Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить, какие периодические издания (газеты) выписывает школьная библиотека, сельская библиотека; изучить лексические средства, используемые в качестве газетных заголовков; провести анализ лингвистической природы газетных заголовков; просмотреть и проанализировать заголовки и конкретные статьи в газетах.
Целью исследования является: определить, зависит ли выбор читателя того или иного периодического издания от яркости заголовков; выявить, статьи с какими заголовками больше привлекают внимание читателя.
Гипотеза: предположим, что люди, просматривая заголовки газет, останавливают своё внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы. Если заголовок вызывает ассоциации и находит слово в памяти, то материал статьи или заметки лучше запомнится.
Объектом исследования данной работы являются газеты «Заря», «Российская газета».
Предмет исследования - газетные заголовки.
В работе использовали следующие методы исследования: анализ, опрос, обобщение.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_leksika_gazetnyh_zagolovkov.doc | 90.5 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Вольновская СОШ» Полтавского района Омской области
XLV
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Лексика газетных заголовков
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: лингвистика
Выполнили:
ученицы 7 класса
Леонгардт Ангелина Дмитриевна и
Борисова Анастасия Ивановна
Руководитель:
преподаватель
русского языка и литературы
Космачева Светлана Владимировна
Вольное – 2013
2
Оглавление
1. Введение. 3 - 4
2. Основная часть.
2.2 Однонаправленные и комплексные заглавия. 6
3. Заключение. 9 - 10
4. Список литературы и других источников. 11
3
Введение
Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент ее дизайна. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение оформителей газеты использовать заголовки в очередном номере часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону.
Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию.
Задачи исследования состоят в том, чтобы изучить, какие периодические издания (газеты) выписывает школьная библиотека, сельская библиотека; изучить лексические средства, используемые в качестве газетных заголовков; провести анализ лингвистической природы газетных заголовков; просмотреть и проанализировать заголовки и конкретные статьи в газетах.
Целью исследования является: определить, зависит ли выбор читателя того или иного периодического издания от яркости заголовков; выявить, статьи с какими заголовками больше привлекают внимание читателя.
Гипотеза: предположим, что люди, просматривая заголовки газет, останавливают своё внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы. Если заголовок вызывает ассоциации и находит слово в памяти, то материал статьи или заметки лучше запомнится.
Объектом исследования данной работы являются газеты «Заря»,
4
«Российская газета».
Предмет исследования - газетные заголовки.
В работе использовали следующие методы исследования: анализ, опрос, обобщение.
5
Основная часть
2.1
Теоретической базой нашего исследования явились различные виды заголовков газет: «Российская газета», «Заря».
Заголовок - это название небольшого произведения, статьи [1: с.202].
Заголовок является первым сигналом, побуждающим читать газету или отложить ее в сторону. Предваряя текст, заголовок несет определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время заглавие газетной полосы, газетного номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание.
Заголовок текста имеет двойственную природу. С одной стороны, это языковая структура, предваряющая текст, с другой стороны – находится вне текста и имеет определённую самостоятельность. Заголовок имеет единую систему с текстом. Семантические связи заглавия и текста обнаруживаются после прочтения текста. Удачно выбранное название – зачастую залог успеха.
Проведя исследование заголовков двух газет, мы выяснили, что заголовки делятся на шесть видов: заголовки-фразеологизмы; заголовки, образованные путём трансформации строк из песен; заголовки, образованные путём трансформации пословиц и поговорок; заголовки, образованные путём трансформации названий кинофильмов и фраз из кинофильмов; использование преобразованных строк из произведений в роли заголовков; заголовки, связанные с текстом.
6
2.2
Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста: с темой, с фактом, с героем публикации, с цитатой или известным выражением, с аналитической оценкой ситуации, с идеей материала, с второстепенными элементами текста. Большее количество заголовков выражает тему текста. Некоторые заголовки отражают отдельный факт. Часто статьи говорят о фактах, еще не свершившихся.
Следующий тип заголовка – комплексные. Такой заголовок соотносится с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, чем предыдущие, что является одним из средств повышении выразительности текста.
Комплексные заголовки актуализируют одновременно тему и аналитическую оценку ситуации (в школьной практике в этом случае говорят о теме и основной мысли, одновременно нашедших выражение в заглавии текста).
Обычно в исследованных заглавиях авторы стремятся к краткости и емкости, они лишь называют тему, а чаще лишь заманивают читателя своей яркостью.
7
2.3
Структурной особенностью заглавий является то, что все они становятся понятными лишь после прочтения текста.
