«Анализ экономии семейного бюджета»
Костюченко Савелий Владимирович
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура »
7а класс
Аннотация
Руководитель: Наталья Владимировна Живодерова
Обоснование: В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Гипотеза: умение составлять рациональный потребительский бюджет поможет
повысить уровень благосостояния семей.
Цель исследования: составить примерные рекомендации по планированию
рационального семейного бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Методы исследование: опрос, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Вывод: сейчас очень много соблазнов для покупок, причем зачастую деньги тратятся бездумно. Поэтому нужно правильно распределять свой семейный бюджет. Умение составлять рациональный бюджет поможет повысить уровень благосостояния семьи.
Вложение | Размер |
---|---|
saveliy_nou.doc | 300.5 КБ |
«Анализ экономии семейного бюджета»
Костюченко Савелий Владимирович
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30 с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура »
7а класс
Научная статья (описание работы)
Актуальность темы исследования.
Бюджет - это финансовый план, который суммирует доходы и расходы (семьи) за определенный период времени.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Цель составления семейного бюджета — контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.
К сожалению, в сложившейся российской практике редкие семьи и люди составляют и анализируют бюджеты, что подтвердилось результатами нашего опроса. Было опрошено 68 семей учащихся нашей школы. Результаты опроса: только 12% на вопрос: «Планируете ли вы семейный бюджет?» ответили утвердительно; 36% - не имеют опыта формирования семейного бюджета, 52% - не планируют семейный бюджет.
Поэтому актуальным на сегодня является изучение семейного бюджета, его формирование, как одного из путей повышения благосостояния семьи.
Вывод: редкие семьи и люди составляют и анализируют семейный бюджет.
Гипотеза: умение составлять рациональный потребительский бюджет поможет
повысить уровень благосостояния семей.
Цель исследования: составить примерные рекомендации по планированию
рационального семейного бюджета.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Объект исследования: семейная экономика.
Предмет исследования: бюджет семей.
Методы исследование: опрос, анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Практическая значимость работы:
Данная работа может быть использована: - как информационно - справочный материал.
Расходы бывают разных типов. Они делятся на текущие и долговременные. Если первые расходы производятся за счет текущих доходов, то для вторых потребуется в течение некоторого времени откладывать часть доходов или попытаться заработать дополнительные деньги. Расходы, кроме того, бывают запланированные (постоянные) и внезапные – непредвиденные. Поэтому необходимо закладывать в бюджете некоторый резерв, чтобы незапланированные расходы не лишили возможностей потратить деньги на что-то действительно необходимое.
К постоянным ежемесячным расходам относят все те расходы, которые осуществляются всегда и которые трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг. К ним относятся оплата школьных завтраков или обедов, проезд на автобусе или другом виде транспорта, оплата дополнительных занятий и др.
Выделяют переменные расходы, которые осуществляются, время от времени и не обязательно каждый месяц, например, покупка билетов в кино, театр или на концерт, покупка подарка для родителей, братьев и сестер.
Пределы нашим расходам ставят, конечно, наши доходы: ведь потратить можно только то, что имеется. Именно поэтому практически все семьи сталкиваются в той или иной степени с проблемой, сбережений: чтобы сделать какую - либо крупную покупку необходимо в течение нескольких бюджетных периодов откладывать часть доходов, а не тратить все на текущие нужды. Кто-то копит на квартиру, кто-то - на автомобиль, кто-то на футбольный мяч, но у всех этих людей возникает ряд общих проблем: как удержаться от того, чтобы потратить эти деньги, сохранить сбережения и в тоже время не дать им обесцениться.
Первая проблема скорее психологическая. Если человек, привык тратить, не задумываясь, то ему будет сложно удержаться от этого. Первейший способ борьбы с необдуманными тратами – не держать сберегаемые деньги вместе с деньгами для текущих трат. Вопрос сохранения сбереженных денег можно решить по-разному: поместить в банк, купить валюту, золото или драгоценности, ценные бумаги.
Одна и та же семья может делать сбережения с разными целями и разными сроками. Аккуратный учет сбережений – важная составная часть ведения бюджета.
