Материал об истории создания, строительстве, прошлом и настоящем одного из лучших театров России.
Вложение | Размер |
---|---|
Омский государственный драматический театр | 103.44 КБ |
Презентация Омский государственный драматический театр | 2.54 МБ |
Бюджетное образовательное учреждение города Омска «Гимназия № 12»
Выполнил:
обучающийся 3/2 класса
Носов Егор
Руководитель:
учитель начальных классов
Гущина Ирина Сергеевна
Содержание:
2. Театр в начале пути.
3. Омский театр в годы ВОВ.
4. Всё самое лучшее в театре – его актёры.
5. Театр сегодня
6. Любите ли вы театр?
Здравствуйте, меня зовут Носов Егор. Я учусь в 3/2 классе. Я родился и живу в городе Омске!
Омск - театральный город. Я очень люблю ходить на разные спектакли в театры нашего города. Я знаю, что в нашем городе 9 театров, из них – театр «Арлекин», ТЮЗ, Пятый театр, Галерка, театр «Студия» Любови Ермолаевой, Драматический Лицейский театр, Музыкальный театр, Театр-студия А. Гончарука, а еще есть самый старый театр города - Омский академический театр драмы, в нём работает мой папа. Он работает заместителем директора по эксплуатации здания. И, к моему сожалению, детей на спектакли драматического театра пускают только с 12 лет и то не на все. А мне так хотелось попасть за эти большие, красивые двери.
Цель моего исследования: узнать историю Омского Академического театра драмы.
В прошлом году папа, после долгих моих уговоров, всё-таки взял меня с собой на работу. Когда я наконец-то побывал в этом театре, увидел всю его красоту и великолепие изнутри, то мне захотелось узнать про него как можно больше.
Например, когда он был построен? Оказывается, в 1872 году по предложению военного генерала-губернатора Колпаковского в уездах Акмолинской области и в Омске была открыта подписка на устройство постоянного театра, так как Городская Дума средств на это не отпускала (дело Акмолинского областного правления хранится в Центральном государственном архиве Казахстана, ф. 369, д. 774 по старой описи ). В 1873 году было собрано две тысячи рублей. В комиссию по строительству вошли чиновники, виднейший купец Быков, арендатор городской рощи, где было решено строить театр, и архитектор Э.И.Эзет. В мае 1874 года по проекту Эзета было выстроено первое (деревянное) здание театра, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа.
С появлением театра, как сообщают газеты, в городской роще стало многолюднее. Омские чиновники и военные отрывались от карточных столов и азартно набрасывались на театральные развлечения. Эти развлечения стали привычкой, и когда в конце 1877 года театр сгорел, представления стали идти в военном манеже, Общественном собрании. В 1882 году был выстроен новый театр на месте прежнего, здание оказалось небезопасным в пожарном отношении и было снесено в 1891 году. В Омск приезжали мастера российской сцены: Гликерия Федотова (1897 г.), Роберт и Рафаил Адельгеймы (первые гастроли – 1899 г.), Александра Яблочкина (1902 г.), Мамонт Дальский (1904 г.). Как, впрочем, и видные антрепренеры провинции: П.П.Медведев ( в Омске в 1885 г. держал первую антрепризу), Г.К.Невский, Н.И.Дубов.
В 1898 году появился театр-цирк, выстроенный купцом П.К.Сичкаревым на берегу Оми – деревянное, неудобное, грязное здание с ареной, амфитеатром и залом на 800 человек. Фельетонисты воздавали "Сичкаревке" по заслугам и от имени интеллигенции требовали построить настоящий театр.
К 1900 г. Омск по уровню развития стал вполне театральным городом и имел право и все основания для того, чтобы иметь свой театр.
«Омск имеет чуть ли не 40 000 жителей и в нем нет ни одного порядочного общественного здания -- ни клуба, ни зала, ни театра!» – писали омские газеты того времени.
