Научно-исследовательская работа составлена на основе поискового материала. Ученики работали с архивными данными и собирали информацию среди односельчан.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_2013._ertarskoe.rar | 1.13 МБ |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение | 2 |
Часть 1. Теоретическая. «Все для фронта, все для Победы!» | 4 |
Часть 2. Практическая. Поселок Ертарский – фронту! | 9 |
С чего все началось | 9 |
Историческая справка поселка Ертарский | 11 |
Ертарский стекольный завод в годы Великой Отечественной войны | 13 |
Ертарская школа в годы войны | 15 |
Поселок в воспоминаниях современников периода Великой Отечественной войны | 17 |
Заключение | 23 |
Список, используемой литературы | 24 |
Приложение №1 | 25 |
Приложение №2 | 26 |
Приложение №3 | 28 |
Приложение №4 | 31 |
Приложение №5 | 32 |
Приложение №6 | 34 |
ВВЕДЕНИЕ
Грядет великая дата – 70-летие победы советского народы в годы Великой Отечественной войны. Мужество его неоспоримо. Подвиг советского солдата не нуждается в доказательстве его. Но, к сожалению, мало рассказано о тех кто «ковал» победу в тылу.
Как оказалось, наш поселок оказался обделен этой информацией.
Столкнулись мы с этой проблемой после того, как наш учитель истории Светлана Максутовна, предложила рассказать каждому ученику о своих прабабушках и прадедушках в годы войны и вообще о жизни поселка в период с 1941 по 1945 годы. Но далеко не у каждого ученика есть бабушки и дедушки, которые проживали в поселке в годы войны. Да и в тех местах, где в общем-то, должна быть такая информация: поселковый архив, библиотека, она настолько скудна, да и рассказывается в ней обо всей истории поселка, а интересующих нас сведений нет.
Посовещавшись с учителем, мы пришли к решению: собрать воспоминания жителей поселка тех лет, а также воспоминания их детей, внуков.
Прежде, чем приступить к работе над проектом, определили его цели и задачи для ее достижения:
Цель: Сбор информации о жизни поселка Ертарский в годы войны и по результатам проекта выпустить альманах и создать стенд о проделанной работе.
Задачи:
1. Провести подготовку, которая поможет за встречу с респондентом, собрать наиболее полную информацию. Для этого мы подготовили ряд общих вопросов, на которые будем ориентироваться в разговоре с пожилым человеком, а также узнали, как правильно проводить опрос.
2. Прежде, чем приступить к опросу, необходимо собрать существующую информацию о жизни поселка в годы войны в администрации поселка и библиотеке.
3. Провести опрос среди жителей поселка по теме проекта. Информацию обработать и систематизировать.
Объектом исследования нашей работы является история поселка Ертарский в период Великой Отечественной войны.
Предметом исследования: воспоминания жителей поселка, документы того же периода.
Часть 1. Теоретическая. «Все для фронта, все для Победы!»
В первые месяцы войны Советский Союз утратил значительную часть своего экономического богатства. К ноябрю 1941 г. немцы оккупировали территорию, на которой до войны производилось свыше 60 % угля и чугуна, около 60 % стали и алюминия, почти 40 % зерна, 80 % сахара.
С началом войны в короткие сроки произошла перестройка промышленности на выпуск военной продукции. Отчасти это облегчалось тем, что и до войны многие предприятия, имевшие формально сугубо мирный профиль, производили продукцию военного назначения.
Металлургические предприятия сосредоточились на производстве военных марок стали. Практически полностью перешло на работу для фронта машиностроение. Уралмашзавод, специализировавшийся на горношахтном и металлургическом оборудовании, наладил производство корпусов тяжелых танков. Танки производили Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Коломенский машиностроительный завод, эвакуированный в Киров, ГАЗ и завод «Красное Сормово» в Горьком. Крупнейшим центром танковой промышленности стал так называемый Танкоград в Челябинске, где были объединены мощности местного тракторного завода и нескольких крупных предприятий, эвакуированных из прифронтовой полосы.
С началом войны многие предприятия легкой и пищевой промышленности практически полностью перешли на производство военного обмундирования и снаряжения, пищевых концентратов и консервов для фронта. Обеспечение населения предметами первой необходимости и продовольствием сократилось на 35—40 %. Страна жила под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»
Концентрация экономики на военном производстве достигла в СССР максимального уровня среди всех воевавших стран. Это стало возможным прежде всего потому, что советские люди проявили исключительную стойкость перед лицом вражеского нашествия. Но имелись и другие причины.
Во-первых, граждане нашей страны и в довоенные годы привыкли к значительно более низким жизненным стандартам, чем жители Западной Европы и США, а потому во время войны готовы были мириться с гораздо большим падением уровня жизни.
Во-вторых — и это главное — советская экономика была целиком сосредоточена в руках государства и не должна была считаться с интересами частных собственников и запросами потребителей. Именно в экстремальных условиях войны советская административно-командная экономическая система оказалась способна действовать наиболее успешно.
