Исследовательская работа школьницы посвящена изучению вопроса последствий хозяйствования в селе Знаменка Воронежской губернии Байбуса Ивана Сергеевича. Этот человек, о котором сохранилось очень мало сведений, оставил в истории края заметный след.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа школьницы на тему "Последний помещик села Знаменка". | 161 КБ |
Управление образования администрации муниципального района
«Город Старый Оскол и Старооскольский район»
Секция: «Историческое краеведение»
Последний помещик
села Знаменка
Сошенко Ляна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Знаменская школа»
Старооскольский район, Белгородская область
8 класс
Руководитель:
Кондратенко Валентина Владимировна,
учитель истории
с. Знаменка, 2012-2013 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….....3
Заключение…………………………………………………………. .12
Источники и литература………………………………………….….14
Приложения…………………………………………………………...15
Введение.
На современном этапе исторического развития наше общество начинает проявлять интерес к тому, что происходит вокруг, анализировать, как закладывалось и создавалось то, что оно имеет сейчас. И постепенно понимает, что основа современной действительности заложена достаточно давно предыдущими поколениями. Это вопрос объемный и серьезный. Поразмышляв, я решила начать с малого: определить роль последнего помещика села Знаменка в историческом развитии и хозяйственной жизни села, а так же установить как складывались у него взаимоотношения с крестьянами. Это и стало целью моего исследования. Предмет исследования: жизнь и деятельность последнего помещика села Знаменка И.С. Байбуса. Задачи исследования:
а) изучить известные сведения из биографии помещика, осмотреть остатки имения; б) побеседовать со старожилами и, возможно, не только уточнить сведения, но и установить что-то новое; в) обобщить имеющийся материал, систематизировать таким образом, чтобы это была четкая система; г) определить значение его деятельности на развитие нашего села и таким образом на его примере сделать свой первый практический вывод о роли личности в истории.
Я использовала материалы Знаменского краеведческого музея, общалась со старожилами, изучила книгу В.И. Иванова «Родные мотивы», сделала запрос в Воронежский государственный архив. И получила ответ, что за информацию о Байбусе И.С. на 6 печатных листах нужно заплатить 3071 руб. 28 коп.
Актуальность исследования в необходимости приобщения молодежи к активному участию во всех сферах жизни государства через формирование интереса к общественной, хозяйственной и культурной жизни своей малой родины и, следовательно, в воспитании чувств патриотизма.
1. Хозяйство Знаменки и Николаевки при смене собственников
Более ста восьмидесяти лет хозяевами сел по течению реки Потудань были князья Меньшиковы.[1] Существует версия, что в восьмидесятых годах XIX государство конфисковало земли и имущество Меньшиковых в нашем крае. Возможно так же, что сами Меньшиковы по каким-то причинам были вынуждены заложить собственность. А потом не смогли вовремя выкупить. Но точно известно одно: имущество Меньшиковых было через банк продано с аукциона.[2] И попало к более мелким собственникам. Старожилы в Знаменке и Николаевке долгое время вспоминали двоих из них: княгиню Елизавету Огареву[3] и Ивана Сергеевича Байбуса. Во второй половине ХХ века в наших селах было много людей, которые помнили и знали о них не просто понаслышке, а от родителей и даже сами видели их и работали на них. Сейчас же остались только те, кто хранит воспоминания старших, потому что это интересно, и составляло часть жизни близких и дорогих им людей. По ходу моего исследования я буду ссылаться на их воспоминания.
А общую историческую обстановку того времени я сверяла по фактам, приведенным краеведом В.И. Ивановым в книге «Родные мотивы».
Огарева была типичной русской помещицей. Купив земли и собственность в Знаменке, повела себя как обычная барыня: самовластная, деспотичная, своенравная, жестокая и нетерпимая по отношению к крестьянам. На ее полях работали не только зависимые крестьяне, которые отрабатывали долги и барщину,[4] но и наемные работники, как из неимущих местных крестьян, так и пришедшие из других мест. Проживали они, в основном, там же, где и трудились: на мельнице, в хозяйстве самой Огаревой или в хатах, построенных специально для работников. Отношения с крестьянской общиной у нее складывались не лучшим образом. Крестьянам приходилось в летний период прогонять скот по ее земле или поить его из барского пруда. Барыня потребовала за это у общины плату деньгами. Старожилы говорили, что такого не было даже при Меньшиковых. Помимо этого она запретила крестьянам собирать в ее лесах яблоки, груши, шиповник, которые в нашей местности не просто использовались крестьянскими ребятишками как лакомство, а служили важной частью скудного крестьянского меню. Их использовали для приготовления киселя, сладкого теста, кулаги и т.п. Сахар крестьянские семьи не могли купить, и эти фрукты его полностью заменяли. Никаких экономических новшеств в ведении хозяйства Огарева не применяла. То есть, она вела хозяйство по старинке.[5]
Дом княгини находился, как говорили старожилы, выше Белой горы,[6] ближе к Знаменке. /Приложение № 1/ Здесь же находился кирпичный заводик для обжига кирпича. Благо красной глины в Знаменке сколько угодно. Здесь же находились хатки, в которых проживали работники. Кирпич приобретали зажиточные крестьяне из соседних сел. В наших же селах кирпичных строений у крестьян не было, потому что кирпич стоил дорого и простой крестьянской семье был не по карману.
А у подножья Меловой горы находилась водяная мельница. /Приложение № 7/ Подобных ей поблизости было не так уж много. Крестьяне, чтобы смолоть муку, вынуждены были обращаться к помещице.
2. Появление нового хозяина.
Вскоре в Знаменке на горе поселился – Иван Сергеевич Байбус. /Приложение № 2/ Старожилы говорили, что он не был потомственным помещиком. О его социальном происхождении ничего не известно. Но точно известно, что, купив земли на территории нашего края, он повел себя не так как Огарева.
О его происхождении существовало несколько версий. Одни говорили, что он латыш и родом из Прибалтики. Получив агрономическое образование, выгодно женился. И имея определенный капитал, выкупил через банк часть земель Меньшиковых в нашем крае. Другие говорили, что он родом из Харьковской губернии, по национальности украинец. Работал на сахарном заводе в Курской губернии, чем-то заслужил милость хозяина, и тот дал ему денег на покупку земли. Именно такой версии придерживается наш краевед – Иванов В.И[7]. Вряд ли теперь возможно установить точно его родословную. Но я придерживаюсь первой версии. Но совершенно точно установлено, что наши земли попали к нему в начале девяностых годов XIX века. Сначала он приобрел около тысячи десятин земли, а через десять лет он владел уже 3166 десятинами.[8]
Деловой предприниматель быстро сориентировался. В его отношении к крестьянам не было высокомерного превосходства, ханжества. Энергичный и хваткий он быстро прибрал хозяйство Огаревой к рукам. Княгиня, не выдержав конкуренции, разорилась и уехала куда-то на юг вместе с семьей сына.
Байбус не стал обосновываться в селе, как это делали до него управляющие Меньшиковых или княгиня Огарева, а поселился в поле выше Знаменки километра на три. Сначала он построил довольно крупный по тем временам кирпичный завод и жилье барачного типа для работников завода и сезонных рабочих. /Приложение № 3/ Потом рядом построил огромный особняк, похожий на замок, для своей семьи, стеклянную оранжерею, подсобные помещения. Заводские специалисты, прислуга и охранники жили неподалеку, в построенных специально для них домах. Все делалось из кирпича основательно, прочно, надолго. /Приложение № 6/ Забегая вперед, отмечу, что весь ХХ век[9] знаменцы разбирали эти строения для своих хозяйственных построек и не все еще разобрали. До настоящего времени сохранились остатки дубового амбара с кирпичным подвалом. /Приложении №№ 4,5/ В советское время в нем хранили картофель и зерно.
Байбус вкладывал значительные средства в строительство, приобретал инвентарь, скот, технику. Помещения для скота строили так же кирпичные. Были оборудованы два огромных ледника для хранения сельскохозяйственной продукции: масла, мяса, молока. В его хозяйстве было большое поголовье скота: коров, свиней, овец, примерно по полторы сотни лошадей и волов, откармливались бычки на мясо для продажи за границу.
У Байбуса сложились деловые отношения с Германией. Возможно потому, что один из его сыновей был женат на немке, а ее отец был коммерсантом. В зимний период забивалось большое поголовье скота и вывозилось железнодорожным путем в Германию. Вывозилось также сало, шерсть, кожи, масло животное и растительное, зерно.
