Исследовательская работа ученицы 10 класса "Историческиские особенности возникновения Северного Русского народного хора"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 351 КБ |
Содержание
Введение 3
Основная часть.
2.1. А. Я. Колотилова. Начало творческой деятельности 4 2.2. Многообразие северного песенного фольклора 9
Заключение 12 Приложение 14
Список литературы 15
Введение
История Государственного академического Северного русского народного хора, на мой взгляд, является на сегодняшний день актуальной темой для изучения.
Север нашей Родины – хранитель огромного богатства русского народного творчества. На сказах, песнях Севера воспитывались Пушкин, Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский и т.д. Однако со временем наш быт резко изменился. Исчезли многие обряды, а значит и традиции, которые всегда поддерживались естественной преемственностью. Люди, понимающие ценность народного песенного творчества стремятся что-то запечатлеть, восстановить, перенять. Таким своеобразным хранителем прекрасного песенного творчества является Государственный академический Северный русский народный хор, деятельность которого является неотъемлемой частью северной русской культуры, и эта тема всегда будет актуальна при изучении Русского Севера.
Целью моей работы является выявление исторических, географических и исполнительских особенностей Северного русского народного хора.
Объектная область исследования - культурология. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права.[7.] Объектом исследования является Северный Русский народный хор. Предмет исследования – северное пение.
Задачи: 1) выяснить, причины появления идеи создания хора; 2) определить значение Антонины Яковлевны Колотиловой в возникновении и деятельности Государственного академического Северного Русского народного хора; 3) выявить особенности пения Северного Русского народного хора.
Методы:
- теоретический метод анализа и синтеза
- метод визуализации
А. Я. Колотилова. Начало творческой деятельности
Антонина Яковлевна Колотилова родилась 4 апреля 1890 года в деревне Жилино Плесовской волости недалеко от Великого Устюга. В семье Шерсковых Якова Ивановича и Ирмы Леопольдовны (Варгенау). Детство её было неотделимо от крестьянского быта, от народной песни. Именно в детстве сформировалось у Антонины Яковлевны то трепетное отношение к русским традициям, обрядам, к народной песне, которое она пронесла с собой через всю жизнь. Никто и не думал, что эта любовь перерастет в организацию профессионального северного русского народного хора.
В 1909 г. Колотилова с отличием окончила Великоустюжскую женскую гимназию. Вследствие материальных затруднений в семье (у родителей было 12 детей) она отправилась учительствовать в деревню Пелягинец Никольского уезда, расположенную в 18 км от уездного центра. Там она с интересом наблюдала северные обряды, слушала песни, сама научилась причитать, величать, усвоила манеру движения девушек и женщин в хороводах, кадрилях, поклонах.
В 1914 г. А.Я.Шерскова вышла замуж за нотариуса В.В.Колотилова и поселилась в Никольске. Работала учительницей в народной школе, продолжала собирать и записывать местные песни, сказы, частушки. В 1919 г. супруги Колотиловы переехали в Великий Устюг. И здесь Антонина Яковлевна организовала самодеятельный женский ансамбль, в основном из домохозяек, выступала с ним на клубных сценах и позже – на открывшейся в Великом Устюге широковещательной радиостанции.
Много внимания она уделяла собственной вокальной подготовке, мечтала стать профессиональной певицей, выступая на сцене, часто исполняла классический репертуар. С особым чувством исполняла она русские народные песни и романсы. В 1922 г. в Москве, на студии звукозаписи, встретилась А.Я. Колотилова с Митрофаном Пятницким, слушала созданный им русский народный хор и уже тогда всерьёз задумалась о создании самодеятельного хора, который бы не только пел северные песни, но и ставил бытовые и обрядовые сцены.
В начале 1926 г. на делегатском собрании обсуждался план подготовки к Международному дню 8 Марта. Делегатке Антонине Яковлевне Колотиловой поручили организовать к празднику хор. Так все и началось. Созданный ею небольшой самодеятельный коллектив впервые публично выступил 8 марта 1926 г. в Доме работников просвещения, и этот день стал днем рождения Северного русского народного хора. [4, стр.64]. Вначале вокальный ансамбль насчитывал 12 певиц. Костюмами служили наряды мам и бабушек — подлинные крестьянские сарафаны и блузы. Гармонистами первого поколения были братья Тряпицыны Борис и Дмитрий, а также — младший брат Антонины Яковлевны Валерий Шерсков. На репетициях партии обычно разучивали с голоса руководителя. А. Я. Колотилова также показывала, как нужно двигаться, кланяться и держать себя на сцене.[6]
Статус любительского коллектива не мешал Колотиловой работать серьезно, бережно относясь к северной песне и точно воспроизводя манеру ее исполнения! Этим требованиям она никогда не изменяла и в дальнейшем.