Война нанесла колоссальный урон отечественному сельскому хозяйству. В 1941—1942 гг. в руках оккупантов оказалось около половины посевных площадей и поголовья скота, почти треть энергетических мощностей сельского хозяйства. Тракторы, автомобили, лошади изымались для нужд фронта. Тракторный парк сельского хозяйства сократился в 1,5 раза, автомобильный — в 3,5 раза.
В армию ушли 38 % трудоспособных работников сельского хозяйства, т.е. практически все мужчины призывных возрастов. Во многих селах и деревнях вообще не осталось мужчин моложе 50—55 лет. В 1943 г. 71 % работников сельского хозяйства составляли женщины. Рядом с ними трудились старики и подростки. В армию было призвано большинство механизаторов (ведь тракторист — практически готовый водитель танка). Женщины освоили трактор. Уже в 1942 г. в соревновании женских тракторных бригад принимали участие 150 тыс. человек. Из-за потери большей части квалифицированных работников и тягловой силы, сокращения поголовья скота и посевных площадей сбор зерновых составил в 1942 г. лишь 31 % довоенного уровня. Уменьшились и сборы картофеля, хлопка, производство мяса и молока.
Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самоотречения. Обязательный минимум трудодней был увеличен. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем. По мере освобождения советских территорий от оккупации туда направлялось ограниченное количество техники, иногда — семена. В 1945 г. посевные площади в освобожденных районах достигли 72 %, а произведенная продукция — половины довоенного уровня.
Война резко ухудшила условия жизни советских людей. Даже по официальным (скорее всего, приукрашенным) данным потребление мяса в рабочих семьях в 1942 г. снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов — на 40 %. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба — на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. Зато стали есть вдвое больше картофеля.
Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия; более чем в ста крупных городах — также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы. Однако регулярно по карточкам выдавался только хлеб, снабжение остальными продуктами осуществлялось с перебоями.
Колхозники карточек вообще не получили и остались вне системы нормированного обеспечения — без соли, без сахара, без хлеба — фактически на одной картошке с собственного огорода.
Как и в первой половине 1930-х гг., было установлено несколько категорий нормированного снабжения. К первой категории относились рабочие оборонной промышленности, ко второй — рабочие других отраслей, к третьей — служащие, к четвертой — иждивенцы и дети. Инженерно-технические работники приравнивались к рабочим соответствующих предприятий. К рабочим были приравнены также врачи, учителя, литераторы, работники культуры и искусства.
С осени 1943 г. по первой категории выдавалось 700 г хлеба в день, по второй — 500 г. Служащие получали 400 г, дети и иждивенцы — 300 г. Ответственные работники получали дополнительное снабжение. Дополнительный паек именовали литерным, так как различные его категории обозначались буквами (литерами) — «А», «Б» и т.д.
Чтобы отоварить карточки, очередь к дверям магазина приходилось занимать с ночи. Утром, отстояв несколько часов, можно было получить заветную буханку, а если повезет — кусочек масла, маргарина или комбижира. Впрочем, нередко оказывалось, что продуктов нет совсем; даже хлеба порой хватало не на всех. Карточки выдавались на месяц и при утрате не восстанавливались. Потеря карточек, особенно в начале месяца, означала голодную смерть.
Цены на продукты, выдававшиеся по карточкам, на протяжении всей войны не изменялись. Однако вне системы нормированного снабжения происходила быстрая инфляция — тем более, что государство для покрытия военных расходов увеличило выпуск бумажных денег.
Все воюющие страны, даже США, прибегали в 1941—1945 гг. к нормированному снабжению населения продовольствием и многими предметами первой необходимости. Но только в СССР, формально провозглашавшем равенство трудящихся, не запрещалась свободная продажа нормируемых продуктов. Это позволяло людям, имевшим деньги или ценные вещи, приобретать продукты на рынке, где цены превышали довоенные в среднем в 13 раз.
В 1944 г. были открыты государственные коммерческие магазины, в которых товары продавались в неограниченных количествах, но стоили в 10—30 больше, чем в системе нормированного снабжения. Подобного цинизма не допускала ни одна западная страна.
Война лишила миллионы людей крова. Беженцы, эвакуированные нередко вынуждены были ютиться в переоборудованных общественных зданиях или занимать углы в домах и квартирах местных жителей. Большинство переживших эвакуацию с теплотой вспоминают об обитателях Урала и Сибири, Казахстана и Средней Азии — людях разных национальностей, потеснившихся ради того, чтобы дать приют незнакомым семьям.
Особенно тяжелая доля выпала тем, чьи дома оказались в прифронтовой полосе. Там, где надолго останавливался фронт, от изб чаще всего оставались только печи, торчащие среди развалин, а людям приходилось ютиться в погребах и землянках. Деревни, оставшиеся без мужчин, даже после войны далеко не сразу смогли отстроиться и залечить раны.
Но, как бы трудно ни жилось в тылу, люди помнили — солдату на фронте тяжелее. Поэтому непрерывным потоком шли на фронт посылки с продуктами и теплыми вещами. Поэтому миллиарды рублей поступали в фонд обороны.
Часть 2. Практическая. Поселок Ертарский – фронту!
