Автор рассказывает о стоящих рядом с нашей школой памятниках архитектуры – о церкви иконы Смоленской Божьей Матери и церкви в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Во время экскурсии она приглашает побывать в разных эпохах и проследить, какими эти здания были в разные годы.
Данная работа была представлена на районном и городском конкурсах «Юный экскурсовод» и заняла I место в номинации «Архитектурные памятники Нижнего Новгорода».
Вложение | Размер |
---|---|
Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке | 560.5 КБ |
МБОУ средняя общеобразовательная школа №51
Конкурс: «Юный экскурсовод»
Номинация: «Архитектурные памятники Нижнего Новгорода»
«Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке»
Выполнила:
Синицына Анна,
экскурсовод школы №51
Руководитель:
Давыдова Н.В.
Нижний Новгород
2012
Нижний Новгород – удивительно красивый город, он богат памятниками архитектуры, что позволяет нам лучше узнать прошлое родного города и научиться любить, ценить и уважать его прошлое, настоящее и будущее.
Рядом с нашей школой расположены два удивительных здания - церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и церковь иконы Смоленской Божьей Матери.
Проходя мимо, слыша звон колоколов, невольно задумываешься о том, сколько пережили эти стены и сколько могли бы рассказать нам. Но стены молчат, а потому мы обратились к книгам и нашли интересные факты о этих храмах.
Я предлагаю вам прямо сейчас отправиться на экскурсию. Я расскажу вам только о стоящих рядом с нашей школой памятниках архитектуры – о церкви иконы Смоленской Божьей Матери и церкви в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, но во время экскурсии мы побываем в разных эпохах и проследим, какими эти здания были в разные годы.
Итак, готовы?
На дворе 80-ые годы XVII века. Мы с вами на тихой улочке в селении Гордеевка, которое упоминается в «Писцовой книге» начала 17 века под двойным названием «Деревенька Гордеевка - Дорожайка тож». В 16 веке оно принадлежало дворцовому ведомству, потом пожаловано дворянину Дмитрию Савину за верную службу, в 1613 году Гордеевка – уже вотчина, в 1670 году часть земли, принадлежавшей Гордеевке, скупил Г.Д. Строганов, а в январе 1672 года за 1500 рублей он приобрел и все сельцо со всеми угодьями.
Обосновывался Григорий Дмитриевич в Гордеевке обстоятельно и надолго.
Здесь по его поручению начинается строительство домовой каменной церкви. Г.Д. Строганов указал строить сразу два практически одинаковых в решении храма - в Нижнем Новгороде и в далекой Устюжне-Железопольской. Это был интересный пример "строительства по единому образцу", характерный для XVII века.
Работы в Нижнем Новгороде велись быстро. 22 декабря 1693 года в отделанном уже храме был сначала освящен нижегородским митрополитом Павлом придел в честь Киевопечерских чудотворцев Антония и Феодосия, а спустя четыре года (25 июля 1697 года) - главный престол в честь Пресвятые Богородицы Смоленской Одигитрии.
Церковь Смоленской Божьей Матери – это настоящий шедевр русского зодчества 17 века. Эта церковь – один из лучших образцов «русского барокко».
Давайте внимательно посмотрим на здание. Помещение собственно церкви в Гордеевке невелико, 10,5 на 8 саженей, так как прихожанами ее было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Моленный зал перекрыт сомкнутым сводом с треугольными угловыми лотками и световым центральным барабаном, что придало ему красивый рисунок и облегченный вид. Распорные усилия и давление свода погашались более чем полутораметровой толщины стенами и угловыми железными затяжками. Столбов, характерных для русских храмов, внутри церкви нет, что позволило строителям увеличить объем здания. Пространство храма зрительно расширялось за счет света, льющегося из больших окон, расположенных в два яруса. Соответственно этому на фасадах, в простенках между окнами, в два яруса поставлены колонны коринфского ордера. Все четыре стороны главного объема завершаются фигурными фронтонами, над которыми высятся пять глав.
Кладка южной стены, лишенной пристроек, была выполнена несколько толще других. В этом проявилась забота строителей о надежности конструкций.
Обратите внимание - верх церкви и окна убраны белокаменной резью. При значительном количестве окон, расположенных на южной стороне в два ряда и при световом двухъярусном центральном барабане диаметром в 3 метра освещенность бесстолпного помещения была прекрасной. В разработке силуэта и рисунка верха здания строители проявили удивительную изобретательность.
Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Причем центральная глава луковичной формы доминирует над небольшими шлемовидными главами боковых глухих барабанов, покрытых зеленой поливной черепицей.
