Вложение | Размер |
---|---|
sleng_v_povsednevnoy_rechi_uchashchihsya.doc | 75 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция
учащихся Меленковского района.
Вид работы: исследовательская работа
Тема работы: Сленг в повседневной речи учащихся
10 класса.
Выполнила: Котова Карина, учащаяся 10 класса
Научный руководитель: Эквтимишвили Л.Т., учитель русского языка
Меленки
2013 г.
Содержание.
1.Введение ……………………………………………………………………...2 стр.
2. Лексика, ограниченная в употреблении, в речи старшеклассников……...5 стр.
2. 1. Диалектная лексика.……………….…………………………………….. 5 стр.
2.2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся 10 класса…………….6 стр.
2.3. Молодёжный сленг. Причины употребления…………………………….6 стр.
2.4. Практические исследования. …………………………………………….7 стр.
3. Заключение…………………………………………………………………..9 стр.
4. Список литературы – ………………………………………………………11 стр.
5. Приложения………………………………………………………………....12 стр.
Введение.
Я искренне верю в то, что русский язык - язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы - «великий и могучий».
Однако современную молодежь все чаще «уличают» в подражании чуть ли не Эллочке Щукиной, персонажу из романа «Двенадцать стульев»? « Клево», «классно», «фиолетово» - вот слова, которыми вполне может обойтись современный молодой человек для выражения своих ощущений. В чем же «величие» и «могущество» языка молодежи и школьников? Бороться с такими «перлами» или принимать их? Это противоречие способствовало появлению интереса к исследованию лексики учащихся старшей школы, определило проблему моего исследования.
Гипотеза: в речи учащихся старшей школы преобладает ограниченная в употреблении лексика: не диалектизмы или профессионализмы, а сленг, жаргонизмы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Их употребление связано с желанием выделиться, быть современными.
Актуальность - ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьном учебнике 10 класса (один параграф);
- молодежный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними расширит знания о лексическом составе языка и углубить знания по предмету;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит видеть интересное рядом;
- работа позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики; материал проекта может быть использован в качестве дополнительного пособия на уроке и внеклассном мероприятии.
Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Область исследования – молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.
Объект исследования – устная речь учащихся 10 класса.
Задачи:
1.Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика - диалектизмы и профессионализмы в речи учащихся.
2.Определить понятие "сленг".
3.Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 10 класса с целью определения:
- круга наиболее употребительных жаргонных слов,
- частотности употребления жаргонизмов,
- причин употребления школьниками жаргонизмов.
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
-сбор лексики;
- анкетирование;
-анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Лексика, ограниченная в употреблении, в речи старшеклассников.
2.1. Диалектная лексика.
Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди других групп слов? Востребованы ли они в наше время?
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. На основе бесед с людьми старшего поколения, общаясь со своими сверстниками, я пришла к выводу, что в речи учащихся диалектизмы присутствуют. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшими. На уроках ребята стремятся говорить на литературном языке. В неофициальной обстановке используют иногда диалектные слова. Например, мост (коридор в частном доме), игурец, идияло, Идино («огурец», «одеяло», «Адино»). Характерной особенностью этой местности является так называемое "иканье" вместо "оканья". "О" заменяется на "и" в безударном положении , гоже (хорошо), блондитесь (болтаетесь без дела), квёлый (больной вид), проулок (пространство между домами), намедни (на днях), шобол (ветхая одежда), белые (пироги из дрожжевого теста) и др.
Невольное употребление подобных диалектных слов в речи образованного человека – это отступление от литературных норм, что противопоказано «культуре речи». С другой стороны, за счет народной речи (диалектов, просторечия) язык обогащается. Диалектное слово может быть удачно и выразительно, необычно. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. Причины редкого употребления диалектных слов:
1. Одни ребята утверждают, что диалектизмы - это лексика людей пожилого возраста;
2. Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы «смешно»;
3. Некоторые не используют их вовсе, так не знают таких слов.
Я думаю, что мы не должны забывать слова и выражения, которыми пользовались наши старшие родственники. Значение непонятного диалектного слова можно узнать в лингвистических словарях.
2.2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся 10 класса.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, карбюратор, штемпель, скальпель.
Термин -это научное обозначение понятия (синтаксис, неравенство, климат, подлежащее и другие).
Из лексикона родителей, других взрослых некоторые профессионализмы переходят в детский лексикон. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся. Например, аккумулятор, радиатор, коробка передач, педиатр, окулист, лор, кариес.
2.3. Молодёжный сленг. Причины употребления.
Существует несколько определений сленга.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Хотя подобные слова живут в современном языке полноценной жизнью, но считаются нежелательными к употреблению в литературном языке.
Молодёжный сленг — социальный диалект молодёжи, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Главные достоинства – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, это неотъемлемая часть нашей речи.
