Проанализировать основную причину употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 309 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП XI ВСЕРОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
Секция: Лингвистика
Тема: Лексикон учащихся 5-9классов нашей школы
Автор: Поденко Диана Сергеевна
ученица 5класса
Научный руководитель: Хорунжая Татьяна Васильевна
Место выполнения работы: МБОУ «Поповская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
2013
Содержание:
I.Введение ………………………………………………………………………
II. Основная часть ……………………………………………………………..
III. Практические исследования
IV. Заключение …………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….
I. Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям - одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, русским людям. Я искренне верю в то, что русский язык –
« великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? « У тебя клевый прикид», «Классно мы оторвались сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.
Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Задачи проекта:
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.
Объект исследования: учащиеся 5-9 классов МБОУ «Поповская СОШ»
Актуальность:
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы – явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики.
II. Основная часть
1. Диалектная лексика. Какое место занимают диалектизмы среди других групп слов? Востребованы ли они в наше время?
Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:
Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.
Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику. На основе бесед с родителями, бабушками и дедушками, общаясь со своими сверстниками, я пришла к выводу, что в речи учащихся моей школы присутствуют диалектизмы. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшими. В официальной обстановке (на уроках) ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некотрые из них используют и диалект. Это такие слова как: курчата (цыплята), кошелка (корзина), циберка( ведро), буряк ( свекла), драбына (лестница) и другие. Однако диалектных слов в речи наших школьников не так уж и много. В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень редко в лексиконе учащихся 5-9 классов. Я выделила несколько причин редкого употребления диалектов:
Одни утверждают, что диалектизмы - это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста;
Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и, как говорят ребята, «старомодно»;
Некоторые ответили « не знаю» что такое диалектизмы. (Приложение №1)
Анкета для учащихся:
1.Что такое молодежный сленг?
2.Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)
3.Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)
4.Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
5. С какой целью вы их употребляете?
а) Считаете, что модно, современно.
б) Нужны в речи для связи слов.
в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
г) Делают речь понятнее для друзей.
д) Помогают самоутвердиться.
е) Придать своей речи живость, юмор.
Анкета для учащихся
1.Что такое диалектизмы?
2.Употребляете вы их в своей речи?
3.Назовите диалектизмы, которые вы употребляете или знаете?
4.Как вы считаете, надо ли использовать в своей речи диалектизмы?
5.Что такое профессионализмы?
6.Какие профессионализмы, вы используете в своей речи?
Анкета для учителей
1.Присутствовал ли в речи учащихся молодёжный сленг в годы вашей учёбы?
2.Приведите примеры таких слов
3.Используете ли вы слова – жаргонизмы
4. Если используете, то в какой обстановке?
5.Как вы считаете, надо ли бороться с употреблением в речи учащихся таких слов?
Конечно, жаль, что в нашей речи диалектных слов становится все меньше и меньше, а ведь какую выразительность, эмоциональность они придают языку! Например, рассказ М.А.Шолохова «Нахаленок». В этом рассказе писатель использует очень много диалектных слов, используемых донскими казаками. И когда мы читаем, как говорит Мишка или его дед, мамка или батянька, - нам смешно, и мы переносимся в казачью станицу начала прошлого века. И я думаю, что мы не должны забывать совсем те слова и выражения, тот язык, которым пользовались наши деды и прадеды.
2.Профессиональные слова в лексиконе учащихся
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами. Например, дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель.
Термин - это научное обозначение понятия (синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие.
В речи родителей, занимающихся разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Из лексикона родителей такие слова переходят в детский лексикон. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся. Например, аккумулятор, радиатор, коробка передач, севооборот, агротехника, медикаменты, педиатр, окулист, лор .
3 .Что такое сленг?
Существует несколько определений сленга.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и
используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
Причины употребления сленга
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы). Выясняла, что учащиеся 5-9 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Название семантической группы | Примеры | |
1 | Части тела | грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); |
2 | Слова,обозначающие людей по профессии | училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); |
3 | Бытовая техника | ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD); |
4 | Транспорт | мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей) |
5 | Слова,обозначающие людей по родству | предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень) |
6 | Учеба | домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка |
7 | Продукты питания | хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая) |
8 | Деньги | бабки, бабло, баксы, штука |
9 | Слова-оценки | классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое) |
10 | Глаголы | отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); |
11 | Слова, обозначающие людей по их качеству характера | крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова |
В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения). В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
III. Практические исследования
Закономерным показался мне вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.
Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление.
Варианты ответов | 5 класс | 6класс | 8класс | 9 класс |
да | 5% | 8% | 40% | 50% |
Нет | 10% | 25% | 10% | 25% |
Не думал об этом | 85% | 67% | 50% | 25% |
На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены данные, представленные в таблице:
8класс | 9класс | всего | ||
А | Модно, современно | 4 | 3 | 7 |
Б | Нужны в речи для связи слов | 2 | 2 | 4 |
В | Делают речь понятнее | 1 | 1 | 2 |
Г | Что-то другое | 1 | - | 1 |
При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра, немец) старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.
Из бесед со взрослыми я выяснила, что и раньше, когда они учились в школе сленг присутствовал. Они назвали такие слова: блин, государственная оценка, фигня, шпора, но употребление этих выражений было низким, этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово. Учителя нашей школы знают много слов современного сленга, некоторые иногда употребляют их в шутку.
IV. Заключение
В своей работе мы попытались объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектных, профессиональных, жаргонных слов и выражений.
Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.
Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна - в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте - сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики. Надо хорошо знать нормы литературного языка - нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
Вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика - это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.
Следовательно, надо больше читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. ( Иван Андреевич Крылов, А.С.Пушкин, Александр Сергеевич Грибоедов, А.П.Чехов - вот образцы правильности и образности нашей речи). Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.
А мы распечатали 10 советов, чтобы совершенствовать свою речь и повесили их в каждом классе.
А также мы создали буклет «О правильности и выразительности русской речи» и распространили среди учащихся 5-9 классов нашей школы.
Список использованной литературы
1.Волина В.В.Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
2.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1999.
3. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
4. Скворцов Л.И. Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
5. Соболева О.Л. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
6. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
Ссылки на сайты:
http://akak.ru/recipes/1729-kak-nauchitsya-krasivo-i-insteresno-govorit
http://otvetin.ru/goroskopgadezo/15543-kak-nauchitsya-krasivo-govorit.html
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-331/
http://www.president-business-school.ru/?pid=1455
http://digestweb.ru/3813-kak-nauchitsya-govorit-krasivo-i-svobodno.html
http://orthgymn.ru/publish/rodnoeslovo/likhachev.php
http://www.i-u.ru/biblio/archive/kulturologia/4.aspx
ЛЕКСИКА
Если слово в современном русском языке
употребляется свободно,
неограниченно
не вошло в состав свободно
употребляемой лексики
употребляется в определенной сфере деятельности ( наука, делопроизводство и т.д.): дефис, рашпиль, нахлестка., скальпель, мольберт
употребляется определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия: упакован-ный (богатый), тачка (машина), комп (компью-тер)
употребляется на определен-ной террито-рии:
голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)
Общеупотребительная лексика
Профессиональная лексика
Диалект- ная лексика
Жаргонная лексика
Попробуем на вкус солёность моря?
Ласточка. Корейская народная сказка
Тигрёнок на подсолнухе
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Снегири и коты
Комментарии
работа заняла I место в районе и 3 место в области
Данная работа будет интересна учащимся 5-9классов общеобразовательной школы