Социальное сиротство – это малообъяснимое явление, очень тяжелое для детей и трудное для понимания нормальными взрослыми людьми. Обнаруживается и «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее устоев и изменением отношения к детям. Все чаще проявляются случаи вытеснения детей из семей, насилия над детьми, жестокого отношения к детям в семье, рост беспризорности, уход детей из семьи и т. д.
Рост числа детей в России, оставшихся без родительского попечения, так называемых социальных сирот, привел к тому, что появляется все больше учреждений, которые вынуждены заниматься устройством жизни таких детей.
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_k_domu._starikovoy_l.i._2011_zaklyuchit.variant1.doc | 643 КБ |
Автор работы:
Старикова Лидия Ивановна
город Казань
МБОУ «Гимназия №75», 11 класс
Исследовательская работа
«Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в социальном приюте для детей и подростков «Гаврош»
научный руководитель:
Султанова Кадрия Ханяфиевна
Учитель истории высшей категории
Казань 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.Динамика, причины и проблемы социального сиротства
в современной России…………………………………………………………7
2. Организация и анализ деятельности социального приюта для детей и подростков «Гаврош»………………………………………………………………………..9
3. Проведение динамического социально-педагогического
обследования детей-сирот дошкольного возраста…………………………..16
4. Анализ результатов социально-педагогической реабилитации
детей-сирот дошкольного возраста в условиях социального приюта для детей и подростков «Гаврош» и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности………………………………………………………………....20
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………………....28
Приложения…………………………………………………………………....29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Социальное сиротство – это малообъяснимое явление, очень тяжелое для детей и трудное для понимания нормальными взрослыми людьми. Обнаруживается и «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее устоев и изменением отношения к детям. Все чаще проявляются случаи вытеснения детей из семей, насилия над детьми, жестокого отношения к детям в семье, рост беспризорности, уход детей из семьи и т. д.
Рост числа детей в России, оставшихся без родительского попечения, так называемых социальных сирот, привел к тому, что появляется все больше учреждений, которые вынуждены заниматься устройством жизни таких детей.
О некоторых важнейших тенденциях сиротства в России можно судить по ряду закономерностей, выявленных в Республике Татарстан (РТ) за период с 2009 по 2010год. По оперативной информации отдела методологии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, во-первых, при уменьшении численности детского населения в 1,2 раза число сирот увеличилось в 2,1 раза в абсолютных значениях и в 2,4 раза в пересчете на 10 тыс. детского населения. Во-вторых, претерпела значительные изменения структура состоящих на учете сирот: доля усыновленных детей сократилась (с 58 до 27%), а находящихся под опекой — выросла (в 8,8 раза). Здесь надо подчеркнуть, что согласно данным Подпрограммы «Дети сироты» Федеральной целевой программы «Дети России» (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 172) в России в последнее время отмечается сокращение числа усыновлений российскими гражданами, которое объясняется несколькими причинами: с одной стороны, ухудшением экономического положения семей, с другой — повышением требований к усыновителям, их материальным, жилищным условиям, состоянию здоровья. В-третьих, показатель ежегодного выявления детей-сирот повысился с 8,3 до 18 процентов. В структуре причин постановки ребенка на учет в 3,6 раза вырос удельный вес полного лишения родителей родительских прав (46%). Обозначилась тенденция несвоевременного устройства детей или замены постоянного устройства временным. Так, ежегодно от 4 до 9,6% детей остаются неустроенными, а в целом данная категория выросла в 2,4 раза. Ежегодно определяется на воспитание в семьи (опека, попечительство, усыновление) 60—80% детей, оставшихся без попечения. Показатель ежегодного устройства сирот в семьи вырос с 6,7 до 12,3 процентов, а помещения их в детские дома и иные сиротские учреждения - с 1,6 до 4,4 процента. Таким образом, как и по России в целом, устройство в государственные учреждения значительно опережает семейные формы. Увеличилась почти в 3 раза численность детей, воспитывающихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах (26,8% от всех устроенных в государственные учреждения), что свидетельствует как об объективном ухудшении состояния их здоровья и развития, так и о возможных ошибках в диагностике умственной отсталости детей, воспитывавшихся в условиях многосторонней депривации.
Негативные социальные, биологические и другие факторы лежат в основе формирования у данной категории детей педагогической запущенности разной степени выраженности, которая значительно затрудняет освоение программ общеобразовательного цикла, социализацию детей, их реабилитацию, оказание психологической помощи и поддержки.
Проблеме социально-педагогической реабилитации детей-сирот посвящены работы: М.И. Буянова, М.И Быкова, А.В Бреслава.
Проблемой нашего исследования является: как осуществляется социально-педагогическая реабилитации детей-сирот дошкольного возраста в Государственном бюджетном учреждении «Социальный приют для детей и подростков МТЗ и СЗ РТ «Гаврош» в городском округе «город Казань».
Объектом исследования является процесс социальной реабилитации детей-сирот дошкольного возраста.