С чего началась работа
Однажды, наш новый учитель истории Светлана Максутовна Ракипова в разговоре с нами, сказала, что обладает очень скудной информацией об истории поселка. Наш класс решил помочь в сборе информации о поселке. Вместе и приняли решение, что начнем свою работу с военных лет (1941 – 1945 гг.)
Решили собрать все воспоминания жителей поселка воедино, и сохранить их для тех, кто останется здесь после нас. Нам хотелось бы, чтобы они, так же как и мы, могли гордиться подвигами своих предков. Наша задача, собрать эти воспоминания, обработать их, систематизировать. Донести ее до всех жителей поселка. Рассказать о ней на уроках, создать альманах о жизни поселка в годы ВОв. Хотелось бы собрать не только воспоминания, но и вещественные источники и по ним создать музейный уголок в кабинете истории.
Мы решили, что наша работа будет проходить в два этапа:
I этап: Сбор воспоминаний жителей поселка об их жизни в годы Великой Отечественной войны.
II этап: Предприятия поселка в годы войны. Какую продукцию выпускали и в каком количестве.
Свою деятельность мы бы хотели посвятить юбилейной дате: 70-летию Победы.
Прежде чем приступить к работе, мы составили ее план:
1. Встреча с председателем поселкового совета ветеранов: Уткиной Зинаидой Ефимовной.
2. Побеседовать с администрацией поселка.
3. Получить сведения об истории поселка в библиотеке.
Наибольшую информацию нам предоставила Уткина Зинаида Ефимовна. Она дала нам рекомендации кто может наиболее полно рассказать нам о себе и о поселке в интересующий нас период. (см. Приложение №1: «Жители поселка, проживавшие в нем в годы ВОв»).
Несмотря на то, что по полученной информации, мы составили график сбора данных, но тем не менее, он у нас все время изменялся. (см. Приложение №2: «Ход работы»).
Конечно, ведущую роль в поиске информации проделана была нашим наставником Светланой Максутовной. Именно она направляла нас в работе, договаривалась о встречах, начинала разговоры. На сначала мы вместе определили круг вопросов, которые будем задавать жителям поселка. Пожилой человек тем и отличается от более молодых, что многое ими забывается, да и в разговорах они часто отвлекаются на поздние воспоминания. И поэтому надо так задавать вопросы, чтобы деликатно вернуть их именно к тем годам, которые нас интересуют. Светлана Максутовна объяснила, что при разговоре с пожилым человеком, необходимо набраться терпением и уважительно относится ко всему, что его касается. А вопросы необходимо задавать, не перебивая друг друга, а также необходимо до конца выслушать то, что нам рассказывают, даже если это и не совсем та информация, которую мы хотим услышать.
Несмотря на то, что жители поселка, в общем-то, шли на встречу в нашем желании побеседовать, но были и такие которые категорически отказывались поделиться воспоминаниями. Жаль…
К сожалению, у опрашиваемых респондентов практически не осталось фотографий. Причин для этого несколько: это и отсутствие в годы войны в поселке фотографов (пусть и любителей), годы скитаний из дома в дом, пожары и многое другое (у Титовых, например, кошка однажды решила родить в коробке с фотографиями).
Главное – наша поисковая деятельность заинтересовала не только многих учеников нашей школы, но и многих жителей поселка.
Поисковую деятельность мы начали только с началом II четверти 2012 – 2013 учебного года. И, пока обладаем не всей информацией об изучаемом периоде. Работа будет продолжаться и дальше до тех пор, пока не будет собрано все, что касается истории поселка Ертарский.
***
Война. Самое страшное слово. Услышав его, поневоле содрогаешься. Смерть, голод, огонь – все эти слова спокойно можно считать его синонимами. Немалый отпечаток наложила война на каждого человека, кто ее пережил.
Много издано произведений, монографий о войне. Немало создано фильмов о ней. Через которые все мы, можно сказать, душой прочувствовали, какие испытания пришлось пережить нашим прабабушкам и прадедушкам.
Тяжело было в боях солдатам. Но наибольшая, на наш взгляд, ответственность легла на плечи тех, кто остался в тылу. Девиз: «Все для фронта, все для Победы!» настолько глубоко приник в души советского народа, что люди реально полностью отдавались ему. Ведь доподлинно известно, что в тылу продуктов было гораздо меньше, чем у солдат. Да и времени для отдыха у тыловиков практически не оставалось.
Наш поселок Ертарский, так же как и любой другой, оказал немалую поддержку Красной Армии. Но как оказалось, информации о жизни поселка в годы войны нет практически никакой. Все осталось только в воспоминаниях наших сельчан.
Историческая справка поселка Ертарский
Рабочий поселок Ертарский расположен в юго-западной части Тугулымского района Свердловской области. Село образовалось в 70-х гг XVIII века.
С конца XVIII века был устроен ссыльно-каторжный остров. Ссылали, главным образом, крепостных крестьян. Некоторые были сосланы просо по злой воле господ.
Историческое прошлое нашего села интересное:
Архивных данных поселка не сохранилось, но в заметках уральского писателя Мамина-Сибиряка говорится, что на Урале в XVIII веке существовало несколько каторг, в том числе в Камышловском уезде – Ертарский завод, который был коренным, сдававшийся в аренду партикулярным лицам.