Колокольня поставлена строго по главной оси восток-запад на стену и два отдельно стоящих пилона. Она ниже высоко поднятого пятиглавия. Богатое белокаменное резное убранство Гордеевской церкви полностью подчинено архитектонике здания. Наиболее тщательно промоделированные детали хорошо просматриваются и акцентируют главные оси здания.
Следует отметить и высокое качество кузнечных работ, отличающее детали храма, и прежде всего художественную ковку крестов, которые представляют собой просечные полосы с приваренными многочисленными "сияниями". Особое место среди них занимает крест главы придела, откованный в основном из единого куска металла с приваркой вспомогательных элементов его убранства.
Для выполнения этих особо ответственных работ Г.Д.Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева, который ковал металл по подписываемым ежегодно подрядам, а жил, приезжая на строительство храма лишь летом, в одном из пустующих дворов Гордеевки. По волжскому берегу близ села, а также на берегу Оки под Кунавинской слободой, располагались судовые верфи Строганова. О значительном количестве строившихся им тогда в Нижнем Новгороде судов свидетельствует хотя бы сообщение Корнелия де Бруина, относящееся к 1702 году, в котором содержатся и важные сведения о делах и жизни самого именитого человека в Нижнем Новгороде: "На другом Берегу этой реки лежит Большое село, принадлежащее Григорию Дмитриевичу Строганову с прекрасною каменною церковью, и близ нея с каменным же господским домом, где живет по временам он сам.
Сим вечером отсюда отплыло 48 больших десятивесельных варок, на которые в каждой выло человек по сорок для нагрузки этих варок, замерзших во льду, леса, бее эти варки, находившиеся в сим городе, принадлежат этому купцу, которого считают, как сказано выше, самым Богатым в России".
В архитектуре этой церкви своеобразно применен ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко, что коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века.
Г.Д.Строганов жил в Гордеевке до 1705 года, вплоть до указа Петра I, вводившего государственную монополию на продажу соли. После этого Нижний Новгород, где ежегодно именитый человек реализовывал значительные партии этого товара, потерял для него прежний интерес. Г.Д.Строганов съехал на постоянное жительство в Москву. Строения же заброшенной усадьбы в Гордеевке год от года без должного надзора приходили в упадок. Отменно содержалась отныне лишь церковь, ставшая с XVIII столетия приходской.
Село росло с развитием соседки - ярмарки, переведенной в Нижний
Новгород из Макария на Стрелку. В селе Гордеевка были созданы кирпичные заводы, поставлявшие кирпич на ее строительство. Наблюдал за работами
инженер П.Д. Гетман.
Для прихожан стало мало одной церкви, поэтому в 1847 году
архитектор Шеффер Август Иванович разрабатывает проект
одноглавой теплой церкви, в основании которой четверик, а на ней
барабан со шлемовидной главой и крестом. Строительство церкви закончили в 1850 году. Рядом с красавицей-церковью Смоленской Божьей матери была построена для прихожан церковь Владимирской Божьей матери. Не так часто на Руси строили церкви так близко друг к другу, за одним забором. На фото начала двадцатого века знаменитый фотохудожник
Максим Петрович Дмитриев успел запечатлеть два соседствующих
храма. Одноглавый храм по высоте ниже, чем Смоленская церковь. За забором слева виден пруд, а далее ярмарочный ипподром,
справа виден высокий берег Оки. Именно на этот пруд после
соревнований приводили коней на водопой. Яркой страницей вошел в историю авиации 1910 год. Именно с ярмарочного ипподрома взлетел над Гордеевкой русский авиатор С.И. Уточкин. 4минуты и 1 секунду длился первый полет аэроплана. Он никого не оставил равнодушным. Кстати, на этом же ипподроме совершил посадку в феврале 1923 года первый
пассажирский самолет из Москвы.
В 1903 году в село Гордеевка был переведен священник Федор Александрович Миловский. Сначала он вел службу в храме Смоленской Богоматери. Однако, эта маленькая церковь Владимирской Божьей Матери к началу двадцатого века совсем не удовлетворяла многочисленных прихожан
Гордеевки. Было решено строить большой храм.
Из архива от 18мая 1902года «...Духовная консистория честь имеет
препроводить при сем подписку архитектора Федорова о принятии им
на себя надзора за работами по сломке старого Владимирского храма в
селе Гордеевка Балахнинского уезда и постройке нового каменного.
Член консистории Протоиерей Д.Листов»
Федоров Ф.П. в 1902 году проектирует новый храм в Гордеевке,
началось строительство, но в 1903 году он переезжает в Санкт- Петербург».