Предметом исследования нашей исследовательской работы является социально-педагогическая реабилитация детей-сирот дошкольного возраста на примере Государственного бюджетного учреждения «Социальный приют для детей и подростков МТЗ и СЗ РТ «Гаврош» в городском округе «город Казань»).
Целью работы является исследование социально-педагогической реабилитации детей-сирот дошкольного возраста в условиях приюта.
Нами выдвигается следующая гипотеза дипломной работы:
– Проведение социально-педагогической реабилитации благоприятно влияет на психическое состояние детей-сирот.
Задачи исследования:
1. Выявить динамику, причины и проблемы социального сиротства в современной России, рассмотреть историю возникновения детских приютов в России.
2.Участвовать в проведении динамического социально-педагогического обследование психического состояния детей-сирот дошкольного возраста.
3.Проанализировать результаты социально-педагогической реабилитации детей-сирот дошкольного возраста в условиях социального приюта для детей и подростков «Гаврош» и выработать рекомендации по повышению ее эффективности.
Методы исследования:
-метод анализа научной, периодической и специальной литературы;
-общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, ранжирование и др).
-метод анализа документов;
-методика определения уровня психического состояния по Л.А.Венгеру «Дом, дерево, человек».
На момент проведения нашего исследования количество детей, находящихся в Государственном бюджетном учреждении «Социальный приют для детей и подростков МТЗ и СЗ РТ «Гаврош» в городском округе «город Казань» составляло 58 человек, что и является генеральной совокупностью нашего исследования.
Выборочная совокупность исследования составила 30 (тридцать) детей-сирот дошкольного возраста 4-7 лет. Из них - у двоих детей - статус заблудившегося ребенка, БОМЖ - 2 ребенка, тяжелая жизненная ситуация у 10 детей и социально-опасное положение у 16 детей.
Практическая значимость нашей научно-исследовательской работы состоит в том, что ее материалы и рекомендации могут быть использованы в социальной реабилитации детей-сирот в Государственном бюджетном учреждении «Социальный приют для детей и подростков МТЗ и СЗ РТ «Гаврош» в городском округе «город Казань», а также при проведении научных семинаров, конференций, «круглых столов», лекций по данной проблематике.
1.Динамика, причины и проблемы социального сиротства в современной России
Социальные сироты - дети, оставшиеся без родительской опеки в результате лишения или ограничения их родителей в родительских правах, признания родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, в связи с отбыванием ими наказания в местах лишения свободы. За десять с небольшим лет в России произошел рост устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в семьи, так и в государственные учреждения. В 2010г. в Республике Татарстан 1321 ребенок (66.6%) находящихся в социальных приютах возвращены в родные семьи. В замещающие семьи (под опеку (попечительство), в приемные семьи) были переданы в 2009г. -209 детей, в 2010г. -361 (18%) несовершеннолетних, из них 122 (6.2%) детей передано под опеку и 205 (10,3%) детей направлено в приемные семьи. Вместе с тем 129 детей (6.5%) направлены в интернатные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальное сиротство – это малообъяснимое явление, очень тяжелое для детей и трудное для понимания нормальными взрослыми людьми. Обнаруживается еще и «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее устоев и изменения отношения к детям. Все чаще проявляются случаи вытеснением детей из семей, насилия над детьми, жестокого отношения к детям в семье, рост беспризорности, уход детей из семей.
Причины социального сиротства - социально-экономический кризис, массовая миграция, разрушение материальной базы и нравственных устоев семьи. К числу ведущих факторов, которые определяют социально-экономический статус семьи, принадлежат жилищные условия и материальная обеспеченность. В разрушении нравственных устоев играют следующие такие факторы, как злоупотребление алкоголем, падение престижа брачного института, психологическая несовместимость супругов.
Основные причины нахождения ребенка в социальном приюте в современной России: ограничение в родительских правах; асоциальное поведение родителей; заключение родителя под стражу; тунеядство родителей; жестокое обращение с ребенком; конфликтная ситуация в семье; безнадзорность, тяжелое материальное положение семьи и затруднения с жильем.
Обратимся к истории возникновения детских приютов в России. Ведомство детских приютов возникло в России на основании высочайше утвержденного Николаем I 27 декабря 1839г. «Положения о детских приютах». Этому предшествовало учреждение в 1838г. Комитета главного попечительства детских приютов. В 1869г. он был упразднен и его функции переданы Главноуправляющему IV Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии. При Главноуправляющем была образована особая канцелярия по управлению всеми детскими приютами. Для непосредственного заведования местными приютами в 1839г. в столице были учреждены особые Советы, в губерниях - губернские, в уездах - уездные попечительства детских приютов.
