Работа участницы муниципальной научно-практической конференции - 2013
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 137 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Меленки
Районная научно – практическая конференция
учащихся Меленковского района
Владимирской области
Вид работы: исследовательская работа (реферат)
Тема работы: «Парадокс судьбы первого русского декабриста П.И.Пестеля»
Выполнила: Маркова Екатерина, 10 класс
Научный руководитель:
Емелюшина Валентина Николаевна
Меленки
2013
1. Оглавление.
1. Оглавление ………………………………………………………………………. 2
2. Введение …………………………………………………………………………..3-4
3. Павел Пестель: трагическая борьба с людьми и обстоятельствами
(Обзор литературных и информационных источников) ………………………….4-12
4. Результаты исследования …………………………………………………….. 13 - 14
парадокс»
2. Введение.
Изучение причин (иногда самых, казалось бы, незначительных), по которым начинает осуществляться именно тот сценарий, который потом войдет в учебники истории, – очень интересная задача. Неизменный интерес вызывает движение декабристов: известнейший российский историк В.О. Ключевский, например, уверял, что декабристы - лишь «историческая случайность, обросшая литературой». Так ли это? И правомерно ли считать первым русским декабристом Павла Ивановича Пестеля? Ведь на Сенатской площади 14 декабря 1825 года он не был, а К.Ф. Рылеев вообще считал, что «Пестель – человек опасный для России и для видов общества».
Данное исследование нацелено на выявление подоплеки высказываний В.О. Ключевского и К.Ф. Рылеева и представляет особый интерес для автора исследования, так как призвано способствовать выработке собственного взгляда на известные исторические события и исторических деятелей.
Предмет исследования: жизнь и деятельность Павла Ивановича Пестеля с 1816 по 1826 годы.
Цель исследования: анализируя литературные и информационные источники, выявить роль и место П.И.Пестеля в декабристском движении и сформировать свое отношение к неординарной личности этого легендарного человека.
Задачи исследования:
Методы исследования: теоретической и методологической основой исследования послужили следующие отечественные работы в области истории декабристского движения:
Гипотеза:
Выдающаяся роль Павла Ивановича Пестеля в истории движения декабристов неоспорима, однако вся его жизнь – трагическая борьба с людьми, обстоятельствами и…собой.
Продукт исследования:
3. Обзор литературных и информационных источников:
Трагическая борьба Пестеля с людьми и обстоятельствами.
13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости были казнены пять человек. По мнению Верховного суда, затем утвержденного императором Николаем, это были главные злодеи того движения, которое впоследствии назовут декабристским, а его участников – декабристами.
Этими «злодеями», осужденными вне разрядов к повешению, оказалась горстка смельчаков, мечтавшая о лучшей доле для русского народа: Кондратий Рылеев, отставной подпоручик; Сергей Муравьев-Апостол, подполковник Черниговского пехотного полка; Михаил Бестужев-Рюмин, подпоручик Полтавского пехотного полка; Петр Каховский, отставной поручик и… Павел Пестель, полковник Вятского пехотного полка.
Павел Иванович Пестель был одной из самых ярких фигур декабристского движения, фигурой трагической и
парадоксальной.
Родился в Москве, в 1793 году, июня 26 дня. Отец — Пестель Иван Борисович, тайный советник, сибирский генерал-губернатор; мать Елизавета Ивановна Крок, помещица Смоленской губернии. По вероисповеданию лютеранин.
Воспитывался дома до 12 лет, затем в Дрездене. В 1810 году был определен в Пажеский корпус. Выпущен оттуда в 1811 году прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк первым по успехам, с занесением имени на мраморную доску, чем как первым представлением способностей любезному Отечеству очень гордился.
Участник Отечественной войны 1812 года, тяжело ранен при Бородино, награжден Золотой шпагой «За храбрость». Участвовал в заграничных походах и военных действиях. Подпоручик — в 1813 году, поручик — в 1813 году, штабс-ротмистр — в 1817 году. Награжден: Св. Владимира 4 ст. с бантом и австрийским Леопольда 3 ст.; Св. Анны 2 ст., прусским орденом «За заслуги» и другими высокими знаками отличия.
