Человек - существо общественное. Это означает не только то, что совместный труд является обязательным условием нашей жизни, но и то, что мы вместе, сообща переживаем радости и невзгоды, успехи и неудачи - и не только общие, но и каждого отдельного члена коллектива.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tazeevoy_lyubovi._konechnyy_k.doc | 110.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Садовская средняя общеобразовательная школа № 1»
Исследовательская работа
«Что такое счастье?»
Работу выполнила:
Тазеева Любовь,
ученица 11 класса
МКОУ «Садовская сош № 1».
Руководитель:
Новикова Т.И.,
педагог-психолог
с. Садовое. 2013 год.
Вступление.
Человек - существо общественное. Это означает не только то, что совместный труд является обязательным условием нашей жизни, но и то, что мы вместе, сообща переживаем радости и невзгоды, успехи и неудачи - и не только общие, но и каждого отдельного члена коллектива.
Совместные переживания объединяют людей, в то же время чувства каждого, так или иначе, зависят от другого человека – одного или многих. Наслаждаемся ли мы книгой, волнуемся за героев фильма, спектакля, ждем от кого-то вестей, беспокоимся при сообщении о стихийном бедствии, ликуем в связи с победой любимой команды или досадуем по случаю ее поражения, всякий раз мы переживаем за других людей – знакомых и совсем чужих, реальных и вымышленных. И бывает, воображаем себя на их месте.
А когда наши чувства вызваны красотой природы или чарующей мелодией, они становятся и ярче, и многограннее, если есть возможность поделиться с кем-то, либо кто-то ещё созерцает ту же красоту, слушает ту же музыку и может сопереживать с нами.
Наш собственный триумф полноценен только тогда, когда он признан другими, а оскорбление с глазу на глаз менее унизительно, чем публичное. И даже человек одержимый «вещной болезнью» торжествуя по поводу очередного приобретения, радуется не только самой вещи, сколько представившейся возможности произвести на кого–то впечатление.
Все (или почти все) в наших чувствах – от людей. Только среди людей человек может ощущать себя человеком и быть счастливым!
«Счастье – это когда тебя понимают» - говорит герой одного из кинофильмов. Но как узнать, понимают ли тебя? Для этого, очевидно, надо самому уметь понимать других. Нужно взаимопонимание. Без него не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.
Возникновение взаимопонимания зависит от того, насколько люди правильно воспринимают и оценивают друг друга, и, прежде всего от точности, достоверности и складывающегося у каждого первого впечатление о собеседнике. Очень важно, как будут расшифрованы намерения другого, насколько созвучными покажутся его интересы, мысли, чувства. Однако мало создать взаимопонимания. Его надо поддерживать, а для этого нужна добрая воля обоих, которая проявляется как в настойчивости, так и в терпении, такте, умение сдержаться, уступить. Все это необходимые и очень важные предпосылки взаимопонимания, в основе которых лежат известные психические процессы, состояния и свойства личности, многократно и детально описанные как в специальной научной, так и в популярной литературе.
Актуальность выбора.
Я часто задумываюсь над вопросом «Что такое счастье»? Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Что должен сделать в жизни человек, чтобы иметь право быть счастливым. Рассуждая на эту тему, я стала задавать эти вопросы окружающим людям и с удивлением обнаружила, что в простой беседе в 99% люди со счастьем ассоциируют материальное благополучие. И мне захотелось узнать, что на самом деле думают по этому поводу мои сверстники, ребята, которые учатся в моей школе, когда ответят на вопрос «В чём состоит твоё счастье?» хорошо продумав ответ.
Но прежде чем обратиться к сверстникам я решила узнать, что писали философы на эту тему.
Так что же такое счастье?
Просмотрев энциклопедии, я нашла вот такое определение этому слову. Строго говоря, счастье – это философская категория, которая подразумевает идеальное состояние высшего удовлетворения жизнью. С этой точки зрения счастье – абсолютное отсутствие всех желаний. Так или иначе, все философы сходятся на том, что счастье есть понятие не материальное, но внутреннее. То есть, человек счастлив, если он внутренне на это способен. Счастье – это довольство собою. По еще одной версии, счастье есть отсутствие несчастья.