1. Заголовки-фразеологизмы:
«На черный день» («Российская газета», 23.11.12)
«Короткая память» («Российская газета», 09.05.12)
2. Заголовки, образованные путём трансформации строк из песен:
« Бег на месте» («Российская газета», 08.11.12)
« Гуд – бай, Россия» («Российская газета», 10.01.13)
« Под крышей мира и добра» («Заря», 18.01.13)
« Пускай смеются люди» («Заря», 18.01.13)
3. Заголовки, образованные путём трансформации пословиц и поговорок:
« Отдам квартиру в хорошие руки» («Российская газета», 10.01.12)
« Мир вверх тормашками» («Российская газета», 11.10.12)
« Не штрафом единым» («Российская газета», 08.10.12)
4. Заголовки, образованные путём трансформации названий кинофильмов, фраз из кинофильмов:
«Охотники за астероидами» («Российская газета», 24.01.13)
« Молчанье жеребят» («Российская газета», 23.11.12)
«Завтра была революция» («Российская газета», 09.05.12)
5. Использование преобразованных строк из произведений в роли заголовков:
«Итак, она звалась Татьяна…» («Заря», 25.01.13)
«Робинзон в стогу» («Российская газета», 09.05.12)
«Остапу Бендеру нашли статью» («Российская газета», 23.11.12)
« Дама с собачкой» беспроигрышна всегда» («Российская газета», 10.01.13)
« А вуз и ныне там» («Российская газета», 08.11.12)
« Роль. Руль. Ночь.» («Российская газета», 11.10.12)
« … И будут два одною плотью» («Российская газета», 23.11.12)
6. Связь заголовка с текстом:
8
« Какой будет завтрашняя пенсия» («Российская газета», 11.10.12.)
« К врачу – через кассу» («Российская газета»,12.08..12.)
« Что ждет нас в год черной водяной змеи» («Заря», 25. 01.13)
« Выплаты – к Дню победы» («Заря», 25. 01.13)
Для того чтобы подтвердить гипотезу о том, что люди, просматривая заголовки газет, останавливают своё внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы, был проведён опрос - анкетирование среди людей разных возрастных групп: учащихся 7, 8 классов и работников школы. В ходе опроса мы задали им три вопроса:
1) Читаете ли вы газеты?
2) Если да, то какие газеты предпочитаете читать?
3) Играет ли роль заголовок в выборе вами статьи в газете?
Подростки: 26 из 36 уч-ся 7, 8 классов читают газеты (72 %), 10 из 36 ответили отрицательно на первый вопрос (28 %). Работники школы: 17 из 18 читают газеты (94,4 %), 1 – не читает газеты (5,6 %). Ученики и работники школы читают в основном газеты: «Заря», «Аргументы и факты», « Жизнь», «Омская правда», «1000 советов», «Омский вестник». Подростки считают, что заголовок играет роль в выборе газеты (26 уч-ся, 100%). Работники школы: да-16, 89 %, нет-2, 11 %. К сожалению, объем выписываемых газет сократился. Школьная библиотека: «Учительская газета», «Первое сентября». Сельская библиотека выписывает газеты: «Омский вестник», «Омская правда», «Заря», «Моя земля», «1000 советов».
В наш современный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты, и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.
9
Заключение
Для написания данной работы были изучены лексические средства, используемые журналистами в качестве газетных заголовков, проанализированы заголовки газет «Российская газета», «Заря», проведено анкетирование среди уч-ся 7. 8 классов и работников школы, систематизирован материал. Проведя исследование, мы выяснили, что заголовок – слово главное. И поэтому такое слово должно быть сказано чётко, ярко и осознанно. Заголовок должен быть таким, чтобы читатель сразу понял, что перед ним именно та статья, которая ему нужна. Материалы статистики говорят, что статью с эффектным заголовком дочитают до конца восемь из десяти человек, тогда как статью с непродуманным заголовком – только один человек.
Заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания.
Поэтому заголовок требует к себе постоянного внимания – как авторов публикаций, так и журналистов, занятых подготовкой очередных номеров газеты. И не случайно в процессе подготовки номера столь часто меняют заголовки некоторых материалов, которые дали им их авторы, руководители редакции стремятся найти самые удачные варианты заголовков, которые должны привлечь внимание читателей.
Обыкновенный заголовок дает первичное представление о теме и содержании публикации. Подзаголовок – чаще всего тематический – уточняет, поясняет, иногда развивает стоящий над ним заголовок. Он может указывать и характер газетного выступления, источник получения информации.
Во время исследования мы заметили, что все заголовки можно разделить на основные группы: заголовки-фразеологизмы; заголовки, образованные путём трансформации строк из песен; заголовки, образованные путём
10
трансформации пословиц и поговорок; заголовки, образованные путём трансформации названий кинофильмов и фраз из кинофильмов; использование преобразованных строк из произведений в роли заголовков; связь заголовка с текстом.
Привлекая внимание читателя, любой газетный заголовок должен легко восприниматься и читаться без затруднений.
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что выбор читателем того или иного печатного материала во многом определяется яркостью и метафоричностью заголовков, люди останавливают своё внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы. Если заголовок вызывает ассоциации и находит отклик в памяти, то материал статьи лучше запомнится. Таким образом, успех того или иного периодического издания зависит от яркости его заголовков. Всё это и подтверждает нашу гипотезу.
11
Список литературы и других источников
1.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.-4-е изд., дополненное.- М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
2.Заголовки-фразеологизмы.- http://reqos.info/category/blog/features-of-the-language-and-style-of-the-newspaper/semantic-and-stylistic/
3.Современный газетный заголовок.- http://www.bestreferat.ru/referat-32227.html.
Сверчок
Рождественский венок
Серебряное копытце
Астрономический календарь. Май, 2019
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку