Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Миллионы детей и подростков значительную часть своего времени проводят в школах, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение развития детского организма, поэтому данная работа актуальна.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 82 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Самара
Секция: «Экология»
Санитарно-гигиеническая оценка
рабочего места
Выполнил:
Кипаев Михаил
ученик 6 «А» класса
МБОУ СОШ № 82
Руководитель:
Королькова Л.Н.,
учитель биологии высшей категории
Самара, 2013
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
I. Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека….5
1.1 Необходимость охраны воздушной среды…………………………5
1.2 Новое научное направление – видеоэкология…………………......6
1.3 Нормативные документы…………………………………………....7
II. Экспериментальные исследования.................................................8
Экологическая характеристика места исследования…………………8
2.1 Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты…8
2.2 Оценка внутренней отделки помещения и мебели…………………9
2.3 Измерение и оценка параметров микроклимата……………………12
а) измерение температуры воздуха……………………………………...12
б) измерение относительной влажности воздуха………………………12
2.4 Изучение вентиляционного режима помещения…………………..12
а) определение коэффициента аэрации…………………………………12
б) определение эффективности вентиляции……………………………13
2.5 Изучение естественной освещенности класса……………………...14
2.6 Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении………………………………………………………………..15
Заключение................................................................................................17
Список источников и литературы........................................................18
Введение
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Целью нашей работы является изучение влияния условий классного кабинета №46 на здоровье учащихся.
Объект исследования: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые вступили в силу 29 декабря 2010 г
Предмет исследования: учебный кабинет №46 МБОУ СОШ №82.
Задачи:
- сделать измерения, расчеты, провести опыты, поработать со справочной литературой, сравнить полученные результаты с нормами СанПиНа;
- через исследовательскую деятельность сделать вывод - соответствует ли нормам СанПиНа классная комната: мебель, её цвет; температурный режим; освещенность; чистота помещения (запыленность воздуха); площадь, объем воздуха;
- выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье товарищей нашего класса.
Гипотеза. Если в классной комнате все будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье и конечно, будем лучше учиться.
Приемы и методы: исследование, сравнение, наблюдение, анализ, анкетирование, опыт
Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.
Научная новизна. Проведено исследование и получены результаты об экологическом состоянии кабинета математики, чего ранее в нашей школе не проводилось. Работа может стать стартовой для многолетнего исследования экологического состояния помещений в нашей школе.
Литературный обзор: В книге С.В.Алексеева «Практикум по экологии» нашли методические рекомендации по организации исследований параметров школьного кабинета, а также по оформлению тезисов для выступления. Провести экологическую оценку учебного места позволило изучение содержания СанПиНа (санитарные правила и нормы). Методика исследования рабочего места была взята на сайте Интернета. Таким образом, при написании работы была использована литература интернет-ресурсы.
I. Рабочая среда – составная часть жизненной среды человека
Труд человека - одно из важнейших условий для формирования личности. Почти четвертую часть жизни взрослый человек проводит на работе. Поэтому необходимо, чтобы условия труда соответствовали санитарно-гигиеническим нормам и сам труд, таким образом, не наносил ущерб здоровью человека. Мы еще учимся в школе, но, тем не менее, наша учеба - это наш труд, и мы должны заботиться о том, чтобы условия, в которых проходит обучение, были оптимальными[3].
Миллионы детей и подростков проводят в школах значительную часть своего времени. Их развитие происходит при непрерывном воздействии на них факторов визуальной среды. От качества среды учебных помещений во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Именно последние показатели во многом влияют на успешность в обучении и дальнейшую профессиональную деятельность. Рассматривая санитарно-гигиенические условия помещений, зачастую имеют в виду, прежде всего качество воздуха, освещенность, влажность, радиоактивный фон и т.п. Между тем, визуальная среда, с которой человек соприкасается каждый день, представляет собой такой же экологический фактор, как и упомянутые выше и имеет не меньшую степень важности для человека. Постоянная визуальная среда – её видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию.
