Тема: «История моего села»
Цель: изучить историю своего села
Задачи: изучить основание села, раннюю его историю; численность населения в разные периоды, развитие села, село сегодня.
Актуальность исследования: необходимость знания истории своего края, малой Родины, осмысление происходящих изменений.
Методы исследования:
Научная новизна исследования: попытка изучить историю своего села
Практическая значимость: использование на уроках истории, классных часах, кружках по краеведению.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.92 КБ |
Муниципальное казенное учреждение «ООШ № 19 села Ключи Красноармейского района Саратовской области»
Научно – практическая конференция
«Родной край глазами молодых»
История моего села
Выполнила:
обучающаяся 8 класса
МКОУ «ООШ № 19 села Ключи»
Урядова Екатерина
Научный руководитель:
Криворучко Юлия Александровна
I квалификационная категория
учитель биологии, экологии
МКОУ ООШ № 19 с. Ключи
2013г
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть
Основание села (историческая справка)……………………………………4
Развитие села………………………………………………………………....6
Труженики тыла……………………………………………………………...7
Село сегодня………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы………………………………………………………….10
Приложение………………………………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
Тема: «История моего села»
Цель: изучить историю своего села
Задачи: изучить основание села, раннюю его историю; численность населения в разные периоды, развитие села, село сегодня.
Актуальность исследования: необходимость знания истории своего края, малой Родины, осмысление происходящих изменений.
Методы исследования:
Научная новизна исследования: попытка изучить историю своего села
Практическая значимость: использование на уроках истории, классных часах, кружках по краеведению.
Интерес к теме «История моего села» возник не вчера и даже не несколько месяцев назад, а гораздо раньше, когда обучающиеся нашей школы занимались сбором материалов о ветеранах ВОВ и тружениках тыла. Слушая рассказы людей о своей жизни, о трудном и незабываемом периоде истории нашей страны, о том, какой неоценимый вклад в Великую победу внесли жители села, я испытывала огромное чувство гордости за то, что разговариваю с живыми свидетелями целой эпохи. Все они родились в начале 19 века и большую часть своей жизни провели в селе Ключи. К великому сожалению таких остались единицы, но низкий поклон им за их память и желание по крупицам передать нам, потомкам, их свидетельства жизни. Мне стало интересно узнать намного больше о своем селе: каким оно было раньше, когда было основано, как изменялось в течение столетий, чем занимались его жители и многое другое.
Чтобы получить ответы на все эти вопросы мы вместе с ребятами из моего класса и классным руководителем обратились к односельчанам старшего поколения, сельскую администрацию, в архив г. Красноармейска и Красноармейского района, музей, интернет-сайтам, краеведческой литературе Саратовской области. Изучив все полученные материалы, мы получили следующее:
Историческая справка
Основание села
Моор (Moor), также Ключи, до 1871г. - немецкая колония сначала Сосновского колонистского округа, а после 1871г. Сосновской волости (позже вошло в состав Голо-Карамышской волости) Камышинского уезда, Саратовской губернии. В советский период - немецкое село сначала Карамышского района, Голо-Карамышского уезда, Трудовой коммуны (Области) немцев Поволжья, а с 1922 г. - Голо-Карамышского (в 1927 г. переименован в Бальцерский) кантона Республики немцев Поволжья; административный центр Моорского сельского совета (в 1926 г. в сельсовет входили: с. Моор, усадьба при водяной мельнице Сумпфмиль, х. Кронштепп).
Лютеранско-реформатское село, основано 1 июля 1766 г. Расположено под 50°58' сев. широты и 45°41' вост. долготы, у р. Ключи, в 65 км к юго-западу от Саратова. Материнская коронная колония. Основатели - 64 семьи, выходцы из Пфальца, Изенбурга и Гессена. Названа по фамилии первого старосты (форштегера). По указу от 26 февраля 1768 г. о наименованиях немецких колоний получила официальное название Ключи.
По ведомости о количестве колонистов, поселившихся в Астраханской губернии (с 1780 г. немецкие колонии вошли в состав Саратовского наместничества, а с 1797 г. - Саратовской губернии), за 1769 г. в колонии Ключи проживало
64 семьи, из них 60 семей способных к хлебопашеству и 4 - неспособная; в них считалось 251 душа обоего пола, в т.ч. 137 душ мужского пола, 114 – женского
По ведомости иностранных поселенцев 1859 г. (Клаус "Наши колонии") в колонии Ключи, Сосновского округа считалось:
Здесь имелись:
В 1894 г. здесь считалось 381 двор; крестьянские строения деревянные, из дикого камня и кирпича, крыты большею частью соломою и 1/5 часть деревом; население в основном занимается земледелием, животноводством и производством сарпинки.
Число жителей с 1767 г по 1931 г составляло от 240 человек до 5тыс.998 человек (Приложение №1)
В с. Моор родились литературоведы А. Бретман (род. 1918) и А. Лакман (род. 1938 г)
Развитие села
В 1918 году была провозглашена Советская Власть и создан Совдеп. В 1920 году открыли ликбез, клуб, избу - читальню, организовали колхоз «II Пятилетка».
В1941 году, когда началась Великая Отечественная Война, все немецкое население было эвакуировано в республики Средней Азии, Казахстан и Сибирь. В этом же году приехали переселенцы из других мест.
В 1944 году колхоз «II Пятилетка» был реорганизован в совхоз «Ключевский». В послевоенное время переселенцами были построены телятник, кузница, баня, мед.пункт, детсад.
В 1976 г в совхозе имелось:
В период с 1976 г по 1980 г село строилось и расширялось:
Труженики тыла
В нашем селе Ключи живут многие из тех, кто своим трудом в годы войны помогал фронту, а после войны восстанавливал хозяйство. Зерно, мясо, молоко, шерсть расценивались как стратегическая продукция, жизненно необходимая армии, промышленным предприятиям. Место ушедших на фронт мужчин на тракторах, комбайнах заняли женщины и подростки. В нашем селе трактористками работали Назарова Раиса Павловна, Тепикина Александра Ивановна, Гордзей Клавдия Ивановна, до призыва в армию Сапрыкин Иван Павлович, Киричков Виктор Васильевич. Одновременно с учёбой и работой занимались и ремонтом техники, другими сельхоз работами.
Свинаркой, дояркой, поваром работала всю войну Волгушова Екатерина Яковлевна, а после войны и Назарова Раиса Павловна, Тепикина Александара Ивановна. Все они за долголетний труд награждены медалями «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг», «Ветеран труда», орденами «Знак почёта», «Трудового Красного Знамени».
Ашанина Надежда Михайловна всю войну с 15 лет работала в госпитале медсестрой и прошла путь от Балашова до Румынии. Там она встретила Победу. Была ранена, награждена медалями «За победу над Германией», «За отвагу».
Кухарь Евдокию Васильевну война застала в 18 лет в Сталинграде. В годы войны работала в детском доме. Это были дети, вывезенные под бомбёжками из Сталинграда, пережившие весь ужас войны, смерти близких людей. (Приложение №2)
Мы всегда будем помнить о подвигах наших односельчан на фронте и в тылу, рассказывать о них своим детям и внукам. Нам дороги эти воспоминания о той страшной войне, о трудовых буднях. В них – боль, память о товарищах, любовь к жизни, к своей Отчизне, к тем, кто придёт на эту землю после вас.
Мы гордимся, что рядом с нами те, кто принёс нам мир, и счастье жить. И мы сделаем всё возможное, что бы никогда не повторились ужасы войны.
Село сегодня
Наше село, как и многие другие, претерпевало коренные изменения в нелегкие для страны 90- годы: на смену огромного хозяйства пришли несколько мелких: СПК «Русское поле», КФХ Прокопов, ОАО МТС «Хлебороб». Часть населения работают в разных регионах. Но удается сохранить школу, детский сад, ФАП, клуб, почтовое отделение, магазины, открылась пекарня, которая обеспечивает местное население свежевыпеченной продукцией.
Достопримечательностью нашего села, как и в былые времена, являются пруды и родники. Все жители села, от мала до велика, любят проводить здесь свое свободное время: старики с удочкой в руках, детвора погреться в солнечных лучах и поплескаться в воде. Было время, когда все население боролось за их существование: талые воды размыли плотину, и встала угроза исчезновения одного из прудов. Не один год плотина восстанавливалась как вручную, так и с помощью техники. Когда в заросшем камышом пруду снова засверкала голубая гладь воды, радости не было предела. На его берегах снова зазвучали детские голоса, а в воде плескалась рыба – главное богатство искусственного водоема. Сазан, окунь, карась и щука всегда привлекали не только местных жителей, но и городских. Сюда любят приезжать и те, чье хобби - рыбалка, и те, кто просто наслаждается красотами природы. К сожалению, мы так и не научились беречь и ценить то, за что в ответе – окружающую среду. Еще обиднее, что зачастую этого не делают взрослые люди. Мы, школьники, часто проводим здесь различные мероприятия с привалами и кострами, но очень хорошо знаем как себя вести и всегда оставляем место привала чистым (Приложение № 3)
Огромной привилегией жители села считают обеспечение автобусным транспортом (5-ть раз в день), что позволяет не только добраться до работы, но и быть максимально приближенным к культурным и спортивным объектам районного центра: РДК, городской библиотеки, ДДТ «Юность», музея, школы искусств, бассейна, ледового катка.
Изменился внешний облик села: стали преображаться ранее построенные дома, обновляться фасад, проведено освещение улиц. Но не смотря на течение времени в селе сохранились жилые дома построенные до эвакуации немецкого населения (Приложение № 4)
Заключение
Работая над темой, я узнала много нового и интересного из истории своего села – своей малой Родины: когда и как было освоено село, как оно развивалось в течение веков, чем занималось население, как менялся архитектурный облик села, как изменялась численность населения. Поисковая работа – встреча с жителями старшего поколения, работа с исторической литературой, исследование архивных данных, материалов интернет – сайтов, работа в библиотеках – позволила мне окунуться в замечательное прошлое моего села, ощутить связь времен и поколений. При этом я испытываю гордость за своих предков, внесших неоценимый вклад в историю не только села, но и Саратовской области и всей России.
Главный же вывод, к которому я пришла: даже маленькое село хранит в себе память исторического, культурного и духовного наследия наших предков. Мы - продолжатели и хранители того, что создано до нас.
Только сейчас я понимаю, что несу ответственность за то, к чему прикасаюсь, но мне кажется этого недостаточно. Я хочу сама сделать что-нибудь для своего села, чтобы чувствовать себя частью своей малой Родины. Можно начать с малого, например, сделать так, чтобы гордость нашего села - пруды стали действительно привлекательным и живописным уголком для отдыха. Для этого можно провести акцию «Мы за чистые пруды», привлечь к участию в этой акции не только обучающихся школы, но и жителей села. А для того, чтобы сохранять постоянную чистоту на прудах, можно сделать собственными руками знаки, запрещающие сорить, оставлять мусор и призывающие беречь природу. Я думаю, мы обязательно это сделаем весной 2011 года.
Список литературы
Эта весёлая планета
Одна беседа. Лев Кассиль
Самодельный телефон
Мальчик и колокольчики ландышей
Мост Леонардо