В работе рассказывается о национальном составе населения Прикамья. Так же анализируется национальный состав населения Березников и учеников школы № 29
Вложение | Размер |
---|---|
доклад работы | 107.5 КБ |
слайды презентации | 281.62 КБ |
Городская конференция учащихся общеобразовательных учреждений
«Моя Родина – Пермский край»
Тема: Этнический калейдоскоп Прикамья.
Выполнила: ученица 6 «Б» класса, школы № 29
Калина Мария
Руководитель: учитель географии
Малкова Т.А.
Березники 2011 г.
Оглавление.
Введение. стр.3
Глава 1. История заселения территории Прикамья . стр.4
Глава 2.Исторические особенности народов Прикамья. стр.5
2.1. Русские.
2.2. Коми-пермяки.
2.3. Удмурты.
2.4. Марийцы.
2.5. Манси.
2.6. Татары.
Глава 3.Современный этнический портрет Прикамья. стр.13
Заключение. стр.16
Библиографический список. стр.
Введение.
В последнее время в мире очень не спокойно, то здесь, то там вспыхивают межнациональные конфликты, некоторые из них длятся годами и столетиями. В отличие от этих регионов Пермский край, являющийся многонациональной территорией, сохраняет мирные взаимоотношения народов уже в течении многих столетий. С давних времен на Уральской земле селились народы, разные по языку и уровню социально – бытового развития. Некоторые из них имели длительные связи с ближними и дальними народами. Жители земель на Каме торговали с городами Средней Азии, Ирана, Византии, общались с волжскими булгарами, с западно - сибирскими тюрками. Расположение Урала на рубеже Европы и Азии предопределило сложную этнокультурную историю. В наше время история и культура народов Урала привлекает все большее внимание, поскольку многим людям хочется знать о происхождении своего народа, о значении его материальных и духовных ценностей для края, отечества, мира.
На территории Прикамья мирно уживались уже в течении многих веков коми-пермяки, русские, татары, башкиры, манси, немцы, украинцы, евреи и др. Поэтому целью данной работы стало показать пестрый этнический состав и историю формирования населения Уральского Прикамья, также провести исследование и сравнение этнического состава учеников 6-х классов.
Глава 1
История заселения.
Когда знакомишься с историей и культурой Пермского края, то непременно отмечаешь одну из его особенностей – многонациональность. Переходя от деревни к деревне, можно познакомится со всеми народами населяющими Поволжье и Приуралье.
С давних пор на уральской земле селились народы разные по языку и уровню культурно – бытового развития. Расположение Прикамья на рубеже Европы и Азии предопределило сложную этнокультурную историю.
Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы. Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились основы для будущих финно-угорских народов Евразии.
В I тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая финноязычная общность – ананьинская. Ее племена стали предками современных финноязычных народов Поволжья и Прикамья.
В I тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен, которые в первой половине II тыс.н.э. превратились в древние народности. Были среди них и предки современных коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и родановской археологических культур.
С севера и юго-востока к их территориям примыкали племенные земли чепецкой и вымской культур – предков современных коми и удмуртов.
Освоение Прикамья русскими началось с северных районов. Здесь оюосновываются выходцы с северных русских рек: Двины, Пинеги, Сухоны. Южные районы осваивались башкирами и татарами. В формировании пермских татар принимало участие несколько этнических групп, в разное время проникавших в Прикамье: древнее угорское население, сибирские тюрки, башкирские племена и казанские татары. В XVI-XVII веках на юге Прикамья, по течению реки Буй, обосновалась небольшая группа удмуртов-язычников. Письменные источники XVI века отмечают появление в это время по рекам Ирени и Сылве марийского населения.
Глава 2
Исторические особенности народов Прикамья.
2.1. Русские расселялись преимущественно в Чердынском, Оханском, Осинском, Кунгурском, Пермском, Соликамском уездах.
Жилище. В Прикамье можно выделить четыре основных типа жилищ: двухкамерное (изба, сени), трехкамерная связь (изба, сени, клеть или вторая изба), пятистенок, крестовик. Четырехстенная изба с сенями служила жильем для только что переселившихся семей и беднейшей части населения.
Трехкамерное жилище было основной частью всех известных в Прикамье жилищ. Пятистенки и крестовики являлись принадлежностью преимущественно покоеобразных усадеб.