2.4. Практические исследования.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему сленг прочно вошел в обиход? Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (на уроках, на переменах, на улице). Выяснила, что мои одноклассники активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому он легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Закономерным показался мне вопрос: «Для чего вы употребляете сленг?» Популярными ответами были «Это современно», «Помогает самоутвердиться». Стало ясно, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, просто не хотят быть смешными. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразный вызов взрослым. Второй по популярности ответ: «Так все говорят», «Сленг делает речь понятнее». Несколько человек ответили, что сленг делает речь менее скучной. На вопрос: «Будете ли вы употреблять сленг лет через 10-15?», многие ответили отрицательно. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми, по мнению опрашиваемых ребят, недопустимо, и подтверждает тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. Старшеклассники высказали мысль, что в школе при незнакомых людях, учителях стараются не употреблять в своей речи сленг.
Из бесед со взрослыми я выяснила, когда они учились в школе, сленг тоже существовал.
В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Группы | Примеры |
Части тела | грабли, клешни (руки), башня (голова), зенки (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); |
Люди по профессии | Училка (учительница), водила (водитель), мент (милиционер); |
Бытовая техника , компьютер | ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), клава (клавиатура), аська (система общения)... |
Транспорт | Велик (велосипед), тачка (машина) |
Родственники, молодые люди | предки, родичи, родоки (родители), сеструха (сестра), братва (друзья), мен (парень), мачо (красивый, физически развитый парень) |
Слова, имеющие отношение к учебе | домашка (домашнее задание), контрошка (контрольная работа), физра, литра (учебные предметы) |
Слова, имеющие отношение к еде | хавать, хавчик, жрачка (еда),магаз, (магазин), столовка (столовая) |
Оценочные слова | классно, клево, лафа, ништяк, зашибись (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), в натуре (правда), воще (восхищение), стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое), фиолетово (все равно) |
Глаголы | отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (потерпеть неудачу), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (испытывать приятные ощущения), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), лыбу давить (ухмыляться), грузить (надоедать, приставать), наехать (угрожать); отметить днюху (день рождения), тусить (отдыхать с друзьями) |
Негативная оценка людей | ботан, крыса, баран, свинья, лось, лох, лошара, тормоз, дятел, козел, чмо... |
Деньги | Бабки, бабосики, пятихатка (пятьсот рублей), штука (тысяча рублей) |
В результате исследования было выяснено, что ученики 10 класса активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении старшеклассников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление, раздражение и т. д.). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные эмоции: Ну, ты, блин, прыгнул! (удивление), Не лезь, блин (раздражение), Успел, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
3. Заключение.
В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных, профессиональных слов и выражений. Больше всего в речи ребята используют сленг как экспрессивное средство, считая его современным. Таким образом, они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. А также употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения. Немаловажным фактором является влияние телевидения и особенно интернета на речь школьника. Установлено, что многие относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит. Проанализировав значения слов, их эмоциональную нагрузку, я увидела, что больший процент «модных» слов – бранные, унижающие человеческое достоинство, грубые. Об этом свидетельствует ещё и тот факт, что не все слова можно привлечь для речевой иллюстрации. К сожалению, все эти слова находятся в активном употреблении моих сверстников. Теперь я никогда не назову кого-то «лохом», зная, что это человек, которого задумано убить; и не скажу: «Ты - глючишь?», помня, что это обозначает «Ты - наркоманишь?». Я выяснила, что сленг существовал и раньше. До 16-17 лет каждый из нас неотделим от школы, и все насущные проблемы связаны с ней, но в особую группу не выделяется школьный сленг, так как носители школьной лексики после окончания учебного заведения перестают употреблять «школьные» слова. Можно сказать о том, что школьный язык – это возрастной язык, которым «владел» каждый в пору учения. Л. И. Скворцов в одной из своих научных работ делает вывод: «Школьный жаргон (зафиксировано 32 единицы) включает в себя наименования учебных предметов (матеша – математика, пеша - пение, музыка, физра - физкультура и пр.), школьных оценок (параша, твикс - оценка 2, трендель - оценка 3 и пр.), некоторых школьных помещений (столовка - столовая), отдельных работников школы (училка - учительница, дерюга / дерюжка - директор школы), видов учебной деятельности (домашка - домашняя работа, контроша - контрольная работа)»
Следовательно, гипотеза, которую я выдвигала, верна - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте - сленг, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Наша задача - учиться уместно использовать данную лексику, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка. Теперь становится понятным, почему родители неодобрительно относятся к нашей «свободной речи», и только теперь становится понятным термин «экология языка».