Зимою 1816 — 1817 годов слушал курс политических наук. С февраля 1818 года во 2-й армии в Тульчине, ротмистр — в 1818 году, подполковник — в 1819 году, полковник — в 1821 году, командир Вятского пехотного полка. Будучи подполковником, трижды командировался в Бессарабию по делам, связанным с греческим восстанием, за что получил благодарность государя императора Александра I. Командир 7 пехотного корпуса Южной армии А.Я.Рудзевич писал: «Удивляюсь, как Пестель занимается шагистикой, тогда как этой умной голове только и быть министром, посланником!»
Знавших его людей поражала почти энциклопедическая образованность этого человека и неприхотливость в быту. Так декабрист Н.И.Лорер вспоминал: «Квартиру он занимал очень простую, и во всю длину его немногих комнат тянулись полки с книгами, более политическими, экономическими и вообще ученого содержания… Не знаю, чего этот человек не прочел на своем веку, на многих иностранных языках». Генерал С.Г.Волконский, декабрист, был такого же мнения о П.И.Пестеле: «Он — человек огромной одаренности, широкого ясного ума, и главное, может быть, неотразимой логики».
Однако сложный характер, который был у Пестеля, его неотразимая логика, стремление более апеллировать к разуму, а не к чувствам собеседника, усложняли его взаимоотношения с людьми. «Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю», - читаем мы в дневнике Пушкина. 9 апреля 1821 года состоялась будущего декабриста беседа с Пушкиным, и … Пестель не сумел расположить к себе Пушкина. Своего недружелюбного отношения к нему поэт не изменил и после казни декабриста. Это же мы видим и в письме И.П.Липранди: «…несмотря на его ум…никогда бы не смог с ним сблизиться».
Пестелем можно было восхищаться, но его нельзя было любить! Видимо, это же и помешало Пестелю в общении с теми, кого время сделало его единомышленниками и собратьями по борьбе.
Политические взгляды Пестеля формировались достаточно долго. Масон с 1812 года, то есть с 19-ти лет. Затем — член ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей» в Петербурге (1816 — 1817). Затем — член «Союза спасения», затем — «Союза благоденствия» (Коренного совета) и, наконец, — организатор и глава Южного общества. Автор «Русской Правды» как основы будущей Конституции государства Российского.
Работа Пестеля над главным документом обвинения — над конституционным проектом под названием «Русская Правда» — длилась почти десять лет, хотя сам он обмолвится, что сей труд стоил ему двенадцати лет жизни. Вот основные положения этого грандиозного по тем временам документа. Пестель — сторонник насильственного свержения царского режима, то есть сторонник революции и последующей диктатуры Временного верховного правления. Это, по его мнению, решающее условие успеха. Диктатура должна длиться ни много, ни мало — 10-15 лет. Провозглашается решительное и коренное уничтожение крепостного права…Пестель считал: «Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. И если найдется среди дворян такой изверг, который будет противиться мерам Верховного правления по отмене крепостного права, надо такого злодея безызъятно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага Отечества и изменника… Личная свобода — есть первое и важнейшее право каждого гражданина… Однако освобождение крестьян без земли я считал и считаю совершенно неприемлемым». Таким образом, аграрный проект Пестеля давал крестьянам значительно больше земли, чем три десятилетия спустя, в 1861 году, дала правительственная реформа. То есть проект Пестеля на основе его крестьянской реформы открывал путь именно буржуазному развитию страны. Впрочем, дело не ограничивалось только крестьянским вопросом. Важно, что, по замыслу Пестеля, в государстве должны быть решительно уничтожены все сословия, в том числе и дворянское. Провозглашается принцип: священное и неприкосновенное право собственности. Объявляется полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания, широкая и неограниченная свобода торговли.
Трудно не признать прогрессивность взглядов Пестеля, однако…далее он пишет: «Да, я — убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия. Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции. Откуда это? Еще издавна я сделался в душе республиканец и ни в чем не видел большего благоденствия для России, как в республиканском правлении. Царствующая семья же есть враг этому благу и силою противилась бы такому миропорядку после нашей революции. А народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народа, а не народ существует для блага правительства. Это положение вещей, считал я, могло быть достигнуто нами только силою, быстро и решительно…». Именно это – признание необходимости физического устранения царской семьи – стало, как свидетельствуют мемуары многих декабристов, причиной неприятия и самого Пестеля, и его программы создания единого Общества.
