Исследование игр и забав в которые играли представители разных поколений моей семьи на пртяжении 120 лет
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_igry_moey_semi.doc | 365.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 4
станицы Старовеличковской
Научно – практическая конференция школьников «Эврика»
Тема:
« Игры моей семьи»
Выполнил:
ученик 6 класса «А»
МОУ-СОШ №4
Ещенко Сергей Олегович
Руководитель:
учитель физической культуры
Ещенко Олег Сергеевич
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теория вопроса.
1 .1. История заселения станицы Старовеличковской казаками. ………………4
1.2. Кубанские казачьи игры станицы Старовеличковской…………………… 5
Глава 2 Методика описания исследования.
2.1. Изучение исторических документов музея станицы Старовеличковской….6
2.2. Изучение воспоминаний различных поколений моей семьи……………. 6
2.3. Результаты исследования…………………………………………………… 7
Заключение………………………………………………………………………… 10
Список литературы………………………………………………………….......... 11
Приложение………………………………………………………………………. 12
Введение
Мною выбрана интересная и на сегодняшний день актуальная тема: изучение истории кубанских казачьих игр моей родной станицы. Сейчас очень часто приходится слышать о том, что юные жители станиц Краснодарского края не знают истории своей малой Родины, не ценят её традиции, забывают о духовности и культуре.
Мною были изучены ряд документов в Народном музее станицы Старовеличковской, которые помогли мне лучше узнать историю заселения казаками станицы Старовеличковской, обряды, традиции, игры и забавы казаков.
Объект исследования- изучение подвижных игр, забав, фольклора Кубани, станицы Старовеличковской.
Предмет исследования- подвижные игры в которые играли представители моей семьи.
Гипотеза: каждое название игры имеет своё историческое название и связана с определённым периодом жизни моих предков.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и исторические и документы по теме исследования.
2.Проанализировать имеющиеся материалы и публикации в Народном музее станицы Старовеличковской.
3.Выяснить, в какие кубанские игры играли представители разных поколений моей семьи.
Методы исследования: анализ документов, опрос членов семьи, обработка воспоминаний.
Глава 1 Теория вопроса.
1 .1. История заселения станицы Старовеличковской казаками.
Станица Старовеличковская является одной из красивейших станиц Калининского района, да и, пожалуй, края. Река Понура окаймляет территорию станицы. Вся территория занимает 1593 гектара земли. Многое изменилось в станице за 215 лет. Изменились и сами жители станицы, но остались неизменными добрые традиции и память, которые передаются из поколения в поколение.
На Украине было село Величковка. Основателем Величковского куреня в 1662 году был Иван Величко. Величковский курень прибыл на Кубань в 1792-1793 году в числе 38 бывших запорожских куреней. На Кубань прибыло 477 величковцев, из которых 320-лиц мужского пола. Величковскому куреню первоначально выпал жребий селиться по реке Кубани в семи верстах от казачьей столицы Екатеринодара. В 1808 году Величковское куренное селение было переселено в излучину реки Понура, где и находится в настоящее время. Всего же в 1809 -1811 годах в Величковское прибыло 497 лиц мужского и 417 лиц женского пола.
В 1822 году часть величковцев отпочковалась и поселилась на новом месте у реки Понура. Так образовался Ново- Понурский курень. 9 июня 1827 года этому куреню Черноморской войсковой канцелярией присвоили наименование Нововеличковский курень, а Величковский курень стал называться Старовеличковским. С 1 июля 1842 года Старовеличковское куренное селение стало называться станицей.
Станица разрасталась. В отчете 1855 года отмечалось., что на две тысячи семьсот пятнадцать жителей- казаков в том году было тридцать восемь иногородних- тридцать мужчин и восемь женщин. казаки иногородних называли гамселы. В 1887 году в станице было: одна церковь, восемьсот шестьдесят казачьих хат, пятьдесят шесть иногородних, проживало 1029 семей, население составляло 5910 человек.