Я узнал, что 1898 году Дума объявила конкурс на проект здания городского театра. Был выбран проект Иллиодора Геннадиевича Хворинова, гражданского инженера (с 1901 по 1912 годы городского архитектора). В июле 1901 года состоялась закладка фундамента на Базарной площади Омска; основные работы завершены к 1902 году, но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулись до середины 1905 года. В 1912 году кирпичное здание театра отштукатурили; к 1915 году были завершены лепные и скульптурные работы: установка в нишах бюстов Л.Н.Толстого и А.П.Чехова; на фронтоне – скульптуры "Крылатый Гений" (автор – скульптор В.Винклер).
Здание театра отмечено чертами эклектики: при создании здания в стиле классицизма архитектор использовал барочные мотивы: сложность объемов, башенки с окнами – люкарнами. Почерк Хворинова в спаренных полуколоннах, парусной башне, сложном аттике, балюстраде.
24 октября 1905 г. новый театр открыл сезон бессмертной комедией Гоголя "Ревизор".
Так же я имел возможность одним глазком взглянуть на репетицию спектакля. Было очень интересно, я смотрел, затаив дыхание…
Я подумал, как раньше назывался театр, сколько же артистов побывало на этой сцене? А сколько спектаклей было поставлено?
В феврале 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома "Об объединении театрального дела" Омский драматический театр был объявлен национальным достоянием. За три сезона он трижды менял название: в 1919 – 1920 годах – Большой театр (в отличие от Малого); 1920 – 1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921 – 1922 годы – Сибирский государственный театр.
Наиболее интересна деятельность Сибирского государственного театра. Он объявил себя "академическим" и видел свою задачу в культурно-просветительской работе среди населения. Но на этот театр возлагались гораздо более важные задачи. Омск в это время являлся административным, политическим и культурным центром Сибири, и Сибирский государственный задумывался как художественно-показательный театр для всех сибирских городов.
Я узнал, что с самого начала творческий состав насчитывал 118 человек. Из них: 31 – драматические артисты, 10 – балет, 24 – хор, 21 – солисты. Сибирский государственный ставил оперы: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Кармен", "Севильский цирюльник", "Паяцы", "Сельская честь" и драматические спектакли: "Гроза", "Василиса Мелентьева" А.Н.Островского, "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Женитьба" Н.В.Гоголя, "Дон-Жуан" Ж.-Б.Мольера и другие. С перемещением административного центра Сибири из Омска в Новониколаевск он перестал существовать.
С началом Великой Отечественной войны труппа изменилась. Возглавили ее Л.С.Самборская, художественный руководитель театра, блистательная актриса и прекрасный организатор, и Н.И.Шевелев, главный режиссер. Омский театр этого времени – театр самобытных актеров. В нем работают Л.Н.Колобов, М.Н.Потоцкий, Н.Н.Колесников, П.С.Некрасов, Т.И.Найденова, В.С.Кряжева, В.Э.Спроге, М.М.Иловайский, Е.А.Кузнецова, Т.Э.Дымзен, А.Ф.Теплов. Оказался в нем и художник Н.А.Меньшутин, своим оформлением спектакля "Любовь Яровая" в Московском Малом театре вошедший в историю советского искусства. В репертуаре: "Фландрия" В.Сарду, "Фельдмаршал Кутузов" В.Соловьева, "Давным-давно" А.Гладкова, "Парень из нашего города" К.Симонова.
Так же я узнал, что с началом Великой Отечественной войны в Омск был эвакуирован Московский театр имени Евгения Вахтангова.
В 1942 году появляется самый значительный спектакль – "Нашествие" Л.Леонова – о подвиге русских людей в годы испытаний. Его поставил режиссер Московского театра имени Евгения Вахтангова Б.Е.Захава. Вахтанговцы работали в одном здании с омским коллективом с ноября 1941 по август 1943 года. Здесь родились их великие спектакли: "Олеко Дундич" А.Ржешевского и М.Каца, "Фронт" А.Корнейчука, "Русские люди" К.Симонова, "Сирано де Бержерак" Э.Ростана. Четыре дня в неделю шли спектакли вахтанговцев, остальные три принадлежали омской труппе. Были названия совпадавшие, но омичи со временем перестали их сравнивать и ходили на них как на разные спектакли. Влияние вахтанговцев на омский коллектив было тонким, но оно дало свои результаты в работе актеров, режиссеров.