В первые годы хор исполнял в основном старинные народные песни, которые певицы – бывшие крестьянки, коренные жительницы Севера – знали с детства, владели не только исполнительскими навыками, но и народной импровизационной манерой.
Однако простая череда песен в концерте уже не устраивала руководителя хора. Колотилова задумывает постановку северной свадьбы, пишет сценарий, подбирает исполнителей, терпеливо работает с ними. 19 апреля 1928 г. в клубе «Труд и отдых» Великого Устюга впервые была исполнена композиция «Русская деревня по песням» – музыкальная мозаика в трех картинах: «Разлучают (сватанье), «Свадьба» (проводы невесты), «От свекровушки к новой жизни». Северная крестьянская свадьба со всем ее сложным ритуалом пришла к зрителям со сцены, с интересом была воспринята ими, особенно теми, кто вырос в деревне, наблюдал этот обряд или участвовал в нем.[6].
Будучи художественным руководителем Северного хора в течение 35 лет, Антонина Яковлевна заботилась о близости репертуара хора к живому, почвенному бытованию песни в деревне. Недаром ее хор долгие годы считался самым этнографически достоверным, последовательным в своей творческой линии, сберегающим традиции северной песни, а певцов Северного хора всегда отличало умение проникнуть в глубину музыкального образа и воплотить его в неповторимой красоте.
В концертные программы входят песни Пинежья, Северного Поморья, разнообразятся пляски и бытовые сцены. Богатейший музыкальный материал А.Я.Колотилова собирает сама во время поездок по различным районам Архангельской области. А где может лучше и наиболее достоверно сохраниться песенная культура? Конечно, в русских деревнях. Женщины и мужчины в деревнях пели песни при любом возможном случае: на праздниках, свадьбах, земельных работах. Соответственно, с самого детства человек начинает воспринимать особенности напевов, говора и т.д. Буквально с молоком матери учились они своим неповторимым песням. От бабушки, от дедушки, от подружек и лучших певуний на посиделках схватывали они еще детьми и слова, и распев, и «как голосом водить», и как подголосками песню раскрашивать. Как слово распеть, чтобы не только не помешать течению мелодии, а, наоборот, вдохнуть в нее жизнь, движение, непрерывность дыхания. А когда уже сердцу мочи нет, то взрывать песенную мелодию и само слово вставными неудержимыми междометиями «ох», «ах» да «эх»... [1, стр.15]. А.Я. Колотилова приглашает к участию в программах северных сказительниц – Марфу и Аграфену Крюковых, А.И. Гладкобородову, А.Е. Суховерхову.
Кроме былин, в программы хора всегда входили веселые, плясовые, шуточные песни-скоморошины, ведущие начало от искусства бродячих музыкантов-скоморохов, и протяжные лирические, которые певцы исполняли в трогательно-задушевной манере.
Все годы работы Колотиловой были наполнены неустанным, нелегким трудом и творческим горением, искренним стремлением сохранить и передать современникам глубину самобытности и красоты народного творчества Северного края, постоянным поиском все новых сценических форм и исполнительских средств. Колотилова изначально взяла курс именно на старинную деревенскую песню. Не раз ей пришлось испытывать давление, выслушивать упреки. Антонина Яковлевна вынуждена была делать уступки. Но при этом упорно шла своим путем. Уже в этом – ее творческая воля и незаурядность характера. Кто не любит родной песни, тот не любит родной народ. Таким было кредо Антонины Яковлевны Колотиловой.
Безусловно, авторитет Колотиловой в хоре был непоколебим. В своих руках она держала всю и организаторскую, и художественно-постановочную сферы. У Колотиловой всё было чётко распланировано, каждому делу отведено время, и «потехе час». Она составляла чёткие расписания, давала строгие инструкции руководителям. Точно и всегда выкладывала новые программы, выдавала нужные материалы. Предусматривала заранее множество мелких моментов. Антонина Яковлевна лично по телефону давала наказы руководителям групп, костюмерам, администраторам: одно – не забыть взять, другое - купить. Иными словами, все чувствовали, что дело на ней держится, она всё знает, за всё болеет, ни о чём не забудет.[1, стр.18] Если бы не твёрдая рука Антонины Яковлевны, если бы не та напористость и целеустремлённость, то возможно, нам бы уже не пришлось гордиться «жемчужиной нашего Севера» и по сей день.
Многообразие северного песенного фольклора.