Если доходы бюджета оказываются равными расходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Если денег получено больше, чем потрачено, то имеет место избыток, или профицит бюджета. При превышении расходов над доходами имеет место дефицит бюджета – это значит, что часть расходов произведена за счет заемных средств – кредита. Источники кредита могут быть разные: банк, приятели, родственники, магазины. Сам по себе кредит для потребителя – благо, поскольку он позволяет быстрее удовлетворять потребности. Однако кредит может стать и злом – если семья или человек злоупотребляет этой возможностью, не соразмеряя своих долгов с будущими доходами.
Рациональный потребительский бюджет – это идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления, духовных благ и услуг в их определенном целесообразном, с научной точки зрения, наборе.
В условиях сложной экономической ситуации расходная часть составляется на основе набора минимально необходимых человеку товаров, расходов. С учетом реальных цен определяется общая денежная сумма доходов, требуемая для покрытия этих расходов, так называемый прожиточный минимум, как один из показателей уровня жизни. Расчетная величина прожиточного минимума условна, т.к. он зависит от состава и количества благ, включаемых в необходимый набор.
Вывод: бюджет семьи отражает ее социально-экономический статус, предпринимательскую активность, уровень жизни, образования, инвестиционный потенциал.
3. Практическая часть.
Исследование 1.
Цель: определить основные статьи расходов нашего семейного бюджета.
Ход:
1. Мы с родителями рассмотрели основные статьи расходов нашей семьи.
2. Сравнили их с прошлым годом.
Статьи расходов семейного бюджета.
год | Доход в месяц | Статьи расхода/сумма | |||||||
Питание | Коммунальный платеж | Кредит | Домашний телефон | Интернет | Бензин | Оплата англ. языка | Общая сумма расходов | ||
2010-2011 | 79000 | 20000 | 6300 | 5000 | 500 | 1300 | 2000 | 1800 | 36900 |
2011-2012 | 82000 | 23000 | 6500 | 24000 | 500 | 1000 | 3000 | 2000 | 60000 |
Вывод: общий доход вырос, по сравнению с прошлым годом, на 4%, а общий расход увеличился на 23%, в связи с повышением оплат ЖКХ, повышение цен на продукты питания и родители взяли кредит на покупку автомашины.
Исследование 2.
Цель: экономия семейного бюджета на покупки продуктов питания и бытовой химии.
Ход опыта:
1. Мы с родителями изучили цены на продукты и бытовую химию в соседнем с домом магазине.
2. Изучили цены при оптовой закупке.
3. Сравнили результаты и сделали вывод.
Продуктовая корзина
Розничная закупка | Цена | Оптовая закупка | Цена |
Пачка молока | 55 руб. | Пачка молока | 37 руб. |
Масло подсолнечное | 75 руб. | Масло подсолнечное | 65 руб. |
Килограмм сливочного масла | 180 руб. | Килограмм сливочного масла | 150 руб. |
Килограмм картофеля | 25 руб. | Килограмм картофеля | 18 руб. |
Килограмм моркови | 20 руб. | Килограмм моркови | 15 руб. |
Килограмм лука | 22 руб. | Килограмм лука | 17 руб. |
Килограмм муки | 45 руб. | Килограмм муки | 36 руб. |
Килограмм макарон | 25 руб. | Килограмм макарон | 15 руб. |
Килограмм риса | 45 руб. | Килограмм риса | 36 руб. |
Килограмм сахара | 32 руб. | Килограмм сахара | 25 руб. |
Килограмм яблок | 80 руб. | Килограмм яблок | 65 руб |
Килограмм мяса говядины | 250 руб. | Килограмм мяса говядины | 220 руб. |
Килограмм мяса свинины | 220 руб. | Килограмм мяса свинины | 200 руб. |
Пачка сока/ литр | 50 руб. | Пачка сока/ литр | 40 руб. |
Итог: | 1.124 руб. | 939 руб. | |
Экономия единицы товара | 185 рублей (16%) |
Средства гигиены
Розничная закупка | Цена | Оптовая закупка | Цена |
Пачка стирального порошка | 140 руб. | Пачка стирального порошка | 125 руб. |
Туалетное мыло | 25 руб. | Туалетное мыло | 15 руб. |
Зубная паста/ тюбик | 55 руб. | Зубная паста/ тюбик | 45 руб. |
Чистящее средство для посуды | 60 руб. | Чистящее средство для посуды | 50 руб. |
Итог: | 280 руб. | 235 руб. | |
Экономия единицы товара | 45 рублей(16%) |
Вывод: организовывайте совместные оптовые закупки продуктов питания и бытовой химии в крупных гипермаркетах. Экономия может составить до 20%.
