Работа о деятельнсти различных христианских сект на территории Бурятии, исследуется их влияние на людей
Вложение | Размер |
---|---|
religioznye_sekty_i_ih_vliyanie_na_lyudey.doc | 226.5 КБ |
Научно- практическая конференция
«Шаг в будущее»
Тема исследования
Деятельность религиозных сект
на территории Бурятии и их влияние на людей
Руководитель: учитель истории
и обществознания
Дарибазарова Н.Н.
Выполнила: ученица 10 класса
Эрхирикской средней школы
Цыренова Арюна
2013 год
Введение
Актуальность: В 1990-е г. после распада СССР и крушения коммунистической идеологии образовался духовный вакуум, который стали заполнять, нахлынувшие с Запада религиозные объединения. Ряд действующих ныне религиозных объединений в силу особенностей их внутренней организации, вероучения, отношения к традиционным религиям называют сектами. За короткое время они распространились на всей территории России, том числе на территории Бурятии. Сегодня большое количество людей в Бурятии из православного христианства и буддизма переходит в секты и что особенно волнует, то, что это молодёжь. Они становятся адептами секты, завлекают в свои сети новых и новых членов. Секты нарушают закон и права человека, обирают своих адептов, эксплуатируют их с помощью психологической зависимости. Сектанты лгут людям при вербовке и скрывают информацию о себе. А люди для подлинно свободного выбора должны знать, куда они идут и с кем имеют дело, прежде чем поддадутся на красивые слова о всеобщей любви. Необходимо информацию о деятельности религиозных сект на территории Бурятии делать доступной для населения, причём делать это своевременно, ведь появление новых сект подразумевает появление всё более продуманных технологий воздействия на своих адептов, а стало быть, наносит больший вред их здоровью, как психическому, так и физическому.
На территории Республики Бурятия долгое время мирно сосуществуют множество культур и традиций народов проживающих в ней. Задача бурятского и русского народов сохранять и развивать свои исторические традиции, основанные на религиозных верованиях наших предков. И в свете этой проблемы отрицательную роль играет деятельность западных миссионеров и их религиозных сект. Поэтому я считаю тему своего исследования очень актуальной и требующей более тщательного изучения.
Проблема: Какие цели преследуют религиозные секты на территории Бурятии ?
Гипотеза: Деятельность религиозных сект в Бурятии направлена на привлечение в секты людей, чтобы сделать из них своих адептов, через них завлекать к себе других людей, завладеть сознанием и имуществом как можно большего количества людей.
Цель исследования - рассмотреть деятельность христианских сект действующих сегодня на территории Бурятии и их влияние на людей в связи с этим в работе были поставлены следующие задачи:
- выявить различия между религиозными сектами и традиционными религиями
- изучить механизмы влияния религиозных сект на людей
- выявить причины ухода людей в религиозные секты
Объект исследования: деятельность религиозных сект на территории Бурятии
Предмет исследования: влияние религиозных сект на сознание людей
Методы исследования: Работа над исследованием потребовала изучения литературы по деятельности христианских сект. Мною был изучены материалы периодических изданий Бурятии. Также был проведён опрос людей, посещающих секты. Я сама присутствовала на богослужении в церкви «Вифлеем» и мой опыт присутствия на богослужении подтолкнул меня к написанию данной работы.
Деятельность религиозных сект на территории Бурятии
История существования религиозных сект в России довольно велика. Первые «исторические» секты, выделившиеся из православия (молокане, скопцы, духоборы), возникли в середине-конце XVIII в., в основном как формы протеста крестьян против феодально-крепостнической системы Российской Империи. Во II-й половине XIX в. в страну из-за рубежа проникли миссионеры - адвентисты 7-го дня и мормоны, а в начале XX в. появились и Свидетели Иеговы (В 1911 г. основатель этой секты Чарльз Тейз Рассел даже побывал в Одессе). Деятельность их в православной России была запрещена законом. Большую часть советского периода немногочисленные группы сектантов также действовали вне закона, хотя до «безбожной пятилетки» адептов сект особо не преследовали. Особенно заметное увеличение их численности в Советском Союзе произошло после включения в его состав Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии. В 1949 и 1951 гг. сектанты подвергались репрессиям – арестам и высылкам в восточные районы страны, что, привело к появлению их общин в Казахстане, Сибири и Дальнем Востоке. Таким образом, на территории тогда ещё Бурятской АССР оказались, возможно, первые представители зарубежных сект. В 90-е годы XX в. – начинается период массового распространения в России религиозных сект как отечественного, так, в большей степени, и иностранного происхождения. За это время такие всемирно известные секты, как Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, Церковь Иисуса Христа и Святых Последних Дней (мормоны), Евангельские христиане – пятидесятники, муниты и многие другие прочно обосновались на российской территории. Постсоветские секты отечественного происхождения распространены не так обширно, однако по количеству громких скандалов, связанных с ними, не уступают зарубежным «коллегам». Это «Православная Церковь Божьей Матери Державная» (бывший Богородичный Центр) Иоанна Береславского (Янкельмана), «Белое братство» Кривоногова, и, конечно же, «Церковь последнего завета» Виссариона (Торопа), а также многие другие «Церкви». Препятствий для свободной деятельности этих организаций в нашей стране нет. Современное российское законодательство – одно из самых либеральных в мире по отношению к сектантам. В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», утверждённый ещё в 1997 году, и провозглашающий на территории РФ полную свободу вероисповедания. Это правильно, ведь свобода совести – одно из главных демократических завоеваний нашего народа, но именно этот закон развязывает религиозным сектам руки. В 2002 г. была предпринята попытка принять закон «О традиционных религиозных организациях в РФ», значительно ограничивающий в правах иностранные миссионерские организации, но закон так и не был принят. В 2005 году в Госдуме снова заговорили о поправках в закон «О свободе совести», и возможно, в ближайшие годы государство предпримет адекватные меры по сдерживанию «иностранной религиозной экспансии». Это всё из истории появления сект на территории Бурятии. Так что же такое религиозная секта, чем она отличается от традиционных религий, и чем опасна для общества?
Секта (лат. Secta — школа, учение, от sequor — следую), - «ограниченная группа, отмежевавшаяся от основных направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и жестко требующая признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни, а также характеризующаяся утверждениями избранничества, тенденцией к изоляционизму [1]. Член секты «…духовно отрывается от семьи, народа, государства, в его сознании происходят значительные изменения – разрушению подвергается национальная ментальность, гражданственность и патриотизм» Происходит, по мнению ряда авторов, «увод личности от проверенных вековым народным опытом ценностей духовной культуры в антигуманную и беспочвенную мистику». Воздействие сект на общество характеризуется как разрушительное[2].
Между религиозными сектами и традиционными религиями существуют принципиальные различия. Деятельность секты можно противопоставить деятельности традиционных религий по трём основным признакам. Прежде всего, это цель существования организации, методы пропаганды, привлечения и удержания новых членов, и, конечно же, вероучение, у сект зачастую похожее на бред сумасшедшего. Церковь осуществляет духовную поддержку личности, ничем её перед собой не обязывая. Цель же секты довольно проста – привлечь и завладеть сознанием и имуществом как можно большего количества людей для осуществления замыслов руководства этой секты. Церковь осуществляет миссионерскую деятельность абсолютно открыто, никого насильно не обращая в свою веру (исключение – эпоха колонизации). Главный метод привлечения новых членов у сект – неприкрытая ложь сектантов – человек никогда не узнает сразу, кто находится перед ним и на чьё собрание его настойчиво приглашает. Методы удержания – психологическое давление и запугивание людей. Секты ведут слишком активную агитацию – вы никогда не увидите православного священника или буддийского ламу, пристающего к людям на улицах с журналами и приглашающего на богослужения, чего не скажешь о сектантах – избавиться от них довольно-таки сложно.