Арендатором Ертарского завода был купец Медовиков. Позднее в 80-х гг XIX века завод выкупил Козелло Поклевский, известный поляк из ссыльных, который жил в селе Талица. Это был водочный король Урала, имеющий 14 вино-куренных завода. В целях сколачивания капитала и борьбы с конкуренцией, Поклевский спаивал население Зауральских деревень водкой. Известно, что козелло-винокуренный завод сгорел, который позднее стал суконно-валяльным, вскоре стал снова винокуренным, а в конце XIX века стал стекольным заводом, принадлежавшим Викентию Поклевскому. Условия труда на заводе были каторжными: большая загазованность, пыль, грязь, и все изделия выдувались через трубку легкими. Освещения на заводе никакого не было. Особенно эксплуатировался на заводе труд женщин и детей, которые работали наравне со взрослыми, а получали за труд гроши. В стихотворении об условиях труда на заводе в царское время стекольщик-коммунист В.Г. Панфилов писал так:
«Стеклодувы мы все истомлены,
Труд тяжелый несем у огня,
Наши легкие все надсажены,
От тяжелой работы – дутья».
Кроме стеклозавода в Ертарском до революции была трехлетняя школа, две церкви, кабак, одна аптека с одним фельдшером, один магазин купцов Колобовых и несколько мелких лавочек. В 1902 году в поселке насчитывалось 320 домов, которые освещались керосином. Много было нищих, живших подаянием. Поселок в то время окружали столетние леса, а в селе царила тьма и тишина, а в зимнее время возле домов можно было услышать завывания волчьих стай.
В этих условиях молодежь как могла проводила свой досуг. Часто были ссоры между крестьянами и рабочими. Тот же автор это выразил словами:
«Зимагоры и вогулы враждовали меж собой,
Знали царские акулы: им на пользу план такой».
Зимагорами тогда называли приезжих мастеров, которых Паклевский выписал для стекольного дела, а вогулами – жителей поселка.
Ертарский стекольный завод в годы Великой Отечественной войны
Градообразующим предприятием нашего поселка еще с начала XIX века был стекольный завод. Его продукция всегда пользовалась большим спросом: бутылки, банки, стекло для окон, предметы для больниц, вот далеко не полный список стекольной продукции.
В 1940 – 41 гг. ухудшилось снабжение топливом, поэтому в сорок первом году работала только одна печь №2, и то, начиная уже с мая ежемесячно 8-10 суток имела простои из-за недостатка топлива (за год 60 суток). Собственные лесозаготовки не давали полного обеспечения: леспромхозам план лесозаготовок спускали только на деловую древесину, дрова изготавливались попутно из отходов всего лишь 8-10% от общей кубатуры заготовок. Транспорт у завода в связи с финской войной сократился, поэтому осложнилась вывозка дров. Из-за недостатка транспорта торф, добываемый на «Сланском», стали частично летом вывозить от вершины Ертарского пруда до плотины в плоскодонных лодках. От плотины к газогенераторам провели узкоколейку и вывозили на вагонетках.
В 1941 году фашистская Германия напала на Советский Союз. Некоторые предприятия мирных профессий, как Ертарский стекольный завод, не были подготовлены к войне. На заводе не было мобилизационного плана и ясного представления, какую продукцию потребуется выпускать.
Еще до начала войны с Германией внезапно завод получил распоряжение сделать «кухтыли», разрешалось временно прекратить выпуск бутылок (снимали программу). Изготовление кухтылей не требовало дополнительного оборудования, а всего лишь незначительные переделки: откладных окон тянульных рукавов, изменение кух на рабочих местах и нужны были газовые трубки наружного диаметра 18-20 мм. Но на заводе не было холявных мастеров, за исключение 2-3 человек, и то работавших уже не по профессии. Поэтому к работе приступили скоро, но годных в начале было очень мало: в пределах 10%: учились работать – бутылочные мастера не умели выдувать без форм в деревянных долоках крупные изделия.
В июле на завод приехал представитель облисполкома товарищ Фадеев, предложил выпуск листового стекла. Разводной печи не было, для сооружения ее требовались чугунные детали: зубчатые гребенки, шестерни. Сооружена она была в 1942 году. Тогда за год выпустили 239 тысяч квадратных метров листового стекла.
Печь №1 в 1942 году не была в действии из-за недостатка топлива. В конце 1941 года на завод прибыла группа эвакуированных с Дударевского стекольного завода. В их числе было несколько мастеров-стеклодувов, в том числе и холявные. Они обучали и местных мастеров, но эта квалификация не сразу осваивалась даже и бутылочными мастерами. В отчете за 1942 год отмечено, что 8 учеников холявных мастеров за 6 месяцев сделали 30 000 холяв, из них ни одного метра годного стекла получено не было, все ушло в бой.
Для общих нужд населения, кроме листового стекла, бывшие сортовые мастера, пожилые люди, пенсионеры, оставшимися не призванными в армию, из чувства патриотизма пришли на помощь: стали делать различные изделия, которые требовались на тот период: колбы для огнетушителей, стекла ламповые 7” – 10”, стекло «Летучая мышь», стаканы чайные, графины, молочные банки, бензоотстойники, чернильницы, фляжки, дроты и для нужд госпиталей: мочеприемники, плеваельницы, воронки. (см. Приложение №5) Конечно, изделия эти не всегда соответствовали ГОСТам, но впоследствии большой потребности сбывались без задержки.