Интерьер традиционного жилища признан этнографами важной этнической особенностью. В Прикамье преобладал классический вариант планировки с четырьмя секторами: печной угол справа или слева от входа, и печь устьем-челом, шестком – обращена к стене, пртивоположной входу, передний – красный, чистый угол по диагонали от печи, кухонный угол – куть, середа – перед устьем печи, и задняя часть избы, подпорожье – у входной двери.
Вдоль стен, соединяющихся в переднем углу, стояли плотно приставленные к ним широкие лавки. Над окнами параллельно лавкам устанавливались полки – полицы. Непременная принадлежность переднего угла – обеденный стол и полка с иконами – божница, иконница. Над входной дверью от печи до боковой стены устанавливались палати. К печи со стороны входной двери пристраивали шкаф – голбец с дверцами. Он прикрывал лестницу для спуска в подполье – подклет.
Одежда. В качестве верхней одежды крестьяне носили зимой и летом однобортные кафтаны из домашнего сукна – понитки или шабуры. В дорогу надевали шубы, тулупы или зипуны. Все виды верхней подпоясывались широкими поясами – кушаками, опоясками.
Мужчины носили клетчатую рубаху, а также полосатые штаны – порты. Рубахи опоясывали узким пояском – тельником.
У женщин в употреблении был костюм, состоявший из рубахи и сарафана. Поверх сарафана носили короткую душегрею, передник с нагрудником.
На голове мужчины носили валяные из шерсти колпаки и матерчатые картузы с козырьком. Зимой ходили в овчинных шапках. Девушки повседневно носили налобные повязки в виде лент, а в праздники – венки из цветов. Женщины по обычаю закрывали волосы не только платками, но и кокошниками. Праздничные головные уборы украшались золотым шитьем, бисером, жемчугом, бусами, пуговицами.
Мужской и женской обувью традиционно служили лыковые лапти с круглым носком. Широко применялись кожаные коты с пришивными подошвами, без голенищ. Зимней обувью крестьянам служили валенки из овечьей шерсти. В качестве праздничной обуви носили покупные ботинки, полуботинки, а кое-где и туфли.
Питание. В питании русского народа основное место занимали мучные, крупяные и мясные блюда. Хлеб являлся самым необходимым продуктом. Его выпекали из ржаной, овсяной и ячменной муки. Из сдобного теста пекли шаньги с картофельной, творожной, ягодной, ячменной, пшенной начинками. Шаньги смазывали сверху сметаной, толченным конопляным семенем, маком. Пекли также оладьи и пироги. Пироги начиняли рыбой, овощами, травами. Из теста выпекали различные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением. Исконно уральским блюдом считаются пельмени. Название, по мнению ученых, произошло от слова языка коми пельнянь, которое на русский язык переводится как хлебное ухо. Начиняли пельмени мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом.
Из круп готовили различные каши – пшеничные, овсяные, гороховые, ячменные, гречневые. Ели их с молоком, маслом, квасом, сладким суслом. Из ячменной крупы варили щи, которые чаще называли шти. Разнообразные были кисели – из картофельного крахмала, а также овсяной, ржаной, ячменной и гороховой муки.
Русские употребляли огородные овощи: капусту, лук, морковь, свеклу, редьку, брюкву; особенно любили репу. Картофель стали выращивать с конца XVIII века. Из мяса предпочтение отдавали говядине и телятине, свинину редко. В северной части, где главным занятием крестьян являлась охота, в рацион питания входило мясо диких животных и дичи – лосей, зайцев, глухарей, рябчиков, уток. В различных видах употребляли рыбу: варили уху, пекли пироги-рыбники; сушеную и вяленую рыбу брали в дорогу. Большим подспорьем в питании служили ягоды, грибы, травы, орехи, соки деревьев. Традиционное питание не обходилось без молока и молочных продуктов. В пищу шло молоко сырое, квашеное, топленое. Для длительного хранения его замораживали. Из молока получали творог, сливки, сметану. Из напитков в ходу были квас и брага из овса, ржи; пиво из ржаного сусла.
С середины XIX века среди напитков стал привычным чай. Помимо покупного чая заваривали листья дикорастущих растений и травы – смородину, шиповник, зверобой, душицу, мяту. Мед употреблялся русскими в пищу как естественный продукт, заменяющий сахар. Питание русских крестьян было разнородным.
Обычаи и традиции. Основными событиями, с которыми соотносились многие обычаи и обряды, являлись православные праздники и связанные с ними периоды годового цикла.