Как и вахтанговцы, омские актеры выезжали в 1944 году с концертными бригадами на фронт (две бригады), выступали в госпиталях, мобилизационных пунктах, на селе.
Я узнал, что в 70-80-х годах прошлого столетия театр перестраивали. В 1974 году театр награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Процесс взаимодействия и синтеза творческих течений, стилей, жанров развивался и при главных режиссерах Я.М.Киржнере (1968 – 1977 годы), А.Ю. Хайкине (1977 – 1985 годы), Г.Р.Тростянецком (1985 – 1987 годы). В их спектаклях многие актеры приходили к своему "звездному часу". В спектакле "Так начиналась легенда" Я.Киржнера и А.Мозгунова сыграл Дмитрия Карбышева А.И.Щеголев. Он же впервые в истории русского театра воплотил сценический образ Л.Н.Толстого в "Ясной Поляне" Д.Орлова (оба спектакля поставлены Я.Киржнером). Подлинно ансамблевым спектаклем стала "Солдатская вдова" омского драматурга Н.Анкилова (1973 год – режиссер Я.М.Киржнер, актеры В.И.Прокоп, Б.М.Каширин, Т.А. Ожигова награждены Государственной премией РСФСР имени К.С.Станиславского). Т.А.Ожигова сыграла свои "звездные" роли в спектаклях Хайкина "Орфей спускается в ад" Т.Уильямса (Лейди), Ю.О'Нила (Абби), "Гроза" А.Н.Островского (Катерина), "С вечера до полудня" В.Розова (Нина), "Царская охота" Л.Зорина (княжна Тараканова).
Б.М.Каширин сотрудничал со многими режиссерами. На омской сцене он сыграл Иоанна Грозного в пьесе А.Толстого, Цыганова в "Варварах" и Луку в "На дне" М.Горького, Фому Опискина в спектакле "Село Степанчиково и его обитатели" Ф.М.Достоевского. Вершины творчества Н.Д. Чонишвили – Сирано в пьесе Э.Ростана и царь Борис ("Смерть Иоанна Грозного", "Царь Борис" А.Толстого), Агабо Богверадзе в спектакле "Пока арба не перевернулась" О.Иоселиани.
А лучшие роли Е.И.Псаревой – Анна в "Последнем сроке" В.Распутина (режиссер – В.И.Симановский) и Мод в "Гарольд и Мод" К.Хиггинса (режиссер В.В.Кокорин).
В 1983 году омскому драматическому театру было присвоено звание "Академический". К этому времени он стал одним из ведущих творческих коллективов России. В 1985 году событием стал спектакль "У войны – не женское лицо" С.Алексиевич в постановке Г.Р.Тростянецкого (Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского была присуждена режиссеру Г.Р.Тростянецкому, актрисам Е.И.Псаревой, Н.В.Надеждиной, К.Г.Барковской, Н.И.Василиади).
В 1991 году была открыта Камерная сцена имени Татьяны Ожиговой.
Сегодня в труппе театра 42 актера. Среди них народные артисты России Валерий Алексеев, Моисей Василиади, заслуженные артисты России Елена Аросева, Наталья Василиади.
В разные годы здесь работали Михаил Ульянов, Любовь Полещук, Елена Аросева, Сергей Чонишвили, Спартак Мишулин, Владисла Дворжецкий и многие другие известные всей России актёры, взрощенные омской землёй.
Омский театр драмы ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность, являясь постоянным участником российских театральных фестивалей «Театр без границ», «Золотая маска» в провинции», «Новая драма», «Золотой конек», «Реальный театр», «Сибирский транзит», III межрегиональный театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова.