В военные годы трудно досталось женщинам. Они героически трудились на различных участках и работах на таких чисто мужских работах, на которых в условиях мирного времени запрещалось по инструкции охраны труда, допускать на работу женщин. Так, например, шуралями газостанции, разводчиками, доносчиками холяв, тянули дроты, лесорубами, на разделке долготья, колке чураков. Женщины работали и на строительстве: копали котлован, забивали сваи, трудились на кладке канала «Фурко» и ж.д. Кроме того, сверх работы учились военному делу.
В эвакуированном оборудовании были машины «Фурко» (см. Приложение №7) завода «Красная Пресня» старого выпуска, устаревшей конструкции. Решено было поставить две машины на печь №2. В марте 1943 года печь №2 остановили и приступили к реконструкции. Не трогая варочного бассейна. разобрали выработанную часть, был вырыт котлован для фундамента протока и канала «Фурко». Вследствие слабого грунта фундаментную бетонную плиту сделали на свайном основании.
Печь №1 во время военных лет в действии была только в 1943 году 144 суток, в 1944 году – 123 суток. После пуска с реконструкции печи №2 она была остановлена и законсервирована до 1949 года.
Проект переделки печи №2 выполнен был конструкторами не стекловаренных печей, а проектировщиками промышленности огнеупоров: он имел крупные недостатки. В 1945 году закончили установку двух машин «Фурко» и начали их осваивать, работали плохо. Только во время холодного ремонта 1947 года по совету инженеров Ирбитского стекольного завода из числа эвакуированных «константиновцев» были внесены существенные переделки в канал «Фурко» и только тогда машины стали лучше работать и давать метраж стекла.
В 1947 году на верхний ряд стен бассейна варочной части печи в Ертарском впервые поставлены были муллитовые стеклобрусья. Разводная печь была разобрана.
В 1942 – 43 гг мощность электростанции увеличилась на 36 квт. за счет установки двух локомобилей «Марталь».
Ертарская школа в годы войны
Ученики и учителя нашей школы в годы войны наравне со взрослыми работали на колхозных полях, зарабатывая трудодни. Ставили спектакли, билеты на которые продавали, а вырученные средства отправляли на фронт.
Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. комсомольцы и пионеры Ертарской средней школы работали в окрестных колхозах на уборке урожая, работали в стеклозаводе, на торфоучастке в летнее время, а зимой совмещали учебу с работой в лесу по вырубке и раскряжевке леса, выполняли ряд трудовых работ. Комсомольцы и пионеры п. Ертарский оказывали большую помощь фронту. Кроме того, готовили теплые вещи для фронта и собирали средства на танковую колонну. Ими было сделано и послано на фронт много посылок, сдано государству 10 тысяч рублей.
Телеграмма:
«Директору Ертарской средней школы т. Викторовой В.И., председателю месткома Титюковой А.В., секретарю комсомольской организации т. Новиковой К.
Благодарю коллектив учащихся и учителей Ертарской средней школы, собравших 10 тысяч рублей на танковую колонну. И. Сталин».
Вот только малая толика всего, что сделала школа в этот период:
1941 год
1. Силами учащихся и учителей школы собрано 10 посылок с теплыми вещами для бойцов.
2. Убрано в колхозе им. В.И. Чапаева: картофеля – с 18,4 га, гороха с 11 га, овощей с 1 га, вырвано льна с 3,9 га. Выработано 1272 трудодня.
3. Перечислено в фонд обороны 781 руб. (за спектакли).
4. Проведена подписка на денежно-вещевую лотерею в фонд обороны. Подписка дала 1650 рублей.
5. Зачитано письмо бойцов и командиров 3 стрелковой дивизии.
6. На подарки бойцам собрано 1600 рублей.
1942 год
1. Заготовлено силами учеников и учащихся 500 куб. леса.
2. Собрано МК сырья 14 кг 540 гр.
3. Выработано трудодней на торфе 7180, в колхозе им. В.И. Чапаева – 230.
4. Перечислено в фонд обороны 380 рублей (за спектакль «Беглецы», «В лесу»).
5. Перечислено в пользу танковой колонны «Свердловский комсомолец» 4500 рублей.
6. Учащимися школы выпущено 19 стенгазет.
7. Проведена дополнительная подписка на денежно-вещевую лотерею и заем среди коллективов школы. Подписано на сумму 400 рублей.
8. Отправлено на фронт 8 посылок.
1943 год
1. Во внеурочное время заготовлено школьниками 600 фестметров древесины.
2. По инициативе группы учителей (М.И. Кирисова и др.) решено провести сбор средств среди учащихся и учителей на формирование танковой колонны «Свердловский школьник». Сбор дал 10 тысяч рублей.
1944 год
1. Силами учащихся и учителей школы собрано 8 посылок с теплыми вещами.
2. Подготовлено населения по ПВХО – 100 человек.
3. Сбор лексырья 23 кг 140 гр.
