На уроке 1 сентября 2011 года наша учительница рассказала нам, что 8 ноября 1711 года родился писатель и ученый, академик М.В. Ломоносов. Татьяна Николаевна кратко рассказала нам о жизни и деятельности гениального русского ученого во многих отраслях знаний. Поэту, просветителю, одному из самых выдающихся светил мировой науки - Ломоносову Михаилу Васильевичу – 300 лет. Мы стали заниматься исследованием этого вопроса.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_300_let_m._lomonosovu.doc | 148 КБ |
prezentaciya_lomonosov.ppt | 2.77 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Гимназия №13»
ПРОЕКТ
Город Новосибирск
Содержание
I Введение. ………………………………………………………………………………..3
II Теоретическая часть исследовательского проекта. 11
IV Заключение. ………………………………………………………………………...13
V Библиографический список. ………………………………………………………..14
VI Приложения. ……………………………………………………………………….
I Введение
На уроке 1 сентября 2011 года наша учительница рассказала нам, что 8 ноября 1711 года родился писатель и ученый, академик М.В. Ломоносов. Татьяна Николаевна кратко рассказала нам о жизни и деятельности гениального русского ученого во многих отраслях знаний. Поэту, просветителю, одному из самых выдающихся светил мировой науки - Ломоносову Михаилу Васильевичу – 300 лет. Мы стали заниматься исследованием этого вопроса.
Итак, актуальность проблемы определяется: появлением значительного интереса к жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Целью исследования является описание жизнедеятельности М. В. Ломоносова.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
написать эссе «Ломоносов для России».
Метод исследования: описательный и сопоставительный, поскольку в работе предполагается наблюдение, обобщение, классификация исторического материала, анкетирование учеников и учителей, письмо эссе.
Источниками материала стали энциклопедии, словари, справочники, книги, электронные диски, интернет.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет.
Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Позднее деревня Мишанинская слилась с деревней Денисовской, которая в 1868 году была переименована в Ломоносовскую. Сегодня это село Ломоносово Холмогорского района Архангельской области. Достопримечательностью села является Историко-мемориальный музей М. В. Ломоносова, на месте которого, по преданию, стоял дом Ломоносовых. Появился на свет в семье крестьян-поморов Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых; окончил жизнь помещиком, академиком Петербургской Академии наук в генеральском звании.
Детство и юность
Основным занятием жителей Поморья была рыбная ловля и зверобойный промысел - и Михаил еще с детства на протяжении 10 лет помогал отцу в морском промысле - добыче рыбы, а также ходил с ним к Соловецким островам на Белом море, и даже в Северный Ледовитый океан - к Новой Земле и Шпицбергену.
Читать и писать Михаил научился очень рано, благодаря матери, которая была довольно образованной женщиной (дочерью местного диакона). Найденные автографы говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому не исполнилось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным, что купцы и чиновники таможни доверяли ему подписывание важных документов. Ломоносов начал учиться по церковным книгам. По ним он научился читать и писать. В этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное. И такие книги он нашёл у братьев Дудиных. Братья хранили книги , купленные ещё их отцом. Среди них были «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого. Они стали для юного Ломоносова, по его же словам, "вратами учёности". Обе книги были по тем временам очень хороши, особенно "Арифметика". «Грамматика» была трудновата для понимания, а вот "Арифметика читалась легко, в ней было много стихов, заданий на смекалку.
Вот эти-то две книги Ломоносов вспоминал с благодарностью и назвал в последствии «вратами своей учёности».
Путь в науку
Обладая пытливым умом, мальчик к 14 годам хорошо овладел грамотой и пристрастился к чтению. Местный дьяк поведал Ломоносову, что «для обретения большого знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно было обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге». Страсть к знаниям заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Получив паспорт 18 декабря 1730 года в 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований охватывал самые различные области наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия).
Ломоносов учился у знаменитого в то время в Европе ученого Христиана Вольфа, познакомился с математическим методом, в это же время изучал химию и физику, и не оставлял и своих литературных занятий. В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение – «Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года». В июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую Академию наук.
Академия наук
Первоначально молодого ученого назначили в помощь профессору ботаники и естественной истории И.Амману для составления Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры. В 1742 году Ломоносов получил место адъюнкта Физического класса, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству и предоставило определенные права: участие в заседаниях Академического собрания. Ломоносов избрал главным своим занятием химию и представил в Академию проект о постройке химической лаборатории, но только через 6 лет ему удалось его осуществить. В середине 40-х, годов Ломоносов смог получить звание профессора химии, представив на суд академиков диссертацию «О металлическом блеске».
