«Какие разные азбуки»
Выполнила: Хазиева Аделина Ринатовна, ученица 3Б класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основной общеобразовательной школы № 2
Краткая аннотация
Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Выбранная тема является актуальной, ведь нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.
Задача - сбор материала по данной теме. Элементом новизны в нашем проекте является создание авторских тематических азбук учащимися первых классов. Практическая значимость представленного проекта, состоит в том, что его материалы могут использовать педагоги и дети разного возраста.
Мы надеемся, что у моих одноклассников появится настоящий интерес не только к разным видам азбук, но и неподдельный интерес ко многим художественным произведениям. Главное – сформировать положительное отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику в нашей школьной жизни…
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kakie_raznye_azbuki.zip | 2.11 МБ |
Введение
Из жизни детей уходит книга, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и нравственное воспитание. Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку.
Нельзя допустить, чтобы книги воспринимались только как развлечение, или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре.
Цель нашего проекта: изучить и сравнить азбуки.
Задачи проекта:
Гипотеза проекта:
Мы предполагаем, что
Проектная деятельность по теме: «Какие разные азбуки» проводилась в несколько этапов:
1 этап (ноябрь-декабрь 2011г.) – поиск и работа с информацией по изучаемой теме с различных источников;
2 этап (февраль-март 2012г.) – проведение анкетирования среди учащихся параллели 2,3-их классов по теме «Какие азбуки ты знаешь?»; обработка результатов;
3 этап (апрель 2012г.) – разъяснительная работа с учащимися: создание азбук учащимися первых классов, классный час «Азбука – путь в страну книг», посещение городской библиотеки;
4 этап (май 2012г.) - проведение контрольного анкетирования с целью сравнительного анализа результатов; подведение итогов проекта.
Работа над проектом включала в себя:
Глава 1. Виды азбук
§ 1. Что такое азбука?
Из источников я узнала, что Азбука – это
1) буквы в установленном порядке, т.е. алфавит;
2) учебник грамоты, букварь.
А также, что Азбуки бывают разные…
§ 2. Славянская азбука
Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначили первые буквы алфавита А и Б. Интереснейшим фактом является то, что древнеславянская азбука представляла собой граффити, т.е. надписи, нацарапанные на стенах. Первые старославянские буквы появились на стенах церквей в Переславле приблизительно в 9-ом веке. А уже к 11-ому веку древние граффити появились в Софийском соборе в Киеве. Именно на этих стенах указывались буквы азбуки в нескольких начертаниях, а ниже приводилось толкование буквы-слова. В 1574-м году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. В Львове появилась первая печатная «Азбука», которую увидел Иван Фёдоров – человек, напечатавший её.
Структура азбуки
Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. Если вы посмотрите на исторические события, разница между которыми составляет всего 125 лет, то поймете, что на самом деле путь утверждения христианства на нашей земле непосредственно связан с созданием славянской азбуки. Ведь буквально за одно столетие славянский народ искоренил архаичные культы и принял новую веру. Связь создания кириллицы и принятия христианства сегодня не вызывает никаких сомнений. Кириллица была создана в 863-ем году, а уже в 988-ом князь Владимир официально заявил о введении христианства и свержении примитивных культов.
Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является тайнописью, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное, что она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм. Кроме того, сравнивая множество находок, исследователи пришли к выводу, что первая славянская азбука была создана как целостное изобретение, а не как творение, которое создавалось по частям путем добавления новых буквенных форм. Интересно также то, что большинство букв старославянского алфавита представляют собой буквы-числа. Причем, если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первую половину азбуки мы условно назовем «высшая» часть, а вторую «низшая». Высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от «аз» до «ферт» и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.
Славянская азбука – создана Кириллом и Мефодием в 9 веке н.э. Использовалась народом для чтения и письма.
§ 3. Семафорная азбука
Семафорная азбука. С помощью семафорной азбуки можно передать различную информацию например:"Человек за бортом", "Требуется помощь" и т.д. Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом «запятая». Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту. Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря 1869 года приказом по флоту № 161.С 1 декабря 2011 года "флажное сигналопроизводство" исключено из учебной программы младших специалистов связи. [1]
Семафорная азбука – создана Степаном Осиповичем Макаровым. Используется на флоте. Передача информации производится сигнальщиками с помощью флажков.
§ 4. Шрифт Брайля (азбука слепых)
Шрифт Брайля — шрифт для слепых, читается на ощупь, с помощью указательного пальца одной или обеих рук. Существует два метода письма по Брайлю вручную: с помощью брайлевского прибора и грифеля, и с помощью брайлевской печатной машинки. Цепь событий, приведших к появлению шрифта Брайля, началась во время крестовых походов французского короля Луи IX. Потерпев сокрушительное поражение в крестовых походах, король возвратился в Париж с уверенностью, что Бог учит его смирению. С этой верой он основал первый в мире приют для слепых по-русски «пятнадцать очков». Первыми постояльцами приюта были 300 рыцарей, ослепленных во время походов. В дальнейшем приют служил прибежищем для бездомных слепых. Ярмарка была одним из самых зрелищных мест Парижа. С 14 августа по 15 сентября каждый год уличные торговцы, циркачи, кукольники демонстрировали здесь свое мастерство. В 1771 году молодой человек по имени Валентин Хауи посещает ярмарку и подает милостыню слепому мальчику. К его изумлению, мальчик назвал номинал монеты. Так Хауи осознал, что слепые могут постигать грамоту при помощи осязания. 12-летний нищий Франсуа Лезюер становится его первым учеником. Валентин учил его читать, сначала используя рельефные деревянные буквы, из которых формировал слова. Франсуа был талантливым учеником и через 6 месяцев научился осязать напечатанные страницы.
В январе 1809 года в маленьком французском городке Кувре родился Луи Брайль. В детстве он случайно поранил глаз шорным ножом и ослеп. В 1819 году Луи зачисляют в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по книгам системы Хауи, очень большим и дорогим. Школа в Париже располагала всего лишь 14 такими книгами, которые Луи успешно проштудировал, ощупывая каждую букву. Система Хауи была несовершенной. Чтобы прочувствовать каждую букву, требовалось несколько секунд, и когда человек достигал конца предложения, то почти забывал о том, что было вначале. Луи понял, что необходимо искать способ, позволяющий читать быстро и легко. И снова помог случай. В то время во французской армии использовался оригинальный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для прочтения нужно было зажигать спичку, а следовательно – демаскироваться. Буквы представляли собой пробитые в картоне отверстия. В возрасте 15 лет он изменил «ночной шрифт» капитана артиллерии Шарля Барбье (фр. Charles Barbier), который тот разработал для чтения в темноте. В 1821 г. отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр ознакомил слепых учащихся со своей системой "звукового", или "ночного", письма, разработанной им для того, чтобы солдаты могли составлять и читать донесения в ночное время. Луи не было и 16 лет, когда в конце 1824 г. его осенила гениальная идея - создать условный алфавит из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три. В этой системе возможны в целом 63 перестановки. Расстояние между двумя точками Брайля 2-2,5 мм, и для прочтения текста "читатель" проводит кончиками пальцев по выдавленным строчкам. В 1829 г. Луи Брайль опубликовал небольшой труд с изложением своей системы, которую он дополнил знаками препинания, цифрами и нотными знаками. Окончательный вариант его рельефно-точечного шрифта увидел свет в 1837 г. Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости. Изучение системы Брайля даст возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере. Современные дисплеи для слепых действуют следующим образом. В ряд расположены ячейки Брайля. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках выдвигаются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и считывает слова. Весят эти дисплеи более килограмма и стоят более $2 тыс. Возникает вопрос – достигли ли устройства своего пика развития или можно найти новые решения? Главные недостатки при работе со шрифтами Брайля – низкая скорость считывания текста и невозможность вести общение в реальном времени. Прогресс по созданию все более совершенных способов коммуникаций идет по пути возрастания скорости распознавания букв. Сначала были рельефно-линейные шрифты (выпуклые буквы Хауи). Им на смену пришли рельефно-точечные шрифты (Брайль). Возможный следующий шаг: одна точка – один знак. В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах. А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей. Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции.
Шрифт Брайля (азбука слепых) – автор Луи Брайль. Используется слепыми для чтения. Для изображения букв в шрифте Брайля используются 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом.
§ 4. Азбука Морзе
Код Мо́рзе, «Морзя́нка» (А́збукой Мо́рзе код начал называться только с первой мировой войны) — способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью двоичных сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек»[1]). За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака — одна точка, между знаками в слове — 3 точки, между словами — 7 точек. Назван в честь Сэмюэля Морзе. Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем — факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал (а заодно приписывал себе изобретение телеграфа как такового). Вейлем же, возможно, была придумана и цифровая часть кода. А в 1848 году код Вейля/Морзе был усовершенствован немцем Фридрихом Герке (англ.). Код, усовершенствованный Герке, используется до настоящего времени.
Азбука Морзе (телеграфная азбука) – создана Сэмюелем Морзе. Способ кодирования букв алфавита происходит при помощи длинных и коротких
сигналов («тире» и «точек»).