Задумаемся о том, как же загрязнена наша речь! Речь подростка – это зачастую просто свалка. Не опускаемся ли мы на «дно» жизни, не разрушаем ли мы своё «Я», свой духовный мир, употребляя слова со «свалки»?! Сами собой рождаются лозунги: «Долой ништяк, да здравствует отлично»! Своей модой не уничтожаем ли мы драгоценный язык Пушкина, Лермонтова, Гоголя? Поэтому я уверена, что о данном исследовании полезно будет послушать всем старшеклассникам на уроках русского языка и на классных часах.
4. Список литературы.
1.С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 и др. словари
2.В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
3.Скворцов Л.И. Экология языка, или Поговорим о культуре речи: Кн. для учащихся. М., 1998
4. И.Б.Голуб, Д.И.Розенталь «Книга о хорошей речи». Москва.1997.
5. Материалы Интернет
5. Приложения.
Приложение №1.
Анкета для изучения состояния устной речи учащихся 10 класса.
Просим Вас записать «молодёжные» слова и их значения, используемые в общении с одноклассниками, друзьями. Просим не писать некорректные выражения
Части тела |
Люди по профессии |
Бытовая техника, компьютер |
Транспорт |
Родственники, молодые люди |
Слова, имеющие отношение к учебе |
Слова, имеющие отношение к еде |
Оценочные слова |
Глаголы |
Негативная оценка людей |
Деньги |
Приложение №2.
Сферы и частотность употребления молодёжных актуальных слов в устной речи
учащихся 10 класса (в классе -13 человек).
Люди, оценочные слова, профессия, занятия | ||
Ботан, ботаник | Занимающийся только учёбой | 13 |
Чел | Парень | 13 |
Козёл | Бранное, негативное отношение к человеку | 11 |
Тормоз | Человек, что-то не понимающий | 11 |
Чмо | Отрицательная характеристика | 8 |
Лох, лошара | Неуважаемый другими человек | 7 |
Предки | Родители | 7 |
Братва | Друзья | 6 |
Братан | Друг | 6 |
Мачо | Физически сильный и красивый человек | 3 |
Крыса | Человек, делающий подлости исподтишка | 8 |
Баран | Упрямый человек | 4 |
Мент… | Милиционер | 8 |
Еда, деньги, предметы | ||
Хавать, хавчик, хавальник | Еда, рот | 5 |
Комп, клава | Компьютер, клавиатура | 12 |
Глючит, глюкануло | Плохо что-то работает | 9 |
Глаголы, оценочные слова | ||
Прикольно, прикол, прикольнуться | Что-то интересное | 13 |
Туса, тусовка, тусить | Встреча, времяпрепровождение | 4 |
Круто | Отлично | 6 |
Бабло, ... | Деньги | 10 |
Приложение №3.
Лох (лошара) (Грубо оскорбительное, бранное, показывающее негативное отношение к человеку). Неуважаемый в обществе человек; человек с низкой репутацией; наивный, простодушный. Лохонуть - обмануть Лохонутый – обманутый. Лохотрон – обман, игра – обман «Лохнесское чудовище» Лох – (в уголовном жаргоне) – человек, которого намечено убить, ограбить, т. е. совершить противоправный поступок; «жертва» преступления. Например: «Прицепился ко мне сегодня лох какой-то!» «Как бы не лохонуться.» «Вся их хвалёная лотерея – обыкновенный лохотрон» | |
Отстой, отстойно (неодобрительное, негативное отношение к чему-либо ) Устарелое, старомодное, не пользующееся спросом, не модное. Отстой - (из языка наркоманов) - некачественные остатки раствора наркотика для инъекции после фильтрации; то, что отстоялось, осталось в осадке. Слово пришло в молодёжную речь утратив значение, относящееся к обработке наркотика. Например: «Новый клип – полный отстой!» «Ты посмотри как он отстойно одевается!» | |
Тормоз, тормознутый (отрицательная характеристика, неодобрительное) Медленно соображающий человек, плохо понимающий что-то Тормозить – 1. плохо понимать, глупить, прибывать в замешательстве. 2. останавливать Тормозить – (уголовное, из языка наркоманов) – вяло, замедленно реагировать на происходящее в период постинтоксикации организма. В молодёжный язык слово пришло с частичной потерей значения, т. е состояние от воздействия наркотика. Например: «Ну ты и тормоз – ничего не сечешь!» «Не тормози – до конца осталось пять минут» «Э! Ты тормози его, пока всем настроение не испортил» |
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Твёрдое - мягкое
Злая мать и добрая тётя
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
О чем поет Шотландская волынка?
Комментарии
Сленг в повседневной речи учащихся
ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьном учебнике 10 класса (один параграф);
- молодежный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними расширит знания о лексическом составе языка и углубить знания по предмету;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит видеть интересное рядом;
- работа позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики; материал проекта может быть использован в качестве дополнительного пособия на уроке и внеклассном мероприятии.