1.1 Необходимость охраны воздушной среды
Воздушная среда влияет на здоровье, общее самочувствие учащихся, их работоспособность на уроках. Изменения химического состава воздуха помещения вызвано, прежде всего, дыханием. Во время пребывания учащихся в классных помещениях уменьшается количество кислорода, увеличивается количество углекислого газа (от 0,03 до 1,84%), водяных паров, положительных ионов, количество бактерий, повышается температура, запыленность, в нем появляются органические примеси, аммиак, сероводород.
О качестве воздуха в помещениях принято судить по содержанию в нем углекислого газа. Установлено, что человек чувствует себя комфортно, если оно не превышает 0,1%. Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте помещения 3,5 м. на одного учащегося приходятся около 4,4 кубических метров воздуха. За 40-45 минут через легкие ребенка 10-12 лет проходит 12,5 кубических метров воздуха.
Необходимая троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной и искусственной вентиляции, а также проветриванию[5].
Для охраны воздушной среды надо знать, по каким параметрам следует оценивать как окружающую атмосферу, так и воздух в жилых и производственных помещениях.
1.2 Новое научное направление – видеоэкология
Постоянная визуальная среда – её видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. Сформировалось новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, - видеоэкология. В настоящее время до 80% увеличилась доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы.
Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет, менее предпочтительны доски коричневого цвета и совсем недопустимы черные. Рабочая поверхность классной доски должна быть ровной, прочно удерживать мел при написании текста, обеспечивать легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена доска, должен быть более светлым, чем остальные стены.
1.3 Нормативные документы
С целью защиты условий труда в нашей стране разработаны специальные нормативные документы, которые устанавливают предельно-допустимые нагрузки на человека на его рабочем месте. К ним относятся санитарные правила и нормы, которые учитываются в государственных общесоюзных стандартах (ГОСТ), строительных нормах и правилах[7].
Требования к воздушно-тепловому режиму.
Требования к естественному и искусственному освещению.
II. Экспериментальная часть
Экологическая характеристика места исследования: все исследования проводились нами в кабинете 46 МБОУ СОШ № 82. Данный кабинет предназначен для проведения уроков математики. Кабинет представляет собой искусственно созданная человеком экосистема. Он находится на четвертом этаже. Кабинет ориентирован окнами на восточную сторону, освещается солнцем около четырех часов[1].
2.1 Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты
Размеры класса обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Ширина класса более 6 м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине класса более 8 м затрудняется для учащихся, сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,0 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы[6].
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы:
Результат исследования:
Длина, м | Ширина, м | Высота, м | S, м2 | S1 в пересчёте на 1 ученика, м2/чел | V, м3 | V1 в пересчёте на 1 ученика, м3/чел |
8 | 6 | 3 | 48 | 1,6 | 144 | 4,2 |
Вывод:
Площадь и кубатура помещения на одного учащегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам (Приложение 1, таб.1). Нужно только поддерживать чистоту в классе. Выполнять правила поведения на перемене: не бегать по классу, не мусорить, дежурным протирать пыль на подоконниках и партах. Спасибо нашим техничкам, что следят за чистотой в нашем классе.
2.2 Оценка внутренней отделки помещения и мебели
Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся. Было проведено много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета(Приложение 1, таб.2). Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, повышают работоспособность руки. Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность[1].