С Рождества до Крещения шли широко распространенные святочные обряды. Большое веселье доставляли ряженые. Молодежь развлекалась гаданием. Святочными увеселениями молодежи повсеместно были посиделки, где развлечения совмещали с работой – девушки пряли, парни вырезали деревянную посуду. Святочный цикл заканчивался Крещением. Важным моментом Крещения является крестный ход на Иордан – прорубь на реке – за святой водой. При этом некоторые купались в ледяной воде, омывали ею руки, лицо.
Главным праздником весеннего цикла была Масленица. Главным моментом масленичного гулянья являлись катания на лошадях и с ледяных гор. Масленичными обрядами заканчивалось веселое и шумное время. Наступивший семинедельный Великий пост наполнялся идеей очищения от грехов, покаяния. После Великого поста наступала Пасха – светлый праздник, длившийся неделю. На Пасху обязательно красили яйца. Ими обменивались в знак приветствия и поздравления, катали по лбу и загадывали желания. К Юрьеву дню приурочивали первый, после длительной зимы, выгон скота. Заканчивался весенний цикл обрядов и праздников Троицей. Накануне в семик. После панихид в церквях приходили на кладбища, устраивали трапезы на могилах, просили прощения у умерших. На Ивана Купала (Иоанна Крестителя) молодежь участвовала в гуляньях с зажиганием костров и обливанием водой. С Петрова дня повсеместно начинали сенокос, и развлечения надолго прекращались. Перерыв в работе допускался лишь в Ильин день. После него приступали к самому важному делу – уборке урожая.
2.2. Коми-пермяки проживали в Соликамском, Чердынском, Оханском уездах. В верховьях р.Язьвы, левого притока Вишеры, на северо-востоке Пермского края.
Жилище. У коми-пермяков были распространены усадьбы схожие с усадьбами русских крестьян. Наиболее распространенным типом коми-пермяцкого жилища является трехкамерная связь. Она объединяла избу – керку, сени – посцдз, клеть – чом. Суровые зимы привели к образованию усадеб со слитным расположением жилища и хозяйственного двора. Повсеместно преобладающим являлся тип дома с постановкой печи в углу рядом с входом и ориентацией устья к противоположной стене. По диагонали от печи находился парадный угол с иконами и столом. Угол против устья печи занимала кухня. Сбоку печь имела пристройку из досок. Под потолком между печью и боковой стеной настилали полати, где спали и хранили постельные принадлежности и одежду. Вдоль стен стояли лавки, а выше окон тянулись полки, на которых хранились предметы прядения, вязания, шитья, а также посуда. В старых коми-пермяцких избах от внешнего угла печи к передней стене дома проходили два бруса для кухонной утвари. В каждой коми-пермяцкой избе имелось подполье, в которое заходили через пристройку у печи.
Одежда. Коми-пермяки длительное время шили одежду из материалов собственного изготовления – холста, сукна, шкур и кож домашних животных. В одежде преобладали четыре цвета – синий, белый, красный, серый. Основу мужской и женской нательной одежды составляла рубаха с рукавами. Мужчины носили рубахи с разрезом на правой стороне груди, со стоячим воротником. Женские рубахи служили не только нижней, но и выходной одеждой, если верхнюю часть и рукава шили из холста лучшего сорта или красивых покупных тканей. Праздничные рубахи украшали вышивкой. Поясной одеждой мужчин являлись штаны – вешьян. Исключительно национальным коми-пермяцким костюмом являлся сарафан (заимствованный у русских в давние времена), сшитый из холщевой пестряди и набивной ткани. Верхняя одежда отличалась меньшим своеобразием, чем нательная. В прохладную погоду надевали холщовые шабуры, а в холодную – суконные понитки. Эту одежду носили и в будни и в прздники. Зимой повсеместно носили шубы и тулупы. Девичьим убором являлись налобные ленты, повязки, венки. Замужним женщинам полагалось носить уборы целиком закрывающие волосы. Мужчины носили летом шляпы и колпаки из овечьей шерсти, с высоким верхом и широкими полями, а зимой – шапки из белого домотканого сукна и из овчины. Пояса не только украшали одежду, но и защищали от злых сил. Мужскую рубаху повязывали узким поясом – тельником, а сарафан – покромкой. Верхнюю одежду подпоясывали широким поясом – кушаком или опояской. Распространенными видами мужской и женской обуви были лапти из липового лыка и бересты, низкие кожаные коты и сапоги с мягкой подошвой, валенки.