В Казани во время Первой мировой войны призрением детей-сирот занимался созданный 26 сентября 1914г. комитет трудовой помощи семьям запасных и ратников ополчения и призрения детей. Комитет устраивал одиноких детей в благополучные семьи или же в сиротские дома, детские приюты, убежища, ясли-приюты для детей всех возрастов. После Октябрьской революции идея патронатного воспитания была отвергнута, предпочтение отдавалось коллективистскому воспитанию. В 1918г. в ведении Казанского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов находилось 29 домов призрения. В 30-е годы значительно сократилось число интернатных учреждений. В 1935г. в Татарской АССР находилось 20 детских домов со штатом на 2210 детей. С началом военных действий летом 1941г. началась массовая эвакуация детей из прифронтовых областей СССР в тыл, в т.ч. и на территорию Татарской АССР прибыло 101 учреждение с контингентом свыше 10 тыс. человек. Сеть детских учреждений выросла.
После войны часть детских учреждений была эвакуирована на родину и количество учреждений уменьшилось. По состоянию на 1 января 1956г. в Татарской АССР числились 56 детских домов и 8 домов ребенка. В Республике с середины 80-х гг. XX века находилось 3 дома ребенка на 300 мест, два из которых психоневрологического профиля, 16 приютов и детских домов. На 1 января 2011г. в Республике Татарстан насчитывается 26 социальных приютов для детей.
2. Организация и анализ деятельности социального приюта для детей и подростков «Гаврош»
Государственное бюджетное учреждение Социальный приют для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Гаврош» в Городском округе «город Казань» (приют «Гаврош») находится по адресу: 42021, Республика Татарстан, г.Казань, ул. Тинчурина, д.3. Руководителем учреждения является Молостова Ольга Вадимовна.
Учреждение создано в соответствии с федеральными законами от 10 декабря 1995г.N 195-ФЗ (с изм. от 23.07.2008 №160-ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 24.06.99г. N 120-ФЗ (с изм. от 23.07.2008 №160-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Социальный приют «Гаврош» - специализированное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Официально приют открыт с 2002г. и работает круглосуточно. В приют принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям соответствии с законодательством независимо от места жительства.
Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством.
Условия приема, содержание, выписки из приюта, а также оказания видов социальной помощи, излагаются в утвержденном Положении о приюте (Постановление Правительства РФ от 27.11.2000г. N896 «Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся социальной реабилитации») [1].
Положение о приюте утверждается Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан или уполномоченным им лицом.
Весь обслуживающий персонал приюта «Гаврош» насчитывает более 40 человек, в т.ч. заместитель директора по реабилитационной работе, которая координирует работу всех специалистов; заведующая приемным отделением, в подчинении которой находятся психолог и шесть воспитателей приемного отделения; заведующая стационарным отделением, в подчинении которой находятся психолог, логопед-дефектолог; врачи: психоневролог, детский нарколог, педиатр, трое медицинских работников; социальные педагоги; 10 воспитателей, музыкальный руководитель, хореограф, преподаватель по труду; заведующая социально-правовой службой, в подчинении которой находятся три специалиста по социальной работе; юрист; технический персонал, завхоз, два бухгалтера, два водителя, 6 поваров. Деятельность работников регламентируется штатным расписанием, должностными инструкциями. Все специалисты имеют высшее образование и находятся в прямом подчинении руководителя учреждения. Управление приютом осуществляется в соответствии с законодательством РФ и действующим уставом.
Главной целью приюта является профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачами специалистов приюта являются:
- обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
-оказание социально-экономических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, юридических услуг, содействие в возвращение несовершеннолетних в родные семьи.
На Рис.1.показано количество детей, прошедших реабилитацию в приюте «Гаврош» за 2006-2010гг. За 2010 г. прошли реабилитацию в приюте 178 несовершеннолетних.
Основной контингент воспитанников это дети-беспризорники, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, безнадзорные дети, дети, чьи родители находятся под следствием, дети, занимающиеся бродяжничеством, в том числе и из других городов.
Рис.1. Количество детей, прошедших реабилитацию в приюте «Гаврош»
за 2006-2010гг.
В большинстве своем в приют попадают педагогически запущенные, соматически нездоровые дети, которые с ранних лет своей жизни столкнулись с пьянством, побоями, асоциальными действиями своих родителей. Многие из них были лишены самого необходимого – родительской любви, ласки, заботы и защиты. Большое количество детей не имеют элементарных навыков социального поведения, у них искаженное представление об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях.
За время пребывания детей в приюте специалистами проводится целенаправленная работа по дальнейшему их жизнеустройству, восстановлению утерянных документов, закреплению жилой площади. Проводятся обследования жилищно-бытовых условий семей, а также работа по устройству воспитанников в учебные заведения.
Эта работа проводится в тесном взаимодействии с жилищно-коммунальными учреждениями, органами здравоохранения, образования, внутренних дел, судом, комиссией по делам несовершеннолетних.
С детьми в приюте «Гаврош» проводится большая образовательно-культурная работа. Дети посещают Национальный музей, художественные выставки, знакомятся с работами профессиональных художников. В течение года воспитанники приюта посещают кружки: "Шашки, шахматы" при Центре детского творчества на Булаке, фольклорную студию при МакИ, спортивные кружки при парке "Черное озеро", кружки организованные на базе школы № 51.