На его полях специально обученные работники использовали сельскохозяйственную технику, привезенную из Германии. В Знаменке старожилы помнили и рассказывали о чудо - машинах в имении Байбуса. Марок они, конечно, не знали. Но мне все-таки удалось выяснить, что среди сеялок, веялок, жаток, сенокосилок и прочего выделялись особенно немецкие локомобили «Клейтон». И они тащили трехлемешный плуг. В качестве горючего использовались дрова.
Имение помещика располагалось на горе. До воды нужно копать шахту не менее семидесяти метров. И с момента основания имения это было большой проблемой. Воду подвозили на лошадях, а так же собирали во время паводков и дождей в прудах или, как тогда говорили, в ставках. Их было оборудовано два. Оба располагались в Князевом яру.[10] /Приложение № 3/ Когда хозяин привез из Германии двигатель, был решен вопрос с водой. Старожилы говорят, что в особняке Байбуса электричество появилось за несколько лет до революции. И вырабатывала его тоже какая-то чудо-машина.
Хозяйство Байбуса стало одним из лучших в округе. А он был избран членом Государственного Совета от крупных землевладельцев Воронежской губернии.
Незадолго до революции помещик обратил внимание на выращивание сахарной свеклы. Говорили, что он хотел организовать ее выращивание в промышленных масштабах.
В Знаменке до сих пор среди местных жителей бытует утверждение, что Иван Сергеевич мечтал построить железную дорогу, чтобы перевозить грузы, в том числе сахарную свеклу, к месту переработки. Узнав об этом, я сначала усомнилась.. Но у Никулова А.П.[11] я нашла упоминание, что прослойка рабочего класса в нашем крае не сложилась к 1917 году. Например, в Старом Осколе «только железнодорожные мастерские имели более или менее постоянный штат рабочих». Следовательно, решила я, учитывая предприимчивый нрав бывшего помещика - это вполне могло соответствовать действительности. Тем более, что по одной из версий, Байбус начинал свою трудовую биографию на одном из сахарных заводов Курской губернии.
Будучи прекрасным хозяином, он не был лишен чувства прекрасного. По его личному указанию местными жителями была посажена сиреневая аллея, протяженностью около пяти километров: от Знаменки до его имения и далее до Рекуновки. Между рядами сирени была проложена проселочная дорога. Старожилы говорят, что вдоль аллеи в экипаже, запряженном шестеркой белых коней, любил кататься Иван Сергеевич. Сиреневая аллея сохранилась до настоящего времени. Конечно, она заросла кленами и другой сорной растительностью. /Приложение № 8/ Но даже спустя более ста лет продолжает радовать своей красотой в любое время года. Весной она утопает в цветах и аромате, летом – в буйной зелени, осенью радует багряными и золотистыми красками, а зимой здесь - удивительный покой и тишина. В 1994 году сиреневая аллея была объявлена историческим памятником. С двух ее сторон установили таблички: «Сиреневая аллея. Исторический памятник. Охраняется государством».
Нам удалось установить, что у Байбуса был какой-то автомобиль. Но ездил он на нем редко. По каким-то причинам предпочитал конские экипажи.
Таким образом, о Байбусе до настоящего времени напоминают сиреневая аллея и остатки кирпичного амбара с подвалом. В сельской библиотеке до недавнего времени имелась папка, где были собраны некоторые сведения из его биографии, была даже фотография. Но года два-три назад папка за ненадобностью была уничтожена.
И все-таки Байбус сохранял барские замашки. Крепостное право давно было отменено. Но Карпунина М.И. помнит Веру, которая после революции 1917 года вышла замуж на Рукав[12] из поместья Байбуса и рассказывала, что когда ей было лет шесть-семь, он выменял ее на собаку. Родом она была откуда-то с Украины, родителей своих не помнила. И было это уже в начале ХХ века.
То есть последний помещик села Знаменка не имел наследственных высоких титулов. А вот крепостнические замашки, которые сохранялись еще в то время в глубинке России среди части дворян, он приобрел.
