С древних времён люди замечали влияние музыки на различные аспекты жизнедеятельности.С развитием общества люди уделяли музыке всё больше внимания. Сегодня особое внимание уделяется изучению влияния музыки на различные аспекты жизнедеятельности. Множество исследований по влиянию музыки на психологические особенности человека. Но в последние время психологи стали задумываться, а как, же музыкальные предпочтения влияют на умственные способности человека.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_muzykalnyh_predpochteniy_na_umstvennye_sposobnosti_podrostkovnovoe_1.docx | 170.41 КБ |
Содержание:
I.Введение ………………………………………………………………………...2
II.Основная часть…………………………………………………………………3
1.Основные стили музыки ………………………………………………………3
2. Рок………………………………………………………………………………3
3. Поп-музыка………………………………………………….............................5
4.Рэп……………………………………………………………………………….7
5.Классическая музыка…………………………………………………………..8
III.Исследование ………………………………………………………………....9
IV.Заключение…………………………………………………………………...11
V. Список литературы …………………………………………………………..12
VI. Приложения …………………………………………………………………13
С древних времён люди замечали влияние музыки на различные аспекты жизнедеятельности. Ещё в первобытном обществе знали, что музыка – это связь с богами. И поэтому перед тем как охотиться они совершали особые ритуалы с использованием музыкальных инструментов для связи с богами, чтобы они помогли им в их нелёгком деле. С развитием общества люди уделяли музыке всё больше внимания. Сегодня особое внимание уделяется изучению влияния музыки на различные аспекты жизнедеятельности. Множество исследований по влиянию музыки на психологические особенности человека. Но в последние время психологи стали задумываться, а как, же музыкальные предпочтения влияют на умственные способности человека. Данные исследования проводились в британских университетах. Исследования показали, что люди предпочитающие рок гораздо умнее своих сверстников, учитываю целостную «картину», а не отдельные случаи. Учитывая новизну данных исследований, мне было интересно провести аналогичное исследование. Но прежде чем начать, необходимо дать определения основным понятиям, которые используются в данной работе.
Музыка – искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками, а также сами произведения этого искусства.[1]
IQ – коэффициент интеллекта (intelligence quotient) – количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня среднестатистического человека того же возраста. []
II.Основная часть
1.Основные стили музыки
Сегодня существует огромное разнообразие музыкальных жанров и стилей. Европейская классическая музыка, латиноамериканская музыка, блюз, джаз, кантри, шансон, романс, авторская песня, электронная музыка, рок, ска, рокстеди, регги, поп, рэп (хип-хоп) и т.д. Наиболее предпочитаемые жанры сегодня: dubstep, рок, поп и рэп. Наиболее предпочитаемый среди молодёжи это рэп. Рэп – это ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Сейчас среди молодёжи идёт «война» в выборе наиболее предпочтительного жанра музыки.
2. Рок
Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направленийпопулярной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, как моды, хиппи, панки, металлисты, готы, эмо неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определенно можно сказать о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры —рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк,кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и брутальные поджанры метала —дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп(появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).
Основные центры возникновения и развития рок-музыки — США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен — на английском языке. Однако, хотя, как правило, и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960—1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка — это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру.[8]
Рок — это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок — один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп.
Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.
Одним из наиболее популярных исполнителей является Юрий Шевчук. Юрий Шевчук (16 мая 1957 года, Ягодное, Магаданская область,РСФСР, СССР) — советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, художник и продюсер, основатель, фронтмен и единственный бессменный участник группы ДДТ. Создатель и руководитель ТОО «Театр ДДТ». Народный артист Республики Башкортостан (2005).
Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что их до сих пор нередко сравнивают. Основной тематикой творчества Шевчука является гражданственно-патриотическая лирика, призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти, а также социальная сатира и протест. Выступает против сноса исторических зданий Санкт-Петербурга, собирает информацию по утраченным в последние годы памятникам архитектуры (в частности обнародовал статистику во время экономического форума). Является противником современной российской популярной музыки, считая её бездуховной. Религиозные мотивы занимают значительное место в творчестве Юрия Шевчука. Он исповедует православие, однако достаточно критически относится к совмещению политики и Церкви, и осуждает религиозный фанатизм. Юрий Шевчук был награждён: Медалью МЧС России («Участнику чрезвычайных гуманитарных операций»), Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест», Знаком «Мастер», международного фестиваля искусств «МАСТЕР КЛАСС», Титулом «Лучший рок-певец года», фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга», проходившего в Берлине в 1994 году, Орденом Украинской православной церкви Святого апостола Андрея Первозванного (2012),
3.Поп-музыка
Поп-музыка (англ. pop-music от popularmusic) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки, а именно, легко запоминающаяся песня.
Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота, мелодичность, вокал и ритм, с меньшим вниманием к инструментальной части. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня. Тексты поп-музыки обычно незамысловаты и посвящены личным чувствам.
Поп-музыка включает в себя такие поджанры, как европоп, латина, диско,синтипоп, танцевальная музыка и другие.
Музыкальные критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра.
Песни строятся по консервативной схеме куплет+припев. От поп-песни требуются простые, легкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке — человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и чаще всего не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.
Основная музыкальная единица в поп-музыке — отдельная песня или сингл. Средняя длина песни, как правило, бывает от 2 до 4 минут, что соответствует радио-дружественному формату. Продолжительные композиции с обширными инструментальными партиями практически не встречаются, как и концептуальные альбомы.
Тексты в поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти, радости. Большое значение имеет также визуальное представление песен: концертное шоу и видеоклипы. Поэтому многие поп-исполнители имеют экстравагантный имидж. В группу поп-исполнителя часто входят танцоры, статисты и прочие люди, не задействованные в исполнении музыки, но играющие важную роль на концертах.
Несмотря на долгую и бурную историю, поп консервативен. Он имеет тенденцию отражать текущую музыкальную конъюнктуру, а не прогрессивные направления. Это связано с тем, что издатели, как правило, не настроены на коммерческий риск и благоволят исполнителям в проверенных жанрах. В связи с этим, поп ориентирован на абстрактную среднюю аудиторию, а не субкультуру фанатов.[4]
Поп-музыка породила такое явление, как поп-звёзды — личности, чья жизнь привлекает внимание прессы вне связи с их музыкальной деятельностью. В поп-музыке популярность зависит не только от способностей исполнителя и композитора, но и таких не связанных с музыкой факторов, как внешность, сексуальная привлекательность, репутация, освещение прессой. Для привлечения внимания прессы и публики многие поп-исполнители и их продюсеры не брезгуют провокацией скандалов, эпатажем. Так, продюсер поп-группы Тату Иван Шаповалов сознательно создал своим подопечным репутацию лесбиянок, чтобы вызвать скандал и привлечь внимание. В прессе часто появляются скандальные истории о таких исполнителях, как Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Стас Михайлов, Дима Билан . За это поп-музыка часто критикуется.[9]
Представителем поп-музыки можно назвать Майкла Джексона – короля поп-музыки. Майкл Джозеф Джексон (англ. MichaelJosephJackson; 29 августа 1958, Гэри — 25 июня 2009, Лос-Анджелес) — американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других премий. 13 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона. В 2009 году официально признан Легендой Америки и Иконой Музыки. Майкл Джексон внёс значительный вклад в развитие популярной музыки,видеоклипов, танца и моды. Майкл Джексон скончался 25 июня 2009 года в результате передозировки лекарственных препаратов, в частности, пропофола. Майкл Джексон дважды представал перед судом по обвинению в растлении несовершеннолетних, оба раза мальчиков.
Майкл Джексон не был открытым последователем какой-либо церкви, однако проявлял интерес к религии различных конфессий.
4.Рэп
Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером (не путать с репером), или более общим термином MC.
Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современногоRnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Наиболее популярным рэпером является «50 cent». Кёртис Джеймс Джексон III — американский рэпер, известен под своим сценическим псевдонимом 50 Cent (рус. Фи́фтиСент). Известность пришла к нему с выпуском альбомов GetRichorDieTryin’ (рус. Разбогатей или умри) и TheMassacre (рус.Резня). 50 Cent добился успеха с обоими альбомами, продав более 36 миллионов экземпляров по всему миру.
Рождённый в бедном негритянском районе Южная Джамейка, Куинс, Нью-Йорк, Кёртис Джексон в возрасте 12-ти лет начал торговать кокаином. После того как он бросает торговлю кокаином, чтобы посвятить себя музыкальной карьере, в него стреляют 9 раз в 2000 году. После выхода сборника GuessWho'sBack?, 50 Cent’а замечает Эминем и подписывает с ним контракт в InterscopeRecords. С помощью Эминема и Dr. Dre, которые продюсировали его, к нему приходит первый главный коммерческий успех: он становится одним из самых продаваемых исполнителей во всём мире.
В 2003 году он основывает лейбл G-UnitRecords, который подписывал контракты с такими артистами, как YoungBuck, LloydBanks и TonyYayo.
50 Cent имел много стычек с другими рэперами, включая JaRule, TheGame и FatJoe.
5.Классическая музыка
Классическая музыка — свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в различных значениях.
В типологическом смысле «классической» часто называется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая«академическая» музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веков музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.
Значительное влияние классическая музыка оказывает на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством различных музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко. Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с частью классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, таких как на Oasis, с их аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (Вивальди и Баха) на творчество гитаристов хард-рока и тяжёлого металла, таких как Эдди Ван Хален и РэндиРоадс вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке для таких групп как Yes, Genesis и Emerson, Lake&Palmer, в группах симфонического рока. Классическая музыка также глубоко проникает в тяжёлый металл (хэви-метал), формируя разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленный такими группами, как Adagio,Apocalyptica, Nightwish, Epica и многими другими.
Классическая музыка также играет важную роль в популярных фильмах с музыкальными композициями, либо за счёт повторного использования уже существующих композиций, либо оказывая влияние на написание оригинальных произведений композиторов, работающих над фильмом.
Гипотеза: Музыкальные предпочтения влияют на умственные способности.
Цель исследования:
Выяснить, как музыкальные предпочтения влияют на умственные способности человека, используя тесты IQ.
Задачи исследования:
На сегодняшний день учёными точно известно, на значение уровня интеллекта влияет: наследственность, окружающая среда. Но новые исследования показывают, что в этот список можно внести и музыкальные предпочтения. При изучении этой темы, необходимо учитывать динамику развития интеллекта, данные приведены в приложении 1. Существуют разнообразные тесты IQ, такие как тесты Айзенка, Д.Вексела, Дж.Равена, Р.Амтхауэра, Р.Б.Кеттелла. В этом исследовании можно использовать тесты Айзенка на определения уровня интеллекта [3]. Учитывая, современную тенденцию быстрого развития подростков (по сравнению с исследованиями Гезелла, подростки опережают свой психологический возраст на 3 года). Т.е. современные подростки 9-11 классов смогут пройти этот тест. Он довольно доступен, и прост в понимании сути задания.
После проведения тестов, необходимо было проанализировать их. Средний показатель тестов выявлялся по формуле:
(Сумма баллов, которую набрали участники)/(Количество учащихся, которые выбрали данный стиль музыки).
После тщательного анализа теста, гипотеза, которая была выдвинута вначале - подтвердилась. И средний уровень IQ у людей слушающих рок выше, чем у людей предпочитающих рэп. Данные приведены в приложении 2,4. В приложении 3 представлены диаграммы, в которых прослеживается эта разница. К сожалению, при анализе тестов были обнаружены подростки с IQ меньше 90 баллов. Самый высокий уровень был 147 баллов, т.е на 47 баллов выше нормы, подросток, слушающий рок.
Выводы: Так чем же можно объяснить такую тенденцию уровня интеллекта. Если углубиться в суть данной проблемы и проанализировать песни в стиле поп, рэп и рок, то можно придти к выводу, что песни в стиле поп, рэп и клубная музыка, просто не несут в себе каких-либо размышлений о мире. Приведём простой пример: песня известной немецкой рок-группы Rammstein «Pussy». На первый взгляд данная песня не несёт в себе никакой культуры, поскольку в ней поётся только об удовлетворении сексуальных потребностей, но проводя анализ, человек, слушающий рок, задумается над смыслом песни. И придёт к выводу, что в этой песни солист группы Тилль Лидемэн рассказывает о развращённости нашего общества и его постепенной деградации.