В 1932-1933 годах во время голода население станицы сократилось почти в два раза, чтобы пополнить его, в станицу Старовеличковскую приглашали красноармейцев с семьями.
Сейчас население станицы составляет 14284 человека, в нем представлено двадцать шесть национальностей: русские, украинцы, армяне, курды, немцы, грузины, азербайджанцы, адыгейцы, цыгане и другие народности. Хорошеет станица, хорошеют люди. Сохраняются старые традиции, песни, обычаи, игры, ремесла, а значит, моя станица живет и процветает.
1.2. Кубанские казачьи игры и забавы станицы Старовеличковской.
Живет и процветает моя станица Старовеличковская. Славные люди прославляют ее. Много национальностей проживает на территории станицы, сохраняя кубанские традиции и обычаи, передавая их подрастающему поколению. На уроках кубановедения, физической культуры я знакомлюсь с историей и культурой казачества, открываю для себя новые неизвестные страницы моего народа, своей семьи.
На протяжении трехсот лет на Кубани в среде казачества формировались самобытные народные игры, которые развивались, передавались от поколения к поколению. Каждая игра, каждая забава имела специфические функции, совершенствовала физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
Народные казачьи игры не требовали специального оборудованного места. Местом для игр служила открытая площадка, лужайка, спортзал. Для проведения игр как правило, не требовался специальный спортивный инвентарь. Помимо мячей, скакалок, гимнастических палок, инвентарём может служить подручный материал: камешки, верёвки, набитые опилками тряпичные мячи и т.д.
В ходе проведения игры, важное значение имели считалки, певалки или речитативы. Они давали возможность быстро организовывать играющих, поделить их на команды, настроить на объективный выбор водящих. Считалки, певалки произносились четко, ритмично, нараспев:
1. «Катилася торба с великого горба, а в той торби хпио-паляныця. Кому доведется- той будэ жмуриться».
2. «Латка- битка, шовкова нитка, на мэни ни булла, на туби изныла».
Все детские игры и забавы в станице Старовеличковской можно разделить на три вида: игры с игрушками, игры без игрушек, символические игры. В некоторые игры играли только мальчики, в другие же только девочки.
Кубанские игры развивали у детей казаков ловкость, выносливость. Казаки любили наблюдать за детскими забавами. « Якый в игри, такый и в бою»,- говорили у нас в станице. « Хлюпа носом- знать слабак». « Мало буть умным, важно буть шустрым».
На одном из уроков физической культуры наш класс получил творческое задание: узнать, в какие игры играли наши дедушки и бабушки, родители. Получая домашнее задание, я даже не мог и предположить, какое путешествие во времени меня ждет. Сколько нового и интересного я узнаю о своей семье, кубанских играх и забавах.
Глава 2 Методика описания исследования.
2.1. Изучение исторических документов музея станицы Старовеличковской.
Для выяснения, в какие игры играли жители станицы Старовеличковской, мне пришлось обратиться в музей станицы Старовеличковской. Мною использовался метод анализа документов, имеющихся в архиве Народного музея станицы Старовеличковской.
Этот метод позволил получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов позволило выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступали текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т. п. Между тем эта информация существенно повлияла на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений (приложение № 1, таблица1).
2.2. Изучение воспоминаний различных поколений моей семьи.
Для уточнения сведений об истории игр, в которые играли представители моей семьи в разные временные периоды, мною был использован метод опроса. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Мною были опрошены близкие и дальние родственники в возрасте от 17 до 80 лет в количестве 20 человек. Благодаря их сведениям удалось получить дополнительную информацию о кубанских казачьих играх и забавах станицы Старовеличковской (приложение №2,3).
Метод сравнения и анализа- это научный метод с помощью которого мною сопоставлялись уже известные явления и предметы с изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Мною были изучены игры, в которые играли представители моей семьи на протяжении исследуемого периода.
