Руководитель проекта: Миронова Инна Александровна - учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1430
Данный проект был представлен:
1) В "Манеже" в рамках Выставки "Лучшее - детям" (ноябрь 2012), диплом участника Выставки
2) Школьная ярмарка проектов (декабрь, 2012)
3) Окружной конкурс проектных и исследовательских работ "Открытие"; диплом участника
4) Региональный тур Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ "Я - исследователь", диплом Лауреата
5) Городской конкурс учебно-исследовательских проектных работ школьников "Мы и Биосфера". По результатам первых двух заочных этапов, автор вышел в финал; диплом 1 степени
6) Данная работа опубликована на сайте ИД "Первое сентября" для участия в конкурсе "Учебный проект": http://project.1september.ru/work.php?id=602927 - ЛАУРЕАТ
Аннотация к проекту «Химические вещества в нашей жизни»
В основу данного проекта легло желание проектанта познакомиться с химическими веществами и их свойствами, а также состоянием вещества в том или ином виде в природе. Возникли два вопроса, ответы на которые очень хотелось найти. Какое значение химические вещества играют в нашей жизни? Каково их значение?
Есть набор «Юный химик». В этот набор входят химические вещества в различных упаковках, химические инструменты. Что можно узнать о химических веществах и инструментах, используя данный набор? Как химические вещества влияют на нашу жизнь и где встречаются?
Проблема. Как же получить необходимые знания об элементарных химических веществах, их свойствах и использовании человеком в жизни?
Основная цель проекта: знакомство с элементарными химическими веществами, их свойствами и использованием их в нашей жизни.
Задачи:
Объект исследования: химические свойства веществ.
Предмет исследования: выявление в процессе опытов химических свойств некоторых веществ.
Ход исследования и тезисы. В процессе работы изучается информация о разнообразии веществ (все вещества делятся на органические, неорганические и сделанные человеком); приобретаются знания химические знания (к характеристикам веществ относят их агрегатное состояние, цвет, запах, способность плавиться, температура плавления, способность разлагаться при нагревании, температура разложения, способность поглощать влагу, вязкость, способность взаимодействовать с другими веществами); делается экскурс в историю открытия химических веществ (от алхимиков до таблицы Менделеева); описывается процесс получения опытным путем апатита, при проведении эксперимента удаляется коррозия одним из способов, ставится кулинарный опыт - гашение соды уксусом, в процессе которого выясняется для чего это необходимо делать, и что произойдет со вкусом теста, если не гасить соду уксусом. Проводя опыты с химическими веществами неминуемо возникновение интереса, связанного с тем, что произойдет с ними дальше. Наверное, и всем известным ныне химикам, это тоже было интересно, иначе бы в нашей жизни мы не встречали такое количество различных химических веществ и не использовали бы их каждый день по различному назначению.
От руководителя проекта:
Химические вещества окружают человека повсюду. Это огромное поле для исследовательской деятельности. Любознательность не дает покоя пытливому уму проектанта, бесконечно возникают интересные вопросы, решение которых требует проведение опытов, их анализ и обобщение полученных знаний. Исследуя загадочный мир химических веществ, на практике приобретается богатый опыт (в процессе которого проектант узнает, как удалить коррозию в домашних условиях, для чего нужна сода и зачем ее нужно гасить, как создать апатит…), который позволяет понять, как используются химические вещества в жизни…
Методический паспорт учебного проекта
1 | Название проекта | Химические вещества в жизни |
2 | ФИО разработчика проекта | Кокорев Алексей |
3 | Название образовательного учреждения | Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1430 |
4 | Год разработки учебного проекта | 2012-2013 учебный год |
5 | Опыт использования (степень распространения) |
|
6 | Проблемная ситуация | Есть набор «Юный химик». В этот набор входят химические вещества в различных упаковках, химические инструменты. Что можно узнать о химических веществах и инструментах, используя данный набор? Как химические вещества влияют на нашу жизнь и где встречаются? |
7 | Проблема проекта | Как же получить необходимые знания об элементарных химических веществах, их свойствах и использовании человеком в жизни? |
8 | Цель | Знакомство с элементарными химическими веществами, их свойствами, их использованием в жизни |
9 | Задачи – этапы-способы решения |
|
10 | Форма организации детей |
|
11 | Ведущая деятельность |
|
12 | Сфера применения результатов | Презентация к уроку, пособие – практикум для учащихся |
13 | Используемые технологии | Технология проектного обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии |
14 | Форма продуктов проектной деятельности |
|
16 | Виды презентации | демонстрирующий |
17 | Класс или возраст детей | 3 класс |
18 | Количество участников | 1 |
19 | Предметная область | Естествознание |
20 | Состав участников | индивидуальный |
21 | Характер координации | Руководитель проекта: Миронова Инна Александровна, учитель начальных классов |
22 | Темы учебно-тематического плана предметов | Окружающий мир «Вещества вокруг нас» |
23 | Время работы | 01.09.-17.11.2012 |
24 | Цели обучения, развития, воспитания | Развитие интереса к изучению химических веществ, приобретение опыта в проведении химических реакций, соблюдение техники безопасности при проведении опытов |
25 | Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений | Необходимые ЗУН - что такое вещества, три состояния вещества. Специфические умения: включение газовой конфорки, растворение веществ в воде, проведение простейших опытов. |
26 | Приращение в ЗУН и специфических умений | Приращение в ЗУН – история открытий химических веществ, выдающиеся химики России, внесшие существенный вклад в науку; характеристики веществ Приращение в специфических умениях – опыты: получение апатита, удаления коррозии в домашних условиях, гашение соды |
27 | Режим работы (организационная форма) |
|
28 | Техническое оснащение | Компьютер, набор «Юный химик» |
29 | Учебно-методическое оснащение | Энциклопедии, интернет - ресурсы, |
30 | Информационное оснащение | Источники материала для написания проекта:
|
31 | Кадровое оснащение | Инженер: Перцева Юлия Вячеславовна (мама) |
32 | Комментарий | Химические вещества окружают человека повсюду. Это огромное поле для исследовательской деятельности. Любознательность не дает покоя пытливому уму проектанта, бесконечно возникают интересные вопросы, решение которых требует проведение опытов, их анализ и обобщение полученных знаний. Исследуя загадочный мир химических веществ, на практике приобретается богатый опыт (в процессе которого проектант узнает, как удалить коррозию в домашних условиях, для чего нужна сода и зачем ее нужно гасить, как создать апатит…), который позволяет понять, как используются химические вещества в жизни… |
Тема проекта: «Химические вещества нашей жизни»
В основу данного проекта легло желание познакомиться с химическими веществами и свойствами, а так же состоянием вещества в том или ином виде в природе. Возникли два вопроса, ответы на которые очень хотелось найти. «Какое значение химические вещества играют в нашей жизни? Каково их значение»?
Однажды я наблюдал как зажигают спички о коробок, как растворяется сахарный песок и заваривается пакетик чая в кипятке, как дымится сухой лед на горячем воздухе и подумал: мне хочется в подарок на день рождения набор «Юный химик». И мне его подарили. Я начал проводить опыты. Поначалу я не знал для чего я это делаю, а потом меня заинтересовало, какие химические вещества есть вокруг нас, как их получают и как их используют.
Разнообразие химических веществ
Каждого человека окружает большое количество вещей – это различные природные объекты и предметы, созданные человеком. Все они состоят из различных веществ. Например: дом построен из кирпича, а кирпич сделан из глины; книга написана бумаге, а бумага изготовлена из дерева. Основное вещество морей и рек – жидкая вода, а воздух состоит из смеси газов, которые тоже являются веществами. Чистые вещества встречаются довольно редко, обычно мы имеем дело со смесями. Например: воздух – это смесь газов; молоко – жидкая смесь, а сплав металлов – твердая смесь.
Многие вещества встречаются в природе. Среди них выделяют минеральные (или неорганические) вещества и органические. Из неорганических веществ состоят горные породы, водоемы, атмосфера. Органические вещества входят в состав растений и животных, из них построено тело человека. Еще больше веществ, не существующих в природе, получено человеком искусственным путем. Они применяются в различных сферах деятельности человека. Искусственных веществ значительно больше, чем природных и используются они гораздо чаще. Например, в современном строительстве используют не дерево, а железобетон. Тканей так же больше, чем натуральных из шёлка, шерсти и хлопка. В пищевой промышленности, также используются различные красители , на натуральной основе, вкусовые добавки. В парфюмерный, фармацевтической, а также при производстве бытовой химии также используются искусственно созданные химические вещества. Существуют самые разнообразные характеристики веществ: агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, способность плавиться, температура плавления, способность разлагаться при нагревании, температуру разложения, способность поглощать влагу, вязкость, способность взаимодействовать с другими веществами и многие другие.
Важнейшие из этих характеристик – состав и строение. Именно от состава и строения вещества зависят все остальные характеристики.
У любого химического вещества есть 3 основных состояния: жидкое, твердое и газообразное. В зависимости от того , какой конечный результат нам надо получить, мы используем химические вещества в одном из этих состояний.
Из истории открытия химических веществ
В 20-м веке благодаря , бурному развитию физики, биологии, химии и внедрение полученных результатов путем промышленного производства в жизнь человека, мы уже не мыслим себе существования без таких предметов крайней необходимости как зубная паста, шариковая ручка, очиститель от накипи для электрочайников, моющее средство для посуды, и так далее.
Все эти предметы и вещества состоят из искусственно полученных химических веществ.
Конечно в домашних условиях получить эти вещества крайне сложно. Но мы попробуем , использую набор «Юный химик», изучить некоторые и химические вещества, их свойства.
Получение вещества (апатита)
Все мы помним с детства как мама каждое утро говорила : « Чисти зубы, а то они будут болеть, пойдем к зубному врачу ,будет сверлить бормашиной и так далее….
