Жизнь старца Амвросия Оптинского
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.53 КБ |
Великий Оптинский старец преподобный Амвросий родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Перед рождением младенца к его деду, священнику этого села, съехалось много гостей.
У причетника Михаила Федоровича всех детей было восемь: четыре сына и четыре дочери; Александр Михайлович был шестым из них. В детстве Александр был очень бойкий, веселый и смышленый мальчик. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. Учился он хорошо и по окончании училища, в 1830 году, поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И здесь учеба давалась ему легко.
В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение.
В июле 1836 года Александр Гренков успешно окончил семинарию, но не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.
Вернувшись в Липецк, Александр Михайлович продолжал еще сомневаться и не сразу мог решиться порвать с миром. Но, опасаясь, что уговоры родных и знакомых поколеблют его, он ушел в Оптину тайно от всех.
В январе 1840 года он перешел жить в монастырь, пока еще не одеваясь в подрясник.
В апреле 1840 года Александр был, наконец, зачислен в число братства и одет в подрясник. Он был некоторое время келейником преподобного Льва и его чтецом. Работал в хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки. Затем в ноябре 1840 года его перевели в Скит. Оттуда молодой послушник не переставал ходить к преподобному Льву для назидания.
Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом, часто называл «химерой», подразумевая под этим словом пустоцвет, который бывает на огурцах. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». Предчувствуя близкую смерть, преподобный Лев призвал преподобного Макария и сказал ему о послушнике Александре: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень стал слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им, как знаешь.»
После смерти преподобного Льва послушник Александр стал келейником старца Макария.
Здоровье преподобного Амвросия в эти годы сильно пошатнулось. При поездке на иерейскую хиротонию в Калугу 7 декабря 1845 года он простудился и заболел, получив осложнение на внутренние органы. С тех пор он уже никогда не смог по-настоящему поправиться. Впрочем, он не унывал и признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».
В 1848 году иеромонах Амвросий был вынужден по болезни выйти за штат, будучи признан неспособным к послушаниям, и стал числиться на иждивении обители. С тех пор он уже не мог совершать Литургии. С сентября 1846 года по лето 1848 года состояние здоровья преподобного Амвросия стало настолько угрожающим, что он был келейно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться и даже выходить на улицу для прогулок.
«Сколько мог я заметить, отец Амвросий жил в это время в полном безмолвии. Ходил я к нему почти ежедневно для откровения помыслов и всегда почти заставал его за чтением святоотеческих книг.
В 1862 году болезненного Старца постигла новая болезнь. Здоровье его, и без того слабое, еще более ослабело.
Дар проникновения в тайники душ человеческих у старца Амвросия удивлял и сразу располагал всецело отдаваться под его руководство. У людей появлялась уверенность, что Старец лучше их знает, в чем они нуждаются и что им полезно.
Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Легким, никому не заметным намеком он указывал людям их слабости и заставлял серьезно подумать о них.
Одна дама, часто бывавшая у старца Амвросия, сильно пристрастилась к игре в карты и стеснялась сознаться ему в этом. Однажды на общем приеме она стала просить у Старца карточку. Преподобный внимательно, своим особенным, пристальным взглядом, посмотрев на нее, сказал: «Что ты, мать? Разве мы в монастыре играем в карточки?» Она поняла намек и покаялась Старцу в своей слабости.
Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к преподобному Амвросию людей. С утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъяснял его и давал ответ. В продолжение такой беседы решался не просто один вопрос, в это время Старец вмещал в свое сердце всего человека, со всем его миром, внутренним и внешним. Всех жаждущих напоял он живительной водой из благодатного кладезя — своей богопросвященной души. Его слово горело огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревало любовью каждое сердце. Это было пророческое служение. Все свои силы, разум, сердце и волю отдавал Преподобный великому делу назидания и христианского руководства своих духовных чад. Он горел желанием всем помочь, всех утешить, всем спастись. Эта самоотверженная любовь к людям была характерной чертой Старца.
Что касается исцелений, то им не было числа. Эти исцеления Старец всячески прикрывал.
Однажды преподобный Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в Скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, Старец стал трижды медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее:
— Вставай, лентяйка! — и лошадь послушно поднялась на ноги.
Со всех концов России стекались к «хибарке» преподобного отца нашего Амвросия бедные и богатые, интеллигенция и простолюдины. Его посещали известные общественные деятели и писатели: Ф. М. Достоевский, Н. В. Гоголь, А. П. Толстой, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, М. Н. Погодин, Н. М. Страхов и другие. И он принимал всех с одинаковой любовью и благорасположением. Старец проявлял неустанную заботу об одиноких и обездоленных женщинах, многие из которых не имели даже своего пристанища. Он всячески старался содействовать устроению женских обителей.
Именно в Шамордино суждено было старцу Амвросию встретить час своей кончины. 2 июня 1890 года он, по обыкновению, выехал туда на лето. В конце лета Преподобный три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год, 21 сентября 1891 года, болезнь усилилась так, что он потерял и слух, и голос. Начались его предсмертные страдания — столь тяжкие, что подобных им он, как признавался, во всю жизнь не испытывал.
14 октября многочисленная процессия сестер обители направилась к воротам — Старец возвращался в Оптину Пустынь. В течение семи часов продолжалось перенесение тела почившего Старца в сопровождении бесчисленного множества народа и сонма священнослужителей.
Сразу же после кончины начались чудеса: Преподобный, как и при жизни, исцелял, наставлял, призывал к покаянию.
Никогда не угаснет память об этом великом молитвеннике земли Русской.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Стеклянный Человечек
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
А теперь — мультфильм