В 2000- 2002 гг. к нам в Эрхирикскую среднюю школу приезжали западные миссионеры и проводили бесплатные уроки английского языка и раздавали журналы, книги религиозного содержания. Недавно по нашему селу ходили две незнакомые женщины по домам, раздавали литературу религиозного содержания, призывающую посетить их церковь и пытались вести беседы на религиозные темы[2]. Случаев вербовки много и все они носят навязчивый характер. Для чего это? Какие цели они преследуют?
В селе Эрхирик живут люди разных национальностей, исповедующие традиционные религии - буддизм, православное христианство, шаманизм. За последние десять лет в селе Эрхирик численность людей, посещающих религиозные секты, увеличилось в 6 раз (см. приложение 1). По проведённому мною опросу 18 из них посещают христианские секты «Путь веры» и «Вифлеем», про остальных ничего неизвестно, т.к. на контакт они не идут. Может возникнуть вполне резонный вопрос: ну и что, ну и пускай себе ходят, ведь у нас свобода совести. Конечно, каждый человек имеет право на свободу совести, но самое главное, чтобы от этого не страдали его близкие и дети. Меня лично беспокоит, то, что в секты уходят целыми семьями, т. е если посещает секту мать, то вскоре вся семья посещает секту. А в прошлом году на территории села даже появилась здание, куда они ходят молиться.
Секты наносят психологический вред людям. Когда человек начинает посещать секту он становится как загипнотизированный. У меня есть много знакомых, которые ходят в секту. Что я о них могу сказать? Могу сказать, что они становятся совсем другими людьми, они отрицают другие религии и лишь признают только то, что им проповедует пастор. Их богослужение намного отличается от православного христианского и буддийского богослужения. Если в православной церкви читают молитву, то у них те же молитвы читают в виде рэпа или песен под гитару, что очень нравится молодым. Если в православной церкви всё строго и соблюдаются определённые обряды, то в секте все намного свободней, в православии молятся на иконы, а сектанты это презирают. В традиционных религиях существуют обереги такие как крестики, зандяа, в секте оберегом является звезда Давида, либо знак в форме петли.
Богослужение у них длится 4-5 часов. На этих богослужениях они слушают своего пастора, после богослужения к верующим подходят ближайшие люди пастора и собирают деньги на пожертвование церкви. Мои знакомые, которые ходят в секту отдали туда телевизор и компьютер. После этого собирается молодежь на молодёжное служение там у них проходят собрания, где они что-то обсуждают. Если человек пришел к ним впервые, то они дарят ему массу разных журналов чтобы завлечь к себе. В содержании этих журналов говорится о боге, об их вероисповедании, об их секте. Из всего этого видно, что богослужение в сектах намного проще и интереснее. Всё это сделано с целью завлечь к себе большое количество молодёжи.
Республика Бурятия – специфический в религиозном плане регион. Здесь сильно влияние двух мировых религий, проникших в этот край почти одновременно – это буддизм и православие, а также традиционной религиозной системы – шаманизма. Однако стремительный рост протестантских организаций в 1990-е гг. – начале XXI в. создал новую расстановку сил в религиозном пространстве республики (см. приложение 2). Из таблицы видно, что на сегодняшний день действующих религиозных сект на территории Бурятии довольно много. С чем это связано? Скорее всего, это связано именно с тем, что религиозные секты ведут активную пропаганду по привлечению в свои ряды всё новых и новых людей. Учитывая приверженность коренного населения Бурятии тибетскому буддизму, сектанты готовят специальных проповедников, которые учат бурятский язык, традиции и обычаи, изучают буддийскую терминологию, чтобы вызвать большее доверие буддистов, и понятнее донести основные положения своего учения. «Бурханом», например, может быть не только Будда, но и Иисус Христос. [3].
Отношение священников русской Православной Церкви к религиозному нашествию с Запада по известным причинам отрицательное. «Истина христианская является через церковь Православную, - пояснил благочинный Бурятского округа о. Олег Матвеев. – Все эти церкви и общины мы называем заблуждающимися. У них учение Христово подаётся не полно, искажённо, а порой и вовсе антицерковно. Те люди, которые ищут спасения души в этих церквах, идут не по правильному пути. Пользы для души человека там не будет»[4].
Так почему же люди уходят в секты? Каковы причины ухода людей из своих традиционных религий? Что притягивает в секты молодых людей?
Я считаю, что главная причина это потеря человеком смысла жизни. Под влиянием определённых жизненных обстоятельств человек теряет веру, начинает пить, употреблять наркотики, и тут появляются «они» и протягивают ему руку помощи. Естественно всё это совершенно бесплатно и от чистого сердца. Человек чувствует, что он кому то нужен, что здесь есть люди, которые о нём заботятся и молятся за него. Затем незаметно происходит затягивание человека в секту, а затем и превращение его в адепта. Так человек не замечает, как становится оружием в руках глав секты. Когда человек начинает понимать, то бывает, как правило, уже поздно. Удерживают же обычно людей в секте при помощи психологического запугивания карой божьей. Информация о деятельности сект очень засекречена. Туда просто так не впускают, адепты сект ничего про себя не рассказывают. Поэтому добыть какую- либо информацию трудно.
Что же притягивает в секты молодых людей? Я думаю, их притягивает общие интересы, это, по сути, своеобразный клуб по интересам. Каждое воскресенье после богослужения устраиваются молодёжные собрания членов секты, где они поют, читают стихи, делятся своими проблемами, а затем молятся за каждого. Здесь человек получает заботу и внимание, которого ему так не хватает в жизни. Молодёжь принимает активное участие в благотворительных акциях, проводимых сектой: это раздача бесплатной одежды, еды малоимущим. Каждое лето они выезжают на Байкал, где весело и радостно проводят время. Всё это конечно очень хорошо, но есть и «но». Члены секты отличаются нетерпимостью к другим религиям, называя их «от дьявола», обязательная уплата десятины, и беспрекословное подчинение главе секты или пастору
Случаев связанных с деятельностью сект в Бурятии много и все они естественно носят негативный характер (см. приложение 3). В последнее время появляются и регистрируются все новые и новые сектантские организации, проявляющие все большую изобретательность по привлечению новых адептов в свои ряды. Поэтому необходимо предотвратить массовый уход молодёжи в секты. А делать это нужно путём просвещения молодёжи и обеспечения их разнообразным досугом. Строить молодёжные развлекательные центры, создавать клубы по интересам и т.д., где молодёжь могла бы собираться и проводить свободное время.
Заключение
В своей работе я рассмотрела деятельность христианских сект на территории Бурятии и их влияние на людей. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана: на людей действительно оказывается психологическое воздействие и их заманивают в секты для того, чтобы сделать из них адептов секты, через них завлекать в свои секты других людей, завладеть сознанием и имуществом как можно большего количества людей. Мною были выяснены различия между сектами и традиционными религиями. Самым главным различием является то, что в традиционных религиях человек всегда имеет право выбора, насильно его никто не удерживает и не заставляет уплачивать десятину. В сектах налицо нарушение закона и прав человека. Они обирают своих адептов, эксплуатируют их с помощью психологической зависимости. Мною были изучены механизмы влияния религиозных сект на людей. Из чего был сделан вывод, что секты используют разнообразные способы, для превращения людей в своих адептов. Также были выявлены причины ухода людей в религиозные секты. Основными причинами являются: определённые жизненные обстоятельства, бытовая неустроенность и т.д. Молодёжь же притягивает в секты простота богослужения, свобода действий, понятность и просто интерес к новому. Но всегда нужно знать, что за всё в жизни нужно платить и что интересы руководства сект идут не только на то, чтобы нам было весело и хорошо жить, а цели у них я думаю глобальные: лишить наши традиционные религии своей паствы и самим занять это место. Но нам надо знать, что эти секты несут в себе западный менталитет и образ жизни. Нужно ли нам это? Мне кажется, что для того, чтобы этого не произошло нужно разработать законы, с помощью, которых деятельность сект в России можно было бы контролировать, не ущемляя при этом законного права каждого человека на свободу совести и вероисповедания. Принятые меры по ограждению общества от негативного влияния сект, не только поспособствуют прогрессивному развитию нашего народа, но и заслужат уважение, как современников, так и будущих поколений россиян.
