В проекте рассматривается здоровье учащихся школы учетом групп здоровья, проведен подробный анализ мед. карт учащихся 5,9,11 классов. проанализировано расписание 9 класса.Даны рекомендации по сохранению здоровья
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chupinoy_poliny.doc | 184.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Перми
«Здоровье школьников МБОУ «СОШ№6» г Перми
Исследовательский проект
Работу выполнила:
ученица 9 «А» класса
Чупина Полина
Руководитель:
учитель биологии
высшей категории
Вотинцева Н. Г.
Пермь 2012
Содержание
Введение | Стр 3 | |
Цели и задачи исследования | Стр 6 | |
Обзор литературы 3.1 Понятие здоровья 3.2 Группы здоровья | Стр 7 | |
Собственные исследования 4.1. Группы здоровья учащихся МБОУ «СОШ№6» 4.2. Заболеваемость учащихся (хронические болезни) 4.3 Влияние учебной нагрузки и режима дня на умственную работоспособность учащихся 4.4 Анкетирование | Стр 9 | |
Выводы и рекомендации | Стр 20 | |
Литература | Стр 21 | |
Приложение | Стр 22 |
1.Введение
В наше время проблема здоровья стоит очень остро! Исходя из этого,
меня заинтересовал вопрос проблемы заболевания школьников -
подростков, так как это касается и меня лично.
Мы хотим узнать о причинах заболеваний подростков и какова ситуация в нашей школе, как можно их предотвратить, или вылечить заболевание.
Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения:
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Это определение является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал.
Здоровье - это понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).
Всемирно известный гомеопат Дж. Витулкас разработал концепцию "Группы здоровья", которую классические гомеопаты используют для определения уровня здоровья своих пациентов. Это необходимо, чтобы спрогнозировать продолжительность, ход и результаты лечения.
1-я группа - практически здоровые люди. Их болезни носят, преимущественно, функциональный характер, т.е. имеются жалобы (иногда весьма мучительные), но при обследованиях ничего конкретного либо значимого не находят. Если они заболевают простудным заболеванием, то болеют с высокой температурой (свыше 38). Течение болезни короткое, выздоровление и восстановление после болезни полное. Если им приходится обращаться с какими-либо проблемами к врачу-гомеопату, то, с помощью индивидуально подобранных гомеопатических средств их здоровье восстанавливается быстро и полно.
2-я группа - такие люди часто простужаются (например, длительно и часто болеющие дети), болезнь протекает вяло, с маловыраженными симптомами, температурой до 38. После заболевания они долго "неважно" себя чувствуют. У этой группы пациентов выявляются как функциональные, так и нетяжелые органические заболевания. Они часто принимают антибиотики и другие химиотерапевтические препараты. Если подобное лечение продолжается долго (индивидуально "долго"), то они переходят в следующую группу. Гомеопатическое лечение у них более длительное, чем у 1-й группы.
3-я группа - простудные заболевания прекращаются. У организма просто нет сил для хорошего иммунного ответа. У таких пациентов часто выявляются тяжелые органические заболевания. При правильном гомеопатическом лечении такой группы пациентов, они сначала переходят во 2-ю группу, то есть начинают часто простужаться. А это значит, что значительно окрепла их иммунная система, значительно возросли их внутренние резервы, и мы правильно движемся к излечению (в смысле полного восстановления здоровья). Естественно, что в этой группе лечение - длительный процесс.
4-я группа - тяжелые органические заболевания. У организма практически нет сил для борьбы. Гомеопатическое лечение паллиативное, симптоматическое, направленное на облегчение симптомов пациента. Излечение (в нашем понимании этого слова) невозможно.
В жизни для человека значение здоровья очень велико. Оно играет огромную роль, начиная от нашего настроения и психологического состояния и заканчивая физическим состоянием.
Хорошее состояние здоровья приносит в жизни человеку только радость и возможность заниматься тем, что ему интересно. Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не значит, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определённого предела напряжение функциональных систем, временное снижение полноценности функции - утомление -необходимо. Без этого не будет совершенствования функциональных систем, становления нового уровня регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственной и физическим нагрузкам. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых.
2. Цели и задачи исследования
Цель: Исследовать здоровье подростков в нашей школе
Задачи:
Объект исследования: медицинские карты учащихся школы..
Для решения поставленных нами задач мы использовали следующие
методы:
Гипотеза: знания о группе здоровья и здоровье могут помочь человеку сохранить и улучшить его состояние.
3. Обзор литературы
Подведены итоги диспансеризации 2011-2012 годов в петербургских школах. По ее окончанию специалисты определили три самые главные проблемы со здоровьем у наших детей.
1. Оказывается, подростки страдают от заболеваний пищеварительной системы чаще, чем от болезней позвоночника. Однако неправильное питание — не единственная причина проблем с желудком у ребят. По мнению специалистов по здоровью школьников городского комитета по здравоохранению не последнюю роль в появлении этих недугов играют психо - эмоциональные перегрузки, которых у современных школьников немало.