Почти каждый район русского Севера, будь то Пинежье, Мезень, Лешуконье, Каргополье, Поморье, Вологодчина, имеют свой, несколько отличный от других певческий стиль, сложившийся благодаря местным условиям, обычаям, традициям. Наблюдается определенная замкнутость певческих традиций в зависимости от района, местности, деревни и даже улицы. По воспоминаниям известной собирательницы песен Е.Э. Линевой, народные певцы во время записи песен отказывались петь с женщиной из другой деревни: «нам с ней не спеть, - говорили они, мы не из одного проулка».[5, стр.23].
Северный песенный фольклор богат и многообразен. Можно говорить о различных школах мастеров песни Пинежского, Каргопольского, Лешуконского, Шенкурского и других районов.
Пинежане зачаровывают своими песнями. Отличительная черта песен пинежан в том, что у них в сравнительно небольшом диапазоне основная мелодия оплетается подголосками. Когда пинежскую группу слушали композиторы, приезжавшие в Архангельск, они удивлялись, что в пении семи пинежан слышались семь совершенно самостоятельных партий. Причем они никогда не повторяются. Если попросить их спеть снова, они поют эти голосовые распевы (как они их называют) всегда по-новому, как бы заново творят песню. Поэтому песни пинежан очень трудно записать.
Часто в пинежской песне на одном слоге, на который падает несколько звуков, народный певец меняет гласную по нескольку раз; в этих песнях бытует много своих, присущих только северянам, слов — например, вместо «красивый» говорят «баской» и т. д. Особенно чаруют образность пинежского песенного языка, его исключительная задушевность. Любимого человека девушка называет «ясным соколом», подруг — «белыми лебедушками». Кроме песен, пинежане принесли в хор старинные северные хороводы, игры, игровые песни. Северные хороводы чрезвычайно интересны. Они отражали быт, думы и чаяния женщины-крестьянки.
Пинежане донесли до наших дней замечательное древнее скоморошье искусство. Повидимому, на Пинежье в свое время эмигрировали бежавшие от преследования царей скоморохи. Следы этого можно найти даже в названиях и в фамилиях: первый мужчина, который пришел к хор из Пинежья, был Николай Петрович Скоморохов из деревни Скоморохово. Эти шутки и прибаутки не сразу удалось определить, как скоморошьи. Пинежане называли эти песни шутовыми и, конечно, не отдавали себе отчета в том, что они сохранили древнее искусство скоморохов. Пинежане умели замечательно хорошо делать свои костюмы, дополняя то, чего они не находили кругом себя, в природе. [8, 11]
С лешуконской группой Колотилова А.Я. познакомилась в 1935 г. Лешуконье расположено по берегам широкой реки Мезени. Песни лешуконцев широки по своему диапазону. Они отличаются той же простотой, искренностью, русской теплотой, что и песни Пинежья. И здесь, в Лешуконье, Антонина Яковлевна находит жемчужины народного творчества. В целом репертуар традиционной мезенской песни, несмотря на наличие в нем отдельных очень редких или совсем прежде неизвестных песен, принадлежит к тому известному классическому репертуару северной песни, который характерен для северо-восточных районов Архангельской области (бассейнов рек Пинеги, Мезени, Печоры и их притоков) и является, по-видимому, наиболее глубоким из дошедших до нас пластов русской народной традиционной песенности.[9.]
В этом же 1935 г. удалось собрать группу песенниц Поморья, землячек известной сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. У помор песни звучат уже совершенно иначе, чем у пинежан. Поморы часто поют одноголосно, в очень высокой тесситуре. Эти заунывные песни ассоциируются с каким-то душевным стоном, в них чувствуется какое-то одиночество. Так и кажется, что человек сидит одиноко на берегу, грустит, глядя на чайку, носящуюся над водами Белого моря. В музыкальной культуре поморов сохранилась архаичная манера пения, которая сложилась в церковном песнопении с введением на Руси христианства: в один голос (вне зависимости от количества поющих) и без музыкального сопровождения.[10.] Исполнительницами поморских песен традиционно являлись женщины. Свое душевное состояние, свои мечты, заботы поморки смогли передать в песне. Практически все стороны жизни - свадьба, праздничные гуляния, рекрутчина, ожидание мужей, сыновей, ушедших в море - нашли отражение в песне. В поморских песнях живут и предания о событиях, связанных с освоением края, о морских пиратах и ушкуйниках - новгородских разбойниках. Поморские песни протяжны, исполняются без музыкального сопровождения, для них характерно многоголосие. Эти песни удивительно созвучны северной природе, бушующему морю, шуму ветра. Очень своеобразны песни Каргопольского района. Оригинальны и костюмы каргопольцев. К нарядному шелковому платью синего цвета надевалась небольшая шапочка, сплошь расшитая северным жемчугом, который добывался здесь же, на реке Онеге. Сверх этой шапочки-повязки надевался белый расшитый золотом платок.