4. В колхозе имени В.И. Чапаева 4588 трудодней.
5. Перечислено в фонд обороны за спектакли, данные учащимися и учителями школы 560 рублей.
6. Заготовлено 1500 фестметров леса.
Поселок в воспоминаниях современников периода Великой Отечественной войны
(см. Приложение №3)
Ласкина Ефросинья Ивановна (труженица тыла)
07.01.1927 г/р
Воспоминания записал внук Бранфилов Дмитрий (сохранен дословный пересказ):
С 1941 в мае я проводила своего старшего брата Ласкина Ивана Ивановича. Мне было 14 лет, когда 22 июня по радио объявили, что рано утром началась война. Нам стало трудно работать. Стали мало получать хлеба: всего 200 грамм на трудовой день. Целыми днями летом боронила на корове колхозные поля. Когда немного подросла, стала боронить на лошади. Зимой работала в лесу на заготовках леса. Пилили его, а весной отправляли по реке.
10 мая 1943 года пришла похоронка… Погиб брат. Он был минометчиком и ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.
Еще труднее стало работать. Убирали урожай, в основном, женщины, пожилые старики и бабушки. Когда не было урожая – ели траву. Очень трудно было выжить. Я работала как мужчина! Сначала на лошади, потом на комбайне, после того как умер Леня Завьялов. Он пришел с фронта больной. Болел туберкулезом, а все равно пошел на работу и до самой смерти все работал.
1944 год – мне семнадцать. Работала везде сутками и так всю войну. В годы войны существовало такое наказание: если украл колосок с поля, садили в тюрьму и давали 10 лет. А уж из тюрьмы мало кто выходил: умирала там или от голода или от болезней! Ну а кто возвращался, то вскоре умирали от истощения или туберкулеза… 1 месяц… полгода… по всякому жили после тюрьмы, но все равно когда-нибудь умирали…
1944 год. Много мужчин приходили с войны раненые: то без руки, то без глаза, а то и без ноги. Какие из них работники… Все равно нам женщинам приходилось работать. Трудно очень досталось! Осенью 1944 года был хороший урожай и нам стали давать муку на трудовой день. С каждым днем становилось все лучше. Давали на второй день зерном (любым).
Зима 1945 года. Я поехала в лес на заготовки. Весной на сплав. Потом в поле, в конце весны и в начале лета. В поле траву косили. В мае 9-го объявили о Победе. Мы сразу забегали, заобнимались. Думали, что придут наши мужики, но никто не пришел.
После войны в 1946 году стало еще труднее. Возила молоко в Демино (там был молокозавод). День и ночь работала. Меня признали труженицей тыла в 1947 году. И вот с тех пор я никогда не забывала и не забуду эти дни и годы прошедшей войны.
(P.S. Я, Бранфилов Дмитрий, ученик 9-го класса, заявляю, что очень сильно горжусь своей бабушкой Ласкиной Ефросиньей Ивановной. Хочу стать военным… хорошим военным… таким как мой дедушка.
В Волгоградской области в деревне Лукьянова на берегу озера есть братская могила, где и похоронен мой дед).
Титовы Сергей Александрович и Валентина Ивановна.
Уже сразу, придя в гости к этой семейной паре, почувствовалось необычайное душевное тепло. А как только стали разговаривать, то наше первое впечатление подтвердилось и словами. Валентина Ивановна и Сергей Александрович вместе уже почти 50 лет. Для обоих этот брак был уже вторым. В совместную жизнь вошли уже состоявшимися родителями: у него был сын 10 лет и у Валентины Ивановны тоже сын 4 лет. Прожив некоторое время вместе, родился тоже сын.
Все это было и есть… Большую отметину наложила на судьбу этих людей война. На начало войны они были школьниками.
Из воспоминаний Валентины Ивановны:
- Первое чувство, которое никогда не забудется – это голод. Кушать хотелось всегда. Несмотря на то, что папа работал на стекольном заводе без сна и выходных, но еду выдавали строго по карточкам. Нас у мамы с папой было двое. Все время приходилось работать: сначала учились в школе, потом помогали заводу возить торф (см. Приложение №6), дрова, а по ночам вместо отдыха приходилось ходить в лес уже за дровами для себя.
Часто бегали к отцу на работу и видели как он выдувал из горячего стекла огромные бутыли. У отца была бронь и на войну его не отпускали, хоть он и просился.
Была у нас и тимуровская команда: ходили помогать пожилым людям. Для них мы таскали воду из колодца, до которого приходилось идти 20 минут туда и столько же обратно. Кололи дрова. Помогали наводить порядок.
Помню, что дрова приходилось запасать и для школы. Как-то случилось, что дрова из леса не на чем было вывезти, тогда мы всей школой сходили и на руках вынесли оттуда кто сколько смог взять.
Конфеты? Да вы что! Какие конфеты!.. Хотя нет, помню, как однажды папа с работы принес карамельки-подушечки… До сих пор вспоминаю ту сладкую радость. (Улыбается)
В школе училась только на одни пятерки и меня ежегодно делегировали на съезд учеников-отличников в Тугулым. Жаль, что не сохранилась фотография, на которой сфотографированы все отличники района. Большое количество ребят было так плохо одето: из ботиночек торчали голые пальчики. А ведь это поздняя осень. Пальтишки с короткими рукавами, штанишки куцые. Но ведь учились, не смотря ни на что!