Наши зубы это костная материя, содержащая кальций. Сверху зуб покрыт эмалью, которая преимущественно состоит из вещества, называемого апатит (основной фосфат кальция) Са5(ОН)(РО4)3. Апатит растворяется в кислотах. Чтобы в этом убедится, сначала надо получить апатит. (См. Приложение)
В принципе в зубах содержатся вещества, способные нейтрализовать кислоты. Поэтому человек спокойно может есть кислые овощи и фрукты. Однако, если содержание кислоты в пище становится достаточно высоким или кислота оказывается достаточно сильной , могут возникнуть неприятности.
Предназначение любой зубной пасты очищать зубы от налёта из остатков пищи и бактерий. Поэтому вполне логичным было решение наших предков выбрать в качестве основы зубной пасты абразивное вещество, способное механически удалять зубной налёт и полировать поверхность эмали.
В первых зубных пастах, упоминание о которых восходит к IV веку н.э., в качестве абразивного материала использовалась смесь из соли и перца. В средние века люди чистили зубы мелким песком, золой – это, как сейчас говорят, "экологически чистые материалы", но от такого агрессивного воздействия зубная эмаль быстро истончается, поэтому стал использоваться другой материал карбонат кальция (обыкновенный мел), который, в силу своей дешевизны, применяется и сейчас. Наряду с мелом распространён и другой не менее агрессивный абразив – бикарбонат натрия (пищевая сода), который не только полирует, но и обладает отбеливающим эффектом.
Абразивные вещества составляют примерно 40% объема пасты.
На сегодняшний день наиболее эффективным и наименее травмирующим веществом применяемым в технологии изготовления зубных паст, является диоксид титана.
Применяются и другие абразивные наполнители: пирогенная двуокись кремния (аэросил), дикальций фосфат, алюмосиликат, диоксид кремния (кремнезём).
Существуют и безабразивные зубные пасты (гелевые), предназначенные для людей с тонким слоем зубной эмали, детей. Вместе со снижением травмирующего эффекта на зубную эмаль, снижаются и очищающие возможности таких паст, но некоторым людям больше ничего не остаётся, как делать выбор между ополаскивателем и без абразивной зубной пастой.
Коррозия (ржавление) металла
Коррозия – это разрушение металлов под действием различных агентов окружающей среды.
Как правило, коррозия происходит потому, что металлы реагируют с различными агентами, превращаясь в различные соединения, которые не обладают механическими свойствами металлов. Коррозия – бич современной техники, поскольку приводит к её преждевременному износу. На борьбу с коррозией во всем мире затрачиваются огромные средства. (См. Приложение)
Коррозия приводит ежегодно к миллиардным убыткам, и разрешение этой проблемы является важной задачей. Основной ущерб, причиняемый коррозией, заключается не в потере металла как такового, а в огромной стоимости изделий, разрушаемых коррозией. Вот почему ежегодные потери от неё в промышленно развитых странах столь велики
Истинные убытки от неё нельзя определить, оценив только прямые потери, к которым относятся стоимость разрушившейся конструкции, стоимость замены оборудования, затраты на мероприятия по защите от коррозии. Ещё больший ущерб составляют косвенные потери. Это простои оборудования при замене проржавевших деталей и узлов, утечка продуктов, нарушение технологических процессов. Для предотвращения коррозии в качестве конструкционных материалов применяют нержавеющие стали, кортеновские стали, цветные металлы. При проектировании конструкции стараются максимально изолировать от попадания коррозионной среды, применяя клеи, герметики, резиновые прокладки.
Активные методы борьбы с коррозией направлены на изменение структуры двойного электрического слоя. Применяется наложение постоянного электрического поля с помощью источника постоянного тока, напряжение выбирается с целью повышения электродного потенциала защищаемого металла. Другой метод — использование жертвенного анода, более активного материала, который будет разрушаться, предохраняя защищаемое изделие.
В качестве защиты от коррозии может применяться нанесение какого-либо покрытия, которое препятствует образованию коррозионного элемента (пассивный метод).
Для чего это нужно? Гашение соды широко применяется в кулинарии, в основном в выпечке изделий из теста. Чтобы тесто было пышным необходим разрыхлитель.
Итак, пищевая сода была изобретена французским химиком Лебланком в конце XVIII столетия. До России это изобретение дошло значительно позже, после получения нового способа ее изготовления. Как только у русских хозяек появился такой продукт, как сода, они методом проб и ошибок стали применять и использовать ее в кулинарии. Почему соду был решено гасить? Дело в том, что негашеная сода в горячей выпечке имеет очень неприятный «мыльный» вкус. Что «исправлялось» ее гашением. (Cм. Приложение)
Заключение
В заключении, мне хотелось бы добавить: что проводя опыты с химическими веществами мне было жутко интересно, что произойдет с ними дальше. Наверное, и всем известным ныне химикам, это тоже было интересно, иначе бы в нашей жизни мы не встречали такое количество различных химических веществ и не использовали бы их каждый день по различному назначению
Источники материала для написания проекта:
Прекрасное далёко
Компас своими руками
Снег своими руками
«Течет река Волга»
Рисуем домики зимой