Вопрос о счастье интересовал многих ученых и мыслителей. С одной стороны психологи оценивают счастье как наследие философии. С другой же – как уровень психологического комфорта человека.
Счастье – фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. «Человек рожден для счастья, как птица для полета» - гласит русская пословица. Понятием счастья в самом общем виде обозначается наиболее полное воплощение человеческого предназначения в индивидуальных судьбах. Счастливой обычно именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте желаний и возможностей. Это – удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех её проявлений, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъёма, радости.
Счастье как реальное явление и как предмет анализа трудно идентифицировать. Это обусловлено тем, что оно является своего рода интегралом человеческой жизни, связано со всеми ее сколько – ни будь существенными аспектами и проявлениями. В эмпирическом аспекте счастье неисчерпаемо, его нельзя рассчитать. В логическом аспекте оно бессодержательно; желающий установить общие определения и правила счастья вынужден «будет повторить за Кузьмой Прутковым: Хочешь быть счастливым – будь им». Анализ жизненных контекстов, которые фиксируются в терминах счастья, и теоретических размышлений по этому вопросу показывает: счастье обнаруживается в напряжениях, возникающих в процессе взаимодействия различных силовых линий жизни и ставящих человека перед сложнейшими дилеммами. По крайней мере, три из них имеют существенный и универсальный характер.
От чего зависит счастье человека – от него самого или от внешних условий?
Зависимость жизни человека от внешних условий, в том числе от капризов судьбы, совершенна очевидна. Однако в совокупность обстоятельств, определяющих качество жизни человека, входит также его собственная позиция и активность – его сознательная воля. Судьба неравномерно распределяет среди людей свои преграды и наказания. Но и люди по-разному реагируют на превратности судьбы и по-разному могут справиться с ними – одни пасуют перед незначительными трудностями, другие оказываются на высоте даже перед лицом великих бедствий. Человек реализует себя, раскрывает свои потенции, возможности, свое предназначение в целесообразной деятельности. Существенный этап самосознания человека, кристаллизующийся в представлениях о счастье, связан с расчленением всей совокупности жизненных благ на два больших класса: материальные (внешние и телесные) и душевные. Данное расчленение призвано, прежде всего, отделить в жизнедеятельности человека то, что определяется им самим, оттого, что от него не зависит. Анализ этих пластов человеческой деятельности, их структуры, взаимодействия, сравнительного удельного веса и так далее призван ответить на вопрос о том, в какой мере счастья человека, может быть делом его собственных усилий, сознательного выбора, ответственных действий, то есть выражением и следствием его добродетельности. В осмыслении этого аспекта счастье важной вехой стало введенное Кантом понятие достоинства быть счастливым.
Относится ли счастье к сфере целой или оно является императивом – одержимо оно или нет?
Счастье представляет собой фокус человеческой деятельности, ее высшую правду, смысл и красоту. Это – не просто благо, а благо благ; образно выражаясь, его можно назвать гаванью, куда держит путь корабль жизни. Счастье составляет глубинный источник человеческой деятельности и задает ей перспективу, без убеждения и веры в реальность, достижимость счастья она лишилась бы смысла и была бы невозможной как сознательная жизнедеятельность. Счастье – достижимая цель деятельности, пусть высшая, трудная, но, тем не менее, цель: оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразным деятельности оказывается исчерпаемым. Куда еще стремиться тому, кто еще достиг счастья? Не случайно говориться, что счастливые часов не наблюдают: они, как бы, перемещаются в вечность.
Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья – прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого.
И так из вышесказанного можно сделать следующий вывод: Размышлять о счастье можно бесконечно долго. Можно долго искать своё назначение, однако нужно не потеряться в философии. Счастье – это ты сам. Ведь меру счастья определяет человек, устанавливает материальные стандарты, порой не имеющие значения, строит воздушные замки и безжалостно их разрушает.