В 1824 году он приехал в Петербург, встретился с самым авторитетным деятелем Северного общества С.П.Трубецким, изложил ему общие положения «Русской правды». Впечатление от этой встречи членам Северного общества Трубецким было изложено так: « Пестель – человек вредный, и что не должно допускать его усилиться, но стараться всевозможно его ослабить». Он представил своим соратникам его как опасного честолюбца, мечтавшего о диктаторской власти. На последовавшем вслед за тем совещании с членами Северного общества Пестель говорил о необходимости решить все подробности цели, «дабы не ходить в тумане», призывал к объединению Северного общества с Южным в единое тайное общество, принятию программы дальнейших действий, обязательной для всех его членов. Намерения Пестеля (причем, абсолютно правильные в тех условиях, как показало время!) не были правильно поняты большинством его товарищей по обществу. В них они увидели лишь желание любой ценой достичь диктаторской власти лично для себя, стать российским Бонапартом. Может быть, еще и потому, что Пестель адресовался к разуму собеседников, желая их убедить, а «от него ждали совсем другого: эмоционального сопереживания и обыкновенной сердечности», как писал Матвей Муравьев-Апостол Бестужеву-Рюмину. Так что результат был предопределен: на предварительном совещании на квартире Рылеева было сказано: «Пестель – человек опасный для России и для всех видов общества…», «…ввериться слепо одному человеку опасно».
Неудача его поездки в Петербург означала окончательный крах ряда настойчивых попыток Пестеля сплотить вокруг себя наиболее активных членов тайного общества, создать боеспособную организацию, готовую не только совершить военную революцию, но и стать ядром правящей политической партии после ее победы. Неудача означала крах всей его жизни. Пестель это отлично сознавал. Сам он понимал, что его подозревают в личных видах, глубоко страдал от этого: «…стыдно будет тому, кто не доверяет другому и предполагает в другом личные какие виды, … последствия окажут, что таковых видов нет». Однако подозрения перевесили доводы рассудка: опасение честолюбивых замыслов Пестеля оказалось сильнее понимания необходимости соединить два тайных общества. А их и действительно не было, об этом свидетельствует частная беседа с одним из самых деятельных членов Южного общества А.В. Поджио: «Когда я закончу все свои дела, что, вы думаете, я намерен сделать? Никогда не угадаете.— Удалюсь в Киевско-Печерский монастырь. Сделаюсь схимником…» «Честолюбия моего напрасно они опасались…ибо отклонение себя от главных Должностей и намерение по окончании Революции удалиться от света не суть черты Честолюбца».
Назревал внутренний кризис, Пестель после Пасхи 1825 года запишет: «Я, верующий, лютеранин, не был до того в храме пять лет, не исповедовался. Конституция моя и дело тайного общества — вот всё, чем я жил, а вера будто куда-то отлетела от меня. А если вера, то и душа. Один холодный рассудок. Алгебра-геометрия! Ах, да, еще и арифметика, когда считали мы с Поджио будущих наших жертв!.. Полно! Мой ум стал, верно, льдом, но вдруг душа ожила, проснулась, и я ужаснулся. И захотелось мне покаяния. Да, впервые за те самые пять лет вошел я в храм, был у исповеди и святого причастия. И легче стало. Путь увидел. И решил тогда же: всё, удалюсь от тайного общества. А другие пусть сами решают, как им быть: продолжать ли или, как я, бороться с бесами в душе своей…». Человек ясного логического ума стремился отыскать в религии нравственную опору в глубоко охватившем его разладе с самим собой. Умом понимая одно, сердцем другое, Пестель пытался объяснить, прежде всего самому себе: каким образом благородная цель может быть совместима с преступлением? Да и благородна ли она, если требует принести в жертву жизнь людей?
Трагедия Пестеля в том, что стиль его мышления и волевые качества личности не вписывались в контекст духовной жизни эпохи. Подлинный смысл его рассуждений, значительно опередивших время, ускользал от современников. Пестель значительно опередил в своем идейном развитии товарищей по обществу. В целесообразности его предложений они убедятся, когда уже не будет времени для практической их реализации.
Летом 1825 года Пестель узнает, что правительству известно о существовании тайного общества. Осенью духовная драма Пестеля достигает апогея: в его голове возникает фантастический план принести царю свою повинную голову и, пугая государя ростом рядов тайного общества и весьма вероятной гражданской войной в стране, убедить его «даровать» стране конституцию. Лишь крайней степенью отчаяния можно объяснить появление у Пестеля подобных мыслей, противоречащим его прежним взглядам: до этого он крайне скептически относился к прочности конституций, «дарованных» монархами своим подданным.