Администрацией городского социального приюта ведется постоянная работа со средствами массовой информации по проблемам детской безнадзорности и беспризорности. Телекомпанией «Эфир» оказывается помощь в розыске родственников потерявшихся и заблудившихся детей. Программой «Лабиринт» был снят цикл репортажей о воспитанниках приюта попавших в трудную жизненную ситуацию. ТК «ТНВ», «Вариант», «Эфир», «СТС», «Татарстан» освещают различные мероприятия, проводимые в приюте с целью привлечения внимания общественности к проблемам и нуждам детей.
Были опубликованы статьи о работе городского социального приюта в газете «Казанские ведомости» («С годом благотворительности добрые дела не заканчиваются»»), в журнале «Баскет» («Благотворительные акции баскетбольного клуба УНИКС»), в журнале «Беспризорник» («Личность воспитывается личностью»). Благодаря публикациям в журнале «Город женщин» двоих детей дошкольного возраста оформили в приемные семьи. Данные публикации положительно отзываются о работе приюта, способствуют привлечению внимания общественности к жизни и нуждам воспитанников приюта.
Приют «Гаврош» является учебной базой для прохождения социально-педагогической, психологической практики студентов из различных вузов, в том числе, КФУ, КГТУ, КГМУ, АСО г. Казани и других вузов. Студенты принимают участие в проведении психодиагностики детей, тренингов, индивидуальных и групповых занятий, учатся составлять характеристики на детей, грамотно оформлять личные дела, принимают активное участие на праздниках. За учебный год практику проходят от 30 до 50 студентов.
Проанализировав деятельность приюта «Гаврош» с момента его открытия, мы пришли к выводу, что создание системы профилактики безнадзорности и раннего выявления семей групп риска, а также оказание им своевременной помощи (во всех аспектах), позволит значительно уменьшить количество так называемых “кризисных семей”, дети из которых и являются, в конечном итоге, воспитанниками приютов. В связи с этим правильным было бы стремиться к такому состоянию общества, при котором открытие новых приютов считалось бы нецелесообразным, а социальный запрос удовлетворялся бы уже существующим количеством подобных учреждений.[2]
Результаты деятельности городского социального приюта для детей и подростков "Гаврош" за 2010 год подтверждают, что решить проблему социализации и адаптации воспитанников к условиям современной жизни возможно, благодаря сотрудничеству, с различными общественными организациями и СМИ.
Таблица 1.
Сведения об участии в мероприятиях по защите прав воспитанников социального приюта "Гаврош» за 2010 г.
1 | Получено (восстановлено) документов: | 444 |
- свидетельство о рождении | 47 | |
- свидетельство о смерти | 7 | |
- паспорт | 22 | |
- пенсионное удостоверение | 0 | |
- страховой медицинский полис | 29 | |
- справка ЗАГСа | 7 | |
- прочие | 332 | |
2 | Оказано содействие в закреплении жилплощади | 0 |
3 | Открыто лицевых счетов | 0 |
4 | Принято участие в подготовке исковых заявлений | 17 |
- на лишение родительских прав | 15 | |
- по розыску родителей | 1 | |
- о взыскании алиментов | 0 | |
- прочие | 1 | |
5 | Выявлено детей, нуждающихся в экстренной помощи | 0 |
Специалистами выявляются причины социальной дезадаптации детей в семье, школе, социальном окружении. При поступлении в приют определяется статус ребенка, ведется работа с семьей во время пребывания в приюте и после возвращения ребенка в семью.
Таблица 2.
Юридический статус воспитанников приюта, поступивших в отчетном периоде за 2010г.
1. | Дети, оставшиеся без попечения родителей; в том числе: | 15 |
Дети сироты | 8 | |
Дети родителей, лишенных родительских прав | 5 | |
Дети родителей, находящихся в местах лишения свободы | 2 | |
2. | Дети, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении | 41 |
3. | Дети, не имеющие места жительства, места пребывания и средств к существованию | 7 |
4. | Дети самовольно оставившие семью | 25 |
5. | Дети заблудившиеся или подкинутые | 8 |
6. | Дети, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и др. | 3 |
7. | Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации | 8 |
Таблица 3.
За период работы 2006-2010гг. социального приюта "Гаврош»
жизнеустроено несовершеннолетних
2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | |
Опека, попечительство, усыновление | 7 | 5 | 4 | 1 | 6 |
Родные семьи | 61 | 44 | 71 | 36 | 58 |
Приемные семьи | 0 | 2 | 0 | 5 | 8 |
Интернат.учреждения | 0 | 51 | 34 | 51 | 16 |
Направлены в учреждения МВД | 0 | 1 | 2 | 0 | 4 |
Прочее | 0 | 2 | 1 | 23 | 27 |
ВСЕГО | 68 | 105 | 112 | 116 | 119 |
Для восстановления нарушенных связей с родными и близкими специалисты приюта проводят патронажные мероприятия с членами семей воспитанников приюта. Члены семей и их замещающие приглашаются на консультацию к психологам, юристу приюта.
По состоянию на 1 ноября 2011 года в приюте проживают 59 детей, из них на патронат поставлено - 43 семьи, в которых проживает 66 детей.
3. Проведение динамического социально-педагогического обследования детей-сирот дошкольного возраста
В ходе написания данной работы, в период с октября по декабрь 2011г. мы принимали непосредственное участие в проведении динамического социально-педагогического обследования детей-сирот дошкольного возраста.
На момент проведения нашего исследования количество детей, находящихся в социальном приюте для детей и подростков «Гаврош» составляло 58 человек, что и является генеральной совокупностью нашего исследования.
Выборочная совокупность исследуемой группы составила 30 человек - дети-сироты дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет. Из тридцати детей, принимавших участие в эксперименте у двоих детей - статус заблудившегося ребенка, БОМЖ-2 ребенка, тяжелая жизненная ситуация у 10 детей и социально-опасное положение у 16 детей.
Основной целью данного исследования явился анализ изменений психического состояния детей-сирот дошкольного возраста под воздействием социально-педагогической реабилитации.
Задачами данного исследования явились:
-проведение динамического социально-педагогического обследования психического состояния детей-сирот дошкольного возраста;
- проведение анализа полученных результатов социально-педагогической реабилитации детей-сирот дошкольного возраста в условиях социального приюта для детей и подростков «Гаврош» и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности.
Практически все дети имеют задержку речевого развития различной степени. Из тридцати детей дошкольного возраста у одного ребенка диагноз «алалия», у троих - диагноз «олигофрения», восемнадцать детей с нарушениями чтения и письма, обусловленные общим недоразвитие речи ОНР (III), у одного ребенка сенсоневральная тугоухость, два ребенка с ОНР (II) и два ребенка с нарушениями чтения и письма, обусловленными недефференцированностью звонких и глухих согласных. Логопед-дефектолог работает с детьми по формированию психологической базы речи с целью формирования целенаправленных процессов внимания, восприятия, памяти, мышления, развитие общей моторики. Начиная с пятилетнего возраста, идет подготовка детей к обучению, чтению. Воспитатели в работе с детьми применяют вариативные программы с целью создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Среди множества диагностических методов нами была выбрана проективная методика «Дом, дерево, человек.[3]» В связи с тем, что: рисуночные методики очень информативны, т.е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов кроме карандаша и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяют особенно часто.
Эта методика позволяет выявить следующие психологические особенности: астения, гиперактивность, тревога на момент исследования, тревожность как черта личности, неуверенность в себе, боязнь агрессии, страхи, потребность в опоре, нарушение в общении, незащищенность, чувство одиночества.
Рис.2. Динамика выраженности показателей методики «Дом, дерево, человек» до и после социально-педагогической реабилитации детей в социальном приюте «Гаврош»
1-астения; 2-незащищенность; 3-гиперактивность; 4-тревожность как черта личности;5-тревога на момент исследования; 6-неуверенность в себе; 7-страхи; 8-потребность в опоре; 9-повышенная неудовлетворительная потребность в общении; 10- боязнь агрессии; 11-чувство одиночества.
Анализируя рисунки детей, нами совместно с психологом социального приюта «Гаврош» был проведен анализ рисунков, которые мы описываем ниже.
Рисунок Юли (4 года). Рисунок дерева указывает на то, что у ребенка низкая бытовая ориентация, недостаточная социальная адаптированность, ослабленная привязанность к дому и семье, т.к. дерево без корней (висит в воздухе). Закрытые линией кроны говорят о скрытности ребенка. Рисунок человека свидетельствует о задержке в развитии изобразительной функции. Тревога, ощущение бессилия, невротические состояния видны по выражению лица. Сильно преувеличенный размер головы, пустые глаза свидетельствуют о состоянии страха, склонности к фантазиям, импульсивности характера. Подчеркнутые уши – подозрительность, настороженность в контактах с людьми. Проблемы в общении объясняет угловатая фигура человека. Ребенку больше присуще интровертность, т.к. руки плотно прижаты к телу, ребенок нуждается в опоре, защите – широко расставленные ноги.
Рисунок Алексея (6 лет). Рисунок дома крупнее других, что свидетельствует о замкнутости, осторожности в контактах. Из-за слабого нажима карандаша можно сказать, что у ребенка либо пассивное, либо депрессивное состояние. О задержке в развитии изобразительной функции свидетельствует то, что человек изображен способом «головонога». У ребенка высокая импульсивность, гиперактивность, негативизм - судя по глазам и отсутствию рта. Ребенку присуща созерцательность, осторожность в контактах. В рисунке человека одна рука прижата к телу, а вторая направлена в сторону – что говорит о внутриличностном конфликте. Ребенок нуждается в опоре со стороны окружающих, это видно по широко расставленным ногам. Заштрихованный ствол дерева говорит о боязни агрессии и потребности в защите.