Всегда дополнительно занимались с отстающими одноклассниками. Приходилось оставаться с ними либо после уроков, либо приходили к ним домой. Класс был очень дружный. Все делали вместе: и работали и играли. Хоть времени на игры оставалось очень мало, но успевали и в лапту поиграть и в футбол.
Из воспоминаний Сергея Александровича:
Да уж тяжело пришлось. Но знаете что примечательно? Знали, что один никогда не останешься. Добрее люди были, отзывчивей. Да и несмотря на войну, уверенности в завтрашнем дне было гораздо больше.
Я учился на несколько классов старше Вали. Поэтому и работы было больше и потяжелее. Вот она говорит, что ходили за торфом, но в основном младшие классы помогали его доставлять. Нам же приходилось спускаться в огромную яму и специальными инструментами для его резки, нарезали квадраты торфа и поднимали наверх. После такой работы домой приходили и просто от бессилия падали на кровать. Но разлеживаться нельзя было, поскольку еще надо было делать уроки и помогать матери по хозяйству.
Однажды к нам в поселок привезли пленных немцев на работы. Только вот не помню в годы войны это было или позже. И они вместе с нами ходили в лес за дровами и за торфом. Они постоянно просили у нас покурить. Поскольку мой отец сам садил табак, то мне удавалось несколько раз вынести его из дома для немцев. Но не потому, что было жалко их, просто за табак они быстренько делали нашу работу. Но долго немцев в поселке не стали держать, как это ни жестоко звучит, но над ними здорово издевались. Поэтому их быстренько вывезли в другое место. И жалко их было, с одной стороны, но и как подумаешь о тех издевательствах, которые они проводили над нашими военнопленными…
Войну встретили радостно, но вот физически и морально мы не почувствовали, что стало легче. Еще где-то лет 6-8 было так же тяжело. Ведь приходилось восстанавливать страну, а для этого нужны были все ресурсы, как природные, так и человеческие.
Уткина Зинаида Ефимовна.
Родилась в Талицкого района в 1937 году. В школу пошла в 1945 году. Окончив ее, поступила в лесотехнический техникум. Отработав 2 года в, переехала в наш поселок и с тех пор не покидала его. Здесь вышла замуж за Уткина Андрей.
38 лет «отдала» Химлесхозу, проработав там инспектором.
Этот человек с активной жизненной позицией: всегда приходила на помощь, отстаивала права своих коллег перед любым грозным начальством. Вокруг Зинаиды Ефимовны всегда было много друзей. Благодаря ей коллектив принимал участие в различных походах, съездах. Была организатором различных мероприятий, приуроченных к праздникам того времени.
Выйдя на пенсию, она не перестала вести активный образ жизни: была назначена председателем Совета Ветеранов, коим является до сих пор.
Как и любому человеку, пережившему годы войны, Зинаиде Ефимовне тяжело даются воспоминания детских лет той поры:
Вспоминается, как все время хотелось кушать. Мамы хоть и старались отдать свой кусок хлеба детям, но этого все равно было мало. Приходилось собирать на полях остатки зерна и эту малую горсть, которая умещалась в детской ладони, сразу же клали в рот. Как ни странно, но картошки всегда было мало, хоть и жили в деревне. Говорит, что потом уже узнала, что большую часть урожая отправляли на фронт, а вскоре и на посадку оставалось все меньше.
Панфилов Анатолий Васильевич
14.11.1931 г/р
Родился в пос. Ертарский в семье рабочих в трудные годы для села: шла коллективизация, раскулачивание, аресты, произвол к народу. Был шестым ребенком в семье, поэтому рос под присмотром старших братьев и сестер, которые уделяли внимание в моем детстве.
В 1938 году я пошел учиться в Ертарскую школу, закончив 7 классов в 1947 году, а в 1948 году поступил работать на торфоразработки для стекольного завода. В октябре 1949 года оформился слесарем в основной цех по выпуску оконного стекла и стеклянной тары (бутыли).
В военные годы в летнее время работал в колхозе им. Чапаева (на горке поселка Ертарский) на сушке зерна, сборке колосков, сторожил зерноток.
Старший брат Владимир 1920 г/р, закончив 7 классов пошел работать на стекольный завод. В 1940-м году был призван на срочную службу на Дальний Восток в город Хабаровск. Там же закончил курсы командиров и в звании лейтенанта в 1941 году был отправлен на фронт, защищать столицу нашей Родины. Защищал Москву, затем Сталинград (ныне Волгоград) и, продвигаясь вперед в южном направлении на Украину, был убит в городе Николаев в 1944 году, где и похоронен.
Второй старший брат Аркадий родился в 1925 году, не закончив 10 классов, был призван в 1942 году в Красную Армию. Прошел учебу как десантник в городе Тюлалий(?) в Ивановской области. Прошел в боях с немцами через Белоруссию до Западной Европы. В одном из боев за освобождение города Вена пропал без вести17 апреля 1945 года (возможно убит, но где похоронен – неизвестно). А в 1943 году педагогический коллектив школы вручил родителям аттестат зрелости об окончании 10 классов Ертарской школы, где показал по всем предметам только «хорошие» результаты.