Помимо этого, велико жанровое разнообразие северных народных песен, исполняемых хором. Здесь и исторические песни, лирические, игровые, шуточные, специфический жанр северных песен – скоморошин, и, конечно, много весьма своеобразных частушек.
Таким образом, Северный хор без сомнений можно назвать своеобразным этнографическим заповедником. По старой традиции хор вбирает в себя основные особенности народного фольклора из разных северных областей, соединяя искусство в «единое разнообразие». Северный хор отличается своей внутренней культурой заботливого оберегания народных традиций.
Заключение.
Одной из задач исследования было выяснить, откуда появилась идея создания хора. Я пришла к выводу, что такое самозабвенное и творчески эффективное увлечение народным искусством, великая любовь и уважение к нему и тем, кто его создавал у А.Я. Колотиловой зародилось еще в детстве, в той обстановке, которая ее окружала. Эта любовь, которая в конце концов победила все остальные увлечения и стала главным делом жизни Антонины Яковлевны Колотиловой. И это было ее неожиданно своеобразной данью духу того беспокойного времени.
Дух времени! Что это такое? Очевидно, это та духовная потребность, что зреет в глубине народной жизни, и тот, кто угадает ее, всегда окажется на дороге верной и твердой. Антонина Яковлевна Колотилова была в принципе певицей классического, академического плана. Она спокойно могла сделать дугой выбор для своего будущего. Именно в то время, когда так сокрушительно рушился старый уклад жизни и на смену ему не шло, а врывалось новое, неизведанное, она почувствовала, как важно, необходимо не растерять в этой буре многовековые традиции русского народа, бережно сохранить их красоту для потомков.
Антонина Яковлевна Колотилова – великий творец своего дела. Она не из чего, лишь из неутомимого желания петь и создавать, вырастила коллектив, который стал известен по всему миру, в особенности в Советском Союзе.
Эта тема, на мой взгляд, будет всегда интересна и востребована, так как она является составляющей частью к характеристике всей северной культуры: её самобытности и преемственности традиций. Cевер нашей Родины – источник огромного богатства русского народного творчества. А своеобразным этнографическим хранителем прекрасного песенного творчества и является Государственный академический Северный русский народный хор.
Эти традиции бережного хранения песенной и танцевальной культуры, которые были записаны участниками хора, заложила именно Антонина Яковлевна. Она была влюблена в Север и во всё то, что было с ним связано: природу, нравы, былины, историю и конечно же, в песни разных районов, которые она кропотливо «коллекционировала» и добавляла в репертуар хора.
Антонина Яковлевна проработала в хоре всю свою жизнь. Успех работы зависел от её личного характера, от её требований к работникам хора. На мой взгляд, хор быстро вырос благодаря тому, что Антонина Яковлевна изначально задала для себя и молодого коллектива очень высокую планку, ниже которой на протяжении всей работы она не позволяла опускаться.
Немаловажной задачей являлось выявление особенностей северного пения. По народной традиции искусство Государственного академического Северного русского народного хора синкретично. Синккретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества; слитность, неразделенность. Оно вбирает в себя черты пинежского, лешуконского, поморского и каргопольского пения. Искусство хора напоминает своего рода театр, в котором певцы, танцоры, музыканты совместно ведут на сцене повествование о жизни своего народа в увлекательных народных сценах, песнях, обрядах, музыкальных номерах. Благородной проникновенностью дышит все творчество Государственного академического Cеверного русского народного хора. Артисты хора приносят с собой завещанную веками любовь к народной песне, бережное к ней отношение. И эта внутренняя культура заботливого оберегания народных традиций сделала коллектив своеобразным этнографическим заповедником. Но фольклор здесь не музейный экспонат, он живет полнокровной жизнью, изменяясь сообразно времени, обогащаясь новыми влияниями, идущими от советской многонациональной культуры, от могучей силы современной массовой песни русского фольклора.
Приложение
пр.1. А.Я. Колотилова пр.2. Родители А.Я. Колотиловой
пр.3. Дом, в котором в 1922-1931 гг.
жила А.Я. Колотилова пр. 4. Участники постановки Северной свадьбы. Великий Устюг,
1928г
пр.5. Колотилова А.Я.с группой пр. 6. А.Я. Колотилова и М.С.Крюкова
пинежских певиц 1935г. 1935 г.
Список используемой литературы
Весенняя гроза
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Мороз и заяц
"Портрет". Н.В. Гоголь