4. Анализ результатов реабилитации детей-сирот дошкольного возраста в условиях социального приюта для детей и подростков «Гаврош» и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности
Подводя итог полученным результатам, представляется возможным утверждать, что рабочая гипотеза подтверждена: проведение социально-педагогической реабилитация благоприятно влияет на психическое состояние детей-сирот.
Данная работа была проведена среди 30-ти воспитанников 3-7 лет социального приюта для детей и подростков «Гаврош».
Целью работы было исследование динамики социально-педагогической реабилитации детей сирот дошкольного возраста.
- В данной работе была проанализирована социально-педагогическая реабилитация детей-сирот дошкольного возраста в условиях социального приюта для детей и подростков «Гаврош»;
- выделены социально—правовые аспекты организации деятельности социального приюта для детей и подростков «Гаврош»;
- изучена одна из методик социально-педагогической реабилитации детей-сирот дошкольного возраста - методика «Дом, дерево, человек» А.Л.Венгера; (Приложение №1)
- проведены эмпирические исследования особенностей детей-сирот дошкольного возраста.
В работе было проведено психодиагностическое исследование, состоящее из рисуночной методики «Дом, дерево, человек».
Для оказания социально-педагогической, психологической помощи детям, находящимся в тяжелой кризисной ситуации, вне семьи, в сиротских учреждениях требуется построение реабилитационных и индивидуальных психокоррекционных программ. Специалисты, работающие непосредственно с детьми, в каждом конкретном учреждении должны, прежде всего, опираться на возрастные особенности детей, характерные для каждого возрастного периода развития ребенка[4].
Для улучшения эффективности социально-педагогической реабилитации детей-сирот в социальном приюте «Гаврош» нами предлагаются следующие рекомендации:
1- Специалистам в работе опираться на возрастные особенности детей, характерные для каждого возрастного периода развития ребенка;
2- Разработать поэтапное формирование реабилитационной среды учреждения;
3-Сформировать электронную базу данных о воспитанниках, содержащую информацию о них, защищенную от постороннего просмотра и вмешательства;
4- Проводить обмен опытом специалистов на конференциях, круглых столах, посвященных эффективности социально-педагогической реабилитации детей-сирот;
5- Осуществлять обучение специалистов приюта в целях повышения профессиональной квалификации;
6- Разработать программу курса групповых занятий с воспитателями по формированию и обогащению словарного запаса, выстраиванию конструктивных коммуникаций с воспитанниками, развитию навыков самоконтроля и саморегуляции;
7- Усилить личностную направленность воспитания путем стимулирования собственной активности ребенка;
8- Регулярно проводить отсроченную проверку результатов коррекции, которая бы доказывала устойчивость ликвидации симптоматики на отдаленных этапах после завершения коррекции.
Наиболее оправданной следует считать диагностику эффективности по тем причинным факторам, которые лежали в основе тех или иных подлежащих коррекции явлений.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что наша гипотеза подтверждена. Социальное сиротство – это малообъяснимое явление, очень тяжелое для детей и трудное для понимания нормальными взрослыми людьми. Обнаруживается и «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее устоев и изменением отношения к детям. Все чаще появляются случаи вытеснения детей из семей, насилия над детьми, жестокого отношения к детям в семье, рост беспризорности, уход детей из семей.
Социально-педагогическая реабилитация воспитанников, направленная на коррекцию психического состояния оказала существенное влияние на выраженность большинства исследуемых показателей. Полученные изменения в целом характеризуются как положительные.
После занятий у четверых детей снизилась выраженная непродуктивная нервно-психическая напряженность; у шестерых детей появилась установка на активную деятельность; у четверых воспитанников понизился показатель истощенности, стабилизировалось настроение, появилась положительная настроенность на занятия; умеренная потребность в восстановлении и отдыхе повысилась у пятерых детей. Энергетический потенциал повысился у пятерых детей. У четверых детей снизилось избыточное возбуждение, суетливость. Уровень тревоги на момент исследования снизился у 11 воспитанников, что свидетельствует о развитии доверия к окружающим; у 8 -снизился высокий уровень тревожности как черты личности; у восьми детей повысилась самооценка; у детей появилось чувство защищенности; исчезли страхи; боязнь агрессии.
Практически у всех детей, проживающих в приюте, выявляются задержки в психическом, эмоциональном и речевом развитии. В связи с этим в развитии самооценки у детей выявляются следующие затруднения: дети не могут получать удовольствие от хорошо сделанных заданий; считают, что они ничего не заслуживают; считают, что они ничего не могут изменить и от них ничего не зависит; с трудом веселятся, чаще грустят, озабочены своими проблемами. В межличностном общении выявляются следующие затруднения: недоверие к другим людям и сверстникам; требуют любви, но при этом не допускают глубоких отношений; не раскрываются перед другими; проявляют враждебную зависимость; желают контролировать все, что происходит вокруг; постоянно проявляют чувство бдительности, быть начеку. В особенности проявления чувств испытывают трудности в определении собственных чувств; не могут описать, что они чувствуют; рассказать о своих чувствах; отличаются бедностью эмоционального опыта; испытывают трудности в выражении чувств, особенно гнева, грусти, печали, с трудом понимают чувства других, затрудняются описать, что чувствует другой человек.