Использованная литература
[1] А. Л. Дворкин «Сектоведение: тоталитарные секты» Нижний Новгород, 2006. - с. 43
[2] Информатор Цымпилова Г. Ц.
[3] Вечерний Улан-Удэ,№6,1 февраля 1999.
[4] Центральная газета, №7,18 февраля 2004.
[16] Буряад Унэн/ Бизнес ОЛЗО, 3,12,1999.
[17] Сторожевая Башня, Шевченко А. Н. Рай земной: новая сказка. СПб, 1997.
[21] Пятница плюс,№35, 28 августа, 2002.
Приложение 1
Из опроса, проведённого среди жителей села Эрхирик
Годы | Количество людей, посещающих религиозные секты в с. Эрхирик |
1998-2000гг. | 4 человека |
2000-2002гг. | 10 человек |
2002-2004гг. | 18 человек |
2004-2006гг. | 20 человека |
2006-2008гг. | 25 человек |
Приложение 2
Таблица «Религиозные объединения в Бурятии»
Согласно данным Управления Министерства Юстиции за 2007 год
Религиозное объединение | Количество |
Русская православная церковь | 63 прихода |
Русская древлеправославная церковь | 6 приходов |
Русская православная стаообрядческая церковь | 1 приход |
Буддийская община | 40 |
Шаманская община | 3 |
Римско-католическая церковь | 1 приход |
Иудаизм | 1 |
Ислам | 1 |
Пятидесятническая церковь | 25 |
Пресвитерианская церковь | 4 |
Баптистская церковь | 3 |
Свидетели Иеговы | 2 |
Секта мунитов» «Федерация семей Бурятии» | 1 |
Секта мормонов «Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней» | 1 |
Секта «Адвентисты седьмого Дня» | 1 |
Приложение 3
Федоровна, попала под влияние религиозной секты (адвентистов седьмого дня)... У жены появилась ненависть к другим религиям, к людям не разделяющим взглядов сектантов. Начались безумные высказывания, неуправляемая преданность руководителям секты и безоговорочное выполнение всех полученных от них распоряжений. После посещения очередного руководителя (а менялись они часто) Ирина становилась агрессивной, лживой, уносила из дома последние деньги на пожертвование. В доме началось духовное и физическое истязание детей. Им было запрещено есть рыбные и мясные продукты, кондитерские изделия... посещать школу в субботу. Ослушание немедленно наказывалось... Продолжалось все это четыре года. Несколько дней назад я пришел домой в работы и обнаружил пустую квартиру: вывезли все до нитки... Я прошу принять самые активные меры.. .» Буряад Унэн/ Бизнес ОЛЗО, 3.12.1999.
Центральная газета, №29,2002.
Вопросы: 1)Знаете ли вы что такое секты?
2) Встречались ли вы со случаями воздействия сект на вас или на других людей?
3) Как вы относитесь к деятельности религиозных сект на территории Бурятии?
4) Какую религию вы исповедуете?
Люди до 20 лет.
1) 10 чел ДА.
2) 8 чел ДА, 1 чел нет, 1 чел не знаю.
3) 10 чел НЕТ.
4) 7 чел православное христианство, 3 чел Буддизм.
Опрошено 10 человек.
Люди от 20 до 40 лет:
Опрошено 13 человек.
Люди от 40 лет и старше.
Опрошено 18 человек.
История существования религиозных сект в России довольно велика. Первые «исторические» секты, выделившиеся из православия (молокане, скопцы, духоборы), возникли в середине-конце XVIII в., в основном как формы протеста крестьян против феодально-кпепостнической системы Российской Империи. Во II-й половине XIX в. в страну из-за рубежа проникли миссионеры - адвентисты 7-го дня и мормоны, а в начале XX в. появились и Свидетели Иеговы (В 1911 г. основатель этой секты Чарльз Тейз Рассел даже побывал в Одессе). Деятельность их в православной России была запрещена законом. Большую часть советского периода немногочисленные группы сектантов также действовали вне закона, хотя до «безбожной пятилетки» адептов сект особо не преследовали. Особенно заметное увеличение их численности в Советском Союзе произошло после включения в его состав Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии. В 1949 и 1951 гг. сектанты подвергались репрессиям – арестам и высылкам в восточные районы страны, что, привело к появлению их общин в Казахстане, Сибири и Дальнем Востоке. Таким образом, на территории тогда ещё Бурятской АССР оказались, возможно, первые представители зарубежных сект. 90-е годы XX в. - общепризнанный период массового распространения в России религиозных сект как отечественного, так, в большей степени, и иностранного происхождения. За это время такие всемирно известные секты, как Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, Церковь Иисуса Христа и Святых Последних Дней (мормоны), Евангельские христиане – пятидесятники, муниты и многие другие прочно обосновались на российской территории. Постсоветские секты отечественного происхождения распространены не так обширно, однако по количеству громких скандалов, связанных с ними, не уступают зарубежным «коллегам». Это «Православная Церковь Божьей Матери Державная» (бывший Богородичный Центр) Иоанна Береславского (Янкельмана), «Белое братство» Кривоногова, и, конечно же, «Церковь последнего завета» Виссариона (Торопа), а также многие другие «Церкви». Препятствий для свободной деятельности этих организаций в нашей стране нет. Современное российское законодательство – одно из самых либеральных в мире по отношению к сектантам. В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», утверждённый ещё в 1997 году, и провозглашающий на территории РФ полную свободу вероисповедания. Это правильно, ведь свобода совести – одно из главных демократических завоеваний нашего народа, но именно этот закон развязывает религиозным сектам руки. В 2002 г. была предпринята попытка принять закон «О традиционных религиозных организациях в РФ», значительно ограничивающий в правах иностранные миссионерские организации, но закон так и не был принят. В 2005 году в Госдуме снова заговорили о поправках в закон «О свободе совести», и возможно, в ближайшие годы государство предпримет адекватные меры по сдерживанию «иностранной религиозной экспансии».
На правах рукописи
САВЕЛЬЕВ АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ
НОВЫЕ КРЕСТОНОСЦЫ: К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХРИСТИАНСКИХ СЕКТ В ПОСТСОВЕТСКОЙ БУРЯТИИ.
Научный руководитель: д. и. н. Бураева С. В.
Улан-Удэ, 2007 г.
Введение в терминологию
В результате распада СССР в 1991 году, и крушения, как следствие этого, коммунистической государственной идеологии, в России возник не урегулированный до сих пор правовой, идейный и духовный вакуум. Население новых, независимых государств подверглось массивной атаке всевозможных общественных организаций, в том числе и религиозных. Ряд действующих ныне религиозных объединений в силу особенностей их внутренней организации, вероучения, отношения к традиционным религиям называют сектами. Секта (лат. Secta — школа, учение, от sequor — следую),- «ограниченная группа, отмежевавшаяся от основных направлений в буддизме, исламе, иудаизме, христианстве и жестко требующая признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни, а также характеризующаяся утверждениями избранничества, тенденцией к изоляционизму, отсутствием института священства, харизматическим лидерством и т. д.».[1]. За короткое время они распространились на всей территории России, том числе на территории Бурятии. Деятельность сект может не иметь явно противоправного содержания, однако негативное влияние религиозной организации на ее адепта может быть определенно и ярко выражено.
Однако, «секта» – термин, достаточно пространный, под него по определению попадают даже ранние христианство и ислам. Более точный термин, характеризующий сущность большинства организаций, о деятельности которых пойдёт речь - «тоталитарная секта». Тоталитарной называют секту, руководство которой использует особо жёсткие способы контроля над сознанием и поведением своих членов и стремится к полному, тотальному контролю над ними. При этом не важно, навязываются эти методы контроля насильно или «добровольно». Если такие меры в отношении членов секты, осуществляются, обосновываются в элементах её вероучения, можно говорить о тоталитарном характере этой религиозной организации[3]. Например, наиболее распространённый вид наказания для «усомнившихся и отступников» в секте «Свидетели Иеговы» - отчуждение. Человека объявляют «мёртвым», и лишают всякого общения – фактически полностью игнорируют его существование, не замечают вообще: это сильнейшее психологическое давление. Такие наказания приводят к частым самоубийствам членов секты. В ранних мормонских организациях серьёзно провинившимся членам секты просто перерезали горло, что называлось «искуплением грехов кровью»[4].
Между религиозными сектами и традиционными религиями существуют принципиальные различия. Известная нам информация позволяет противопоставить секты традиционным религиям по трём основным признакам. Прежде всего, это цель существования организации, методы пропаганды, привлечения и удержания новых членов, и, конечно же, вероучение, у сект довольно синкретичное и зачастую похожее на бред сумасшедшего (для многих сект это утверждение недалеко от истины – их основатели зачастую страдали психическими заболеваниями). Церковь осуществляет духовную поддержку личности, ничем её перед собой не обязывая. Цель же секты довольно проста – привлечь и завладеть сознанием и имуществом как можно большего количества людей (или «овцеподобных», как нас называют Свидетели Иеговы) для осуществления «глобальных» замыслов руководства этой секты. Церковь осуществляет миссионерскую деятельность абсолютно открыто, никого насильно не обращая в свою веру (исключение – эпоха колонизации). Главный метод привлечения новых членов у сект – неприкрытая ложь сектантов – человек никогда не узнает сразу, кто находится перед ним и на чьё собрание его настойчиво приглашает. Методы удержания – психологическое давление и запугивание людей. Секты ведут слишком активную агитацию – вы никогда не увидите православного священника или буддийского ламу, пристающего к людям на улицах с журналами и приглашающего на богослужения, чего не скажешь о сектантах – избавиться от них довольно-таки сложно. Говорить о вероучении сект, таких, как, например, “Свидетелей Иеговы” весьма сложно, потому что оно постоянно меняется. За сто с небольшим лет существования этой секты ее вероучение много раз перестраивалось самым коренным образом (одна только дата «конца света» переносилась 6 раз). Но все эти перемены могут исходить только от самой организации, которая и определяет, во что именно должны верить ее члены в каждый данный момент. Поэтому в конечном итоге единственно, во что иеговисты верят полностью и безоговорочно, — это в саму организацию. Все остальные предметы веры (включая даже самого Иегову, его свойства и качества, его повеления), как показывает история, легко могут быть изменены руководством организации [5].
Положение сект в России в прошлом и настоящем. Появление сектантов в Забайкалье.
Угроза меняет направление?
Не так давно, в 2005 году, по общему мнению представителей ведущих нетрадиционных религиозных организаций США и Канады, Россия была признана бесперспективной для активной миссионерской деятельности этих организаций страной[6]. Именно поэтому пропагандистская деятельность всемирно известных религиозных сект постепенно меняет своё направление в сторону быстро развивающихся стран юго-восточного региона – Монголии, Китая, Индии и др. В этой ситуации в 2005-2007 гг. рост количества нетрадиционных религиозных организаций иностранного происхождения в России несколько замедлился. Объём финансирования миссионеров сект из-за рубежа сегодня несоизмеримо меньше, чем, скажем, 10 лет назад. Этому существуют два объяснения. Во-первых, с точки зрения руководства сект страны юго-восточного региона, особенно Китай, гораздо перспективнее для миссионерской деятельности, чем Россия. Пока официальная коммунистическая идеология КНР не поощряет религиозную деятельность любого характера, и этим сдерживает миссионеров. Но огромное население Китая испытывает острый религиозный голод (схожая ситуация в России начала 90-х позволила сектам в короткие сроки распространиться на её территории), и, стоит только сделать малейшие послабления в законодательстве страны, «иностранную религиозную экспансию» вряд ли что-то остановит[7].
Монголия находится в очень дружеских отношениях с Западом, страны которого являются родиной всех христианских сект, и её законодательство также не ставит перед нетрадиционными религиями никаких препятствий, поэтому развивать свои учения здесь сектантам удобнее и перспективнее, чем у нас. Такие страны, как Индия, Индонезия и Вьетнам в этом отношении очень схожи с двумя первыми государствами, и предугадать дальнейшие действия лидеров сект в их отношении довольно-таки нетрудно, тем более что цель уже поставлена.
Второе объяснение состоит в том, что с начала 90-х годов крупные христианские секты довольно прочно обосновались в России, создали разветвлённую сеть из сотен приходов, обзавелись миллионной паствой, и сейчас просто не нуждаются в финансировании извне (за небольшим исключением). Свою деятельность в России секты осуществляют за собственный счёт, притом проповедническая активность не уменьшается, а наоборот, увеличивается.
Общее и особенное в сектантстве в Бурятии
Показательна в этом плане республика Бурятия (далее РБ). Здесь на 1 января 2007 г., не считая незарегистрированных в Министерстве Юстиции, насчитывается 168 религиозных организаций, 50 из которых не принадлежат к традиционным конфессиям. При этом в 2005 году эта цифра составляла 177 и 57 соответственно [8]. Однако говорить о полном прекращении финансирования и сектантского миссионерства не приходится. Как показывают статистические данные, количество адептов религиозных сект в республике не только не уменьшается, но и продолжает расти [9]. Причина проста – секты прочно обосновались в РБ ещё в начале 90-х годов, и сегодня, имея прочную базу для самостоятельной деятельности, продолжают активно проповедовать. Информирование населения о негативном влиянии на человека деструктивных культов, несмотря на все усилия традиционных конфессий и государства, происходит довольно слабо, что только на руку сектантам. В связи с этим закономерен вопрос – как обозначить ситуацию, сложившуюся в Бурятии в результате более чем 20-летней активной деятельности нетрадиционных религиозных организаций иностранного происхождения – как неопасную, как опасную, или как критическую?
Республика Бурятия – специфический в религиозном плане регион. Здесь сильно влияние двух мировых религий, проникших в этот край почти одновременно – это буддизм и православие, а также традиционной религиозной системы – шаманизма. Однако стремительный рост протестантских и псевдопротестантских организаций в 1990-е гг. – начале XXI в. создал новую расстановку сил в религиозном пространстве республики. Согласно данным Управления Министерства Юстиции, на 1 января 2007 года в Бурятии из 168 религиозных объединений у Русской православной церкви – 63 прихода, Русской древлеправославной церкви – 6 приходов, и 1 - у Русской православной старообрядческой церкви. Буддийских общин действовало 40, шаманских-3. «Аутсайдерами» на их фоне выглядели Римско-католическая церковь с 1 приходом, иудаизм и ислам, имевшие так же по 1 приходу. Интересно, что вторую позицию после православия занимают секты и деноминации протестантской направленности (25 пятидесятнических, 4 пресвитеранских,3 баптистских, 2 Свидетелей Иеговы и др). Ощутимо присутствие в Бурятии сект мормонов («Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней»), мунитов («Федерация семей Бурятии»), Адвентистов седьмого дня, сайентологов и др. Подобные цифры заставляют серьёзно задуматься. Доржи Маншиев, кандидат исторических наук, изучающий протестантизм у бурят в Новосибирском институте археологии и этнографии, автор монографии на эту тему, говорит: «Эти церкви несут в себе западную ментальность, адаптированную к Бурятии, но в конечном итоге они способствуют стиранию бурятской и русской национальной культуры, притом что привлекательны они прежде всего в глазах молодёжи, занятой духовными поисками»[10].
Отметим ещё раз специфику Бурятии. Учитывая приверженность коренного населения Бурятии тибетскому буддизму, сектанты готовят специальных проповедников, которые учат бурятский язык, традиции и обычаи, изучают буддийскую терминологию, чтобы вызвать большее доверие буддистов, и понятнее донести основные положения своего учения. «Бурханом», например, может быть не только Будда, но и Иисус Христос [11].
Отношение священников русской Православной Церкви к религиозному нашествию с Запада по известным причинам отрицательное. «Истина христианская является через церковь Православную, - пояснил благочинный Бурятского округа о. Олег Матвеев. – Все эти церкви и общины мы называем заблуждающимися. У них учение Христово подаётся не полно, искажённо, а порой и вовсе антицерковно. Те люди, которые ищут спасения души в этих церквах, идут не по правильному пути. Пользы для души человека там не будет»[12].
Следует отметить, что деятельность сектантских организаций, особенно их бухгалтерия, закрыта не только для основной массы людей, но и для органов власти, и даже правозащитных организаций. В некоторых районах республики ни представители власти, ни милицейские участковые не могут попасть в молельные дома сектантов, которые (не все, конечно), попросту не разрешают заходить в места своих собраний, прикрываясь, как фиговым листом, правом на неприкосновенность частной собственности. Такая закрытость опасна, ведь существует немало примеров, когда за закрытыми дверями подобных организаций происходили ритуальные истязания и сексуальные оргии, подстрекательства к самоубийствам и жертвоприношения.
Жертвы сектантства, да и сами сектанты нуждаются в разносторонней квалифицированной помощи. Для её оказания в 2003 году в Бурятии создан Центр по борьбе с религиозными сектами [13]. Организаторами информационно-консультативного центра по вопросам сектантства и апологетики во имя священномученика Ефрема выступили православные священнослужители. В настоящее время его возглавляет о. Михаил Литвинов. Основными задачами центра является помощь людям, попавшим в религиозные секты, а также их родственникам. На счету Центра – пикеты, поездки с лекциями и консультациями по районам Бурятии. Помимо священнослужителей, в нем работают психологи и психотерапевты.
Какие секты, такие скандалы
Представители религиозных сект постоянно убеждают нас в своей законопослушности, однако практически все из перечисленных выше и зарегистрированных в Бурятии сект имели конфликтные ситуации с правоохранительными органами республики, которые заканчивались различными результатами. Приведём в пример самые серьёзные из них.
В 1991 году в Северобайкальске стихийно возникла община верующих, которая назвала себя Апостольской православной церковью (далее АПЦ). За несколько лет её общины и приходы распространились в городах и поселках по всей бурятской ветке БАМа. Некоторое время АПЦ существовала автономно, но затем ее общины и приходы вошли в состав старообрядческой церкви. Епископ старообрядцев Силуян даже "командировал" на север Бурятии двух священников, которые выяснили, что АПЦ не очень-то походит на старообрядческую. В Москве была создана комиссия для проверки деятельности АПЦ, визит которой в Бурятию закончился большим церковным скандалом. Старообрядцы решили, что Апостольская православная церковь просто мимикрирует под них. Конфликт был настолько сильным, что комиссия ретировалась, спасаясь от рукоприкладства адептов АПЦ.
Далее, в 2002 году они попросились войти в состав Московской патриархии. С этой целью на бурятскую ветку БАМа съездил вышеупомянутый о. Михаил Литвинов — представитель Бурятского благочиния Читинско-Забайкальской епархии РПЦ МП. Но союза АПЦ с Московской патриархией не получилось. "Верующие АПЦ позиционировали себя как старообрядцы, — объяснил Михаил Литвинов. — Мы могли бы контактировать, вместе работать. Но объединяться с ними не возможно, т. к. старообрядческая церковь находится вне канонов Московской патриархии. Объединиться можно было только в одном случае — если они придут в церковь, примут крещение". Но все это не главное. О. Михаил говорит, что Апостольская православная церковь — это псевдоправославная тоталирная секта. По его мнению, любая религиозная организация, будь она православной или старообрядческой, является самоидентичной, то есть имеющей традиции, передающей их из поколения в поколение. В случае с АПЦ этого не было. Опять же по информации о. Михаила, адепты, которые прекратили свои отношения с АПЦ, рассказывали, что в приходах общение происходит в сугубо тоталитарном стиле. Беспрекословное подчинение. Четкая грань, которая существует между тем миром вокруг и тем, который снаружи: "все адское и бесовское". За любое нарушение внутреннего распорядка следовали наказания, например, в виде принудительных работ, или лишения пищи. Также там полностью запрещено есть мясо. В общем, все приемы, которые используются для контроля за сознанием, были применимы. По своей тоталитарности АПЦ, по словам священников, нисколько не уступает Белому Братству Виссариона[14].
При всем отношении Московской патриархии РПЦ к Апостольской православной церкви, недовольство ее деятельностью обозначалось только на внутреннем церковном уровне. К государственным, и правоохранительным структурам по поводу деятелей АПЦ никто не обращался. Но у прокуратуры Муйского района в начале 2000-х годов накопилась масса вопросов, и в результате следственных действий руководство АПЦ обвинялось в малопривлекательных вещах, например, ношении оружия и экстремизме. Но несмотря на выступление в суде на стороне обвинения бывших адептов АПЦ, доказать наличие уголовных преступлений не удалось. Тем не менее, руководство и активисты АПЦ к 2003 году были вынуждены уехать из этих мест. Причин может быть две. Первая — основатели и адепты АПЦ просто бежали, опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов. Вторая — представители АПЦ настаивают, что с середины девяностых годов на них и прихожан оказывалось давление: обстреливались и поджигались храмы, угрожали по телефону а также приписывался религиозный экстремизм. И вообще, по их словам, с 1997 года при странных обстоятельствах были зверски убиты 11 служителей и активистов церкви. Из центра АПЦ в Таксимо адепты уехали в Братск, Иркутск, Красноярск, Читу, а руководство эмигрировало на Украину. И все же, как говорит о. Михаил Литвинов, на бурятской ветке БАМа остались представители этой церкви[15]. Отметим также, что АПЦ – единственная за всю историю Бурятии секта местного происхождения, и пока единственная секта, деятельность которой в РБ удалось приостановить.
Адвентисты седьмого дня (АСД) в Бурятии сравнительно не многочисленны. Здесь секта появилась в 1994 г., а спустя пять лет она уже прошла перерегистрацию. Структурно местные адвентисты входят в Восточно-Сибирскую конфедерацию церкви христиан АСД.
Адвентисты Бурятии свои собрания проводят на окраине Улан-Удэ в бывшем магазине, переданном им городской мэрией и отремонтированном самими сектантами. Они регулярно получают финансовую помощь из США и Германии. Адвентисты распространяют свое учение не только между членами своей секты, но и по всей Республике. Показателен пример 1999 г., когда община получила из США контейнер с поношенными вещами, и распространяла их среди школьников из малообеспеченных семей, сопровождая это, естественно, своими проповедям. Можно только представить, какую сумятицу в головы наших юных сограждан внесли адвентистские миссионеры.
Зарубежные миссионеры проявляют интерес не только к гражданскому населению Бурятии, но и к военным. Интерес адвентистов к армии говорит сам за себя. Об этих сектантах уже не скажешь, что они «заблуждаются» насчет истинных ценностей христианства. Дело куда серьезнее, и речь идет уже не только о духовной безопасности, но и о безопасности самого Отечества. Факты проведения адвентистами мероприятий в квартирах и других местах (так сказать подпольно) далеко не единичен. Заслуживает внимания следующий случай. В 2000 г. в прокуратуру РБ поступило заявление уже немолодого мужчины, имеющего пятерых детей. Вот его краткое изложение: «Моя жена, Синицина Ирина Федоровна, попала под влияние религиозной секты (адвентистов седьмого дня)... У жены появилась ненависть к другим религиям, к людям не разделяющим взглядов сектантов. Начались безумные высказывания, неуправляемая преданность руководителям секты и безоговорочное выполнение всех полученных от них распоряжений. После посещения очередного руководителя (а менялись они часто) Ирина становилась агрессивной, лживой, уносила из дома последние деньги на пожертвование. В доме началось духовное и физическое истязание детей. Им было запрещено есть рыбные и мясные продукты, кондитерские изделия... посещать школу в субботу. Ослушание немедленно наказывалось... Продолжалось все это четыре года. Несколько дней назад я пришел домой в работы и обнаружил пустую квартиру: вывезли все до нитки... Я прошу принять самые активные меры.. .»[16].
По данному заявлению немедленно назначили прокурорскую проверку, в ходе которой выяснилось, что религиозную общину «Адвентистов седьмого дня» расположенную в поселке Энергетик г.Улан-Удэ возглавлял гр-н Шелков. Стало известно, что в годы Великой Отечественной воны он дезертировал, скрывался на оккупированной Украине, активно сотрудничал с фашистами, за что был приговорен к расстрелу, но его заменили 25 годами тюрьмы. Шелков это подает как свое мученичество за веру.
В Энергетике многие знали о секте. У многих ее членов были дети, которые учились в местной школе. Никто точно не знал, чем занимаются люди, собирающиеся по очереди у себя на квартире. Сотрудникам правоохранительных органов встретиться с ними оказалось не просто. За каждой дверью, где жили члены секты, царило гробовое молчание. Люди отказывались впускать представителей закона даже на порог. Потом оказалось, что все они пользуются условным стуком и незнакомых гостей не принимают. Те, с кем все-таки удалось пообщаться, давали очень похожие друг на друга объяснения: «Никакой секты я не знаю, самостоятельно изучаю Библию, но в церковь не хожу».
Пастор церкви христиан - адвентистов Виктор Шестаков пояснил, что о Шелкове слышал, но лично с ним не знаком и его община к его организации не принадлежит.
Директор школы, где учились дети сектантов, была категорична: «Из всех своих наблюдений могу твердо заявить, что секта адвентистов в поселке действует организованно, активно, усиленно вовлекает новых членов, в том числе детей. Их действия пагубно отражаются на воспитании детей»[17].
В ходе проверки деятельности религиозной секты на квартирах ее членов была изъята литература религиозного содержания, где отсутствуют данные об издателях, заказчиках и другие необходимые реквизиты. Активным участникам секты в соответствии с Законом объявлены официальные предупреждения. В случае невыполнения требований прокурора, они могут быть привлечены к уголовной ответственности и административной ответственности.
Из неофициальных источников, а точнее, по словам самих адептов секты, община адвентистов существует в Улан-Удэ с конца 80-х гг. Члены Церкви АСД активно и плодотворно работают. Структура общины состоит из нескольких служений: женское, здоровое, субботняя школа, миссионерское, молодежное (куда входят и подростки от 12 лет и старше). Службы проходят в различных арендуемых помещениях. Церковь АСД не испытывает недостатка в прихожанах.
Школы у адвентистов именно субботние – налицо искажение христианства, а точнее явная тяга к иудаизму: воскресный день, чествуемый всеми христианами по завещанию Христа, адвентистами отвергается и подменяется ветхозаветной субботой. Спрашивается, с какой целью это делается, если вы проповедуете христианство? Впрочем, в истории адвентизма и в его учении таких параллелей немало: вспомним хотя бы одну и ту же дату второго пришествия Христа, предсказанную адвентистами и пришествия мессия у раввинов. Та же тенденция видна в мероприятиях, проводимых адвентистами. Приведём пример.
В один из теплых августовских дней, группа молодых адвентистов провела богослужение на ст. Мысовой в г. Бабушкина. Проходило всё, конечно, в предназначенный для этого «День святой субботний». В Доме культуры железнодорожников была проведена лекция на тему «Тайны исчезнувшей Атлантиды», в которой говорится о всемирном потопе, происшедшем на нашей земле по Библейскому писанию. Все цивилизации, как бы они развиты не были, погибли. Их не спасли ни высокий интеллект, ни техническое совершенство. Только Ной и его семья проявили послушание и глубочайшее доверие к Богу. И были спасены... Разве не то же и сейчас?! [18]. Возникает два закономерных вопроса: В каком месте Библии упоминается Атлантида? И второй: что же сейчас делать? Как спастись? Ответ в рамках этих лекций, таков: вы спасётесь, только вступив в общину Адвентистов!
Православная церковь призывает всех быть крайне осторожными и бдительными по отношению к адвентистам седьмого дня. За рубежом они получают не только методическую литературу, но и юридические рекомендации. Адвентисты хорошо знают, как можно обойти наше пока еще несовершенное законодательство, и прилагают максимум усилий для достижения своих целей.
В январе 2005 года адвентисты провели масштабные курсы здоровья, бизнеса, культуры, а также пропаганды своего учения среди детей. Для осуществления этой работы сегодняшний пастор бурятской церкви АСД Левин "привлек иностранных граждан, которые прибыли в Россию по туристической визе.
В рамках курсов «здоровья» проводились сеансы массажа и гидротерапии без соответствующих, подтверждающих профессиональную подготовку документов, а также лицензии на право занятия такими видами деятельности в нашей стране. Пастор Левин дважды нарушал российское законодательство. Первый раз, когда разрешил иностранцам заниматься в церкви медицинской деятельностью, которая могла бы нанести ущерб здоровью граждан РБ, и второй, предоставив им для этого помещение своей общины.
Приступив к исполнению своих служебных обязанностей в качестве пастора в марте 2004 года, Левин в установленном Законом порядке не зарегистрировался, чем нарушил требование п.9 ст.8 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», предусматривающее ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
По итогам рассмотрения материалов Железнодорожным судом о фактах нарушения действующего законодательства суд привлек пастора Левина к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
«Оптимистический настрой поможет нам не прекращать поиск овцеподобных людей на нашей территории» - так звучит одна из инструкций по вербовке людей в секту «Свидетели Иеговы».
Одной из последних «их» территорий стала Бурятия. Появившись в республике, как и большинство других сект, в середине 90-х годов XX века, иеговисты начали активную деятельность. Поначалу они собирались в стенах Дома культуры «Железнодорожник». Два раза в неделю сотни уже состоявшихся и будущих иеговистов там обучались, прослушивали
проповеди, отчитывались о проделанной работе. Заправлял тогда этим делом в Бурятии житель Иркутской области Андрей Кандратьев, являвшийся здесь центральной фигурой иеговистов.
На сегодняшний день учесть точное количество иеговистов довольно сложно, так как они избегают государственной регистрации своих общин. Сегодня Улан-Уденской организацией Свидетелей Иеговы руководит Владимир Петрович Матвеев. Это очень изобретательный человек. Приведём пример: на ул. Терешковой, в доме быта на «Саянах» сидит за кассой в платный туалет немолодая женщина, перед ней книга характерного вида и содержания. вы покупаете билет и тут же с вами заводится разговор о Боге, и Иегове. Разговор с целью заинтересовать. И, если высказанное вами по этому поводу мнение несхоже с услышанным, вам не дают договорить нетерпеливым и заметно агрессивным тоном. Однако вы уже забываете, зачем сюда пришли и вам спешат вручить какие-то журналы и зовут прийти в «зал царств свидетелей Иеговы». Выходя, видите другого слушателя. Очень удобное место для ловли адептов…
Что касается учения Библии, то для иеговистов «Библия - это книга для организации, и она принадлежит христианскому собранию как организации, а не отдельным лицам, как бы искренне они не верили в свою способность истолковывать Библию. Поэтому Библию невозможно понять правильно, если не помнить о видимой организации Иеговы»[19]. Продуманно. Но если, для понимающего человека эти слова полный бред и он навсегда забудет о иеговистах, то для не знающего, но задумывающегося о Боге, они - прямая дорога в их секту.
Собранные в комплект журналы иеговистов «Сторожевая башня» были «подарены» всем библиотечным фондам Улан-Удэ, а отдельные экземпляры главного трибуна «Свидетелей Иеговы» упорно навязываются жителям республики. В секте существует собственная иерархическая лестница. К примеру, «общий пионер» обязан каждый день распространять не мене тысячи экземпляров журнала, «общий возвещатель», стоящий рангом ниже, -400 штук.