«С раннего утра и до вечера работали на его полях крестьяне, жить было тогда очень трудно. Время такое было. А вот как Ленин заступил, так жизнь-то и полегчала. Единолично жить стали, это ж на себя самого работал каждый. А вот как колхозы начались, так еще раз все переменилось. Пока бригадир или звеньевая наряд дадут, так все дома и сидят»,- вспоминает Карпунина Матрена Ивановна.
3. Проблемы последнего помещика.
Но не все шло гладко. В 1905 году в соседних селах Солдатское, Ново-Александровка, Шаталовка крестьяне сожгли или разграбили имения помещиков.[13] Старожилы отмечают, что и у нас было неспокойно. На первый взгляд, вроде бы было тихо. Но многие мужики были на отработках в крупных городах. И возвратившись, домой приносили с собой не только заработок, но и различные слухи. Эти же крестьяне в 1905 году отличились неповиновением. Они отказались идти на барщину и потребовали повысить им плату. Но добиться ничего не смогли. По той простой причине, что нахлынули крестьяне из соседних сел. Они готовы были работать даже за меньшую плату, чем наши.
Старожилы вспоминали, что крестьяне, в основном бедняки, время от времени обсуждали идею рассчитаться с преуспевающим помещиком. Но не все оказалось так просто. Байбус и здесь проявил предприимчивость: подкупил некоторых крестьян, и они стали предупреждать его обо всех слухах. Сделать это было несложно, да и расходов больших не стоило. Так как крестьяне были полностью зависимы от помещика. Он мог дать или не дать разрешение жать камыш в болоте для отопления хаты или для ремонта построек, спилить несколько бревен для хозяйственных надобностей, собирать хворост в лесу для топки печи, а так же ягоды и т.п. Слухи на этот счет ходили самые разные. Например, в селе Екатериновка,[14] примерно, в это время семья Каханковых,[15] в которой было четверо взрослых мужчин, построила себе ветряк[16] Для строительства Байбус разрешил им рубить дуб в его лесу, помог также приобрести для мельницы необходимое оборудование. Карпунина М.И., 1912 г.р. вспоминает: «В народе говорили, что чем-то они Байбусу очень угодили». Чем эта семья заслужила такую милость, можно теперь только предполагать. Каханковы сумели наладить отношения с односельчанами: работали на мельнице они сами, наемников не привлекали, плату брали небольшую. После революции их раскулачили.
Помимо этого, все строения в имении Байбуса, как жилые, так и хозяйственные отличались, как я уже упоминала выше, необыкновенной прочностью: они были кирпичными и крыты железом. Имелась так же серьезная наемная конная охрана из черкасов[17]с собаками.
Иванов В.И. нашел в воронежском архиве донесение уездного исправника в Воронежскую жандармерию от 7 ноября 1905 года: «…держится упорный слух, что имение Байбуса при селе Знаменке Шаталовской волости будет разграблено...»[18]
Но вовремя предприняв меры безопасности, Байбус сумел обеспечить полную сохранность своего имущества вплоть до революции 1917 года.
Следует так же отметить, что крестьяне в Знаменке и Николаевке жили общиной, ранее они были крепостными, в отличие, например, от соседей, роговатовцев, и должны были придерживаться определенных договоренностей между помещиком и общиной. То есть крестьяне понимали, что от их поступков может пострадать община, и их действия против помещика не будут одобрены даже в крестьянской среде. Именно этим старожилы объясняли достаточно спокойное житье помещиков в нашем крае.
Началась первая мировая война. И о партнерстве с Германией пришлось забыть. Было неспокойно. Байбус начал распродавать нажитое. Зажиточные крестьяне Розиньков и Томаров купили у него мельницу, пруды и часть земли.
А когда началась революция 1917 года, Байбус бросил все, что не успел продать, и уехал в Германию к сыну. Его дом и постройки были разграблены крестьянами. Землю поделила сельская община между крестьянскими хозяйствами по количеству мужчин в семье. Все это происходило стихийно в 1917 году и без всякого контроля с чьей либо стороны. Власть, а она в то время у нас стала меньшевистской и эсеровской,[19] здесь была в стороне, но крестьяне считали, что землю дали советы и готовы были умереть, защищая их.[20] Крестьяне не только захватили землю Байбуса, они еще и самовластно убрали помещичий озимый урожай.