Рекомендации (Приложение 2)
Исследование №3.
Цель: экономия семейного бюджета при оплате услуг ЖКХ.
Ход опыта:
Расход электроэнергии | |||
Осветительные приборы | Лампы накаливания | Энергосберегающие лампы | Светодиодные лампы |
Потребление электроэнергии в час | 100 Ват | 20 Ват | 10 Ват |
Световой поток | 100 Lm | 100 Lm | 100 Lm |
Расход электроэнергии в месяц | 500 КВат | 100 КВат | 50 КВат |
Расчет | 500× 1руб.10 коп | 100× 1руб.10 коп | 50× 1руб.10 коп |
Финансовые затраты | 550 руб. | 110 руб. | 55 руб. |
Вывод: использование светодиодных ламп экономит семейный бюджет в 10 раз.
Исследование № 4
Цель: выяснить помогает ли посудомоечная машина экономить семейный бюджет.
А сколько раз в неделю у нас возникают трения с домашними из-за того, что приходится в который раз решать один и тот же вопрос: «Чья очередь сегодня мыть посуду?..» В итоге, среднестатистическая хозяйка тратит на мытье посуды 45 минут в день, более пяти часов в неделю, и почти 250 часов (более 10 дней) в год!
В прошлом году мы купили посудомоечную машину, и вот какая арифметика у нас получилась:
Посудомоечная машина расходует на мытье накопившейся за день посуды всего 12-14 литров воды. А чтобы вымыть такое количество посуды вручную, уходит минимум 60 литров. И так каждый день!
Экономим деньги:
Посудомоечная машина позволяет нам сэкономить около 17000 л воды в год. Переведите это в деньги — и вы поймете, что этот предмет бытовой техники окупился довольно быстро.
Экономим время:
Специалисты подсчитали, что в среднестатистической семье (двое взрослых, двое детей) посудомоечная машина позволяет сэкономить свыше 200 часов в год, которые тратятся нами на ручную мойку посуды.
Экономим годы здоровья:
Столь высокий уровень гигиены, какой обеспечивает машина, невозможно достичь при ручной мойке. Ни один человек не сможет помыть посуду при 70 градусах С (или хотя бы при экономичной температуре 55 градусов) — он просто обварит себе руки.
К тому же, моющие средства раздражают кожу рук, которые, кстати, страдают и просто от частого контакта с водопроводной водой — ведь ни хлор, ни содержащиеся в ней фенолы здоровья рукам не прибавляют. А посудомоечная машина не только позволяет нам избежать контакта с моющими средствами, но и дает возможность использовать наиболее эффективные из них.
Исследование № 5.
Цель: выяснить помогают ли экономить семейный бюджет счетчики воды.
Потребление воды без прибора учета | Потребление воды с установленным прибором учета | |
Финансовые затраты в месяц | 1. 800 рублей | 1.000 рублей |
Рекомендации (Приложение 2)
Исследование № 6.
Цель: найти способы экономии бюджета при оплате сотовых телефонов и телевизора.
Приведу несколько примеров:
Пример 1. Вы пользуетесь кабельным телевидением с 55-каналами за 300 рублей в месяц, а также безлимитным интернетом 512 кбит/сек через стационарный телефон за 800 рублей в месяц. Другими словами вы имеете 55 каналов ТВ и безлимитный интернет за 1200 рублей в месяц. В то время как, всего за 500 рублей в месяц вы можете иметь то же самое, подключив интернет от уже проведенного к вам кабельного телевидения! Разница в 700 рублей в месяц, 8400 рублей в год. Неплохая экономия семейного бюджета?