§ 5. Дактильная азбука (азбука для глухонемых)
Жестовая речь не слышащих. Многих она раздражает. Сколько раз в театре, на лекции или собрании, когда переводчик с помощью мимики и жестов переводит группе глухих содержание диалогов или выступлений, приходилось слышать: «Не машите руками, вы нам мешаете!». Люди, которые так говорят, ничего или почти ничего не знают о глухих. Они не представляют, какой страшный дефицит информации всегда окружает не слышащих, не понимают, что язык жестов способен в какой-то степени компенсировать этот дефицит. Роскошь человеческого общения, о которой так хорошо сказал французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, достигается здесь много труднее. Русская ручная (пальцевая, дактильная) азбука для глухонемых. Её разработали испанские философы и монахи. Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление их движения соответствуют определённой букве алфавита. Используется как заменитель устной речи для общения и как средство обучения глухих. В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите — 33. Каждый дактильный знак обозначает букву (графему). Усвоение знаков облегчается тем, что некоторые из них, например, м-ш-щ имеют общую конфигурацию, а различаются лишь по дополнительным признакам: направлению пальцев, движению кисти руки. Упоминание об одноручной дактильной азбуке для латинского языка появилось в Испании еще в XVI веке. Затем через Францию и Германию в XIX веке она пришла на территорию России и была приспособлена для русских букв. Около половины букв нашего алфавита в «пальцевом» изображении напоминает соответствующие изображения тех же букв в общепринятом написании. Это г, д, е, з, л, м, о, п, с, т, ш, щ, э, ю. Остальные буквы представлены символами. Любопытно, что в Англии и США, имеющих общий язык и общий латинский алфавит, глухие пользуются разной дактильной азбукой. В США это одноручная азбука, не отличающаяся от испанской, французской, итальянской и т. д. В Англии применяется двуручная дактильная азбука. Такая ситуация связана с традициями этих стран. Соединенными Штатами одноручная европейская азбука заимствована из Латинской Америки, куда она в свое время пришла из Испании вслед за испанским языком. В «доброй же старой» Англии, несмотря на ее близость к Европейскому континенту, многое не так, как у соседей. Например, автотранспорт там движется по левой стороне улиц, а черные коты приносят счастье. И азбука для глухих у них своя, совсем непохожая на европейскую и американскую. В английской дактильной азбуке, например, гласные обозначаются следующим образом. Указательный палец правой руки указывает на один из пяти пальцев левой руки. При этом буква «а» соответствует большому пальцу, «е» — указательному, «i» — среднему, «о» — безымянному и «и» — мизинцу. Дактильную азбуку легко осваивают слышащие. Поэтому глухие, работающие без переводчиков в коллективах слышащих, стараются научить этой азбуке людей, с которыми они постоянно встречаются. Несмотря на сравнительно медленный способ такого общения, он облегчает жизнь глухого, его связь со слышащими. В Москве на Измайловском бульваре есть необычный театр — Мимики и жеста. Все актеры этого театра — глухие. Только жестовая речь позволяет глухим зрителям, посещающим свой театр, понимать диалоги, следить за действием так же свободно, как слышащим. Все реплики передаются языком жестов. Впрочем, пантомима настолько выразительна, что содержание сцен понятно слышащим, не владеющим жестовой речью. Актер, исполняющий роль Гойи, создает запоминающийся образ подлинного художника, противостоящего слепой и жестокой толпе.
Спектакль, премьера которого состоялась в 1976 году, получил высокую оценку зрителей. За него Театр мимики и жеста удостоился Почетного диплома Министерства культуры СССР и Всесоюзного театрального общества.
Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, мы пришли к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для передачи информации и общения людей.
Глава 2. Практическая часть
§ 1. Анкетирование учащихся начальной школы
Что мы выяснили…
В марте 2012 года мы провели анкетирование среди учащихся параллели 2,3-их классов по теме: «Какие азбуки ты знаешь?». Всего в анкетировании приняло 58 учеников. Анкета включала в себя 3 вопроса:
В результате было выявлено:
Таким образом, 1-ая гипотеза о том, что ученики плохо информированы о видах азбук, подтвердилась.
§2. Просветительская работа.
Изучив данные, которые получили в ходе анкетирования, мы сделали вывод, что в нашей школе необходимо провести просветительскую работу среди учащихся начального звена. Она заключается в следующих мероприятиях:
- продолжить работу по созданию авторских тематических азбук учащимися первых классов;
- проведение классного часа по теме: «Азбука – путь в страну книг»;
- посещение библиотеки.
Мы надеемся, что у моих одноклассников появится настоящий интерес не только к разным видам азбук, но и неподдельный интерес ко многим художественным произведениям.
Главное – сформировать положительное отношение к книге как к источнику знаний, как к «учебнику жизни», как к верному и надежному спутнику в нашей школьной жизни…
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.Учащиеся нашей школы недостаточно владеют знаниями о разных видах азбук.
2. Регулярная просветительская работа поможет учащимся начального звена сформировать положительное отношение к книге.
3. Для закрепления зрительного образа букв, необходимо продолжить творческую работу по созданию авторских тематических азбук учащимися первых классов.
Выдвинутые нами гипотезы частично подтвердились и пришли к выводу, что необходимо продолжить работу в данном направлении
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Барсучья кладовая. Александр Барков
Четыре художника. Осень
Бородино. М.Ю. Лермонтов