Байбуса не стало. Но остались зажиточные крестьяне. Например, Розиньков и Томаров. Они в то время еще не пострадали, но понимали, что будь они побогаче, им было бы то же самое. Такое положение было не только в Знаменке, но и во всех селах Нижнедевицкого уезда.[21]
От местных старожилов известно, что зимой 1918 года в Знаменку неожиданно вернулся с отрядом конницы один из сыновей Байбуса Сергей Иванович, имевший офицерское звание. Используя силу, он потребовал вернуть в имение отца все разграбленное имущество, в противном случае угрожал кровопролитием. Пока предполагаемый наследник ожидал нарочных, которые ездили в уезд за указанием, местные активисты уговорили солдат уехать. Те не стали вступать в конфликт с населением и покинули Знаменку без командира. Он тоже уехал, не получив ничего. Больше о Байбусе и его потомках ничего не было известно более пятидесяти лет.
Была попытка у местных активистов организовать на базе разграбленного поместья небольшой совхоз. Назвали его «Пробуждение». Назначили управляющего из бедняков. Закрепили за совхозом несколько сотен десятин земли, примерно, десяток лошадей, столько же волов, некоторую живность и сельхозинвентарь. В совхоз вошла исключительно беднота, у кого не было своего имущества. Иванов пишет, что «не хватало тягла и рабочих рук», поэтому совхоз распался[22]. Но в народе среди местных жителей была популярна другая версия: не привыкшие самостоятеьно работать, думать и вести разумно хозяйство, бедняки просто не сумели или не захотели заниматься делами совхоза. Говорили, что среди них начались склоки, и все развалилось.
С тех пор поместье, некогда процветавшее и богатое, стали растаскивать по кирпичикам. Этот процесс продолжается до настоящего времени.
4. Неожиданный гость.
О дальнейшей судьбе семьи последнего помещика Знаменки я узнала от старожилов Борисова П.Т. и Поляковой М.А.
Летом 1971 года в Знаменке стало известно, что приезжает из Германии внук Ивана Сергеевича Байбуса Кирилл Байбус. Встречал и сопровождал его по Знаменке, общался с ним через переводчика председатель местного колхоза имена Карла Маркса Татарченков Алексей Кузмич. Русский язык Кирилл не знал. Прибыв в Знаменку, он проехал по ее улицам, по сиреневой алле, посмотрел, что осталось от поместья. Асфальтированной дороги, как сейчас, тогда еще не было. Примерно на половине пути между Знаменкой и бывшим поместьем Кирилл попросил остановить машину. Татарченков хотел составить ему компанию, но Кирилл жестом остановил его, вышел и долго смотрел вокруг, окинул взглядом аллею, потом прошел несколько десятков метров по полю в одну сторону, потом в другую. Затем вернулся к машине совершенно спокойный и уверенный в себе.
Очень было интересно потом местным жителям узнать, о чем он тогда думал. Может быть, вспоминал что-то рассказанное дедом или отцом? Или просто любовался красотой природы? А красота здесь сказочная круглый год, я уже упоминала об этом.
В личной беседе с Татарченковым он рассказал следующее: родился он в Германии в 1929 году. Жили небедно, потому что дед имел деньги в банках за границей. Отец был военный и до конца военных действий оставался где-то на юге России. А когда стало ясно, что в России возврата к старому не предвидится, он тоже поселился в Германии. Его дед, то есть наш помещик, умер в 1936 году. А отец Кирилла принимал участие во второй мировой войне на стороне Германии, был ранен. Умер он в 1962 году. Кирилл - единственный их наследник, жил в Германии, а работал в Канаде, по образованию экономист, женат на литовке, двое детей. Татарченкову и тем, кому он рассказывал об этом позднее, осталось непонятным: как это Кирилл месяц работал в Канаде, а месяц отдыхал в Германии с семьей. В то время он прибыл в СССР от фирмы, где работал, якобы для изучения русского языка. Но меня заинтересовало не это. Оказывается, что его дед и отец до конца своих дней вспоминали Знаменку, и каждый из них мечтал ее посетить. Перед смертью они завещали – при первой же возможности побывать на их родине - в России, - в Знаменке. И он, Кирилл, выполнил их наказ. Татарченков спросил у Секиры (это фамилия по матери Кирилла Байбуса), верил ли отец, что Германия победит в войне и им можно будет вернуться в Россию. Секира-Байбус кратко ответил: «Нет».