Пример 2. Вы имеете стационарный телефон и сотовый телефон. Вы довольно часто звоните своим родственникам в соседние области по стационарному телефону, получаются звонки по межгороду, примерно на 500-1000 рублей в месяц. Вы достаете из тумбочки старый сотовый, подключаете тариф одного из сотовых операторов для дешевых звонков по соседним областям на любые мобильные номера. И звоните своим родственникам с него. Получаем 150-300 рублей в месяц. Разница в 350-700 в месяц, 4200-8400 рублей в год.
Пример 3. У вас из всех средств коммуникации только стационарный телефон, не беда вы так же можете сократить свои расходы на междугородние переговоры, 400 рублей в месяц. Ваш вариант – IP-телефония. Вы набираете специальный номер, а затем номер нужного вам телефона. Либо вы пользуетесь специальными картами с кодом. Но в любом случае смысл один и то же – вы экономите на звонках до 30 % в зависимости от того города, куда вы звоните. Разница 120 рублей в месяц, 1440 рублей в год.
Вывод: Подобных примеров можно привести массу, немного времени на оценку ваших возможностей сокращения расходов на связь и результат не заставит себя ждать.
4.Бюджет школьника
Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Молодые люди любят ходить в кино, на дискотеки, концерты, в кафе, покупать жевательные резинки, сладости.
Обладатель одного из самых значительных состояний в мире нефтяной магнат Дж. Рокфеллер вел расходную книжечку с детских лет, утверждая впоследствии, что именно она помогла ему стать богатейшим человеком в США. На ведение требуется совсем немного времени — 5—10 минут в день. Если вы будете учитывать и анализировать расходы семьи систематически, то вы обнаружите много резервов сокращения расходов, на которые раньше не обращали внимания.
Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе. Доходы (поступление средств) могут быть из разных источников:
1)доходы от родителей (деньги на карманные расходы);
2)индивидуальная трудовая деятельность (художественно-прикладное творчество, изготовление игрушек, ремонт видео- и радиоаппаратуры и т.д.);
3) коммерческая деятельность (продажа пирожков, газет и журналов и т.д.);
4)работа по найму (работа на государственном предприятии, в сфере обслуживания и т.д.);
5)оказание услуг (присмотр за ребенком, пока родители в кино; покупка продуктов пенсионерам и инвалидам и т. д.);
6)другие источники.
Мы провели опрос о доходах учащихся нашей школы. В опросе приняли участие 62 ученика нашей школы. Результаты приведены на диаграмме:
Каждый школьник имеет свои статьи доходов. Эта классификация приблизительная. Как в любом бюджете, в бюджете школьника, помимо доходов, есть еще и расходы. Например: расходы на питание вне дома; на учебу; на обувь, одежду; транспортные расходы; на культурно-спортивные мероприятия; на увлечения; неразумные расходы (курение и т. д.); непредвиденные расходы.
Мы провели опрос о расходах учащихся нашей школы. Результаты приведены на диаграмме:
Вывод: сейчас очень много соблазнов для покупок, причем зачастую деньги тратятся бездумно. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовывая его с общим семейным бюджетом.
Рекомендации:
Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить четыре правила, выполнение которых важно для любого бюджета: учет, планирование, организация и контроль.
Для учета доходов и расходов необходимо завести тетрадь бухгалтерского учета. Чтобы ведение бухгалтерской книги не было для вас скучным занятием, проявите творчество. Придумайте название своей книге. Например: «Финансы поют романсы», «Копейка рубль бережет». Разлинуйте тетрадь по месяцам и перед началом каждого месяца нарисуйте его символ. Например, январь: символ Нового года — елочка с новогодними игрушками.
Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соразмерять свои потребности и свои возможности. Надо уметь расходовать деньги так, чтобы не попадать в финансовые катастрофы, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо.
Таким образом, очень важно научиться планировать семейный бюджет, ещё живя с родителями, что поможет в более далёкой перспективе при создании собственной семьи.
Если молодые люди поймут значение планирования семейного бюджета, то смогут самостоятельно осуществлять свою материально-финансовую политику в семье и делать её максимально эффективной.
В своей работе мы:
Цель нашей исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.
Литература:
Сорняки
Акварельные гвоздики
Стеклянный Человечек
Упрямый зяблик
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"