«Желудочно-кишечный тракт — главный громоотвод нашего организма. На нем отражаются все стрессы» — говорят специалисты.
Кроме того, большое значение имеет не только, как и чем питаются дети, но и из чего сделана эта еда. А химический состав, как продуктов, так и воды в большинстве случаев далеко не идеален. Очень сильно вредят органам пищеварения и газированные напитки, которые так любят школьники.
Нынешние школьники едят слишком много картофеля и хлебобулочных изделий. Специалисты считают, что есть можно все, но умеренно. Выпечка и сладости должны составлять лишь 5% дневного рациона; 30% — злаки, крупы, макаронные изделия; 30-35% — фрукты и овощи, а 20-25% — мясо и рыба.
2. На втором месте нарушения зрения. Связано это с тем, что дети проводят слишком много времени за компьютером и сидят перед монитором неотрывно.
3. Заболевания опорно – двигательной системы
Как ни странно, болезни опорно-двигательной системы оказались у школьников лишь на третьем месте. Малоподвижный образ жизни сделал свое дело. Дети сидят в школе и сидят дома; сидят на уроках и на переменах; сидят за книгами, тетрадями и компьютером.
4. Заболевания сердечно - сосудистой системы
Болезни системы кровообращения, основная причина инвалидности и преждевременной смерти жителей экономически развитых стран. Несомненны продолжающийся рост заболеваемости, поражение людей всё более молодого возраста, что делает сердечно - сосудистые заболевания важнейшей медико-социальной проблемой здравоохранения. Среди установленных причин этого роста — Урбанизация и её следствие — нервное перенапряжение, особенности питания современного человека и др.
Факторами, влияющими на здоровье человека, являются:
Человек не рождается здоровым: мы рождаемся лишь потенциально способными быть здоровыми. Семья и школа должны дать знания о здоровье и сбережению его каждому ребенку.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И тем более важно, что по данным Минздрава и Госкомэпидемнадзора России лишь 14 % детей практически здоровы; 50 % имеют функциональные отклонения; 35-40 % - хронические заболевания.
4.Собственные исследования
По данным медицинского обследования в МБОУ «СОШ№6» г. Перми основные заболевания подростков - ОРЗ, ОРВИ . Особое место занимают хронические заболевания сердечно - сосудистой систем, пищеварительной системы, опорно-двигательной системы и нарушения зрения
Отягощенность хроническими заболеваниями, конечно же, сказывается на уровне работоспособности в течение, как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость).
Таким образом, проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна.
4.1.Группы здоровья учащихся МБОУ «СОШ№6»
Нами были изучены медицинские карты учащихся 5-х,9-х,11-х классов.
Таблица 1
Классы 11б класс | Группы здоровья (%) | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
1 класс | 8 | 12 | 6 | 0 |
5 класс | 5 | 16 | 4 | 0 |
9 класс | 2 | 10 | 8 | 0 |
11класс | 1 | 9 | 9 | 0 |
Таблица 2
Классы 9а класс | Группы здоровья (%) | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
1 класс | 7 | 12 | 4 | 0 |
5 класс | 3 | 15 | 7 | 0 |
9 класс | 0 | 13 | 12 | 0 |
Таблица 3
Классы 5б класс | Группы здоровья (%) | |||
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
1 класс | 2 | 13 | 14 | 1 |
5 класс | 0 | 18 | 11 | 1 |
4.2.Заболеваемость учащихся (хронические болезни)
Таблица № 4
Органы пищеварения | Сердечно-сосудистые | Опорно –двигательная система | Нарушения зрения | |
5 б класс | 0 | 6 | 13 | 7 |
9 а класс | 2 | 2 | 23 | 8 |
11 а класс | 3 | 2 | 8 | 5 |
Из анализа особое беспокойство вызывает рост заболеваемости из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили здоровьем. Среди этих учащихся есть дети обучающихся параллельно в дополнительных учебных заведениях.
4.3.Влияние учебной нагрузки и режима дня на умственную работоспособность учащихся.
Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебно – воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий и внеклассной и внешкольной деятельностью учащихся.
Растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения; в итоге увеличивается число одночасовых /в неделю/ предметов. Однако известно, что это малоэффективное занятие.
Если принять любую из существующих гипотез механизма запоминания, то один час в неделю на учебный предмет не способен привести в действие ни один из механизмов памяти. В таком случае все опять ложиться на ученика:
- увеличивается время на приготовление домашних заданий;
- снижается время двигательной активности, сна и как один из результатов – ухудшения здоровья.
Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года.
Известно, что сразу после сна работоспособность школьников находится на относительно низком уровне. С включением в процесс учебной деятельности показатели функционирования физиологических систем возрастают и работоспособность повышается.
Достигнув максимума, она держится на относительно высоком уровне с 9-10 часов утра до 12-13 часов дня. Затем начинается падение работоспособности и новый относительно небольшой ее подъем с 15 до 17-18 часов.
Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы (умственной работоспособности) улучшаются, к концу занятий ухудшаются. Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы у детей дольше сохраняется работоспособность.
Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник, и среду, а наиболее низкой – на пятницу.
Мы решили проанализировать расписание 1 четверти на примере 9 «а» класса. Результаты смотрим в приложении таблицы № 5 и графиков.
Недельное расписание и оценка каждого урока по шкале трудности /Сивков, 1998/. Таблица № 5
№ п/п | Название предмета | Шкала сложности |
Понедельник | ||
1. | Химия | 9 |
2. | Алгебра | 11 |
3. | Алгебра | 11 |
4. | Физика | 9 |
5 | Иностранный язык | 10 |
6 | Физическая культура | 5 |
55 | ||
Вторник | ||
1. | География | 6 |
2. | Литература | 7 |
3. | Искусство | 4 |
4 | Обществознание | 8 |
5. | Иностранный язык | 10 |
5 | Информатика | 11 |
6 | Физическая культура | 5 |
51/52 | ||
Среда | ||
1. | Иностранный язык | 10 |
1. | Информатика | 11 |
2. | Алгебра | 11 |
3. | Геометрия | 11 |
4. | География | 6 |
5. | Физика | 9 |
6 | Русский язык | 11 |
54/55 | ||
Четверг | ||
1 | Химия | 9 |
2 | Алгебра | 11 |
3 | Биология | 6 |
4 | Литература | 7 |
5 | История | 8 |
41 | ||
Пятница | ||
1 | Геометрия | 11 |
2 | Русский | 11 |
3 | История | 8 |
4 | Биология | 6 |
5 | Литература | 7 |
43 |
График недельной нагрузки
Из анализа расписания можно сказать, что в 9- а классе расписание является физиологически обоснованным.
Недельная нагрузка составляет 35 часов /30 часов федерального уровня и 5 часов регионального и школьного компонента предметов/. Факультативные занятия не включены в расписание. Они проводятся для групп учащихся желающих углубить свои знания по отдельным дисциплинам.
Анализ расписания учебных занятий позволил выявить, что оно составлено с учетом бальной трудности распределения учебных предметов в течение учебной недели.
При составлении расписания не всегда учитываются дни повышенной и сниженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.
В расписании, так же 3 дня подряд идут предметы одинаковой сложности друг за другом, а один день последний в неделе по своей сложности последним. На наш взгляд это может служить причиной усталости и влиять на качество успеваемости и здоровья учащихся.
Гигиенические требования к организации урока выполняются. Длительность уроков по школе во всех классах по 45 минут, а продолжительность первых четырех перемен составляет 15 минут. Такие перемены позволяют спокойно принять пищу, провести активные игры и т.д.
4.4. Анкетирование
Также нами был проведен социологический опрос учащихся 9а и 11а классов.
- На вопрос «Возможно ли вообще беречь здоровье?
78% респондентов считают, что это необходимо, 13% считают, что необходимо, но жизнь становиться беднее, 9% считают, что все должно быть в меру
- на вопрос «Должен ли человек уделять все свое свободное время здоровью?» были получены следующие ответы: 80% считают, что ценнее здоровья у человека ничего нет, 8% считают, что нельзя превращать жизнь в служение телу, 4% считают, что о здоровье нужно думать только в случае угрозы смерти
- на вопрос «Как вы оцениваете уровень Вашего здоровья?» были получены следующие ответы: 52% оценивают как великолепное, 30% - как хорошее,
9%-удовлетворительное и 9% как плохое
- Что Вы считаете залогом крепкого здоровья? Занятия спортом, правильный режим дня (33%), Наследственность, гены (27%) ,Отказ от вредных привычек (20%), Правильное питание (13%), Экология(7%)
- На вопрос как часто Вы занимаетесь физкультурой? были получены следующие ответы: Ежедневно - 37% , Когда как 17 %, Два-три раза в неделю 38%, Вообще не занимаюсь 0%, Если хочу похудеть, а так не очень часто 8%
По данным анкетирования можно сделать следующие выводы:
5. Выводы и рекомендации
Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что 90% выпускников школ покидает ее стены хронически больными. Исследования медиков утверждает, что только за год пребывания в школе школьник теряет 20% своего здоровья.
Основными причинами потери здоровья у школьников являются:
Чтобы исправить ситуацию мы считаем, необходимо
Используемая литература
1. Зайцев Г.К. Школьная валеология, 1998.
2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся 9 классов средней школы. 1989
Научно – методический журнал «Биология», №2 март – апрель / 1997
5. Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии часть 1..
6. Цехмистренко Т.А., Артеменко О.И. и др. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России, 2002.
7 . Энциклопедия «Эрудит» Биология. М.: ООО «ТД «Издательство Мир Книги», 2006. – 192 с.: ил.
8. Энциклопедия «Эрудит» Гигиена человека. М.: ООО «ТД «Издательство Мир Книги», 2006 – 192 с.: ил.
Приложения
Анкета для учащихся
Заяц-хваста
Девчата
Рождественский венок
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Для чего нужна астрономия?