Больше никто из династии Байбусов в Знаменке до настоящего времени не объявлялся.
После приезда Кирилла в народе сразу появились легенда. Точнее легенда эта была и раньше, но она существовала как предположение и со временем стала забываться. А приезд наследника из династии Байбусов оживил ее. Она сохранилась до настоящего времени среди местного населения. И заключается легенда в следующем: когда старший Байбус убегал из Знаменки в 1917 году, то не успел вывести драгоценности и золото. Боясь их потерять, он припрятал клад где-то в сиреневой аллее, надеясь вернуться в скором времени. Но не получилось. И клад остался где-то здесь. Именно за ним, дескать, и приезжал Кирилл. И останавливался около сиреневой аллеи, между Знаменкой и бывшим поместьем, не зря. Он пытался сориентироваться, чтобы понять, где же спрятан клад.
Нет помещика, но в народе еще помнят о нем. И еще в Знаменке до сих пор помнят эту красивую легенду о его спрятанных сокровищах.
Да, вряд ли, теперь кто-нибудь узнает правду: был ли клад на самом деле, и что послужило настоящей причиной такого интереса к нашему селу у последней династии Знаменских помещиков.
Заключение.
Работая над данным исследованием я установила, что Меньшиковы, например, никогда ничего в Знаменке не строили, если не считать церковь и маленький полукустарный заводик по обжигу кирпича. Да и то вряд ли это была их идея. Скорее всего, они просто жертвовали деньги, а точнее небольшую часть доходов из крестьянского оброка. А что строить или не строить, решали управляющие. Я пришла к такому выводу потому, что у Меньшиковых были огромные поместья по всей России. И сами они никогда не жили в Знаменке. Нет даже данных о том, что они бывали здесь, хотя бы проездом.
А Байбус за период своего хозяйствования в Знаменке (около сорока лет)
Для того времени – это немало. Да, как хозяин, он смотрел на все с перспективой.
И если его внук, который родился за границей через двенадцать лет после бегства из России деда и отца, знал о Знаменке, значит, в семье вели разговоры на эту тему, проявляли интерес к событиям, происходившим в далеком селе. А может быть, я немного преувеличиваю, и это был чисто коммерческий интерес к местам, в которые когда-то эта семья вложила немалые деньги. Но тогда, вряд ли приехал бы сюда Кирилл Байбус через пятьдесят четыре года после бегства деда. Когда исчезла полностью надежда на возврат прежних порядков и, следовательно, собственности. Я имею в виду наши плодородные, черноземные земли. Потому что больше практически ничего не осталось.
Источники:
Литература:
Приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
[1]С 1717 года по 1887 год. Иванов. Родные мотивы. с. 34.
[2] Там же. с. 35.
[3] Отчкество ее, к сажалению, установить не удалось /прим. автора/.
[4] За пользование землей наши крестьяне несли повинности, те, что и во времена крепостного права.
[5] Иванов В.И. Родные мотивы. с. 36
[6] Белая гора – так до сих пор называют в Знаменке меловую гору над рекой Потудань.
[7] Иванов В.И. Родные мотивы. С. 36
[8] Там же.
[9] Имеется в виду после революции 1917 года.
[10] Князев яр – назван из-за принадлежности князьям Меньшиковым. Название сохранилось до насто-
ящего времени.
[11] Никулов А.П. Оскольский край. с. 481.
[12] Рукав – сейчас часть Николаевки.
[13] Иванов. В.И. Родные мотивы. с. 61-62
[14] Екатериновка – сейчас часть Николаевки.
[15] Это кличка семьи. А фамилия Кондратенко.
[16] Ветряк – так называли ветряную мельницу.
[17] Черкасы - украинцы
[18] Иванов В.И. «Родные мотивы». с.42.
[19] Иванов В.И. Родные мотивы. с. 66
[20] Никулов А.П. Оскольский край. с. 500-501
[21] Иванов В.И. Родные мотивы. с. 67.
[22] Иванов. Родные мотивы. с.73.
Два петушка
Знакомые следы
Груз обид
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Две лягушки