Выполнение работы:
Дайте характеристику внутренней отделки помещения по плану:
Оцените внутреннюю отделку помещения, учитывая следующие данные:
Результат исследования:
Оценка внутренней отделки помещения (норма) | Оценка внутренней отделки помещения (в кабинете 46) |
Характеристика отделки:
| Стены классов оклеены в обои светло- желтого цвета. Светло-желтый цвет имеет отражающий эффект 60% (Приложение 1, таб.2), что соответствует норме. В кабинете имеются панели МДФ, что не соответствует САНПину. |
Расстановка мебели:
| Расстановка мебели:
|
Мебель | В нашем классе парты цвета натурального дерева, что соответствует санитарным нормам. Расстановка столов, как правило, в классах трехрядная. Каждый обучающийся обеспечивается удобным местом за столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится цветовая маркировка. |
Полы
| В нашем классе полы покрыты линолеумом, без трещин и щелей. |
Комнатные растения | В нашем классе разведено много цветов |
Вывод:
Внутренняя отделка классной комнаты и расстановка мебели соответствуют санитарно - гигиеническим нормам, но все парты одинаковой высоты, что не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
2.3 Измерение и оценка параметров микроклимата
а) измерение температуры воздуха
Результат исследования:
t1= 240С
t2= 220С
t3 = 240С
tср=230С
б) измерение относительной влажности воздуха
Измерили влажность воздуха в кабинете R=35 (Приложение 1, таб.3)
Вывод: температура соответствует санитарно-гигиеническим нормам, влажность не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, следовательно, необходимо чаще проветривать помещение
2.4 Изучение вентиляционного режима помещения
а) определение коэффициента аэрации
Выполнение работы:
КА= S1/s,
где S1- площадь всех вентиляционных отверстий:
S- площадь пола.
Результат исследования:
Длина, м | Ширина, м | Площадь, м2 | Общая площадь, м2 | Коэффициент аэрации КА | |
Вентиляционное отверстие № 1 | 30 | 20 | 0,06 | 3,3 | 1/15 |
Вентиляционное отверстие № 2 | 30 | 30 | 0,09 | ||
Вентиляционное отверстие № 3 | 30 | 20 | 0,09 | ||
Фрамуга | 155 | 0,65 | 1,0075 |
б) определение эффективности вентиляции
Выполнение работы:
1.Определить необходимый вентиляционный объем воздуха (Vвент, м3/ч),т.е. объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека, чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня (0,1%):
Vвент = ¾ ∙ К/(P-q),
где К – количество СО2, выделяемое за 1 астрономический час, л/ч (ребенок при умственной работе выделяет столько литров СО2, сколько ему лет); К=11
Р – предельно допустимое содержание СО2 в воздухе учебного помещения (0,1% или 1 л/м3);
q – содержание СО2 в атмосферном воздухе ( 0,03% или 0,3 л/м3);
¾ часа – продолжительность урока.
Vвент = ¾ ∙ 11/(1-0,3)=11,8;
2.Определить кратность обмена воздуха (D) – число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание СО2 не превысило допустимого уровня:
D = V вент / V,
где V вент – вентиляционный объем воздуха;
V – объем воздуха на 1 учащегося в классе;
Результат исследования:
Вентиляционный объем воздуха, V вент, м3/ч | Объем воздуха на 1 учащегося в классе, V, м3 | Кратность обмена воздуха, D |
11,8 | 4,2 | 2,8 |
Полученный результат занесли в таблицы № 4,5 (Приложение 2).
Вывод:
Вентиляционный режим в помещении не соответствует норме, следовательно, нужно чаще проветривать кабинет во время перемены.
2.5 Изучение естественной освещенности класса
Оборудование: рулетка.
Выполнение работы:
СК = S0/S,
где S0 – площадь застекленной части окон;
S – площадь пола
6. Определить коэффициент заглубления, т.е. отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине (ширине) класса.
Результат исследования:
Ширина, м | Высота, м | Площадь окна, м2 | Общая площадь окон, Sобщ , м2 | Площадь застекленной части окон, Sзаст , м2 | Площадь пола, S, м2 | Световой коэффициент, СК |
2,1 | 2,1 | 4,41 | 13,23 | 11,9 | 48 | 1/4 |
Полученные данные занесли в таблицу № 6 (Приложение 2).
Вывод:
Световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
2.6 Определение реакции организма при повышенной температуре в помещении
Оборудование: касторовое масло, настойка йода 10%, этиловый спирт, клейстер крахмальный 5%.
Выполнение работы
4. Пользуясь шкалой, определите состояние комфортности учеников в кабинете.
«жарко»- появление пятна синей окраски;
«тепло»- появление отдельных островков и точек синей окраски;
«хорошо»- отсутствие синего окрашивания крахмала.
Результат исследования:
мы выяснили, что у 23 человек появились отдельные островки точки синей окраски – «тепло»; у 3 человек появились пятна синей окраски – «жарко»
Вывод:
Наши исследования показали, что ученики не совсем комфортно чувствуют себя в кабинете, поэтому мы рекомендуем проветривать кабинет на каждой перемене.