Питание. В питании ведущее место занимали хлебные и крупяные блюда. Коми-пермяки готовили разнообразные хлебные изделия. Из квашеного теста пекли ярушники овальной формы и караваи – круглой. В традиционную кухню обязательно входили пироги. Почти каждому празднику предназначался свой пирог. Их стряпали мясными, гороховыми, грибными, капустными, картофельными, творожными, ягодными, с зеленым луком, но самыми любимыми были пироги с рыбой, и молодыми головками полевого хвоща – пистиками. Для коми-пермяцкой кухни характерно разнообразие шанег, оладий, блинов и пельменей.
Добывали и употребляли пернатую дичь – уток, рябчиков, куропаток, глухарей, тетеревов. Ели блюда из лосятины. В рационе коми-пермяков всегда было много рыбы. Её употребляли во всех видах. Из овощей особенно много ели капусты – свежей, квашеной, тушеной. Много потребляли репы, редьки, грибов. Много собирали ягод – клюквы, брусники, черники, морошки, малины. Большое значение имели плоды черемухи, калины, шиповника. Лакомством являлись кедровые орехи. Коми-пермяки довольствовались напитками из ягод рябины, калины, шиповника, клюквы, смородины, а также из моркови, репы, но самыми излюбленными были хлебный квас и пиво.
Обычаи и традиции. Официально коми-пермяки исповедовали православие. Часть населения сохраняла старообрядческие православные традиции. Календарные обряды и праздники коми-пермяков аналогичны русским, однако в них есть свои особенности. Сначала отмечали Рождественский сочельник – вечер накануне Рождества Христова и само Рождество. Готовили сочиво, варили пиво, пекли печенье в виде фигурок животных. С рождества до Крещения совершались святочные обряды и увеселения. Масленица открывала весенне-летний период календаря. Готовились к Масленице заранее и справляли её с четверга по воскресенье. Ходили по домам и принимали угощение. В воскресенье просили друг у друга прощения за явно и неявно нанесенные обиды. Во время Великого поста коми-пермяки выполняли не только церковные требования, но и соблюдали языческие обряды. В Вербное воскресенье приносили ветки вербы и клали их к иконам. Вербой хлестали детей и животных в надежде на то, что это предохранит их от болезней. На Страстной неделе – по церковному календарю – коми-пермяки выполняли обряды, направленные на обеспечение достатка, здоровья людей и домашних животных, на защиту от нечистой силы. Пасху отмечали участием в церковных службах и посещением родных и близких. Обрядовой едой в первую очередь являлись крашенные в красный цвет яйца. Если позволяла погода, то домашний скот отправляли на пастбище в Юрьев день. В Семик устраивали трапезы в честь умерших родственников в доме, храме и на кладбище. В Троицу приносили из леса березку, ставили её перед домом или посередине селения и украшали лентами, яичной скорлупой. В канун Иванова дня мылись в бане, парились новым березовым веником. После веник бросали в реку и наблюдали за ним. Особые ритуалы исполнялись в Ильин день. Во многих храмах приносили жертву – мясо домашних животных. После празднования Ильина дня принимались за уборку. Три праздника во имя Спасителя Иисуса Христа соотносились с уборкой урожая. По окончании полевых работ с Покрова дня и до начала Филиппова поста повсеместно справлялись свадьбы и устраивались посиделки.
2.3. Удмурты. Основная часть удмуртов живет на исторической родине – междуречье Камы и Вятки. Южные (буйские) удмурты - в Куединском районе Пермского края.
Жилище. В удмуртских деревнях издавна господствовало жилище такого же типа, как и у русских Прикамья, отличающееся только низким подпольем. Строение было трехчастным – две избы, из которых одна нежилая, и сени между ними. Как и в северорусском доме, печь и передний угол располагались по диагонали. Под влиянием башкир в удмкртских домах появились нары и котел на боковой стороне печи. В типичной удмуртской усадьбе стоял бревенчатый амбар. Там хранили домашние вещи и жила семья в летнее время. Во дворе каждого дома имеется шалаш, деревянное, вроде сарая здание без окон и пола, служащее домашней святыней, здесь совершаются семейные жертвоприношения.
Одежда. Для женского нательного костюма характерны рубаха – из белого холста или синей пестряди, штаны, фартук, чулки. Перед выходом из дома женщины надевали кафтан – для работы, по праздникам жилет из яркой бухарской ткани с позументом. Основу мужского костюма составляла белая рубаха и штаны из синей пестряди, поверх которых надевали кафтан из белого холста. Как для мужчин, так и для женщин повседневной верхней одеждой служили суконные или холщевые зипуны. Их подпоясывали: женщины – тканым поясом, мужчины – кожаным ремнем с кольцами для ножа и топора. Зимней одеждой являлись шубы, бешметы, овчинные шапки, шали. Мужчины носили на голове тюбетейки или войлочные шляпы с полями. У женщин был обычай носить манлай – небольшую шапочку с пришитыми спереди монетами и поверх его – чалму из полотенца. Девушки тоже надевали манлай, на него – укочачаг, сверху – колпак. Старинными украшениями были височные кольца из серебряных монет, прямоугольные нагрудники из вышитой ткани с позументами, цепочками, монетами или дисками. На ногах носили лыковые лапти и холщевые онучи, по праздникам ходили в сапогах.
Питание. Из блюд традиционной кухни были распространены супы с мясом, кислым и пресным тестом, грибами, крупой , зеленью (щавель, крапива, сныть, борщевик). Обязательное обрядовое угощение – суп и жаркое из гуся. Свиное мясо в пищу не употреблялось. Часто варили каши из ячневой и гороховой крупы. Выпекали ржаной и пшеничный хлеб, овсяные лепешки, пшеничные блины с кашей и маслом, шаньги и пирожки с разной начинкой. Дети любили мелкие хлебные медовые шарики – чак-чак. Разнообразили питание молочными и овощными блюдами, блюдами из яиц, готовили кисели. Распространенными напитками были квас и чай.
Обычаи и традиции. Языческая религия буйских удмуртов связана с их этнокультурным развитием и самосознанием. В удмуртских мифах воспевается дерево – зримый образ центра мироздания. В религии буйских удмуртов особое место отводилось священным рощам. Масленицу буйские удмурты справляли как русские, но с более архаичной символикой. Пасху отмечали в дни православного календаря, но включали в празднование почитания сил и стихий природы. Считалось, что все, что происходит в Пасху, знаменует начало нового земледельческого года. В сам пасхальный день красили яйца, детям дарили подарки. Культовым актом проводов Пасхи становились поминки по умершим предкам. В дни празднования православных святых – Петра и Павла, Ильи, Покрова Пресвятой Богородицы – удмурты чествовали и языческих божеств, дающих плодородие. От соседних башкир и татар буйские удмурты переняли сабантуй – весенне-летний праздник, приуроченный к окончанию полевых работ.
2.4. Марийцы. В Прикамье группа сылвенских марийцев – одна из самых малочисленных. Самым старым поселением является деревня Тебеняки расположеная на берегу Сылвы.
Жилище. Под влиянием русских марийцы в конце XIX в. Начали строить жилища с клетями по типу русской трехкамерной связи. Сама изба небольших размеров имела по два окна на передней и боковой стенах. Для проветривания в кухонной стене под потолком прорубалось небольшое окно с задвижным деревянным ставнем. Внутренняя обстановка имела северорусский облик.
Одежда. Нательным бельем и верхним платьем служила белая рубаха. Она богато украшалась вышивкой, отделывалась полосками красной ткани. Аппликация рубахи наравне с вышивкой играла роль оберега от нечистой силы. Важной составной частью женского костюма являлся передник. Рубаху всегда носили подпоясанной, на концы поясов пришивались раковины, монеты, бисер, пуговицы. Неотъемлемой частью женского костюма было шейно-нагрудное украшение из монет и бисера. Замужние женщины носили остроконечный головной убор, поверх которого надевали четырех угольный платок. Распространенными украшениями женщины были ушные подвески с монетами и гусиным пухом, браслеты и кольца. Девушки носили высокую шапочку, украшенную сплошь монетами и раковинами. Мужская одежда состояла из штанов и рубахи с поясом, валяных шляп, лаптей. Рубахи шили длинными, грудной разрез украшали вышивкой. Женщины носили кафтаны, подол и борта отделывались цветными лентами. Осенне-зимние кафтаны шили из сукна. Состоятельные марийцы носили кожаные коты, башмаки, сапоги, общеупотребительными были лапти, которые надевали поверх шерстяных и холщевых онучей. Зимней обувью являлись валенки.
