Исследование имеет профориентационное направление . Описание исследования и его результаты.
Слайд 1
ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 2 «А» КЛАССА МОУ СОШ №13 ФАЗАЛОВ ДАВИД Тип мышленияСлайд 2
Для того чтобы познать мир, человеку помимо слуха, зрения, осязания, обоняния необходимо еще мышление. Дома меня протестировала мама . Я ответил на вопросы трех тестов. После обработки результатов .
Слайд 3
Первый тест показал, что у меня преобладает 2 типа мышления. Предметно-действенное и креативное. У большинства людей преобладает один или два типа. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления. Зная свой тип, можно выяснить в каких профессиях мы будем успешны.
Слайд 4
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому. 2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы. 3. Я люблю читать книги. 4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура. 5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить. 6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках. 7. Я люблю играть в шахматы. 8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме. 9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев. 10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу. 11. Мне нравится все делать своими руками. 12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями. 13. Я придаю большое значение сказанному слову. 14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания. 15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче. 16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок. 17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений. 18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста. 19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе. 20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат. 21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей. Определение типа мышления
Слайд 5
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику). 23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений. 24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события. 25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе. 26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать. 27. Я понимаю красоту математических формул. 28. Мне легко говорить перед любой аудиторией. 29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты. 30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно. 31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить. 32. Мне интересно было бы расшифровать значение древних символов. 33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка. 34. Я понимаю красоту природы и искусства. 35. Не люблю ходить одним и тем же путем. 36. Мне нравится работа, требующая физической активности. 37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения. 38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю. 39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма. 40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Слайд 6
Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Число баллов в колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 высокий).
Слайд 7
1. Предметно-действенное (П-Д ) мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов. 2 . Абстрактно-символическим (А-С ) мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки. 3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям. 4. Наглядно-образным мышлением (Н-Л) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением. 5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
Слайд 8
ВТОРОЙ ТЕСТ ПОМОГАЕТ ВЫЯВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ
Слайд 9
Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности а) общаться с самыми разными людьми; б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д. в) заниматься расчетами; вести документацию. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает а) возможность следить за ходом мыслей автора; б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; в) сюжет, действия героев. Меня больше обрадует Нобелевская премия а) за общественную деятельность; б) в области наук; в) в области искусства. Будущее людей определяют а) взаимопонимание между людьми; б) научные открытия; в) развитие производства.
Слайд 10
В людях я ценю, прежде всего а) дружелюбие и отзывчивость; б) смелость и выносливость; в) обязательность и аккуратность. В свободное время мне хотелось бы а) ставить различные опыты, эксперименты; б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать; в) тренироваться. В заграничных поездках меня скорее заинтересует а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны; б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); в) деловое общение. Мне интереснее беседовать о а) человеческих взаимоотношениях; б) новой научной гипотезе; в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера. В школе следует обратить особое внимание на а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками; б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом; в) укрепление дисциплины.
Слайд 11
Я с большим удовольствием смотрю а) научно-популярные фильмы; б) программы о культуре и искусстве; в) спортивные программы. Мне хотелось бы работать а ) с детьми или сверстниками; б) с машинами, механизмами; в) с объектами природы. Школа в первую очередь должна а) учить общению с другими людьми; б) давать знания; в) обучать навыкам работы. Главное в жизни а) иметь возможность заниматься творчеством; б) вести здоровый образ жизни; в) тщательно планировать свои дела. Государство должно в первую очередь заботиться о а) защите интересов и прав граждан; б) достижениях в области науки и техники; в) материальном благополучии граждан.
Слайд 12
Мне интереснее было бы а) заниматься сбытом товаров; б) изготавливать изделия; в) планировать производство товаров. Я предпочитаю читать статьи о а) выдающихся ученых и их открытиях; б) интересных изобретениях; в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов. Свободное время я люблю а) читать, думать, рассуждать; б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями; в) ходить на выставки, концерты, в музеи. Больший интерес у меня вызовет сообщение о а) научном открытии; б) художественной выставке; в) экономической ситуации.
Слайд 14
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки. 10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов – склонность к определенному виду деятельности. 4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена. I II III IV V VI 1. а б в 2. а б в 3. а б в 4. а б в 5. а б в 6. а б в 7. а б в 8. а б в 9. а б в 10. а б в 11. а б в 12. а б в 13. а б в 14. а б в 15. а б в 16. а б в 17. а б в 18. а б в 19. а б в 20. а б в 21. а б в 22. а б в 23. а б в 24. а б в Сумма баллов 3 4 4 2 5 6 Обработка результатов.
Слайд 15
I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности. II - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий. IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость. V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью. VI - склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.
Слайд 16
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать» , а склонности – формулой «хочу делать» . Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. В детстве нужно заниматься в различных спортивных секциях и кружках. Попробовать свои силы в спорте, литературе, искусстве, науке . Во втором тесте выясняли мои профессиональные склонности. Я имею - склонность к работе с людьми. Профессии , связанные с управлением, обучением, воспитанием, Людей этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми.
Слайд 17
3 тест Профессиональные интересы
Слайд 18
Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б) Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б) Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б) Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б) Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б) Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б) Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б) Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б) Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б) Лечить животных (10а) или лечить людей (10б) Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б) Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б) Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б) Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б) Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б) Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б) Расписывать стены (17а) или строить здания (17б) Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б) Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б) Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б)
Слайд 19
Обработка результатов заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов: Ч - «Человек», Т - «Техника», П - «Природа», З - «Знак», И - «Искусство». В этом тесте люди делятся на пять групп. Ч - «Человек», Т - «Техника », П - «Природа», З - «Знак », И - «Искусство». Ч Т П З И 2а 1б 1а 2б 3а 4б 4а 3б 5а 5б 6б 7б 6а 9б 7а 8а 9а 10а 10б 8б 12а 11б 11а 12б 13а 14б 14а 13б 15а 15б 16б 17б 16а 19б 17а 18а 19а 20а 20б 18б · У кого больше всего баллов в первом столбце? · Кто может назвать самую интересную для него профессию? · Как вы думаете, что объединяет эти профессии? (в них главное – другой человек). «Найди пару»
Слайд 20
К группе «Человек» относится большинство профессий. Найдите каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранной вами профессии, запишите внизу ее название и ее «пару»: Таким же образом учащиеся выясняют, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство» и называют примеры этих профессий и по возможности предмет, или объект труда. Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно услышать каждого и дать высказаться всем желающим. Врач 1 Учитель 2 Парикмахер 3 Экскурсовод 4 Библиотекарь 5 Продавец 6 Воспитатель 7 Продавец ……………… 6 Покупатель 3 Клиент 1 Пациент 5 Читатель 4 Слушатель 2 Ученик 7 Воспитанник 4 Турист ………………
Слайд 21
В третьем тесте я узнал о профессиональных интересах, какие специальности близки для моего типа. При обработке результатов выяснилось, что я отношусь к группе «Человек». Из пар приведенных в таблице мне интересна профессия «Экскурсовод»
Кто самый сильный?
И тут появился изобретатель
Музыка космоса
Компас своими руками
Огонь фламенко