Храм строился быстро. Его освещали три раза, по мере отстраивания его пределов в 1908 - 1909гг. Храм был грандиозным, богато убранным, теплым, удобным для службы. Высокая паперть делала подход к нему просторным и величественным.
Стараниями первого священника Миловского Ф.П. в храм было
доставлено несколько колоколов различного тона звучания. Он сам
занимался со звонарями, подобрав для этой цели людей музыкальных.
При храме был создан большой хор. Мелодичные звоны, выразительное звучание хора привлекли большое количество прихожан.
Но наступили тридцатые годы, по Гордеевке зазвенели трамваи, связав Московский вокзал с центром Сормова и поселком Баевка.
В эти годы не миновали злой участи и церковь Смоленской Божьей Матери, и Владимирский Храм. Обе церкви были закрыты. У Владимирского храма не только были сброшены колокола, но и разрушены все 5 глав.
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны - выпускника нашей школы Павла Ивановича Аляева: «Помню, когда закрыли церковь, стали снимать колокола. Для этого расширили проем звонницы, зацепили большой колокол веревками и сбросили вниз. При ударе о землю колокол треснул. Народа было много, пожилые стали креститься, кричали «Антихристы».
Постановлением Нижкрайисполкома от 11 марта 1930 г. церковь была объявлена закрытой. Президиум Нижгорсовета 3 марта 1930 г. постановил «закрытую Гордеевскую церковь» назначить к сносу как «стесняющую прокладку железнодорожных путей к Окскому мосту».
Снос церкви отсрочила возникшая в Москве путаница – там числилась как Гордеевская церковь только Смоленская Одигитриевская, которая является памятником архитектуры 1-й категории – стиля русского барокко XVII в. Директор Нижегородского государственного краевого историко-художественного музея предупредил Горсовет, что не имеет ничего против сноса новой церкви в Гордеевке, но категорически возражает против сноса старой Строгановской церкви: «Таких памятников в России всего 4».
ВЦИК разрешил верующим пользоваться зданием Владимирской церкви до особого своего решения. На 30 июля 1931 г. окончательно был решен вопрос о предоставлении Владимирского собора в ведение РОНО для переоборудования под школу-семилетку фабрики им. Кутузова, о чем и сообщено было в Нижкрайисполком и верующим (постановление Президиума Канавинского райсовета от 26 сентября 1931 г.).
10 марта 1932 г. Президиум ВЦИК постановил ликвидировать Владимирский собор в пос. Гордеевке, и 29 мая 1932 г. здание церкви было закрыто для переоборудования «под просветительское учреждение». Верующие – 1685 чел. из семи поселков вокруг Гордеевки (пос. Зарубаевка, им. Демьяна Бедного, д. Бурнаковки, Вари, Дарьино и Горнушкино) – продолжали жаловаться в Горьковский Крайисполком и во ВЦИК, т.к. остались без обоих храмов. Они ходатайствовали о передаче им вновь Смоленской церкви. Поначалу краевая комиссия решением своим от 22 июля 1932 г. ходатайство это удовлетворила как вполне законное. Но, по представлении Канавинского райсовета и Горьковского горсовета своих аргументов, что церковь будет находиться слишком близко к учебному заведению, 7 февраля 1933 г. Комиссия ходатайство верующих отклонила. Президиум Крайисполкома утвердил это решение 23 февраля 1933 г., а президиум ВЦИК – 27 декабря 1933 г.
Владимирскую церковь власти пытались использовать под клуб или школу, но ничего из этого не получилось. И долгие годы до конца 90-х годов в церкви работал Хлебозавод. С сентября 1998 года храм находится в ведении Нижегородской епархии. Год потребовался на освобождение от строительного мусора и оборудования пекарни, из ям для приготовления солевых растворов было вывезено более 500 КАМАЗов грязи.
Смоленская церковь в 1930 году была закрыта. А в 1934 году ее даже хотели взорвать, но по настоянию сотрудников Горьковского краевого музея уникальное здание было сохранено.
До начала 1990-х годов её здание использовалось как музейный склад. В 1993 году церковь передана епархии. После передачи здания Нижегородской епархии церковь пережила второе рождение, и в ней опять идут службы.
Сейчас оба храма реставрируются, но там проходят службы. Храм находится в ведении Нижегородской епархии. В 2005—2006 годах был позолочен главный купол.
Что же представляют из себя храмы сегодня?
При храмах работает воскресная школа, в которую многие школьники ходят на занятия, познавая азы православной культуры, действуют различные кружки.
