Руководитель проекта: Миронова Инна Александровна, учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1430
В настоящее время интерес детей к чтению снизился до невиданного уровня. Юное поколение перестало ходить в библиотеки, читать интересные книги вне школьной программы, совместное чтение в семье перестало быть массовым. Как вернуть интерес к чтению, что необходимо сделать родителям, учителям, библиотекарям, чтобы вернуть достойное место самому любимому семейному досугу? Как сделать произведение интересным, понимание прочитанного осознанным, чтобы возникло желание поделиться прочитанным с одноклассниками, друзьями, взрослыми?
Работа опубликована на сайте ИД "Первое сенятбря" в рамках Всероссийского фестиваля проектных и исследовательских работ "Портфолио". Диплом лауреата.
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое сопровождение проекта | 79 КБ |
Аннотация к проекту "Багира" | 53.5 КБ |
Презентация к проекту | 2.47 МБ |
Методический паспорт учебного проекта
1 | Название проекта | БАГИРа |
2 | ФИО разработчика проекта | Якова Анастасия, Якова Наталия Михайловна, Яков Михаил Юрьевич |
3 | Название образовательного учреждения | Государственное образовательное учреждение Центр образования №1430 |
4 | Год разработки учебного проекта | 2011-2012 учебный год |
5 | Опыт использования (степень распространения) | один раз в одном классе; «мини-ярмарка проектов» (ЦО №1430, декабрь 2011); «Фестиваль проектов» (ЦО №1430, апрель 2012) |
6 | Проблемная ситуация | В настоящее время интерес детей к чтению снизился до невиданного уровня. Юное поколение перестало ходить в библиотеки, читать интересные книги вне школьной программы, совместное чтение в семье перестало быть массовым. Как вернуть интерес к чтению, что необходимо сделать родителям, учителям, библиотекарям, чтобы вернуть достойное место самому любимому семейному досугу? |
7 | Проблема проекта | Как сделать произведение интересным, понимание прочитанного осознанным, чтобы возникло желание поделиться прочитанным с одноклассниками, друзьями, взрослыми? |
8 | Цели | Привить интерес к литературе, семейному чтению, развивать читательские умения, воспитывать расширять кругозор, развивать творческие способности, обогащать читательский опыт, работать над содержанием произведения, применять имеющиеся знания на практике |
9 | Задачи – этапы-способы решения | Как сделать прочтение произведения интересным?
Как развивать читательские умения? Как работать над содержанием произведения?
Как расширять кругозор:
Как развивать творческие способности?
Грамотный подбор необходимых для проекта материалов
|
10 | Форма организации детей | Индивидуальная работа |
11 | Ведущая деятельность | Поисковая Исследовательская Творческая |
12 | Сфера применения результатов | Литературоведение |
13 | Используемые технологии | Мультимедиа создание книжки |
14 | Форма продуктов проектной деятельности |
|
16 | Виды презентации | демонстрирующий |
17 | Класс или возраст детей | второй класс |
18 | Количество участников | 1 |
19 | Предметная область | языкознание |
20 | Состав участников | индивидуальный |
21 | Характер координации | Руководитель проекта: Миронова Инна Александровна, учитель начальных классов |
22 | Темы учебно-тематического плана предметов | проект по интересующей теме (литературное чтение «Сказки зарубежных писателей») |
23 | Время работы | средней продолжительности: 1 сентября – 30 ноября 2011 год |
24 | Цели обучения, развития, воспитания | Чтение в кругу семьи – приоритетный досуг, формирование личности вдумчивого читателя, воспитание книгой человека с большой буквы |
25 | Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений | ЗУН – чтение, владение основными литературоведческими понятиями «сказка», «жанр», «тема», «автор», «пословица», «поговорка» Специфические умения: работа с дополнительной литературой, понятие «цитата» |
26 | Приращение в ЗУН и специфических умений | Приращение ЗУН: осмысленное, вдумчивое чтение Приращение в специфических умениях – запись цитат, подбор пословиц, поговорок, символики, рефлексия |
27 | Режим работы (организационная форма) | внеурочный внешкольный |
28 | Техническое оснащение | Книга Р.Киплинга «Маугли», мультфильм «Маугли», литературные источники; интернет - ресурсы |
29 | Учебно-методическое оснащение | Л.А. Ефросинина «Литературное слушание в начальной школе», «Литературное чтение в начальной школе» |
30 | Информационное оснащение | Видео: мультипликационный фильм «Маугли» Библиотека ЦО № 1430 Интернет-ресурсы Компьютер |
31 | Кадровое оснащение | Филолог: Якова Наталия Михайловна (мама) Библиотекарь: Васенко Марина Александровна |
32 | Комментарий | Безусловно, роль семьи и школы велика в формировании грамотного читателя, умеющего не только рассказать о прочитанном, проанализировать произведение, понять его суть, но и заинтересовывать прочтением понравившегося произведения одноклассников, друзей. В этом и заключается актуальность выбранного проекта. |
Конкурс «Читаем вместе в классе и семье»
Номинация: «Читающая семья: проект в области чтения»
ТЕМА ПРОЕКТА: «БАГИРа»
г. Москва, Северо-Восточный административный округ,
Государственное образовательное учреждение Центр образования №1430
127572, Москва, ул. Новгородская, 21 «а»
телефон: 8 (499) 200-14-00
e-mail: co1430@yandex.ru
Савельева Татьяна Владленовна, директор ЦО №1430
Автор: Якова Анастасия, ученица 2 класса «в»
Родители: Якова Наталия Михайловна, Яков Михаил Юрьевич
Руководитель проекта: Миронова Инна Александровна, учитель начальных классов
127572, г. Москва, улица Новгородская, 35-2-51
телефоны: 8 (903) 612-44-39, 8 (499) 200-50-98
e-mail: innagelya77@mail.ru
Консультант: Васенко Марина Александровна, заведующая библиотекой ГОУ ЦО №1430
Москва, 2011/2012 учебный год.
Тема проекта: «БАГИРа»
Авторы: Якова Анастасия (ученица 2 класса «в» ГОУ ЦО № 1430), Якова Наталия Михайловна, Яков Михаил Юрьевич (родители)
Руководитель: Миронова Инна Александровна (учитель начальных классов ГОУ ЦО №1430)
Консультант: Васенко Марина Александровна (библиотекарь ГОУ ЦО № 1430)
Проблемная ситуация. В настоящее время интерес детей к чтению снизился до невиданного уровня. Юное поколение перестало ходить в библиотеки, читать интересные книги вне школьной программы, совместное чтение в семье перестало быть массовым. Как повысить интерес к чтению, что необходимо сделать родителям, учителям, библиотекарям, чтобы вернуть достойное место самому любимому семейному досугу?
Проблема. Как сделать произведение интересным, понимание прочитанного осознанным, чтобы возникло желание поделиться прочитанным с одноклассниками, друзьями, взрослыми?
Цели проекта: привить интерес к литературе, семейному чтению, развивать читательские умения, расширять кругозор, развивать творческие способности, обогащать читательский опыт, работать над содержанием произведения, применять имеющиеся знания на практике.
Цели потребовали решения следующих задач:
Выбор и обоснование темы проекта
Привлечение ребёнка к осмысленному чтению, разбору и анализу произведения, поиску интересных фактов, неизвестных большинству не только маленьких читателей, но и взрослых, наблюдению за любимым персонажем, развитие чувства языка при чтении, практическое применение знаний (поиск пословиц, поговорок, интересных цитат, написание сочинения о любимом персонаже) играют большую роль в обогащении читательского опыта, восприятию и пониманию произведений. В формировании этих навыков огромную роль играет не только школа, но и семья. Заинтересованность родителей, их начитанность, умение творчески мыслить, не может оставить в стороне любознательного ребенка.
Компетентность маленького читателя складывается в различных видах деятельности: чтении, наблюдениях, экспериментировании, проектировании, просмотре мультипликационных фильмов по читаемому произведению, знакомству с его автором, поиском интересных сведений из биографии. Поэтому работа над проектом «БАГИРа» началась со знакомства с Р.Киплингом, чтения произведения и просмотра мультипликационного фильма «Маугли». Автора проекта настолько впечатлило прочитанное и увиденное, что возникло непреодолимое желание делать зарисовки любимого животного, изображать БАГИРа в различных техниках. Это, в свою очередь, сформировало познавательный интерес к более подробному изучению произведения, самостоятельном поиске новой информации, стремлении узнать как можно больше интересного, и создало предпосылки для работы с произведением. Сформированная мотивация, помогла побудить автора проекта к активной деятельности, которая заключалась в самом процессе самостоятельного добывания знаний.
Распределение ролей и обязанностей участников проекта.
В работе над проектом принимали участие:
Автор: Якова Анастасия – интересующийся, творческий ребенок, охотливый до знаний.
Родители: Якова Наталия Михайловна и Яков Михаил Юрьевич – соавторы проекта, мудрые наставники, обожающие процесс чтения. Для организации свободной творческой деятельности в работе над проектом ими был использован принцип специальной обучающей среды. Родителями были грамотно подобраны все необходимые для проекта материалы:
Учитель выполнял роль координатора и руководителя проекта.
Библиотекарь: осуществлял роль консультанта.
Условия и механизмы достижения результата. Главным условием реализации поставленных целей и задач является согласованное взаимодействие семьи и школы, направление общих усилий на формирование грамотного читателя, интересующегося литературой, умеющего анализировать прочитанное, делать выводы.
Способы согласования задач проекта с задачами учебной темы. Учебный проект «БАГИРа» выполнялся в качестве дополнительного чтения в кругу семьи в рамках темы «Сказки зарубежных писателей» по программе «Литературное чтение» (автор Л.А.Ефросинина) по УМС «Начальная школа XXI век», концептуальной задачей которой является целенаправленное формирование читательской деятельности детей, как необходимого условия их литературного развития.
План работы по реализации проекта. Работа над проектом велась по этапам. Каждому этапу соответствовала определенная задача и способ ее реализации:
I ЭТАП
Задача: привлечение интереса к произведению.
II ЭТАП
Задача: развитие читательских умений; работа над содержанием произведения.
III ЭТАП
Задача: расширение кругозора.
IV ЭТАП
Задача: развитие творческих способностей.
V ЭТАП
Задача: формулирование выводов и подведение итогов
Главное мероприятие проекта и презентация проектной работы и конкретные достижения читающего класса и читающей семьи. Пример семьи Яковых, их увлеченность литературой, проведенный мастер-класс явился мощным толчком для возникновения мотивации читать. После защиты автором проекта, родителями выполненной работы, ее презентации в классе, у второклассников наблюдался повышенный интерес к чтению. Абсолютно все ученики выразили желание пойти в библиотеку взять произведения для дополнительного чтения на каникулах. Поскольку девизом проектной работы «БАГИРа» было формирование личности грамотного читателя, учитель и библиотекарь предложили детям ответить письменно на вопросы для развития интереса к прочитанному и его осмыслению. На каникулы второклассники взяли коллективки с произведениями В.Бианки и Е. Чарушина. Этот выбор был обусловлен рекомендациями их одноклассницы, автора проекта «БАГИРа», родителей проектанта, руководителя проекта и школьного библиотекаря. В начале второй четверти запланирована викторина, подготовленная библиотекарем по произведениям, прочитанным детьми самостоятельно и исключительно добровольно по теме «По страницам книг».
Практика и меры по распространению опыта и результатов. Данный проект будет представлен к защите на «Мини-ярмарке проектов» (декабрь, 2011), «Фестивале проектов» (апрель, 2012), проводимыми в ГОУ ЦО №1430.
Безусловно, роль семьи и школы велика в формировании грамотного читателя, умеющего не только рассказать о прочитанном, анализировать произведение, понять его суть, но и заинтересовывать прочтением понравившегося произведения одноклассников, друзей. В этом и заключается актуальность выбранного проекта.
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Как я избавился от обидчивости
Колумбово яйцо
Рождественский венок
Усатый нянь