Данная работа участвовала в школьном конкурсе исследовательских проектов "Хочу всё знать" и была награждена дипломом Iстепени. Презентация к проекту разбита на 2 части.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст работы | 25.81 КБ |
Презентация часть 1. | 2.75 МБ |
Презентация часть 2. | 2.99 МБ |
МБОУ Прогимназия №2
Школьный конкурс исследовательских проектов
«Хочу всё знать».
Женский народный костюм
Воронежской губернии.
Выполнила: Зорина Полина,
ученица 1 – «В» класса
Руководитель: Мерзлютина И. А.
Воронеж
2012
ВВЕДЕНИЕ
Моё знакомство с народным костюмом Воронежской области началось в сентябре 2011 года, когда я начала заниматься в музыкальной школе, отделение народного вокала. Через какое-то время мой преподаватель Ирина Николаевна принесла мне народный костюм. Он был мне велик, и маме пришлось его ушивать.
В школе я как-то спросила у Ирины Николаевны настоящий ли мой костюм. Ирина Николаевна ответила, что его придумал художник, в соответствии с тем как было принято в Воронежской губернии. Мне стало интересно, и я решила узнать поподробнее про народный костюм своего родного края.
Так появилась тема моего исследования. СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2.
Мой классный руководитель, Мерзлютина Ирина Александровна помогла мне определить цель и задачи исследования, и моя работа началась.
ЦЕЛЬ: выявить характерные особенности женского костюма Воронежской области.
ЗАДАЧИ:
ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ.
СЛАЙД 3 - 5.
Из литературы я узнала, что до середины 20-х годов XX века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.
Местность, занимаемая Воронежской губернией до конца XVII века, в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж. Из-за характера своего заселения Воронежская губерния отличалась большим разнообразием костюмов. В разных уездах, сёлах, а иногда и в пределах одного села можно было увидеть всевозможные комплекты костюмов.
Самые ранние сведения об одежде Воронежского края содержаться в письменных источниках XVII – XVIII веков.
ИЗ ЧЕГО ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ОДЕЖДА.
СЛАЙД 6.
Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Домашние ткани подвергались окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и жёлтыми массами. Шёлковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма. Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в композиции и колорите костюма.
ЦВЕТ КОСТЮМА.
СЛАЙД 7.
В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и чёрный.
Белый цвет связан со светом, ощущением лёгкости, олицетворяет благородство и духовность.
Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия, власти.
Чёрный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии.
СЕМЕЙНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ОДЕЖДЕ.
СЛАЙД 8 - 10.
Одежда отражала семейные и возрастные отличия.
В Воронежской губернии дети до 15 лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребёнка. До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя понёву.
Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, понёву, передник, пояс-покромку.
Каждая девочка, начиная с 6-7 летнего возраста, сама должна была наткать 5 – 6 покромок для будущего замужества, а украшали их пожилые женщины.
В некоторых районах женщины носили костюмы сарафанного типа. В таком случае отличия между женским и девичьим костюмом заключалось в различных головных уборах.
А теперь мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми деталями женского костюма Воронежской губернии.
ПОНЁВА.
СЛАЙД 11.
Понёва – это юбка, состоящая из трёх полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском.
Понёвы в Воронежской губернии были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка», изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Размер клетки на понёве указывал, много или мало земли имеют крестьяне на селе. Понёвы делились на праздничные и будничные.
РУБАХА.
СЛАЙД 12.
Основу женского костюма составляла рубаха. Шилась она до пояса из домотканой холстины, позже – из покупной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богача и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любые случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи украшали вышивкой и блёстками.
ПЕРЕДНИК.
СЛАЙД 13.
Важным элементом женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины в комплекте с понёвой, юбкой и сарафаном.
САРАФАН.
СЛАЙД 14.
По яркости, цвету и богатству украшений девичий сарафанный комплекс был беднее понёвного, но не менее красив. Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеёнки, которую в некоторые местах называли обручем, набора платков и шалей, набора обуви, шубы, корсетки, нашейных украшений: мониста или стеклянных бус.
ГОЛОВНОЙ УБОР.
СЛАЙД 15.
Без головного убора комплекс одежды был бы неполным. Основной тип женского головного убора состоял из кички, или «сороки», кокошника и богатого набора платков, шалей. Для девушки были венцы – повязки из лёгких тканей, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки.
И вообще, головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка.
СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ ПРАБАБУШКИ.
СЛАЙД 16.
Самым нарядным и торжественным костюмом был свадебный.
У некоторых жителей воронежской земли сохранились старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Моя бабушка показала мне свадебное платье моей прабабушки. Этому платью ручной работы, расшитому красивыми узорами уже 100 лет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
В ходе выполнения исследовательской работы, меня очень заинтересовало, что в те времена девочки 7 лет сами плели пояс - покромки. Я решила попробовать тоже сплести такой поясок. Вот что из этого получилось.