2.3. Результаты исследования.
Для уточнения сведений об истории игр, в которые играли представители моей семьи в разные временные периоды, мною был использован метод опроса. Мною были опрошены близкие и дальние родственники в возрасте от 11 до 80 лет в количестве 20 человек. Благодаря их сведениям удалось выяснить, что представители моего рода осваивали Кубань в три этапа.
В 1793 году из Запорожской сечи на Кубань прибыли представители рода Грицай и Ещенко.
Андрей Косьяненко с родителями прибыл с Украины в 1890 году.
В 1953 году по рекомендации друзей в станицу Старовеличковскую приехала семья Кожевниковых с Урала. Чтобы проследить в какие кубанские игры играли представители нашей семьи, обратимся к таблице 3 (приложение 2).
Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что сейчас количество кубанских игр, в которые играют современные старовеличковцы резко сократилось. Это связано с разными причинами: телевидение, компьютеризация, Интернет, увеличение количества времени, необходимого для выполнения домашнего задания. Мой дедушка Ещенко С.И.(1946 г.р.) вспоминает: «Раньше дети вставали рано, с восходом солнца, в 5-6 часов утра, помогали родителям по хозяйству, отгоняли коров на пастбище. Вечером скотину гнали домой. В это время на толоке (пустыре) собирались и взрослые, и дети. Взрослые пели песни, гутарили, ребятишки играли в игры. Просто жили, бедно, но весело. Сейчас многое изменилось в жизни и облике станицы, только играющих на улице ребятишек не видно, а если и выходят на улицу, то бесцельно бродят, проводя свободное время». К сожалению, дедушка прав. И я очень рад, что благодаря урокам кубановедения и физической культуры, современные старовеличковцы смогут сохранить и преумножить свои знания об истории Кубани и ее культуре, обычаях и играх.
На протяжении долгих лет кубанские казачьи игры и забавы сохранялись и видоизменялись. Рассмотрим некоторые примеры.
С 1890 по 19346 год в игру «Гуси» в нашей семье играли так: играющих допускалось неопределенное число. Один изображал «матку», другой «волка». Игра начиналась со слов: «Геля, геля, геля, пастись!»(гуси убегали).Далее «матка» зовет гусей домой:
- Гуси, до дому!
- Чёго?(отвечают гуси)
- Вовк за горою!
- Що робыть?
- Гуску скубыть!
-Яку?
- Сиру, билу, волохату!
-Тикайте, диты, в хату.
Волк начинал ловить гусей. Затем менялись ролями. Сейчас правила игры остались прежними, только изменились слова:
-Гуси, гуси!
-Га,га,га!
- Есть хотите?
- Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой!
- Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
Игра «Заюшка». До 1953 года в нее играли так: из играющих выбирается «заюшка». «Заюшка» становился посреди играющих, брался за голову, принимал болезненный вид и прохаживался по кругу, а все остальные участники игры, взявшись за руки, пели песню, двигаясь по кругу: « Ишов, ишов заюшка по воду, тай вдарився чолом об воду (движения и пение ускорялось).Котри були в батюшке, котри Були в матушке, по бозари ходили и ножки помили. То в вти, то в ти ворота, а наши ворота позамыкани, жовтим писком позасыпани». К концу пения все пляшут, заюшка пытается пробежать через круг. Кто его ловит, тот и заюшка.
Сейчас на уроке физкультуры в эту игру мы играем так: условия игры сохранены, видоизменились слова:
« Заюшка, батюшка!
По пожарни ходила, бели ножки мочила.
То в те ворота, то в те ворота.
А наши ворота позамыкани, желтым песком позасыпаны.
Заюшка, батюшка, не ленись,
Старшей подруге поклонись.
Очень любили в нашей семье казачьи забавы: катание обруча, качели с люльками, ледянки, суни, коньки. Рассмотрим некоторые из них.
Катание обруча. Принадлежность этой игры: обруч и палка в три четверти аршина. Покатив обруч, ударами палки гонят его в известном направлении и не дают ему падать.
Качели с люльками. Врывается в землю толстый столб, который обносится круглой плетенкой, наполненной землею или дерном. На верху столба приделывалась ось, на нее надевали колесо, к ободу которого крепко привязывались две пары деревянных столбов. Парные столбики параллельны и пара к паре перпендикулярны. К каждой паре столбиков прикреплялись две люльки. Веревки были рычаги, которые приводили в действие качели.
Ледянки. Ледянки устраивали таким образом: свежий коровий помет перемешивали с мягкой мелкой соломой. Из смеси лепили громадную чашку для катания ледянку. Когда она застывала, ее поливали водой до полного застывания, пока она не покрывалась ледяной коркой. После этого использовали вместо санок для катания с горки.
Вывод
Результаты моего исследования показали, что наиболее популярными играми моей семьи на протяжении более 120 лет были «Чижик», «Жмурки», «Гуси», «Красный и синий». Менее популярны-«Казанки», «Котята». Игры, в которые уже не играют- «Лыся», «Заюшка», «Жостики», «Пицва».
Заключение.
Подведя итоги нашего исследования, я узнал, что представители моего рода осваивали Кубань в три этапа. Более 200 лет представители моего рода проживают на территории станицы Старовеличковской.
Изучив исторические источники, опросив жителей станицы, собрав воспоминания своих родственников, я узнал историю развития кубанских игр и забав. Тем самым подтвердив нашу гипотезу: каждое название игры имеет своё историческое название и связано с определённым периодом жизни моих предков.
Проанализировав свою работу, мною был сделан вывод, что в современных условиях юные жители Кубани должны знать свои корни, прославлять свой родной край, должны быть достойными сынами своего Отечества.
Для развития интереса к историческим событиям, происходившим на Кубани школьникам и педагогам можно дать отдельные советы:
Список литературы:
Приложение
Приложение №1
Таблица 1.
Приложение №2 Таблица 3.
Игры, в которые играли представителей моей семьи.
№ п/п | Временной период | Кубанские казачьи игры и забавы | Представители рода |
1 | 1889-1936 год | «Чижик», «Пицва», «Жостики», «Заюшка», «Мак», «Переезд», «Гылки» (Лапта), «Лыся», «Казанки», «Гусы», «Котята», «Игра в тучи» | Секлетина, Мария, Ещенко Иван, Александра, Степанида. Косьяненко Иван, Михаил, Прасковья |
2 | 1936-1960 год | «Гылки»(Лапта), «Чехарда», «Свинка», «Жмурки», «Лынкач», «Чижик», «Гуси», «Заюшка», «Казанки», «Лыся», «Котята», «Красный и синий», «В городки» | Ещенко Сергей (старший), Георгий, Валентина, Тамара |
3 | 1961-1990 год | «Лынкач, «Красный и синий», «Чехарда», «Гуси», «Цепи», «Крэмушки», «Лыся», «Жмурки», «Чижик» | Грицай Сергей, Галина, Олег, Лариса |
4 | 1990-2013 год | «Лынкач», «Гуси», «Заюшка», «Красный и синий», «Котлы», «Городок», «Цепи», «Жмурки» | Ещенко Сергей (младший), Ольга, Анастасия |
Приложение № 3
Игры станицы Старовеличковской.
