В процессе работы над темой я не только узнавал много нового о старинных мерах длины, но и расширил свой кругозор, научился работать с интернет сайтами: из огромного количества материала отбирал важное и необходимое для своего проекта.
Моя работа актуальна и интересна потому, что заставила меня не только обратиться к истории языка но и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика, русский язык, литература, история, информатика.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docx | 161.83 КБ |
МБОУ «Бик-Утеевская основная общеобразовательная школа Буинского района РТ»
Проектная работа:
«КАК ИЗМЕРЯЛИ ДЛИНУ
НА РУСИ»
Автор: ученик 5 класса
Хайруллин Данил
Руководитель: учитель математики
Салаватуллина Фарида Фидаиловна
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Старинные меры длины .……………………………...………………… 5
2. Старинные меры в творчестве поэтов и писателей ………………………………………………………………………………. 9
Выводы……………………………………………………………………… 11
Источники и литература …………………………………………………… 12
Приложение………………………………………………………………… 13
Введение
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.
Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? Ведь в школьных учебниках, литературных произведениях, в обыденной жизни часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси. Я часто не знаю значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаю смысл прочитанного. С целью поиска ответа на этот вопрос: какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не используются в настоящее время, я начал свою проектную работу.
Задачи уточнят цель моего проекта:
- выяснить, какие меры длины существовали в старинные времена на Руси;
- выяснить, в каких литературных источниках встречаются названия старинных мер длины;
- выяснить, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
- познакомиться с задачами, в которых встречаются старинные меры длины;
- сделать выводы.
Составил план работы над проектом:
1. Собрать информацию.
2. Изучить собранный материал.
3. Оформить собранный материал в виде презентации
4. Использовать собранный материал как справочный материал на занятиях по математики, истории, смежных дисциплин для расширения кругозора.
Ответ на вопрос – Что такое мера? я нашел в толковом словаре С.И. Ожегова:
2. Граница, предел проявления чего–нибудь. Знать меру. Чувство меры. Без меры (очень). Сверх меры (слишком). В меру (как раз). В какой мере (насколько).
3. Средство для осуществления чего–нибудь, мероприятие. Меры предосторожности. Решительные меры. Принять нужные меры.
4. Старая русская единица ёмкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их. Мера овса.
Оказывается, с древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Старинные меры длины.
Дадим целостное представление о основных мерах длины старины.
1 верста = 1540 м. Величина версты неоднократно менялась в зависимости от
числа сажен, входивших в неё (от 500 до 750), и величины сажени. Были вёрсты: путевая — ею измеряли расстояния (пути) — и межевая — ею меряли земельные участки.
Ответы на вопросы:
1. Что означает поговорка «За семь верст киселя хлебать»? (Ехать, идти далеко без особой надобности)
2. Что означает выражение «Мерить версты»? (Ходить на большое расстояние)
3. Про кого говорят «Коломенская верста»? Так называют человека очень высокого роста, верзилу
Интересный факт:
В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более.
Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величают...
Сажень первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Косая сажень - расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки. Маховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук.
Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать).
В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:
- простая сажень 152, 76 см;
- мерная (маховая) сажень 176,4 см;
- великая косая сажень 249, 46 см;
- косая сажень 216 см;
- сажень без чети 197,21 см.
Ответ на вопрос: Про кого говорят «В плечах косая сажень»? (О человеке - богатыре, великане).
1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м;
Аршин упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Происхождение наименования "Аршин" точно не установлено. Обычно его производят от наименования турецкой меры длины «аршин» (27,9 дюйма = 70,9 см), или от персидского «арши» — мера длины. На аршин обычно наносили деления в вершках.
Ответы на вопросы:
1. Кто такой Аршинник ? ( мелочной торговец (тканями)).
2. Что это Аршинничать? (заниматься торговлею).
3. Что означает выражение «Мерить на свой аршин» ? (Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения оценивать на свой вкус).
4. Что означает выражение «Мерить общим аршином» ? (Рассматривать кого-либо, что-либо как обычное явление).
5. Про кого говорят «Как аршин проглотил» ? (Так говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «по струнке»).
4. Шаг
Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии..
Что мерили шагами?
Шагами отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.
Так, с расстояния в 10 шагов на Черной речке под Петербургом 27 января 1837 г. на дуэли Дантес стрелял в А.С. Пушкина и ранил его смертельно.
5. Пядь
Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.
1 пядь = 18 - 19 см
Известна также «большая пядь» — расстояние между кончиком большого и среднего пальцев. Кроме того, использовался так называемый «пядень с кувырком» («пядь с кутыркой») — пядь с прибавкой двух или трёх суставов указательного пальца.
Пядь в качестве народной меры употреблялась очень долго, ею измеряли, например, иконы или толщину снежного покрова ещё в XVII веке
Ответы на вопросы:
1. Что означает «Семь пядей во лбу» (признак рослости, совершеннолетия).
2. Что означает «Ни пяди» (ни отдать, ни взять, ни уступить даже самой малой части).
6. Локоть
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца
1 локоть = 46 - 47 см
Это интересно:
Хорошо известна официальная новгородская мера — иванский локоть. Фрагмент натуральной меры был найден в Великом Новгороде во время археологических работ в 1955 году. Это был стержень из можжевельника с круглым сечением и ровно обрезанными концами. Характерно, что его поверхность была заполирована до блеска в результате долгого употребления.
7. Вершок
Вершо́к - длина основной фаланги указательного пальца.
1 вершок = 1⁄48 сажени = 1⁄16 аршина = 1⁄4 пяди = 1,75 дюйма = 4,445 см= 44,45 мм = 1 U
Интересные факты:
В компьютерной технике, есть размеры, которые проще измерять вершками, нежели дюймами.
3,5 дюйма = 2 вершка, 5,25 дюйма = 3 вершка.
Юнит - это современная единица ширины и высоты корпусов электронного оборудования, в точности равен русскому вершку. Для наглядного сравнения: стандартные размеры дискет: 3,5 и 5,25 дюйма — равны 2 и 3 (U) юнитам соответственно.
О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»?
Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см) .
Какой рост у Герасима из «Му-Му» И.С. Тургенева (…дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста…)?
Если перевести 12 вершков в метры, то мы получим примерно полметра. В данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках сверх двух аршин — то есть примерно 196 см.
8. Линия
Линия - ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм. Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части лампы.
Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия.
Откуда пришло название "трехлинейная винтовка»? Наибольший диаметр пули, снаряда выражается в линиях или в миллиметрах. Отсюда название для винтовки калибра 7,62 мм (2,54 х 3=7,62).
Старинные меры длины в произведениях русских поэтов и писателей.
Рассмотрение истории развития русских мер длины показало, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старые меры также остались в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др. На уроках литературы нами было отмечено, что в произведениях русских поэтов и писателей есть упоминания о старинных русских мерах длины.
Например:
«Глушь и снег.... На встречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...», А.С.Пушкин, «Зимняя дорога»;
«Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами», П.П.Ершов ,«Конек горбунок»;
«Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…».
И. С. Тургенев, «Муму», и др.
Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека.
Мы часто даем толкование некоторым пословицам и поговоркам, которые использовались в старину.
Роста (ростом) в косую сажень.
Плечи - косая сажень (в плечах косая сажень).
Поутру с сажень, в полдень - пядень, а к вечеру через поле хватает (тень).
Пять верст до небес и все лесом.
Эка верста выросла (как Коломенская верста).
За семь верст киселя хлебать.
Ты от дела на недельку, а оно от тебя на саженьку.
Видеть на сажень сквозь землю.
Загадка разгадка да семь верст правды.
Каждый купец на свой аршин мерит.
Прямой, будто аршин проглотил.
Семи пядей во лбу.
Сам с ноготок, а борода с локоток.
От горшка два вершка, а уже указчик.
Полено к полену - сажень.
Таким образом, современное общество не только по-прежнему встречаемся со старыми мерами длины в обыденной жизни, но и продолжает использовать их: на словах – в непринужденной беседе или по прямому назначению.
Выводы
Опираясь на слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» можно смело сказать, что пользоваться данными мерами длины было весьма и весьма неудобно, т.к. они были неточны в измерениях и сугубо личными для каждого из нас, даже, несмотря на то, что эти измерения «были всегда при человеке».
С развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений.
В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.
В процессе работы над темой я не только узнавал много нового о старинных мерах длины, но и расширил свой кругозор, научился работать с интернет сайтами: из огромного количества материала отбирал важное и необходимое для своего проекта.
Моя работа актуальна и интересна потому, что заставила меня не только обратиться к истории языка но и использовать полученные знания при изучении других предметов, таких как математика, русский язык, литература, история, информатика.
Литература и источники
1. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова
2. Словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1985.
3. Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984.
4. http://1september.ru
5. http://wikipedia
6. http://rus-ved-rus.narod.ru/mery.html
Приложение1
Справочный материал для занятий по математики, истории, и других дисциплин
Дымковский петушок
Карандаши в пакете
Где спят снеговики?
Яблоко
Разлука