Со счастьем люди обычно связывают все те признаки, которые необходимым образом постулируют в качестве признаков высшего блага, последней, конечной цели всех прочих целей. Счастье - есть такая цель, которая никогда не может стать средством. Нельзя сказать: «Я хочу быть счастливым, для того, чтобы…. Оно самодостаточно. Под счастьем понимается полнота жизни, когда человеку уже ничего больше не нужно. Оно не может быть предметом похвалы. Нельзя сказать: «Молодец, что ты стал счастливым». И не потому, что счастье не зависит от человека, а потому, что он не может не хотеть быть счастливым. Словом, под счастьем понимается то, что само по себе ценно и ради чего предпринимается все остальное.
Так что же нужно для счастья современному поколению. Как распределены жизненные приоритеты, какие ценностные ориентиры являются важными составляющими счастья юного поколения.
Поэтому проблему своего исследования я сформулировала так: «Счастье — в представлении учащихся 5-11 классов ».
Практическая часть.
Провели анкетирование среди учащихся 5,6,7,8,9,10,11 классов. В опросе приняли участие мальчики и девочки. Возраст опрошенных: 15 лет -11 человек,12 лет -9 человек, 11 лет – 18 человек,10 лет -1 человек,14 лет-16 человек, 13 лет-14 человек,18 лет- 2 человека,17 лет - 4 человека. Всего в опросе приняли участие 75 учеников школы. Из них девочек – 32,мальчиков -33,не указали возраст -10 человек.
На вопрос как вы себе представляете счастье? Ученицы отвечали - здоровье родных, приятные новости, хорошо учиться. Юноши видят счастье – когда сбываются мечты, встречающая дома семья, пятерочку получить. Еще был задан вопрос - что вам не хватает, чтобы чувствовать себя счастливым? Девушки считают - близких и родных людей, хороших друзей, чтобы во всем мире был порядок и покой, больше ума и терпения, чаще видеть некоторых людей, чтобы родные были здоровы. Юношам – поиграть в футбол, мечты, к которой надо стремиться, у меня все есть, я счастлив, отца. Какие ощущения вы испытываете, когда вы чувствуете себя счастливыми? Ученицы – радость, хочется петь и смеяться, хочу свою радость разделить со всеми. Ученики - феерия чувств, ничего не чувствую, спокойствие, делать все хочется доброе, много энергии.
Рейтинг эмоционального состояния счастливого человека по ощущению учеников школы – мальчики - радость -30,позитив -23, улыбка-30.
Девочки распределили места - улыбка - 19, радость -29, доброта-18,
Каким путем добиваться счастья – мальчики считают, что всеми возможными, быть добрым, не предавать, помочь человеку, девочки – добром и справедливостью, своим поведением, помогать людям, все перетерпеть, просто идти к цели и счастье само придет.
Счастье и радость берут начало во внутренней жизни.
Счастье - результат способности видеть истину, ибо истину можно претворить в жизнь; ее можно прожить. Разочарование и сожаление - удел заблуждения, ибо, не будучи реальностью, его, невозможно воплотить в опыте. Состояние счастья отличается, прежде всего, духовностью.
Здоровье, здравый ум и счастье суть объединения истины, красоты и добродетели в их слиянии в человеческом опыте. Счастья не достигнешь без усилия.
Усилие не всегда приводит к радости, но без разумного усилия нет радости.
Стремление к счастью является опытом, приносящим радость и удовлетворение.
Высшее счастье связано с разумным и увлеченным стремлением к достойным целям и что такие достижения – истинный прогресс в космическом самопознании.
Истина в том, что нет более лучшего времени для того чтобы быть счастливым, чем сейчас.
Если не сейчас, то когда? Жизнь будет полна вызовов. Лучше принять все как есть и решить быть счастливым, не смотря ни на что.
Очень долгое время, кажется, что жизнь вот – вот начнется. Настоящая жизнь. Но всегда
Возникает какое – то препятствие на пути, суровое испытание, которое нужно пройти. Работа, которую нужно доделать. Время, которое нужно посвятить; счет, который надо оплатить. А вот потом заживем.
А что если эти препятствия и есть жизнь?
Если счастье – это и есть путь.
Наслаждайся каждым моментом. Хватит ждать окончания учебы, начала учебы, когда потеряешь 10 долларов, заработаешь 10 долларов, когда будет работа, до женитьбы или до замужества, до вечера пятницы, до воскресного утра, ждать новой машины или нового платья, до полной выплаты кредита, до весны, до осени, до зимы, до первого или пятнадцатого числа, когда твою песню прокрутят по радио, когда умрешь, когда родишься вновь… прежде, чем решишь быть счастливым.
Счастье – это ПУТЬ, а не пункт назначения.
Нет другого времени для того что бы быть счастливым кроме… сейчас!
Если счастье – это путь, то в пути всегда встречаются попутчики. Одни помогают, подталкивают, подставляют плечо. А другие мешают, строят препятствия. И все равно мне кажется, что все они помогают в достижении великой цели – счастья. Достигнув желаемого, всегда ли мы помним о тех, кто нам помогал, кто рисковал, жертвовал и поддерживал. Попробуйте ответить для себя на такие вопросы:
1.Назовите 3 учителей, которые внесли вклад в твое образование.
2.Назовите трех друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3.Вспомни трех человек, которые вызывают у тебя особые чувства.
4.Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.
Какую роль эти люди сыграли в твоей жизни? В достижении твоей цели?
Люди, которые что – то значат для тебя в жизни, не в рейтинге самых «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…
Это те, кто заботится о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.
Задумайся об этом на мгновенье. А ты, в каком списке? Не знаешь?
Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100 метровой беговой дорожки. Они все были физическими или ментальными инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать.
Остальные участники услышали, его плачь. Они замедлили бег и оглянулись.
Они остановились и вернулись обратно.…Все…
Девочка с синдромом Дауна присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?»
Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго…
Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят.
Почему?
Потому, что глубоко внутри себя, мы знаем, что самая важная вещь в жизни – значит намного больше, чем побеждать для себя.
Самая важная вещь в это жизни – это помогать, другим побеждать. Даже если это означает, что нужно замедлить или изменить собственную гонку.
Вывод.
Анализ проведенного опроса показал, что не зависимо от возраста каждый ребенок хочет быть счастливым! А многие счастливы в настоящее время ведь рядом с ними верные друзья и товарищи, близкие и родные им люди. Приходя из школы их, встречают ласковые глаза родителей. А когда приходят из дома в школу здесь тоже находят поддержку и понимание! Не смотря на финансовые трудности многих семей в современном мире ребята, не ставят своей задачей разбогатеть. Ведь богатство не является показателем счастья!
Результат моей исследовательской работы: мини-сочинения моих одноклассников и стихотворения.
«Что такое счастье?»
Родина Виктория:
«Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача.
Бывает бурная-бурная волна несчастья, которая выбрасывает нас на берег счастья. Помните, что счастье не зависит от того, кто вы и что вы имеете; оно зависит исключительно оттого, что вы думаете».
Иванов Иван:
«Счастье – это когда ты сделал для себя и для других очень хорошее. Счастье – это когда ты не один, у тебя есть лучший друг или подруга, которому ты можешь доверять».
Селиверстова Наталья:
«Счастье – это когда рядом с тобой находятся все друзья и родные. Когда вы здоровы и живы. Когда в странах нет никаких проблем, все живут дружно и мирно».
Дятлова Наталья:
«Для человека с позитивным отношением к жизни счастье – это любящая семья, хорошая и любимая работа, дружеский круг общения.
Для человека с пессимистичным настроением счастье – многостороннее понятие. Это может быть любовь близких ему людей, а может быть и одиночество – желание чтобы человека никто не трогал. А может быть и то и другое вместе».
Стихотворение «Мама»
Мама печально смотрела в окно
Я подошла и спросила ее:
«Что с тобой мама? Все хорошо?»
Мама молчит, тихо смотрит в окно
Вот из маминых глаз покатилась слеза
И тихонько шепнула она:
«Ты единственная моя!»
Дни, как минуты, недели, как час,
Быстро растешь ты родная у нас.
Скоро экзамен, выпускной на носу,
Взрослой ты стала в этом году
Скоро поедешь учиться ты в город
Новая жизнь тебя ждет впереди
«Мама! - со вздохом сказала девчонка -
Я не забуду тебя никогда!
Ты единственная моя!»
Утёмова Таня, 10 класс.
- Что это у тебя в руке?
- Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато, какое лучистое и красивое.
- Да... Восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку. Я поделюсь.
- Ой... оно такое теплое...
- Нравится?
- Очень... спасибо!
- Близким людям никогда не говорят спасибо.
- Почему?
- Они всегда все понимают без слов. По глазам.
- А чужие?
- Чужие говорят спасибо таким же чужим. Придет время, и ты поймешь.
- Знаешь... мне намного лучше, когда счастье в руке...
Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- Тогда...
- Именно, увидимся еще... Делись им. Ведь так многим его не хватает...
- У тебя прибавится твоего.
- Почему?
- Сама не знаю. Только потом оно станет еще более теплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигают о зависть. О счастье их обжечь нельзя.
- Знаешь... я знаю с кем поделиться этим чудом.
- Я рада этому.
Приложение.
АНКЕТА
1.Твой возраст. Пол.
2.Твое представление о счастье?
3.Что вам не хватает для ощущения счастья?
4.Какие у вас ощущения, когда вы счастливы?
5.Каким путем можно добиться счастья?
Результаты социологического опроса.
Твоё представление о счастье.
Девочки представляют счастье так… | Представление мальчиков о счастье … |
Здоровье родных, приятные новости, хорошо учиться, когда вся семья взборе, все живы и здоровы, когда в семье все здоровы, просто хорошо, когда есть близкие люди. | Когда сбываются мечты, дома встречает семья, пятерочку получить, в футбол поиграть, когда родные рядом.
|
Что вам не хватает для ощущения счастья?
Девочкам не хватает для ощущения счастья… | Мальчикам не хватает для ощущения счастья? |
Близких и родных людей, Хороших друзей, Чтобы в мире был порядок, Больше ума и терпения, Чаще видеть некоторых людей, Чтобы родные были здоровы. | Желания заниматься спортом, Мечты, к которой надо стремиться, У меня все есть для счастья. |
Какие у вас ощущения, когда вы счастливы?
Девушки чаще испытывают… | Юноши испытывают… |
Феерия чувств, абсолютно спокойная радость, все как обычно, не чувствую ног, хочется свою радость разделить с другими, делать хочется все доброе, хочется петь. | Спокойствие, не чувствую ног, хочется свою радость разделить с другими, делать хочется все доброе, много энергии, ничего не чувствую. |
Каким путем можно добиться счастья?
По мнению девушек, счастье можно добиться … | Юноши, считают, счастья можно добиться… |
Добром и справедливостью, Помогать людям, Идти к своей цели, Все перетерпеть. | Любым путем, Просто идти к своей цели, Помогать людям, Только добрыми поступками. |
Рейтинг эмоционального состояния счастливого человека по представлению учеников школы.
Девушки | Юноши |
Улыбка –1 9 . Радость –23 . Я добрею -18. | Радость -30. Позитив -23. Улыбка – 39. Люблю всех окружающих -12. |
Структура исследовательской работы:
Используемая литература.
1.Счастье – для мужчин и женщин. Джон Грей. Бета – Сервис. Москва, 1997.
2.Типология личности или какие мы разные. Раиль Кашапов. АРТ. – ПРЕСС КНИГА.2002.
3.Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. Николай Козлов.
АРТ. - ПРЕСС. Москва 2001
4.Если хочешь быть счастливым. Николай Козлов. АРТ. – ПРЕСС. Москва 2004.
5.Энциклопедия. Философы.
Рейтинг эмоционального состояния счастливого человека.
Доброта - 18 участников опроса.
Позитив - 23 участника опроса
Улыбка - 49 участников опроса.
Радость - 53 участника опроса.
Доброта
Позитив
Улыбка
Радость
10 осенних мастер-классов для детей
Упрямый зяблик
Пейзаж
Зимний лес в вашем доме
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью