Лингвостилистический анализ слова с точки зрения лексики, этимологии, фразеологии с помощью словарей, справочников, художественной литературы, разговорной речи.
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_slova_yazyk.docx | 42.8 КБ |
Научно-практическая конференция младших школьников
«Я познаю мир»
Паспорт слова «язык»
Секция «Языкознание»
Автор:
Белая Елизавета
3А класс БОУСОШ № 3
Динского района, ст.Динской
Научный руководитель:
Прядко Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
БОУООШ №7 МО Динской район
ст.Динская 2013
Аннотация
Исследовательская работа представляет собой лингвостилистический анализ не нового слова, а всем известного, что является актуальным. Так как слова, часто употребляемые, теряют свою ценность, самобытность для носителей языка.
Поэтому автор в своей работе ставит следующую цель: дать целостное, комплексное представление о слове, пропустив его через словари и справочники, художественную, публицистическую и разговорную речь.
Поставленная цель определила следующие задачи:
В ходе работы использованы описательный метод, метод анализа различных типов словарей, приём количественного подсчёта, социологическое исследование, проведенное в целях выявления значения слова «язык» в русской повседневной речи.
В ходе исследования автор работы пришёл к выводу, что каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.
Содержание.
I. Введение…………………………………………………………………3-4
Обоснование выбора темы
Цель и задачи исследования
II.Свойства слова ………………………………………………………….
2.1 Лексическое значение………………………………………………………..
2.2 Грамматическое значение, морфологическая характеристика……….....
2.3 Фонетический анализ…………………………………………………….…...
2.4 Словообразование…………………….…………….…………………………
2.5 Родственные слова……………………………………………………………
III. История слова………………………………………………………….
IV. Употребление во фразеологизмах и фольклоре…………………….
V. Заключение……………………………………………………………......
Список литературы…………………………………………………………..
Приложение…………………………………………………………………………
Введение
Мало видеть слово. Надо точно Знать, какая есть у слова почва, Как росло оно и как крепчало, Как его звучало зазвучало, Чем должно набухнуть и налиться, Прежде чем в названье превратиться, В званье, в имя или в кличку просто… Прелесть слова – в летописи роста. Ю. Тувим |
В детской энциклопедии я прочитала о древнегреческом баснописце Эзопе. Он сочинял замечательные басни. В них под видом животных высмеивал тупость, жадность и другие пороки людей. Однажды по просьбе хозяина Эзоп готовил кушанья. Но и для самого лучшего блюда, и для самого худшего он выбрал язык. На вопросы хозяина он отвечал, что при помощи языка можно изучать науки, но также можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться.
Этот рассказ заинтересовал меня. Я захотела узнать о слове «язык» подробнее. Ведь каждое слово уникально. Слова имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности.
Актуальность данной работы заключается в том, что я буду анализировать не новое слово, а слово всем известное. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Объектом моего исследования является слово «язык», а предметом – его характеристика в различных словарях и использование в текстах разных жанров.
Цель исследования: составить паспорт слова «язык», то есть произвести его полный анализ.
Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:
Тезис: каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.
Паспорт — основной документ для каждого человека. В нём много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает.
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей — в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), какие-то пришли из других языков (это — слова заимствованные).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова - малолетки (их называют неологизмами).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию о слове, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работу.
Свойства слова
Важнейшая функция языка заключается в том, что он хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Именно поэтому язык играет решающую роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации.
Для начала мы попытаемся определить значение понятия «язык», обратившись к толковым словарям и выяснив значение этого слова.
Лексическое значение
Собирая информацию о лексическом значении слова «язык» я обратилась к толковым словарям. Из них я узнала, что это слово имеет несколько значений.
В словаре Ушакова Д.Н.[1] «ЯЗЫК - 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Розовый длинный язык собаки. Шершавый кошачий язык. Облизать губы языком. Обжечь язык. Положить таблетку под язык. Произнося этот звук, прижмите кончик языка к верхним зубам. 2. Способность говорить, выражать словесно свои мысли Говорить на разных языках с кем-либо.
В «Современном толковом словаре»[2] написано: «Язык – 1) важнейшее средство человеческого общения. Зачем драться, у вас что, языка нет?
2) Любая знаковая система. Язык животных. Язык жестов. Язык дорожных знаков. Информационные языки.