Сравним эту песню с композицией популярного среди современной молодёжи поп-исполнителя Джастина Бибера и его песней «Baby», которая стала хитом по просмотрам на Youtube. В данной композиции он высказывает о своих переживаниях, связанных расставанием с девушкой. После прослушивания такой песни, человек не задаётся вопросами, он услышал историю, он доволен.
Так же одна из известнейших песен 2012 года «Loca people». Эта песня не только не несёт в себе какого-то скрытого подтекста, но и моральных ценностей.
Исследования показали, что подростки после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнабельному.
Исходя из данных размышлений, можно придти к выводу, так почему всё-таки люди, слушающие рок умнее своих сверстников. Всё просто, люди, слушающие рок, готовы к длительным размышлениям и могут услышать скрытый смысл, который несёт в себе песня.
При написании данной работы, была проведена большая научно-исследовательская работа. Конечно, нельзя делать выводы на основании одного теста, но к данному тестированию можно прикрепить исследования, которые проводились в Великобритании. Результаты данного исследования не должны призывать слушать рок музыку, ведь это личный выбор человека. К тому же часто, предпочтения в музыке напрямую зависят от предпочтений родителей. И потому мы не можем объективно оценивать данные исследования. Эта тема требует продолжительных исследований, в результате которых можно будет объективно оценить ситуацию и проследить динамику развития или спада умственных способностей.
V. Список литературы
1. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И.Ожегов. – М.: Рус. яз., 1988. -750 с.
2.Бэндлер, Р. НЛП в действии. Лучшие экспресс-техники НЛП для психологов, консультантов и психотерапевтов / Р.Бэндлер. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 221 с.
3.Касьянов, С. Психологические тесты / С.Касьянов. – М.: Эксмо, 2006. – 608 с.
4.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М.Теплов. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 334 с.
5. Куликов, Л.В. Психология личности / Л.В.Куликов. – Спб.: Питер, 2009. – 315 с.
6. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С.Волков. – Спб.: Питер, 2010. – 240 с.
7. Фесенко, Ю. Пограничные нервно-психические расстройства у детей / Ю.Фесенко. – М.: Наука и техника, 2010. – 320 с.
8. Кнабе, Г. С. Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры / Кнабе Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. — М.-СПб., 2006, с. 20-50
9. http://www. psyjournals.ru
VI. Приложение 1
Приложение 2
класс | Рэп, dubstep, house, электронная музыка, R`nB | Рок, метал, рок-н-рол, классика | Поп |
9А | 95-100 баллов | 110-115 баллов | 100-105 баллов |
9Б | 90-95 баллов | 100-105 баллов | 95-100 баллов |
9В | 95-100 баллов | 115-120 баллов | 105-110 баллов |
10А | 100-105 баллов | 110-115 баллов | 105-110 баллов |
10Б | 95-100 баллов | 110-115 баллов | 105-110 баллов |
11А | Нет данных | 115-120 баллов | 100-105 баллов |
11Б | 90-95 баллов | 120-125 баллов | 115-120 баллов |
Приложение 3
Приложение 4
Класс | Рэп, dubstep, house, электронная музыка, R`nB | Рок, металл, рок-н-рол, классика | Поп | Количество учащихся, которые прошли тестирование | ||||
пол | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | Муж. | Жен. |
9А | 13 | 2 | 3 | 2 | 4 | 3 | 20 | 7 |
9Б | 6 | 3 | 4 | 0 | 3 | 6 | 13 | 9 |
9В | 3 | 3 | 4 | 2 | 1 | 4 | 8 | 9 |
10А | 8 | 2 | 2 | 2 | 1 | 5 | 11 | 9 |
10Б | 10 | 1 | 3 | 0 | 1 | 4 | 14 | 5 |
11А | 0 | 0 | 6 | 3 | 3 | 4 | 9 | 7 |
11Б | 9 | 0 | 4 | 2 | 0 | 4 | 13 | 6 |
Общее кол-во | 49 | 11 | 26 | 11 | 13 | 30 | 88 | 52 |
Хитрый коврик
Усатый нянь
Сказка "Колосок"
Ёжикина Радость
Ветер и Солнце