Омский государственный академический театр драмы достойно представляет российское искусство на международном уровне: в последние годы спектакли Омской драмы становились ярким событием на фестивалях и гастролях в Сербии, Эстонии, Латвии, Казахстане, Польше, Ирландии, Франции, Хорватии, Чехии, Германии.
Омский государственный академический театр драмы - постоянный участник Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в различных номинациях, неоднократный участник показа спектаклей в рамках внеконкурсной программы "Маска-PLUS" фестиваля "Золотая маска".
Благодаря всей этой многоплановой деятельности, время не властно над Омским театром: его зрительный зал всегда полон. 28 мая 1999 года театр отметил свой 125-й день рождения. В этот день под сводами театра собрались самые близкие, самые верные друзья и поклонники, люди, для которых театр стал частью их жизни. Съехались гости со всех концов мира: США и Японии, Германии и Италии, Латвии и Израиля.
В настоящее время театр плодотворно сотрудничает с российскими и зарубежными режиссерами, художниками, хореографами и актерами. На афише театра, включающей Основную сцену и Камерную сцену имени Татьяны Ожиговой, около 20 названий спектаклей.
Академический театр драмы — это старейший омский театр и один из лучших провинциальных театров России. В последние годы Омский академический стал известен не только в России, но и во многих странах мира.
Серьёзная реставрация здания была проведена по решению Губернатора Омской области Л.К. Полежаева с 2001 по 2004 года. Основной объем работ удалось выполнить без закрытия театра на ремонт. Я прочитал, что к реставрации были привлечены специалисты из различных стран. Зрительские кресла под названием «Пушкин» были изготовлены в Испании, роскошные люстры и светильники (которые просто поразили меня своим великолепием) в Чехии, световое и звуковое оборудование поставили фирмы Австрии, Израиля и Японии. В фойе моё внимание привлёк почти зеркальный блеск гранитных полов, я узнал, что над ними трудились российские мастера Урала. Была восстановлена уникальная лепнина зала – и зрителям снова заулыбалось лукавое лицо Арлекина, освобожденное от поздних слоёв штукатурки. Появились в театре и нововведения, диктуемые жизнью: современная система видеонаблюдения и пожаротушения, студии промышленного телевидения и звукозаписи.
А ещё я узнал, что 22 июля 2011 года произошло очень важное событие для театра – в этот день Председатель Правительства РФ В.В. Путин подписал Распоряжение о присуждении премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России Омскому государственному академическому театру драмы.
А в этом году театр открыл 138 театральный сезон!
В классе среди своих одноклассников я провёл опрос: «Любите ли вы театр?». Я хотел узнать, любят ли мои одноклассники театр, что ребята знают об омских театрах.
На вопрос любите ли вы театр, нет – ответили 2 человека, да – 15 человек, очень люблю – 9 человек.
На вопрос сколько в Омске театров и какие вы знаете, 1 театр назвали – 6 человек,2 театра назвали 9 человек, 3 театра- 3человека, 4 театра – 5 человек, 5 театров- 3 человека, 6 театров – 1, 9 театров назвали 2 человека.
На вопрос сколько раз в год вы посещаете театр, ответили так: 1-2 раза – 8 человек, 3-5 раз – 7 человек, 10раз – 6 человек.
15 моих одноклассников хотели бы стать актёрами, а 11- нет.
22 человека считают работу актёра трудной.
А на вопрос что ты знаешь об Омском драматическом театре, 23 сказали – ничего, 1 человек сказал, что он очень большой и красивый, 1 человек сказал, что там играют романтические сцены, а один человек сказал, что этот театр для взрослых и там большие залы, а на крыше театра стоит статуя.
Я решил познакомить своих одноклассников с тем, что узнал о театре сам.
А когда подрасту, обязательно буду ходить на спектакли Омского Академического театра драмы!
Татьяна Андросова
Омскому Драматическому, его актерам и зрителям
Театр, мой Театр... Люблю тебя навек.
Галерку и партер, твой приглушенный свет.
Вновь в зале тишина и нет меня - актер
Увлек своей игрой и за собой повел.
И зал, и сцена вмиг на два часа слились...