1. В три бабки. (Станица Старовеличковская). Играющие "конаются", как при игре в цурки. Верхи бьют, а низы идут в поле. Для этой игры втыкают в землю три палочки (бабки): первая бабка, от которой бьют мяч, вторая втыкается недалеко от первой/несколько в стороне, а третья шагов на 30-40 от первой. Играющие бьют по очереди. Начинают плохо играющие. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Улучив удобную минуту, когда мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад; если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы пуститься стремглав к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-либо из бегущих. Если это им удастся, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить кого-либо из противников, и если это им удастся и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы бьют. Иногда взаимное выбивание повторяется несколько раз; только одни ударят, как смотришь, уже кого-нибудь из них самих ударили; те снова бьют, их опять поражают и т.д. Выбивать можно только тогда, когда играющие находятся между второй и третьей бабками; забежав за ту или другую бабку, играющий уже вполне безопасен от удара. Кроме удара противника, стоящие в поле получают право бить мяч еще тогда, когда кто-нибудь из них поймает мяч на лету, то есть когда мяч летит от удара палки, не сделав рикошета.
2. В городки (та же станица). Играющие чертят на земле круг, в поперечнике шагов в 20-30. Круг этот называется "город". Затем они "конаются" или попарно, или просто разделяются на две партии, и "конаются" только двое, по одному из одной и другой партии. Верхи идут в городок, а низы выбивают их мячом. Тот, кого ударят мячом, выходит из городка. Когда выбьют всех до последнего, низы идут в городок, а верхи выбивают и т.д. Эта игра становится особенно интересной тогда, когда в городке остается один или двое. Остаются обыкновенно самые проворные, самые вертлявые; только лишь выбивающий пустил в него мяч, как тот уже пригнулся, подпрыгнул или отскочил в сторону, и мяч летит мимо.
3.В город (станица Старовеличковская). Чертится на земле круг, сажен пять в диаметре. Низы идут в круг, а верхи становятся на черте круга. Партии представляют две враждебные армии, из которых одна осаждается другою. Осаждающие бросают мяч своим товарищам в каком угодно направлении через город; те, поймав его, бьют неприятеля; промахнувшийся выходит из игры, и о нем говорят: "издох", то есть умер; при удачном ударе говорят "убили", и осаждающие бегут от города, чтобы осажденные (они бьют, не выходя из круга) не попали мячом в кого-нибудь из них. Игра продолжается до тех
пор, пока все осажденные или осаждающие не будут выбиты. В город входит та партия, силы которой истощились раньше сил противника.
Так же ведется игра в станицах Кущевской и Новотиторовской Кубанской области.
4.На гурт (станица Старолвеличковская). Все играющие идут в поле, а двое остаются у бабки. Один подает, другой бьет. Если кто из гурта поймает мяч на лету, то идет поддавать, поддававший бьет, а тот, кто бил, идет в гурт. Эта игра мало занимательна, и в нее играют только тогда, когда уже довольно набегались, нарезвились в другие игры, и за этою игрою уже только отдыхают, так как здесь не приходится много бегал», а бить достается весьма редко.
5. В переездного коня (та же станица). Здесь участвуют опять только одни мальчики. Играющие "копаются". Затем все становятся кругом, так, чтобы расстояние от одного играющего до другого было 5-7шагов. Низы нагибаются, а верхи садятся па них верхом. После этого начинают перебрасывать мяч от одного играющего к другому. Если мяч обойдет три круга, не будучи упущен на землю, то низы перевозят своих противников с одного места но другое, то есть последний едет па место первого, первый на место второго и т.д. Затем снова начинают перебрасывать мяч. Если же кто-либо из верхов не поймает мяч, упустит его на землю, то роли переменяются: верхи становятся, а низы садятся на них, и игра продолжается на тех же условиях.
6. Переезд (та же станица). Две играющие партии меряются на палках; верхняя партия изображает седоков, а нижняя коней. На месте игры обводится круг, в
диаметре от 30 до 50 сажен, смотря по числу играющих.
Круг этот разделяется точками на несколько рапных частей, отстоящих одна от другой на довольно значительном расстоянии. На каждой точке становится конь, и на него садится верхом ездок. Мяч находится в руках ездоков, которые перебрасывают его друг другу и ловят мяч на лету. Если мяч обойдет весь круг по рукам ездоков пять раз, не будучи уронен, то начинается передвижение играющих верхом с одной точки на другую, и мяч опять перебрасывается теми же ездоками, так что при удачном схватывании мяча иногда первая партия является несколько часов сряду ездоками, а вторая конями, пока не явится полное истощение сил у последних. Если же перебрасываемый мяч не был схвачен на лету, то ездоки соскакивают с коней и убегают, а кони, поймавши мяч, стараются попасть в одного из ездоков, и если мяч попадет в цель, то потерпевший удар схватывает немедленно мяч и старается попасть в одного из коней, которые в свою очередь убегают. Если мяч из рук ездоков попадет в одного из коней, то каждая партия остается в прежнем своем положении, в противном случае одна партия занимает место другой. В Староджерелиевской станице эта игра известна под названием "казака или ездока"; в станицах Таманского полуострова, Новотиторовской и Старовеличковской, Кубанской_области, - "в переезд".
7. Игра в тучи (Старовеличковская станица). В эту игру играют 12 или 10 мальчиков с мячом. Сначала играющие делятся на пары, затем "конаются" на палке, каждая пара отдельно. "Поконавшись", разделяются на две группы; к одной группе отходят верхи, а к другой низы. Палкою обозначают круг по земле. Низы входят в середину круга, то есть "в тучу", а верхи берут мяч и, отойдя в сторону, приседают на корточки, тесно прижавшись друг к другу, и под секретом передают мяч одному из своей среды. Затем все прячут правую руку под полой (это делается для того, чтобы никто из стоящих в туче не догадался, у кого находится мяч), окружают тучу со всех сторон, обегают ее несколько раз (со всех сторон) вокруг, приводя стоящих в туче в недоумение, у кого именно должен находиться мяч. Тот же, у кого находится мяч, выждав удобный случай, бьет мячом одного из стоящих в туче. Если попадет, то все стоящие за тучей бегут в разные стороны; один из стоящих в туче схватывает мяч й, смотря по тому, где упал мяч, или "откупается" с черты города, если мяч упал в туче, то есть внутри круга, или же, если мяч выкатился за тучу, схватывает мяч и гоняется с ним за противником до тех пор, пока не догонит и не ударит его мячом. В случае удачи он значит "откупился", а в случае неудачи "издох". "Издохший" отходит в сторону и не принимает больше участия в игре. "Издохшим" считается и тот, кто бьет в стоящего к туче и промахнется. Затем разбежавшиеся снопа окружают тучу и перебрасывают мяч один к другому, а стоящие в туче перебегают в противоположную сторону, стараясь не попасть под удар мяча. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока не останется один в туче и один за тучей. Между двумя оставшимися начинается "гонец". "Гонец" состоит в том, что стоящий за тучей начинает бегать вокруг тучи, а стоящий в туче бегает внутри тучи, в противоположную сторону. "Гонец" продолжается до тех пор, пока бегающий за тучей не бросит мячом и не попадет в бегающего в туче, сам же убежит в сторону. Если тот, в кого попали мячом, "откупится", то "гонец" начинается снова; если же он не попадет в стоящего в круге или тот, кто был в туче, не откупится, побежденная партия становится в тучу, и игра возобновляется.
8. В котлы. Каждый из играющих запасается палкою длиною около двух аршин, и каждый выкапывает для себя лунку; лунки располагаются по окружности так, чтобы длина дуги между двумя лунками была в два-три аршина. Одна из лунок, под названием "котел", выкапывается в центре окружности, величиною несколько больше других. "Конаются" в этой игре или на палке, или так: один берет мячик и концом палки подбрасывает его кверху столько раз, сколько сможет; другой делает то же, наконец, третий, четвертый и т.д. до последнего. Чтобы удобнее подбрасывать мячик, конец палки, который потолще, с одной стороны снимают приблизительно до половины толщины. Тот из играющих, который делает подбрасывание меньшее число раз, носит название "гончий", потому что обязан гонять мячик, прочие же становятся каждый к своей лунке, в какой угодно точке ее окружности, опустив в нее конец палки. Последнее действие составляет защиту лунки от нападения гончего, задача которого состоит в том, чтобы завладеть чьей-нибудь лункой. С этой целью гончий подгоняет мячик к кону, стараясь проникнуть в окружность, но мячик, получая удары то с одной, то с другой стороны, недолго остается у кона и отбегает не только па несколько саженей, но даже и на десятки, если подвернется под ловкий удар. Далеко забежавший мячик снова подгоняется к окружности и снова осыпается ударами; зато лунки тех конных, которые отгоняют мячик, остаются беззащитными, и за этим гончий следит очень внимательно: заметив одну из таковых, он быстро переносит в нее конец палки и становится ее владетелем. Оставшийся без мяча бросается к мячу и, исполняя роль гончего, в свою очередь старается сместить кого-нибудь.
Цель гончего достигается гораздо легче и скорее, когда удастся загнать мячик в котел, так как оттуда его выгнать гораздо труднее, а беззащитных лунок, вследствие этого, гораздо более.
В станице Новомарьенской игра называется "масло или лупки", в Старовеличковской - "зирочек".
9.Ярки .Играющими могут быть дети обоего пола; число их неопределенно. Предварительно копают "ярки", то есть ямки, по прямой линии, по числу играющих, и определяют, кому какая "ярка" принадлежит. Приблизительно ярки бывают величиною около дюйма глубины и двух дюймов ширины и располагаются на расстоянии одна от другой от 1 до 2 дюймов. Один из играющих, став на одной прямой с ярками, катит через них мяч. Если мячик остановится в какой-либо ярке, в нее играющие, кроме хозяина этой ярки, разбегаются врассыпную, а хозяин быстро схватывает мяч и "чкает", то есть бросает в бегущих. Если он кого почкает, то "почканный" берет мяч, возвращается к яркам и в свою очередь чкает других. При этом за промах считается "одна ярка", и следует снова катание мяча. Таких ярок насчитывают на каждом промахнувшемся условное число. - обыкновенно столько, сколько вырытых в земле. На кого первого "начкали" положенное число ярок, того начинают "женить". Все собираются к яркам; подвергнувшийся "женитьбе" нагибается над ярками, а остальные хором приговаривают: "Ярка - не ярка; баран - не баран; старая овечка; женю, женю - раз!". При этом слове на "жениха" опускаются кулаки, сколько их имеется налицо; "Женю, женю - два!" - и опять кулаки летят на спину; "Женю, женю - три!" - снова кулаки, и все быстро разбегаются в разные стороны. "Женившийся" схватывает мяч и снова чкает бегущих, и опять за промах считается ярка. Эта игра сильно занимает детей; причем во время катания мяча каждый должен быть готов совершить одно из двух действий: или успеть схватить мяч и почкать кого-либо, или вовремя убежать.
10. Высокий дуб (Кущевская, Новомарьенская, Старовеличковская. Новоминская)).
Вырывается около четверти аршина глубины яма в виде опрокинутого конуса, в нее кладется дощечка так, чтобы конец ее торчал вверх, выше краев ямы. На нижний конец дощечки в яме кладут мяч, а по верхнему концу бьют палкой, отчего доска и мяч летят вверх. Поймавший бросает мяч, а остальные ловят его.
11. Лапта. Величина площади для игры обусловливается возрастом играющих; по всяком случае она должна быть настолько просторна и свободна, чтобы мячик, перелетая с одного конца ее на другой, не задерживался никакими посторонними предметами. Один конец площади назначается для поля, другой - для кона; на обоих концах чертят по параллельной линии, длиною в 10 или 15 сажен каждая. Расстояние между параллельными чертами может быть в 20 или больше сажен; одна из них, обозначающая собой коп, называется конною, другая, проведенная по полю. - полевою.
Для игры должна быть приготовлена лапта, это - прямая и ровная палка около аршина длины. Так как она требуется для битья мячика, то чаще всего имеет форму весла, как самую удобную.
Число играющих должно быть четное. Одна половина играющих становится в разных местах поля (полевые), другая становится на кону (конные); но так как деятельность конного интереснее деятельности полевого, то назначение каждого в игре определяется жребием. Для этого все разделяются на пары, так что жребий бросается каждою парою отдельно, хотя и одинаковым способом, состоящим, обыкновенно, в следующем: кто-нибудь из пары, взяв в руку две палочки так, чтобы два наружных конца ее были равны между собой, говорит своему товарищу: "Если вытащишь короткую, идешь на кон", или наоборот; другие пары поступают так же. Таким образом, из каждой пары получается полевой и конный, и если один из них по какой-нибудь причине перестанет играть, то и другой не должен продолжать игру.
Конные должны стоять в порядке, друг за другом, именно: тот из них, который кончил жребий раньше других, становится первым; второе место занимает тот, который пришел после первого и т.д.
Один из полевых становится на правый конец конной черты, откуда каждому из конных, прежде первому, потом второму и т.д., подает для битья мячик, подбрасывая кверху на требуемую высоту. Удары не должны повторяться никем из конных, хотя бы кому-нибудь из них пришлось махнуть лаптой мимо мячика. Как промахнувшийся, так и удачно ударившие мячик становятся вдоль левого конца конной черты; отсюда, выждав удобный момент, они должны добежать до полевой черты и возвратиться.
чтобы снова иметь право бить мячик. Этот бег сопровождается иногда немалым затруднением, потому что полевые строго следят за ними и всеми силами стараются "запятнать" (ударить мячиком) кого-нибудь из них. К бегущим особенно внимателен тот из нулевых, который подаст мячик и который, следовательно, имеет больше возможностей пятнать, нежели кто-нибудь из прочих полевых. В силу последнего обстоятельства полевые из своей среды выбирают на кон самого ловкого и юркого, с хорошим глазомером. За то этот полевой старается не пропускать ни одного случая для оправдания своего назначения;' он зорко посматривает то на приготовившихся бежать, то на тех, которые не успели еще вернуться; первых он по большей части пятнает сам, если кто-нибудь из них вздумает бежать или даже выйдет за черту, на полевую сторону; вторые же пятнаются полевыми, хотя опять-таки нередко с помощью полевого, действующего на кону, который кстати подкидывает на поле мячик.
Коль скоро кто-нибудь из конных будет запятнан, роли обеих сторон переменяются: конные рассыпаются по полю, а полевые сбираются накоп, и игра начинается снова, в том же порядке. В начале каждой повторяющейся игры лапту получает тот, который подавал мячик, прочие же становятся в таком порядке - кто за кем пришел. Роли переменяются и в том случае, если кто-нибудь из полевых поймает мячик на лету, то есть не с земли, а сверху; таким образом пойманный мячик называется "свечка".
12. Матковый. Из группы играющих выбирают двух маток, а те выбирают себе пчел. После выбора пчел матки "конаются"; верхняя бьет, нижняя становится со всеми пчелами в поле, за исключением одной, подающей мяч верхним. Пчелы верхней матки быот по одному разу, а после всех бьет матка 12 раз. Ударив мяч, играющий бежит в город, а пчелы нижней матки ловят мяч и бьют его. Если они кого-нибудь побьют из бегущих, то переменяются местами - нижние бьют, верхние ловят.
Описанные видоизменения игры, называемой лаптой, практикуются в станицах Староджерелиевской, Кущевской, Старовеличковской, Новоминской и на Таманском полуострове под одним общим названием "гилка" (так называется палка, которой бьют мяч).
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Пока бьют часы
Сказка "Колосок"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Кто самый сильный?