В работе рассказывается о единственном в городе Березники Пермского края храме. Об истории его возникновения, особенностях архитектуры, о восстановлении храма.
Вложение | Размер |
---|---|
hram.pdf | 414.8 КБ |
hram_useknoveniya_golovy_ioanna_predtechi_2013.doc | 108.5 КБ |
КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29»
города Березники Пермского края
Школьный конкурс
научно-исследовательских работ учащихся
«БЕРЕЗНИКОВСКИЙ ХРАМ
УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ
ИОАННА ПРЕДТЕЧИ»
Кузнецова Анастасия Александровна,
ученица 9 класса «Б»
Руководитель:
Малкова Тина Алексеевна
учитель географии
МОУ СОШ № 29
г.Березники, 2013 г.
Оглавление:
Оглавление_________________________________________________ 2
Введение._______________________________________________ 3
Глава 1. История храма.__________________________________ 5
Глава 2. Святой, в честь которого назван храм.________________ 7
Глава 3. Особенности храма .______________________________ 8
Глава 4. Новая жизнь.____________________________________ 11
Заключение._____________________________________________ 14
Список литературы.______________________________________ 15
Приложение__________________________________________ 16
Введение.
Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме от рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром. Также «всем миром» строились и украшались Божии храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточием духовного бытия и самые значительные события в земной жизни человека были связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века. Воскресный и праздничный благовест призывал верующих отложить всякое житейское и поспешить в Храм Божий.
Иногда наша семья, как и многие березниковцы, бывает в церкви Иоанна Предтечи, которая находится на первом руднике. Моё внимание всегда привлекало это старое здание, узоры на фасаде, древние иконы внутри. И было непонятно, откуда у нас в молодом городе Березники появился старинный храм. Он скорее похож на усольские и соликамские исторические архитектурные ансамбли.
Мы спросили своих одноклассников, какие православные храмы нашего города они знают? Из 100% опрошенных учеников 9-х классов 95% знают только церковь Иоанна Предтечи, которая находится на Руднике. Ещё 2% назвали церковь Святой мученицы Татьяны. На второй вопрос: «Кто такой Иоанн Предтеча?» только 15% учеников ответили, что это христианский святой.
Актуальность данной работы заключается в том, что информации о церквях нашего города очень мало и она обрывочна.
Поэтому цель работы расширить свои представления о березниковском храме Иоанна Предтечи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить историю появления храма;
- познакомиться с особенностями храма;
- выяснить современную жизнью жизнь нашей церкви.
Предмет исследования: описание храма Иоанна Предтечи города Березники.
Объект исследования: православный храм Иоанна Предтечи города Березники.
Методы исследования:
-аналитический - анализ литературы, подбор справочного и тестового материала.
-анкетирование – тест - вопросник
-экспресс-оценка – оценка результатов анкетирования
Работа относится к теоретическим исследованиям.
Для этого использованы различные источники информации – книга «Памятники истории и культуры Пермской области» и интернет ресурсы.
Материалы работы можно использовать на уроках истории, географии, а так же классных часах.
Глава 1.
История храма.
В этом году березниковскому храму Усекновения головы Иоанна Предтечи исполнилось 255 лет. Он старше города на 175 лет. Церковь расположена на окраине нашего города Березники, где остались деревянные дома старой Зырянки. Когда-то многолюдный поселок, расположенный на правом берегу одноименной реки, в четырех верстах от ее впадения в Каму, возник в 17 веке. Первые же упоминания о монастырских угодьях на этом месте относятся к 1570 г. Здесь находился “великого государя соляной варничный промысел”, упоминавшийся с 1660 г., отданный затем в 1706 г. Г.Д.Строганову. В 1772 году солеварение здесь прекращено из-за слабости рассола.
В 1704 г. в селе была построена деревянная Ильинская церковь на месте молитвенного дома. Уже в 1715 г. упоминается новая деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи с пределами Николая Чудотворца и Екатерины Мученицы.[1]
Церковь во имя Усекновения честной главы Иоанна Предтечи старше города. Из Епархиальных ведомостей узнаем: «настоящая каменная церковь заложена в 1757 году, августа 29 дня в память Усекновения честной главы Предтечевы», с благословения Ионы, епископа Вятского и Великопермского, и устроена на деньги владельцев села графов Строгановых, попечением их управителя Григория Григорьевича Цивина.[1]
Церковь располагалась на высоком холмистом берегу реки Зырянка. В прошлые века она четко выделялась на фоне приземистых домов села Зырянка. В 20 веке с появлением промышленных построек церковь затерялась среди индустриальных зданий. В приходе зырянской церкви числилось 35 деревень, прихожане ежегодно бывали на исповеди, соблюдали посты.
В приходе с 10 октября 1864 года действовала открытая священником Федором Смышляевым двухклассная церковноприходская школа, В начале 20 века у церкви была своя библиотека, в которой было до 350 книг.
Приходская жизнь оборвалась в 1933 году. Церковь закрыли. Последним настоятелем был отец Василий Жигульский, перешедший после в церковь поселка Ленва, где находился до ее закрытия.[2]
Впоследствии здание церкви претерпело множество изменений и использовалось в различных целях. Во время войны здесь находился склад боеприпасов. Позднее здание церкви принадлежало фабрике «Кама», затем «Стройгаз». С 1984 года размещался реставрационный участок Пермской научно-реставрационной мастерской, восстанавливавший памятники Усолья. Ему на баланс и был передан памятник архитектуры – церковь Иоанна Предтечи… Здание храма было приспособлено под производственную базу участка. Внутри алтаря была сушилка для досок, в главном притворе был сооружен 2ой этаж, где располагался теннисный корт. Естественно, за все это время настенная роспись храма была нарушена.[3]
Глава 2.
Святой, чье имя носит храм.
Пророк Иоанн Креститель — после Пресвятой Богородицы самый чтимый святой.
Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Его.
Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.
Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.
Историю о том, как пляска Саломеи заставила царя Ирода потерять голову и дать обещание выполнить любую ее просьбу, известна всем. Смерть Иоанна, которого ненавидела жена Ирода, Иродиада, за постоянные обличения в незаконном супружестве, смерть величайшего Пророка и Предтечи Христа, кажется победой хитрости, коварства, мстительности и жестокости. Но, как это нередко бывает, поражение обернулось победой, смерть — вечной жизнью, а те, кто радовались иоанновой казни на пиру, много плакали после. [5]
Глава 3.
Особенности храма.
За основу плана сооружения положен тип “строгановского храма” (приложение 2) со смещением оси симметрии. Строгановский стиль - название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715). Архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.Строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки барочный декор.
Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней (приложение 1) . Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов. Площадь декора на стенах очень велика.
Идеология допетровского барокко отражает общий народный настрой, царивший в России второй половины 17 века. В недавнем прошлом остались, наконец, страшные времена Смуты. Народ еще помнил, как Россия стояла на пороге настоящей и полной гибели. Русские, еще недавно участвовавшие в самопредательстве, сотрудничавшие с польскими интервентами и Лжедимитриями и прочим образом раздиравшие свое государство, смогли, наконец, опомниться, собрать моральные и нравственные силы и обернуть их на сплочение народа и спасение страны. В преодолении Смуты произошло нравственное созревание народа до таких высот, которые можно назвать подвигом, нравственным преображением. Из безвестных народных глубин вышел нижегородский купец Козьма Минин, бросивший все свое нажитое на ополчение, а сколько еще тех, чьи имена неизвестны, последовали его примеру. Иван Сусанин… До каких глубин дошла и содрогнула сознание мысль о возможной гибели отечества, что крестьянин почел долгом гибель за царя! В таком настрое и создавали новые храмы русские зодчие допетровского барокко. Этот стиль стал последним национальным русским стилем в архитектуре, наступало новое время, а с ним приходила новая стилистика.[7]
В Епархиальных ведомостях сказано, что основной храм Иоанна Предтечи сооружался одновременно с северным приделом Великомученицы Екатерины. С южной стороны, в помещении трапезной, был устроен и 11 марта 1837 г. освещен протоиереем Новоусольского собора Александром Пономаревым придел Алексия Человека Божия.
Церковь трапезная с двусветной храмовой частью, сохранившейся в перестроенном виде. В обработке фасадов нашли отражение отзвуки архитектуры позднего барокко. Несмотря на простоту в профилировке деталей, силуэт здания довольно сложен и выразителен. Когда-то храмовая часть, вероятно, завершалась пятиглавием, на что указывают выступающие полукружия в верхней части куба, расположенные по сторонам горизонта. Фундамент сделан из бутового камня, стены и своды кирпичные. Северный придел сооружен одновременно с постройкой основного храма и сообщается с последним арочным проемом. Апсида основного храма — пятигранная, апсида придела — круглая. Особый интерес представляет колокольня — трехъярусная, восьмерик на четверик, очень напоминающая усольскую соборную (г.Усолье. Пермский край). Арочные проемы четверика колокольни заложены в конце XIX века. (приложение 1)
Поздние перестройки 1880-х годов значительно обеднили его: четырехскатная кровля вместо купола на основном объеме, разборка венчающего фонаря колокольни в 1900-е гг.
О богатом убранстве храма может свидетельствовать список имущества, принадлежавшего Зырянской церкви, составленный в 1922 г. при изъятии ценностей в пользу голодающих. Среди этого списка: иконы большого размера - 9, в серебряных большого размера-1 разных икон без риз - 129, домовых икон малого размера в жестяных ризах и без риз - 20”, а также “эмалевых крестов выносных - 3, железных крестов с эмалью - 2, крестов - распятий - 3, выносных крестов деревянных - 2, металлических хоругвей - 1пара, колоколов - 7… ”.
Историограф И.Ф. Словцов отмечал в 1875 году следующие достопримечательности этой церкви: “Икона Св. Николая Мирликийского чтимая за явленную. Как древность, есть икона Знамения Божией Матери,- остаток Пыскорского монастыря. На левой стороне иконы сей есть следующая надпись: “сей святый образ из кельи бывшего в Пыскорском Преображенском монастыре отца архимандрита Павла”.
Кроме этих двух икон имелись еще весьма древние три иконы:
Крестителя Господня Иоанна;
Алексия Человека Божия;
Св. Великомученицы Екатерины.
Все эти иконы были написаны в рост человека с деяниями по бокам и обложены серебряными ризами, на последней из них риза вызолочена.
Иконы замечательны тем, что на поклонение им, в дни церковных праздников приходят благочестивые богомольцы не только из окрестных сел, но и из весьма отдаленных мест, и, притом, в великом множестве. Приходская жизнь оборвалась в 1933 году.[1.3]
Глава 4.
Новая жизнь.
В конце 1991 года была зарегистрирована православная община церкви Иоанна Предтечи. Приходской совет обратился в городскую администрацию с просьбой вернуть храм верующим. После безрезультатного решения этого вопроса в течение четырех месяцев активисты решили мирным путем изъять храм и 6 апреля 1992 года, в воскресение, приходской совет вместе с верующими просто зашли в здание и не выходили, пока не пришли представители администрации.
Собрание единодушно проголосовало за изъятие храма, приходской совет взял на себя ответственность и труд по возвращению храма. Добровольцы дежурили в помещении мастерской круглосуточно, Городской администрации пришлось уступить.
20 июля 1993 г. церковь Иоанна Предтечи окончательно перешла во владение общины православных верующих. Этот день стал днём возрождения в городе храма.
Архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий приезжал освящать открывшуюся церковь. Иконостаса еще не было, только занавес и несколько икон, действовал только один предел. Летом 1992 года началась внутренняя реставрация здания. Был постелен новый деревянный пол. Удалось восстановить два алтаря. Главный иконостас выполняли по проекту Е. Митяева с иконами его письма, иконы “Евангелисты” и “Благовещение” в алтарных вратах были исполнены художником Леонидом Плесовских. Образа для иконостаса также написаны и подарены церкви местным художником Артуром Карапетяном. В частности - восстановлен купол на летнем храме и 6-й ярус колокольни. В 1994 году православной общине Иоанно-Предтечевской церкви Березниковским краеведческим музеем им. И.Ф.Коновалова из своего собрания переданы 9 икон, напрестольное Евангелие, 5 богослужебных книг и колокол. В 1999 году создан придел Св.Великомученицы Екатерины, резное убранство иконостаса которого выполнено березниковскими резчиками.
17 июля 1996 г. на главном куполе храма был установлен венечный крест. 12 января 1998г. установлен первый ярус иконостаса Иоанно- Предтечинской церкви. Он выполнен из кедра. Украсили его великолепное сооружение: лики Спасителя и Богоматери, на северных вратах – архангел Гавриил, на южных – архангел Михаил.
За 2004-09 годы изменился внутренний интерьер храма. Во время ремонта возникла необходимость полной замены старой штукатурки. Когда сбили слой в главном пределе, заметили - первоначальный облик храма нарушен. Там, где была глухая стена, решили восстановить заложенную арку.
Сейчас три арки вместо одной большой, но в храме стало просторнее и светлее. Старые деревянные окна заменили на современные, стилизованные под старину. Заменен иконостас малого предела Св. Великомученицы Екатерины.
В октябре 2006 года в церкви установлены новые купола. В октябре 2006г. начался ремонт в церкви: пол был покрыт керамо-гранитом, От этого пол опустился немного, и храм стал выше, просторнее. Улучшилась акустика церкви. Реставрацией занималась вся православная община. Усилиями первого настоятеля протоиерея Георгия Прохорова были поставлены современные окна, уложен красивый плиточный пол, стены заново отштукатурены. При активной работе П.В.Ужвиюк (отец Петр) и ОАО «Азот» (Макаров) установлены купола. Сменили бетонную ограду церкви на кованную, установили кованые врата. Сделали клумбы, посадили цветы. За последний год новый настоятель священник Александр Солодовщиков приложил все силы, чтобы отреставрировать наружные стены, и к своему 255-летию белоснежный храм предстал во всем своем великолепии.[4.5]
Храм является памятником архитектуры Российской Федерации
С января 2010 года при храме действует Воскресная школа для детей. За лето 2011 года рядом с храмом построено новое здание Воскресной школы. С 2002 года от храма Иоанна Предтечи действует Часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Помощница в родах» в Березниковском роддоме. С октября 2009 года в арендованном здании открыта и действует часовня Луки Войно-Ясенецкого на территории Первой Городской больницы.
В конце 2011 года рядом в парке больницы началось устройство часовни Луки Войно-Ясенецкого. [5]
11 сентября березниковскому храму Иоанна Предтечи исполнилось 255 лет.
Праздничную Литургию соборно служили священники Березниковского благочиния. Приехало множество гостей, в том числе уроженец Березников иеромонах Пимен из Мгарского мужского монастыря Полтавской епархии. Под звон колоколов прихожане во главе с духовенством прошли крестным ходом вокруг сияющего храма.[6]
Заключение.
В ходе работы выяснилось, что храм появился раньше, чем был образован город Березники. Эта кирпичная церковь с ярусной колокольней была сооружена в 1757 году в поселке солеваров Зырянка, на деньги солепромышленников Строгановых. Храм Иоанна Предтечи построен в стиле «Стогановского барокко» и отличался своим богатым внешним и внутренним убранством
Пророк Иоанн Креститель является самым почитаемым святым после Богородицы. Он принял мученическую смерть 11 сентября 30 года н.э. Эта дата и стала днём основания храмов в его честь.
В приходе зырянской церкви числилось 35 деревень. Священники Предтеченской церкви занимались не только духовной жизнью прихожан, но и их образованием. За два с половиной века храм Иоанна Предтечи пережил расцвет веры, когда здесь были своя библиотека и приходская школа, обновленчество и арест настоятеля. Церковь просуществовала в поселке до 1933 года. В советские годы храм не действовал. Во время Великой Отечественной войны использовался под склад боеприпасов, а после под мастерские.
Восстановление церкви началось в начале 90-х. Вновь жизнь в храме началась 20 августа 1991 года с восстановительных работ. Обновляется и обустраивается наша церковь до сих пор. Большой вклад в восстановление нашей церкви вносят не только простые горожане, но и предприятия города. От храма открыты и работают часовни при больницах. В прошлом году в сентябре храм отметил свое 255-летие.
Таким образом, старинный храм продолжает служить жителям молодого города Березники, оставаясь таким же прекрасным.
Список использованных источников информации:
1. Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976.
2.http://togeo.ru/main/berezniki/istoriya-bereznokovskoi-cerkvi.html
3. http://blagosever.ru/goroda/berezniki/cerkov-ioanna-predtechi/
4. togeo.ru›main/berezniki…ioanna-predtechi.html
5. rpcb.ru
6. PravPerm.ru›…bereznikovskomu…ioanna_predtechi…let/
7. golddomes.ru›cerkov/cerkov.shtml
Приложение 1
Словарь терминов
Абсида — алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.
Алтарь - наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма.
Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Куб — основной объем храма.
Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.
Пилястра (лопатка) — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет — нижний этаж здания.
Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний
Церковь – 1)религиозная организация духовенства и верующих со сложной иерархической системой, осуществляющая сохранение и передачу основ вероучения, богослужения, совершения таинств; Божий дом.
2)Первоначально это слово обозначало культовое здание с особой архитектурой и интерьером, для совершения богослужений и религиозных обрядов
Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов
Шатер — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.
Яблоко — шар на завершении купола под крестом.
Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
Приложение 2
Схема внешнего устройства храма в стиле Строгановское барокко.
Иногда наша семья, как и многие березниковцы, бывает в церкви Иоанна Предтечи, которая находится на первом руднике. Моё внимание всегда привлекало это старое здание, узоры на фасаде, древние иконы внутри. И было непонятно, откуда у нас в молодом городе Березники появился старинный храм. Он скорее похож на усольские и соликамские исторические архитектурные ансамбли.
Поэтому целью моей работы стало расширить свои представления о березниковском храме Иоанна Предтечи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить историю появления храма;
- познакомиться с особенностями храма;
- выяснить современную жизнью жизнь нашей церкви.
Реферат написан на основе интернет ресурсов и книги «Памятники истории и культуры Пермской области».
Материалы реферата можно использовать на уроках истории, географии, а так же классных часах.
Иван Васильевич меняет профессию
Домик зимней ночью
Сказка про Серого Зайку
Пейзаж
Фильм "Золушка"