В Бурятии проводятся широкомасштабные кампании «Правдивая информация о «Свидетелях Иеговы» в каждый дом», для чего город разбит на отдельные деловые категории, квартиры и жилые массивы. Как уже говорилось, у иеговистов формируется собственная картотека с подробным описанием жизни, мировоззрений, слабостей и возможностей жителей Бурятии. Следует отметить, что особый упор делается на внедрение идей секты в наших школах, средних и высших учебных заведениях. Посему более половины из «Свидетелей Иеговы» - дети и молодежь до 27 лет, среди которых часты случаи суицида и принуждения к самоубийству.
Вот заключение психиатра, доктора Д.Бергмана: «За время работы лечащим врачом я сталкивался с многими и многими «свидетелями Иеговы» и обнаружил, что многие из них страдают тяжелыми эмоциональными расстройствами, шизофренией, тяжелой депрессией. Уровень заболевания психики среди «свидетелей Иеговы» превышает средний»[20].
Логическая цепочка очевидна: скоро конец света, спастись можно лишь находясь в общине «Свидетелей Иеговы», чтобы там находиться на хорошем счету необходимо целыми днями проповедовать и распространять журналы, либо приносить в общину пожертвования, т.е. деньги, ну а где их взять –вариантов масса…
В квартиру 38-летней улан-удэнки Анны позвонили два прилично одетых и по-голливудски улыбающихся молодых человека: «Здравствуйте, - с американским акцентом произнес один из них, на визитке которого значилось: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Старейшина Джон». - Мы несем слово Божие...» Это были миссионеры секты мормонов. Весь их вид говорил: у нас все прекрасно, присоединяйтесь к нам, и у тебя все будет здорово. В брошюре, которую оставили сектанты, был указан адрес, и Анна отправилась туда в ближайшее воскресенье. Окруженную заботой и вниманием заграничных миссионеров, Анну
через полгода было не узнать. Она прошла обращение в новую веру без
снятия крещения Православного обращения, стала активным распространителем идей мормонов. Анна пропадала на сектантских собраниях. Личная жизнь и домашние дела ушли на задний план. К тому же она приобщила к посещениям богослужений своего десятилетнего сына. Ее двоюродная сестра Ольга после долгих ее уговоров пошла на собрание. Ольга рассказывала потом своей матери: «Эти люди так ко мне, новенькой, пристали, что было тяжело отвязаться, у меня даже закружилась голова. Это страшные люди. Больше никогда не пойду к ним, там идет настоящая психологическая обработка с приемами гипноза!». Между тем Анна стала затягивать в сектантство племянников - двенадцатилетнюю Настю и десятилетнего Вадика. Вскоре изменилось поведение детей, туго пошла учеба.
И родные Анны забили тревогу, начали бороться за нее. Вначале они сходили в православную церковь, там им сказали: «Мы, в данной ситуации бессильны, поднимайте общественность». Написали главному федеральному инспектору по РБ Борису Данилову. Им пришел ответ: «В мае этого года Управлением юстиции проведена проверка религиозной организации «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и порядку деятельности. Руководителю Сизых Д.Ф. представлен срок для устранения отмеченных в ходе проверки нарушений... Доводы гражданки Б. материалами проверки не подтвердились. Уплата десятины является добровольной»[21]. Да, после психологической обработки новообращенные платят десятину - одну десятую часть заработка. Родные Анны были просто возмущены, когда она, временно не работающая, последние деньги несла в секту, не оставляя даже себе и сыну на еду. Сектантов интересуют молодые, особенно преуспевающие бизнесмены: ведь чем богаче человек, тем он больше платит взнос. А как много членов секты уже сказали своим родным, что часть своей квартиры завещают церкви: такой пример в нашем изложении. Анна же стала авторитетом в местной религиозной организации Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Ее вдохновляет «американская мечта» - за активную общественную деятельность ей пообещали поездку в Америку.
Вообще попытки зарегистрироваться в Бурятии, мормоны начали предпринимать с 1998 года. Спустя два года они добились своего. Минюст республики зарегистрировал в Улан-Удэ местную организацию «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». В Бурятии мормоны не нашли человека, который оказался бы способен возглавить отделение секты: и поэтому из Челябинска был приглашен некто Сизых Дмитрий Фирсович. Он поддерживает тесные связи с зарубежными мормонами и новосибирской миссии церкви. При его непосредственном содействии Бурятию посетили американские миссионеры Джонатан Аткин и Мэтью Райли, которые установили контакты с отдельными представителями власти нашей республики. Они предлагали долговременное сотрудничество в области духовного и нравственного воспитания наших земляков. Что получают люди от этого? Внимание. Заботу. Обещание рая в загробной жизни. Сэконд-хэнд из Америки. Почему рядом с убитым горем или просто отчаявшимся человеком оказываются такие вот религиозные организации... А потом берут плотно в кольцо каждого новичка и ведут его до именно своего крещения. Да еще стараются привлечь в свою веру целые семьи, занимаются прозелитизмом, крестят умерших, пополняя ряды своей церкви[22]
Мормоны (как и другие сектанты) не так вежливы и миролюбивы, как это может показаться на первый взгляд. Приведем еще один факт. 5 июля 2004 года, возвратившись из отпуска в город Улан-Удэ, супружеская пара обнаружила в своей квартире чужие вещи и религиозную литературу. Спустя некоторое время, открыв дверь своим ключом, в квартиру вошли два молодых человеком, на костюмах которых находились бейджи с надписями «старейшина Барнс» и «старейшина Ньюболд». Учитывая, что родная сестра хозяйки квартиры являлась последовательницей вероучения мормонов, супруги поняли, что молодые люди являются миссионерами данной церкви. Хозяева поинтересовались у них, зачем те пришли к ним? В ответ сектанты заявили, что проживают здесь на законных основаниях и категорически потребовали освободить квартиру. Далее иностранцы просто вытолкнули пожилых людей на лестничную площадку. Причем хозяин получил сотрясение головного мозга, о чем есть соответствующее заключение медиков.
Деяния граждан США Барнса Джона Раина, 1983 г.р. уроженца Г.Ванкувера штата Вашингтон и Ньюболда Майкла Дэвида, 1985 г.р. уроженца г.Солт-Лейк-Сити штата Юта подпадали под признаки составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 116 УК РФ и чЛ ст. 130 УК РФ, а учитывая, что американцы являются миссионерами «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» в их действиях усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.239 УК РФ (организация объединенная, посягающего на права и личность граждан). От неизбежного в таких случаях наказания иностранцев спасло только то, что они срочно выехали в США...
Заканчивая рассказ о деятельности мормонов в Бурятии, хочется привести пример некоторых заключений сделанных в коридорах власти (к сожалению, пока еще не республиканских) уже 10 лет назад: «Несмотря на название и использование христианской терминологии, учение мормонов, по единодушному мнению всех традиционных христианских конфессий, не только не имеют ничего общего с христианством, но и отрицает все двадцативековое христианство в целом. Эта секта... действует в России в атмосфере самой строгой секретности. Поэтому мы меньше всего знаем об истинных целях и формах их деятельности в нашей стране. В документах, недавно представленных сектой в совет по взаимодействию с религиозными организациями при Администрации Президента РФ, сообщалось о том, что мормоны с начала 90-х годов ввезли в Россию и распространяли гуманитарную помощь на сумму 14 млн.дол. США. Представляется, что гуманитарная помощь на такую громадную сумму не могла пройти не заметной. Тем не менее о мормонской помощи мало кто слышал. Резонно поставить вопрос: если эта цифра достоверна, то куда же шли эти деньги?...»[23].
Кто виноват, и что делать?