Для положительной динамики социально-педагогической реабилитации необходима разработка определенной программы, которая учитывала бы личностные особенности каждого ребенка и которая до настоящего времени не разработана.
Результаты исследования могут быть использованы социальными педагогами, воспитателями, психологами в своей психокоррекционной и консультативной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский приют – это временное пребывание детей и подростков, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством. Основные причины нахождения ребенка в государственном учреждении зависят от его возраста:
- в возрасте до 1 года - это отказ от него;
- в возрасте от 1 года до 3 лет на первом месте отказ и на втором - лишение родителей прав;
- в возрасте старше 3 лет на первом месте лишение родительских прав и на втором - отказ от ребенка[5].
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути. У него формируются специфические черты характера, особое поведение, отличительное личностное развитие, при этом нельзя говорить о том, что лучше или хуже оно, оно просто другое. По данным специалистов, работающих в приютах обнаружить последствия пережитых травматических, стрессовых и кризисных ситуаций у детей бывает достаточно сложно, так как у них явно проявляются чувства незащищенности, беззащитности, страха, нарушения привязанности. Поведение детей характеризуется вспышками гнева, проявлением раздражительности и агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.[6]
Психика ребенка отличается гибкостью, пластичностью и возможностью компенсации. При определенных видах реабилитационной и психокоррекционной работы можно частично компенсировать определенные стороны психического развития и помочь ребенку овладеть навыками социальной компетенции, позволяющими приспосабливаться к культурным типам поведения.
Социальные педагоги, психологи и социальные работники сопровождают ребенка на его поэтапном прохождении жизни в учреждении. На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Вхождение ребенка в коллектив приюта очень сложно и психологи обеспечивают смягчение данного перехода, появление уверенности ребенка в том, что его здесь поймут и у него будет защита. Далеко не все дети смогут оказаться в других условиях жизни, например, попасть в новую семью усыновителей, приемную семью, вернуться в свою обновленную семью.
Большинство детей сегодня вынуждены жить в детских домах, имея при этом, живых родителей, а после совершеннолетия будут пытаться строить самостоятельную жизнь. Таким образом, задача приюта заключается в том, чтобы помочь детям выжить, научиться вести самостоятельный образ жизни, научить их жить в обществе, но не заменять им родителей, систему воспитания в семье.
Проведенное нами исследование социально-педагогической реабилитации детей-сирот дошкольного возраста в Государственном бюджетном учреждении «Социальный приют для детей и подростков МТЗ и СЗ РТ «Гаврош» в городском округе «город Казань», подтвердило правильность нашей гипотезы о том, что проведение социально-педагогической реабилитации благоприятно влияет на психическое состояние детей-сирот. По итогам проведенного исследования нами был выработан комплекс рекомендаций по повышению эффективности социально-педагогической реабилитации.
Таким образом, цель проведенного нами исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Для оказания социально-педагогической, психологической помощи детям, находящимся в тяжелой кризисной ситуации, вне семьи, в сиротских учреждениях требуется построения реабилитационных и индивидуальных психокоррекционных программ. Специалисты, работающие непосредственно с детьми, в каждом конкретном учреждении должны, прежде всего, опираться на возрастные особенности детей, характерные для каждого возрастного периода развития ребенка[7].
В ходе исследований в социальном приюте для детей и подростков «Гаврош» и гимназии №75 нами были проведены в 2010-2011 гг. с детьми приюта многочисленные волонтерские акции в составе Казанского Совета волонтеров. (Приложение №2)
В российских и международных документах основным правом ребенка является право жить и воспитываться в семье.
Сегодня основной целью социальной политики в России является сокращение численности детей-сирот, проживающих в условиях учреждений, за счет развития различных семейных форм устройства детей в семьи граждан и сокращения числа выявляемых ежегодно детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственным механизмом реализации поставленных целей являются федеральные целевые программы. На современном этапе, это - подпрограмма «Дети-сироты» Федеральной целевой программы «Дети России», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2002 г. №732.
Мы надеемся, что выполнение мероприятий этой программы позволит снизить количество социальных сирот, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение; увеличить количество детей передаваемых на воспитание в семьи граждан, и, что самое главное, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их интеграцию в общество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение №1
Симптомокомплексы методики Л.А.Венгер
"Дом, дерево, человек"
Симптомокомплекс | № | Симптом | Баллы |
Тревожность | 1 2 3 4 5 6 | Облака Выделение отдельных частей Ограничение пространства Штриховка Линия с сильным нажимом Много стираний | 0;1;2;3 0, 1,2,3 0.1.2.3 0,1,2,3 0,1,2,3 0.1.2.3 |
| 7 | Мертвое дерево, больной человек | 0.2 |
| 8 | Подчеркнутая линия основания | 0.1.2.3 |
| 9 | Толстая линия фундамента дома | 0.2 |
| 10 | Интенсивно затушеванные волосы | 0.1 |
11 | Подчеркнутые стены | 0.1. | |
12 | Подчеркнутая крыша | 0.1. | |
13 | Сниженный темп работы | 0.1. | |
14 | Отрицательная оценка своих результатов | 1 | |
Тревога как состояние на момент обследования | 1 2 3 4 5 | Множественные линии Увеличенный размер рисунка Стирание и исправление линий Размашистая штриховка Штриховка с сильным нажимом | 0.1 0.1.2.3 0.1.2. 0.1.2.3 0.1.2.3. |
6 | Уточнение инструкции | 1 | |
Неуверенность в себе | 1 | Очень слабая линия рисунка | 0;2 |
| 2 | Дом с краю листа | 0;1 |
| 3 | Слабая линия ствола | 0;1 |
| 4 | Одномерное дерево | 0;1 |
| 5 | Очень маленькая дверь | 0;1 |
| 6 | Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой | 0;1 |
| 7 | Другие возможные признаки |
|
8 | Уменьшенный размер рисунка | 0.1.2.3 | |
9 | Рисунок смещен вниз | 0.1.2.3. | |
Чувство неуверенности | 1 | Рисунок очень маленький | 0;1;2;3 |
| 2 | Отсутствуют ноги, руки | 0;2 |
| 3 | Руки за спиной | 0;1 |
| 4 | Непропорционально короткие руки | 0;1 |
| 5 | Непропорционально узкие плечи | 0;1 |
| 6 | Непропорционально большая система веток | 0;1 |
| 7 | Непропорционально крупные двумерные листья | 0;1 |
| 8 | Дерево, умершее от гниения | 0;1 |
| 9 | Другие возможные признаки |
|
Трудности | 1 | Отсутствие двери | 0;2 |
общения | 2 | Очень маленькая дверь | 0;1 |
| 3 | Отсутствие окон | 0;2 |
| 4 | Излишне закрытые окна | 0;1 |
| 5 | Окна – отверстия без рам | 0;1 |
| 6 | Выделенное лицо | 0;1 |
| 7 | Лицо, нарисованное последним | 0;1 |
| 8 | Отсутствие основных деталей лица | 0;2 |
| 9 | Человек, нарисованный схематично, из палочек | 0;2 |
| 10 | Дом, человек в профиль | 0;1 |
| 11 | Дверь без ручки | 0;1 |
| 12 | Руки в оборонительной позиции | 0;1 |
| 13 | Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей | 0;1 |
14 | Отсутствие рук | 0.1 | |
15 | Руки за спиной, в карманах | 0.1 | |
16 | Кисть, пальцы спрятаны | 0.1 | |
17 | Желание иметь друзей | 1 | |
18 | Отказ без мотивировки | 1 | |
Астения | 1 | Слабый нажим карандаша | 0;1;2;3 |
| 2 | Не доведенные до конца линии | 0;1 |
| 3 | Ветви опущены вниз | 0;1 |
| 4 | Пустые без радужки глаза | 0;2 |
| 5 | Отсутствие рта | 0;2 |
| 6 | Длинная вытянутая фигура | 0;2 |
7 | усталость | 1 | |
Боязнь агрессии | 1 | забор | 1 |
2 | Решетки на окнах, утрированные оконные рамы, забор | 0.1 | |
3 | Подробное изображение коры | 1 | |
Незащищенность | 1 | Подчеркнутая крыша | 1 |
Чувство одиночества | 1 | В доме живут старые люди, только один человек | 0.1 |
Потребность в опоре | 1 | Особо большие толстые ноги или их избыточное количество | 1 |
2 | Подчеркнутые ступни | 1 | |
3 | Преобладание корней | 1 | |
4 | В дупле птица или белка | 1 | |
Страхи | 1 | Глаза пустые без радужки | 1 |
2 | Глаза большие зачерненные | 1 | |
Гиперактивность | 1 | Высокий уровень активности | 1 |
2 | Глаза отсутствуют | 1 |
Приложение №2
Фото-отчет с акций «Дискотека для детей» 18.04.2011 и «Игры для детей» 8.05.2011, проведенных Казанским советом волонтеров в социальном приюте для детей и подростков «ГАВРОШ».
[1] Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» //Консультант плюс.
[2] Социально-трудовая реабилитация детей и подростков как условие их социального включения в жизнь. –Метод. Пособие. – М.: Просвещение, 2008. -115с.
[3] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С. 1-97.
[4] Солтовец А.В. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях. – СПб: Питер, 2000.- 87с.
[5] М.А.Галагузова. Социальная педагогика.- М. Речь, 2000.- С.47-50.
[6] Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. - М., Педагогика, 1999.- С.54-67.
[7] Солтовец А.В. Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях. - СПб:Питер,2008. - С.67-71.
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Крутильный маятник своими руками
Денис-изобретатель (отрывок)
Сладость для сердца
Неньютоновская жидкость