Ломоносов обзавелся собственным домом и участком (на набережной Мойки) , где построил мозаичную лабораторию, небольшую астрономическую обсерваторию и лабораторию для химических исследований (1757). Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку специальной фабрики цветного стекла (1752)
Палитра мозаичных смальт
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
Продвижение двух центральных идей- стеклоделие и мозаичной мастерской шло успешно.
В это время М. В. Ломоносов уже не какой-то безвестный адъюнкт, а профессор Академии. О его открытиях знают за границей, его имя часто звучит при дворе императрицы.
М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.
Первая, пробная мозаика Ломоносова даже очень декоративна и неловка. Это мозаика «Нерукотворный Спас», которая довольно проста по исполнению.
«Профессор химии и советник Академии г-н Михаил Ломоносов начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены, в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения Ея императорского величества и большое вознаграждение. А Её величество отвела этой картине место среди икон в [своих] апартаментах».
Мозаику «Полтавская баталия» завершили поздней осенью 1764 года, заключив в золочёную чеканную медную раму. Во время приезда в том же году в мастерскую на Мойке австрийского посола для осмотра «Полтавской баталии», М. В. Ломоносова вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить.
Результат работы М. В. Ломоносова:
Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.
Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.
Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым.
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее.
В Санкт-Петербурге смальтой декорированы несколько станций метрополитена, в частности станция Василеостровская, которая находится недалеко от того места где располагалась химическая лаборатория М.В. Ломоносова.
Ломоносов за границей
Предыстория того, как Ломоносов попал в Германию такая: В Сибири работала экспедиция из Академии наук, но в ее составе не хватало химика, знающего горное дело. Западноевропейские химики отказывались от предложения ехать на большое расстояние порядка 10 тысяч вёрст. Тогда и было решено послать русских студентов на обучение в Германию.
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для учёбы в Европу. Документально это выразилось следующим:
«1736 Марта 7 Императорская Академия Н. тогдашнему Имп. Кабинету докладом представила, что ежели несколько молодых людей послать во Фрейберг к горных дел физику Генкелю для обучения металлургии; то можно туда Густава Ульриха Райзера, Дмитрия Виноградова и Михайлу Ломоносова. На содержание их в каждой год потребно 1200 рублей, и потомк на каждого по 400 рублей, а именно по 250 на кушанье, платье, книги и инструменты, да 150 на проезд в разные места и в награждение учителям проч. И хотя у них из сей суммы в Фрайберге по несколько рублей останутся, однакож достальныя деньги пригодятся им на проезд их в Голландиию, Англию и Францию, куда им необходимо ехать должно для смотрения славнейших там лабораторий химических».
В марте 1736 года президент Академии Наук Иоганн Корф представил правительству два списка учеников, предлагавшихся для отправки обучаться в Германии горному делу. «Учёный горный физик» Генкель заверял, что проучившись год или полтора, эти молодые люди «по возвращении на родину смогут сами обучать других».
Корф сообщал, что в Германию могут быть посланы: Густав Ульрих Райзер, советника сын, имеет от роду семнадцать лет. Дмитрий Виноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет, Михайло Ломоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии, двадцати пяти лет.
Это показывает, что способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководство Академии не смутило его крестьянское происхождение. За границей Ломоносов пробыл пять лет.
К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.
Педагогическая, литературная и просветительская деятельность
Заветным желанием Ломоносова-педагога было создание Петербургского университета. Он разработал и ввел новые предметы. Глубоко продумал систему обучения в университете, предусматривая организацию трех факультетов (философского, юридического и медицинского). Только через 54 года после смерти ученого, состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.
Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык
В январе 1755 г. императрицей был издан указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий при нем: для дворян и для разночинцев. Сам М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику, геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.
Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Писать стихи Ломоносов начал рано. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода. В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами, воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык
Научная деятельность
В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.
Они носят имя Ломоносова
Именем Ломоносова названы:
Учреждения науки, образования и культуры:
Предприятия:
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова — Ломоносовский фарфоровый завод /ЛФЗ/ (1925—2005 гг.)
Географические объекты:
Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
Хребет Ломоносова
Мост Ломоносова через Фонтанку. Санкт-Петербург
Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты:
Станция метро Ломоносовская в Санкт-Петербург
Геологическая порода
Минерал Ломоносовит
Cуперсовременный компьютер "Ломоносов"
Имя М. В. Ломоносова в естествознании
Морское течение
Ломоносова течение — холодное течение, подповерхностное противотечение в Атлантическом океане
Биологический вид:
Stygiopontius lomonosovi (вид ракообразных)
Астрономический эффект
Явление Ломоносова
Марки
Монеты
Музеи
Музей М.В. Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН
Музей является единственным в России музеем истории науки. Кроме экспозиции, посвященной жизни и творчеству первого русского ученого-естествоиспытателя и просветителя М.В. Ломоносова, здесь демонстрируются: уникальная коллекция астрономических приборов самый большой из глобусов мира
Музей М.В. Ломоносова в Академии наук
Музей М.В. Ломоносова был в 1947 году. Экспозиция отражает жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.
Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
В честь памяти великого русского ученого М.В. Ломоносова на его родине в 1940 году был открыт историко-мемориальный музей.
В музее хранится макет химической лаборатории Ломоносова, обожаемый самыми маленькими посетителями музея.
Музей Ломоносова имеет свои награды — почетные грамоты, дипломы. А лучшей наградой для коллектива музея является прекрасные отзывы посетителей.
Награды имени М. В. Ломоносова
Орден Ломоносова
«Орденом Ломоносова», учрежденным «Академией проблем безопасности, обороны и правопорядка», награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова
Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова — высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.
Медаль премии АБОП имени М.В.Ломоносова
ОПИСАНИЕ медали премии имени М.В. Ломоносова
Медаль премии имени М.В. Ломоносова представляет собой золотистой круг. На аверсе (лицевой стороне) медали изображен портрет М.В. Ломоносова и расположена надпись: «ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА».
Медалью премии Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка имени М.В. Ломоносова награждаются граждане за выдающийся вклад в науку и культуру.
Памятники
Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII века.
Петр Иванович Челищев в 1791 году совершил путешествие на Север России. Чтя память Ломоносова, Челищев побывал на его родине и не нашел ничего, что сохранилось бы от построек семьи Ломоносова. Стремясь отдать дань месту, где родился и провел детские годы его великий соотечественник, Челищев решил поставить, им самим спроектированный памятник. Воздвигнутый Челищевым памятник был сделан из досок в виде четырехгранной пирамиды.
На одной стороне пирамиды была расположена надпись: «На сем месте родился Михайло Васильевич Ломоносов, статский советник, императорской Санкт-Петербургской Академии наук профессор, Стокгольмской и Болонской академи член, 1711 году, а умер в Санкт- Петербурге году числа. Тело его предано земле в Александро- Невском монастыре, душа его отлетела в райские селения, а могила его украшена изрядным надгробным камнем из белого мрамора, сделанного в Италии, любовью и почтением к нему великого российского канцлера графа Михайла Илларионовича Воронцова».
Деревянный памятник был поставлен на песчаном берегу, размываемом водой в половодье, он разрушился, и остатки его могли быть унесены водой.
Памятник Ломоносову в селе Ломоносово
Памятник Ломоносову в селе Ломоносово, перед зданием средней школы на горке в саду.
Автор: И. И. Козловский.
Архитектор: М. В. Поляков.
Дата открытия: 3 августа 1958 г.
Скульптор изобразил Ломоносова сидящим на камне, в простом кафтане и в парике, в спокойной задумчивой позе, как бы всматривающегося в даль родных северодвинских просторов.
Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске
у ПГУ им М. В. Ломоносова
Памятник М. В. Ломоносову в городе Архангельске у ПГУ им М. В. Ломоносова
Скульптор: В. Д. Свешников
Архитектор: И. А. Шахов
Перед главным зданием Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова 20 ноября 1993г. состоялось открытие памятника М.В.Ломоносову.
Невольно приходит мысль, что вот так под свет свечи занимался долгими вечерами юный, а потом уже и зрелый, в годах Ломоносов.
Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске напротив здания Архангельского государственного технического университета
Памятник М. В. Ломоносову в г. Архангельске напротив здания Архангельского государственного технического университета.
Памятник М. В. Ломоносову сооружен скульптором И. П. Мартосом в 1826 — 1829 годах. Деньги на постройку памятника были собраны путем всероссийской подписки и составили 46 тысяч рублей.
Приложение:
М.В.Ломоносов
Вечернее размышление
о Божием Величестве при случае великого северного сияния
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет,-
Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?
1743
Стихи, сочиненные на дороге в Перергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии быв много раз прежде за тем же.
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Лето 1761
Выполнили:
ученики 2 А класса
МБОУ гимназии № 13
Города Новосибирска
Васильева Алиса
Зайцева Ксения
Кеда Алена
Маляренко Елизавета
Ментюкова Екатерина
Прокофьев Матвей
Рузаев Кирилл
Сидоров Святослав
Сидорова Софья
Ситников Иван
Фетисов Павел
Шевелев Александр
Руководитель проекта:
Кравец
Татьяна Николаевна
Выбери путь
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Отчего синичка развеселилась
Рождественские подарки от Метелицы
Знакомые следы