В толковом словаре В.И.Даля [3] читаем: «Язык - мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков».
В «Толковом словаре» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой [4] узнаём новые значения слова: «Язык – 1) пленный, захваченный для получения нужных сведений Взять языка. Допросить языка; 2) металлический стержень, производящий звон ударами о стенки колокола К языкам привязаны верёвки. Ударить языком о стенку».
Грамматическое значение, морфологическая характеристика
Слово «язык» - имя существительное.
Во-первых, обозначает предмет.
Во-вторых, является неодушевлённым, так как отвечает на вопрос ЧТО?
В-третьих, относится к мужскому роду (язык – он, мой).
В-четвёртых, может изменятся по числам (язык – языки) и падежам (Р.п. языка, Д.п. языку, П.п. о языке).
В-пятых, чаще всего в предложении выступает в роли подлежащего. Но может выполнять функции и других членов предложения, например дополнения.
1.Язык возник одновременно с возникновением общества. 2. Я владею английским языком.
Фонетический анализ
ЯЗЫК , я-зык – 2 слога
[iазык]
Я [i]-согласный, звонкий, мягкий
[а]-гласный, безударный
З [з]-согласный, звонкий, твёрдый
Ы [ы]-гласный, ударный
К [к]-согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 5 звуков
Словообразование [22]
Язык – язычок – язычковый
- язычишко
- язычище
- языкастый – языкастость
- языковой
- языковый
- безъязыкий
- межъязыковой
- надъязычный
- подъязычный
- языковедение – языковед – языковедческий
- языкознание
- двуязычный
- многоязычный
- трёхъязычный
Родственные слова [19]
Однокоренные слова: язычок, язычник, безъязыкий, языковед, языкознание, языковОй, языкОвый, языкатый, языкастый, косноязычный, язычество, русскоязычный, иноязычный, языковедение
Слова-синонимы: говор, наречие, диалект; слог, стиль; народ, речь, нация.
История слова
Исследуя историю слова, можно встретить разные точки зрения о его корнях. В «Этимологическом словаре русского языка» Семёнова А.В. [14] я узнала, что слово древнерусское слово – языкъ (речь, орган вкуса). Общеславянское – jezyкъ (речь, то, что связывает людей, соединяет их в народ, народ, племя). Время появления в древнерусском языке – начало IX века. Это слово получило широкое распространение лишь в Х веке, при этом значение «орган вкуса» было для него основным изначально. Примерно с XI века засвидетельствовано значение «речь». Общеславянское слово jezyкъ восходит к индоевропейской основе. По мнению исследователей, исходя из наиболее исходного значения «речь», можно предположить, что корень в этом слове имеет отношение к общеславянскому vezati с начальным V, вероятно, под влиянием viti.
В «Этимологическом словаре» Фасмера[5] отмечена праславянская основа - *jezy-, родственная древнепрусскому insuwis "язык".Автор выделяет новгородский, белозерский диалектизм лязык. И прослеживает родство с литовским lieјu°vis (где l- от lie~јti "лизать").
А П.Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре» [6] указывает версию родства слов язык и узы, ведь именно язык связывает, объединяет народ.
Заглядывая дальше вглубь веков, лингвисты прослеживают связь языка, например, с латинским linguа (под влиянием lingЎ "лижу"), с греческим glоssa, с названием области Лангедок (Languedoc) в Южной Франции.
Какое значение этого слова старше, что появилось раньше? Язык - орган, которым говорят и лижут, или язык - речь, словесность? Учёные выдвигали разные гипотезы.
Одни - проводили аналогии с лизать. А значение язык - переводчик, лазутчик было ещё в древнерусском! И широко известно по воспоминаниям, книгам и фильмам о войне.
В сети Internet [7] можно встретить и такое объяснение: «Разлагая сие славенское слово, находим, что оно составлено из местоимения я и имени зык, так что заключает в себе выражение: я (есмь) зык, то есть звук, звон, голос, гул. Славенское не по ветвенному только или условному значению (как в других языках), но само собою, т.е. заключающимся в нем разумом, показывает описываемую им вещь. Итак, я есть орудие голоса...»
У многих народов слово «язык» имеет общее звучание с русским словом.
По-украински язик
по-чешски jazyk;
по-сербскохорватски и по-словенски jezik
По-польски ендзик
По-испански lengua
по-латыни lingua;
по-французски langue или langage;
по-итальянски lingua или linguaggio,
по-английски рядом с language также tongue;
по-немецки рядом со Sprache также Zunge (например, deutsche Zunge)
Наблюдая над написанием слова «язык» могу сделать вывод, что первоначальное его значение всё же «орган, которым говорят и лижут». Так как корень данного слова во многих языках «ling»- лизать или «зик/зык/zik»-голос.
Для того чтобы выяснить, как живёт это слово в современном мире, было решено провести исследование с целью определения значения слова «язык» в русском языке.
В анкетировании приняли участие 34 человека разного возраста, которым было предложено продолжить фразу «Язык – это…». В результате были выявлены следующие значения данного слова в современном русском языке:
- Язык – это наша речь. (5 человек)
- Язык – это умение (способность) разговаривать. (8 человек)
- Язык – это орган человека, с помощью которого говорят. ( 12 человек)
- Язык – это способ (средство) общения между людьми. (3 человека)
- Язык – это рыба.(1 человек)
- Язык – это то, без чего мы не можем говорить, выражать свои мысли, делиться эмоциями.(5 человек)
- Язык – это знаковая система. (3 человека)
Вывод: в современном обществе язык имеет, в первую очередь, значение органа человека, с помощью которого можно говорить.
Употребление в фольклоре и фразеологизмах.
Фразеологизмы
Язык на плече у кого-то (о большой усталости от дел, движения) [8]
Язык прилип (о потере способности говорить.) [8]
Язык хорошо подвешен (о красноречивом, складно говорящем человеке) [15, 20]
Держать язык за зубами (умалчивать, не говорить о чём-л.) [8]
Ломать язык. (говорить неправильно, искажая слова, звуки.) [8]
Придержать язык (удержаться от высказывания) [8]
Прикусить язык (спохватившись, внезапно замолчать) [8]
Язык проглотишь (о чём-то вкусном)[15, 20]
Язык проглотить ( замолчать)[15, 20]
Эзоповский (эзопов) язык (иносказательный язык с умолчаниями и намёками) [17]
Чесать язык (говорить зря, пустословить)[18]
Чесать языки (сплетничать, злословить) [18]
Язык заплетается [20]
Язык не поворачивается [20]
Пословицы и поговорки
Язык телу якорь. [9]
Язык к знанию ключ. [9]
Без языка и колокол нем. [9]
Не спеши языком – торопись делом. [9]
Острый язык – дарование, длинный язык – наказание. [9]
Не ножа бойся, а языка. [9]
Язык и хлебом кормит, и дело портит. [9]
Язык мой – враг мой. [16]
Язык до Киева доведёт.[16]
Язык без костей. [16, 20]
Язык болтает, а голова не знает.[21]
Язык мягок – что хочет, то и лопочет. [21]
Языком масла не собьёшь.[21]
Языком мели, а руками не разводи. [21]
Загадки [9]
Мокренький телёнок под лавкой лежит.
Если б не было его, не сказал бы ничего.
Лежит брус во всю Русь, и не гниет, и не тропнет.
За стеной костяной Соловейко спой!
Красная лисица из своей норки не выходит.
Костяной порог, за ним красный говорок.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Заключение
Суммировав всю информацию о слове «язык» мы получили его паспорт.
Во-первых, определили значение слова. ЯЗЫК – слово общеупотребительное.
Во-вторых, указали происхождение слова. Оно имеет праславянские корни.
В-третьих, указали круг родственных слов: однокоренных и близких по значению.
Наконец, привели примеры употребления слова в фольклоре и фразеологизмах.
В дальнейшем планируется продолжить работу над созданием паспорта слова, анализируя его использование в текстах различных стилей: художественного, публицистического, научного, разговорного.
Потому что язык это удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли, любые мысли. Именно в языке они закрепляются: и каждая в отдельности и все мысли человечества в их величавой совокупности. Именно язык хранит и бережет все людское познание с древнейших времен до наших дней, делает возможным само существование и развитие человеческой культуры.
Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой,- мясистый, подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника -- издавна именуются одним и тем же словом.
По-русски и то и другое называется "язык".
Список литературы
Приложение
Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Четыре художника. Осень
Загадка Бабы-Яги
Рождественский венок
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Комментарии
Ирина Александровна!Отличная
Ирина Александровна!Отличная работа!Очень пригодится!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316