Обычаи и традиции. Обряды и традиции марийцев в большинстве случаев оставались языческими. Православие оказало влияние на рост просвещения марийцев. Из православных святых марийцы особо поклонялись Николаю Чудотворцу. На систему обрядов большое влияние оказывало главное занятие населения – земледелие. Начало обрядового календаря совпадало с православным Васильевым днем. В течение нескольких дней веселились ряженые, молодежь гадала. Зимний цикл завершался празднованием Масленицы. На масленой неделе катались с гор и угощали друг друга молоком и маслом. Начало летнего цикла совпадало с православной Пасхой, хотя в его содержании, за исключением сроков проведения, ничего православного не было. Накануне полевых работ справляли праздник Ага-пайрам. Перед православной Троицей сылвенские марийцы поминали усопших. По окончании полевых работ наступало время моления в рощах.
2.5. Манси в Прикамье всегда были малочисленным народом. Они жили по рекам Чусовой, Косьве, Яйве, Колве в труднодоступных лесных местах.
Жилище. В XIX веке манси строили жилища в разных вариантах – в зависимости от природных условий и преобладающих занятий. Оказала влияние на их строительные традиции связь с русскими крестьянами. Один из типов жилища – бревенчатая прямоугольная юрта с земляным полом, плоской крышей, покрытой расколотыми бревнами и берестой. К торцу сруба пристраивались сени и крыльцо. Для домашних вещей и прдуктов ставили амбар на четырех столбах. Кочевые манси-оленеводы в верховьях Вишеры проводили лето в конических чумах из оленьих шкур и бересты. Зимовали в шалашах или юртах без пола с очагом посередине и дымовым отверстием в крыше. Со временем типичным жилищем манси стало строение, напоминающее русскую избу.
Одежда. Для изготовления верхней одежды использовались шкуры оленей. Из шкур, снятых зимой, шили дорожную одежду, из летних – женские шубы. Шкура с ног оленей шла на изготовление обуви и рукавиц. Одежду сшивали сухожилиями и нитками из волокон крапивы. Мужской костюм состоял из коротких меховых штанов, заправленных в чулки, нижней и верхней плечевой одежды – рубахи из льна, или крапивы, малицы из снятой под осень оленей шкуры, повернутой мехом внутрь, с капюшоном; парки глухого покроя мехом наружу, которую надевали поверх малицы. Для ходьбы на лыжах манси надевали сапоги, сшитые из выделанных шкур. Летней обувью повсеместно служили кожаные поршни. Одежду подпоясывали плетеными и кожаными поясами, украшенными ажурными металлическими или костяными накладками. К поясу подвешивали нож в ножнах и клыки медведя – для предохранения от несчастий. Мужчины носили на голове шапки из овечьих шкур. Интерес вызывает мужская мансийская прическа. Волосы не стригли и заплетали в две косы, концы которых соединяли жгутом с цепочками и пуговицами. В ушах носили серьги. Женский костюм также своеобразен, как и мужской. Женщины носили рубахи из хлопчатобумажных тканей. Позднее стали носить платье схожее по покрою с русским. Поверх рубахи надевали распашные шубы из оленьего меха. Такие шубы украшались мозаичным орнаментом. Женщины носили распашные кафтаны из синего, зеленого или красного сукна. Женской обувью были няры, которые носили с чулками, связанными из овечьей или собачьей шерсти. Одежда украшалась бисером и орнаментом. Распространенным головным убором был платок, который украшался пришитой бахромой из ниток. Девушки носили головные повязки, которые украшали крупным бисером, монетами. У всех групп манси бытовало нагрудное украшение – турлапс. Оно состояло из ажурной бисерной сетки, пришитой к холсту. Женщины любили носить кольца и серьги. Прическа состояла из двух кос и многочисленных украшений из бисера и металлических подвесок.
Обычаи и традиции. Переход манси в православие в XVIII веке был лишь формальным актом, но те и другие стойко сохраняли языческие верования. Преобладали семейные и родовые культы. Каждая семья имела своих божков в виде деревянных изображений, одетых в специально сшитую одежду. Божкам приносили жертвы. Сакральные предметы родовых культов хранили на священных деревьях, в особых амбарчиках в глухих местах, пещерах. Манси обожествляли не только деревья, но и горы, реки. Местом проведения религиозных обрядов становились пещеры. В пршлом семейно-родовые коллективы имели шаманов, которые «общались с духами».
