В наше время многие люди, а особенно дети, не отличаются хорошим здоровьем. Постоянно растут нагрузки, увеличивается количество поступающей информации. Бездумное отношение людей к самим себе, как и к природе, часто встречается из-за незнания биологических законов и возможностей человека.
Соблюдение правильного режима дня с учетом биоритмов человека поможет детям быть более здоровыми, активными и успешными в учебе, спорте и других занятиях.
Цель моей работы:
Выяснить, какой режим дня наиболее полезен для детей младшего школьного возраста в соответствии с их биологическими часами.
Вложение | Размер |
---|---|
biochasy_i_rezhim_dnya_rabota.doc | 100.5 КБ |
Введение
В наше время многие люди, а особенно дети, не отличаются хорошим здоровьем. Постоянно растут нагрузки, увеличивается количество поступающей информации. Бездумное отношение людей к самим себе, как и к природе, часто встречается из-за незнания биологических законов и возможностей человека.
Соблюдение правильного режима дня с учетом биоритмов человека поможет детям быть более здоровыми, активными и успешными в учебе, спорте и других занятиях.
Цель моей работы:
Выяснить, какой режим дня наиболее полезен для детей младшего школьного возраста в соответствии с их биологическими часами.
Задачи исследовательской работы:
Объект исследования: режим дня первоклассников МАОУ лицея № 35.
Методы исследования:
Глава 1. Что мы знаем о биоритмах?
В современном мире люди живут по часам. Встают по будильнику, идут в школу или на работу в определенное время. Ужинают после любимого сериала, который идет по программе. А спать вообще ложатся тогда, когда все дела закончены. Правильно ли это? И всегда ли так было?
Конечно, нет. Человек стал жить по часам приблизительно 400 - 500 лет назад, а до этого в них необходимости не было, так как работали природные и биологические часы. Способность чувствовать и измерять время есть у всех живых существ - от растений до человека! Правда, у человека биологические часы не настолько точные, как у некоторых животных. Да и пользоваться он ими практически перестал.
Что же случится, если человека временно оставить без часов? Ничего страшного. Солнечный свет и процессы, которые происходят в его организме, будут давать сигнал, когда вставать, когда есть, когда спать и так далее. Ведь всё живое существует по определенным законам. Особое значение среди этих законов имеют биологические ритмы.
Биологические ритмы (биоритмы) — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений. Они свойственны всему живому от молекул до всей биосферы.
О существовании биологических ритмов людям известно с древних времен. Люди видели, что Солнце каждый день встает и садится, что цветы раскрываются в определенное время, животные спят или охотятся, птицы поют тоже в определенное время. И сами люди ночью спят, а днем бодрствуют, и в разное время дня чувствуют себя по-разному.
О биоритмах человека писали известные ученые древности: Гиппократ, Авиценна и другие. В их работах даны указания о правильном образе жизни, питании, чередовании работы и отдыха.
В результате накопленных людьми знаний примерно в конце XVIII века возникла наука о биоритмах - хронобиология.
Основателем хронобиологии считают немецкого врача К. В. Гуфеланда, который в 1797 году обратил внимание на ритмичность процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси, влияет на всё живое, включая организм человека.
Первые серьезные научные исследования в хронобиологии начали проводиться в начале XX века, в том числе российскими учеными И. П. Павловым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским и другими.
Известный хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биоритмы на три группы. Наиболее важная группа ритмов - суточные, или, по-научному, циркадные ритмы. Это примерно 24-часовые циклы физиологических процессов у растений и животных. (Слово «циркадный» пришло из латыни: «circa» означает «примерно», и «dies» — «день», «сутки», то есть «циркадный» — это «околосуточный»).
Глава 2. Как биологические часы работают у человека
Околосуточные ритмы у человека изучены лучше всего, они имеют продолжительность от 20 до 28 часов и включают выработку разных гормонов, изменение температуры тела и давления, сон. Контролируются они «биологическими часами», которые представляют собой структуру головного мозга размером с булавочную головку.
В течение суток эти «часы» идут неравномерно, то замедляясь, то ускоряясь, что сказывается на обмене веществ человека. Так, за 24 часа происходит 5 подъемов активности и 5 ее спадов.
У детей биоритмы регулируют не только время и продолжительность сна, но и скорость роста, прибавку в весе, развитие интеллекта и другие параметры детского развития.
Ученые выяснили, что именно происходит в организме ребенка (и человека) в каждый час суток.
5 часов утра
Обмен веществ замедлен, почки отдыхают, мышцы дремлют. Но организм в принципе готов к пробуждению.
6 часов
Срабатывает внутренний «будильник»: надпочечники выбрасывают особые гормоны - адреналин и норадреналин, которые повышают артериальное давление, заставляют сердце биться чаще. Организм готовится к пробуждению, даже если сознание еще спит.
7 часов
Организм полностью проснулся. Лучшее время детской иммунной системы. Можно провести закаливание, чтобы усилить защитные силы организма. В это время они борются с вирусами и бактериями. Многие лекарства усваиваются лучше, чем в другое время суток.
8 часов
Организм готов к работе. Печень проводит очищение организма от вредных веществ, накопившиеся за сутки, поэтому нельзя есть жирную пищу за завтраком, чтобы не нагружать печень.
9 часов
Растет психическая активность, сердце работает в полную силу.
10 часов
Организм ребенка начинает двигаться к пику активности. Это время лучше всего подходит для обучения и спорта. Ребенок не только добьется успехов, но и получит удовольствие от занятий.
11 часов
Организм в отличной форме. Мозг легко справляется с трудными задачами, а сердце активно работает. Именно на это время нужно назначать тестирования, прослушивания и выступления, а также самые сложные уроки.
12 часов
Самая высокая активность ребенка. Если его энергию не направить на занятия, он может использовать ее на разрушение.
13 часов
Происходит спад внутренних процессов, поджелудочная железа и печень не обеспечивают мозг необходимой глюкозой, поэтому сложно сосредоточиться. Ребенок должен пообедать и отдохнуть.
14 часов
Реакции замедлены, чувствуется слабость в мышцах, мозг работает плохо. И это естественно, ведь после обеда кровь отлила от мозга к желудку. В это время ребенку просто необходимо отдохнуть (сон или просто отдых).
15 часов
Ребенок набирается сил, которые понадобятся ему во второй половине дня. Обостряются аппетит и вкусовая чувствительность. Время полдника.
16 часов
Интеллектуальный и физический спад. Лучше всего в это время заняться чтением, рисованием, паззлами.
17 часов
Снова увеличивается активность, любознательность. Лучше всего именно на это время назначать занятия рисованием, иностранным языком, музыкой или спортом. У ребенка будут силы, и результаты будут наилучшими.
18 часов
Подходящее время для прогулки. Умственная работоспособность снижена, а тело требует движения.
19 часов
Ухудшается настроение, появляется утомление, несговорчивость и капризы. Могут возникать ссоры по пустякам. Полезно оставить ребенка одного, пусть играет, рисует, лепит, собирает мозаику.
20 часов
К 8 часам вечера ребенок должен уже поужинать и готовиться ко сну.
21 час
Перед отходом ко сну память работает отлично, и ребенок может запомнить самую разную информацию. Повторите правила, стихотворения, английские слова, почитайте главу из детской энциклопедии.
22 часа
В крови сильно увеличивается количество лейкоцитов. Это защитная система перед сном очищает организм от вирусов и бактерий. Немного снижается температура тела, чтобы сон был глубоким. Если же ребенок заболел, температура повышается.
23 часа
Мышцы расслабляются, но при этом организм активно работает: в каждой клетке идут восстановительные процессы.
24 часа
Ребенок спит, а его мозг продолжает трудиться, раскладывая по полочкам полученную за день информацию.
1 час ночи
В это время сон очень чуток. Повышается чувствительность к боли. Скорее всего, именно в это время ребенок может проснуться.
2 часа
Почти все органы отдыхают, только печень очищает спящий организм.
3 часа
Физиологический спад: артериальное давление низкое, пульс и дыхание - редкие.
4 часа
Мозг снабжается минимальным количеством крови и еще не готов к пробуждению.
Теперь сделаем выводы, что лучше всего делать в разное время суток.
С 22 до 6 часов необходимо спать, так как в это время восстанавливаются клетки организма и нервная система, мозг анализирует дневную информацию. В это время происходит выработка гормона, отвечающего за размножение и рост клеток (то есть за рост ребенка). Отсутствие сна в этот период очень вредно для растущего организма. Желательно, чтобы ребенку не мешали шум и свет.
6-7 часов утра - наиболее благоприятное время для подъема.
7-8 часов утра - подходящее время для завтрака. Молочная каша, йогурт, фрукты - вот что нужно ребенку утром.
8-9 часов - лучшее время для начала учебного дня. Организм полностью заканчивает отдых. Работоспособность высокая, память работает отлично.
С 9 до 12 часов – время активной деятельности. С 10 до 12 часов лучшее время для умственной (например, урок математики) и физической (урок физкультуры) активности.
После 12 часов работоспособность постепенно уменьшается, к 13 часам появляется усталость, поэтому нужно закончить занятия, пообедать и отдохнуть.
К 15 часам организм восстанавливается. В это время нужен полдник. Хорошо работает память, это время подходит для выполнения устных домашних заданий.
С 16 до 17 лучше переключиться на рисование, лепку и т.д.
После 17 часов можно снова садиться за уроки или заняться иностранным языком, посетить спортивную секцию или просто поиграть на свежем воздухе.
После 19 часов – время спокойных игр, а также ужина. Можно прогуляться перед сном. Ни в коем случае родителям не надо в этот час проводить с детьми «воспитательные» беседы, ругать их или садиться за уроки. Сейчас и родители, и дети вспыльчивы, несговорчивы, может возникнуть ссора!
После 20 часов нежелательно играть в шумные игры или смотреть телевизор – организм готовится ко сну!
К 21 часу нужно закончить все дела. Очень полезно проветрить комнату, чтобы организм лучше отдыхал и восстанавливался. Можно повторить стихи, правила.
В 21.30 – 22.00 часа очень желательно лечь в постель и хорошо выспаться. Ведь дети действительно растут во сне!
Педагоги и врачи знают о биоритмах, поэтому расписание занятий в школе их в основном учитывает. Так, начинаются занятия в 8.00, когда ребенок уже полностью проснулся, самые сложные уроки проходят, когда у детей пик способности усваивать информацию. Завтрак в 11.30 поддерживает силы школьников перед спадом активности. Заканчиваются занятия у первоклассников не позже 13.00, ведь после этого времени ребята устают, и учиться им тяжело.
Если стараться соблюдать режим дня и дома после занятий, и в выходные дни, то и успеваемость будет выше, и здоровье крепче. Нужно уважительно относиться к своему организму.
По-видимому, не случайно есть так много пословиц и поговорок на эту тему. Например, говорят: «Береги платье снову, а здоровье смолоду». У русских есть поговорка: «Кто рано встает, тому Бог подает», а у англичан существует пословица: «Рано ложись и рано вставай - будешь здоровым, богатым и мудрым».
Глава 3. Практическая часть
3.1 Мои эксперименты
Чтобы подтвердить влияние биоритмов на наше самочувствие, я провела несколько экспериментов на себе.
Эксперимент №1
Обычно я ложусь спать в 21.30. Я попробовала лечь на час позже, то есть в 22.30. Утром я долго не могла проснуться, встала с трудом, чуть не опоздала в школу, потому что мне было трудно быстро собраться. На первых двух уроках мне было трудно сосредоточиться.
Вывод: нужно ложиться вовремя.
Эксперимент №2
Чаще всего я обедаю в 13.30 – 14.00. Я решила не садиться за стол в обычное время. Но примерно через 20 минут мой желудок потребовал еды! Ведь организм проголодался и ему нужно подкрепиться.
Вывод: даже без часов обед не пропустишь, организм напомнит. Желательно есть в одно и то же время.
Эксперимент №3
После обеда я всегда отдыхаю, играю в тихие игры. Для эксперимента я попробовала выучить в это время стихотворение. Я потратила много времени, но так и не смогла запомнить всё правильно.
Вывод: после обеда мозг работает плохо, ему нужен отдых, и занятия в это время результата не дадут.
Эксперимент №4
Я попробовала делать домашнее задание после 19 часов (обычно я занимаюсь с 15 до 16 ч., потом отдыхаю, а после 17 ч. доделываю то, что не успела). Мне было тяжело сосредоточиться, я сделала много ошибок и из-за этого мы немного поспорили с мамой.
Вывод: делать уроки вечером нежелательно.
Эксперимент №4
Я решила проверить, действительно ли в 9 часов вечера хорошо работает память. Повторила три раза стихотворение, которое не могла выучить днем. На следующий день стихотворение я рассказывала без запинки.
Вывод: действительно, перед сном полезно повторять то, что нужно запомнить.
3.2. Опрос одноклассников
В опросе участвовало___ человек. Ребятам предлагались вопросы по основным моментам выполнения режима дня в учебные дни и в выходные.( Описать результаты по всем пунктам например: Все 24 человек употребляют жевательную резинку. 17 из них жуют «иногда»,
5 - очень редко. Двое одноклассников употребляют жевательную резинку каждый день. Всего семь человек обращают внимание на содержание в жевательной резинке сахара. 15 человек жуют жвачку меньше часа, 3 человека - больше часа, 6 человек- в течение часа. 2 человека до еды,10 человек жуют жвачку после еды, 12 человек- и до еды, и после нее. Ради удовольствия употребляют жевательную резинку 14 человек, для того, чтобы очистить полость рта- 2 человек, 5 человек - для того, чтобы освежить дыхание. 11 человек думают, что жвачка плохо влияет на их здоровье, 3 человек думают, что хорошо, а остальные не задумывались над этим вопросом.
Если на мои вопросы ребята отвечали честно, то оказалось, что в основном, ребята употребляют жевательную резинку не постоянно, а «иногда», то есть редко, но на такую важную вещь, как сахар (содержится он в жвачке или нет) мало кто обращает внимание. Большинство детей жуют жевательную резинку и до и после еды и в основном ради удовольствия . И даже те дети которые думают , что жвачка плохо влияет на здоровье всё равно жуют.)
)
Заключение
Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой. Эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, и уважительное отношение к ним — основа здоровья ребенка.
Наука хронобиология может дать очень много полезных знаний о здоровье, поэтому должна активно развиваться. Это понимают многие ученые и в России, и во всем мире. Развиваются такие разделы хронобиологии, как хрономедицина, хронофармакология, хронодиагностика, хронофизиотерапия и другие. Я узнала, что в 2012 году планируется создание Всероссийского научно-медицинского общества по хронобиологии и хрономедицине.
В результате полученных мной знаний о биоритмах, опроса одноклассников и экспериментов, я пришла к выводу:
что соблюдение режима дня, соответствующего внутренним биоритмам человека, способствует улучшению здоровья детей и их успеваемости в школе.
Я рассказала ребятам-одноклассникам о биоритмах и важности соблюдения режима дня для их роста, здоровья и успеваемости в школе. Всем раздали правильный режим дня (Приложение №3).
На родительском собрании наша учительница рассказала родителям о правильном режиме дня и о пользе его соблюдения для детей.
Приложение 1
Вопросы анкеты для одноклассников в учебные дни.
Вопросы анкеты для одноклассников в выходные дни.
Сделайте диаграммы круглые по анкете (например:
Приложение 2
Правильный режим дня школьника (основные пункты)
Подъем | 7.00 |
Умывание, гимнастика, закаливание | 7.00 – 7.30 |
Завтрак | 7.30 |
Занятия в школе | 8.00 - 12.30 (13.00) |
Обед | 13.00 – 13.30 |
Отдых | 13.30 – 15.00 |
Полдник | 15.00 |
Подготовка домашних заданий | 15.15 – 16.00 |
Рисование, лепка или прогулка | 16.00 – 17.00 |
Подготовка домашних заданий, кружки, спортивные занятия | 17.00 – 19.30 |
Ужин, спокойные игры | 19.30 – 21.00 |
Подготовка ко сну | 21.00 – 21.30 |
Сон | 21.30 – 7.00 |
Пчёлки на разведках
Денис-изобретатель (отрывок)
Ласточка. Корейская народная сказка
Усатый нянь
Твёрдое - мягкое