И кто же разберет где здесь игра, где жизнь?
"Легенда - мой Театр, я- твой слуга навек."
Не помню, кто сказал - Мольер или Олег*.
Уж так здесь повелось - играть без фальши роль.
Виват, виват, Актер и омский Зритель мой!
Театр, мой Театр... Что город без тебя?
Пока ты свет несешь, Душа его жива.
Над городом летит Крылатый гений*** твой.
Играй, играй, Актер! Сыграй и смех, и боль.
Твой зритель без тебя, быть может, проживет,
Но в скуке и тоске душа его умрет.
Легенда - мой Театр, люблю тебя навек.
Не помню, кто сказал - мой сын** или Олег:
"Уж так здесь повелось - играть без фальши роль."
Виват, виват, Актер и омский Зритель мой!
Литература:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Омский_академический_театр_драмы
Слайд 1
Работу выполнил обучающийся 3 класса БОУ города Омска «Гимназия № 12» Носов ЕгорСлайд 2
Детей на спектакли драматического театра пускают только с 12 лет , и то не на все. А мне так хотелось попасть за эти большие, красивые двери. Наконец-то я побывал в этом театре, увидел всю его красоту и великолепие изнутри.
Слайд 3
В мае 1874 года по проекту Э. И. Эзета было выстроено первое (деревянное) здание театра, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа. 9 мая 1877 года здание сгорело.
Слайд 4
В 1898 году Дума объявила конкурс на проект здания городского театра. Был выбран проект Иллиодора Геннадиевича Хворинова , гражданского инженера. В июле 1901 года состоялась закладка фундамента на Базарной площади Омска; основные работы завершены к 1902 году.
Слайд 5
Скульптура «Крылатый гений» на фронтоне театра — работа чешского скульптора Владимира Винклера .
Слайд 6
Так же я имел возможность одним глазком взглянуть на репетицию спектакля. Было очень интересно, я смотрел, затаив дыхание…
Слайд 7
В этом году театр открыл 138 театральный сезон.
Слайд 8
22 октября 1941 года Московский театр имени Е. Вахтангова был эвакуирован в город Омск, где расположился в здании Омского областного театра драмы. С ноября 1941 года по август 1943 года на омской сцене три раза в неделю шли спектакли Омского театра, четыре раза — театра им. Евгения Вахтангова. Этот факт положил начало многолетней дружбы двух театров.
Слайд 9
В 1974 году театр награжден Орденом Трудового Красного Знамени. С 1983 года театр носит звание "Академический "
Слайд 10
В разные годы здесь работали Михаил Ульянов, Любовь Полещук и другие известные всей России актёры. Владислав Дворжецкий Сергей Чонишвили Спартак Мишулин Любовь Полещук Михаил Ульянов Елена Ивановна Псарёва Елена Ивановна Аросева
Слайд 11
Академический театр драмы — это старейший омский театр и один из лучших провинциальных театров России.
Слайд 12
Серьёзная реставрация здания была проведена по решению Губернатора Омской области Л.К. Полежаева с 2001 по 2004 года.
Слайд 13
Омский государственный академический театр драмы - постоянный участник Национального театрального фестиваля «Золотая маска». На базе театра с 2008 г. проводится Международный театральный фестиваль "АКАДЕМИЯ«.
Слайд 14
22 июля 2011 года произошло очень важное событие для театра – в этот день Председатель Правительства РФ В.В. Путин подписал Распоряжение о присуждении премии Правительства Российской Федерации имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства России Омскому государственному академическому театру драмы.
Слайд 15
Мой Театр... Что город без тебя? Пока ты свет несешь, Душа его жива. Над городом летит Крылатый гений*** твой. Играй, играй, Актер! Сыграй и смех, и боль. Твой зритель без тебя, быть может, проживет, Но в скуке и тоске душа его умрет.
Слайд 16
Благодарю за внимание!
Рисуем домики зимой
Весенняя гроза
Галка в чужих перьях
"Разделите так, как делили работу..."
Заяц, косач, медведь и весна