2.6. Татары. В наши дни сылвенские и иренские татары расселены в нескольких юго-восточных районах Пермского края – Березовском, Кишертском, Кунгурском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском.
Жилище. Все постройки сооружались из дерева, только крыши крыли соломой. Жилище сылвенских и иренских татар чаще четырехстенное, с сенями, реже пятистенное; как правило, имеет большие размеры. Кое-где жилище сходно с русским – трехкамерное, состоящее из избы, сеней, клети. Фасады домов украшают накладной декоративной резьбой и раскрашивают. До 1930-х годов в селах и деревнях сохранялись традиционные черты интерьера жилищ. Это – печь с очагом и вмазанным котлом, нары вдоль передней стены. До наших дней сохранилась традиция украшать жилище цветными занавесками, подзорами с вышивкой, полотенцами с узорными концами.
Одежда. Комплекты традиционной одежды сылвенских и иренских татар по существу аналогичны тем, которые имели тулвенские башкиры, есть лишь различия в покрое, расцветке и размерах. В деревнях по реке Ирень предпочитали камзолы и кафтаны темно-зеленые и черные, а в деревнях по реке Сылва – темно-красные. Носили оригинальные женские головные уборы – матерчатые шапочки в форме усеченного конуса с прикрепленной сзади матерчатой лопастью, закрывающей волосы. В обычае было носить серебряные украшения.
Обычаи и традиции. Татары исповедовали мусульманство. Татары не воспринимали православную обрядность, а свои обряды лишь приурочивали к датам православного календаря. Так, во время празднования Пасхи дети обходили дома и получали от хозяев крашеные яйца. В Ильин день не работали, ходили друг к другу в гости и угощались. Случалось, татары определяли время проведения своего главного праздника – сабантуя с учетом ярмарок в соседних деревнях.
Глава 3.
Современный этнический портрет Прикамья
В городах и селах Уральского Прикамья проживает около 3-х млн. человек – это15% населения Урала и 2% всего населения России. По числу жителей Пермский край занимает 14 место в Российской Федерации и 4 место на Урале.
На территории края проживают представители более 120 национальностей, которые принадлежат трем языковым группам: славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки и др.), тюркской (татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, казахи и др.), финно-угорской (коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордва, коми, эстонцы).
Преобладающий по численности народ Прикамья – русские. На территории региона их проживает 2,6 млн человек (84% всего населения). Среди других национальностей наиболее многочисленны татары ( 4,9%), коми-пермяки (4%), башкиры (1,6%), украинцы (1,5%), удмурты (1%), белорусы (0,5%), немцы (0,5%).
Перепись населения 2002 года отмечает изменения в этническом составе населения Прикамья. Доля русских в общем составе населения увеличилась с 83,8% до 85,2% за счет сокращения численности других народов. Последняя перепись показала своеобразие сложной этнической ситуации среди татарского и башкирского населения Бардымского района Пермского края. Коренное тюркское население района исследователи выделяют в особую этническую группу тулвенских татар и башкир. Главными особенностями, которой является двойственность этнического самосознания, т.е. осознание принадлежности как к башкирскому, так и татарскому этносу. По переписи 1989 г. башкирами считали себя 85% населения района, татарами – 4,9%, в то время как подавляющее большинство башкир (98%) своим родным языком считают татарский. В 2002 г. башкирами записались 59,5% населения района, татарами 32,3% от населения района.
Динамика численности коми-пермяцкого населения такова: число их уменьшилось, в 2002 году численность коми-пермяков составила 103,5 тыс. человек. По- прежнему основная часть коми-пермяцкого населения (80,3 тыс.) сосредоточена в районах Коми-Пермяцкого округа. Почти на 20% в период между переписями уменьшилась численность удмуртского населения Прикамья. Одной из причин значительного уменьшения числа удмуртов явились активно протекающие ассимиляционные процессы. Схожие процессы протекали и среди пермских марийцев, численность которых также снизилась за период между переписями на 20%. Ассимиляционные процессы явились и главной причиной значительного уменьшения в Прикамье численности украинцев и белорусов. В результате эмиграции сократилось число еврейского и немецкого населения. Следует выделить основные тенденции в изменении этнической карты региона. Во-первых, усложнился этнический состав населения: по переписи 1989 г. в Прикамье проживали представители около 100 народов, в 2002 – 120. Во-вторых, произошло снижение численности всего населения Пермского края. Произошло значительное уменьшение сельского населения, чем и обусловлено снижение численности почти всех традиционно проживающих в Прикамье народов. В-третьих, перепись показала и продолжающиеся ассимиляционные процессы, характерные, прежде всего для марийского, удмуртского, коми-пермяцкого, украинского и белорусского населения Прикамья. В-четвертых, итоги переписи указали на активное формирование «новых» диаспор народов Средней Азии и Закавказья, численность которых увеличилась в 1,5 – 2 раза.
Расселение каждой национальности имеет свои особенности. Русские живут на всей территории Уральского Прикамья. Коми-пермяки составляют большинство населения в бывшем Коми-Пермяцком автономном округе. За его пределами они проживают главным образом в смежных районах – Усольском, Соликамском, Сивинском, Карагайском, Ильинском, а также в крупных городах. Татары и башкиры живут преимущественно в южных районах: Бардымском, Куединском, Октябрьском, Ординском, Уинском, Чайковском и Чернушинском. Много татар и башкир проживает в горнозаводских городах – Чусовом, Кизеле, Гремячинске, Губахе. Многочисленные национальности не образуют ареалов компактного расселения, но и для них характерно тяготение к определенным местам. Например, украинцы концентрируются в городских поселениях Кизеловского угольного бассейна, белорусы – в северных таежных районах, удмурты – в районах по соседству с республикой. Многонациональный народ Уральского Прикамья живет в мире и согласии.
Наш город Березники также является многонациональной территорией. Здесь проживают люди разной этнической принадлежности. Сюда с1930-х годов на стройки принудительно и добровольно приезжало очень много людей с разных концов СССР. Последняя перепись населения показала, что в Березниках проживает 87% - русских, 4,3% - татар, 2,3% - украинцев, 1,4% - коми-пермяков, 0,8% - белорусов, 0,6% - удмуртов, 0,4% - башкир, 3,2% - людей прочих национальностей (немцев, евреев, азербайджанцев, таджиков и др.).
Было решено исследовать национальный состав учеников 6-х классов (80 человек) и сравнить его с этническим составом Пермского края и города Березники. Ребятам были заданы вопросы: 1) К какой национальности вы себя относите? 2) Какова национальность ваших родителей?
В ходе исследования выяснилось, что этнический состав шестиклассников близок к национальному составу Пермского края и г. Березников. Среди учеников 6-х классов оказалось79% - русских, 8,7% - татар, 2,5% - коми-пермяков, 5% - украинцев, 1,25% - немцев, 1,25% - казахов, 1,2% - удмуртов, 1,1% - башкир. Хочется отметить, что не все ребята могут однозначно определить свою национальную принадлежность. Это связано с тем, что в нашем городе много семей, где родители принадлежат к разным национальностям. Во многих семьях справляют Пасху и сабантуй, стряпают чак-чак и пельмени, встречают новый год по православному и мусульманскому календарю.
Заключение.
В ходе работы выяснилось, что формирование этнического состава населения Пермского края началось давно. Уже в «Повести временных лет» упоминаются многие народы, в том числе «пермь» -коми, «югра» - предки манси и хантов, живущие на Урале. Процесс формирования населения Прикамья длился долго. С X по XIX века на территорию края проникли и поселились русские, татары, башкиры, удмурты и др. В конце XIX в начале XX века начался большой приток украинцев, беларусов, немцев и др. для строительства промышленных предприятий, добычи полезных ископаемых, заготовки древесины. Все эти народы обрели на территории Уральского Прикамья новый дом. Этот дом оказался большим и дружным. Долгая совместная жизнь нашла свое отражение в быте, архитектуре национального жилища, костюме, национальной кухне, даже в национальных обычаях и традициях.
В настоящее время продолжается взаимодействие народов и формирование новых национальных диаспор на территории Пермского края. Особенно ярко это проявляется в крупных городах края в т.ч. в Березниках. Очень четко национальная структура Прикамья нашла свое отражение в исследовании этнического состава шестиклассников. Хочется надеяться, что мирное проживание нардов края продолжится, и что народы не потеряют своей самобытности.
Библиографический список.
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Петушок из русских сказок
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Снежный всадник
Заяц-хваста