Престолы
Смоленский храм:
Главный — в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия" ("Путеводительница").
Северный — в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Владимирский храм:
Главный – в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Приделы:
– в честь Покрова Пресвятой Богородицы;
– в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Престольные праздники:
Смоленский храм:
10 августа – Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» ("Путеводительница").
16 мая, 23 июля, 27 августа, 15 сентября – прпп. Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Владимирский храм:
14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.
22 мая, 19 декабря – память свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
3 июня, 6 июля, 8 сентября – Владимирской иконы Божией Матери.
Святыни:
Икона с крестом-мощевиком с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, преподобного Варнавы Гефсиманского и мучеников, пострадавших от нашествия сарацин.
Настоятели:
Иерей Сергий (Радаев) — до 10 августа 2005 года.
Настоятелем прихода сейчас является Николай Игошев.
Смоленская церковь является одной из четырех сохранившихся памятников Строгановского барокко и является объектом культурного наследия федерального значения.
Я думаю, что сохранение памятников старины – очень важная задача и изучение их представляет огромный интерес как для современных людей, так и для будущих поколений.
Источники и литература
- Фотогалерея храма в честь Смоленской иконы Божией Матери
http://www.nne.ru/photocat.php?cat=19
- Фотогалерея храма в честь Владимирской иконы Божией Матери
http://www.nne.ru/photocat.php?cat=42
- Приходы Нижнего Новгорода http://www.nne.ru/parish.php?id=393
- Смоленская церковь на Гордеевке. Нижний Новгород http://new.nnov.org/new/1451946.html
- Храмы России http://www.temples.ru/card.php?ID=9711
- Очерки о нижегородских храмах http://www.gorbibl.nnov.ru/cerkvi
- Википедия. Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке http://ru.wikipedia.org/wiki/
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Цели и задачи экскурсии
Цель:
Путем определения исторической роли памятников архитектуры, способствовать воспитанию патриотизма, любви, уважения и гордости за родной край.
Задачи экскурсии:
Выделить один из памятников архитектуры Нижнего Новгорода.
Определить его местоположение и показать, каким было здание в разные годы.
Дать краткую информацию об основных событиях, связанных с историей здания.
Раскрыть содержание темы работы через рассказ об истории храма на основе данных школьного архива и других источников информации.
Подвести итоги и определить значение памятника архитектуры для города и всей страны.
Отбор и изучение экскурсионных объектов
В качестве объектов представлены:
Технологическая карта экскурсии
План экскурсии | Объект показа | Продолжительность | Методические указания |
| Общая информация о цели экскурсии Обзорный рассказ о истории Гордеевки Знакомство с историей и сегодняшним днем Церкви иконы Смоленской Божией Матери Знакомство с историей и сегодняшним днем Церкви в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Роль сохранения памятников старины | 1 минута 3 минуты 15 минут 10 минут 1 минута | Особую роль при проведении данной экскурсии играет «портфель экскурсовода», в котором находятся фотографии храмов в разные исторические эпохи |
Методические приемы, применяемые в ходе экскурсии:
Смоленско-Владимирский приход в Гордеевке
Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня знакомить вас с достопримечательностями нашего прекрасного города буду я, экскурсовод школы №51, Синицына Анна.
Нижний Новгород – удивительно красивый город, он богат памятниками архитектуры, что позволяет нам лучше узнать прошлое родного города и научиться любить, ценить и уважать его прошлое, настоящее и будущее.
Рядом с нашей школой расположены два удивительных здания - церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и церковь иконы Смоленской Божьей Матери.
Проходя мимо, слыша звон колоколов, невольно задумываешься о том, сколько пережили эти стены и сколько могли бы рассказать нам. Но стены молчат, а потому мы обратились к книгам и нашли интересные факты о этих храмах.
Я предлагаю вам прямо сейчас отправиться на экскурсию и узнать некоторые интересные факты о стоящих рядом с нашей школой храмах - памятниках архитектуры. Во время экскурсии мы побываем в разных эпохах и проследим, какими эти здания были в разные годы.
Итак, готовы? На дворе 80-ые годы 17 века. Мы с вами на тихой улочке в селении Гордеевка. Здесь по поручению Григория Дмитриевича Строганова начинается строительство домовой каменной церкви. Работы в Нижнем велись быстро. 22 декабря 1693 года был сначала освящен придел в честь чудотворцев Антония и Феодосия, а спустя четыре года (25 июля 1697 года) - главный престол в честь Пресвятые Богородицы Смоленской Одигитрии.