Третий брат Михаил 1927 года рождения, окнчил 4 класса и пошел работать на стеклозавод разнорабочим. Ветеран труда. Умер в 1991 году.
Старшая сестра Галина родилась в 1923 году. Окончив 7 классов, поступила работать в бухгалтерию стеклозавода. Пенсионерка, ветеран труда. Награждена юбилейными медалями в честь Победы (50 и 60 лет).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Война оказала огромное влияние на поселок, в страшные годы на поверхность вышли все человеческие качества: отзывчивость, доброта, трудолюбие. Они и сыграли главную роль в победе над фашизмом.
В своей работе мы постарались показать это через историю главного предприятия поселка, и через воспоминания жителей разного возраста.
Работа еще далека до своего завершения. Она будет закончена тогда, когда любое воспоминание жителя поселка тех грозных лет, пусть даже оно будет вспомнено одним словом (например: голод), будем собирать и систематизировать эту информацию.
Но на первом этапе работы, считаем, что начало положено: многое найдено, собрано и, что немаловажно, нас поддержали односельчане, а мы обязуемся донести до каждого жителя всю собранную информацию посредством издания альманаха и размещения полученной информации в сети Интернет.
Список, используемой литературы
1. История стекольного завода. 1972 год. Сост. Гилев С.С. (главный инженер завода)
3.
Приложение №1
Список пожилых людей, проживающих в поселке в годы ВОв
Приложение №2
Ход работы
Дата | Мероприятие |
Январь | Определение темы работы |
14 января | Размещение информации в группе «Ертарка» (в соцсетях) с просьбойо помощи в сборе данных по теме |
15, 22 января | Проведение урока Мужества в 9, 11-х классах по теме «Мужество советского народа в годы ВОв». Рефлексия урока: предложение собрать информацию в своих семьях (было предоставлено 4 работы) |
23 января | Урок Мужества в 6 классе. Рефлексия: решено активом класса принимать участие в поисковой работе |
28 января | 1-я встреча с активом, на которой определили цель и задачи проекта |
29 января | а) 2-я встреча с активом:
б) Визит в библиотеку поселка с целью получения информации по теме проекта. Результат: информации предоставлено не было. |
30 января | Встреча с председателем совета ветеранов поселка Уткиной Зинаидой Ефимовной. Результат встречи: предоставлен список пожилых людей, проживающих в поселке в годы войны; рассказ о жизни Зинаиды Ефимовны в эти годы. |
01 февраля | Встреча с пожилой семейной парой Титовых. |
05 февраля | а) Встреча с Конищевой Эммой Михайловной. Результат: Отказалась поделиться воспоминаниями, ссылаясь на плохую память. б) Разговор с председателем поселка Палий М. с просьбой оказать помощь в сборе информации. Результат: в архиве информации о поселке в годы войны нет. в) Встреча с Кокшаровой Галиной Васильевной. Результат: договорились о встрече через неделю (пенсионерка проходит курс лечения). P.S. Встреча так и не состоялась в связи с плохим самочувствием женщины. |
11 февраля | Систематизация полученной информации по результатам встречи и подведение итогов. |
15 февраля | Составлен дальнейший план работы по обработке информации и подготовке к защите проекта. |
Приложение №3
Фотографии, предоставленные жителями поселка
Маленькая Зина с родителями и старшими сестрами (1940-е гг)
(фото из архива Уткиной З.Е.)
Встреча первого солдата после Победы (май, 1945 г.)
(фото из личного архива Уткиной З.Е.)
Конищева Эмма Михайловна за станком на стеклозаводе
(фото из личного архива)
9 класс. 1944 год. Ертарская школа
Коллектив учителей Ертарской средней школы
1942 год
Ласкина Ефросинья Ивановна
Конвейер по производству стеклянной тары. Стекольный завод
(фото предположительно конца 1940-х гг.)
На встрече с супругами Титовыми.
Приложение №4
Показатель работы Ертарского стеклозавода
за период 1941 – 50 гг. по основному производству
Периоды | Списочный состав работающих (всего) | в том числе | Производительность труда в рублях | Стоимость основных фондов(тыс. рублей) | |
ИТР | служащие | ||||
1941 год | 521 | 14 | 20 | 195,9 | 172,7 |
1942 год | 519 | 14 | 20 | 160,5 | 158,5 |
1943 год | 406 | 12 | 22 | 180,4 | 147,6 |
1944 год | 350 | 11 | 20 | 133,8 | 151,4 |
1945 год | 450 | 13 | 18 | 296,8 | 246,2 |
1946 год | 496 | 13 | 18 | 563 | 264,2 |
1947 год | 456 | 13 | 17 | 633 | 293,9 |
1948 год | 674 | 13 | 17 | 1141,7 | 336,8 |
1949 год | 523 | 14 | 16 | 1573 | 414,6 |
1950 год | 627 | 16 | 16 | 2808 | 450,4 |
Два морехода
Алые паруса
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Притча о гвоздях
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"