В ноябре 1825 года умирает Александр Ι. Пестеля охватывает кратковременный приступ активности: он решает дождаться 1 января 1826 года, когда его Вятский полк должен был заступить в караул в Тульчине, и начать активные действия с ареста командования Второй армии. План этот не реализовался: 13 декабря 1825 года Пестель, получив приказ явиться в штаб армии, понял, что его там ждет неминуемый арест. (Кстати, в результате доноса А.И. Майбороды, кого лично рекомендовал и принял в члены руководимого им Южного общества!)
Он поехал навстречу своей гибели, ничего не предприняв для своего спасения и не воспользовавшись ядом, который был куплен еще в 1813 году. Пестель мог бы разом покончить с ожидавшими его муками многомесячного следствия и позорной казни, но поступил иначе. Он с твердостью совершил свой жизненный подвиг: рассказал потомству о движении декабристов, ведь никто лучше его не знал правду о тайном обществе и никто лучше него не мог поведать о ней. Твердость Пестеля и его сильно выраженное чувство собственного достоинства поражали следователей: они увидели не подсудимого, желающего уменьшить свою вину и цепляющегося за жизнь, а политического деятеля, вещающего от лица Истории. Он стремился оставить нам, потомкам, правдивую историю тайного общества и не допустить утраты ни одного из звеньев в цепи исторической памяти. И если «связь времен» между нами и декабристами не порвалась, то в значительной мере мы обязаны этим Пестелю.
Трагическая борьба Пестеля с людьми и обстоятельствами подошла к концу. И несмотря на то, что на Сенатской площади в знаменательный день 14 декабря 1825 года он не был, несмотря на то, что незадолго до гибели он дело всей своей жизни (руководил тайным обществом, двенадцать лет жизни отдал созданию «Русской Правды») назвал «ребячеством», а веру в возможность социальных преобразований при помощи военной революции силами тайного общества «мечтой», казнен. Выходит, казнен - не за деяния, а лишь за замыслы? Вместе с Кондратием Рылеевым, заявившим: «Пестель человек опасный для России и для всех видов общества»… Со своими оппонентами Михаилом Бестужевым-Рюминым и Сергеем Муравьевым-Апостолом, относящимся к нему холодно и до последней минуты не скрывавшим этого отношения… С Каховским, которому он, уверяющий всех в готовности во имя идеи к истреблению всей царской семьи, так и не смог подать руки из-за того, что тот стрелял и возможно (только возможно!) убил Милорадовича!.. Сплошные парадоксы…
4. Результаты исследования.
1) Заключение
Исследование литературного и информационного материала с целью знакомства с ранее неизвестными фактами биографии Павла Ивановича Пестеля, мемуаров других свидетелей эпохи зарождения, развития и разгрома декабристского движения позволяют сделать вывод о верности гипотезы о выдающейся роли Павла Ивановича Пестеля в истории движения декабристов. Этот человек сумел поведать нам, своим потомкам, историю идейных и нравственных исканий истинных и верных сынов отечества, которыми по праву гордится русский народ. За его стойкость, мужество, духовную стойкость мы с полным правом называем П.И.Пестеля первым русским революционером, вся жизнь которого - трагическая борьба с людьми, обстоятельствами и…собой.
2) Публикация и апробация работы.
Материалы исследования использованы для написания сочинения «В поисках "розы без шипов", или Его величество парадокс» (Приложение 1) на Международный конкурс «Товарищ, верь…», посвященный 190-летию восстания декабристов и создания презентации на декабристскую тематику «Хроника судьбы первого русского декабриста Павла Ивановича Пестеля» для этого же конкурса (Приложение 2). От Организаторов конкурса автору вручен диплом и ценный подарок, а руководителю Благодарственное письмо.
Презентация «П.И.Пестель: хроника судьбы» для использования на классных часах в юбилейные дни опубликована в разделе «Воспитание» на сайте ЗАВУЧ.ИНФО http://www.zavuch.info/methodlib/54/60859/
Результаты исследования докладывались на школьной научно-практической конференции в 2012 году.
3) Использованная литература и информационные источники.
http://www.opeterburge.ru/history_145_203.html
Московского университета, 1988.
http://second.by/f_orin/19477/dekabristy_v_vospominaniyach_s.html
http://dony.ru/book/148574-zapiski-stati-pisma-dekabrista-i-d-
http://www.ruslibrary.ru/default.asp?trID=410
Акварельные гвоздики
Ласточка. Корейская народная сказка
Воздух - музыкант
Есть в осени первоначальной...
Снежная книга