Церковь Смоленской Божьей Матери – это настоящий шедевр русского зодчества 17 века. Эта церковь – один из лучших образцов «русского барокко».
Давайте внимательно посмотрим на здание. Помещение церкви невелико, так как прихожанами ее было лишь небольшое число людей, живших в усадьбе. Моленный зал перекрыт сомкнутым сводом с треугольными угловыми лотками и световым центральным барабаном, что придало ему красивый рисунок и облегченный вид. Столбов, характерных для русских храмов, внутри церкви нет, что позволило строителям увеличить объем здания. Пространство храма зрительно расширялось за счет света, льющегося из больших окон, расположенных в два яруса.
Обратите внимание - верх церкви и окна убраны белокаменной резью. В разработке силуэта и рисунка верха здания строители проявили удивительную изобретательность.
Композиционно-организующим элементом служило стройное пятиглавие. Причем центральная глава, как вы видите, луковичной формы и доминирует над небольшими шлемовидными главами боковых глухих барабанов.
Давайте посмотрим на колокольню. Она поставлена строго по главной оси восток-запад. Она ниже высоко поднятого пятиглавия.
Следует отметить и высокое качество кузнечных работ , и прежде всего художественную ковку крестов, которые представляют собой просечные полосы с приваренными многочисленными "сияниями". Особое место среди них занимает крест главы придела, откованный в основном из единого куска металла с приваркой вспомогательных элементов его убранства.
Для выполнения этих особо ответственных работ Г.Д.Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева. "На другом Берегу этой реки лежит Большое село, принадлежащее Григорию Дмитриевичу Строганову с прекрасною каменною церковью, и близ нея с каменным же господским домом, где живет по временам он сам," – сообщал в 1702 году Корнелий де Бруин.
Ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века.
1705 год. Г.Д.Строганов уезжает на постоянное жительство в Москву. Церковь становится приходской.
Село росло с развитием соседки – ярмарки. Для прихожан стало мало одной церкви, поэтому в 1847 году архитектор Август Иванович Шеффер разрабатывает проект одноглавой теплой церкви. Строительство ее закончили в 1850 году. И теперь рядом с красавицей-церковью Смоленской Божьей матери была построена для прихожан церковь Владимирской Божьей матери. На фото начала двадцатого века знаменитый фотохудожник Максим Петрович Дмитриев успел запечатлеть два соседствующих храма.
Но в начале 20 века маленькая церковь Владимирской Божьей Матери совсем не удовлетворяла многочисленных прихожан Гордеевки. Было решено строить большой храм.
Из архива от 18мая 1902года «...Духовная консистория честь имеет
препроводить при сем подписку архитектора Федорова о принятии им
на себя надзора за работами по сломке старого Владимирского храма в
селе Гордеевка Балахнинского уезда и постройке нового каменного.
Член консистории Протоиерей Д.Листов»
И Федор Петрович Федоров в 1902 году проектирует новый храм в Гордеевке. Храм строился быстро. Его освещали три раза, по мере отстраивания его пределов в 1908 - 1909гг. Храм был грандиозным, богато убранным, теплым, удобным для службы. Высокая паперть делала подход к нему просторным и величественным.
Стараниями первого священника Миловского Ф.П. в храм было
доставлено несколько колоколов различного тона звучания.
При храме был создан большой хор. Это привлекло большое количество прихожан.
Но наступили тридцатые годы. Оба храма не миновали злой участи.
В 1930 году обе церкви были закрыты и предназначены под снос. У Владимирского храма не только были сброшены колокола, но и разрушены все 5 глав.
Из воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны - выпускника нашей школы Павла Ивановича Аляева: «Помню, когда закрыли церковь, стали снимать колокола. Для этого расширили проем звонницы, зацепили большой колокол веревками и сбросили вниз. При ударе о землю колокол треснул. Народа было много, пожилые стали креститься, кричали «Антихристы».
К счастью, оба храма уцелели. Смоленская церковь была передана епархии, в 1993 году а Владимирский храм - в сентябре 1998 года. После передачи зданий Нижегородской епархии церкви пережили второе рождение, и там опять идут службы, работает воскресная школа, в которую многие школьники ходят на занятия, познавая азы православной культуры, действуют различные кружки.
Смоленская церковь является одной из четырех сохранившихся памятников Строгановского барокко и является объектом культурного наследия федерального значения.
Я думаю, что сохранение памятников старины – очень важная задача и изучение их представляет огромный интерес как для современных людей, так и для будущих поколений.
Дымковский петушок
Мост Леонардо
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Медведь и солнце
Снежный всадник