Кроме этого я познакомила со своей работой своих одноклассников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СЛАЙД 17.
В ходе подготовки доклада мы решили, что растет интерес к народному костюму. Можно посетить выставки народного костюма в областном краеведческом музее, в музее имени Крамского. Также выпускаются книги, проводятся концерты.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Национальная одежда является своеобразной книгой, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Москва «Просвещение», 2007г.
Слайд 1
Школьный конкурс исследовательских проектов «Хочу всё знать». Женский народный костюм Воронежской губернии. Выполнила: Зорина Полина, ученица 1 – «В» класса Руководитель: Мерзлютина И. А. Воронеж 2012Слайд 2
Мое знакомство с народным костюмом Концерт посвященный Дню Матери, 17 ноября 2011 г.
Слайд 3
Историческая справка До середины 20 - х годов 20 века Воронежская область входила в состав Воронежской губернии. Столицей Воронежской губернии являлся город Воронеж.
Слайд 4
Историческая справка Местность занимаемая Воронежской губернией до конца 17 века в основном была пустынной степью с редкими поселеньями и кочевьями. Активное заселение Воронежской губернии началось при Петре I во время Азовских походов и строительства флота на реке Воронеж.
Слайд 5
Из-за характера своего заселения Воронежская область отличается большим разнообразием костюмов. В разных уездах, селах, а иногда и в одном селе можно было увидеть различные костюмы. Самые ранние сведения об одежде Воронежского края относятся к 17-18 векам. История народного костюма
Слайд 6
Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Домашние ткани подвергали окраске растительными красителями или глинистыми коричневыми и желтыми массами Шелковые, ситцевые и шерстяные платки также могли входить в состав костюма. Женщины искусно сочетали покупные ткани с домоткаными, сохраняя местные традиции в костюме. Из каких тканей шили народный костюм
Слайд 7
В воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый , красный и черный . Белый цвет связан со светом, ощущением легкости, олицетворяет благородство. Красный цвет считался праздничным. Цвет плодородия, света, долголетия. Черный – цвет земли и покоя – один из самых любимых в Воронежской губернии. Цветовая гамма народного костюма
Слайд 8
Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до пятнадцати лет носили только длинную подпоясанную рубашку. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась неяркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Семейные и возрастные отличия в одежде
Слайд 9
До замужества девушки носили сарафаны. Одежда семейных женщин включала в себя поневу. Если женщинам обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался. Семейные и возрастные отличия в одежде
Слайд 1
Традиционный женский костюм Воронежской губернии включал в себя головной убор, расшитую рубаху, поневу, передник, пояс-покромку. Каждая девочка, начиная с 6 - 7-летнего возраста, собственноручно должна была наткать 5 покромок для будущего замужества, а украшали, вытканные покромки пожилые женщины. В некоторых районах женщины носили костюмы сарафанного типа. В таком случае отличие между женским и девичьим костюмом заключалось в различных головных уборах. Состав женского народного костюмаСлайд 2
Понёва – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний. Самой распространённой была понёва с чёрными клетками – «черноглазка» , изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками – «синеглазки». Размер клеток на поневе указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Понёвы делились на праздничные и будничные. Понёва
Слайд 3
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса. Эта часть одежды во многих местах называлась « станушкой ». Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своём сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: повседневные, праздничные, воскресные, для свадьбы. Праздничные рубахи (обычно рукава, манжеты, подол, воротник) украшали вышивкой, блёстками. Рубаха
Слайд 4
Передник – важный элемент женского костюма Воронежского края. Его носили девушки и женщины в комплексе с понёвой, юбкой или сарафаном. Существовали следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной. Передник
Слайд 5
Девичий сарафанный комплекс не такой яркий и не так богато украшен как женский понёвный комплекс. Он состоял из чёрного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора – клеёнки, которую в некоторых местах называли обручем, платка или шали, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или стеклянных бус. Девичий костюм
Слайд 6
Головной убор – другой важный элемент женского народного костюма. Женщины могли носить кичку, «сороку», кокошник, платок или шаль. Девушки носили «венцы» – повязки из легких тканей с твердым парчовым налобником, повязки, украшенные пуговицами, вышивкой, сложенные в виде обруча платки. Головные уборы
Слайд 7
У некоторых жителей воронежской земли сохранились старинные крестьянские костюмы, доставшиеся им по наследству. Моя бабушка сохранила часть свадебного платья моей прапрабабушки. Этому платью ручной работы, расшитому красивыми узорами уже 100 лет. Бабушкино платье
Слайд 8
В ходе подготовки доклада мы решили, что растет интерес к народному костюму. Можно посетить выставки народного костюма в областном краеведческом музее, в музее имени Крамского. Также выпускаются книги, проводятся концерты.
Ледяная внучка
Просто так
Весенняя сказка
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев