколько иначе, он словно смотрит на него через призму красоты и гармонии. Это можно сравнить с гурманством в пище, только мир глазами Художника - это гурманство видения, это вновь и вновь переживаемое удовольствие от восприятия зримого мира. И я желаю открыть для себя это удовольствие!
Глава 13. Обоснование моих картин
Описание картины «Зимнее утро»
Работа была написана по памяти, где я отобразила зимний сельский пейзаж. Вашему взору открывается раннее зимнее утро. Окраина села, занесенные снегом маленькие домишки, далеко простирающееся покрытое снегом поле, низкое небо. Природа вольна и свободна, легко и с упоением дышится свежим, морозным воздухом. Солнце только проснулось и начало свой ход. На переднем плане картины голые, черные, видавшие виды, деревья, усыпанные снегом. Погода стоит морозная, первые солнечные лучи, падая на землю, строения, и деревья как бы оживляют это пространство особым оранжевато-желтоватым светом. Передана волшебная красота сияющих кустов под солнечными лучами света. Шапки снега на деревьях, искрятся и оживают в лучиках восходящего солнца, играя красками. Земля словно светится. Простота и задушевность воплощенного зимнего пейзажа радует и умиротворяет наш глаз, наполняет душу всеобъемлющей радостью за нашу родную землю. Пейзаж выдержан в контрастной, богато разработанной темно-белой гамме, передающей естественные краски природы в холодное зимнее утро. Я постаралась достичь здесь тонкой живописной гармонии нежных, чистых тонов неба с пробивающимися лучами солнца, застывшими, словно часовыми, деревьями. Все это придает поэтичность, казалось бы, простому, будничному мотиву.
Описание работы «Летняя ночь»
На этой картине я изобразила нашу, таинственно текущую местную речку Егорлык. На переднем плане тропинка, поросшая кое–где, травой. В глаза бросаются деревья, речная гладь, которая, переливаясь, серебрится от падающего лунного света. А луна с ее золотом и серебром, повисшая над рекой отражается в ней, как в зеркале. Поверхность реки, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется, полем искорок или множеством металлических блесток на мантии. Природа притихла, завороженная чудесным сиянием неба и отражением бликов в воде. Мир забылся в спокойном сне. Плывут облака, с ними будто плывет луна. Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что глядя на картину, хочется найти там фонарь или лампу! Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Ароматная летняя ночь…
Льется с неба ее дыхание,
Все тревоги уходят прочь,
У души с покоем свидание.
Описание картины «Осень»
В этой осенней работе, я хотела передать все великолепие красок этого времени года. Ранним утром свежо, но днем солнышко ласкает своим коротким теплом. На заднем плане картины изображено поле, с ветхими деревянными строениями и мельницей. Небо все чаще затянуто серыми тучами. Кусты и деревья покрыты, как бы, покрывалом, сотканным из тысяч пурпурно-оранжевых листьев. Мостик, ведущий к мельнице, усыпан опавшими листьями. Кругом пожелтевшая трава. На переднем плане картине мы видим деревца и кустарники в медно-золотом осеннем убранстве и пожухлая трава, покрытая опавшими листьями. Осень – это разноцветье красок, чудное время для мечтаний и осмыслений. Но в то же время поэтическая сказочная красота, воспетая народной песней сказкой, поэзией. Вглядываясь в картину, проникаю в самую душу русской природы, в ее поэтический мир. В картине преобладают жизнерадостные красновато-оранжевые краски. Небольшая речушка уносит опавшую листву, в воде отражается серое небо.
Пейзаж "Осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторяла про себя и я, работая над своим пейзажем. В моем понимании, осень, прежде всего, как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.
Глядя на картину "Золотая осень", невольно проникаюсь глубоким чувством любви к родной природе, дарящей мне незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
Описание картины «Весна пришла»
Во всех временах года есть что-то удивительное, прекрасное и особенное. Но весна это пробуждение природы. День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут кучевые облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный и чистый. Весна - это утро года, когда в природе все находится в ожидании своего полного расцвета. В своей работе я изобразила на переднем плане обильно цветущие кустарники. Мне нравится цветущая весна, наполненная разнообразием веселых красок и удивительных запахов. Цветение садов как будто дает людям возможность хоть на короткое время уйти от серой будничности жизни и перенестись в сказку со счастливым концом. В центре картины изображен одиноко стоящий домик. Рядом группа цветущих деревьев, а поодаль лесной массив с нежными лепестками клейкой зелени. Небо высокое, в воздухе много света. Какая прекрасная картина открывается перед нами! Несколько удивительных дней в году мы можем оказаться зрителями этого сказочного спектакля без слов, от которого захватывает дух. Голова кружится от нежного запаха. А запах этот постоянно меняется. Вот потянуло ветром со стороны цветущих деревьев, и мы ощущаем нежную сладость. В такие дни хочется постоять под деревьями, всей душой ощущая неизъяснимую прелесть весеннего цветения.
Заключение
Сальский пейзаж - это наша родная природа, застывшая на моих картинах, это мир красоты моей русской души. Это особо дорогие моему сердцу места, дающие то глубокое чувство Родины, которое вскормлено с молоком матери. И те уголки загадочной и необъятной России, в которой я еще не была, но они манят меня своей магией красоты с полотен картин художников. Живая магия кисти и краски, а не просто фотография, отражает величественный дух русской природы, переданный с такой тщательностью и любовью. Ведь картина – это не прямое, а вдумчивое отражение природы.
Считаю, что цель и задачи данного исследования на примере своих картин достигнуты и обоснованы моими взглядами и представлениями о красоте окружающего мира вещей, значимостью духовно-нравственных ценностей в искусстве. В процессе исследовательской работы я:
Мои картины наполнены смыслом жизни, в них читаются мои душевные переживания, мое видение красоты, мое осмысление любви к родному краю, к его природе. «Только ценностная полнота – эта живая полнота ценностей Истины, Добра, Красоты» (В.С. Соловьев), позволяет поднять человека на высоту подлинной культуры.
Опрос общественного мнения
Вопросы
В социологическом опросе участвовали учащиеся 10-а и 11-а классов нашего лицея в количестве 22 человек. Мнения учащихся распределились соответственно представленной диаграмме.
Вывод: проведя социологический опрос среди ребят старших классов в лицее, я поняла, что мои работы вызвали интерес у ребят. Они считают меня талантливой, так как не каждого природа наделила видением окружающего мира через язык красок, духовное проникновение к нравственным истокам добра и мира. Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.
Литература
8. Лихачев Б.Т. Формирование эстетического отношения к искусству. В 6-ти т. М., 1991.
9. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия// Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997
10. Франк С.Л. Культура и религия. (По поводу статьи о «Вехах» С.В. Лурье)// Философские науки. М., 1991. №7.
11. http://aam.ugpl.de/?q=iskusstvo
12. http://ru.wikipedia.org/
13. http://www.modern-aforizm.boom.ru/stran/krasota.htm
Как нарисовать портрет?
Композитор Алексей Рыбников
Кто самый сильный?
Флейта и Ветер
Девчата