Заключение
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом.
В ходе данного исследования был проведен анализ состояния классной комнаты. На основании результатов данного исследования доказано, что классная комната 46 соответствует нормам САНПиНа с некоторыми недочетами требований условий классной комнаты, а именно указывалось ранее по каждому вопросу.
Как мы увидели из вышеизложенного, оптимальные условия воздушной среды и светового освещения, являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, возникновение инфекционных заболеваний, снижение работоспособности.
Данная работа мы думаем, заинтересует многих ребят. Каждый сидящий здесь, наверняка, задал себе вопрос: «А моя классная комната соответствует нормам и правилам школьной гигиены?» Ответить на этот вопрос поможет наша исследовательская работа.
Нами исследованы лишь некоторые гигиенические параметры и требования к школьным помещениям и из этого следует, что необходимо:
1. Озеленять классы, с целью очистки воздуха от микробов и пыли. Особенно эффективно очищает воздух хлорофитум, а герань создает благоприятный микроклимат.
2. Чаще проветривать классные комнаты и следить за световым режимом.
3. Необходимо следить за чистотой стекол, стен, чаще проводить влажную уборку.
4. При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет.
Список использованной литературы.
1. Алексеев, С.В. Практикум по экологии. Учебное пособие/Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев, Э.В. Гущина – М.: АО МДС, 1996.
2. Андропова, М.В. Школьная гигиена - М.: Медицина, 1970.
3. Кардашенко, В.Н Гигиена детей и подростков - М.: Медицина, 1980.
4. Кардашенко, В.Н. Гигиена детей и подростков / Е.П. Стромская, Л. П. Кондратова- Варламова - М.: Медицина, 1989.
5. Кондратьев, В.Г Общая гигиена – М.: Медицина, 1972.
6. Нестерова, О.В. Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений - М.:Учитель,2006г.
Интернет-ресурсы
7. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ html.
8. Российская газета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/
Приложение 1
Таблица № 1
Площадь и кубатура помещения, приходящиеся на 1 учащегося.
Школьное помещение | Площадь, м2 | Кубатура, м3 | ||
Полученные результаты | Санитарно - гигиенические нормы | Полученные результаты | Санитарно - гигиенические нормы | |
Кабинет 46 | 1,6 | 2,0 | 4,2 | 4-5 |
Таблица № 2
Оценка внутренней отделки помещения
Цвет поверхности | Отражающая поверхность, % |
Белый Светло-желтый Светло-зеленый Светло-голубой Темно-голубой | 80% 60% 40% 30% 6% |
Таблица № 3
Измерение и оценка параметров микроклимата
Период года | Температура | Влажность | ||
Полученные результаты | Санитарно-гигиенические нормы | Полученные результаты | Санитарно-гигиенические нормы | |
Январь-февраль | 23 | 18-22 | 35 | 65 |
Приложение 2
Таблица № 4
Определение коэффициента аэрации
Помещение | КА | Частота проветриваний | ||
Полученные результаты | Санитарно-гигиенические нормы | Полученные результаты | Санитарно-гигиенические нормы | |
Кабинет 46 | 1/15 | 1/50 | Проветривается не ежедневно | 10-15 минут не реже 1 раза в день |
Таблица № 5
Норма вентиляционного обмена
Помещение | Кратность обмена воздуха | |
Полученный результат | Санитарно-гигиенические нормы | |
Кабинет 46 | 2,8 | 6,0-3,0 |
Таблица № 6
Естественная освещенность класса
Помещение | Световой коэффициент | Коэффициент заглубления | ||
Результат | Санитарно-гигиенические нормы | Результат | Санитарно-гигиенические нормы (не ниже) | |
Кабинет 46 | 1/4 | 1/4 -1/6 | 1/2 | 1/2 |
Сказка на ночь про Снеговика
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Хризантема и Луковица
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Комментарии
Голосую за вашу работу.Буду
Познакомилась, полезно.Голосую.