Но если все понимают опасность действий, пройзводимых сектантами в нашем регионе, но никто ничего не делает, ситуация безвыходна? Михаил Литвинов, руководитель информационно-консультативного центра по вопросам сектантства, говорит: «В последнее время к нам часто приходят люди с жалобами на действия навязчивых сектантов. Но... наша церковь не контролирует работу сект. Их деятельность контролирует Министерство юстиции. Секты нарушают закон и права человека, обирают своих адептов, эксплуатируют их с помощью психологической зависимости. Сектанты лгут людям при вербовке и скрывают информацию о себе. А люди для подлинно свободного выбора должны знать, куда они идут и с кем имеют дело, прежде чем поддадутся на красивые слова о всеобщей любви и самосовершенствовании, бесплатном изучении Библии или английского языка, приобщении к эзотерическим знаниям. В нашем центре, помимо информации собственно о сектах, мы помогаем и тем, кто уже ушел из секты, но теперь не может избавиться от последствий своего пребывания там. В последнее время появляются и регистрируются все новые и новые сектантские организации, проявляющие все большую изобретательность по привлечению новых адептов в свои ряды... В настоящее время мы все больше убеждаемся, что без помощи органов власти, без определенных законодательных актов трудно что-либо сделать. Желательно принять законы, которые были бы способны защищать пострадавших от сект. По каким-то критериям должны определяться секты, и эти критерии должны быть оговорены в законе. Поскольку любая группа людей, назвавшись религиозной организацией, может легко зарегистрироваться и пользоваться благами и льготами по налогам...».
Вместе с тем почти десять лет назад, в 1997 году, Народным Хуралом Республики Бурятия был принят закон «Религиозная деятельность на территории Республики Бурятия», направленный на защиту конституционных прав граждан на свободу совести и свободу вероисповеданий [24]. Разработкой закона занимались известные ученые Л.Л. Абаева, Т.М. Михайлова, ведущие специалисты, юристы аппаратов Народного Хурала и Правительства, депутаты Народного Хурала Республики Бурятия. Странно, но в числе разработчиков не было ни одного представителя традиционных конфессий республики.
Вот, что говорили тогда лица, курирующие данный вопрос. Председатель комитета Народного Хурала по религиозным связям, делам общественных организаций и религиозных объединений Дамба Чимитович Богослоев делал упор на то, что этот документ никак не ограничивает традиционно сложившиеся взаимоотношения церкви и государства, верующих и атеистов. Его задача регламентировать эти взаимоотношения и, в конечном счете, оградить население республики от чужой идеологии, различного рода сект...
Заместитель председателя этого комитета Д.Сундарон говорил следующее: «... В постановлении 2Д РФ от 19 декабря 1996 года «Об обращении ГД ФС к Президенту РФ «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» выражена глубокая тревога: «Многие деструктивные религиозные организации, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба адептом, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговоров против государства». В проекте республиканского закона разработчики предусмотрели экспертно-консультативному Совету при Правительстве Республики Бурятия право проведения экспертизы на наличие в действиях религиозных организаций негативного влияния на физическое или психическое здоровье граждан. Принятие данного закона установит определенный барьер для деятельности на территории республики нетрадиционных религиозных организации...».
При очевидных благих намерениях разработчиков закона стоит признать его недееспособность.
В 2003 году, на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Республики Бурятия был создан экспертный совет для проведения религиоведческих экспертиз при регистрации религиозных организаций.
А.Ц. Идамжапов, новый председатель Комитета по делам национальностей, связям с общественными и религиозными объединениями, на этом заседании сказал, что необходимость создания Экспертного совета вызвана тем, что в настоящее время все острее становится проблема деятельности в Восточной Сибири деструктивных или с признаками экстремизма религиозных организаций.. [25].
В совет вошли десять человек, среди которых работники государственной власти, специалисты в области религиоведения, отношений государства и религиозных объединений. А в качестве консультантов будут привлекаться представители религиозных организаций.
На территории Республики Бурятия долгое время существуют множество культур и традиций народов проживающих в ней. Основано это на мире и гармонии. В последнее время процесс изменения национального состава республики и особенно ее столицы заметно прогрессирует за счет населения соседних стран: Китая, Монголии, Средней Азии, Кавказа. Этот процесс неизбежен. Задача Бурятского и Русского народов в этой ситуации сохранять и развивать свои исторические традиции, основанные на религиозных верованиях наших предков. И в свете этой проблемы большую отрицательную роль играет деятельность западных миссионеров и их религиозных сект. Исходя из приведённой выше информации, ситуацию с распространением сект в Бурятии неопасной назвать просто нельзя, т. к. сект и их адептов здесь больше чем достаточно, и пока они проявляют активность, но и критической, как в штате Юта, США, где мормоны составляют 75 % населения, тоже назвать нельзя. Считать ситуацию в Бурятии опасной есть все основания, но при этом следует отметить, что в России есть регионы, где действует гораздо больше религиозных сект, чем у нас (это Иркутская, Красноярская, Новосибирская области).
Однако для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, нам необходимо серьёзное научное исследование вопроса происхождения и распространения религиозных сект в нашем регионе. Необходимо предельно точно определить, что нам называть сектами, что деноминациями, а что относить к харизматическим культам. Такого исследования пока нет.
Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо иметь хотя бы базовую информацию, как о самом феномене сектантства, так и об учении и практике конкретных сект, и делать эту информацию максимально доступной для населения, причём делать это своевременно, ведь появление новых сект различного толка подразумевает появление всё более продуманных технологий воздействия на своих адептов, а стало быть, наносит больший вред их здоровью, как психическому, так и физическому.
Для того чтобы быть в состоянии помочь жертвам сектантства и их близким, необходимо разработать продуманную законодательную базу, с помощью которой деятельность сект в России можно было бы контролировать, не ущемляя при этом законного права каждого человека на свободу совести и вероисповедания. Промедление в решении этой проблемы в ближайшее время может повлечь за собой дополнительные трудности в её решении в будущем. Приняв же надлежащие меры по ограждению общества от деструктивного влияния сект, наше поколение не только поспособствует прогрессивному развитию нашего народа, но и заслужит уважение как современников, так и будущих поколений россиян.
Примечания
_______________________________
[1] А. Л. Дворкин «Сектоведение: тоталитарные секты» Нижний Новгород, 2006. - с. 43
[2] «Псевдохристианские религиозные организации России: Аналитический вестник»; Федеральное собрание-Парламент РФ, М., 1997. – с. 5.
[3] А. Л. Дворкин «Сектоведение: тоталитарные секты» Нижний Новгород, 2006. - с. 113
[4] Там же, - с. 119.
[5] Д. Б. Евменов «История создания и Учение «Общества Сторожевой башни». М., 1998. –с. 9
[6] Материалы научно-практической конференции «Ефремовские чтения 2007», 5-6 сентября, РБ, с. Посольское, Кабанский р-н.
[7] Эта информация опубликована на Интернет-сайте www.info-cult.ru.
[8] А. А. Бадмаев, Ч. О. Адыгбай, В. А. Бурнаков, Д. М. Маншеев. «Протестантизм и народы южной Сибири: история и современность», Новосибирск, 2006. - с. 128.
[9] Там же, -с. 130.
[10] Информ-Полис, №23, 8 июня 2005.
[11] Вечерний Улан-Удэ,№6,1 февраля 1999.
[12] Центральная газета, №7,18 февраля 2004.
[13] Информационное агентство «Interfax», www.interfax.ru
[14] Информация предоставлена о. Михаилом Литвиновым.
[15] То же.
[16] Буряад Унэн/ Бизнес ОЛЗО, 3,12,1999.
[17] Сторожевая Башня, Шевченко А. Н. Рай земной:новая сказка. СПб, 1997.
[18] Информ-Полис, №10, 10 марта 1999.
[19] Центральная газета,№29, 17 июля, 2002.
[20] Номер Один, №35, 27 августа, 2003.
[21] Пятница плюс,№35, 28 августа, 2002.
[22] Отрывок из Бюллетня №60 (220) ГДРФ от 4 октября 2004.
[23] Центральная газета, №29,2002.
[24] Полный текст закона см.: Бурятия от 10 июня, 1997.
[25] Бурятия, 18 сентября 2003.
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Лиса Лариска и белка Ленка
Барсучья кладовая. Александр Барков
Кто чем богат, тот тем и делится!
Красочные картины Джастина Геффри